DeLorean
   
Проект DeLorean Motor был задуман одним из руководителей концерна General Motors ("Дженерал Моторс") Джоном Де-Лорианом в 70-е гг., осуществился он в Северной Ирландии в начале 80-х гг. и рухнул в неразберихе долгов и финансовых проблем в 1982 г. Для изучающих основу бизнеса он стал образцовым уроком плохого планирования, организации амбициозного производства и неумелого управления финансами.

Джон ДеЛориан был талантливым инженером, быстро продвинувшимся в иерархии концерна General Motors в 60-70-е гг. Вслед за постом главного инженера отделения Pontiac ("Понтиак") он занял место генерального управляющего отделения Chevrolet ("Шевроле"), а в 1972 г. был назначен вице-президентом General Motors. Вскоре его положение пошатнулось. В 1973 г. ДеЛориан покинул концерн. Сам он настаивал на том, что подал в отставку, но многие наблюдатели утверждали, что его уволили за несоблюдение норм поведения делового человека.


DMC или DeLorian Motor Company была задумана и управлялась Джоном З. ДеЛорианом
На следующий год ДеЛориан задумал свое заднемоторное спортивное купе, рассчитывая продавать его в США. Следующие четыре года он провел в поисках места для его изготовления. После неудачных попыток в Пуэрто-Рико и Ирландии, он убедил британское правительство помочь ему построить новый завод в Данмурри, близ Белфаста, Северная Ирландия.

Для превращения абстрактной мечты в полностью готовый к производству автомобиль, соответствующий всем требованиям США, ДеЛориан обратился к фирме Lotus ("Лотус"). Работа заняла два года, и первые опытные автомобили с кузовными панелями из нержавеющей стали появились в декабре 1980 г. Официальные продажи "DMC-12" начались в середине 1981 г. и сразу же появились сомнения в качестве их изготовления. Сначала автомобили направлялись только в США, а продажи в Европе должны были начаться в 1983 г.

Вскоре стало ясно, что качество действительно оставляет желать много лучшего, и что реальный спрос на такие специфические автомобили неизмеримо меньше ожидаемого ДеЛорианом. Он предполагал ежегодно продавать 25 тыс. "DMC-12", что означало выпуск 600 машин в неделю. Предел экономической целесообразности составлял соответственно 10 тыс. и 200 автомобилей. ДеЛориан рассчитывал на появление очереди на его атвомобили уже в 1981 г. и на высокие цены на них на вторичном рынке, в действительности продажи машин шли с большим трудом.


Существовала одна-единственная модель DeLorian -"DMC-12", выпускавшаяся в Белфасте с 1980 по 1982 г.
К июню 1981 г. завод выпускал по 40 автомобилей в день, к ноябрю это количество возросло до 80, но с финансовой точки зрения проект был нежизнеспособным, и оборудование в основном простаивало. В феврале 1982 г. наступил крах. Британское правительство отказалось предоставлять какую-либо финансовую помощь, и было назначено внешнее управление. Последние автомобили построили осенью 1982 г. Всего компания изготовила лишь 8 тыс. автомобилей "DMC-12". Последние из них долго ждали своих владельцев.

DeLorean DMC-12 1981-1982
Проект "DMC-12" изначально предполагал выпуск заднемоторного автомобиля с пластиковым несущим кузовом от Джуджаро (Giugiaro), с поднимающимися вверх наподобие крыльев чайки дверями и неокрашенными внешними панелями из нержавеющей стали. Заднее расположение двигателя было навеяно немецкой моделью Porsche 911 ("Порше"). Так было в 1974 г. Но когда автомобиль был готов к производству, его внешний вид изменился, появилась хребтовая рама, а для внешних панелей из нержавеющей стали основой стал стеклопластиковый каркас кузова. Полностью изменилась и конструкция двигателя. Прежними остались лишь механизм открывания дверей, заднее (а не среднее!) расположение двигателя и вера самого ДеЛориана в собственный проект.

Первый прототип (1976 г.) имел двигатель и коробку передач автомобиля Citroen CX ("Ситроен"), но мощности мотора не хватало. В 1977 г. появился двигатель Renault/Volvo V6 (2,66 л). И все же практичной машина стала лишь после того, как в конце 1978 г. ей занялась фирма Lotus. Работа заняла почти два года. Поскольку не было времени на исправление серьезных ошибок, ходовая часть стала напоминать шасси модели Lotus Esprit ("Эсприт") с двигателем в пределах базы. Главное же отличие заключалось в перемещении массивного двигателя V6 в заднюю часть кузова, что повлекло значительное увеличение нагрузки на задние колеса.


Джон ДеЛориан настоял на заднем расположении двигателя, чтобы конкурировать с Porsche 911. Но "DMC-12" оказалась маломощной и неуклюжей машиной
Благодаря настойчивому требованию ДеЛориана о размещении двигателя сзади шасси и управляемость автомобиля соответствовали ожиданиям, но задние шины были шире передних. Lotus пришлось использовать весь свой опыт по компенсации последствий развесовки в пропорции 35/65.

В соответствии с американскими требованиями при рабочем объеме двигателя 2,85 л можно обеспечить его мощность всего 132 л.с. Собственная масса автомобиля "DMC-12" достигла 1294 кг. Но в итоге модель оказалась менее скоростной, чем ожидалось. Испытатели журнала Road & Track ("Роуд энд Трэк") развили на этом автомобиле максимальную скорость 175,5 км/ч и с места до 96 км/ч разогнались за 10,5 с, что объясняет начало разработки ДеЛорианом варианта двигателя с турбонаддувом PRV V6. И хотя ДеЛориан планировал выпуск европейского варианта "DMC-12" и четырехдверной модели с кузовом седан, оба эти проекта рухнули с ликвидацией компании в 1982 г.

Следует признать, что DeLorean DMC-12 был скорее предметом для обсуждения и выставочным автомобилем, чем средством передвижения.


Все машины DeLorean имели одинаковый кузов с наружными панелями из нержавеющей стали на стеклопластиковом каркасе. Автомобили были легко узнаваемые, но непопулярные


Характеристика (1981 г.)
Двигатель: V8, верхние распредвалы
Диаметр цилиндра и ход поршня: 91x73 мм
Рабочий объем: 2849 см3
Максимальная мощность: 132 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая или автоматическая 3-ступенчатая
Шасси: на стальной хребтовой раме
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: стеклопластиковое купе с панелями из нержавеющей стали
Максимальная скорость: 175 км/ч