STAR | |
999999999999999999999
|
СТАР
(STAR)
Варшава/Стараховице, Польша, 1948-
Автомобильный завод «Стар» из города Стараховице, наиболее крупный польский
изготовитель грузовых автомобилей, всегда был главным поставщиком автотехники
для Войска польского. Изготовление первого грузовика «Стар-20» началось в
декабре 1948 г., причем параллельно на его основе собственными силами
создавалось семейство армейских полноприводных автомобилей. Под руководством
инженера Ежи Вернера (Jerzy Werner) их разработка началась в 1949 г. в
Конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot) в Лодзи, а затем в
Варшаве. В 1953 г. там были изготовлены первые опытные образцы «Стар-44» (4x4) и
«Стар-66» (6x6) с 6-цилиндровым бензиновым мотором S44 мощностью 86 л.с. После
испытаний работу продолжили только над 3-осным вариантом. В процессе доработки
он получил мотор S46 (4,7 л, 102,5 л.с.) и в январе 1956 г. был готов к
производству, которое развернулось в Стараховице летом 1958 г. На вооружение
грузовик поступил в 1960 г. Серийный «Стар-66» оснащался 105-сильным двигателем
S47, 5-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом
тормозов с вакуумным усилителем, открытой 2-местной кабиной N66 с откидным
лобовым стеклом и металлическим кузовом с тентом для перевозки 24 солдат.
Стар-66, 6X6, 1959 г.
Стар-660М1, 6X6, 1969 г.
Стар-200, 1977 г.
Стар-744, 4X4, 1996 г.
Стар-266, 6X6, 1978 г.
Стар-266М, 6X6, 1994 г.
На шоссе его грузоподъемность составляла 4 т, на местности - 2,5 т. Он развивал
скорость 74 км/ч, преодолевал подъем в 33%, брод глубиной 90 см и мог
буксировать 4,5-тонный прицеп. В 1962 г. начался выпуск модели «660» с
синхронизированной коробкой передач, усиленной передней подвеской, более
широкими шинами с системой регулировки давления и экранированным
электрооборудованием. В 60-70-е гг. появились модификации «660М1» и «660М2» с
карбюраторными моторами и «660D» со 100-сильным дизелем. Они стали основными
грузовиками польской армии и базой для разнообразного военного оборудования -
мастерских, мостоукладчиков, понтоновозов, кранов и экскаваторов. В 1999 г.
появился реконструированный «Стар-660М3» со 170-сильным дизелем ИВЕКО (IVECO) с
турбонаддувом, новыми трансмиссией и тормозной системой, развивающий скорость
110 км/ч. К первым собственным военным разработкам «Стара» относится
полугусеничный артиллерийский тягач SG-160, построенный в начале 60-х гг. в
одном экземпляре.
В 1975 г. завод перешел на выпуск более совершенного 6-тонного гражданского
грузовика «Стар-200» с польским 6-цилиндровым дизелем S359 (6,8 л, 150 л.с.),
который использовался в вооруженных силах ПНР на общих перевозках, а также
оснащался кузовами Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL). В 1971 г.
на его основе был создан 3,5-тонный армейский грузовик «Стар-266» (6x6),
выпускавшийся с 1976 г. Он получил синхронизированную 5-ступенчатую коробку
передач, рулевой механизм с гидроусилителем, двухконтурную пневматическую
тормозную систему, 6-тонную лебедку и закрытую 2-местную цельнометаллическую
кабину со спальным местом. Грузовик мог работать при окружающей температуре от
-40 до +50 °С, развивал скорость 90 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 35° и
1,8-метровый брод. На его шасси предлагали военные топливозаправщики,
автоцистерны, ремонтные мастерские, различные фургоны, мостоукладчики и
устанавливали легкое вооружение. В 90-е гг. последний вариант «Стар-266М»
получил модернизированные узлы и агрегаты шасси, а также новую переднюю
облицовку.
Стар-944, 4X4, 2001
Стар-1466, 6X6, 2001 г.
Реактивная установка БМ-21 на шасси «Стар-1466DK», 6X6, 2001 г.
Политические и экономические потрясения в Польше двух последних десятилетий XX
века привели к преобразованию «Стара» в акционерное общество. В середине 90-х
гг. в польскую армию он поставлял новый 3,5-тонный грузовик «744» (4x4) с
прежним 150-сильным дизелем, короткой или двойной кабиной. К концу 90-х гг.
