STEYR
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ШТАЙР
(STEYR)
Штайр
Австрия
1925–2002
По окончании Первой мировой войны, лишившись крупных военных заказов, Австрийская оружейная фабрика (Osterreichische WaffenfabriksGesellschaft), образованная в 1864 г. в городе Штайр, создала автомобильное отделение, вскоре переименованное в "Штайр". В 1920 г. там начался выпуск легковых и грузовых машин, которые разрабатывал известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka). Первыми в вооруженные силы страны с 1925 г. стали поступать многочисленные легковые автомобили этой марки, служившие штабными или санитарными машинами. В 1927 г. за ними последовали грузовики с полезной нагрузкой 1–3 т, выполненные на легковых шасси. Среди них была и 1,5-тонная модель "40N" с 6-цилиндровым мотором (2,1 л, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов системы "Локхид" (Lockheed), передней подвеской на поперечной рессоре и задней на двух продольных. На ее базе в 1932 г. при непосредственном участии нового главного конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) был создан 2-тонный грузовик "Штайр-140" (6x6), возглавивший обширное семейство военных машин "40D". Их основой являлась лонжеронная рама с Х-образной поперечиной и дополнительным подрамником, где крепились картеры главных передач, от которых крутящий момент посредством качающихся карданных валов передавался на задние односкатные колеса. Специфическую внешность этим машинам придавали наклонная защитная решетка радиатора и свободно вращавшиеся запасные колеса, установленные по обеим сторонам шасси и предохранявшие его от повреждений. В 1933 г. появился 45-сильный вариант "340", а после его испытаний и доводки в 1935 г. начался выпуск 1,5-тонного автомобиля "440", известного в многочисленных исполнениях с бортовыми и 10-местными грузопассажирскими кузовами. Их использовали для перевозки солдат и амуниции, как штабные, санитарные и пожарные машины, легкие артиллерийские тягачи и передвижные радиостанции. Через два года их сменила модель "640" с новым двигателем (2,3 л, 55 л.с.), выпускавшаяся до 1941 г. в различных исполнениях, включая санитарные машины "643" с закрытыми кузовами. Все они имели колесную базу 3040 мм, дорожный просвет 375 мм и полную массу 3,8–4,0 т, развивали максимальную скорость 70 км/ч. В общей сложности было построено свыше 4,5 тыс. машин серии "40D".
Достаточно успешное развитие "Штайра" позволило в мае 1935 г. полностью выкупить группу "Аустро-Даймлер-Пух" (Austro-Daimler-Puch) и создать крупнейший автомобильный концерн "Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch). Аннексия Австрии фашистской Германией в марте 1938 г. заставила его полностью переключиться на выпуск военной техники для Вермахта, для изготовления которой в распоряжении "Штайра" оказались крупные предприятия близ Вены и в Граце. В 1938 г. по образцу немецких командирских машин, известных как "кюбельвагены" (Kubelwagen), на шасси легкового "Штайра-55" со специфической "тупоносой" внешностью был налажен выпуск штабной модели "250" с упрощенным открытым 5-местным кузовом, оппозитным 4-цилиндровым мотором (1,2 л, 25,5 л.с.) и 18-дюймовыми колесами, достигавший скорости 70 км/ч. До конца 1940 г. их изготовили 1200 штук. В 1940 г. к разработкам новой военной техники для "Штайра" подключилось конструкторское бюро Фердинанда Порше в Штутгарте, где был создан проект 1,5-тонного армейского автомобиля "Порше147" (4x4) с двигателем воздушного охлаждения V8 (3,5 л, 85 л.с.), блокировкой межколесных дифференциалов, передней независимой торсионной подвеской и задней классической рессорной.
Его производство началось в 1941 г. под марками "Штайр-270" или "Штайр-1500А". Механическую 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную для него изготовляли на заводах немецкого концерна "Ауто Унион" (Auto Union). Машины отличались характерной внешностью с коротким округлым капотом и укрепленными по бокам кузова вращавшимися запасными колесами. Машины предлагались в исполнениях "1500А.01" и "1500А.02" с разными открытыми бортовыми или закрытыми цельнометаллическими кузовами на 5–10 мест. Автомобили имели полную массу 3,3–4,2 т и развивали скорость 90–100 км/ч. В августе 1944 г. их сменил вариант "2000А" (4x4) грузоподъемностью 2 т с упрощенной кабиной, выпускавшийся до конца войны. В общей сложности грузовиков серии "270" было изготовлено около 20 тыс. экземпляров, в том числе модели "1500А" — 12450 экземпляров. Развитием колесно-гусеничной машины "Аустро-Даймлер ADMK" стал 7-местный разведывательный автомобиль-тягач "Штайр М/К" с 45-сильным мотором, собиравшийся в 1939–40 гг. Во время войны на предприятиях концерна выпускались гусеничные тягачи "Штайр-470" или RSO, а завод "Нибелунгенверк" (Nibelungenwerk) строил тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки.
