SAVIEM | |
999999999999999999999
|
САВИЭМ
(SAVIEM)
Булонь-Бийянкур/Бленвилль/Лимож, Франция, 1955-1981
В результате подписания 23 декабря 1955 г. соглашения между отделением грузовых
автомобилей компании «Рено» (Renault) и фирмами «Латиль» (Latil) и СОМЮА (SOMUA)
была создана новая группа «Акционерное общество по производству автомобилей
промышленного назначения и механического оборудования» (Societe Anonyme des
Vehicules Industriels et d'Equipements Mecaniques, SAVIEM). Контрольный пакет
его акций принадлежал корпорации «Рено». Сосредоточив в своих руках мощную
производственную базу сразу трех французских компаний, включая бывшее
производство грузовиков «Рено» в Булонь-Бийянкуре, два завода «Латиль» и одно
предприятие СОМЮА, компания САВИЭМ поначалу продолжила изготовление многих,
ранее выпускавшихся там автомобилей.
САВИЭМ R-2152, 4X4, 1957 г.
САВИЭМ R-7521, 4X4, 1961 г.
К этому времени армейские автомобили оставались только в программе «Рено».
Производство грузовиков R-2152 (4x4) и седельных тягачей R-2182 продолжалось под
маркой «Рено» до февраля-марта 1958 г., однако параллельно эти автомобили
предлагались и с маркировкой САВИЭМ. Из этой серии дольше всех просуществовал
грузовик R-4152 (4x4) со 115-сильным дизелем, выпускавшийся как САВИЭМ до 1960
г.
Со следующего года на гражданском шасси «Танкарвилль» (Tancarville) фирма
предлагала для армии вариант R-7521 (4x4) с горизонтальным 6-цилиндровым
6,8-литровым двигателем «Фюльгур F646» (Fulgur) мощностью 150 л.с.,
5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и передней лебедкой с
тяговым усилием 5 тс. До 1965 г. изготовили 184 машины этой серии. На заводе «Латиль»
в единичных экземплярах выпускали легкие 95-сильные бортовые тягачи М-14А1 (4x4)
со всеми управляемыми колесами, служившие на военных аэродромах. Из программы
СОМЮА в армию поступали только автомобили серии JL-20 полной массой до 26 т с
дизелем мощностью 150-180 л.с.
В начале 60-х гг. группа САВИЭМ при поддержке «Рено» заметно усилила свои
позиции: в ее состав вошли два завода в Лиможе и Бленвилле, а также фирма «Синпар»
(Sinpar). В октябре 1964 г. началась реализация программы внедрения серии легких
армейских грузовиков полной массой 3,5-5,0 т, изначально рассчитанных на
городские перевозки. В нее вошли популярные автомобили «Рено Гоэлетт» (Goelette)
и «Галион» (Gallon), которые с июня 1965 г. предлагались в модернизированных
исполнениях «Супер Гоэлетт» (Super Goelette) и «Супер Галион» (Super Galion)
4x2/4x4, носивших аббревиатуры SG-2 и SG-4 соответственно.
САВИЭМ Супер Гоэлетт SG-2, 1968 г.
САВИЭМ ТР-3, 4X4, 1969 г.
САВИЭМ SM-8, 4X4, 1973 г.
САВИЭМ SM-8 с кабиной «Каррьер» (TRM-4000), 4X4, 1975 г.
С конца 60-х гг. все они с незначительными доработками начали поступать в
вооруженные силы Франции и стран Африки. Машины оснащались бензиновым двигателем
(2,6 л, 65 л.с.) и предлагались как бортовые грузовики, фургоны, санитарные
машины для перевозки 6 раненых на носилках и микроавтобусы на 14-24 места. В
1969 г. специально для армии на базе полноприводной модели SG-2 фирма «Синпар»
разработала 1,2-тонный армейский грузовик ТР-3 (4x4), получивший верхнеклапанный
дизель САВИЭМ (3,0 л, 78 л.с.) с непосредственным впрыском, разработанный в
кооперации с немецкой фирмой МАН (MAN), и новую 4-ступенчатую коробку передач.
Он развивал скорость 96 км/ч и применялся как бортовой, штабной, санитарный или
пожарный автомобиль. В 1975 г. его модернизированный вариант послужил основой
легкого тактического грузовика «Рено TRM-1200». До 1984 г. в общей сложности
было изготовлено 9,2 тыс. машин этой серии.
Результатом углублявшегося сотрудничества с фирмой МАН на переломе 60-70-х гг.
стала обширная гамма коммерческих автомобилей серии SМ (SAVIEM-MAN). В 1973 г.
