Dodge
   
Джон (John) и Хорейс (Horace) Доджи были первыми совладельцами компании Ford ("Форд"), но с 1914 г. начали изготовление автомобилей под собственным именем. После выпуска ряда крепких, но неинтересных машин, известных как "надежные Dodge", компания в 1928 г. оказалась под крылом концерна Chrysler ("Крайслер").

Такой шаг был частью общего плана. Вскоре марка вошла в группу, включающую Chrysler, Dodge, De Soto ("Де Сото") и Plymouth ("Плимут"). Двигатели, рамы и кузова машин этих отделений зачастую были одинаковыми. В течение многих лет единственными отличиями автомобилей Dodge внутри концерна Chrysler были иной уровень отделки и цена. Но в 50-е гг. новые двигатели V8, названные Red Ram ("Ред Рэм"), улучшили их образ, они удачно стали выступать в спортивных соревнованиях. Репутация Dodge заметно возросла.


"Избавившись" от старинного эпитета "надежный". Dodge культивировал в 60-е гг. образ "автомобиля для настоящего мужчины", что особенно было заметно по модели Charger Daytona. Ее двигатель V8 с полусферическими камерами сгорания развивал в спортивном варианте мощность 500 л.с. Эта модель вместе со своим близнецом Plymouth Superbird ("Супербёрд") возглавляла серию NASCAR, выиграв в начале 70-х гг. 38 из 48 этапов. Один из автомобилей Daytona сумел развить скорость 320 км/ч на прямом участке трассы Talledega в Алабаме
В 60-х гг. покупателям очень понравился новый компактный Dodge Dart ("Дарт") и его варианты "GT", но пик популярности пришел позже с появлением машин Dodge Charger ("Чарджер") - типичных американских "мускулистых" автомобилей. Особенно удачной стала Charger Daytona ("Дайтона"). Подобно большинству американских автомобильных компаний, Dodge чувствовала себя очень уверенно и имела дилерскую сеть по всей территории США. Марка стойко держалась на 6-7-м местах по объемам продаж, следуя обычно за Plymouth, но иногда и вырывалась вперед.

Купе Challenger ("Челленджэр") 1970 г. появилось с запозданием и не смогло повлиять на продажи машин Mustang/Camaro/Firebird ("Мустанг/Камаро/Файрбёрд"). В 70-е гг. Chrysler испытывал огромные проблемы, но Dodge держался на плаву за счет производства обычных семейных машин.



В 80-е гг. автомобили концерна Chrysler значительно уменьшились в размерах, приобрели передний привод, a Dodge вернулась к серии Daytona Coupe. В 90-е гг. Dodge оставалась одной из самых стабильных фирм в Северной Америке. Ее успеху сопутствовали и различные легкие грузовики и универсалы повышенной вместимости, а также появление новых легковых машин типа Stratus Sedan и Coupe.

Dodge Custom Royal ("Кастом Ройял") 1954-1959
Возрождение послевоенного образа Dodge началось в 1952 г. с выпуском нового двигателя V8 Red Ram с полусферическими камерами сгорания, однако он развивал лишь 140 л.с. и был способен на много большее. Первый представитель серии Royal появился в 1954 г. и имел колесную базу 3,05 м, но уже через несколько месяцев была представлена более мощная и лучше оборудованная серия Custom Royal.

Эти автомобили также были рамной конструкции с передней независимой подвеской на торсионах. Дизайн кузова создала группа Вирджила Экснера (Virgil Exner). Машины отличались панорамными ветровыми стеклами и небольшими задними "плавниками". Их размеры в последующие годы увеличились.

Модель 1955 г. имела двигатель V8 (4,5 л, 183 или 193 л.с.). В 1956 г. машина получила 4,5-литровый (218 л.с.) или 5,3-литровый мотор (260 л.с.). В 1957 г. несколько увеличилась колесная база, "выросли" "плавники", а через два года был построен последний Custom Royal. К этому времени автомобиль получил самый мощный двигатель рабочим объемом 6,4 л (320 или 345 л.с.).

Компания предлагала несколько вариантов кузовов. Самыми эффектными были 2-дверное купе с жестким верхом и близкий ему кабриолет. Тогда же появилось 4-дверное купе с жестким верхом, кузов которого не имел центральных стоек. При опущенных стеклах всех боковых дверей кузов казался полностью открытым. Custom Royal был характерным для тех лет дорогим и тяжелым (собственная масса до 1725 кг) автомобилем больших размеров, прекрасно оборудованным и очень быстрым на прямых участках дороги. Один американский обозреватель сказал об этой машине, что в ней все, кроме пепельницы, имеет силовой привод ...

