SAVIEM
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

САВИЭМ
(SAVIEM)
Булонь-Бийянкур/Бленвилль/Лимож
Франция
1955–1981
В результате подписания 23 декабря 1955 г. соглашения между отделением грузовых автомобилей компании "Рено" (Renault) и фирмами "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA) была создана новая группа "Акционерное общество по производству автомобилей промышленного назначения и механического оборудования" (Societe Anonyme des Vehicules Industriels et dEquipements Mecaniques, SAVIEM). Контрольный пакет его акций принадлежал корпорации "Рено". Сосредоточив в своих руках мощную производственную базу сразу трех французских компаний, включая бывшее производство грузовиков "Рено" в Булонь-Бийянкуре, два завода "Латиль" и одно предприятие СОМЮА, компания САВИЭМ поначалу продолжила изготовление многих, ранее выпускавшихся там автомобилей.
К этому времени армейские автомобили оставались только в программе "Рено". Производство грузовиков R-2152 (4x4) и седельных тягачей R-2182 продолжалось под маркой "Рено" до февраля–марта 1958 г., однако параллельно эти автомобили предлагались и с маркировкой САВИЭМ. Из этой серии дольше всех просуществовал грузовик R-4152 (4x4) со 115-сильным дизелем, выпускавшийся как САВИЭМ до 1960 г. Со следующего года на гражданском шасси "Танкарвилль" (Tancarville) фирма предлагала для армии вариант R-7521 (4x4) с горизонтальным 6-цилиндровым 6,8-литровым двигателем "Фюльгур F646" (Fulgur) мощностью 150 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и передней лебедкой с тяговым усилием 5 тс. До 1965 г. изготовили 184 машины этой серии. На заводе "Латиль" в единичных экземплярах выпускали легкие 95-сильные бортовые тягачи М-14А1 (4x4) со всеми управляемыми колесами, служившие на военных аэродромах. Из программы СОМЮА в армию поступали только автомобили серии JL-20 полной массой до 26 т с дизелем мощностью 150–180 л.с.
В начале 60-х гг. группа САВИЭМ при поддержке "Рено" заметно усилила свои позиции: в ее состав вошли два завода в Лиможе и Бленвилле, а также фирма "Синпар" (Sinpar). В октябре 1964 г. началась реализация программы внедрения серии легких армейских грузовиков полной массой 3,5–5,0 т, изначально рассчитанных на городские перевозки. В нее вошли популярные автомобили "Рено Гоэлетт" (Goelette) и "Галион" (Galion), которые с июня 1965 г. предлагались в модернизированных исполнениях "Супер Гоэлетт" (Super Goelette) и "Супер Галион" (Super Galion) 4x4/4x4, носивших аббревиатуры SG-2 и SG-4 соответственно. С конца 60-х гг. все они с незначительными доработками начали поступать в вооруженные силы Франции и стран Африки. Машины оснащались бензиновым двигателем (2,6 л, 65 л.с.) и предлагались как бортовые грузовики, фургоны, санитарные машины для перевозки 6 раненых на носилках и микроавтобусы на 14–24 места. В 1969 г. специально для армии на базе полноприводной модели SG-2 фирма "Синпар" разработала 1,2-тонный армейский грузовик ТР-3 (4x4), получивший верхнеклапанный дизель САВИЭМ (3,0 л, 78 л.с.) с непосредственным впрыском, разработанный в кооперации с немецкой фирмой МАН (MAN), и новую 4-ступенчатую коробку передач. Он развивал скорость 96 км/ч и применялся как бортовой, штабной, санитарный или пожарный автомобиль. В 1975 г. его модернизированный вариант послужил основой легкого тактического грузовика "Рено TRM-1200". До 1984 г. в общей сложности было изготовлено 9,2 тыс. машин этой серии.
Результатом углублявшегося сотрудничества с фирмой МАН на переломе 60–70-х гг. стала обширная гамма коммерческих автомобилей серии SM (SAVIEM-MAN). В 1973 г. созданный на базе серийного грузовика SM-8 полноприводный армейский вариант с мостами МАН или SOMA был принят на вооружение как основной средний тактический автомобиль. Унифицированное с ним шасси SP-8 (4x4) служило для пожарных машин. Обе машины получили 6-цилиндровые дизельные двигатели МАН (135–150 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, двухконтурную пневматическую тормозную систему и гидроусилитель рулевого механизма. SM-8 имел грузоподъемность 4,3–5,3 т и полную массу 11,2 т, снабжался бортовым кузовом с тентом, цельнометаллической или открытой кабиной с тентом или турелью для 12,7-мм пулемета. Он развивал скорость 87 км/ч, мог преодолевать уклон в 55% и 1,2-метровый брод. С 1975 г. фирма "Каррьер" (Carrier) оснащала его угловатой и чуть удлиненной армейской кабиной. В таком исполнении автомобиль вскоре поступил в распоряжение компании "Рено", которая присвоила ему индекс TRM-4000. В общей сложности машин этой серии собрали 7,5 тыс. экземпляров. Разработанное группой САВИЭМ в 1975 г. новое гражданское семейство J полной массой 6,0–13,0 т впоследствии было доработано на "Рено", а 2-тонный вариант 4x4 превратился в армейский тактический грузовик TRM-2000.
