SPA | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
СПА
(SPA)
Турин
Италия
1909–1949
В историю военной автотехники итальянская фирма СПА из провинции Пьемонт вошла
как создатель наиболее оригинальных полноприводных транспортных и боевых машин.
Эта аббревиатура расшифровывается как "Пьемонтское автомобильное общество
АнсальдиЧейрано" (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA). Уже в
1909 г., через 3 года после основания, она начала выпуск легковых и санитарных
машин СПА-25/30CV для итальянских войск, расквартированных в Северной Африке, а
разразившаяся в 1911 г. итало-турецкая война в Ливии потребовала новой армейской
автомобильной техники. Первым в этом ряду стал 3-тонный грузовик СПА-8000 с
30-сильным мотором, главной червячной передачей и цепным приводом задних колес,
за которым через год последовал вариант СПА-9000 с новым двигателем (5,7 л, 35
л.с.), выпускавшийся до 1919 г. Во время Первой мировой войны в итальянских ВМС
использовалось усиленное "колониальное" шасси "9000С" с колесной базой 3000 мм и
бронированным капотом, на котором устанавливались корабельные пушки системы "АнсальдоШнейдер"
(Ansaldo-Schneider) калибра 75 и 105 мм. Такая импровизированная самоходная
артиллерийская установка имела массу 7 т, расход топлива — 60 л на 100 км и
развивала скорость 30 км/ч.
В 1926 г. фирму СПА, оказавшуюся на грани банкротства, приобрел концерн ФИАТ (FIAT),
превратив ее в свой военный филиал. С 1924 г. единственным военным грузовиком
СПА был 2,5-тонный автомобиль "25С10" с 39-сильным мотором, сменивший известную
модель "ФИАТ-15Тер" (Ter). Замена ему пришла во второй половине 30-х гг. с
появлением новых машин "36R" и "38R" (50–56 л.с.), собиравшихся до 1948 г.
Для фирмы СПА первым результатом процесса милитаризации союзной Германии и
очередной военной кампании в Абиссинии (1935–36 гг.) стало создание легких
артиллерийских тягачей TL37 (4x4) в капотном и полукапотном исполнениях. Их
разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), предопределивший
главные конструктивные решения многих последующих военных автомобилей марки СПА.
Машины имели открытый 6-местный кузов с отсеками для амуниции, лебедку заднего
расположения и все управляемые односкатные колеса с 24-дюймовыми шинами, могли
буксировать пушки массой до 2 т и развивать скорость 38 км/ч. Спереди на
лонжеронной раме устанавливался бензиновый двигатель СПА-18TL (4,1 л, 52 л.с.),
а 5-ступенчатая коробка передач, благодаря короткой базе (2500 мм), оказалась в
центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились 2-ступенчатые
раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя диагональными
карданными валами передавался на конические редукторы каждого колеса. Передние
имели независимую подвеску на поперечной рессоре, задние были установлены на
продольных полуэллиптических. В 1938 г. для итальянских войск в Африке был
создан низкопрофильный тягач AS37 "Сахариано" (Sahariano) с деревянным кузовом.
В 1940 г. развитием этой схемы стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4x4) для
буксировки орудий массой до 6 т. На нем 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95
л.с.) размещался между передними сиденьями, а тормозной привод снабжался
вакуумным усилителем. С 1941 г. на его базе выпускался 2,5-тонный бортовой
грузовик Т40 со 108-сильным двигателем, который, в свою очередь, послужил
основой башенных бронеавтомобилей М40 с 20-мм пушкой и бронетранспортеров.
Несмотря на бомбардировки союзников в ноябре 1942 г., завод СПА продолжал
работать и большинство таких машин оставались в производстве до 1948 г.
Особое место в программе СПА занимал 1-тонный бескапотный автомобиль-тягач CL39
(4x4) классической компоновки, выпускавшийся в 1939–44 гг. В итальянской армии
он выполнял функции легкого "пехотного тягача" CLF39 и санитарной машины, служил
в горных частях и для сопровождения конницы. На нем устанавливались бензиновый
мотор (1,6 л, 24 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, неразрезные мосты на
рессорной подвеске, гидропривод тормозов, 18-дюймовые литые или пневматические
шины.
