SPA
999999999999999999999
 

СПА

(SPA)

Турин, Италия, 1909-1949

В историю военной автотехники итальянская фирма СПА из провинции Пьемонт вошла как создатель наиболее оригинальных полноприводных транспортных и боевых машин. Эта аббревиатура расшифровывается как «Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано» (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano, SPA).

СПА-8000, 1912 г.

СПА-9000С, 1917 г.

СПА-25С10, 1926 г.

СПА-38R, 1939 г.

СПА TL37, 4X4, 1937 г.

Уже в 1909 г., через 3 года после основания, она начала выпуск легковых и санитарных машин СПА-25/30CV для итальянских войск, расквартированных в Северной Африке, а разразившаяся в 1911 г. итало-турецкая война в Ливии потребовала новой армейской автомобильной техники. Первым в этом ряду стал 3-тонный грузовик СПА-8000 с 30-сильным мотором, главной червячной передачей и цепным приводом задних колес, за которым через год последовал вариант СПА-9000 с новым двигателем (5,7 л, 35 л.с.), выпускавшийся до 1919 г. Во время Первой мировой войны в итальянских ВМС использовалось усиленное «колониальное» шасси «9000С» с колесной базой 3000 мм и бронированным капотом, на котором устанавливались корабельные пушки системы «Ансальдо-Шнейдер» (Ansaldo-Schneider) калибра 75 и 105 мм. Такая импровизированная самоходная артиллерийская установка имела массу 7 т, расход топлива - 60 л на 100 км и развивала скорость 30 км/ч.

В 1926 г. фирму СПА, оказавшуюся на грани банкротства, приобрел концерн ФИАТ (FIAT), превратив ее в свой военный филиал. С 1924 г. единственным военным грузовиком СПА был 2,5-тонный автомобиль «25С10» с 39-сильным мотором, сменивший известную модель «ФИАТ-15Тер» (Ter). Замена ему пришла во второй половине 30-х гг. с появлением новых машин «36R» и «38R» (50-56 л.с.), собиравшихся до 1948 г.

Для фирмы СПА первым результатом процесса милитаризации союзной Германии и очередной военной кампании в Абиссинии (1935-36 гг.) стало создание легких артиллерийских тягачей TL37 (4x4) в капотном и полукапотном исполнениях. Их разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), предопределивший главные конструктивные решения многих последующих военных автомобилей марки СПА. Машины имели открытый 6-местный кузов с отсеками для амуниции, лебедку заднего расположения и все управляемые односкатные колеса с 24-дюймовыми шинами, могли буксировать пушки массой до 2 т и развивать скорость 38 км/ч. Спереди на лонжеронной раме устанавливался бензиновый двигатель СПА-18TL (4,1 л, 52 л.с.), а 5-ступенчатая коробка передач, благодаря короткой базе (2500 мм), оказалась в центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились 2-ступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя диагональными карданными валами передавался на конические редукторы каждого колеса.

СПА TL37, 4X4, 1939 г.

СПА CL39, 1939 г.

СПА ТМ40, 4X4, 1941 г.

СПА Довункуэ-35, 6X4, 1935 г.

Передние имели независимую подвеску на поперечной рессоре, задние были установлены на продольных полуэллиптических. В 1938 г. для итальянских войск в Африке был создан низкопрофильный тягач AS37 «Сахариано» (Sahariano) с деревянным кузовом. В 1940 г. развитием этой схемы стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4x4) для буксировки орудий массой до 6 т. На нем 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95 л.с.) размещался между передними сиденьями, а тормозной привод снабжался вакуумным усилителем. С 1941 г. на его базе выпускался 2,5-тонный бортовой грузовик Т40 со 108-сильным двигателем, который, в свою очередь, послужил основой башенных бронеавтомобилей М40 с 20-мм пушкой и бронетранспортеров. Несмотря на бомбардировки союзников в ноябре 1942 г., завод СПА продолжал работать и большинство таких машин оставались в производстве до 1948 г.

