SCANIA
999999999999999999999
 

СКАНИЯ

(SCANIA)

Сёдертелье, Швеция, 1968-

Предшественниками современной компании «Скания», прославившейся своими высококачественными грузовиками, были две небольшие фирмы - производитель вагонов «Вагнфабрикс-Актиеболагет и Сёдертелье» (Vagnfabriks-Aktiebolaget i Sodertelge) из Сёдертелье, сокращенно ВАБИС (VABIS), и шведский филиал британской компании «Хамбер» (Humber) из Мальме, выпускавший велосипеды, который назывался «Маскинфабрикс-Актиеболагет Скания» (Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania) или просто «Скания». В начале XX века они взялись за производство легковых и грузовых автомобилей, а в 1911 г. объединились, создав фирму «Скания-Вабис» (Scania-Vabis). Лишь с началом Первой мировой войны в ее программу вошли военные грузовики и тягачи. Марка же «Скания» возродилась только в декабре 1968 г., когда «Скания-Вабис» вошла в состав авиационной и автомобильной корпорации СААБ (SAAB), положив начало промышленной группе «СААБ-Скания» (SAAB-Scania Group)

Скания SBA-111, 4X4, 1975 г.

Скания SBAT-111S, 6X6, 1978 г.

Скания SBAT-111, 6X6, 1975 г.

Скания LT146, 6X4, 1977 г.

Получив в наследство от фирмы «Скания-Вабис» обширную гамму грузовиков, специалисты новой компании «Скания» активно взялись за их обновление и разработку собственных дизельных двигателей с турбонаддувом, кабин и узлов шасси. Все это вскоре привело к созданию гражданских машин первого поколения, послуживших основой и для принципиально нового семейства бескапотных тактических грузовиков повышенной проходимости, приспособленных для эксплуатации при температурах до -40 °С. Их разработку в 1964 г. начала фирма «Скания-Вабис», а прототипы, изготовленные в 1971 г., уже носили марку «Скания». Производство военной гаммы SBA началось в 1975 г. Она включала две унифицированные модели SBA-111 (4x4) и SBAT-111 (6x6) полной массой 13,7-20,7 т соответственно, оснащенные 6-цилиндровым 11-литровым дизелем D11 с системой предпускового подогрева, способным работать с продольным креном в 35°, автоматической 3-ступенчатой коробкой передач с возможностью ручного переключения, 2-ступенчатой раздаточной и колесными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, двухконтурным приводом тормозов, цельнометаллической откидной кабиной, широкопрофильными шинами и лебедками с гидроприводом. На 2-осном варианте мощность двигателя составляла 220 л.с., на 3-осном дизель с турбонаддувом развивал 275 или 296 л.с. В 1977-79 гг. некоторые машины комплектовались 310-сильным мотором DS14 V8 с турбонаддувом. Автомобили могли устойчиво двигаться со скоростями от 3 до 90 км/ч, имели запас хода 600 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и боковые откосы в 37-43°. Шасси SBA использовали для установки различного оборудования и вооружения, а артиллерийский тягач SBAT-111S с кабиной для боевого расчета, расположенной в кузове, служил для буксировки тяжелых орудий калибра до 155 мм. До 1979 г. для вооруженных сил Швеции изготовили 2758 грузовиков серии SBA, а затем была произведена их модернизация, позволившая сохранить эти машины на вооружении до 2020 г.

Скания Р112Н, 6X6, 1984 г.

Скания P93MK4X4Z, 1988 г.

Скания P113HK8X6/4Z, 1993 г.

Скания R143EK6X6Z, 1989 г.

Автомобили серии SBA оказались последними, созданными специально для вооруженных сил. Все последующие военные машины «Скания» представляли собой серийные коммерческие грузовики, доработанные в соответствии с требованиями военного ведомства и нормами НАТО. Первым из них считается 350-сильный капотный седельный тягач LT146 (6x4) для перевозки танков, построенный в 1976 г. в рамках программы создания тяжелых гражданских грузовиков серии «140». Он получил двигатель DS14 с турбонаддувом мощностью 335-385 л.с., механическую 10-ступенчатую коробку передач, передние мосты и задние тележки, допускавшие нагрузку 7 и 23 т соответственно.

