НПП Солитон - АвтоспецтехникА (РФ)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
Леший-2159 / Ратибор-2159

Двойные стандарты
Саратовское предприятие Солитон с конца 1980-х гг. работает на службы МВД и МЧС - поставляет оборудование для ведомственного спецтранспорта. Возможно, из разговоров с заказчиком и родилась концепция Лешего-2159 - вездехода с исключительной проходимостью, пригодного к управлению водителем с легковыми правами категории B.
Большинство внедорожников на самом деле - вседорожники. Им всем нужно относительно твердое и ровное покрытие. В то же время в России огромные территории, по которым не пройдет ни один джип, - солончаки, тундра, пески, болота, сугробы, лесной бурелом, речки, горы и прочее. Леший, по идее, призван был справляться с подобными трудностями.
Конструктивно этот автомобиль - бигфут, вездеход с легковым кузовом и комфортабельным салоном Chevrolet Niva, поставленным на огромные тракторные колеса. В отличие от большинства одноклассников, он имеет автомобильную сертификацию, относительно недорог, экономичен и хорошо управляется на шоссе.
Несущий кузов Niva не выдержал бы нагрузок, на которые рассчитан Леший, поэтому в основе машины - рама из толстых труб, к которой кузов просто крепится сверху. Двигатель и коробка передач жестко связаны с кузовом, а раздаточная коробка и шасси - с рамой.
Поначалу на Леший ставили последовательно целых две раздаточные коробки! С одной коробкой маломощный двигатель ВАЗ-2123 не справился бы с нагрузкой огромных колес. На более новых образцах он заменен на более мощный мотор ЗМЗ или дизель Fiat, что позволило одну раздаточную коробку убрать. Передаточное число трансмиссии можно менять в пределах от 5,6 до 100 - разница в 18 раз!
В основе шасси лежат мосты от армейского полноприводного грузовика ГАЗ-66, только тормоза заменены на дисковые, причем спереди - с двойными суппортами. Это нужно, чтобы на асфальте Леший, масса которого составляет более 3 т, не представлял угрозы для легковушек, резко тормозящих на светофорах. В самом легком варианте автомобиль оснащается покрышками от БТР-80 диаметром 1,1 м. Если же владелец не собирается кататься по городу, можно поставить колеса низкого давления с большими грунтозацепами диаметром до 1,3 м, и тогда Леший обретает способность двигаться по воде. На раме предусмотрено место для крепления подвесного мотора. В штатное оборудование входит лебедка, а за отдельную плату можно купить якорь и поставить вторую лебедку сзади. Съемные пороги можно использовать как мостки для движения по слабым грунтам.
Сложность конструкции чревата поломками, поэтому потенциально опасные узлы - тормозная система, пружины и амортизаторы - продублированы. Менее важные детали выполнены максимально ремонтопригодными. Трансмиссия основана на испытанных узлах ГАЗ и УАЗ (за исключением импортной коробки передач), огромные колеса - быстроразборные (для заклейки проколов), в комплектацию входит электронасос.
Салон у Лешего комфортабельнее, чем у Chevrolet Niva. Руль регулируется по высоте, в базовой комплектации GPS-навигатор, замок с дистанционным управлением, иммобилайзер, сигнализация, электростеклоподъемники и электропривод зеркал. Есть гидроусилители руля, сцепления и тормозов.
Год спустя после презентации Лешего-2159 Солитон представил аналогичные модели на базе UAZ Pickup и Patriot - соответственно Ратибор-21594 и Ратибор-21591. Эти автомобили вместительнее, но тяжелее, оснащаются турбодизелем Iveco и не обладают плавучестью.
Конструкторы Солитона смогли реализовать задуманные качества. В тестах журналисты отмечали хорошую управляемость на шоссе, устойчивость (благодаря низкому центру тяжести - спасибо грузовым мостам) и мягкость при быстром движении по неровной местности. Недостатком сочли только отсутствие жесткой блокировки дифференциалов, что ухудшает цепкость машины при диагональном вывешивании. Поэтому главное - не останавливаться, а для бигфута это не составляет трудности.
Почему мы не видим Леших и Ратиборов на дорогах и в телевизионных репортажах о деятельности МЧС? Может быть, министерству нужно время, чтобы проявить интерес к новинке? Скорее всего, дело в другом.
Все бигфуты проигрывают в практичности армейским грузовикам. А в тех местах, куда и грузовик не дойдет, спецы привыкли пользоваться вертолетами. Остается надежда на частные заказы, но и здесь вряд ли найдется много желающих кататься по дорогам на таком двойном стандарте. Скорее всего, Лешему и Ратибору придется довольствоваться ролью шоу-стоппера (привлекать посетителей выставок к конкретному стенду) и спортивного экзотик-кара.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4