TAM
999999999999999999999
 

ТАМ

(ТАМ)

Марибор, Югославия/Словения, 1947-

Аббревиатура ТАМ принадлежала продукции югославского Завода по производству автомобилей и моторов из Марибора (Tovarna Avtornobilov in Motorjev, ТАМ). Создание военных автомобилей началось там в 1947 г. с выпуском первых 3-тонных грузовиков «Пионер» (Pionir), идентичных чехословацким машинам «Прага RN» (Praga). Через 4 года появились первые собственные армейские 1,5-тонные грузовики ТАМ-1500 (4x4), к которым впоследствии присоединилась 2-тонная серия «2000». Военная программа стала активно расширяться лишь в начале 60-х гг., когда по лицензии концерна «Клёкнер-Хумбольдт-Дойц» (Klockner-Humboldt-Deutz) развернулось серийное производство гаммы капотных грузовиков «Магирус-Дойц» (Magirus-Deutz). Со временем в нее вошли армейские версии «4500», «5000», «5500» и «6500» (4x4) грузоподъемностью 2,5-5,0 т с 85-сильным дизелем «Дойц» воздушного охлаждения.

TAM-4500D, 4X4, 1967 г.

TAM-110T7BV, 4X4, 1976 г.

TAM-150T11BV, 6X6, 1979 г.

ТАМ-162Т9, 4X4, 2000 г.

ТАМ BOV-3, 4X4, 1985 г.

Главным достижением завода ТАМ в области армейских грузовиков является создание собственного семейства, состоявшего из двух унифицированных тактических машин 110T7BV (4x4) и 150T11BV (6х6) грузоподъемностью 1,5 и 3,0 т соответственно, выпускавшегося с 1975 г. Автомобили получили цельнометаллическую кабину над двигателем с характерными угловатыми очертаниями, съемной стеклопластиковой крышей или брезентовым верхом и откидными лобовыми стеклами, а также стальную бортовую платформу для перевозки 12-18 солдат. Грузовик TAM-110T7BV оснащался лицензионным дизелем F4L413R (5,7 л, 115 л.с.) воздушного охлаждения, на модели 150T11BV устанавливался мотор F6L413V V6 (8,5 л, 150 л.с.). Оба варианта комплектовались синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, неразрезными мостами на рессорной подвеске, двухконтурным пневмоприводом тормозов, гидроусилителем рулевого механизма и односкатными 18-дюймовыми колесами. По заказу предлагались лебедки и система изменения давления в шинах. Автомобили развивали скорость 85-90 км/ч, могли буксировать прицепы массой до 3 т, преодолевали подъемы крутизной 70% и брод глубиной до 1 м. В югославской армии и в войсках ООН их применяли как тягачи, штабные, санитарные и ремонтно-эвакуационные машины. В конце 70-х гг. завод взялся за разработку семейства многоцелевых бронемашин BOV (4x4) с дизелем V6 (8,5 л, 150 л.с.) заднего расположения, 5-ступенчатой коробкой передач и независимой пружинной подвеской всех колес. В 80-е гг. в него входили 8-местный бронетранспортер BOV-VP, пулеметные бронеавтомобили BOV-1, зенитные установки BOV-3 с 20- или 30-мм пушками и эвакуационные машины.

В 90-е гг. завод ТАМ претерпел серьезные преобразования и начал сотрудничество с концерном МАН (MAN). Получив в 2001 г. название «Товарна Возил Марибор» (Tovarna Vozil Maribor), он представил новый 3,5-тонный тактический грузовик ТАМ-162Т9 (4x4) с дизелем МАН мощностью 155 л.с. от немецкой серии L2000. С прекращением в 2003 г. выпуска коммерческих автомобилей грузовую программу предприятия представляет 4-тонный военный вариант «182Т10» со 180-сильным двигателем МАН, 6-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF) и параболическими рессорами, рассчитанный на доставку 14 солдат и буксировку 3-тонного прицепа.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

