SAVIEM
999999999999999999999
 

САВИЭМ

(SAVIEM)

Булонь-Бийянкур/Бленвилль/Лимож, Франция, 1955-1981

В результате подписания 23 декабря 1955 г. соглашения между отделением грузовых автомобилей компании «Рено» (Renault) и фирмами «Латиль» (Latil) и СОМЮА (SOMUA) была создана новая группа «Акционерное общество по производству автомобилей промышленного назначения и механического оборудования» (Societe Anonyme des Vehicules Industriels et d'Equipements Mecaniques, SAVIEM). Контрольный пакет его акций принадлежал корпорации «Рено». Сосредоточив в своих руках мощную производственную базу сразу трех французских компаний, включая бывшее производство грузовиков «Рено» в Булонь-Бийянкуре, два завода «Латиль» и одно предприятие СОМЮА, компания САВИЭМ поначалу продолжила изготовление многих, ранее выпускавшихся там автомобилей.

САВИЭМ R-2152, 4X4, 1957 г.

САВИЭМ R-7521, 4X4, 1961 г.

К этому времени армейские автомобили оставались только в программе «Рено». Производство грузовиков R-2152 (4x4) и седельных тягачей R-2182 продолжалось под маркой «Рено» до февраля-марта 1958 г., однако параллельно эти автомобили предлагались и с маркировкой САВИЭМ. Из этой серии дольше всех просуществовал грузовик R-4152 (4x4) со 115-сильным дизелем, выпускавшийся как САВИЭМ до 1960 г.

Со следующего года на гражданском шасси «Танкарвилль» (Tancarville) фирма предлагала для армии вариант R-7521 (4x4) с горизонтальным 6-цилиндровым 6,8-литровым двигателем «Фюльгур F646» (Fulgur) мощностью 150 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и передней лебедкой с тяговым усилием 5 тс. До 1965 г. изготовили 184 машины этой серии. На заводе «Латиль» в единичных экземплярах выпускали легкие 95-сильные бортовые тягачи М-14А1 (4x4) со всеми управляемыми колесами, служившие на военных аэродромах. Из программы СОМЮА в армию поступали только автомобили серии JL-20 полной массой до 26 т с дизелем мощностью 150-180 л.с.

В начале 60-х гг. группа САВИЭМ при поддержке «Рено» заметно усилила свои позиции: в ее состав вошли два завода в Лиможе и Бленвилле, а также фирма «Синпар» (Sinpar). В октябре 1964 г. началась реализация программы внедрения серии легких армейских грузовиков полной массой 3,5-5,0 т, изначально рассчитанных на городские перевозки. В нее вошли популярные автомобили «Рено Гоэлетт» (Goelette) и «Галион» (Gallon), которые с июня 1965 г. предлагались в модернизированных исполнениях «Супер Гоэлетт» (Super Goelette) и «Супер Галион» (Super Galion) 4x2/4x4, носивших аббревиатуры SG-2 и SG-4 соответственно.

САВИЭМ Супер Гоэлетт SG-2, 1968 г.

САВИЭМ ТР-3, 4X4, 1969 г.

САВИЭМ SM-8, 4X4, 1973 г.

САВИЭМ SM-8 с кабиной «Каррьер» (TRM-4000), 4X4, 1975 г.

С конца 60-х гг. все они с незначительными доработками начали поступать в вооруженные силы Франции и стран Африки. Машины оснащались бензиновым двигателем (2,6 л, 65 л.с.) и предлагались как бортовые грузовики, фургоны, санитарные машины для перевозки 6 раненых на носилках и микроавтобусы на 14-24 места. В 1969 г. специально для армии на базе полноприводной модели SG-2 фирма «Синпар» разработала 1,2-тонный армейский грузовик ТР-3 (4x4), получивший верхнеклапанный дизель САВИЭМ (3,0 л, 78 л.с.) с непосредственным впрыском, разработанный в кооперации с немецкой фирмой МАН (MAN), и новую 4-ступенчатую коробку передач. Он развивал скорость 96 км/ч и применялся как бортовой, штабной, санитарный или пожарный автомобиль. В 1975 г. его модернизированный вариант послужил основой легкого тактического грузовика «Рено TRM-1200». До 1984 г. в общей сложности было изготовлено 9,2 тыс. машин этой серии.

