ŠKODA | |
999999999999999999999
|
ШКОДА
(SKODA)
Пльзень/Млада Болеслав/Прага-Летняны/Рыновице/Мнихово Градиште, Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия,
1905-2001
Впервые известная марка «Шкода» появилась в начале XX века на военных
автомобилях - задолго до образования одноименной фирмы, прославившейся легковыми
и грузовыми машинами. Своим рождением она обязана молодому инженеру Эмилю Шкоде
(Emile Skoda), который в 1869 г. приобрел в Пльзене небольшой механический
завод, превратившийся через три десятилетия в крупнейшее машиностроительное и
военно-промышленное предприятие Австро-Венгерской империи.
Шкода U (50НР), 4X4, 1919 г.
Шкода PA-II (OA vz.23), 4X4, 1925 г.
Шкода PA-IID, 4X4, 1927 г.
В кооперации с фирмой «Аустро-Даймлер» (Austro-Daimler) в октябре 1905 г. там
началась сборка 45-сильных армейских тягачей, а через три года «Шкода» стала
специализироваться на выпуске 80-сильного варианта «Лев» (Lowe) 4x4 со всеми
управляемыми колесами большого диаметра и индивидуальным карданным приводом по
патенту Леопольда Сальватора (Leopold Salvator). Он служил для буксировки
тяжелых артиллерийских орудий массой до 17 т и развивал скорость 25 км/ч. В 1910
г. машины «Шкода» и «Аустро-Даймлер» с моторами мощностью 70-90 л.с. вошли в
первый австро-венгерский дивизион 305-мм мортир. Во время Первой мировой войны
их шасси использовались под зенитные установки калибра 37 мм. В 1919 г. в цехе №
83 Пльзеньского завода началось изготовление собственного 50-сильного
артиллерийского тягача «Шкода U» (4x4) с 50-сильным мотором, 8-ступенчатой
трансмиссией, лебедкой и коваными стальными колесами с высокими грунтозацепами.
В 20-е гг. автомобильное направление в истории этого предприятия продолжили
оригинальные бронемашины серии РА. В 1923 г. там построили два прототипа
башенного броневика PA-I с 70-сильным мотором и двумя пулеметами «Максим» (Maxim),
не прошедшего приемочные испытания. Летом следующего года был создан
бронеавтомобиль PA-II (OA vz.23), признанный одной из самых оригинальных
колесных бронемашин всех времен и за характерную внешность получивший прозвище
«Черепаха» (Zelva). Он снабжался тем же двигателем, коробкой передач с 4
ступенями переднего и заднего хода, приводом на все 4 управляемых колеса.
Шкода 6LT6-L, 6X6, 1936 г.
Шкода 6ST6-T, 6X4, 1937 г.
Шкода 6S/6SD, 6X6, 1937 г.
Шкода 6V/6VD, 6X6, 1938 г.
Шкода-100, 1940 г.
Главной же особенностью был симметричный округлый бронекорпус без единой острой
грани с полусферическими щитками фар, двумя боковыми дверями, двумя постами
управления и центральным возвышением, имитировавшим башню, где размещались 4
пулемета, каждый с углом обстрела 90°. Бронеавтомобиль весил 7,4 т и достигал
скорости 70 км/ч. С ноября 1925 г. эти машины поступали на вооружение
чехословацкой армии, но собрали их всего 9 экземпляров. В 1927 г. появились
пушечные прототипы PA-IID или «Делови» (Delovy) с 48-мм пушкой, весившие 9,4 т,
и 100-сильный PA-IV с пушкой калибра 37 мм и пятью пулеметами. Позднее на
«Шкоде» собрали 15 облегченных бронеавтомобилей PA-III (OA vz.27) с 60-сильным
мотором и упрощенным угловатым корпусом с тремя пулеметами.
Всё дальнейшее развитие автомобилей «Шкода» связано с заводом в городе Млада
Болеслав, принадлежавшим фирме «Лаурин-Клемент» (Laurin-Klement). Летом 1925 г.
