История отечественного танкостроения в послевоенный период - 2000.
   

История создания танка Т-64

 

А. А. Морозов. Главный конструктор КБ №60 с 1951 по 1976 годы, создатель танков Т-34-85, Т-54, Т-64 и Т-64А

Н. А. Шомин. Главный конструктор ХКБМ им. А. А. Морозова с 1976 по 1990 годы, создатель танков Т-64Б и Т-80УД

М. Д. Борисюк. ХКБМ им. А. А. Морозова с 1990 года по наши дни, создатель танков Т-84, Т-72-120, БМ Булат и других

После завершения Великой Отечественной войны А. А. Морозов и ряд других инженеров вернулись из эвакуации на вновь организованный в Харькове завод №75 и организованное там КБ №60. Морозов и его коллектив специалистов имел большой опыт в разработке танков (Т-34-85, Т-44, Т-54) и ему было доверено начать разработку перспективного среднего танка. КБ № 520 в Нижнем Тагиле возглавил молодой и амбициозный Л. Н. Карцев. Карцеву удалось в 1952 году добиться для своего КБ права участия в параллельной с Харьковом разработке перспективного среднего танка. Получение этого правительственного задания сулило увеличение финансирования и приток опытных кадров.
Уже в 1953 году был готов эскизный, а в 1956 технический проект нового танка КБ №60, получившего заводской индекс Объект-430. В 1957 году были изготовлены опытные образцы, а в 1958 году проведены испытания, совместно с разработанным КБ № 520 танком Объект-140. Харьковский танк достойно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение.
Предложенный Л. Н. Карцевым Объект-140, не выдержал испытания, выявились серьезные недостатки двигателя и трансмиссии и низкая технологичность танка, не смотря на некоторые прогрессивные решения. После этого Карцев попросил освободить свое КБ от работ над перспективным средним танком.

Опытный средний танк Объект-430. Боевая масса - 35,5 т. Мощность дизеля 5ТД - 580 л.с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 450 км. Бронирование, мм: лобовая броня - 120, башенная - 190-240. Экипаж - 4 человека. Вооружение: 1x100 мм Д-54ТС (50), 1x14,5 мм КПВТ (300), 2х7,62 мм СГМТ (3000).
Опытный средний танк Объект-140. Главный конструктор - Л. Н. Карцев. Создавался как принципиально новый средний танк: с новой ходовой частью, двигательной установкой и формой корпуса. На этом танке впервые применена механическая планетарная трансмиссия с фрикционными элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном танке Объект-167.

Несмотря на то, что требования заказчика по перспективному среднему танку были полностью выполнены, не удалось значительно превысить параметры характеристик серийного танка Т-54, учитывая, его совершенствование, было решено танк на вооружение не принимать, т.к. имея небольшое преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, Объект-430 создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению и т.п. Сам глава КБ А. А. Морозов был согласен с этим мнением и начал инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка.
Работа по созданию нового танка велась на базе совершенствования Объект-430, как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно отработанные и практически проверенные в работе на танке основные узлы: двигатель, трансмиссию, управление, ходовую часть и др.
Одной из задач было увеличение маневренных качеств машины - решалась установкой в танк форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. и снижением веса танка до 30,5 т.
С целью увеличения огневой мощи на танк была установлена пушка Д-68 калибра 115 мм, а также впервые примененный в мировом танкостроении механизм заряжения, установка которого дала возможность снизить численность экипажа с четырех до трех человек (командир, наводчик и механик-водитель) и значительно уменьшить объем боевого отделения танка.
Указанные конструктивные нововведения, а также ряд других (соосные торсионы, гусеница с РМШ, уменьшение высоты корпуса на 76 мм и высоты башни на 20 мм, уменьшение ширины корпуса) привели, к созданию нового танка - Объект-432. Эскизный проект этого танка был завершен в 1960 году. В результате рассмотрения и одобрения эскизного проекта Объект-432, было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 года о создании на заводе им. В. А. Малышева нового среднего танка.
В 1961 году конструкторским бюро в сжатые сроки был выполнен технический проект танка Объект-432. От эскизного он отличался, прежде всего, усиленной защитой. Рост характеристик противотанкового вооружения вероятного противника и необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия, предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка.