Результатом углублявшегося сотрудничества с фирмой МАН на переломе 60-70-х гг. стала обширная гамма коммерческих автомобилей серии SМ (SAVIEM-MAN). В 1973 г. созданный на базе серийного грузовика SM-8 полноприводный армейский вариант с мостами МАН или SOMA был принят на вооружение как основной средний тактический автомобиль. Унифицированное с ним шасси SP-8 (4x4) служило для пожарных машин. Обе машины получили 6-цилиндровые дизельные двигатели МАН (135-150 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, двухконтурную пневматическую тормозную систему и гидроусилитель рулевого механизма. SM-8 имел грузоподъемность 4,3-5,3 т и полную массу 11,2 т, снабжался бортовым кузовом с тентом, цельнометаллической или открытой кабиной с тентом или турелью для 12,7-мм пулемета. Он развивал скорость 87 км/ч, мог преодолевать уклон в 55% и 1,2-метровый брод. С 1975 г. фирма «Каррьер» (Carrier) оснащала его угловатой и чуть удлиненной армейской кабиной. В таком исполнении автомобиль вскоре поступил в распоряжение компании «Рено», которая присвоила ему индекс TRM-4000. В общей сложности машин этой серии собрали 7,5 тыс. экземпляров. Разработанное группой САВИЭМ в 1975 г. новое гражданское семейство J полной массой 6,0-13,0 т впоследствии было доработано на «Рено», а 2-тонный вариант 4x4 превратился в армейский тактический грузовик TRM-2000.

САВИЭМ SM-19.304DFA, 6X6, справа - SG-2, 4X4, 1971 г.

САВИЭМ SM-22.215DHK, 6X4, 1973 г.

САВИЭМ S-7036, 4X4, 1962 г.

САВИЭМ VAB, 4X4, 1976 г.

САВИЭМ VAB, 6X6, 1978 г.

ФИАТ-МАН-САВИЭМ, 1972 г.

В начале 70-х гг. почти вся прежняя гамма грузовиков САВИЭМ была вытеснена немецкими автомобилями МАН с индексом SМ. Из них в армии использовались седельные тягачи SM-240 и самосвалы SM-22.215DHK (6x4), а на бескапотных 300-сильных шасси SM-19.304DFA (6x6) фирма СИДЭС (SIDES) монтировала аэродромное противопожарное оснащение. В вооруженных силах Франции широко применялись также автобусы САВИЭМ, причем городская машина S-45RX служила полевым госпиталем.

Многочисленные попытки создания собственных военных автомобилей успеха не принесли. Так в начале 60-х гг. бескапотный 3-тонный грузовик S-7036 (4x4) для НАТО не прошел приемочных испытаний. В 1972 г. совместно с компаниями ФИАТ (FIAT) и МАН фирма САВИЭМ участвовала в разработке плавающего «Евро-джипа» VCL (4x4) или ФИАТ-МАН-САВИЭМ, развивавшего на плаву скорость 10 км/ч. Созданный в то же время собственный джип остался в макетном образце. В 1978 г. на военный конкурс фирма представила новый вариант на базе «ФИАТ AR73 Кампаньола» (Campagnola), но к тому времени было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и «Берлие» (Berliet) в отделение корпорации «Рено» по производству грузовых машин и автобусов «Рено Вэикюль Индюстриэль» (Renault Vehicules Industriels, RVI). В результате джип получил индекс TRM-500, а победителем конкурса стал «Пежо Р4» (Peugeot).

На фоне постоянных неудач в области военных автомобилей фирма САВИЭМ оказалась признанным лидером в сфере колесной бронетехники. В 1969 г. в рамках конкурса Генштаба сухопутных войск Франции совместно с инжиниринговой фирмой SEDEMS она приступила к разработке семейства «бронетранспортеров переднего края» VAB (Vehicule de I'Avant Blinde). В 1972-73 гг . были готовы прототипы 10-местных плавающих машин с колесными формулами 4x4 и 6х6. В мае 1974 г. вариант САВИЭМ VAB был одобрен, и в 1976 г. в Лиможе началось его серийное производство. В центральной части несущего бронекорпуса располагались дизельный двигатель МАН D2356 (10,7 л, 217 л.с., впоследствии - 235 л.с.) и полуавтоматическая 5-ступенчатая коробка передач «Трансфлюид» (Transfluid), подвеска всех колес была независимой торсионной. Бронемашина преодолевала подъемы крутизной до 60%, на шоссе развивала скорость 92 км/ч, на плаву с двумя водометными движителями - 10 км/ч. Первый заказ составлял 4 тыс. машин. До апреля 1981 г. их выпускали под маркой САВИЭМ в вариантах VCS и VCI с пушками калибра 20, 90 или 120 мм, 7,5- или 7,62-мм пулеметами, VCAC с противотанковыми ракетами, транспортный VTT, VPM и VTM с минометами калибра 81 и 120 мм, патрульный VIB и VMO для служб правопорядка. Впоследствии производство VAB перешло к компании «Рено».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