Вся дальнейшая история военных грузовиков «Скания» тесно связана с выпуском очередных семейств коммерческих машин, от которых армейские исполнения отличались повышенной прочностью шасси, использованием более мощных силовых агрегатов, приводом на все колеса и установкой дополнительных неведущих подъемных мостов, кабинами повышенной защищенности с наблюдательным люком в крыше. В вооруженных силах милитаризованные автомобили «Скания» используются на общих перевозках, как тяжелые тягачи, шасси для установки различного оборудования или тактические машины с вооружением.

Рождение первой такой программы связано с появлением в 1980-83 гг. гражданских грузовиков второго поколения, состоявшего из четырех базовых серий «82», «92», «112» и «142» модульной конструкции полной массой 16,5-32,0 т. Их оборудовали рядными 6-цилиндровыми дизелями D8, D9 и D11 рабочим объемом 8, 9 и 11 л, а также 14-литровым D14 V8 мощностью от 230 до 420 л.с. Для военных целей применялись все варианты в исполнениях М, Н или Е, рассчитанных на дорожные перевозки или работу в тяжелых и особо тяжелых условиях. Гамму тактических грузовиков составляли модели Р92МК/НК (4х4/6х6) с 245-сильным мотором DS9 с турбонаддувом и 5-ступенчатой коробкой передач. В тяжелую гамму входили варианты R112E (6x4) и Р112Н (6x6), а также танковые тягачи R142E и Т142Е (6x4) с двухрядными кабинами на 4-5 человек и дизелем DSC14 мощностью 343-430 л.с., впервые получившим систему промежуточного охлаждения воздуха наддува.

Скания P124CB4X4HZ, 1998 г.

Скания P124CB6X6HZ, 1996 г.

«Скания P124CB6X6HZ» с бронированной кабиной, 1998 г.

Скания P124CB8X6/4HZ, 1997 г.

С появлением в 1987-88 гг. третьего поколения грузовиков «Скания» военная гамма пополнилась многочисленными новыми исполнениями. Основным легким тактическим грузовиком шведской армии стал 5-тонный автомобиль Р93МК (4x4) с 252-сильным дизелем DS9, цельнометаллической платформой длиной 4,6 м для доставки 10-12 солдат и 7-тонной лебедкой. Многоцелевое 14-тонное шасси Р113НК (6x6) с 320-сильным мотором DSC11 служило для установки различного оборудования и перегрузочных устройств с дистанционным управлением. Для этих же целей использовалось и специальное 20-тонное шасси P113HK8X6/4Z, получившее средний поддерживающий мост с 22,5-дюймовыми шинами, опускавшийся только при перевозке тяжелых грузов. Для доставки по шоссе основных танков служил седельный тягач R143EK (6x6) с 450-сильным двигателем V8 DSC14 с электронным управлением, двойной кабиной CR27 и двумя лебедками с общим тяговым усилием 24 тс. Автомобили комплектовали синхронизированной 10-ступенчатой коробкой передач, планетарными колесными редукторами, двухконтурной пневматической тормозной системой, усиленной рамой из стальных профилей толщиной до 9,5 мм, а в начале 90-х гг. дорожные тягачи получили передние дисковые тормоза и АБС.