она вошла в состав Пльзеньского промышленного комбината, продолжив выпуск своих
машин под маркой «Шкода», причем изготовление грузовиков было переведено в
Пльзень. Военные автомобили вошли в программу лишь в середине 30-х гг., когда
многие европейские страны взяли курс на милитаризацию своей экономики. Первым
специальным армейским грузовиком «Шкода» считается 2-тонный капотный автомобиль
6LT6-L (6х6) для работы с 3,5-тонным прицепом, выпускавшийся в 1936-37 гг. Он
оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (3,1 л, 66 л.с.),
4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом
тормозов, независимой подвеской и лебедкой. Как и грузовики «Татра» (Tatra), он
имел переднюю подвеску на поперечной рессоре, а задние двускатные колеса с
качающимися полуосями подвешивались на двух продольных рессорах. В 1937-39 гг.
«Шкода» собирала 4-тонные грузовики и тягачи 6ST6-T (6x4) с более мощным
двигателем (8,3 л, 100 л.с.), пневматической тормозной системой, лебедкой с
тяговым усилием 5 тс, задними одно- или двускатными колесами, способные
буксировать прицепы массой 5 т. Этот же силовой агрегат применялся и на
бескапотных 5-тонных грузовиках и тягачах - короткобазных 6S и длиннобазных 6V
(6x6) с 9-тонной лебедкой. Их варианты 6SD и 6VD комплектовали 6-цилиндровым
дизелем (8,55 л, 100 л.с.). Самым оригинальным был 12-тонный танковый тягач
6VTP6-T (6x6) с вместительной обтекаемой кабиной над двигателем и всеми ведущими
колесами с двускатной ошиновкой, оснащенный бензиновым мотором (12,9 л, 175
л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Он мог буксировать прицепы массой до 34
т и развивал скорость 45 км/ч. В 1936-39 гг. общий объем производства всех этих
машин составил 75 единиц.
После оккупации Чехословакии весной 1939 г. на все заводы концерна «Шкода»
пришла немецкая администрация, и летом они были включены в группу предприятий
Германа Геринга. В конце 1939 г. в Пльзене началась сборка легких грузовиков
6LTP6 для румынской армии, а на вооружение Вермахта стали поступать доработанные
варианты коммерческих грузовиков «Шкода» серий «100/150», «254/256» и «706D», а
также дизельные варианты тяжелых машин 6ST6 и 6VD.
Шкода-1101 Популар (Kfz.1), 1942 г.
Шкода Суперб-3000, 1940 г.
Шкода-952 (Kfz.15), 1942 г.
Шкода-956, 4X4, 1943 г.
Шкода-903, 6X4, 1940 г.
В то время главную роль в оснащении автомобилями Вермахта и стран-сателлитов
фашистской Германии сыграл завод в Млада Болеславе, до войны
специализировавшийся на легковых машинах. Уже в 1939 г. там началось
изготовление штабного варианта серийного 4-дверного кабриолета «Популар-1101» (Popular)
с 32-сильным мотором, центральной трубчатой рамой и независимой подвеской,
получившего более простой кузов с вместительным багажником. Для перевозки
офицерского состава использовались также доработанные легковые машины «Рапид» (Rapid)
и «Суперб-3000» (Superb). Шасси последней стало основой многоцелевых военных
автомобилей-«кюбельвагенов» Kfz.16/1, снабженных открытыми 4-дверными
грузопассажирскими кузовами с плоскими боковыми панелями, дополнительным
багажником и тентом. В 1941-43 гг. на заводе было собрано 1626 многоцелевых и
штабных машин «952» (в немецкой индексации - Kfz.15 и Kfz.21) с 6-цилиндровым
мотором (3,1 л, 80-85 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, упрочненной
Х-образной рамой и независимой подвеской всех колес. Вариант «956», выпущенный в
5 экземплярах, имел привод на все колеса и переднюю пружинную подвеску. В
1940-43 гг. на удлиненном 75-сильном шасси «Суперб» с центральной трубчатой
рамой были построены 42 штабных машины «903» (6x4) с открытым 7-местным кузовом
на деревянном каркасе. Благодаря независимой подвеске всех колес, эти автомобили
отличались достаточно высокой проходимостью и на шоссе развивали скорость 90-100
км/ч. В основном они поступали на вооружение войск СС, в армии Венгрии и
Румынии, однако в программе завода оказался также и автомобиль, рассчитанный на
эксплуатацию в условиях российского холодного климата и бездорожья. Это был
артиллерийский тягач со всеми ведущими и задними управляемыми стальными колесами
диаметром 1,5 м с высокими металлическими грунтозацепами, разработанный в
конструкторском бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) как проект
«Порше-175». Осенью 1942 г. в Млада Болеславе построили первые образцы,
получившие название «Радшлеппер Ост» (Radschlepper Ost) - «Восточный колесный
тягач», сокращенно РСО (RSO). Он получил 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель
воздушного охлаждения (6,0 л, 90 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач и
одноступенчатую раздаточную, индивидуальный карданный привод каждого колеса, а
для запуска в холодных условиях служил 2-цилиндровый 565-кубовый бензиновый
мотор, представлявший собой половину силового агрегата автомобиля «Фольксваген»
(Volkswagen). Тягач РСО весил 7 т, на местности мог двигаться со скоростью 16
км/ч и расходовал 200 л бензина на 100 км. До апреля 1944 г. их собрали 206
экземпляров. На заводах «Шкода» собрали также 5 тыс. полугусеничных
транспортеров Hkl6 (Sd.Kfz.11), изготовляли танки и тягачи DB10 под индексом
S10.