TAM
(ТАМ) (Tovarna Avtomobilov in Motorjev)
Марибор
Югославия/Словения
1947-
Аббревиатура ТАМ принадлежала продукции югославского Завода по производству автомобилей и моторов из Марибора (Tovarna Avtomobilov in Motorjev, ТАМ). Создание военных автомобилей началось там в 1947 г. с выпуском первых 3-тонных грузовиков "Пионер" (Pionir), идентичных чехословацким машинам "Прага RN" (Praga). Через 4 года появились первые собственные армейские 1,5-тонные грузовики ТАМ-1500 (4x4), к которым впоследствии присоединилась 2-тонная серия "2000". Военная программа стала активно расширяться лишь в начале 60-х гг., когда по лицензии концерна "Клёкнер-Хумбольдт-Дойц" (Klockner-Humboldt-Deutz) развернулось серийное производство гаммы капотных грузовиков "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz). Со временем в нее вошли армейские версии "4500", "5000", "5500" и "6500" (4x4) грузоподъемностью 2,5-5,0 т с 85-сильным дизелем "Дойц" воздушного охлаждения.
Главным достижением завода ТАМ в области армейских грузовиков является создание собственного семейства, состоявшего из двух унифицированных тактических машин 110T7BV (4x4) и 150T11BV (6x6) грузоподъемностью 1,5 и 3,0 т соответственно, выпускавшегося с 1975 г. Автомобили получили цельнометаллическую кабину над двигателем с характерными угловатыми очертаниями, съемной стеклопластиковой крышей или брезентовым верхом и откидными лобовыми стеклами, а также стальную бортовую платформу для перевозки 12-18 солдат. Грузовик ТАМ-110T7BV оснащался лицензионным дизелем F4L413R (5,7 л, 115 л.с.) воздушного охлаждения, на модели 150T11BV устанавливался мотор F6L413V V6 (8,5 л, 150 л.с.). Оба варианта комплектовались синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, неразрезными мостами на рессорной подвеске, двухконтурным пневмоприводом тормозов, гидроусилителем рулевого механизма и односкатными 18-дюймовыми колесами. По заказу предлагались лебедки и система изменения давления в шинах. Автомобили развивали скорость 85-90 км/ч, могли буксировать прицепы массой до 3 т, преодолевали подъемы крутизной 70% и брод глубиной до 1 м. В югославской армии и в войсках ООН их применяли как тягачи, штабные, санитарные и ремонтно-эвакуационные машины. В конце 70-х гг. завод взялся за разработку семейства многоцелевых бронемашин BOV (4x4) с дизелем V6 (8,5 л, 150 л.с.) заднего расположения, 5-ступенчатой коробкой передач и независимой пружинной подвеской всех колес. В 80-е гг. в него входили 8-местный бронетранспортер BOV-VP, пулеметные бронеавтомобили BOV-1, зенитные установки BОV-3 с 20- или 30-мм пушками и эвакуационные машины.
В 90-е гг. завод ТАМ претерпел серьезные преобразования и начал сотрудничество с концерном МАН (MAN). Получив в 2001 г. название "Товарна Возил Марибор" (Tovarna Vozil Maribor), он представил новый 3,5-тонный тактический грузовик ТАМ-162Т9 (4x4) с дизелем МАН мощностью 155 л.с. от немецкой серии L2000. С прекращением в 2003 г. выпуска коммерческих автомобилей грузовую программу предприятия представляет 4-тонный военный вариант "182Т10" со 180-сильным двигателем МАН, 6-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF) и параболическими рессорами, рассчитанный на доставку 14 солдат и буксировку 3-тонного прицепа.
ТАМ-4500D, 4x4, 1967 г.
ТАМ-110T7BV, 4x4, 1976 г.
TAM-150T11BV, 6x6, 1979 г.
ТАМ BOV-3, 4x4, 1985 г.
ТАМ-162Т9, 4x4, 2000 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с