Особое место в программе СПА занимал 1-тонный бескапотный автомобиль-тягач CL39 (4x2) классической компоновки, выпускавшийся в 1939-44 гг. В итальянской армии он выполнял функции легкого «пехотного тягача» CLF39 и санитарной машины, служил в горных частях и для сопровождения конницы. На нем устанавливались бензиновый мотор (1,6 л, 24 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод тормозов, 18-дюймовые литые или пневматические шины.

Важнейшим направлением деятельности фирмы СПА считается создание семейства армейских грузовиков «Довункуэ» (Dovunque) 6x4 с характерным коротким капотом и свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Прототипы были построены и испытаны в 1931-32 гг., а в 1933 г. началось изготовление модели «Довункуэ-33» грузоподъемностью 1,5-2,0 т, получившей 6-цилиндровый бензиновый двигатель ФИАТ-122В (2,95 л, 46 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым редуктором, гидропривод тормозов, подвеску передних колес на поперечной рессоре и заднюю на двух парах продольных полуэллиптических рессор, качавшихся вокруг центрального шарнира. В 1935-48 гг. выпускался 2,5-тонный «Довункуэ-35» с 4-цилиндровым двигателем СПА-180 (4,1 л, 57 л.с.) и 3-тонной лебедкой. Автомобили массой 3,8-4,5 т развивали скорость 35-45 км/ч. На их шасси компания «Ансальдо» (Ansaldo) собирала бронемашины с 37- или 40-мм пушками. В 1939 г. на вооружении армии Италии состояло 557 автомобилей «Довункуэ». В 1942-49 гг. фирма изготовляла тяжелый вариант «Довункуэ-41» (6x6) с новой кабиной, открытым кузовом на 12 мест или бортовой платформой и всеми односкатными колесами. В отличие от первых серий «Довункуэ», его основой был тягач ТМ40 с тем же двигателем, мощность которого возросла до 110-115 л.с. При боевой массе 14,4 т «Довункуэ-41» буксировал 10-тонные орудия и развивал скорость 50 км/ч.

СПА Довункуэ-41, 6X6, 1941 г.

СПА-Ансальдо АВ41, 4X4, 1941 г.

Во время Второй мировой войны компания СПА совместно с фирмой «Ансальдо» собирала бронеавтомобили серии АВ (Autoblindata) 4x4 с несущим корпусом, носившие марки «СПА-Ансальдо» или «ФИАТ-СПА-Ансальдо». Их главными конструктивными особенностями были все ведущие и управляемые односкатные колеса с индивидуальным приводом и независимой пружинной подвеской, передний 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом около 5 л, центральное расположение 6-ступенчатой коробки передач с межосевым блокируемым дифференциалом и двумя раздаточными коробками. Все имели колесную базу 3200 мм, экипаж из 4 человек и развивали скорость 75-90 км/ч. В 1939-40 гг. были построены прототип АВ39 и небольшая серия из 24 пулеметных машин АВ40 с двумя постами управления. Самым распространенным стал 88-сильный вариант АВ41 с пушкой калибра 20 мм и одним пулеметом, изготовленный в количестве 550 штук. Эти машины применялись в военных действиях на Восточном фронте и на Балканах, причем некоторые снабжались приспособлениями для движения по рельсам. Построенный в 10 экземплярах 110-сильный бронеавтомобиль АВ43 получил 47-мм пушку и один пулемет. На таких шасси в единичных экземплярах изготовлялись бронетранспортеры и «пустынные» патрульные боевые машины AS42 и AS43 «Дезертика» (Desertica) с низкими открытыми кузовами и достаточно мощным штатным вооружением, состоявшим из противотанковой пушки калибра 20 или 37 мм и зенитного 12,7-мм пулемета.