давно устаревшая продукция «Стара» уже не находила спроса даже в собственной
стране и завод оказался на грани краха. 17 декабря 1999 г. он стал принадлежать
немецкой компании МАН (MAN), превратившись в ее филиал по выпуску грузовиков
модельного ряда S2000. Через полтора года «Стар» представил свои новые
тактические грузовики «944» (4x4) и «1466» (6x6) полной массой 14,2 и 22,5 т
соответственно, базировавшиеся на иностранных агрегатах. Они получили дизельные
двигатели МАН мощностью 155 и 220 л.с., 6-ступенчатую коробку передач и рулевой
механизм ЦФ (ZF), новые ведущие мосты и тормозную систему с АБС,
цельнометаллические кабины МАН L2000 в трех вариантах длины. Автомобили
развивали скорость 93-105 км/ч, могли форсировать брод глубиной 1,2 м и
преодолевать подъемы крутизной до 39°. Их шасси служили для установки различных
кузовов и вооружения, в том числе 40-ствольной 122-мм системы залпового огня
БМ-21, модернизированный вариант которой выпускает промышленный комбинат «Хута
Сталёва Воля» (Huta Stalowa Wola).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
СТАР
(STAR)
Варшава/Стараховице
Польша
1948-
Автомобильный завод "Стар" из города Стараховице, наиболее крупный польский
изготовитель грузовых автомобилей, всегда был главным поставщиком автотехники
для Войска польского. Изготовление первого грузовика "Стар-20" началось в
декабре 1948 г., причем параллельно на его основе собственными силами
создавалось семейство армейских полноприводных автомобилей. Под руководством
инженера Ежи Вернера (Jerzy Werner) их разработка началась в 1949 г. в
Конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot) в Лодзи, а затем в
Варшаве. В 1953 г. там были изготовлены первые опытные образцы "Стар-44" (4x4) и
"Стар-66" (6x6) с 6-цилиндровым бензиновым мотором S44 мощностью 86 л.с. После
испытаний работу продолжили только над 3-осным вариантом. В процессе доработки
он получил мотор S46 (4,7 л, 102,5 л.с.) и в январе 1956 г. был готов к
производству, которое развернулось в Стараховице летом 1958 г. На вооружение
грузовик поступил в 1960 г. Серийный "Стар-66" оснащался 105-сильным двигателем
S47, 5-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом
тормозов с вакуумным усилителем, открытой 2-местной кабиной N66 с откидным
лобовым стеклом и металлическим кузовом с тентом для перевозки 24 солдат. На
шоссе его грузоподъемность составляла 4 т, на местности - 2,5 т. Он развивал
скорость 74 км/ч, преодолевал подъем в 33%, брод глубиной 90 см и мог
буксировать 4,5-тонный прицеп. В 1962 г. начался выпуск модели "660" с
синхронизированной коробкой передач, усиленной передней подвеской, более
широкими шинами с системой регулировки давления и экранированным
электрооборудованием. В 60-70-е гг. появились модификации "660М1" и "660М2" с
карбюраторными моторами и "660D" со 100-сильным дизелем. Они стали основными
грузовиками польской армии и базой для разнообразного военного оборудования -
мастерских, мостоукладчиков, понтоновозов, кранов и экскаваторов. В 1999 г.
появился реконструированный "Стар-660М3" со 170-сильным дизелем ИВЕКО (IVECO) с
турбонаддувом, новыми трансмиссией и тормозной системой, развивающий скорость
110 км/ч. К первым собственным военным разработкам "Стара" относится
полугусеничный артиллерийский тягач SG-160, построенный в начале 60-х гг. в
одном экземпляре.
В 1975 г. завод перешел на выпуск более совершенного 6-тонного гражданского
грузовика "Стар-200" с польским 6-цилиндровым дизелем S359 (6,8 л, 150 л.с.),
который использовался в вооруженных силах ПНР на общих перевозках, а также
оснащался кузовами Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL). В 1971 г.
на его основе был создан 3,5-тонный армейский грузовик "Стар-266" (6x6),
выпускавшийся с 1976 г. Он получил синхронизированную 5-ступенчатую коробку
передач, рулевой механизм с гидроусилителем, двухконтурную пневматическую
тормозную систему, 6-тонную лебедку и закрытую 2-местную цельнометаллическую
кабину со спальным местом. Грузовик мог работать при окружающей температуре от
-40 до +50 °С, развивал скорость 90 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 35° и
1,8-метровый брод. На его шасси предлагали военные топливозаправщики,
автоцистерны, ремонтные мастерские, различные фургоны, мостоукладчики и
устанавливали легкое вооружение. В 90-е гг. последний вариант "Стар-266М"
получил модернизированные узлы и агрегаты шасси, а также новую переднюю
облицовку.
Политические и экономические потрясения в Польше двух последних десятилетий ХХ
века привели к преобразованию "Стара" в акционерное общество. В середине 90-х
гг. в польскую армию он поставлял новый 3,5-тонный грузовик "744" (4x4) с
прежним 150-сильным дизелем, короткой или двойной кабиной. К концу 90-х гг.
давно устаревшая продукция "Стара" уже не находила спроса даже в собственной
стране и завод оказался на грани краха. 17 декабря 1999 г. он стал принадлежать
немецкой компании МАН (MAN), превратившись в ее филиал по выпуску грузовиков
модельного ряда S2000. Через полтора года "Стар" представил свои новые
тактические грузовики "944" (4x4) и "1466" (6x6) полной массой 14,2 и 22,5 т
соответственно, базировавшиеся на иностранных агрегатах. Они получили дизельные
двигатели МАН мощностью 155 и 220 л.с., 6-ступенчатую коробку передач и рулевой
механизм ЦФ (ZF), новые ведущие мосты и тормозную систему с АБС,
цельнометаллические кабины МАН L2000 в трех вариантах длины. Автомобили
развивали скорость 93-105 км/ч, могли форсировать брод глубиной 1,2 м и
преодолевать подъемы крутизной до 39°. Их шасси служили для установки различных
кузовов и вооружения, в том числе 40-ствольной 122-мм системы залпового огня
БМ-21М "Лангуст" (Langusta). В конце 2006 г. принято решение о переходе завода
на армейские автомобили "Стар" на шасси МАН.
Стар-66, 6x6, 1959 г.
Стар-660М1, 6x6, 1969 г.
Стар-200, 1977 г.
Стар-266, 6x6, 1978 г.
Стар-266М, 6x6, 1994 г.
Стар-744, 4x4, 1996 г.
Реактивная установка БМ-21М "Лангуст" на шасси "Стар-1466DK", 6x6, 2001 г.
Стар-944, 4x4, 2001 г.
Стар-1466, 6x6, 2001 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с