SOMUA | |
999999999999999999999
|
СОМЮА
(SOMUA)
Сэн-Куан/Периго, Франция, 1927-1955
Расшифровка аббревиатуры СОМЮА дает общее представление о первоначальной сфере
деятельности «Общества по производству механического оборудования для
изготовления артиллерийских орудий» (Societe d'Outillage Mecanique et d'Usinage
d'Artillerte, SOMUA).
СОМЮА-Кегресс MCG-4, 1929 г.
Седельный тягач «СОМЮА MCG-4», 1934 г.
СОМЮА MCG-5, 1935 г.
Оно было образовано в 1914 г. на месте военных заводов компании «Буэй» (Bouhey)
в Сэн-Куане и входило в состав военно-промышленного концерна «Шнейдер» (Schneider).
Его первой продукцией стали 155-мм гаубицы, гусеничные артиллерийские тягачи и
промышленное оборудование для их изготовления. По окончании войны туда перевели
производство грузовиков «Шнейдер», а в начале 20-х гг. на СОМЮА начали собирать
автомобили гражданского назначения, разработанные в сотрудничестве с фирмой «Лаффли»
(Laffly). Одновременно там продолжался выпуск оружия, станков, полиграфического,
гидравлического и сельскохозяйственного оборудования, а автомобильная техника
еще долго занимала второстепенное место. Первым военным автомобилем СОМЮА
считается 7,5-тонный грузовик КВ-3 образца 1928 г., служивший для перевозки
пушек и легких танков.
Главной заслугой фирмы СОМЮА в области военной автотехники является создание
обширной гаммы средних и тяжелых полугусеничных артиллерийских тягачей. В
соответствии с программой, принятой концерном «Шнейдер» в 1927 г., они
предназначались для замены гужевой тяги и буксировки тяжелых орудий. К созданию
для них нового гусеничного движителя с передним ведущим зубчатым барабаном и
усиленной резино-металлической лентой решили привлечь лучшего специалиста в этой
области - Адольфа Кегресса (Adolphe Kegresse), работавшего в то время на фирме
«Ситроен» (Citroen). Первые опытные образцы «СОМЮА-Кегресс» появились в 1927 г.
Через два года началось изготовление среднего тягача MCG-4 для буксировки
9-тонной 155-мм пушки, установленной на низкой колесной тележке. Он имел
открытую 3-местную кабину с жесткой крышей и короткий деревянный кузов. Тягач
был оборудован 4-цилиндровым бензиновым двигателем М-6 мощностью 50 л.с.,
4-ступенчатой коробкой передач и механическими тормозами на осях ведущих
барабанов. Поворот осуществлялся при помощи обычного руля, воздействовавшего на
передние колеса и автоматически включавшего тормоза гусениц той или иной
стороны.
СОМЮА MCG-11, 1936 г.
Эвакуатор «СОМЮА MCL-5», 1937 г.
Эвакуатор «СОМЮА MSCL-6», 1939 г.
СОМЮА MCJ, 1939 г.
Мостоукладчик «СОМЮА-Кодер», 1937 г.
На испытаниях он развивал среднюю скорость всего 18 км/ч и преодолевал траншеи
шириной 1,8 м, производя невероятный шум, поэтому Генштаб сухопутных войск отдал
тогда предпочтение колесным тягачам «Латиль TARH» (Latil). Несмотря на это, в
1930 г. фирма СОМЮА приняла программу создания серии модернизированных тягачей,
которые в условиях надвигавшейся войны были приняты на вооружение. В ноябре 1934
г. начался выпуск модернизированного тягача MCG-4 с новой 5-ступенчатой коробкой
передач и прежним мотором, мощность которого возросла до 55 л.с. Он весил 4,9 т
и развивал скорость 30 км/ч. Тягач предлагался в седельном и балластном
исполнениях с неизменным полым металлическим катком для преодоления высоких
препятствий, расположенным под радиатором. Бортовые варианты имели кузова с
тентом и продольными скамьями для перевозки 8 человек орудийного расчета и
боеприпасов; на седельных за кабиной располагалась 3-местная скамейка с ящиком
для снарядов. До мая 1940 г. таких машин изготовили 315 экземпляров.