По европейским стандартам обычным недостатком были тормоза и управляемость, но без сомнений американцы любили этот автомобиль. В 1955 модельном году было продано 89304, в 1956 г. - 49292 и в 1957 г. - 55149 Custom Royal. Самыми неудачными оказались 1958 (25112 штук) и 1959 г. (21206).


В 1959 модельном году Custom Royal получил 6,4-литровый двигатель V8, сделавший автомобиль скоростным несмотря на собственную массу 1725 кг


Характеристика (1957 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 93,73x96,52 мм
Рабочий объем: 5328 см3
Максимальная мощность: 260 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая механическая или по заказу автоматическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая торсионная; сзади ведущий мост на поэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местный седан, купе или кабриолет
Максимальная скорость: 177 км/ч
Dodge Charger ("Додж Чарджер") 1966-1970
В 1964 г. Ford Mustang ("Мустанг") отметил начало перехода к выпуску компактных автомобилей. Первым ответом со стороны Chrysler стала модель Plymouth Barracuda ("Барракуда"). Dodge, представив в 1966 г. купе Charger, сразу же поднял планку на новую высоту.


Dodge Charger являлся конкурентом Ford Mustang, но был при этом несколько тяжеловат и громоздок. Первые автомобили серии увидели сеет в 1966 г.
Следующие четыре года модель продавали лишь в варианте большого и просторного 5-местного купе, причем самым мощным из возможных двигателей был 7-литровый мотор с полусферическими камерами сгорания (425 л.с.). Первый Charger при базе 2,97 м заимствовал множество кузовных панелей у модели Coronet ("Корэнит"), но обладал при этом такой особенностью, как передняя облицовка со спрятанными за нее фарами. Широк был выбор двигателей V8. Так, в 1966 г. предлагались пять моторов рабочим объемом 5,2-7,0 л мощностью 230-425 л.с., ряд коробок передач и несколько вариантов подвесок.



Charger 500 1969 г. был выпущен ограниченной партией специально для гонок серии NASCAR
Даже со "средним" двигателем Charger разгонялся с места до 96 км/ч менее чем за 9 с при максимальной скорости 193 км/ч. Молодежь Америки полюбила рычащий 425-сильный вариант. Второе поколение Charger (1968-70 гг.) на той же платформе имело не менее семи вариантов двигателей V8. Очертания кузовов стали более плавными и привлекательными. Сенсационно то, что в 90-е гг. автомобиль оставался популярным, сочетая в себе выдающиеся характеристики (217 км/ч при правильном подборе трансмиссии и самом мощном двигателе) и удивительно легкое управление.

Charger 70-х гг. оказался менее интересным и менее удачливым. Лучшим для модели периодом стали первые четыре года выпуска, когда было продано 53132 автомобиля. Машины второго поколения разошлись тиражом около 50 тыс. штук.


В 1968 г. Dodge Charger получил более элегантный кузов, названный "полу-фастбек". Автомобиль привлекал своими скоростными качествами


Характеристика (426, 1969 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 107,95x92,25 мм
Рабочий объем: 6974 см3
Максимальная мощность: 425 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: несущий кузов
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 5-местное купе
Максимальная скорость: 217 км/ч
Dodge Charger Daytona ("Додж Чарджер Дайтона") 1969 г.
В конце 60-х гг. на престижных американских гонках серии NASCAR доминировали машины концерна Ford. Пожелав выйти вперед, Dodge создал гоночную версию модели Charger - Charger Daytona. Вслед за ней появился близнец Plymouth Road Runner Superbird ("Плимут Роуд Раннер Супербёрд").

При той же платформе Daytona получила более обтекаемый кузов с длинной каплеобразной передней частью и огромным задним крылом-стабилизатором, установленным на стойках на высоте 63 см над крышкой багажника. Машина была длиннее базового варианта (более 5,8 м) и весила 1725 кг.



Большинство дорожных машин получили огромный 7,2-литровый мотор Chrysler V8 (375 л.с.) с клиновыми камерами сгорания, а гоночный вариант - 7-литровый с полусферическими камерами (425 л.с.). Для гонок NASCAR был подготовлен двигатель мощностью более 500 л.с. Поскольку аэродинамическое сопротивление автомобиля снизилось примерно на 20%, он развивал огромную максимальную скорость. На скоростной трассе Talledega в Алабаме на прямом участке он показал 320 км/ч, также превысил рекордную скорость прохождения круга на трассе в Рокин-геме, штат Северная Каролина, на 28,618 км/ч.