Шкода РСО, 4X4, 1943 г.
Шкода-1101Р, 1948 г.
Шкода-972 (MOZ-2), 4X4, 1951 г.
Шкода-973 Бабэта, 4X4, 1955 г.
Радиостанция на шасси «Шкода-973В Бабэта», 4X4, 1955 г.
С наступлением мира параллельно с выпуском легковых машин младаболеславский
завод взялся за развитие своих легких военных автомобилей. В 1948 г. на шасси
серийной модели «Шкода-1101» был создан многоцелевой автомобиль «1101Р» (4x2) с
32-сильным мотором, внешне напоминавший американский «Виллис-МВ» (Willys) и
ставший первым джипом социалистической Чехословакии. В конце 40-х гг. на «Шкоде»
разработали семейство из 5 легких военных машин различного назначения. Первым из
них был джип «965» - полноприводный вариант модели «1101Р» с 1,2-литровым
двигателем. В 1951 г. появились еще две необычные для «Шкоды» опытные машины -
башенный бронеавтомобиль «971 Ярмила» (Jarmila) 4x4 с задним двигателем V8 от
перспективного легкового автомобиля «Татра-603» и 4-местная амфибия «972» или
MOZ-2 (4x4) с обтекаемым несущим цельнометаллическим кузовом. Последняя внешне
напоминала немецкую машину «Триппель» (Trippel) времен войны, комплектовалась
серийным мотором (1,2 л, 45 л.с.), развивала на шоссе скорость 85 км/ч и на
плаву - 10 км/ч. В 1952-56 гг. было построено 30 армейских джипов «973 Бабэта» (Babeta)
4x4 с 1,5-литровым 52-сильным двигателем, независимой торсионной подвеской,
открытым или закрытым несущим кузовом. Удлиненный автомобиль с радиостанцией
имел индекс «973В». Поставки аналогичных машин из СССР привели к прекращению
работ над собственными джипами. В результате последний вариант «974» с
1,8-литровым мотором так и не вышел из стадии проекта. Единственным развитием
гаммы армейских грузовиков марки «Шкода» стал бескапотный 4-тонный тягач «4S»
(4x4) со 125-сильным мотором, построенный в 1946 г. для норвежской армии.
В последующие годы головной завод «Шкода» уже не занимался разработкой военной
техники, однако гражданские дизельные грузовики новых серий «706R», «706RT» и
«706МТ» долгое время поставлялись в Народную армию Чехословакии. Сначала их
собирали на заводе «Авиа» (Avia) близ Праги, а затем - в селе Рыновице, ставшем
основой группы предприятий Либерецкой области, известных под аббревиатурой ЛИАЗ
(LIAZ). С внедрением там нового поколения «100», марка «Шкода» уступила место
индексу ЛИАЗ, но, после того как в 1995 г. концерн тяжелого машиностроения
«Шкода» выкупил акции ЛИАЗа, было образовано новое Акционерное общество «Шкода-ЛИАЗ».
В конце 90-х гг. выпуск грузовиков «Шкода» продолжили на заводе в городе Мнихово
Градиште, в том числе и армейских машин серии «300». В 2001 г. завод был признан
банкротом.