В 1935 г. началось производство средних 60-сильных тягачей - 1,5-тонных бортовых
MCG-5 и седельных MCG-11, применявшихся для буксировки пушек или одноосных
прицепов с дополнительным комплектом боеприпасов (их хватало на 62 выстрела). На
шасси MCG-5 с базой, укороченной с 2690 до 2440 мм, выпускались
ремонтно-эвакуационные машины с краном и лебедкой, служившие также для
перегрузки амуниции. В середине 30-х гг. на основе машин СОМЮА были образованы
первые моторизованные артиллерийские дивизионы, составленные из трех батарей с
155-мм орудиями, куда входило по 4 седельных и бортовых тягача, а также один
эвакуатор. В 1935 г. на СОМЮА разработали опытные образцы тягачей M-6CG5 и
M-22CGT11 с модернизированными моторами мощностью 65-72 л.с. и новыми
движителями, развивавших скорость до 48 км/ч.
В конце 1934 г. прошли испытания новой серии тяжелых тягачей, оборудованных
4-цилиндровым верхнеклапанным 80-сильным двигателем М-23 (6,25 л), а в апреле
1936 г. на их основе начался выпуск 2,5-тонных бортовых тягачей и эвакуационных
машин MCL-5. Через год в программе появился новый седельный вариант MCL-11.
Основная доля производства (148 штук) пришлась на эвакуаторы с мотором мощностью
85-90 л.с., применявшиеся также для буксировки поврежденных танков. В 1938-40
гг. фирма изготовила небольшую партию опытных тягачей MCL-6 и эвакуационных
машин MSCL-6 с новыми 6-цилиндровыми двигателями MS-22 и MS-23 мощностью 120-130
л.с., пневмоприводом тормозов прицепа и лебедками с тяговым усилием 7,5 тс. Они
развивали скорость 45-50 км/ч, имели расход топлива 60 л на 100 км, запас хода
не превышал 200 км. В 30-е гг. тягачи СОМЮА использовались и в Красной армии.
Наряду с серийной продукцией фирма СОМЮА создала несколько оригинальных опытных
образцов военной техники. В 1937 г. на шасси MCL-5 совместно с фирмой «Кодер» (Coder)
был построен бронированный мостоукладчик «СОМЮА-Кодер» с двухколейной мостовой
секцией длиной 8,2 м, для установки которой служила система гидроприводов. В
сентябре 1939 г. прошли испытания прототипа легкого низкорамного полугусеничного
тягача MCJ с двигателем М-8 (4,7 л, 62 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач,
достигавшего 51 км/ч.
СОМЮА-Жандрон АМ-39, 4X4, 1939 г.
В то же время совместно с фирмой «Панар» (Panhard) был построен опытный
разведывательный бронеавтомобиль АМ-39 (4x4) с 75-сильным двигателем,
6-ступенчатой коробкой передач и 25-мм пушкой, известный как «СОМЮА-Жандрон» (SOMUA-Gendron).
Развитию этих конструкций помешала Вторая мировая война.
В общей сложности до середины 1940 г. фирма изготовила 800-850 тягачей. Кроме
того, на СОМЮА собирали кавалерийские танки S-35 и S-40B. С оккупацией Франции
немецко-фашистскими войсками большая часть этих машин поступила на вооружение
Вермахта, где полугусеничные тягачи носили индексы Zgkw.S-303 и S-307. Их шасси
использовались для бронированных систем залпового огня и 75-мм артиллерийских
установок.