В соответствии с требованиями к фирмам-участницам гонок о выпуске более 500 машин, было построено 505 автомобилей Daytona по цене 8 тыс. долларов каждая. В конце 70-х гг. Charger Daytona были практически непобедимыми в соревнованиях на треке. Вместе со своим близнецом Plymouth Road Runner Superbird они выиграли в 1969-70 гг. 38 из 48 этапов серии NASCAR.


Сглаженные формы удлиненного кузова обеспечили снижение аэродинамического сопротивления на 20%. Полностью оборудованный для гонок вариант Charger развивал 320 км/ч на трассах серии NASCAR. Длина машины превышала 5,8 м, а высота стоек заднего "антикрыла" составляла 63 см


Характеристика
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 107,95x92,25 мм
Рабочий объем: 6974 см3
Максимальная мощность: 425 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 4-местный из стали и стеклопластика
Максимальная скорость: 241 км/ч
Dodge Challenger ("Додж Челленджер") 1970-1974
Концерн Chrysler с опозданием отреагировал на небывалый успех Ford Mustang и Chevrolet Camaro/Pontiac Firebird ("Шевроле Камаро/Понтиак Файрбёрд"). Только в 1970 г. Chrysler представил две модели - Dodge Challenger и новое поколение Plymouth Barracuda, которые были меньше и легче машин Charger.


Задуманный как прямой конкурент машинам Ford и GMC, Challenger поступил в продажу в 1970 г. в вариантах купе и кабриолет с двигателями от наклонной "шестерки" (3,7 л) до Magnum V8 (7,2 л). Серия "R/T" отличалась характеристиками и оборудованием, которое устанавливали на модели Challenger
На Challenger использовались новые несущие кузова в вариантах купе и кабриолет. Ходовая часть осталась прежней, включая обычный набор из двигателей V8 и наклонных "шестерок" и торсионную переднюю подвеску. Внешне машина оставляла приятное впечатление и очень походила на модель Ford Mustang. Сначала компания выпускала две серии Challenger - Basic ("Бейсик") и "R/T" (Road and Track - "Роуд энд Трэк"). Последняя была мощнее и лучше оборудована. За время выпуска для Challenger предлагали не менее 12 различных двигателей: один 6-цилиндровый (3,7 л, 110 или 145 л.с.), остальные V8 рабочим объемом 5,2-7,0 л (150-425 л.с.). Вероятно, самыми лучшими по соотношению характеристика-управляемость были машины с двигателями в 5,56 л (240 или 275 л.с.) и 6,27 л (275 или 335 л.с.).

Challenger выглядел короче, чем был на самом деле, имел большую собственную массу (в основном машины весили 1453-1544 кг) и мягкую подвеску. К сожалению, на репутацию автомобилей повлияло качество сборки. Пик популярности 2-дверных малогабаритных (по американским понятиям) машин закончился до начала продаж Challenger. За первый год было реализовано 83 тыс. автомобилей против 190 тыс. Ford Mustang. Но уже на следующий год объем продаж упал до 28 тыс. штук и в дальнейшем продолжал уменьшаться. После 1974 г., когда продали всего 16,4 тыс. экземпляров, производство модели было остановлено.


Прекрасно выглядевший Challenger появился на рынке после моделей Mustang и Сотого. Это негативно отразилось на его продажах


Характеристика (R/T, 1970 г.)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 109,73x92,25 мм
Рабочий объем: 7202 см3
Максимальная мощность: 375 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: спереди независимая торсионная, сзади на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 4-местное купе или кабриолет
Максимальная скорость: 209 км/ч
Dodge Daytona Coupe ("Додж Дайтона Купе") 1983-1994
В конце 70-х гг. концерн Chrysler попал в тяжелейшее финансовое положение. Ли Якокка (Lee lacocca), покинувший Ford после ссоры с Генри Фордом П, взялся в 1978 г. осуществить программу возрождения концерна. Одним из основных пунктов программы стало производство полностью новой переднеприводной платформы К-car ("Кэй-кар"), которая была бы пригодна для седанов, универсалов и (в случае с Dodge) спортивных купе. Успешной стала и последовавшая за ней E-body ("И-боди").

Новые варианты Charger и Daytona появились осенью 1983 г. и с неоднократными декоративными изменениями выпускались более 10 лет. Charger 1984 г. являлся обновленным вариантом седана Omni ("Омни"), но с кузовом купе, который в свою очередь являлся производным от Talbot Horizon ("Тэлбот Хорайзн"). Daytona была облагороженной машиной на базе E-body.