По окончании войны главные предприятия "Штайр" перешли под управление американских оккупационных сил, что позволило быстро наладить производство новой техники, а также взяться за создание семейства предкамерных четырехтактных дизельных двигателей с алюминиевым блоком цилиндров. В 1948 г. в вооруженные силы стали поступать 3,5-тонные грузовики "Штайр-380", ставшие во главе нового капотного семейства. В 1957 г. их заменила 4-тонная модель "480", а в 1962 г. к ней прибавился 3-тонный вариант "580А" (4x4) с двускатной ошиновкой задних колес. Все они имели колесную базу 3710 мм, комплектовались 4-цилиндровым дизелем WD413 (5,3 л, 90–95 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, гидропневматическим приводом тормозов и рессорной подвеской неразрезных мостов, могли перевозить в кузове 20–30 человек и достигали скорости 70–78 км/ч. Они известны с различными надстройками и кузовами, а также как армейские автобусы "380а" и "480а" на 26–33 места. В 1962–68 гг. выпускался вариант "586g" (4x4) с 6-тонной лебедкой и новым 6-цилиндровым двигателем WD609 (6,0 л, 120 л.с.), который с 1966 г. устанавливался и на бескапотном армейском грузовике "Штайр-680МА" (4x4) с полезной нагрузкой 2,5 т на местности и 4,5 т на шоссе. В апреле 1969 г., с завершением выпуска послевоенной капотной гаммы, началось производство 3,5-тонного автомобиля "680М3" (6x6), под кабиной которого размещался дизель WD610 (6,0 л, 150 л.с.) с турбонаддувом. Впервые на нем появился гидроусилитель рулевого управления. На долгое время эти машины стали основными стандартизованными грузовиками австрийской армии. На их шасси устанавливались разные надстройки и вооружение, включая 130-мм реактивные системы залпового огня.
В 1978 г. "Штайр" перешел на новое унифицированное семейство "Плюс-91" (Plus), выделявшееся оригинальной формой 3-местной кабины над двигателем. Из этой серии с начала 80-х гг. в австрийскую и швейцарскую армии поступали в основном наиболее тяжелые модели "1291" и "1491" со всеми односкатными колесами. Базовый 6-тонный вариант 1291.280М (4x4) оснащался 6-цилиндровым дизелем WD615 (9,7 л, 283 л.с.) с турбонаддувом, механической 9-ступенчатой или автоматической коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной, двухконтурным пневматическим приводом тормозов и 10-тонной лебедкой. С ним был унифицирован 10-тонный грузовик 1491.280М (6x6), а на модели 1491.330М (6x6) использовался двигатель WD815 (12,0 л, 330 л.с.). Автомобили имели запас хода 800 км и развивали скорость 80–85 км/ч. На их шасси изготовляли самосвалы, ремонтно-эвакуационные машины и танковый седельный тягач 1491.330S34 с двумя лебедками по 20 тс, способный работать в составе автопоезда полной массой 85 т. С середины 70-х гг. в кооперации с фирмой МАН (MAN) на "Штайре" собирали шасси 26.240FD (6x6) для автоцистерн и седельных тягачей, а в 1986 г. началось изготовление тактических грузовиков "12М18" и "12М21" (4x4) с полезной нагрузкой 5,5–6,0 т, оборудованных более простыми немецкими кабинами и австрийскими агрегатами. На них использовали 6-цилиндровый двигатель WD612 с турбонаддувом мощностью 184–217 л.с., 5-, 6- или 9-ступенчатые коробки передач, параболические рессоры, лебедку и цельнометаллические бортовые кузова для перевозки 18–20 солдат. Эти машины стали основой армейских грузовиков, до сих пор выпускающихся американской компанией "Стюарт-Стивенсон" (Stewart & Stevenson).
В январе 1990 г. фирма МАН выкупила контрольный пакет акций предприятия в Штайре, которому некоторое время удавалось сохранять индивидуальность своей продукции. В первой половине 90-х гг. в австрийскую армию поступило еще несколько военных машин — от бортового грузовика "12M23" (4x4) до танкового тягача "35М36" (6x6), а также многочисленные доработанные коммерческие 2- и 3-осные грузовики "Штайр" (модели от "12S23" до "26S32"). В середине 90-х гг., с усилением влияния МАНа, новые тактические автомобили "Штайр" представляли собой военизированные исполнения серийных машин МАН серии М2000, приспособленные для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Базовыми являлись модели 14.224LAC и 18.264LAE (4x4) полной массой 14–18 т с дизелями МАН мощностью 220–260 л.с. и системой подкачки шин. В декабре 2001 г. компания "Штайр" была переименована в "МАН Штайр" (MAN Steyr AG). С февраля 2002 г. она собирала коммерческие семейства МАН LE2000 и ME2000, включая их военные модификации, а с 2005 г. — новые легкое и среднее семейства TGL и TGМ.
Штайр-440 (40D), 6x6, 1935 г.
Штайр-640 (40D), 6x6, 1937 г.
Штайр-250, 1938 г.
Штайр-643 (40D), 6x6, 1939 г.
Штайр М/К, 1940 г.
Штайр-270 (1500А), 4x4, 1941 г.
Штайр-270 (1500А.01), 4x4, 1943 г.
Штайр-480, 1957 г.
Штайр-680МА, 4x4, 1968 г.
Штайр-680М3, 6x6, 1969 г.
Штайр 1291.280М, 4x4, 1983 г.
Штайр 1491.330M, 6x6, 1986 г.
Аэродромные пожарные автомобили "Штайр 19S29", 4x4, 1991 г.
Штайр 35М36, 6x6, 1993 г.
Штайр 14.224LAC, 4x4, 1995 г.
Штайр 18.264LAE, 4x4, 1998 г.