В 1995 г. в результате развала концерна «СААБ-Скания» фирма «Скания» обрела самостоятельность. К этому времени она стала одним из мировых лидеров в области тяжелых грузовиков, а в военной сфере постепенно превращалась в одного из главных поставщиков автотехники для стран НАТО. Со следующего года она приступила к серийному выпуску грузовиков четвертого поколения с новым дизайном кабин. В новом семействе за основу военной программы выбрали серию Р124 в наиболее солидных и надежных исполнениях С и G, оборудованных дизельным двигателем с турбонаддувом (11,7 л, 360 л.с.), механическими или гидромеханическими коробками передач с числом ступеней 9-12, малолистовой рессорной подвеской неразрезных мостов, короткими или двойными кабинами. Роль основного тактического грузовика играла модель P124CB4X4HZ полной массой 16 т. При колесной базе 3,9 м она имела 4,7-метровую платформу с алюминиевыми бортами, рассчитанную на перевозку 16-18 солдат. Для монтажа специального оборудования, вооружения и перевозки легкой бронетехники применялись унифицированные шасси P124GB6X2NZ, P124CB6X6HZ и P124CB8X6/4HZ полной массой 29,0-40,5 т, причем на последнем использовался дополнительный подъемный мост на пневматической подвеске. В 2001 г. в военную программу было введено многоцелевое 420-сильное шасси Р124СВ (8x8), которое использовалось в основном со стандартизованными системами перегрузки контейнеров. Самый мощный капотный танковый тягач T144GB6X4NZ был оснащен дизелем DSC14 V8 (14,2 л, 530 л.с.), механической 14-ступенчатой коробкой передач с гидродинамическим замедлителем, двумя лебедками с тяговым усилием по 20 тс и кабиной СТ19 на 6 мест. Он предназначался для буксировки низкорамных полуприцепов при полной массе автопоезда 120 т. Четвертое поколение военных грузовиков «Скания» включало десятки модификаций полной массой от 16 до 48 т, оснащенных двигателями мощностью 220-580 л.с., гидромеханическими 8- или 12-ступенчатыми коробками передач и несколькими типами кабин. В 2005 г. фирма начала разработку военных вариантов автомобилей обновленного поколения. Помимо армейских грузовиков «Скания» выпускает широкую гамму дизельных двигателей для колесной и гусеничной бронетехники.

Скания T144GB6X4NZ, 1998 г.

