SCANIA-VABIS | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
СКАНИЯ-ВАБИС
(SCANIA-VABIS)
Мальмё/Сёдертелье
Швеция
1914–1968
Шведская компания "Скания-Вабис" образовалась в марте 1911 г. в результате
слияния небольших фирм "Скания" (Scania) из Мальмё и "Вагнфабрикен" (Vagnfabriken)
или ВАБИС (VABIS) из Сёдертелье. Обе выпускали легковые и грузовые автомобили,
которые в армии не использовались, чему способствовал традиционный нейтралитет
Швеции. Лишь с началом Первой мировой войны "Скания-Вабис" начала изготовлять
грузовики для шведских вооруженных сил. В то время наиболее известными
армейскими автомобилями были 2-тонные коммерческие машины CLc образца 1911 г. с
30-сильным двигателем "Скания". Самым же интересным военным автомобилем в 1917
г. стал полноприводный артиллерийский тягач Т-3 (4x4) с мотором "1741" (9,2 л,
70 л.с.) и индивидуальным карданным приводом каждого ведущего колеса,
выполненным по образцу французских и немецких машин. Уже по окончании войны, в
1919 г., "Скания-Вабис" изготовила для шведских вооруженных сил несколько
санитарных автомобилей "Тип-III" на 50-сильном легковом шасси, развивавших
скорость 85 км/ч.
Поставки автотехники для армии возобновились лишь в 1940 г. Поначалу это были
самые обычные гражданские 3,5-тонные грузовики — капотные LB350 и бескапотные
LB38F (4x4) с 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. Их оснащали
двухрядными кабинами на 6–8 мест, ремонтно-эвакуационным оборудованием или
кран-балкой для перегрузки инженерного снаряжения и амуниции. В 1943–44 гг. на
шасси LB38F для ВВС Швеции фирма выпускала оригинальный штабной автобус "8116"
(TRM9) со всеми односкатными колесами, служивший передвижным командным пунктом
на лесных военных аэродромах. Только в 1942 г. "Скания-Вабис" начала выпускать
полноприводный 3-тонный армейский грузовик F11 (военный индекс — m/42SLT) 4x4 с
колесной базой 3800 мм, укомплектованный 4-цилиндровым мотором (5,65 л, 115
л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной,
гидропневматическим приводом тормозов, задними двускатными колесами и боковой
лебедкой. Удлиненное шасси F12 применялось для установки эвакуационного и
снегоуборочного оборудования. На шасси F11-0 был создан типовой шведский
бронетранспортер SKP(F) или m/42 полной массой 8,5 т для перевозки 15–16 солдат,
представлявший собой полубронированный грузовик с открытым верхом и пулеметной
турелью над закрытой кабиной с люком. Его выпускали также фирмы "Ландсверк" (Landsverk)
и "Вольво" (Volvo). Вариант SKPF снабжался пулеметом, а на последних выпусках —
открытой башней. Оригинальный корпус этих машин, разработанный фирмой "Брёдерна
Хедлунд" (Broderna Hedlund), имел наклонное расположение всех бронелистов,
причем по замыслу разработчиков нижние V-образные листы должны были отражать
энергию взрывной волны противопехотных мин. В 1943–47 гг. было изготовлено 262
бронемашины серии SKP, которые затем были реконструированы и до конца 80-х гг.
применялись в войсках ООН, на Кипре, в Конго и в ряде южно-африканских стран.
Недаром именно эта конструкция считается прообразом боевых машин со специальным
противоминным бронированием, выпускавшихся в ЮАР с 60-х гг., а затем и в странах
Европы.
Послевоенное производство армейских грузовиков "Скания-Вабис" свелось к выпуску
военных версий гражданских машин. Характерным примером стали капотные серии L36A
и L50 с дизельными двигателями мощностью 102–110 л.с., собиравшиеся в 60-е гг.
для шведской армии. Наиболее известным специальным военным грузовиком "Скания-Вабис"
считается 10-тонный капотный автомобиль LA82 (6x6) с военным индексом Ltgb-957F,
получивший имя "Мирслокен" (Myrsloken) — "Муравьед". Он оснащался рядным
6-цилиндровым верхнеклапанным дизельным двигателем (10,3 л, 220 л.с.) с
турбонаддувом, 5-ступенчатой коробкой передач, блокируемыми дифференциалами,
гидропневматическим приводом тормозов, рессорной подвеской неразрезных ведущих
мостов, 10-тонной лебедкой и цельнометаллической кабиной с люком в крыше. При
полной массе 16 т он буксировал 20-тонный прицеп и развивал скорость 75 км/ч.
"Муравьед" выпускался как артиллерийский тягач "957BF" (9571F) с дополнительной
кабиной в кузове для боевого расчета орудия, инженерный грузовик "957CF" с
гидрокраном и шасси "970" для мостоукладчика и ремонтно-эвакуационной машины. В
1960–63 гг. изготовили 440 таких автомобилей, которые стали основными тяжелыми
грузовиками шведской армии. В 1983–87 гг. фирма "Скания" произвела реконструкцию
300 машин, получивших индекс Brotgb-9572. По прогнозам специалистов эти
грузовики могут остаться на вооружении до 2006–07 гг.
В 1964 г. "Скания-Вабис" начала разработку нового семейства тактических
грузовиков, но завершить эту работу ей уже не удалось. Члены семейства
Валленбергов (Wallenberg), владевшие компанией "Скания-Вабис" и
военно-промышленной фирмой СААБ (SААВ), в конце 1968 г. решили объединить их в
группу "СААБ-Скания" (SAAB-Scania Group). В результате "Скания-Вабис"
превратилась в ее грузовое отделение, продолжавшее выпуск грузовиков под маркой
"Скания".
Скания-Вабис CLc, 1914 г.
Скания-Вабис Т-3, 4x4, 1917 г.
Бронетранспортер SKP(F) m/42 на шасси "Скания-Вабис F11-0", 1943 г.
Модернизированная бронемашина SKP(F) m/42А, 1943/1981 гг.
Скания-Вабис 8116 (TRM9), 1943 г.
Скания-Вабис LA82 (Ltgb-957BF) "Муравьед", 6x6, 1960 г.