Последней собственной разработкой СПА в 1945 г. был бескапотный 10-тонный грузовик А10000 (6x4) со 113-сильным дизелем - версия армейского «Довункуэ-41». В результате полного присоединения фирмы СПА к концерну ФИАТ в ноябре 1947 г. тягачи ТМ40 и «Довункуэ-41» были модернизированы и некоторое время выпускались под маркой ФИАТ.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

СПА
(SPA)
Турин
Италия
1909-1949
В историю военной автотехники итальянская фирма СПА из провинции Пьемонт вошла как создатель наиболее оригинальных полноприводных транспортных и боевых машин. Эта аббревиатура расшифровывается как "Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано" (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA). Уже в 1909 г., через 3 года после основания, она начала выпуск легковых и санитарных машин СПА-25/30CV для итальянских войск, расквартированных в Северной Африке, а разразившаяся в 1911 г. итало-турецкая война в Ливии потребовала новой армейской автомобильной техники. Первым в этом ряду стал 3-тонный грузовик СПА-8000 с 30-сильным мотором, главной червячной передачей и цепным приводом задних колес, за которым через год последовал вариант СПА-9000 с новым двигателем (5,7 л, 35 л.с.), выпускавшийся до 1919 г. Во время Первой мировой войны в итальянских ВМС использовалось усиленное "колониальное" шасси "9000С" с колесной базой 3000 мм и бронированным капотом, на котором устанавливались корабельные пушки системы "Ансальдо-Шнейдер" (Ansaldo-Schneider) калибра 75 и 105 мм. Такая импровизированная самоходная артиллерийская установка имела массу 7 т, расход топлива - 60 л на 100 км и развивала скорость 30 км/ч.
В 1926 г. фирму СПА, оказавшуюся на грани банкротства, приобрел концерн ФИАТ (FIAT), превратив ее в свой военный филиал. С 1924 г. единственным военным грузовиком СПА был 2,5-тонный автомобиль "25С10" с 39-сильным мотором, сменивший известную модель "ФИАТ-15Тер" (Ter). Замена ему пришла во второй половине 30-х гг. с появлением новых машин "36R" и "38R" (50-56 л.с.), собиравшихся до 1948 г.
Для фирмы СПА первым результатом процесса милитаризации союзной Германии и очередной военной кампании в Абиссинии (1935-36 гг.) стало создание легких артиллерийских тягачей TL37 (4x4) в капотном и полукапотном исполнениях. Их разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), предопределивший главные конструктивные решения многих последующих военных автомобилей марки СПА. Машины имели открытый 6-местный кузов с отсеками для амуниции, лебедку заднего расположения и все управляемые односкатные колеса с 24-дюймовыми шинами, могли буксировать пушки массой до 2 т и развивать скорость 38 км/ч. Спереди на лонжеронной раме устанавливался бензиновый двигатель СПА-18TL (4,1 л, 52 л.с.), а 5-ступенчатая коробка передач, благодаря короткой базе (2500 мм), оказалась в центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились 2-ступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя диагональными карданными валами передавался на конические редукторы каждого колеса. Передние имели независимую подвеску на поперечной рессоре, задние были установлены на продольных полуэллиптических. В 1938 г. для итальянских войск в Африке был создан низкопрофильный тягач AS37 "Сахариано" (Sahariano) с деревянным кузовом. В 1940 г. развитием этой схемы стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4x4) для буксировки орудий массой до 6 т. На нем 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95 л.с.) размещался между передними сиденьями, а тормозной привод снабжался вакуумным усилителем. С 1941 г. на его базе выпускался 2,5-тонный бортовой грузовик Т40 со 108-сильным двигателем, который, в свою очередь, послужил основой башенных бронеавтомобилей М40 с 20-мм пушкой и бронетранспортеров. Несмотря на бомбардировки союзников в ноябре 1942 г., завод СПА продолжал работать и большинство таких машин оставались в производстве до 1948 г.
