STEWART & STEVENSON | |
999999999999999999999
|
СТЮАРТ-СТИВЕНСОН
(STEWART & STEVENSON)
Уэст Сили, США, 1978-
Эту фирму в 1902 г. основали кузнец Джим Стюарт (Jim Stewart) и кузовщик Джо
Стивенсон (Joe Stevenson). К изготовлению армейских кузовов она приступила во
время Второй мировой войны, а в 1978 г. начала сотрудничество с британской
компанией «Лэйрд» (Laird) в области легких многоцелевых автомобилей 8x8. Первой
собственной военной продукцией в 80-е гг. были тяжелые аэродромные тягачи 4x4
для ВВС США, и в то же время фирма «Стюарт-Стивенсон» впервые приняла участие в
сборке стандартизованных 5-тонных грузовиков М939А2.
Стюарт-Стивенсон М1078 FMTV/LMTV, 4X4, 1993 г.
Стюарт-Стивенсон М1084 FMTV/MTV, 6X6, 1994 г.
Накопленный опыт позволил ей в 1988 г. включиться в разработку нового
бескапотного «семейства средних тактических машин» FMTV (Family of Medium
Tactical Vehicles) грузоподъемностью 2,5-5,0 т, за основу которого были выбраны
австрийские автомобили «Штайр» (Steyr) с агрегатами американского производства.
11 октября 1991 г. компания выиграла контракт военного ведомства США на поставку
10843 грузовиков FMTV на сумму 1,2 млрд долларов. В декабре 1992 г. их серийное
производство развернулось на новом заводе близ Хьюстона, являвшимся в то время
наиболее современным предприятием по выпуску армейской автотехники.
Первое поколение FMTV состояло из двух унифицированных на 90% серий с колесными
формулами 4x4 и 6x6 - легкая 2,5-тонная LMTV (Light Medium Tactical Vehicle) и
средняя 5-тонная MTV (Medium Tactical Vehicle). Они отличались удлиненной
кабиной на пружинной подвеске с регулируемой рулевой колонкой и возможностью
установки спального места и зенитного пулемета на крыше.
Стюарт-Стивенсон М1089А1 FMTV/LHS, 6X6, 1999 г.
Стюарт-Стивенсон М1087 FMTV/MTV, 6X6, 1994 г.
«Стюарт-Стивенсон М1092А1» с ракетной системой HIMARS, 2002 г.
Автомобили оснащались 6-цилиндровым 6,6-литровым дизельным двигателем
«Катерпиллар-3116» (Caterpillar) с турбонаддувом мощностью 225 и 290 л.с. (для
версий 4x4 и 6x6 соответственно), автоматической 7-ступенчатой коробкой передач
«Эллисон» (Allison) с электронным перераспределением крутящего момента по
мостам, рессорной подвеской, пневматической тормозной системой и автоматическим
регулированием давления в шинах в зависимости от условий движения. Грузовики
имели дорожный просвет 559 мм, на шоссе развивали скорость 94 км/ч и могли
преодолевать водные преграды глубиной более 1,5 м.
Основой серии 4x4 являлось шасси М1080 с колесной базой 3900 мм, на котором
предлагались грузовики М1078, фургоны М1079 и авиатранспортабельный вариант
М1081 со съемной кабиной. Более обширная гамма 6x6 на шасси М1092 и М1096 с
размерами колесных баз 4100 и 4500 мм включала бортовые версии М1083/М1085 и
М1084 с задним гидрокраном, седельный тягач М1088, 4,5-тонный самосвал М1090 и
топливозаправщик М1091, а также их авиатранспортабельные исполнения - грузовик
М1093 и самосвал М1094. На длиннобазных шасси (5300 и 5500 мм) предлагали
вариант М1086 с краном, фургон-мастерскую М1087 с раздвижным кузовом,
ремонтно-эвакуационную машину М1089 с двумя лебедками или 8-тонным
перегружателем контейнеров LHS. Для работы с ними фирма выпускала одно- и
2-осные прицепы М1082 и М1095 грузоподъемностью 2,3 и 4,5 т. В сентябре 1999 г.
компания «Стюарт-Стивенсон» представила машины FMTV второго поколения A1, в
которое вошли полубронированные шасси для тяжелого вооружения. Все они получили
новый 7,2-литровый дизель «Катерпиллар», развивавший мощность 275 и 330 л.с. для
базовых версий М1080А1 (4x4) и М1092А1 (6x6) соответственно и их производных.
Крупный контракт на их поставку для армии США фирма выиграла в октябре 2003 г.,
а в общей сложности с начала 90-х гг. собрала около 20 тыс. грузовиков серии
FMTV и около 1500 прицепов.
Компания «Стюарт-Стивенсон» разрабатывает гамму тяжелых тактических грузовиков
MTTD, шасси 8x8 с шарнирно-сочлененной рамой, новые виды трансмиссий. В 2004 г.
