Допомога проекту
WebMoney
E558684278515
WebMoney
R339002842822
WebMoney
Z368823732896
|
Леший-2159 / Ратибор-2159 Двойные
стандарты
Саратовское предприятие Солитон с конца 1980-х гг. работает на службы
МВД и МЧС - поставляет оборудование для ведомственного спецтранспорта.
Возможно, из разговоров с заказчиком и родилась концепция Лешего-2159 -
вездехода с исключительной проходимостью, пригодного к управлению
водителем с легковыми правами категории B.
Большинство внедорожников на самом деле - вседорожники. Им всем нужно
относительно твердое и ровное покрытие. В то же время в России огромные
территории, по которым не пройдет ни один джип, - солончаки, тундра,
пески, болота, сугробы, лесной бурелом, речки, горы и прочее. Леший, по
идее, призван был справляться с подобными трудностями.
Конструктивно этот автомобиль - бигфут, вездеход с легковым кузовом и
комфортабельным салоном Chevrolet Niva, поставленным на огромные
тракторные колеса. В отличие от большинства одноклассников, он имеет
автомобильную сертификацию, относительно недорог, экономичен и хорошо
управляется на шоссе.
Несущий кузов Niva не выдержал бы нагрузок, на которые рассчитан Леший,
поэтому в основе машины - рама из толстых труб, к которой кузов просто
крепится сверху. Двигатель и коробка передач жестко связаны с кузовом, а
раздаточная коробка и шасси - с рамой.
Поначалу на Леший ставили последовательно целых две раздаточные коробки!
С одной коробкой маломощный двигатель ВАЗ-2123 не справился бы с
нагрузкой огромных колес. На более новых образцах он заменен на более
мощный мотор ЗМЗ или дизель Fiat, что позволило одну раздаточную коробку
убрать. Передаточное число трансмиссии можно менять в пределах от 5,6 до
100 - разница в 18 раз!
В основе шасси лежат мосты от армейского полноприводного грузовика
ГАЗ-66, только тормоза заменены на дисковые, причем спереди - с двойными
суппортами. Это нужно, чтобы на асфальте Леший, масса которого
составляет более 3 т, не представлял угрозы для легковушек, резко
тормозящих на светофорах. В самом легком варианте автомобиль оснащается
покрышками от БТР-80 диаметром 1,1 м. Если же владелец не собирается
кататься по городу, можно поставить колеса низкого давления с большими
грунтозацепами диаметром до 1,3 м, и тогда Леший обретает способность
двигаться по воде. На раме предусмотрено место для крепления подвесного
мотора. В штатное оборудование входит лебедка, а за отдельную плату
можно купить якорь и поставить вторую лебедку сзади. Съемные пороги
можно использовать как мостки для движения по слабым грунтам.
Сложность конструкции чревата поломками, поэтому потенциально опасные
узлы - тормозная система, пружины и амортизаторы - продублированы. Менее
важные детали выполнены максимально ремонтопригодными. Трансмиссия
основана на испытанных узлах ГАЗ и УАЗ (за исключением импортной коробки
передач), огромные колеса - быстроразборные (для заклейки проколов), в
комплектацию входит электронасос.
Салон у Лешего комфортабельнее, чем у Chevrolet Niva. Руль регулируется
по высоте, в базовой комплектации GPS-навигатор, замок с дистанционным
управлением, иммобилайзер, сигнализация, электростеклоподъемники и
электропривод зеркал. Есть гидроусилители руля, сцепления и тормозов.
Год спустя после презентации Лешего-2159 Солитон представил аналогичные
модели на базе UAZ Pickup и Patriot - соответственно Ратибор-21594 и
Ратибор-21591. Эти автомобили вместительнее, но тяжелее, оснащаются
турбодизелем Iveco и не обладают плавучестью.
Конструкторы Солитона смогли реализовать задуманные качества. В тестах
журналисты отмечали хорошую управляемость на шоссе, устойчивость
(благодаря низкому центру тяжести - спасибо грузовым мостам) и мягкость
при быстром движении по неровной местности. Недостатком сочли только
отсутствие жесткой блокировки дифференциалов, что ухудшает цепкость
машины при диагональном вывешивании. Поэтому главное - не
останавливаться, а для бигфута это не составляет трудности.
Почему мы не видим Леших и Ратиборов на дорогах и в телевизионных
репортажах о деятельности МЧС? Может быть, министерству нужно время,
чтобы проявить интерес к новинке? Скорее всего, дело в другом.
Все бигфуты проигрывают в практичности армейским грузовикам. А в тех
местах, куда и грузовик не дойдет, спецы привыкли пользоваться
вертолетами. Остается надежда на частные заказы, но и здесь вряд ли
найдется много желающих кататься по дорогам на таком двойном стандарте.
Скорее всего, Лешему и Ратибору придется довольствоваться ролью
шоу-стоппера (привлекать посетителей выставок к конкретному стенду) и
спортивного экзотик-кара.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо,
2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4 |