Шкода-706R, 1954 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ШКОДА
(ŠKODA)
Пльзень/Млада Болеслав/Прага-Летняны/Рыновице/Мнихово Градиште
Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия
1905-2001
Впервые известная марка "Шкода" появилась в начале ХХ века на военных
автомобилях - задолго до образования одноименной фирмы, прославившейся легковыми
и грузовыми машинами. Своим рождением она обязана молодому инженеру Эмилю Шкоде
(Emile Skoda), который в 1869 г. приобрел в Пльзене небольшой механический
завод, превратившийся через три десятилетия в крупнейшее машиностроительное и
военно-промышленное предприятие Австро-Венгерской империи. В кооперации с фирмой
"Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler) в октябре 1905 г. там началась сборка
45-сильных армейских тягачей, а через три года "Шкода" стала специализироваться
на выпуске 80-сильного варианта "Лев" (Lowe) 4x4 со всеми управляемыми колесами
большого диаметра и индивидуальным карданным приводом по патенту Леопольда
Сальватора (Leopold Salvator). Он служил для буксировки тяжелых артиллерийских
орудий массой до 17 т и развивал скорость 25 км/ч. В 1910 г. машины "Шкода" и "Аустро-Даймлер"
с моторами мощностью 70-90 л.с. вошли в первый австро-венгерский дивизион 305-мм
мортир. Во время Первой мировой войны их шасси использовались под зенитные
установки калибра 37 мм. В 1919 г. в цехе № 83 Пльзеньского завода началось
изготовление собственного 50-сильного артиллерийского тягача "Шкода U" (4x4) с
50-сильным мотором, 8-ступенчатой трансмиссией, лебедкой и коваными стальными
колесами с высокими грунтозацепами.
В 20-е гг. автомобильное направление в истории этого предприятия продолжили
оригинальные бронемашины серии РА. В 1923 г. там построили два прототипа
башенного броневика PA-I с 70-сильным мотором и двумя пулеметами "Максим" (Maxim),
не прошедшего приемочные испытания. Летом следующего года был создан
бронеавтомобиль PA-II (OA vz.23), признанный одной из самых оригинальных
колесных бронемашин всех времен и за характерную внешность получивший прозвище
"Черепаха" (Zelva). Он снабжался тем же двигателем, коробкой передач с 4
ступенями переднего и заднего хода, приводом на все 4 управляемых колеса.
Главной же особенностью был симметричный округлый бронекорпус без единой острой
грани с полусферическими щитками фар, двумя боковыми дверями, двумя постами
управления и центральным возвышением, имитировавшим башню, где размещались 4
пулемета, каждый с углом обстрела 90°. Бронеавтомобиль весил 7,4 т и достигал
скорости 70 км/ч. С ноября 1925 г. эти машины поступали на вооружение
чехословацкой армии, но собрали их всего 9 экземпляров. В 1927 г. появились
пушечные прототипы PA-IID или "Делови" (Delovy) c 48-мм пушкой, весившие 9,4 т,
и 100-сильный PA-IV с пушкой калибра 37 мм и пятью пулеметами. Позднее на
"Шкоде" собрали 15 облегченных бронеавтомобилей PA-III (ОА vz.27) с 60-сильным
мотором и упрощенным угловатым корпусом с тремя пулеметами.
Всё дальнейшее развитие автомобилей "Шкода" связано с заводом в городе Млада
Болеслав, принадлежавшим фирме "Лаурин-Клемент" (Laurin-Klement). Летом 1925 г.
она вошла в состав Пльзеньского промышленного комбината, продолжив выпуск своих
машин под маркой "Шкода", причем изготовление грузовиков было переведено в
Пльзень. Военные автомобили вошли в программу лишь в середине 30-х гг., когда
многие европейские страны взяли курс на милитаризацию своей экономики. Первым
специальным армейским грузовиком "Шкода" считается 2-тонный капотный автомобиль
6LT6-L (6x6) для работы с 3,5-тонным прицепом, выпускавшийся в 1936-37 гг. Он
оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (3,1 л, 66 л.с.),
4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом
тормозов, независимой подвеской и лебедкой. Как и грузовики "Татра" (Tatra), он
имел переднюю подвеску на поперечной рессоре, а задние двускатные колеса с
качающимися полуосями подвешивались на двух продольных рессорах. В 1937-39 гг.