В послевоенное время фирма СОМЮА больше не занималась выпуском специальной
военной автотехники, но некоторые из выпускавшихся ею тяжелых грузовиков
применялись во французской армии на общих перевозках. В конце 1955 г. вместе с
грузовым отделением компании «Рено» (Renault) и фирмой «Латиль» она образовала
группу САВИЭМ (SAVIEM).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
СОМЮА
(SOMUA)
Сэн-Куан/Периго
Франция
1927-1955
Расшифровка аббревиатуры СОМЮА дает общее представление о первоначальной сфере
деятельности "Общества по производству механического оборудования для
изготовления артиллерийских орудий" (Societe d'Outillage Mecanique et d'Usinage
d'Artillerie, SOMUA). Оно было образовано в 1914 г. на месте военных заводов
компании "Буэй" (Bouhey) в Сэн-Куане и входило в состав военно-промышленного
концерна "Шнейдер" (Schneider). Его первой продукцией стали 155-мм гаубицы,
гусеничные артиллерийские тягачи и промышленное оборудование для их
изготовления. По окончании войны туда перевели производство грузовиков
"Шнейдер", а в начале 20-х гг. на СОМЮА начали собирать автомобили гражданского
назначения, разработанные в сотрудничестве с фирмой "Лаффли" (Laffly).
Одновременно там продолжался выпуск оружия, станков, полиграфического,
гидравлического и сельскохозяйственного оборудования, а автомобильная техника
еще долго занимала второстепенное место. Первым военным автомобилем СОМЮА
считается 7,5-тонный грузовик КВ-3 образца 1928 г., служивший для перевозки
пушек и легких танков.
Главной заслугой фирмы СОМЮА в области военной автотехники является создание
обширной гаммы средних и тяжелых полугусеничных артиллерийских тягачей. В
соответствии с программой, принятой концерном "Шнейдер" в 1927 г., они
предназначались для замены гужевой тяги и буксировки тяжелых орудий. К созданию
для них нового гусеничного движителя с передним ведущим зубчатым барабаном и
усиленной резинометаллической лентой решили привлечь лучшего специалиста в этой
области - Адольфа Кегресса (Adolphe Kegresse), работавшего в то время на фирме
"Ситроен" (Citroёn). Первые опытные образцы "СОМЮА-Кегресс" появились в 1927 г.
Через два года началось изготовление среднего тягача MCG-4 для буксировки
9-тонной 155-мм пушки, установленной на низкой колесной тележке. Он имел
открытую 3-местную кабину с жесткой крышей и короткий деревянный кузов. Тягач
был оборудован 4-цилиндровым бензиновым двигателем М-6 мощностью 50 л.с.,
4-ступенчатой коробкой передач и механическими тормозами на осях ведущих
барабанов. Поворот осуществлялся при помощи обычного руля, воздействовавшего на
передние колеса и автоматически включавшего тормоза гусениц той или иной
стороны. На испытаниях он развивал среднюю скорость всего 18 км/ч и преодолевал
траншеи шириной 1,8 м, производя невероятный шум, поэтому Генштаб сухопутных
войск отдал тогда предпочтение колесным тягачам "Латиль TARH" (Latil). Несмотря
на это, в 1930 г. фирма СОМЮА приняла программу создания серии модернизированных
тягачей, которые в условиях надвигавшейся войны были приняты на вооружение. В
ноябре 1934 г. начался выпуск модернизированного тягача MCG-4 с новой
5-ступенчатой коробкой передач и прежним мотором, мощность которого возросла до
55 л.с. Он весил 4,9 т и развивал скорость 30 км/ч. Тягач предлагался в
седельном и балластном исполнениях с неизменным полым металлическим катком для
преодоления высоких препятствий, расположенным под радиатором. Бортовые варианты
имели кузова с тентом и продольными скамьями для перевозки 8 человек орудийного
расчета и боеприпасов; на седельных за кабиной располагалась 3-местная скамейка
с ящиком для снарядов. До мая 1940 г. таких машин изготовили 315 экземпляров.