Скания P124CB8X8HZ, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

СКАНИЯ
(SCANIA)
Сёдертелье
Швеция
1968-
Предшественниками современной компании "Скания", прославившейся своими высококачественными грузовиками, были две небольшие фирмы - производитель вагонов "Вагнфабрикс-Актиеболагет и Сёдертелье" (Vagnfabriks-Aktiebolaget i Sodertelge) из Сёдертелье, сокращенно ВАБИС (VABIS), и шведский филиал британской компании "Хамбер" (Humber) из Мальмё, выпускавший велосипеды, который назывался "Маскинфабрикс-Актиеболагет Скания" (Maskinfabriks-Аktiebolaget Scania) или просто "Скания". В начале ХХ века они взялись за производство легковых и грузовых автомобилей, а в 1911 г. объединились, создав фирму "Скания-Вабис" (Scania-Vabis). Лишь с началом Первой мировой войны в ее программу вошли военные грузовики и тягачи. Марка же "Скания" возродилась только в декабре 1968 г., когда "Скания-Вабис" вошла в состав авиационной и автомобильной корпорации СААБ (SААВ), положив начало промышленной группе "СААБ-Скания" (SAAB-Scania Group).
Получив в наследство от фирмы "Скания-Вабис" обширную гамму грузовиков, специалисты новой компании "Скания" активно взялись за их обновление и разработку собственных дизельных двигателей с турбонаддувом, кабин и узлов шасси. Все это вскоре привело к созданию гражданских машин первого поколения, послуживших основой и для принципиально нового семейства бескапотных тактических грузовиков повышенной проходимости, приспособленных для эксплуатации при температурах до -40 °С. Их разработку в 1964 г. начала фирма "Скания-Вабис", а прототипы, изготовленные в 1971 г., уже носили марку "Скания". Производство военной гаммы SBA началось в 1975 г. Она включала две унифицированные модели SBA-111 (4x4) и SBAT-111 (6x6) полной массой 13,7-20,7 т соответственно, оснащенные 6-цилиндровым 11-литровым дизелем D11 с системой предпускового подогрева, способным работать с продольным креном в 35°, автоматической 3-ступенчатой коробкой передач с возможностью ручного переключения, 2-ступенчатой раздаточной и колесными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, двухконтурным приводом тормозов, цельнометаллической откидной кабиной, широкопрофильными шинами и лебедками с гидроприводом. На 2-осном варианте мощность двигателя составляла 220 л.с., на 3-осном дизель с турбонаддувом развивал 275 или 296 л.с. В 1977-79 гг. некоторые машины комплектовались 310-сильным мотором DS14 V8 с турбонаддувом. Автомобили могли устойчиво двигаться со скоростями от 3 до 90 км/ч, имели запас хода 600 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и боковые откосы в 37-43°. Шасси SBA использовали для установки различного оборудования и вооружения, а артиллерийский тягач SBAT-111S с кабиной для боевого расчета, расположенной в кузове, служил для буксировки тяжелых орудий калибра до 155 мм. До 1979 г. для вооруженных сил Швеции изготовили 2758 грузовиков серии SBA, а затем была произведена их модернизация, позволившая сохранить эти машины на вооружении до 2020 г.
Автомобили серии SBA оказались последними, созданными специально для вооруженных сил. Все последующие военные машины "Скания" представляли собой серийные коммерческие грузовики, доработанные в соответствии с требованиями военного ведомства и нормами НАТО. Первым из них считается 350-сильный капотный седельный тягач LT146 (6x6) для перевозки танков, построенный в 1976 г. в рамках программы создания тяжелых гражданских грузовиков серии "140". Он получил двигатель DS14 с турбонаддувом мощностью 335-385 л.с., механическую 10-ступенчатую коробку передач, передние мосты и задние тележки, допускавшие нагрузку 7 и 23 т соответственно.
Вся дальнейшая история военных грузовиков "Скания" тесно связана с выпуском очередных семейств коммерческих машин, от которых армейские исполнения отличались повышенной прочностью шасси, использованием более мощных силовых агрегатов, приводом на все колеса и установкой дополнительных неведущих подъемных мостов, кабинами повышенной защищенности с наблюдательным люком в крыше. В вооруженных силах милитаризованные автомобили "Скания" используются на общих перевозках, как тяжелые тягачи, шасси для установки различного оборудования или тактические машины с вооружением.