она начала сборку армейских джипов «Мерседес-Бенц G» (Mercedes-Benz), а в апреле
2005 г. приобрела британскую фирму «Отомоутив Текник» (Automotive Technik),
выпускавшую легкие тактические автомобили «Пинцгауэр» (Pinzgauer).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
СТЮАРТ-СТИВЕНСОН
(STEWART & STEVENSON)
Уэст Сили
США
1978-2006
Эту фирму в 1902 г. основали кузнец Джим Стюарт (Jim Stewart) и кузовщик Джо
Стивенсон (Joe Stevenson). К изготовлению армейских кузовов она приступила во
время Второй мировой войны, а в 1978 г. начала сотрудничество с британской
компанией "Лэйрд" (Laird) в области легких многоцелевых автомобилей 8x8. Первой
собственной военной продукцией в 80-е гг. были тяжелые аэродромные тягачи 4x4
для ВВС США, и в то же время фирма "Стюарт-Стивенсон" впервые приняла участие в
сборке стандартизованных 5-тонных грузовиков М939А2. Накопленный опыт позволил
ей в 1988 г. включиться в разработку нового бескапотного "семейства средних
тактических машин" FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) грузоподъемностью
2,5-5,0 т, за основу которого были выбраны австрийские автомобили "Штайр" (Steyr)
с агрегатами американского производства. 11 октября 1991 г. компания выиграла
контракт военного ведомства США на поставку 10843 грузовиков FMTV на сумму 1,2
млрд долларов. В декабре 1992 г. их серийное производство развернулось на новом
заводе близ Хьюстона, являвшимся в то время наиболее современным предприятием по
выпуску армейской автотехники.
Первое поколение FMTV состояло из двух унифицированных на 90% серий с колесными
формулами 4x4 и 6x6 - легкая 2,5-тонная LMTV (Light Medium Tactical Vehicle) и
средняя 5-тонная MTV (Medium Tactical Vehicle). Они отличались удлиненной
кабиной на пружинной подвеске с регулируемой рулевой колонкой и возможностью
установки спального места и зенитного пулемета на крыше. Автомобили оснащались
6-цилиндровым 6,6-литровым дизельным двигателем "Катерпиллар-3116" (Caterpillar)
с турбонаддувом мощностью 225 и 290 л.с. (для версий 4x4 и 6x6 соответственно),
автоматической 7-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison) с электронным
перераспределением крутящего момента по мостам, рессорной подвеской,
пневматической тормозной системой и автоматическим регулированием давления в
шинах в зависимости от условий движения. Грузовики имели дорожный просвет 559
мм, на шоссе развивали скорость 94 км/ч и могли преодолевать водные преграды
глубиной более 1,5 м.
Основой серии 4x4 являлось шасси М1080 с колесной базой 3900 мм, на котором
предлагались грузовики М1078, фургоны М1079 и авиатранспортабельный вариант
М1081 со съемной кабиной. Более обширная гамма 6x6 на шасси М1092 и М1096 с
размерами колесных баз 4100 и 4500 мм включала бортовые версии М1083/М1085 и
М1084 с задним гидрокраном, седельный тягач М1088, 4,5-тонный самосвал М1090 и
топливозаправщик М1091, а также их авиатранспортабельные исполнения - грузовик
М1093 и самосвал М1094. На длиннобазных шасси (5300 и 5500 мм) предлагали
вариант М1086 с краном, фургон-мастерскую М1087 с раздвижным кузовом,
ремонтно-эвакуационную машину М1089 с двумя лебедками или 8-тонным
перегружателем контейнеров LHS. Для работы с ними фирма выпускала одно- и
2-осные прицепы М1082 и М1095 грузоподъемностью 2,3 и 4,5 т. В сентябре 1999 г.
компания "Стюарт-Стивенсон" представила машины FMTV второго поколения А1, в
которое вошли полубронированные шасси для тяжелого вооружения. Все они получили
новый 7,2-литровый дизель "Катерпиллар", развивавший мощность 275 и 330 л.с. для
базовых версий М1080А1 (4x4) и М1092А1 (6x6) соответственно и их производных.
Крупный контракт на их поставку для армии США фирма выиграла в октябре 2003 г.,
а в общей сложности с начала 90-х гг. собрала около 20 тыс. грузовиков серии
FMTV и около 1500 прицепов.
В начале 2000-х гг. компания "Стюарт-Стивенсон" разрабатывала гамму тактических
грузовиков MTTD и спецшасси 8x8, собирала джипы "Мерседес-Бенц G" (Mercedes-Benz),
а в апреле 2005 г. приобрела британскую фирму "Отомоутив Текник" (Automotive
Technik). 25 мая 2006 г., войдя в группу "Армор Холдингс" (Armor Holdings), она
превратилась в ее отделение TVSD (Tactical Vehicles Systems Division).
Стюарт-Стивенсон М1078 FMTV/LMTV, 4x4, 1993 г.
Стюарт-Стивенсон М1084 FMTV/MTV, 6x6, 1994 г.
Стюарт-Стивенсон М1089А1 FMTV/LHS, 6x6, 1999 г.
"Стюарт-Стивенсон М1092А1" с ракетной системой HIMARS, 2002 г.
"Стюарт-Стивенсон М1088А1 FMTV" (6x6) с бронeкабиной, 2005 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с