"Шкода" собирала 4-тонные грузовики и тягачи 6ST6-T (6x6) с более мощным
двигателем (8,3 л, 100 л.с.), пневматической тормозной системой, лебедкой с
тяговым усилием 5 тс, задними одно- или двускатными колесами, способные
буксировать прицепы массой 5 т. Этот же силовой агрегат применялся и на
бескапотных 5-тонных грузовиках и тягачах - короткобазных 6S и длиннобазных 6V
(6x6) с 9-тонной лебедкой. Их варианты 6SD и 6VD комплектовали 6-цилиндровым
дизелем (8,55 л, 100 л.с.). Самым оригинальным был 12-тонный танковый тягач
6VTP6-T (6x6) с вместительной обтекаемой кабиной над двигателем и всеми ведущими
колесами с двускатной ошиновкой, оснащенный бензиновым мотором (12,9 л, 175
л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Он мог буксировать прицепы массой до 34
т и развивал скорость 45 км/ч. В 1936-39 гг. общий объем производства всех этих
машин составил 75 единиц.
После оккупации Чехословакии весной 1939 г. на все заводы концерна "Шкода"
пришла немецкая администрация, и летом они были включены в группу предприятий
Германа Геринга. В конце 1939 г. в Пльзене началась сборка легких грузовиков
6LTP6 для румынской армии, а на вооружение Вермахта стали поступать доработанные
варианты коммерческих грузовиков "Шкода" серий "100/150", "254/256" и "706D", а
также дизельные варианты тяжелых машин 6ST6 и 6VD. В то время главную роль в
оснащении автомобилями Вермахта и стран-сателлитов фашистской Германии сыграл
завод в Млада Болеславе, до войны специализировавшийся на легковых машинах. Уже
в 1939 г. там началось изготовление штабного варианта серийного 4-дверного
кабриолета "Популар-1101" (Popular) с 32-сильным мотором, центральной трубчатой
рамой и независимой подвеской, получившего более простой кузов с вместительным
багажником. Для перевозки офицерского состава использовались также доработанные
легковые машины "Рапид" (Rapid) и "Суперб-3000" (Superb). Шасси последней стало
основой многоцелевых военных автомобилей-"кюбельвагенов" Kfz.16/1, снабженных
открытыми 4-дверными грузопассажирскими кузовами с плоскими боковыми панелями,
дополнительным багажником и тентом. В 1941-43 гг. на заводе было собрано 1626
многоцелевых и штабных машин "952" (в немецкой индексации - Kfz.15 и Kfz.21) с
6-цилиндровым мотором (3,1 л, 80-85 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач,
упрочненной Х-образной рамой и независимой подвеской всех колес. Вариант "956",
выпущенный в 5 экземплярах, имел привод на все колеса и переднюю пружинную
подвеску. В 1940-43 гг. на удлиненном 75-сильном шасси "Суперб" с центральной
трубчатой рамой были построены 42 штабных машины "903" (6x6) с открытым
7-местным кузовом на деревянном каркасе. Благодаря независимой подвеске всех
колес, эти автомобили отличались достаточно высокой проходимостью и на шоссе
развивали скорость 90-100 км/ч. В основном они поступали на вооружение войск СС,
в армии Венгрии и Румынии, однако в программе завода оказался также и
автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в условиях российского холодного
климата и бездорожья. Это был артиллерийский тягач со всеми ведущими и задними
управляемыми стальными колесами диаметром 1,5 м с высокими металлическими
грунтозацепами, разработанный в конструкторском бюро Фердинанда Порше (Ferdinand
Porsche) как проект "Порше-175". Осенью 1942 г. в Млада Болеславе построили
первые образцы, получившие название "Радшлеппер Ост" (Radschlepper Ost) -
"Восточный колесный тягач", сокращенно РСО (RSO). Он получил 4-цилиндровый
верхнеклапанный двигатель воздушного охлаждения (6,0 л, 90 л.с.), 5-ступенчатую
коробку передач и одноступенчатую раздаточную, индивидуальный карданный привод
каждого колеса, а для запуска в холодных условиях служил 2-цилиндровый
565-кубовый бензиновый мотор, представлявший собой половину силового агрегата
автомобиля "Фольксваген" (Volkswagen). Тягач РСО весил 7 т, на местности мог
двигаться со скоростью 16 км/ч и расходовал 200 л бензина на 100 км. До апреля
1944 г. их собрали 206 экземпляров. На заводах "Шкода" собрали также 5 тыс.
