Допомога проекту
WebMoney
E558684278515
WebMoney
R339002842822
WebMoney
Z368823732896
|
ГАЗ ГЛ1
Советский дрэг-рейсинг
В 1930-х гг. компания Ford ввела моду на дешевые и мощные автомобили,
популярные у молодежи и положившие начало дрэг-рейсингу. Условия этих
гонок были предельно просты: машины стартуют с места и соревнуются на
дистанции в 1 милю (или 1 км), а на финише засекается скорость, до
которой разогнался автомобиль. Подобные гонки стали популярными и в
СССР, ведь для этого достаточно было взять серийный автомобиль,
облегчить его, форсировать и придать кузову более обтекаемую форму.
Самым знаменитым предвоенным дрэг-рейсером можно считать, пожалуй,
газовский ГЛ-1. Аббревиатура означала «Гоночная Липгарта» (по фамилии
главного конструктора завода), хотя разработкой машины руководил
конструктор Евгений Агитов.
Поскольку автотеория была лишь в зародыше, конструкторы гоночных
автомобилей больше надеялись на свою интуицию, чем на расчеты. В
результате были созданы весьма любопытные аппараты. Так, ГЛ-1 был
построен на шасси ГАЗ-М1. Мощность двигателя увеличили на 30 %, для
облегчения и уменьшения воздушного сопротивления удалили крылья,
подножки, бамперы и другие наружные детали.
Капот у машины остался «эмовский». Место салона занял 1-местный кокпит с
низеньким фонарем (на манер самолета-истребителя), попасть в который
можно было сверху через люк. Переднемоторная компоновка не позволяла
расположить пилота по центру, поэтому его сиденье было смещено влево
вместе с рулем. Чтобы сделать кокпит как можно уже, в левом борту
прорезали отверстие под локоть гонщика, а сам он сидел вплотную к борту.
Сзади кузов оканчивался обтекателем в форме китового хвоста.
Первые свои соревнования, проходившие в Киеве в 1938 г. при судействе
земляка горьковчан, летчика-испытателя Валерия Чкалова, ГЛ-1 проиграл.
Позднее в том же году автомобиль поставил-таки всесоюзный рекорд, развив
скорость 147,84 км/ч.
В 1940 г. ГЛ-1 прошел модернизацию, получив новый 6-цилиндровый мотор
ГАЗ-11, форсированный до 100 л. с., и установил новый всесоюзный рекорд
скорости - 161,78 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны след ГЛ-1 потерялся. Исчезли все
изготовленные экземпляры и техническая документация. Лишь в 1970-е гг.
художник Александр Захаров пробудил интерес к этому автомобилю,
восстановив его облик по старым фотографиям и опубликовав свою работу в
журнале «За рулем». К 70-летию рекорда, в 2010 г. мастерская Александра
Бушуева сделала копию ГЛ-1 на оригинальном шасси одного из сохранившихся
ГАЗ-11-73.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо,
2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4 |