РБВЗ - Вагоны / Грузовые автомобили / Корабли / Легковые автомобили / Самолеты (Латвия)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
Знаменитое русское качество
В начале XX в. российская продукция ценилась в мире за высокое качество, и в этом утверждении нет иронии. Достаточно упомянуть хотя бы «Руссо-Балт», первый массовый отечественный автомобиль.
Выпускал эти машины Русско-Балтийский вагонный завод. Изначально железнодорожная, эта компания производила широкий спектр разной техники - от двигателей до самолетов. С РБВЗ же началась и карьера авиаконструктора Игоря Сикорского, пионера вертолетостроения.
Автомобильный отдел в компании возник в 1908 г., а уже через год РБВЗ начал выпускать серийные легковые и грузовые автомобили. Прототипами их стали бельгийские модели фирмы Fondu, из которой на завод пришел молодой главный конструктор Жюльен Поттера. Автомобиль получил название «Русско-Балтийский», а впоследствии - «Руссо-Балт» (аналогично французскому Russo-Baltique).
Самыми популярными стали легковые автомобили - компактная модель К12 и большая С24, отличающиеся размером и мощностью двигателей. В названиях машин использовались две цифры (через косую черту). Первая означала расчетную мощность двигателя, вторая - реальную. Аббревиатура С24/30, например, означала «Руссо-Балт» модели С мощностью 30 л. с.
Несмотря на иностранный прототип, обе модели носили ряд оригинальных или передовых конструктивных решений. Так, картеры и поршни отливали из алюминия, а все колеса и шестерни крутились на шариковых подшипниках. Детали были взаимозаменяемыми (показатель высокой точности производства) и производились практически исключительно самим РБВЗ - закупались только манометры, шариковые подшипники и шины. Тормоза у обеих моделей были барабанными и размещались на задних колесах, что в те времена считалось естественным решением.
Шасси и двигатели выпускали в Риге, а ставили на них кузова индивидуальной постройки, изготавливаемые экипажными отделами в Риге и Петербурге. Для этих целей РБВЗ, в частности, купил «Фрезе и Ко» - компанию-первенца российского автомобилестроения.
Одним из самых популярных «Руссо-Балтом» оказалась большая легковая модель С24, выпуск которой на заводе составил 55 % от общего. Эта модель имела сложную заднюю подвеску, состоявшую из двух продольных и одной поперечной рессор и делавшую комфортной езду по булыжной мостовой и грунтовым колеям. Топливо поступало не самотеком, а под давлением отработавших газов.
«Младшая» модель К12 по причине небольшой массы - 1200 кг - имела сзади компактные 3/4-эллиптические рессоры и термосифонную систему охлаждения (без насоса, действовавшую за счет разницы температур). Оригинальным решением стали цилиндры, выполненные общим блоком. Коробка передач на К12 располагалась отдельно от мотора.
Технический уровень машин был весьма высоким по мировым меркам, сочетая в себе хорошие динамические данные и качество. «Руссо-Балты» успешно участвовали в ралли Петербург - Монте-Карло, поднялись на Везувий.
На 3-м Петербургском международном автомобильном салоне, состоявшемся в 1910 г., РБВЗ представил экспозицию из пяти автомобилей, а на следующем автосалоне в 1913 г. - уже из шести. Несмотря на шумную славу и рекламу, продажи оказались ниже ожидаемых. В Петербурге (в то время столице России) было продано около 20 экз., еще несколько разошлось по другим городам (причем из Москвы фирма не получила ни одного заказа). Однако это вовсе не означает, что машина не продавалась. Определенный интерес к «Руссо-Балтам» все же был: 2 экз. купил императорский гараж (К12 и С24), еще несколько - члены семьи императора и известные российские промышленники, экономисты и ученые. А главным заказчиком стала армия, забравшая 64 % всего выпуска.
Одной из причин низкого спроса могла быть высокая цена. Так, сходные модели Renault и Opel в то время стоили около 5 тыс. руб., несколько ниже компактного К12.
В 1916 г., когда шла Первая мировая война, правительство эвакуировало завод под Москву, в Фили, где машины продолжали понемногу производить, и уже в советское время были сделаны 10 последних «Руссо-Балтов».
«Руссо-Балт» вошел в историю как символ высокого русского качества и технического мастерства. Поскольку наследников прав на эту марку нет, разные автомобильные ателье в настоящее время предпринимают попытки использовать заработанный ею имидж, выпуская модели с аналогичным названием. Однако ни одна из них не стала по-настоящему известной.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4