Схема развития отечественных средних танков в 1946-1966 гг. (9 типов танков)

На танке Объект-432 впервые в танкостроении была создана комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из специального наполнителя, размещенного в полости башни и специальных противорадиационных материалов. Резкое усиление защиты привело к увеличению веса танка по сравнению с эскизным проектом до 34 т.
Такой тип брони обеспечивает 15-30% выигрыша по массе в сравнении с монолитной стальной броней. Максимальный прирост получается на преградах со стеклотекстолитовым наполнителем, который устанавливается в корпус отечественных танков, начиная с Т-64.
На первых вариантах Т-64 была литая башня, на второй модификации - башня из алюминиевого сплава, с габаритом около 600 мм, из-за большого габарита (и некоторых недоработок с алюминиевым наполнителем) от нее в последствии отказались. Следующая модификация была с наполнителем из стальных пластин - габарит был уменьшен до 400 мм, однако и этот наполнитель не был полностью совершенен. Следующая модификация, которая применялась при дальнейшем производстве танка, в качестве наполнителя, имела керамические сферы. Над комбинированной защитой Т-64 совместно с Харьковским КБ, работали НИИ Стали и НИИТМ.
Применение комбинированной брони позволило получить аномально высокие защитные противокумулятивные свойства в сравнении с предсказываемыми гидродинамической теорией академика М. А. Лаврентьева, который обосновал преимущество по массе относительно легких наполнителей перед стальной броней при воздействии кумулятивной струи.
Кроме этого, в конструкции Т-64, присутствовали еще два принципиальных момента: низкий оппозитный двухтактный дизель, дававший небольшую высоту моторного отсека и внутренняя амортизация опорных катков. Внутренняя амортизация позволяла повысить стойкость катков к воздействию излучения при ядерном взрыве, а также огнесмесей типа напалм. При этом Т-64 отличался хорошей плавностью хода, что положительно сказывалась, как на условиях работы экипажа, так и на точности ведения огня сходу.
Ходовая часть танка Т-64 хоть и была позаимствована у Объект-430, но имела ряд отличий. На Т-64 новые опорные катки с внутренней амортизацией изготовлялись из алюминиевого сплава. Направляющее колесо было литым из стали. Поддерживающие катки по четыре на каждый борт, как и опорные катки, имели внутреннюю амортизацию. Траки гусеничных лент делались облегченными, разборными, с параллельным резиновым шарниром. Гусеница с такими траками не забивалась грязью и имела очень хорошие сцепные свойства. В целом масса ходовой части Т-64 составляла всего 15% от общей массы танка.

Элементы движителя Т-64

В октябре 1963 г. началось серийное производство еще не принятого на вооружение танка Объект-432. Официально под маркой Т-64 танк был принят на вооружение в декабре 1966 г. Производство танка продолжалось до 1987 г. Было произведено до 8 000 танков различных модификаций. Предусматривалось, что эта машина заменит все серийно выпускаемые модификации танков и станет в дальнейшем единым основным боевым танком Советских Вооруженных Сил СССР. Но этому, как мы видим, не суждено было осуществиться.
Естественно, как и с любым новым танком, содержавшим такое количество новаторских решений по началу с Т-64 были проблемы, в основном связанные с низкой надежностью двигателя, которые были решены в процессе его серийного производства. Эти проблемы никто не отрицает, двигатель имел ряд недостатков - высокая цена (для периода начала серийного производства в 60-е годы), недостаточно хорошие пусковые качества (особенно в условиях низких температур), высокая чувствительность к пыли (предрасположенность к пылевому износу воздушного тракта и цилиндропоршневой группы).
Устранение этих и других недостатков было возможно в рамках конструкции Т-64, однако это требовало времени, а конкуренты не тратили времени даром.
В любом случае, даже противники Т-64 признают, что на танке впервые в мировом танкостроении были внедрены революционные подходы к конструкции танка. С появлением танка Т-64, утратило смысл деление боевых машин на средние и тяжелые: Т-64А, совместив в себе вес и подвижность средних с тяжелым вооружением и мощной броневой защитой тяжелых, стал первым основным боевым танком.
В последнее время в адрес танка постоянно звучат потоки необоснованной критики, а зачастую просто клевета (например «катки у этого танка получились маленькими, и без такой ходовой части не было резерва для модернизации»). Основное утверждение, что якобы, ходовая часть танка Т-64, не имеет резерва по массе для модернизации. Время опровергло это. За годы производства первого Т-64 в 1963 году до его последней модификации, поступившей на вооружение армии Украины в 2005 году, масса танка выросла на 9 тонн. Для примера, масса танка Т-72 с его разрекламированной ходовой за время серийного производства возросла всего на 4,5 тонны.
В годы, последовавшие после распада СССР, появилось много публикаций, рассказывающих об истории отечественного танкостроения в послевоенный период, в которых, зачастую, дается предвзятая и необъективная оценка, преследовавшая интересы одного из ряда крупнейших советских производителей и разработчиков танков. При этом, публикации, довольно часто сопровождаются очернением конкурентов и переписыванием истории в свою пользу. Во многом это обусловлено тем, что в практике отечественного танкостроения в мирное время выпускались два основных боевых танка (Т-64 и Т-72), практически с одинаковыми характеристиками, но с разными ходовыми частями, силовыми установками и другими различиями. Используя принципы объективности, исторического анализа событий и явлений, логичности, авторы статьи намереваются адекватно отобразить особенности ходовых частей танков Т-64 и Т-72 на основе данных войсковых испытаний за период 1976-1984 гг. Подробнее узнать об этом можно в материале - Ходовая часть танков Т-64 и Т-72 (сравнение).