Слово Shelby американским автомобилистам говорит о хорошей приемистости. Daytona Shelby Z1987 г. оправдала свое название с помощью 4-цилиндрового двигателя с турбонаддувом (2,2 л, 176 л.с.), изображенного справа
Подобно большинству автомобилей концерна Chrysler тех лет, Daytona получила поперечный 4-цилиндровый двигатель и передний привод. В те годы все американские машины заметно уменьшились в размерах. Не стала исключением и эта модель с колесной базой 2,46 м при собственной полной массе 1203 кг. Первое время она имела мотор с впрыском топлива (2,2 л, 100 л.с.) или двигатель с турбонаддувом (144 л.с.). Американские покупатели некоторое время приглядывались к автомобилю, имевшему намного лучшую управляемость, чем поколение тяжелых спортивных купе 70-х гг. Daytona быстро доказала свои преимущества.

В 1984 г. появился безнаддувный вариант (100 л.с.) 144-сильного мотора с турбонаддувом, через два года - двигатель размерностью 87,5x104 мм (2501 см3, 101 л.с.). В 1987 г. модель Turbo получила промежуточный охладитель и стала развивать 176 л.с. (Shelby Z). В 1991 г. двигатель с турбонаддувом заменил 2,5-литровый мотор (155 л.с.), а по заказу можно было получить безнаддувный двигатель конструкции японской Mitsubishi ("Мицубиси") размерностью 91,1x76 мм (2972 см!, 143 л.с.).



У Daytona был близнец в программе концерна - Chrysler Laser ("Лазер") с практически таким же кузовом, передним приводом и 2,2-литровым двигателем с наддувом или без него. Поскольку концерн нуждался в оздоровлении своих финансов, спешки с объявлением машин устаревшими не было. Несколько обновлений внешнего вида в конце 80-х гг. мало отразились на автомобиле. Образцы начала 90-х гг. выглядели очень похожими на первые экземпляры. А вот набор 4-цилиндровых двигателей стал шире, но единственной настоящей новинкой 90-х гг. оказался 3,0-литровый мотор V6 компании Mitsubishi.




Характеристика (Turbo, 1984 г.)
Двигатель: Р4 с верхним распред-валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,5x92 мм
Рабочий объем: 2213 см3
Максимальная мощность: 144 л.с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: на винтовых пружинах - спереди независимая, сзади ведущий мост
Тормоза: дисковые/барабанные
Кузов: 4-местный хэтчбек
Максимальная скорость: 193 км/ч
Dodge Viper ("Додж Вайпер") 1992-2002
Концепткар 1989 г. получил такие восторженные отклики, что концерн Chrysler принял решение наладить его серийное производство. Представленный в 1990 г. в качестве дорожного автомобиля, Viper появился в продаже в 1992 г.

Практически все сходятся во мнении, что Viper является преемником модели AC Cobra ("ЭйСи Кобра"). Этот мускулистый открытый 2-местный спортивный автомобиль быстро нашел поклонников и стал почти культовым. Основой очень мощной спортивной машины стала трубчатая рама и установленный впереди верхнеклапанный двигатель V10. Обычный малофорсированный мотор рабочим объемом 8 л мощностью 400 л.с. позволил автомобилю развить максимальную скорость 302 км/ч. Viper не только опережал любой вариант Chevrolet Corvette ("Шевроле Корветт"), но и был способен обогнать, по крайней мере на прямых участках, многие 12-цилиндровые Ferrari ("Феррари").

Ни Dodge, ни какая другая компания, входящая в Chrysler, никогда не выпускала столь выдающийся автомобиль. Его предложил вновь избранный президент концерна Боб Лутц (Bob Lutz), обладавший богатым опытом изготовления автомобилей в Европе.

Огромный 8-литровый двигатель нуждался в прочной 6-ступен-чатой коробке передач. При такой мощности ведущие колеса машины постоянно пробуксовывали при резком прибавлении оборотов. Стеклопластиковый кузов Viper был очень тщательно проработан, чтобы уменьшить подъемную силу при движении на высоких скоростях. В 1996 г. компания представила купе "GTS" с необычной жесткой крышей. Viper GTS-R, ведомый гонщиками Беллом (Bell), Донахью (Donohue) и Друди (Drudi), победил в 1998 г. в классе "GT2" в Ле-Мане.


В середине 2002 г. эту модель заменит второе поколение Viper, которое станет еще мощнее, быстроходнее и дороже


Характеристика (1990 г.)
Двигатель: V10, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x98,6 мм
Рабочий объем: 7990 см3
Максимальная мощность: 400 л.с.
Коробка передач: 6-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: 2-местный стеклопластиковый родстер
Максимальная скорость: 303 км/ч