САВИЭМ
(SAVIEM)
Булонь-Бийянкур/Бленвилль/Лимож
Франция
1955-1981
В результате подписания 23 декабря 1955 г. соглашения между отделением грузовых автомобилей компании "Рено" (Renault) и фирмами "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA) была создана новая группа "Акционерное общество по производству автомобилей промышленного назначения и механического оборудования" (Societe Anonyme des Vehicules Industriels et d'Equipements Mecaniques, SAVIEM). Контрольный пакет его акций принадлежал корпорации "Рено". Сосредоточив в своих руках мощную производственную базу сразу трех французских компаний, включая бывшее производство грузовиков "Рено" в Булонь-Бийянкуре, два завода "Латиль" и одно предприятие СОМЮА, компания САВИЭМ поначалу продолжила изготовление многих, ранее выпускавшихся там автомобилей.
К этому времени армейские автомобили оставались только в программе "Рено". Производство грузовиков R-2152 (4x4) и седельных тягачей R-2182 продолжалось под маркой "Рено" до февраля-марта 1958 г., однако параллельно эти автомобили предлагались и с маркировкой САВИЭМ. Из этой серии дольше всех просуществовал грузовик R-4152 (4x4) со 115-сильным дизелем, выпускавшийся как САВИЭМ до 1960 г. Со следующего года на гражданском шасси "Танкарвилль" (Tancarville) фирма предлагала для армии вариант R-7521 (4x4) с горизонтальным 6-цилиндровым 6,8-литровым двигателем "Фюльгур F646" (Fulgur) мощностью 150 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и передней лебедкой с тяговым усилием 5 тс. До 1965 г. изготовили 184 машины этой серии. На заводе "Латиль" в единичных экземплярах выпускали легкие 95-сильные бортовые тягачи М-14А1 (4x4) со всеми управляемыми колесами, служившие на военных аэродромах. Из программы СОМЮА в армию поступали только автомобили серии JL-20 полной массой до 26 т с дизелем мощностью 150-180 л.с.
В начале 60-х гг. группа САВИЭМ при поддержке "Рено" заметно усилила свои позиции: в ее состав вошли два завода в Лиможе и Бленвилле, а также фирма "Синпар" (Sinpar). В октябре 1964 г. началась реализация программы внедрения серии легких армейских грузовиков полной массой 3,5-5,0 т, изначально рассчитанных на городские перевозки. В нее вошли популярные автомобили "Рено Гоэлетт" (Goelette) и "Галион" (Galion), которые с июня 1965 г. предлагались в модернизированных исполнениях "Супер Гоэлетт" (Super Goelette) и "Супер Галион" (Super Galion) 4x4/4x4, носивших аббревиатуры SG-2 и SG-4 соответственно. С конца 60-х гг. все они с незначительными доработками начали поступать в вооруженные силы Франции и стран Африки. Машины оснащались бензиновым двигателем (2,6 л, 65 л.с.) и предлагались как бортовые грузовики, фургоны, санитарные машины для перевозки 6 раненых на носилках и микроавтобусы на 14-24 места. В 1969 г. специально для армии на базе полноприводной модели SG-2 фирма "Синпар" разработала 1,2-тонный армейский грузовик ТР-3 (4x4), получивший верхнеклапанный дизель САВИЭМ (3,0 л, 78 л.с.) с непосредственным впрыском, разработанный в кооперации с немецкой фирмой МАН (MAN), и новую 4-ступенчатую коробку передач. Он развивал скорость 96 км/ч и применялся как бортовой, штабной, санитарный или пожарный автомобиль. В 1975 г. его модернизированный вариант послужил основой легкого тактического грузовика "Рено TRM-1200". До 1984 г. в общей сложности было изготовлено 9,2 тыс. машин этой серии.