Предшественники Т-64 - Объект-430 и Объект-432

Рост массы танка Т-64
Модификация Т-64 Т-64А Т-64Б Т-64БВ БМ Булат
Годы выпуска 1963-1967 1964-1980 1976-1987 1984-1987 1999 (опытный) - 2005 (середина года)
Боевая масса, т 36,5 38 40,6 42,5 45
Пушка, мм 2А42 115 мм 2А26 125 мм (до 1974) 2А46-1 125 мм 2А46М-1 125 мм или 2А46-2 125 мм 2А46М-1 125 мм или 2А46-2 125 мм КБА3 или 2А46М-1 125 мм
Мощность двигателя, л.с. 5ТД 650 5ТДФ 700 5ТДФ 700 5ТДФ 700 5ТДФМ 850 (6ТД-1 1000)
Скорость максимальная, км/ч 65 60,5 60,5 60,5 60,5
Запас хода, км 500 500 600 600 680
Удельная мощность, л.с./т 19 18,4 17,2 16,5 18,9

При создании и совершенствовании танков, вместе с ХКБМ, большой вклад внесли отраслевые институты и КБ Министерства оборонной промышленности СССР, такие как ВНИИТМ, ВНИИ Стали, НИИД, НИМИ, КБТМ, ЦНИИ Буревестник и другие, ИЭС имени Е. А. Патона АН СССР, а также ГБТУ и НИИБТ Министерства обороны СССР, ВАБТВ имени Р. Я. Малиновского.
Идеология Т-64 стала основой всех появившихся в СССР основных боевых танков (например Т-72 и Т-90, Т-80, Т-80У, Т-80УД, Т-84 и т.д.).

Тема 101
После создания Т-64 работы над перспективными разработками продолжались. В 1971 году в МОП проводилось рассмотрение проектов перспективного танка 80-х годов. Работы над новым средним танком (НСТ) обозначались, как Тема 101.
КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) под руководством Н. С. Попова, в рамках программы Тема 101, разрабатывало ряд проектов - Объект-225, Объект-226, Объект-258 и Объект-280. Компоновка машин оставалась классической, экипаж насчитывал 3 человека, на Объект-225 предполагалось установить пушку калибра 130 мм (ЛП-368), весом 2500 кг.
Объект-225. Боекомплект составлял - 50 снарядов (36 в МЗ). Вес танка - 41,6 т. Удельная мощность - 23,5 л.с./т. Запас хода: по шоссе - 600 км, по бездорожью - 200 км. Двигатель ГТД - 1200 л.с.
Главным отличием Объект-226, являлся дизельный двигатель разработанный барнаульским Трансмаш. Вес данного танка, составлял 42,5 тонны. Возимый запас топлива - 2 тонны. Титан был использован в балансирах, пальцах гусениц, боковой броне корпуса. На танке предполагалось применить новое СУО Морж, разработки КМЗ, прибор командира Краб, а также перископ Свисток. Защита: лобовая броня корпуса - от 550 до 600 мм, бортовая броня - 70 мм и башенная броня - 550 мм. Нижний лист корпуса, был взят с Изделие-434.
Объект-258. Скорость - 80 км/ч. Запас хода по шоссе - от 500 до 550 км. Запас хода по пересеченной местности - от 350 до 380 км. Динамический ход катка - 280 мм (в ходовой части применялся титан). Вес ходовой части - 7,3 т. Боекомплект - 45 снарядов. Вес - 42 т.
Защита передней части, имеет эквивалент - 550 мм.
КБ Челябинского тракторного завода (главный конструктор П. П. Исаков), в качестве перспективной машины, предъявил проект - Изделие-780. Вес танка, составлял 49,8 тонн, боекомплект - 49 снарядов, из них в МЗ, находилось 17 штук. Параметры веса: ходовая часть - 7265 кг, корпус - 11400 кг, колпак - 7000 кг, МТО - 3730 кг, боекомплект - 1806 кг, топливо - 1525 кг.
Другим проектом, было Изделие-785. Вес танка, составлял 43 тонны. Максимальная скорость - 75 км/ч. Боекомплект, состоял из 50 снарядов, из них 30 штук, ноходились в МЗ (выстрел унитарный). Защита: лобовая броня - 700 мм, башенная - 600 мм.