полугусеничных транспортеров Hkl6 (Sd.Kfz.11), изготовляли танки и тягачи DB10
под индексом S10.
С наступлением мира параллельно с выпуском легковых машин младаболеславский
завод взялся за развитие своих легких военных автомобилей. В 1948 г. на шасси
серийной модели "Шкода-1101" был создан многоцелевой автомобиль "1101Р" (4x4) с
32-сильным мотором, внешне напоминавший американский "Виллис-МВ" (Willys) и
ставший первым джипом социалистической Чехословакии. В конце 40-х гг. на "Шкоде"
разработали семейство из 5 легких военных машин различного назначения. Первым из
них был джип "965" - полноприводный вариант модели "1101Р" с 1,2-литровым
двигателем. В 1951 г. появились еще две необычные для "Шкоды" опытные машины -
башенный бронеавтомобиль "971 Ярмила" (Jarmila) 4x4 с задним двигателем V8 от
перспективного легкового автомобиля "Татра-603" и 4-местная амфибия "972" или
MOZ-2 (4x4) с обтекаемым несущим цельнометаллическим кузовом. Последняя внешне
напоминала немецкую машину "Триппель" (Trippel) времен войны, комплектовалась
серийным мотором (1,2 л, 45 л.с.), развивала на шоссе скорость 85 км/ч и на
плаву - 10 км/ч. В 1952-56 гг. было построено 30 армейских джипов "973 Бабэта"
(Babeta) 4x4 с 1,5-литровым 52-сильным двигателем, независимой торсионной
подвеской, открытым или закрытым несущим кузовом. Удлиненный автомобиль с
радиостанцией имел индекс "973В". Поставки аналогичных машин из СССР привели к
прекращению работ над собственными джипами. В результате последний вариант "974"
с 1,8-литровым мотором так и не вышел из стадии проекта. Единственным развитием
гаммы армейских грузовиков марки "Шкода" стал бескапотный 4-тонный тягач "4S"
(4x4) со 125-сильным мотором, построенный в 1946 г. для норвежской армии.
В последующие годы головной завод "Шкода" уже не занимался разработкой военной
техники, однако гражданские дизельные грузовики новых серий "706R", "706RT" и
"706МТ" долгое время поставлялись в Народную армию Чехословакии. Сначала их
собирали на заводе "Авиа" (Avia) близ Праги, а затем - в селе Рыновице, ставшем
основой группы предприятий Либерецкой области, известных под аббревиатурой ЛИАЗ
(LIAZ). С внедрением там нового поколения "100", марка "Шкода" уступила место
индексу ЛИАЗ, но, после того как в 1995 г. концерн тяжелого машиностроения
"Шкода" выкупил акции ЛИАЗа, было образовано новое Акционерное общество
"Шкода-ЛИАЗ". В конце 90-х гг. выпуск грузовиков "Шкода" продолжили на заводе в
городе Мнихово Градиште, в том числе и армейских машин серии "300". В 2001 г.
завод был признан банкротом.
Шкода U (50HP), 4x4, 1919 г.
Шкода PA-II (ОА vz.23), 4x4, 1925 г.
Шкода PA-IID, 4x4, 1927 г.
Шкода 6LT6-L, 6x6, 1936 г.
Шкода 6S/6SD, 6x6, 1937 г.
Шкода 6ST6-T, 6x6, 1937 г.
Шкода 6V/6VD, 6x6, 1938 г.
Шкода Суперб-3000, 1940 г.
Шкода-100, 1940 г.
Шкода-903, 6x6, 1940 г.
Шкода-952 (Kfz.15), 1942 г.
Шкода-1101 Популар (Kfz.1), 1942 г.
Шкода РСО, 4x4, 1943 г.
Шкода-956, 4x4, 1943 г.
Шкода-1101Р, 1948 г.
Шкода-972 (MOZ-2), 4x4, 1951 г.
Шкода-706R, 1954 г.
Радиостаниция на шасси "Шкода-973В Бабэта", 4x4, 1955 г.
Шкода-973 Бабэта, 4x4, 1955 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с