Рождение первой такой программы связано с появлением в 1980-83 гг. гражданских грузовиков второго поколения, состоявшего из четырех базовых серий "82", "92", "112" и "142" модульной конструкции полной массой 16,5-32,0 т. Их оборудовали рядными 6-цилиндровыми дизелями D8, D9 и D11 рабочим объемом 8, 9 и 11 л, а также 14-литровым D14 V8 мощностью от 230 до 420 л.с. Для военных целей применялись все варианты в исполнениях М, Н или Е, рассчитанных на дорожные перевозки или работу в тяжелых и особо тяжелых условиях. Гамму тактических грузовиков составляли модели Р92МК/НК (4x4/6x6) с 245-сильным мотором DS9 с турбонаддувом и 5-ступенчатой коробкой передач. В тяжелую гамму входили варианты R112E (6x6) и P112Н (6x6), а также танковые тягачи R142E и Т142Е (6x6) с двухрядными кабинами на 4-5 человек и дизелем DSС14 мощностью 343-430 л.с., впервые получившим систему промежуточного охлаждения воздуха наддува.
С появлением в 1987-88 гг. третьего поколения грузовиков "Скания" военная гамма пополнилась многочисленными новыми исполнениями. Основным легким тактическим грузовиком шведской армии стал 5-тонный автомобиль P93MK (4x4) c 252-сильным дизелем DS9, цельнометаллической платформой длиной 4,6 м для доставки 10-12 солдат и 7-тонной лебедкой. Многоцелевое 14-тонное шасси P113HK (6x6) с 320-сильным мотором DSC11 служило для установки различного оборудования и перегрузочных устройств с дистанционным управлением. Для этих же целей использовалось и специальное 20-тонное шасси P113HK8x8/4Z, получившее средний поддерживающий мост с 22,5-дюймовыми шинами, опускавшийся только при перевозке тяжелых грузов. Для доставки по шоссе основных танков служил седельный тягач R143EK (6x6) с 450-сильным двигателем V8 DSC14 с электронным управлением, двойной кабиной CR27 и двумя лебедками с общим тяговым усилием 24 тс. Автомобили комплектовали синхронизированной 10-ступенчатой коробкой передач, планетарными колесными редукторами, двухконтурной пневматической тормозной системой, усиленной рамой из стальных профилей толщиной до 9,5 мм, а в начале 90-х гг. дорожные тягачи получили передние дисковые тормоза и АБС.
В 1995 г. в результате развала концерна "СААБ-Скания" фирма "Скания" обрела самостоятельность. К этому времени она стала одним из мировых лидеров в области тяжелых грузовиков, а в военной сфере постепенно превращалась в одного из главных поставщиков автотехники для стран НАТО. Со следующего года она приступила к серийному выпуску грузовиков четвертого поколения с новым дизайном кабин. В новом семействе за основу военной программы выбрали серию Р124 в наиболее солидных и надежных исполнениях С и G, оборудованных дизельным двигателем с турбонаддувом (11,7 л, 360 л.с.), механическими или гидромеханическими коробками передач с числом ступеней 9-12, малолистовой рессорной подвеской неразрезных мостов, короткими или двойными кабинами. Роль основного тактического грузовика играла модель P124CB4x4НZ полной массой 16 т. При колесной базе 3,9 м она имела 4,7-метровую платформу с алюминиевыми бортами, рассчитанную на перевозку 16-18 солдат. Для монтажа специального оборудования, вооружения и перевозки легкой бронетехники применялись унифицированные шасси Р124GB6x6NZ, Р124СВ6x6HZ и Р124СВ8x8/4HZ полной массой 29,0-40,5 т, причем на последнем использовался дополнительный подъемный мост на пневматической подвеске. В 2001 г. в военную программу было введено многоцелевое 420-сильное шасси P124CB (8x8), которое использовалось в основном со стандартизованными системами перегрузки контейнеров. Самый мощный капотный танковый тягач Т144GB6x6NZ был оснащен дизелем DSC14 V8 (14,2 л, 530 л.с.), механической 14-ступенчатой коробкой передач с гидродинамическим замедлителем, двумя лебедками с тяговым усилием по 20 тс и кабиной СТ19 на 6 мест. Он предназначался для буксировки низкорамных полуприцепов при полной массе автопоезда 120 т. Четвертое поколение военных грузовиков "Скания" включало десятки модификаций полной массой от 16 до 48 т, оснащенных двигателями мощностью 220-580 л.с., гидромеханическими 8- или 12-ступенчатыми коробками передач и несколькими типами кабин. В 2005 г. фирма начала разработку военных вариантов автомобилей обновленного поколения. Помимо армейских грузовиков "Скания" выпускает широкую гамму дизельных двигателей для колесной и гусеничной бронетехники.
Скания SBA-111, 4x4, 1975 г.
Скания SBAT-111, 6x6, 1975 г.
Скания LT146, 6x6, 1977 г.
Скания SBAT-111S, 6x6, 1978 г.
Скания Р112Н, 6x6, 1984 г.
Скания P93MK4x4Z, 1988 г.
Скания R143EK6x6Z, 1989 г.
Скания P113HK8x8/4Z, 1993 г.
Скания P124CB6x6НZ, 1996 г.
Скания P124CB8x8/4НZ, 1997 г.
"Скания P124CB6x6НZ" с бронированной кабиной, 1998 г.
Скания P124CB4x4НZ, 1998 г.
Скания T144GB6x6NZ, 1998 г.
Скания P124CB8x8НZ, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с