1 и 2 - Изделие-780. Компоновка машины предполагала размещение всего экипажа в башне в защищенной капсуле. Такая компоновка не подтвердила свое право на жизнь.
3 и 4 - Объект-225

Комментарии Александра Морозова: Тема 101 у ЛКЗ и ЧТЗ не получалась. Лично я не разделяю мнений по схеме, компоновке и заложенным характеристикам. Забот хватит лет на десять. Припек очень мал. Машина будет очень дорогая. Не вижу ее перспективы. МЗ вчерне - наш, харьковский. Заложенные ТТХ занижены и уступают натовским.
Радус-Зенькович, вариант ЧТЗ сразу отверг, его доводы были убедительными. Вариант ЛКЗ представляет интерес, но требует оценки по стоимости при массовом производстве.
Яворский выступил против свободного размещения боекомплекта на изделиях Объект-172М и Объект-225. Это недопустимо и опасно. Объект-225, по оценкам Н. С. Попова, превосходил танк Т-64А на 50%. То есть значительного отрыва от серийного танка не имел.
Комментарии Александра Морозова: В Объект-225, отрыва нет, его технический уровень соответствует нашему модернизированному Изделие-434, защита и вооружение - слабые. Наша перспективная машина по всем элементам и параметрам должна быть невиданной и непревзойденной.
Изначально, Харьковское КБ при Заводе имени Малышева, на работы по программе Тема 101, не привлекалось, так как занималось совершенствованием производившегося тогда серийно Т-64А. Но А. А. Морозов в инициативном порядке разработал свой проект перспективного танка Объект-450, получивший неофициальное название Т-74.
Главной целью и направлением нашей работы является резкое повышение всех показателей танка, характеризующих не только его боевые, но и эксплуатационные и производственные качества по сравнению с танком Т-64А, а также перспективными зарубежными образцами.

Проект перспективного танка КБ при Заводе имени Малышева (макет 1:10)
ТТХ танков Т-64А, Т-64БМ и Т-74 (из дневников А. А. Морозова)

А. А. Морозов так представлял концепцию перспективного танка: «Одним из главных, на наш взгляд, недостатков существующей «классической схемы» танка, в основном создающий все препятствия к дальнейшему повышению его тактико-технических свойств, является несовершенство компоновки его боевого отделения. Оно напоминает очень тесную однокомнатную квартиру или солдатский вещевой мешок, в котором экипаж зажат оружием, баками, боекомплектом, различными механизмами, тягами, проводами и другими многочисленными устройствами и деталями, некоторые из которых транзитом проходят в МТО. Кроме того, все это двигается, вращается, дымит, является источником шума и травм, представляет взрыво и пожароопасность, создает разобщенность экипажа, затрудняет эвакуацию его из танка, не обеспечивает элементарные условия для работы, обитаемости и многое другое.
В представляемой компоновке, так называемое, боевое отделение танка подвергнуто коренному изменению, в первую очередь, путем разделения его на отдельные изолированные друг от друга, самостоятельные отсеки: топлива, боекомплекта, вооружения, отделения экипажа и МТО.
Таким образом, если компоновка современного танка «классической схемы» по сути дела танк на два отдельных отсека: МТО и боевое отделение, то представляемая компоновочная схема предусматривает уже 5 герметичных отсеков: МТО, отсек боекомплекта, отделение экипажа, топливное отделение, вооружение.
Такое изолированное размещение внутри танка: экипажа, боекомплекта, топлива и вооружения, позволило коренным образом улучшить и по-новому решить условия обитаемости экипажа. Одновременно с этим, увеличились возимые боекомплект и запас топлива, повысилось вооружение, за счет установки дополнительной автоматической пушки, калибра 30 мм и второго спаренного пулемета, калибра 7,62 мм. Все это, практически, удалось решить без увеличения внутренних объемов и габаритов танка. Наоборот, лобовой силуэт и внутренний объем нового танка, даже несколько уменьшился по сравнению с Т-64А (Т-64А - 5,55 м2, - 10,3 м3; Т-74 - 5,26 м2 (на 5%), - 9,5 м3 (на 7,5%)).
В основе предлагаемой новой компоновки, главным и решающим узлом танка, конечно, является вынесенное вооружение. Оно само по себе не ново, в какой-то степени является разновидностью авиационных и ракетных установок, работающих без непосредственного контакта с оператором. Для танковых условий, вынесенное вооружение применяется впервые и, естественно, потребует большой работы и совместного решения многих технических вопросов с разработчиками пушек, оптиками, стабилизаторщиками, броневиками, электриками и другими специалистами.
Решим эту задачу - будет хороший танк, не решим - никакого танка не будет.»