созданный на базе серийного грузовика SM-8 полноприводный армейский вариант с
мостами МАН или SOMA был принят на вооружение как основной средний тактический
автомобиль. Унифицированное с ним шасси SP-8 (4x4) служило для пожарных машин.
Обе машины получили 6-цилиндровые дизельные двигатели МАН (135-150 л.с.),
5-ступенчатую коробку передач, двухконтурную пневматическую тормозную систему и
гидроусилитель рулевого механизма. SM-8 имел грузоподъемность 4,3-5,3 т и полную
массу 11,2 т, снабжался бортовым кузовом с тентом, цельнометаллической или
открытой кабиной с тентом или турелью для 12,7-мм пулемета. Он развивал скорость
87 км/ч, мог преодолевать уклон в 55% и 1,2-метровый брод. С 1975 г. фирма «Каррьер»
(Carrier) оснащала его угловатой и чуть удлиненной армейской кабиной. В таком
исполнении автомобиль вскоре поступил в распоряжение компании «Рено», которая
присвоила ему индекс TRM-4000. В общей сложности машин этой серии собрали 7,5
тыс. экземпляров. Разработанное группой САВИЭМ в 1975 г. новое гражданское
семейство J полной массой 6,0-13,0 т впоследствии было доработано на «Рено», а
2-тонный вариант 4x4 превратился в армейский тактический грузовик TRM-2000.
САВИЭМ SM-19.304DFA, 6X6, справа - SG-2, 4X4, 1971 г.
САВИЭМ SM-22.215DHK, 6X4, 1973 г.
САВИЭМ S-7036, 4X4, 1962 г.
САВИЭМ VAB, 4X4, 1976 г.
САВИЭМ VAB, 6X6, 1978 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ, 1972 г.
В начале 70-х гг. почти вся прежняя гамма грузовиков САВИЭМ была вытеснена
немецкими автомобилями МАН с индексом SМ. Из них в армии использовались
седельные тягачи SM-240 и самосвалы SM-22.215DHK (6x4), а на бескапотных
300-сильных шасси SM-19.304DFA (6x6) фирма СИДЭС (SIDES) монтировала аэродромное
противопожарное оснащение. В вооруженных силах Франции широко применялись также
автобусы САВИЭМ, причем городская машина S-45RX служила полевым госпиталем.
Многочисленные попытки создания собственных военных автомобилей успеха не
принесли. Так в начале 60-х гг. бескапотный 3-тонный грузовик S-7036 (4x4) для
НАТО не прошел приемочных испытаний. В 1972 г. совместно с компаниями ФИАТ (FIAT)
и МАН фирма САВИЭМ участвовала в разработке плавающего «Евро-джипа» VCL (4x4)
или ФИАТ-МАН-САВИЭМ, развивавшего на плаву скорость 10 км/ч. Созданный в то же
время собственный джип остался в макетном образце. В 1978 г. на военный конкурс
фирма представила новый вариант на базе «ФИАТ AR73 Кампаньола» (Campagnola), но
к тому времени было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и «Берлие» (Berliet)
в отделение корпорации «Рено» по производству грузовых машин и автобусов «Рено
Вэикюль Индюстриэль» (Renault Vehicules Industriels, RVI). В результате джип
получил индекс TRM-500, а победителем конкурса стал «Пежо Р4» (Peugeot).
На фоне постоянных неудач в области военных автомобилей фирма САВИЭМ оказалась
признанным лидером в сфере колесной бронетехники. В 1969 г. в рамках конкурса
Генштаба сухопутных войск Франции совместно с инжиниринговой фирмой SEDEMS она
приступила к разработке семейства «бронетранспортеров переднего края» VAB (Vehicule
de I'Avant Blinde). В 1972-73 гг . были готовы прототипы 10-местных плавающих
машин с колесными формулами 4x4 и 6х6. В мае 1974 г. вариант САВИЭМ VAB был
одобрен, и в 1976 г. в Лиможе началось его серийное производство. В центральной
части несущего бронекорпуса располагались дизельный двигатель МАН D2356 (10,7 л,
217 л.с., впоследствии - 235 л.с.) и полуавтоматическая 5-ступенчатая коробка
передач «Трансфлюид» (Transfluid), подвеска всех колес была независимой
торсионной. Бронемашина преодолевала подъемы крутизной до 60%, на шоссе
развивала скорость 92 км/ч, на плаву с двумя водометными движителями - 10 км/ч.
Первый заказ составлял 4 тыс. машин. До апреля 1981 г. их выпускали под маркой
САВИЭМ в вариантах VCS и VCI с пушками калибра 20, 90 или 120 мм, 7,5- или
7,62-мм пулеметами, VCAC с противотанковыми ракетами, транспортный VTT, VPM и
VTM с минометами калибра 81 и 120 мм, патрульный VIB и VMO для служб
правопорядка. Впоследствии производство VAB перешло к компании «Рено».