Особое место в программе СПА занимал 1-тонный бескапотный автомобиль-тягач CL39 (4x4) классической компоновки, выпускавшийся в 1939-44 гг. В итальянской армии он выполнял функции легкого "пехотного тягача" CLF39 и санитарной машины, служил в горных частях и для сопровождения конницы. На нем устанавливались бензиновый мотор (1,6 л, 24 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод тормозов, 18-дюймовые литые или пневматические шины.
Важнейшим направлением деятельности фирмы СПА считается создание семейства армейских грузовиков "Довункуэ" (Dovunque) 6x6 с характерным коротким капотом и свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Прототипы были построены и испытаны в 1931-32 гг., а в 1933 г. началось изготовление модели "Довункуэ-33" грузоподъемностью 1,5-2,0 т, получившей 6-цилиндровый бензиновый двигатель ФИАТ-122В (2,95 л, 46 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым редуктором, гидропривод тормозов, подвеску передних колес на поперечной рессоре и заднюю на двух парах продольных полуэллиптических рессор, качавшихся вокруг центрального шарнира. В 1935-48 гг. выпускался 2,5-тонный "Довункуэ-35" с 4-цилиндровым двигателем СПА-18D (4,1 л, 57 л.с.) и 3-тонной лебедкой. Автомобили массой 3,8-4,5 т развивали скорость 35-45 км/ч. На их шасси компания "Ансальдо" (Ansaldo) собирала бронемашины с 37- или 40-мм пушками. В 1939 г. на вооружении армии Италии состояло 557 автомобилей "Довункуэ". В 1942-49 гг. фирма изготовляла тяжелый вариант "Довункуэ-41" (6x6) с новой кабиной, открытым кузовом на 12 мест или бортовой платформой и всеми односкатными колесами. В отличие от первых серий "Довункуэ", его основой был тягач ТМ40 с тем же двигателем, мощность которого возросла до 110-115 л.с. При боевой массе 14,4 т "Довункуэ-41" буксировал 10-тонные орудия и развивал скорость 50 км/ч.
Во время Второй мировой войны компания СПА совместно с фирмой "Ансальдо" собирала бронеавтомобили серии АВ (Autoblindata) 4x4 с несущим корпусом, носившие марки "СПА-Ансальдо" или "ФИАТ-СПА-Ансальдо". Их главными конструктивными особенностями были все ведущие и управляемые односкатные колеса с индивидуальным приводом и независимой пружинной подвеской, передний 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом около 5 л, центральное расположение 6-ступенчатой коробки передач с межосевым блокируемым дифференциалом и двумя раздаточными коробками. Все имели колесную базу 3200 мм, экипаж из 4 человек и развивали скорость 75-90 км/ч. В 1939-40 гг. были построены прототип АВ39 и небольшая серия из 24 пулеметных машин АВ40 с двумя постами управления. Самым распространенным стал 88-сильный вариант АВ41 с пушкой калибра 20 мм и одним пулеметом, изготовленный в количестве 550 штук. Эти машины применялись в военных действиях на Восточном фронте и на Балканах, причем некоторые снабжались приспособлениями для движения по рельсам. Построенный в 10 экземплярах 110-сильный бронеавтомобиль АВ43 получил 47-мм пушку и один пулемет. На таких шасси в единичных экземплярах изготовлялись бронетранспортеры и "пустынные" патрульные боевые машины AS42 и AS43 "Дезертика" (Desertica) с низкими открытыми кузовами и достаточно мощным штатным вооружением, состоявшим из противотанковой пушки калибра 20 или 37 мм и зенитного 12,7-мм пулемета.
Последней собственной разработкой СПА в 1945 г. был бескапотный 10-тонный грузовик А10000 (6x6) со 113-сильным дизелем - версия армейского "Довункуэ-41". В результате полного присоединения фирмы СПА к концерну ФИАТ в ноябре 1947 г. тягачи ТМ40 и "Довункуэ-41" были модернизированы и некоторое время выпускались под маркой ФИАТ.
СПА-8000, 1912 г.
СПА-9000С, 1917 г.
СПА-25С10, 1926 г.
СПА Довункуэ-35, 6x6, 1935 г.
СПА TL37, 4x4, 1937 г.
СПА CL39, 1939 г.
СПА TL37, 4x4, 1939 г.
СПА-38R, 1939 г.
СПА ТМ40, 4x4, 1941 г.
СПА-Ансальдо АВ41, 4x4, 1941 г.
СПА Довункуэ-41, 6x6, 1943 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с