STOEWER
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ШТЁВЕР
(STOEWER)
Штеттин
Германия
1905–1944
Спервых лет ХХ века фирма братьев Штёвер изготовляла легковые и грузовые автомобили, которые одними из первых стали поступать в германские вооруженные силы. Уже в 1905 г. она разработала стандартизованный военный грузовик L4 (24/30PS) с полезной нагрузкой 4–5 т, а в 1909 г. начала поставки в армию 5-тонных автомобилей L4-II (18/32PS) и L4-III (28/48PS) с 4-цилиндровыми моторами и цепным приводом задних колес. Во время Первой мировой войны фирма изготовляла 3- и 5-тонные армейские машины L5 и L6S грузоподъемностью 3–5 т с силовыми агрегатами мощностью 38 и 42 л.с. По мобилизации в войска поступали также серийные легковые автомобили и автобусы "Штёвер", переоборудованные для военных нужд.
Второй этап создания военной автотехники наступил с приходом к власти фашистского режима. В 1935–36 гг. на стандартном легковом шасси М12 с рядным 8-цилиндровым мотором мощностью 60 л.с. на "Штёвере" построили около 600 штабных "кюбельвагенов" M12RW с открытым 4-местным кузовом и задним ящикомбагажником для снаряжения, развивавших скорость 90 км/ч. С переходом на более простую модель "Грайф Юниор" (Greif Junior), собиравшуюся с 1936 г. по лицензии на чехословацкий автомобиль "Татра-30" (Tatra), на ее базе также изготовили партию "кюбельвагенов".
Главной заслугой "Штёвера" в военной области является создание первого в мире семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4 — своеобразных немецких джипов, появившихся за 5 лет до известного "Виллиса-МВ" (Willys). Первая серия "R180 Шпециаль" (Spezial), выпускавшаяся в 1936–37 гг., получила 4-цилиндровый бензиновый двигатель "Штёвер" (1,8 л, 42 л.с.), на серии R200 (1938–40 гг.) устанавливался новый мотор (2,0 л, 50 л.с.). Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах. Автомобили снабжали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами. В 1940–43 гг. выпускалась упрощенная модель "Тип 40" с передними управляемыми колесами и гидроприводом тормозов. Многоцелевые варианты с открытым цельнометаллическим кузовом на 4 человек имели военные индексы Kfz.1 и Kfz.3, 2-местный вариант с радиостанцией — Kfz.2, полевая мастерская — Kfz.2/40, а Kfz.4 снабжался спаренной зенитной установкой. Все исполнения имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75–80 км/ч. В 1937–40 гг. их собирали также фирмы БМВ (BMW) и "Ганомаг" (Hanomag). Из общего количества 13 тыс. автомобилей этой гаммы на долю "Штёвера" пришлось 7,7 тыс. экземпляров, в том числе 4,7 тыс. машин "Тип 40". В 1943–44 гг. параллельно с фирмой НСУ (NSU) на "Штёвере" собирались легкие полугусеничные тягачи НК-101.
Штёвер L6S (42PS), 1915 г.
Штёвер M12RW, 1936 г.
Штёвер R200 Шпециаль (Kfz.1), 4x4, 1939 г.
Штёвер Тип 40 (Kfz.3), 4x4, 1942 г.