АЗЛК - Легковые автомобили (СССР+РФ)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Москвич-3-5 / Москвич-2150 / Москвич-С

Крокодил Гена и компания
Тот, кто застал времена, когда полноприводные легковушки ГАЗ-М72 и Москвич-410 еще бегали по дорогам СССР, мог задаться вопросом: а почему на базе Волг и Москвичей следующих поколений не создавались подобные внедорожники?
Причина в том, что эти автомобили отличали общие недостатки - недостаточная прочность легкового кузова, жесткость и шумность. Поэтому в дальнейшем советские внедорожники всегда разрабатывали как самостоятельные модели, хотя это и более трудоемкий путь.
Пока УАЗ готовил армейский джип УАЗ-469, конструкторы АЗЛК разрабатывали более комфортабельный вариант для сельского хозяйства, народных служб и любителей выездов на природу. Затем к нему подключились Иж и ВАЗ. Наименьший интерес в правительстве вызвал Иж-14, наибольший - ВАЗ-2121 Нива, с годами ставшая культовой. Образец АЗЛК Москвич-2150 был ближе к классическому внедорожнику: угловатый кузов на раме, запаска на правом борту. Он внешне и конструктивно смахивал на Land Rover или ранние Toyota Land Cruiser. Минавтопром предпочел Ниву, а внедорожным Москвичом неожиданно заинтересовались военные. Кто-то кому-то даже успел отдать приказ создать в г. Кинешме Ивановской области завод под выпуск 60 тыс. Москвич-2150 в год, но дальше этого дело не пошло.
Лидер отрасли в 1960-х гг., АЗЛК попал в трудное положение с началом проекта ВАЗ. Волжский автозавод претендовал на то место, которое занимал АЗЛК, и оттянул от московского завода и интерес правительства, и денежные ресурсы. Москвичи нашли выход в том, чтобы сместиться в нишу выше Жигулей, но ниже Волг. И действительно, такая ниша была. По длине первые были меньше последних почти на метр, а по объему двигателя - на литр, или почти на 40 %. Фактически Жигули были городскими машинами, Волги - представительскими. АЗЛК впервые в СССР решил создать машину большого семейного класса, или современного класса D.
Работа над Москвичами серии 3-5 (в цифрах был закодирован период начала выпуска - 1973-1975 гг.) началась в 1967 г. По желанию директора завода, первым образцам придали максимальное сходство с Москвичом-412, только увеличенным в длину и ширину. В конце концов дизайнеры настояли на том, чтобы придать автомобилю более современную внешность. Так появились Москвич-3-5-5 и Москвич-3-5-6. Современные технически, стильные, с превосходящей Жигули богатой отделкой, эти автомобили неплохо смотрелись бы даже рядом с только пошедшей в серию BMW поколения E12, но в министерстве дали отказ.
Название следующего прототипа - Москвич-С1 (он же Меридиан 1700TS) - должно было говорить о том, что АЗЛК отрекается от связи с предыдущими разработками. Спортивный поджарый фастбек с целым набором новаторских решений - многорычажная задняя подвеска, коробка передач с рычагом на крышке (без тяг), блок-фары - руководство завода назвало прорывным (а рабочие метко прозвали крокодилом Геной за яркозеленую окраску). Слишком прорывным: С1 даже не стали пробовать утвердить в производство, сразу начав работу над более привычным вариантом, превратившимся в Москвич-С3.
В 1960-х гг. слова передний привод в министерстве автомобильной промышленности воспринимали как оскорбление. В 1970-х гг. ситуация сменилась на противоположную: новым Москвичам не дали дороги лишь за то, что они были заднеприводными, несмотря на то что элитные BMW, Mercedes-Benz, SAAB, Volvo имели именно задний привод. В результате на АЗЛК прислали переднеприводную Simca 1308 с заданием: скопировать для серийного выпуска.
Вышеупомянутые разработки объединяет общее назначение - они должны были стать Москвичами четвертого поколения - и общая судьба. После банкротства АЗЛК в начале 2000-х гг. опытные образцы заняли место в музее АвтоРевю, став памятником попытке завода сохранить собственное узнаваемое лицо.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

Москвич-2141 Юрий Долгорукий / Москвич-2142 Князь Владимир / Москвич-2335 / Москвич-2901