Результатом углублявшегося сотрудничества с фирмой МАН на переломе 60-70-х гг. стала обширная гамма коммерческих автомобилей серии SM (SAVIEM-MAN). В 1973 г. созданный на базе серийного грузовика SM-8 полноприводный армейский вариант с мостами МАН или SOMA был принят на вооружение как основной средний тактический автомобиль. Унифицированное с ним шасси SP-8 (4x4) служило для пожарных машин. Обе машины получили 6-цилиндровые дизельные двигатели МАН (135-150 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, двухконтурную пневматическую тормозную систему и гидроусилитель рулевого механизма. SM-8 имел грузоподъемность 4,3-5,3 т и полную массу 11,2 т, снабжался бортовым кузовом с тентом, цельнометаллической или открытой кабиной с тентом или турелью для 12,7-мм пулемета. Он развивал скорость 87 км/ч, мог преодолевать уклон в 55% и 1,2-метровый брод. С 1975 г. фирма "Каррьер" (Carrier) оснащала его угловатой и чуть удлиненной армейской кабиной. В таком исполнении автомобиль вскоре поступил в распоряжение компании "Рено", которая присвоила ему индекс TRM-4000. В общей сложности машин этой серии собрали 7,5 тыс. экземпляров. Разработанное группой САВИЭМ в 1975 г. новое гражданское семейство J полной массой 6,0-13,0 т впоследствии было доработано на "Рено", а 2-тонный вариант 4x4 превратился в армейский тактический грузовик TRM-2000.
В начале 70-х гг. почти вся прежняя гамма грузовиков САВИЭМ была вытеснена немецкими автомобилями МАН с индексом SM. Из них в армии использовались седельные тягачи SM-240 и самосвалы SM-22.215DHK (6x6), а на бескапотных 300-сильных шасси SM-19.304DFA (6x6) фирма СИДЭС (SIDES) монтировала аэродромное противопожарное оснащение. В вооруженных силах Франции широко применялись также автобусы САВИЭМ, причем городская машина S-45RX служила полевым госпиталем.
Многочисленные попытки создания собственных военных автомобилей успеха не принесли. Так в начале 60-х гг. бескапотный 3-тонный грузовик S-7036 (4x4) для НАТО не прошел приемочных испытаний. В 1972 г. совместно с компаниями ФИАТ (FIAT) и МАН фирма САВИЭМ участвовала в разработке плавающего "Евро-джипа" VCL (4х4) или ФИАТ-МАНСАВИЭМ, развивавшего на плаву скорость 10 км/ч. Созданный в то же время собственный джип остался в макетном образце. В 1978 г. на военный конкурс фирма представила новый вариант на базе "ФИАТ AR73 Кампаньола" (Campagnola), но к тому времени было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и "Берлие" (Berliet) в отделение корпорации "Рено" по производству грузовых машин и автобусов "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels, RVI). В результате джип получил индекс TRM-500, а победителем конкурса стал "Пежо Р4" (Peugeot).
На фоне постоянных неудач в области военных автомобилей фирма САВИЭМ оказалась признанным лидером в сфере колесной бронетехники. В 1969 г. в рамках конкурса Генштаба сухопутных войск Франции совместно с инжиниринговой фирмой SEDEMS она приступила к разработке семейства "бронетранспортеров переднего края" VAB (Vehicule de l'Avant Blinde). В 1972-73 гг. были готовы прототипы 10-местных плавающих машин с колесными формулами 4x4 и 6x6. В мае 1974 г. вариант САВИЭМ VAB был одобрен, и в 1976 г. в Лиможе началось его серийное производство. В центральной части несущего бронекорпуса располагались дизельный двигатель МАН D2356 (10,7 л, 217 л.с., впоследствии - 235 л.с.) и полуавтоматическая 5-ступенчатая коробка передач "Трансфлюид" (Transfluid), подвеска всех колес была независимой торсионной. Бронемашина преодолевала подъемы крутизной до 60%, на шоссе развивала скорость 92 км/ч, на плаву с двумя водометными движителями - 10 км/ч. Первый заказ составлял 4 тыс. машин. До апреля 1981 г. их выпускали под маркой САВИЭМ в вариантах VCS и VCI с пушками калибра 20, 90 или 120 мм, 7,5- или 7,62-мм пулеметами, VCAC с противотанковыми ракетами, транспортный VTT, VPM и VTM с минометами калибра 81 и 120 мм, патрульный VIB и VMO для служб правопорядка. Впоследствии производство VAB перешло к компании "Рено".
САВИЭМ R-2152, 4x4, 1957 г.
САВИЭМ R-7521, 4x4, 1961 г.
САВИЭМ S-7036, 4x4, 1962 г.
САВИЭМ Супер Гоэлетт SG-2, 1968 г.
САВИЭМ ТР-3, 4x4, 1969 г.
САВИЭМ SM-19.304DFA, 6x6, справа - SG-2, 4x4, 1971 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ, 1972 г.
САВИЭМ SM-8, 4x4, 1973 г.
САВИЭМ SM-22.215DHK, 6x6, 1973 г.
САВИЭМ SM-8 с кабиной "Каррьер" (TRM-4000), 4x4, 1975 г.
САВИЭМ VAB, 4x4, 1976 г.
САВИЭМ VAB, 6x6, 1978 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с