ГАЗ - Автобусы / Автоспецтехника / Военная (броне)техника / Грузовые автомобили / Легковые автомобили (СССР+РФ)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ГАЗ ГЛ1

Советский дрэг-рейсинг
В 1930-х гг. компания Ford ввела моду на дешевые и мощные автомобили, популярные у молодежи и положившие начало дрэг-рейсингу. Условия этих гонок были предельно просты: машины стартуют с места и соревнуются на дистанции в 1 милю (или 1 км), а на финише засекается скорость, до которой разогнался автомобиль. Подобные гонки стали популярными и в СССР, ведь для этого достаточно было взять серийный автомобиль, облегчить его, форсировать и придать кузову более обтекаемую форму.
Самым знаменитым предвоенным дрэг-рейсером можно считать, пожалуй, газовский ГЛ-1. Аббревиатура означала «Гоночная Липгарта» (по фамилии главного конструктора завода), хотя разработкой машины руководил конструктор Евгений Агитов.
Поскольку автотеория была лишь в зародыше, конструкторы гоночных автомобилей больше надеялись на свою интуицию, чем на расчеты. В результате были созданы весьма любопытные аппараты. Так, ГЛ-1 был построен на шасси ГАЗ-М1. Мощность двигателя увеличили на 30 %, для облегчения и уменьшения воздушного сопротивления удалили крылья, подножки, бамперы и другие наружные детали.
Капот у машины остался «эмовский». Место салона занял 1-местный кокпит с низеньким фонарем (на манер самолета-истребителя), попасть в который можно было сверху через люк. Переднемоторная компоновка не позволяла расположить пилота по центру, поэтому его сиденье было смещено влево вместе с рулем. Чтобы сделать кокпит как можно уже, в левом борту прорезали отверстие под локоть гонщика, а сам он сидел вплотную к борту. Сзади кузов оканчивался обтекателем в форме китового хвоста.
Первые свои соревнования, проходившие в Киеве в 1938 г. при судействе земляка горьковчан, летчика-испытателя Валерия Чкалова, ГЛ-1 проиграл. Позднее в том же году автомобиль поставил-таки всесоюзный рекорд, развив скорость 147,84 км/ч.
В 1940 г. ГЛ-1 прошел модернизацию, получив новый 6-цилиндровый мотор ГАЗ-11, форсированный до 100 л. с., и установил новый всесоюзный рекорд скорости - 161,78 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны след ГЛ-1 потерялся. Исчезли все изготовленные экземпляры и техническая документация. Лишь в 1970-е гг. художник Александр Захаров пробудил интерес к этому автомобилю, восстановив его облик по старым фотографиям и опубликовав свою работу в журнале «За рулем». К 70-летию рекорда, в 2010 г. мастерская Александра Бушуева сделала копию ГЛ-1 на оригинальном шасси одного из сохранившихся ГАЗ-11-73.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4