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
САВИЭМ
(SAVIEM)
Булонь-Бийянкур/Бленвилль/Лимож
Франция
1955-1981
В результате подписания 23 декабря 1955 г. соглашения между отделением грузовых
автомобилей компании "Рено" (Renault) и фирмами "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA)
была создана новая группа "Акционерное общество по производству автомобилей
промышленного назначения и механического оборудования" (Societe Anonyme des
Vehicules Industriels et d'Equipements Mecaniques, SAVIEM). Контрольный пакет
его акций принадлежал корпорации "Рено". Сосредоточив в своих руках мощную
производственную базу сразу трех французских компаний, включая бывшее
производство грузовиков "Рено" в Булонь-Бийянкуре, два завода "Латиль" и одно
предприятие СОМЮА, компания САВИЭМ поначалу продолжила изготовление многих,
ранее выпускавшихся там автомобилей.
К этому времени армейские автомобили оставались только в программе "Рено".
Производство грузовиков R-2152 (4x4) и седельных тягачей R-2182 продолжалось под
маркой "Рено" до февраля-марта 1958 г., однако параллельно эти автомобили
предлагались и с маркировкой САВИЭМ. Из этой серии дольше всех просуществовал
грузовик R-4152 (4x4) со 115-сильным дизелем, выпускавшийся как САВИЭМ до 1960
г. Со следующего года на гражданском шасси "Танкарвилль" (Tancarville) фирма
предлагала для армии вариант R-7521 (4x4) с горизонтальным 6-цилиндровым
6,8-литровым двигателем "Фюльгур F646" (Fulgur) мощностью 150 л.с.,
5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и передней лебедкой с
тяговым усилием 5 тс. До 1965 г. изготовили 184 машины этой серии. На заводе "Латиль"
в единичных экземплярах выпускали легкие 95-сильные бортовые тягачи М-14А1 (4x4)
со всеми управляемыми колесами, служившие на военных аэродромах. Из программы
СОМЮА в армию поступали только автомобили серии JL-20 полной массой до 26 т с
дизелем мощностью 150-180 л.с.
В начале 60-х гг. группа САВИЭМ при поддержке "Рено" заметно усилила свои
позиции: в ее состав вошли два завода в Лиможе и Бленвилле, а также фирма "Синпар"
(Sinpar). В октябре 1964 г. началась реализация программы внедрения серии легких
армейских грузовиков полной массой 3,5-5,0 т, изначально рассчитанных на
городские перевозки. В нее вошли популярные автомобили "Рено Гоэлетт" (Goelette)
и "Галион" (Galion), которые с июня 1965 г. предлагались в модернизированных
исполнениях "Супер Гоэлетт" (Super Goelette) и "Супер Галион" (Super Galion)
4x4/4x4, носивших аббревиатуры SG-2 и SG-4 соответственно. С конца 60-х гг. все
они с незначительными доработками начали поступать в вооруженные силы Франции и
стран Африки. Машины оснащались бензиновым двигателем (2,6 л, 65 л.с.) и
предлагались как бортовые грузовики, фургоны, санитарные машины для перевозки 6
раненых на носилках и микроавтобусы на 14-24 места. В 1969 г. специально для
армии на базе полноприводной модели SG-2 фирма "Синпар" разработала 1,2-тонный
армейский грузовик ТР-3 (4x4), получивший верхнеклапанный дизель САВИЭМ (3,0 л,
78 л.с.) с непосредственным впрыском, разработанный в кооперации с немецкой
фирмой МАН (MAN), и новую 4-ступенчатую коробку передач. Он развивал скорость 96
км/ч и применялся как бортовой, штабной, санитарный или пожарный автомобиль. В
1975 г. его модернизированный вариант послужил основой легкого тактического
грузовика "Рено TRM-1200". До 1984 г. в общей сложности было изготовлено 9,2
тыс. машин этой серии.
Результатом углублявшегося сотрудничества с фирмой МАН на переломе 60-70-х гг.
стала обширная гамма коммерческих автомобилей серии SM (SAVIEM-MAN). В 1973 г.
созданный на базе серийного грузовика SM-8 полноприводный армейский вариант с
мостами МАН или SOMA был принят на вооружение как основной средний тактический
автомобиль. Унифицированное с ним шасси SP-8 (4x4) служило для пожарных машин.
