SCANIA-VABIS
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

СКАНИЯ-ВАБИС
(SCANIA-VABIS)
Мальмё/Сёдертелье
Швеция
1914–1968
Шведская компания "Скания-Вабис" образовалась в марте 1911 г. в результате слияния небольших фирм "Скания" (Scania) из Мальмё и "Вагнфабрикен" (Vagnfabriken) или ВАБИС (VABIS) из Сёдертелье. Обе выпускали легковые и грузовые автомобили, которые в армии не использовались, чему способствовал традиционный нейтралитет Швеции. Лишь с началом Первой мировой войны "Скания-Вабис" начала изготовлять грузовики для шведских вооруженных сил. В то время наиболее известными армейскими автомобилями были 2-тонные коммерческие машины CLc образца 1911 г. с 30-сильным двигателем "Скания". Самым же интересным военным автомобилем в 1917 г. стал полноприводный артиллерийский тягач Т-3 (4x4) с мотором "1741" (9,2 л, 70 л.с.) и индивидуальным карданным приводом каждого ведущего колеса, выполненным по образцу французских и немецких машин. Уже по окончании войны, в 1919 г., "Скания-Вабис" изготовила для шведских вооруженных сил несколько санитарных автомобилей "Тип-III" на 50-сильном легковом шасси, развивавших скорость 85 км/ч.
Поставки автотехники для армии возобновились лишь в 1940 г. Поначалу это были самые обычные гражданские 3,5-тонные грузовики — капотные LB350 и бескапотные LB38F (4x4) с 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. Их оснащали двухрядными кабинами на 6–8 мест, ремонтно-эвакуационным оборудованием или кран-балкой для перегрузки инженерного снаряжения и амуниции. В 1943–44 гг. на шасси LB38F для ВВС Швеции фирма выпускала оригинальный штабной автобус "8116" (TRM9) со всеми односкатными колесами, служивший передвижным командным пунктом на лесных военных аэродромах. Только в 1942 г. "Скания-Вабис" начала выпускать полноприводный 3-тонный армейский грузовик F11 (военный индекс — m/42SLT) 4x4 с колесной базой 3800 мм, укомплектованный 4-цилиндровым мотором (5,65 л, 115 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидропневматическим приводом тормозов, задними двускатными колесами и боковой лебедкой. Удлиненное шасси F12 применялось для установки эвакуационного и снегоуборочного оборудования. На шасси F11-0 был создан типовой шведский бронетранспортер SKP(F) или m/42 полной массой 8,5 т для перевозки 15–16 солдат, представлявший собой полубронированный грузовик с открытым верхом и пулеметной турелью над закрытой кабиной с люком. Его выпускали также фирмы "Ландсверк" (Landsverk) и "Вольво" (Volvo). Вариант SKPF снабжался пулеметом, а на последних выпусках — открытой башней. Оригинальный корпус этих машин, разработанный фирмой "Брёдерна Хедлунд" (Broderna Hedlund), имел наклонное расположение всех бронелистов, причем по замыслу разработчиков нижние V-образные листы должны были отражать энергию взрывной волны противопехотных мин. В 1943–47 гг. было изготовлено 262 бронемашины серии SKP, которые затем были реконструированы и до конца 80-х гг. применялись в войсках ООН, на Кипре, в Конго и в ряде южно-африканских стран. Недаром именно эта конструкция считается прообразом боевых машин со специальным противоминным бронированием, выпускавшихся в ЮАР с 60-х гг., а затем и в странах Европы.
Послевоенное производство армейских грузовиков "Скания-Вабис" свелось к выпуску военных версий гражданских машин. Характерным примером стали капотные серии L36A и L50 с дизельными двигателями мощностью 102–110 л.с., собиравшиеся в 60-е гг. для шведской армии. Наиболее известным специальным военным грузовиком "Скания-Вабис" считается 10-тонный капотный автомобиль LA82 (6x6) с военным индексом Ltgb-957F, получивший имя "Мирслокен" (Myrsloken) — "Муравьед". Он оснащался рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным дизельным двигателем (10,3 л, 220 л.с.) с турбонаддувом, 5-ступенчатой коробкой передач, блокируемыми дифференциалами, гидропневматическим приводом тормозов, рессорной подвеской неразрезных ведущих мостов, 10-тонной лебедкой и цельнометаллической кабиной с люком в крыше. При полной массе 16 т он буксировал 20-тонный прицеп и развивал скорость 75 км/ч. "Муравьед" выпускался как артиллерийский тягач "957BF" (9571F) с дополнительной кабиной в кузове для боевого расчета орудия, инженерный грузовик "957CF" с гидрокраном и шасси "970" для мостоукладчика и ремонтно-эвакуационной машины. В 1960–63 гг. изготовили 440 таких автомобилей, которые стали основными тяжелыми грузовиками шведской армии. В 1983–87 гг. фирма "Скания" произвела реконструкцию 300 машин, получивших индекс Brotgb-9572. По прогнозам специалистов эти грузовики могут остаться на вооружении до 2006–07 гг.
В 1964 г. "Скания-Вабис" начала разработку нового семейства тактических грузовиков, но завершить эту работу ей уже не удалось. Члены семейства Валленбергов (Wallenberg), владевшие компанией "Скания-Вабис" и военно-промышленной фирмой СААБ (SААВ), в конце 1968 г. решили объединить их в группу "СААБ-Скания" (SAAB-Scania Group). В результате "Скания-Вабис" превратилась в ее грузовое отделение, продолжавшее выпуск грузовиков под маркой "Скания".
Скания-Вабис CLc, 1914 г.
Скания-Вабис Т-3, 4x4, 1917 г.
Бронетранспортер SKP(F) m/42 на шасси "Скания-Вабис F11-0", 1943 г.
Модернизированная бронемашина SKP(F) m/42А, 1943/1981 гг.
Скания-Вабис 8116 (TRM9), 1943 г.
Скания-Вабис LA82 (Ltgb-957BF) "Муравьед", 6x6, 1960 г.