Из долгого ящика
Одновременно с внедрением модели Москвич-2141 на АЗЛК в 1980-е гг. велись и другие интересные проекты. Из-за чехарды с руководящим составом страны большинство этих разработок были свернуты, но затем, когда предприятие попало в кризис, некоторые из них попытались реанимировать.
Самым успешным (относительно других подобных проектов) стал седан Москвич-2142, дошедший до серийного производства. Этот автомобиль много критиковали за неуклюжую, непропорциональную внешность. Специалисты АЗЛК, участвовавшие в его разработке, не отрицают этого факта, оправдываясь лишь условиями, в которых им приходилось работать.
Изначальная задача на копирование Simca 1308 не включала создание седана. Данное указание пришло позже и поставило инженеров в трудную ситуацию: расчеты силовой структуры французского кузова у них отсутствовали, а без них невозможно было узнать, что можно изменить в автомобиле без нарушения прочности. Вот почему задняя часть седана выглядит чемоданоподобно.
Изначально седан считался модификацией М-2141, пока на одном из этапов его статус не подняли до отдельной модели - с другими интерьером, шасси, двигателем, вентилируемыми передними тормозами, присвоив индекс 2142. В начале 1990-х гг. работы внезапно свернули, чтобы ускорить доработку мини-вэна М-2143 Яуза и моторного завода. Оба эти проекта потерпели фиаско, и в 1997 г. завод попытался реанимировать седан, выпустив его под названием Князь Владимир. От прототипа 1980-х гг. он отличался двигателем Renault, удлиненным на 20 см кузовом, а также иностранной светотехникой. Седан считался более престижной моделью, нежели появившийся одновременно Святогор, поскольку был тише, плавнее на ходу, а в качестве опций можно было заказать кондиционер, электропакет и гидроусилитель руля.
В тех же 1980-х гг., когда вошли в моду полноприводные легковые модели Audi и Subaru, а АЗЛК был близок к созданию мощного современного двигателя, конструкторы завода стали работать и над полноприводными версиями Москвичей. Здесь советский завод пошел по компромиссному пути: не иностранная лицензия, а собственная разработка, но с участием британских специалистов из известной фирмы FFD. Москвичи создали неплохую конструкцию с дифференциалами повышенного трения и любопытными особенностями. Например, применили редкую заднюю подвеску де Дион, как на спортивных моделях Jaguar. Стремление унифицировать полноприводную трансмиссию с переднеприводной привело к тому, что на заднем ходу полноприводные Москвичи превращались в переднеприводные.
Работы по полному приводу также были свернуты в конце 1980-х гг., чтобы вернуться в конце 1990-х, когда АЗЛК выпустил полноприводные версии седана М-2144 и пикапа М-2344.
Уже позже, в годы гиперинфляции, москвичи умудрились разработать пикап М-2335, а также его вариант М-2336 повышенной грузоподъемности, полноприводный пикап М-2340 и несколько моделей прицепов к ним. В производство в 1994 г. пошел единственный - базовый пикап М-2335.
Позднее он стал основой для еще нескольких вариантов, доведенных лишь до опытных партий. В 1998 г. появился электромобиль, в 2000 г. - 4-местный пикап, аналогичный американским пикапам типа Double Cab или King Cab. Его отличительное свойство: исключительная устойчивость на высоких скоростях благодаря очень длинной базе. В 2001 г., менее чем за год до банкротства завода, успели выпустить полноприводный 4-местный пикап, а также его вариант военного назначения, оснащенный турелью для пулемета или легкой пушки.
Универсал АСМП (автомобиль скорой медицинской помощи) М-2901, также сделанный на базе Москвича-2141, мог бы стать самой быстрой каретой скорой помощи в России, развивавшей скорость до 160 км/ч. Работы по созданию этого автомобиля велись с 1994 г. на Киевском авторемонтном заводе № 5. Однако таможенные сложности между Россией и Украиной не позволили киевлянам наладить массовый выпуск. Вторая попытка создать амбулаторный автомобиль на базе Москвича-2141 была предпринята в 2001 г., когда АЗЛК совместно с нижегородской фирмой Самотлор-НН создал Москвич-2901М. Для этого автомобиля конструкторы также предлагали использовать шасси с полным приводом, обосновывая тем, что даже в Москве машины скорой помощи регулярно буксуют во время гололеда и больших снегопадов.
Мы уже не узнаем, насколько востребованными оказались пикапы и универсалы АЗЛК. Производство их было прекращено не по причине отсутствия заказов, а из-за банкротства завода, не справившегося с долговым кризисом.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