В 1935 г. началось производство средних 60-сильных тягачей - 1,5-тонных бортовых
MCG-5 и седельных MCG-11, применявшихся для буксировки пушек или одноосных
прицепов с дополнительным комплектом боеприпасов (их хватало на 62 выстрела). На
шасси MCG-5 с базой, укороченной с 2690 до 2440 мм, выпускались
ремонтно-эвакуационные машины с краном и лебедкой, служившие также для
перегрузки амуниции. В середине 30-х гг. на основе машин СОМЮА были образованы
первые моторизованные артиллерийские дивизионы, составленные из трех батарей с
155-мм орудиями, куда входило по 4 седельных и бортовых тягача, а также один
эвакуатор. В 1935 г. на СОМЮА разработали опытные образцы тягачей M-6CG5 и
M-22CGT11 с модернизированными моторами мощностью 65-72 л.с. и новыми
движителями, развивавших скорость до 48 км/ч.
В конце 1934 г. прошли испытания новой серии тяжелых тягачей, оборудованных
4-цилиндровым верхнеклапанным 80-сильным двигателем М-23 (6,25 л), а в апреле
1936 г. на их основе начался выпуск 2,5-тонных бортовых тягачей и эвакуационных
машин MCL-5. Через год в программе появился новый седельный вариант MCL-11.
Основная доля производства (148 штук) пришлась на эвакуаторы с мотором мощностью
85-90 л.с., применявшиеся также для буксировки поврежденных танков. В 1938-40
гг. фирма изготовила небольшую партию опытных тягачей MCL-6 и эвакуационных
машин MSCL-6 с новыми 6-цилиндровыми двигателями MS-22 и MS-23 мощностью 120-130
л.с., пневмоприводом тормозов прицепа и лебедками с тяговым усилием 7,5 тс. Они
развивали скорость 45-50 км/ч, имели расход топлива 60 л на 100 км, запас хода
не превышал 200 км. В 30-е гг. тягачи СОМЮА использовались и в Красной армии.
Наряду с серийной продукцией фирма СОМЮА создала несколько оригинальных опытных
образцов военной техники. В 1937 г. на шасси MCL-5 совместно с фирмой "Кодер"
(Coder) был построен бронированный мостоукладчик "СОМЮА-Кодер" с двухколейной
мостовой секцией длиной 8,2 м, для установки которой служила система
гидроприводов. В сентябре 1939 г. прошли испытания прототипа легкого
низкорамного полугусеничного тягача MCJ с двигателем М-8 (4,7 л, 62 л.с.) и
5-ступенчатой коробкой передач, достигавшего 51 км/ч. В то же время совместно с
фирмой "Панар" (Panhard) был построен опытный разведывательный бронеавтомобиль
АМ-39 (4x4) с 75-сильным двигателем, 6-ступенчатой коробкой передач и 25-мм
пушкой, известный как "СОМЮА-Жандрон" (SOMUA-Gendron). Развитию этих конструкций
помешала Вторая мировая война.
В общей сложности до середины 1940 г. фирма изготовила 800-850 тягачей. Кроме
того, на СОМЮА собирали кавалерийские танки S-35 и S-40В. С оккупацией Франции
немецко-фашистскими войсками большая часть этих машин поступила на вооружение
Вермахта, где полугусеничные тягачи носили индексы Zgkw.S-303 и S-307. Их шасси
использовались для бронированных систем залпового огня и 75-мм артиллерийских
установок.
В послевоенное время фирма СОМЮА больше не занималась выпуском специальной
военной автотехники, но некоторые из выпускавшихся ею тяжелых грузовиков
применялись во французской армии на общих перевозках. В конце 1955 г. вместе с
грузовым отделением компании "Рено" (Renault) и фирмой "Латиль" она образовала
группу САВИЭМ (SAVIEM).
СОМЮА-Кегресс MCG-4, 1929 г.
Седельный тягач "СОМЮА MCG-4", 1934 г.
СОМЮА MCG-5, 1935 г.
СОМЮА MCG-11, 1936 г.
Мостоукладчик "СОМЮА-Кодер", 1937 г.
Эвакуатор "СОМЮА MCL-5", 1937 г.
СОМЮА MCJ, 1939 г.
СОМЮА-Жандрон АМ-39, 4x4, 1939 г.
Эвакуатор "СОМЮА MSCL-6", 1939 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с