Обе машины получили 6-цилиндровые дизельные двигатели МАН (135-150 л.с.),
5-ступенчатую коробку передач, двухконтурную пневматическую тормозную систему и
гидроусилитель рулевого механизма. SM-8 имел грузоподъемность 4,3-5,3 т и полную
массу 11,2 т, снабжался бортовым кузовом с тентом, цельнометаллической или
открытой кабиной с тентом или турелью для 12,7-мм пулемета. Он развивал скорость
87 км/ч, мог преодолевать уклон в 55% и 1,2-метровый брод. С 1975 г. фирма "Каррьер"
(Carrier) оснащала его угловатой и чуть удлиненной армейской кабиной. В таком
исполнении автомобиль вскоре поступил в распоряжение компании "Рено", которая
присвоила ему индекс TRM-4000. В общей сложности машин этой серии собрали 7,5
тыс. экземпляров. Разработанное группой САВИЭМ в 1975 г. новое гражданское
семейство J полной массой 6,0-13,0 т впоследствии было доработано на "Рено", а
2-тонный вариант 4x4 превратился в армейский тактический грузовик TRM-2000.
В начале 70-х гг. почти вся прежняя гамма грузовиков САВИЭМ была вытеснена
немецкими автомобилями МАН с индексом SM. Из них в армии использовались
седельные тягачи SM-240 и самосвалы SM-22.215DHK (6x6), а на бескапотных
300-сильных шасси SM-19.304DFA (6x6) фирма СИДЭС (SIDES) монтировала аэродромное
противопожарное оснащение. В вооруженных силах Франции широко применялись также
автобусы САВИЭМ, причем городская машина S-45RX служила полевым госпиталем.
Многочисленные попытки создания собственных военных автомобилей успеха не
принесли. Так в начале 60-х гг. бескапотный 3-тонный грузовик S-7036 (4x4) для
НАТО не прошел приемочных испытаний. В 1972 г. совместно с компаниями ФИАТ
(FIAT) и МАН фирма САВИЭМ участвовала в разработке плавающего "Евро-джипа" VCL
(4х4) или ФИАТ-МАНСАВИЭМ, развивавшего на плаву скорость 10 км/ч. Созданный в то
же время собственный джип остался в макетном образце. В 1978 г. на военный
конкурс фирма представила новый вариант на базе "ФИАТ AR73 Кампаньола"
(Campagnola), но к тому времени было принято решение об объединении фирм САВИЭМ
и "Берлие" (Berliet) в отделение корпорации "Рено" по производству грузовых
машин и автобусов "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels,
RVI). В результате джип получил индекс TRM-500, а победителем конкурса стал
"Пежо Р4" (Peugeot).
На фоне постоянных неудач в области военных автомобилей фирма САВИЭМ оказалась
признанным лидером в сфере колесной бронетехники. В 1969 г. в рамках конкурса
Генштаба сухопутных войск Франции совместно с инжиниринговой фирмой SEDEMS она
приступила к разработке семейства "бронетранспортеров переднего края" VAB
(Vehicule de l'Avant Blinde). В 1972-73 гг. были готовы прототипы 10-местных
плавающих машин с колесными формулами 4x4 и 6x6. В мае 1974 г. вариант САВИЭМ
VAB был одобрен, и в 1976 г. в Лиможе началось его серийное производство. В
центральной части несущего бронекорпуса располагались дизельный двигатель МАН
D2356 (10,7 л, 217 л.с., впоследствии - 235 л.с.) и полуавтоматическая
5-ступенчатая коробка передач "Трансфлюид" (Transfluid), подвеска всех колес
была независимой торсионной. Бронемашина преодолевала подъемы крутизной до 60%,
на шоссе развивала скорость 92 км/ч, на плаву с двумя водометными движителями -
10 км/ч. Первый заказ составлял 4 тыс. машин. До апреля 1981 г. их выпускали под
маркой САВИЭМ в вариантах VCS и VCI с пушками калибра 20, 90 или 120 мм, 7,5-
или 7,62-мм пулеметами, VCAC с противотанковыми ракетами, транспортный VTT, VPM
и VTM с минометами калибра 81 и 120 мм, патрульный VIB и VMO для служб
правопорядка. Впоследствии производство VAB перешло к компании "Рено".
САВИЭМ R-2152, 4x4, 1957 г.
САВИЭМ R-7521, 4x4, 1961 г.
САВИЭМ S-7036, 4x4, 1962 г.
САВИЭМ Супер Гоэлетт SG-2, 1968 г.
САВИЭМ ТР-3, 4x4, 1969 г.
САВИЭМ SM-19.304DFA, 6x6, справа - SG-2, 4x4, 1971 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ, 1972 г.
САВИЭМ SM-8, 4x4, 1973 г.
САВИЭМ SM-22.215DHK, 6x6, 1973 г.
САВИЭМ SM-8 с кабиной "Каррьер" (TRM-4000), 4x4, 1975 г.
САВИЭМ VAB, 4x4, 1976 г.
САВИЭМ VAB, 6x6, 1978 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с