Москвич-2139 Арбат / Москвич-3733

Московские универсалы
Нынешняя история АЗЛК могла сложиться совсем по-другому, если бы не отсутствие современного производства моторов. По факту свои хорошие разработки у завода были - новая линейка дизелей и бензиновых двигателей Москвич-413/414. Для них требовалась принципиально новая производственная линия, и в конце 1980-х гг. она была практически достроена. Чтобы полностью загрузить ее и как можно скорее окупить инвестиции, АЗЛК вел работы над широкой линейкой автомобилей под эти двигатели, включая микроавтобусы и мини-вэны.
Разработка мини-вэна М-2139 Арбат началась в 1987 г. и завершилась всего за четыре года. Возможно, пригодился прошлый опыт: АЗЛК был в числе тех, кто в 1950-е гг. экспериментировал с созданием микроавтобусов - завод произвел экспериментальный Москвич-А9. Конструкция машины отличалась большой продуманностью: хорошая вентиляция салона (открыть можно было даже окна в задних дверях), многофункциональный руль, трансформируемый салон. Передние сиденья полностью разворачивались, превращая салон в кают-компанию, длина подушки сиденья регулировалась, обеспечивая хорошую поддержку коленям. Даже сейчас не каждый мини-вэн может похвастаться такими возможностями. Пластиковые панели кузова вешались на стальной каркас.
Был создан самоходный макет на агрегатах Москвич-2141. Производить Арбат собирались в городке Сухиничи Калужской области (в собственность АЗЛК перешел долгострой, Сухиничский завод автоматических линий).
Второй работой московских конструкторов стал микроавтобус Москвич-3733, более крупный автомобиль, также созданный на агрегатах Москвича-2141. Этой работой заинтересовался чешский Братиславский автомобильный завод (БАЗ). Чехи помогли москвичам в разработке и создали на базе микроавтобуса грузовой фургон. Вариант БАЗ назывался BAZ TYP MNA 1000 (цифра указывает на грузоподъемность фургона). В 1990-1991 гг. два предприятия вместе сделали три опытных образца.
Оба автомобиля поражают опережающим уровнем дизайна. Например, в 1990-е гг. постсоветское пространство наполнили мини-вэны Mitsubishi Space Star, весьма похожие на Арбат. Микроавтобус М-3733 выглядел куда современнее и гармоничнее газовского Соболя, хотя последний появился на 6 лет позже. Дизайнеры АЗЛК сумели предвидеть тенденции автомобильной моды на 5 лет вперед.
Оба автомобиля не пошли в серию из-за финансовых проблем, в которые погрузился АЗЛК в начале 1990-х гг. Причиной стали непомерные затраты, вложенные в недостроенное моторное производство. Парадокс: то, что должно было вдохнуть жизнь в проекты М-2139 и М-3733, на деле погубило их.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

Москвич-2143 Яуза / Москвич-2144 Истра

Когда 2000 год был за горами
Среди прочих разработок, которые велись на АЗЛК в конце 1980-х гг., были два легковых седана. Сближали их внешнее стилистическое сходство и общие габаритные размеры. Внутри же проекты были довольно разными и выполняли различные функции.
Разработка первого проекта М-2143 Яуза (Москвич-Яуза) была начата предположительно в 1987 г. (точных данных об обоих седанах, к сожалению, нет). Автомобиль отличался смелым дизайном с двойной подоконной линией и затейливым перечесением кривых поверхностей. Технически Яуза была автомобилем следующего поколения по сравнению с Москвичом-2141: травмобезопасный руль, новый комплект приборов, электростеклоподъемники, аудиосистема Былина, бортовой компьютер (отечественного производства) и 95-сильный бензиновый двигатель Москвич-414. Параллельно готовились передне- и полноприводный варианты.
Внешность Яузы перекликается с ВАЗ-2110, разработка которой велась в те же годы. Оба автомобиля принадлежат к поколению округлого биодизайна. Сходство породило легенду о заимствовании, однако единого мнения в этом вопросе нет: одни утверждают, что подглядел ВАЗ, другие - что АЗЛК. Скорее всего, дизайнеры просто одновременно натолкнулись на одну и ту же идею.
До 1991 г. завод успел сделать три ходовых макета Яузы на агрегатах Москвич-2141. Предполагалось, что в производстве автомобиль будет освоен к 2000 г. Затем последовала смена руководства, и новые начальники дали проекту негативную оценку: дескать, у машины масса недостатков и она неперспективна. Опытные образцы переместились в заводской музей. Тем не менее до 1995 г. их держали под черным покрывалом, опасаясь промышленного шпионажа. Видимо, надеялись, что отношение к Яузе изменится.
Второй проект М-2144 Истра (на ранних стадиях - М-2145) имел второе название - Автомобиль 2000 года. Наименьшими из новшеств Истры были подушки безопасности и ABS. Более футуристичными - проекция показателей дисплея на лобовое стекло и камера ночного видения. А главными - клиноременная коробка передач, алюминиевый кузов и многотопливный двигатель.
Ведущие автопроизводители мира только разрабатывали эти решения на тот момент, так что о заимствовании речи не идет. На серийных японских и немецких моделях они появились позднее либо так и не появились до настоящего времени. Клиноременные коробки передач стали популярны в конце 1990-х гг. (их называют также вариаторы). Серийные алюминиевые кузова компания Audi впервые в мире представила в 1994 г., а кузов Истры был еще необычнее: он не имел центральных стоек, а двери открывались вверх. Весил автомобиль всего 700 кг.
Ради экологичности и экономичности разрабатывался многотопливный дизель, работающий на любом нефтяном топливе - от бензина до солярки - или на рапсовом масле. Для повышения КПД была применена теплоизоляция камер сгорания и добавлен стартер-генератор с функцией старт-стоп. Кроме этого, для Истры готовилась активная пневмоподвеска, предотвращающая клевки при торможении, приседания при разгоне и крены в поворотах.
Эти и другие смелые проекты доказывают, что на рубеже 1980-1990-х гг. автомобильная промышленность СССР была готова к качественному рывку. И как выглядели бы автомобильные салоны сейчас, если бы воплотились в жизнь такие замыслы, как Яуза и Истра?
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