Важнейшим направлением деятельности фирмы СПА считается создание семейства
армейских грузовиков "Довункуэ" (Dovunque) 6x6 с характерным коротким капотом и
свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Прототипы были построены и
испытаны в 1931–32 гг., а в 1933 г. началось изготовление модели "Довункуэ-33"
грузоподъемностью 1,5–2,0 т, получившей 6-цилиндровый бензиновый двигатель
ФИАТ-122В (2,95 л, 46 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым
редуктором, гидропривод тормозов, подвеску передних колес на поперечной рессоре
и заднюю на двух парах продольных полуэллиптических рессор, качавшихся вокруг
центрального шарнира. В 1935–48 гг. выпускался 2,5-тонный "Довункуэ-35" с
4-цилиндровым двигателем СПА-18D (4,1 л, 57 л.с.) и 3-тонной лебедкой.
Автомобили массой 3,8–4,5 т развивали скорость 35–45 км/ч. На их шасси компания
"Ансальдо" (Ansaldo) собирала бронемашины с 37- или 40-мм пушками. В 1939 г. на
вооружении армии Италии состояло 557 автомобилей "Довункуэ". В 1942–49 гг. фирма
изготовляла тяжелый вариант "Довункуэ-41" (6x6) с новой кабиной, открытым
кузовом на 12 мест или бортовой платформой и всеми односкатными колесами. В
отличие от первых серий "Довункуэ", его основой был тягач ТМ40 с тем же
двигателем, мощность которого возросла до 110–115 л.с. При боевой массе 14,4 т
"Довункуэ-41" буксировал 10-тонные орудия и развивал скорость 50 км/ч.
Во время Второй мировой войны компания СПА совместно с фирмой "Ансальдо"
собирала бронеавтомобили серии АВ (Autoblindata) 4x4 с несущим корпусом,
носившие марки "СПА-Ансальдо" или "ФИАТСПА-Ансальдо". Их главными
конструктивными особенностями были все ведущие и управляемые односкатные колеса
с индивидуальным приводом и независимой пружинной подвеской, передний
6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом около 5 л, центральное расположение
6-ступенчатой коробки передач с межосевым блокируемым дифференциалом и двумя
раздаточными коробками. Все имели колесную базу 3200 мм, экипаж из 4 человек и
развивали скорость 75–90 км/ч. В 1939–40 гг. были построены прототип АВ39 и
небольшая серия из 24 пулеметных машин АВ40 с двумя постами управления. Самым
распространенным стал 88-сильный вариант АВ41 с пушкой калибра 20 мм и одним
пулеметом, изготовленный в количестве 550 штук. Эти машины применялись в военных
действиях на Восточном фронте и на Балканах, причем некоторые снабжались
приспособлениями для движения по рельсам. Построенный в 10 экземплярах
110-сильный бронеавтомобиль АВ43 получил 47-мм пушку и один пулемет. На таких
шасси в единичных экземплярах изготовлялись бронетранспортеры и "пустынные"
патрульные боевые машины AS42 и AS43 "Дезертика" (Desertica) с низкими открытыми
кузовами и достаточно мощным штатным вооружением, состоявшим из противотанковой
пушки калибра 20 или 37 мм и зенитного 12,7-мм пулемета.
Последней собственной разработкой СПА в 1945 г. был бескапотный 10-тонный
грузовик А10000 (6x6) со 113-сильным дизелем — версия армейского "Довункуэ-41".
В результате полного присоединения фирмы СПА к концерну ФИАТ в ноябре 1947 г.
тягачи ТМ40 и "Довункуэ-41" были модернизированы и некоторое время выпускались
под маркой ФИАТ.
СПА-8000, 1912 г.
СПА-9000С, 1917 г.
СПА-25С10, 1926 г.
СПА Довункуэ-35, 6x6, 1935 г.
СПА TL37, 4x4, 1937 г.
СПА-38R, 1939 г.
СПА TL37, 4x4, 1939 г.
СПА CL39, 1939 г.
СПА ТМ40, 4x4, 1941 г.
СПА-Ансальдо АВ41, 4x4, 1941 г.
СПА Довункуэ-41, 6x6, 1943 г.
СС VA (Джип-СС), 1943 г.