В начале 70-х гг. почти вся прежняя гамма грузовиков САВИЭМ была вытеснена немецкими автомобилями МАН с индексом SM. Из них в армии использовались седельные тягачи SM-240 и самосвалы SM-22.215DHK (6x6), а на бескапотных 300-сильных шасси SM-19.304DFA (6x6) фирма СИДЭС (SIDES) монтировала аэродромное противопожарное оснащение. В вооруженных силах Франции широко применялись также автобусы САВИЭМ, причем городская машина S-45RX служила полевым госпиталем.
Многочисленные попытки создания собственных военных автомобилей успеха не принесли. Так в начале 60-х гг. бескапотный 3-тонный грузовик S-7036 (4x4) для НАТО не прошел приемочных испытаний. В 1972 г. совместно с компаниями ФИАТ (FIAT) и МАН фирма САВИЭМ участвовала в разработке плавающего "Евро-джипа" VCL (4х4) или ФИАТ-МАНСАВИЭМ, развивавшего на плаву скорость 10 км/ч. Созданный в то же время собственный джип остался в макетном образце. В 1978 г. на военный конкурс фирма представила новый вариант на базе "ФИАТ AR73 Кампаньола" (Campagnola), но к тому времени было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и "Берлие" (Berliet) в отделение корпорации "Рено" по производству грузовых машин и автобусов "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels, RVI). В результате джип получил индекс TRM-500, а победителем конкурса стал "Пежо Р4" (Peugeot).
На фоне постоянных неудач в области военных автомобилей фирма САВИЭМ оказалась признанным лидером в сфере колесной бронетехники. В 1969 г. в рамках конкурса Генштаба сухопутных войск Франции совместно с инжиниринговой фирмой SEDEMS она приступила к разработке семейства "бронетранспортеров переднего края" VAB (Vehicule de lAvant Blinde). В 1972–73 гг. были готовы прототипы 10-местных плавающих машин с колесными формулами 4x4 и 6x6. В мае 1974 г. вариант САВИЭМ VAB был одобрен, и в 1976 г. в Лиможе началось его серийное производство. В центральной части несущего бронекорпуса располагались дизельный двигатель МАН D2356 (10,7 л, 217 л.с., впоследствии — 235 л.с.) и полуавтоматическая 5-ступенчатая коробка передач "Трансфлюид" (Transfluid), подвеска всех колес была независимой торсионной. Бронемашина преодолевала подъемы крутизной до 60%, на шоссе развивала скорость 92 км/ч, на плаву с двумя водометными движителями — 10 км/ч. Первый заказ составлял 4 тыс. машин. До апреля 1981 г. их выпускали под маркой САВИЭМ в вариантах VCS и VCI с пушками калибра 20, 90 или 120 мм, 7,5- или 7,62-мм пулеметами, VCAC с противотанковыми ракетами, транспортный VTT, VPM и VTM с минометами калибра 81 и 120 мм, патрульный VIB и VMO для служб правопорядка. Впоследствии производство VAB перешло к компании "Рено".
САВИЭМ R-2152, 4x4, 1957 г.
САВИЭМ R-7521, 4x4, 1961 г.
САВИЭМ S-7036, 4x4, 1962 г.
САВИЭМ Супер Гоэлетт SG-2, 1968 г.
САВИЭМ ТР-3, 4x4, 1969 г.
САВИЭМ SM-19.304DFA, 6x6, справа — SG-2, 4x4, 1971 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ, 1972 г.
САВИЭМ SM-8, 4x4, 1973 г.
САВИЭМ SM-22.215DHK, 6x6, 1973 г.
САВИЭМ SM-8 с кабиной "Каррьер" (TRM-4000), 4x4, 1975 г.
САВИЭМ VAB, 4x4, 1976 г.
САВИЭМ VAB, 6x6, 1978 г.