Москвич-2142 Дуэт / Москвич-2142 Дуэт-2 / Москвич-2142 Иван Калита

От себя не убежишь
К 1998 г. спрос на Москвичи упал до такого уровня, что в отдельные месяцы конвейер приходилось останавливать. Над предприятием повисла реальная угроза банкротства, и руководство АЗЛК предположило: может быть, у завода слишком много конкурентов? Решили создать линейку моделей, которые не предлагал бы ни один другой российский производитель.
Начали с автомобиля среднего представительского класса, названного Иван Калита. Правительство Москвы, владелец предприятия, проявило интерес к закупкам такой модели.
По факту Калита был не более чем бутафорией представительского автомобиля, поскольку средств на создание подобной машины у АЗЛК не было. На руле красовалась надпись SRS Air Bag (подушка безопасности), однако подушки не было. Кузов для Калиты позаимствовали у модели Князь Владимир, изменив дизайн передней части на манер американского Lincoln и удлинив багажник. Даже фары стояли от Князя Владимира, только закрытые декоративными колпаками, чтобы создать видимость новой оптики. Иван Калита оказался еще более противоречив внешне, чем Князь Владимир, также далеко не красавец.
Машина была напичкана импортными узлами, начиная с двигателя Renault, которые составляли половину стоимости Калиты. Комплектацию сделали по-настоящему роскошной - отделка кожей, мини-бар, кондиционер, телевизор, электрорегулировки сидений, зеркал и рулевой колонки, вентилируемые тормоза и гидроусилитель руля.
В 1999 г. за Калитой последовало первое российское купе Дуэт - укороченный 2-местный вариант люкс-седана, с идентичной богатой отделкой. Разработан автомобиль был всего за две недели.
Собирали автомобили Иван Калита и Дуэт вручную (хотя предполагалось, что они станут крупносерийными), потому что спрос на них оказался еще хуже, чем на дешевые Москвичи - Святогор, Юрий Долгорукий и Князь Владимир. Мэрия Москвы купила несколько десятков экземпляров Калиты и на этом остановилась. Последней разработкой, которая вышла хоть и малой, но серией, стал Дуэт-2 - более дешевый вариант Дуэта с передком от Святогора и двигателем ВАЗ-2106.
С сегодняшних позиций видно, что проблема Москвича была не в обилии конкурентов. АЗЛК попал в ситуацию, когда издержки росли, а качество падало, и в конце концов покупатели отвернулись от марки с испорченной репутацией. Не все, конечно. И в 2000-х гг. находились энтузиасты, приобретавшие, к примеру, полный комплект деталей на Дуэт и собиравшие машину своими руками.
Покупатели люкс-автомобилей к качеству особенно требовательны, так что попытка АЗЛК перейти в этот сегмент выглядит как бегство от себя. Неудивительно, что она провалилась.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4