TATRA
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

TАТРА
(TATRA)
Копрживнице/Бановце
Чехословакия/ЧCCР/Чехия
1919–
За все время своего существования завод "Татра" играл ведущую роль в разработке и изготовлении различных видов военной автобронетехники, наделенной весьма оригинальными техническими решениями. Название "Татра" было присвоено в 1918 г. легковым автомобилям "Нессельсдорфер" (Nesselsdorfer), проходившим испытания в Высоких Татрах, а весной 1919 г. эту марку получили армейские грузовики TL2 и TL4, созданные во время Первой мировой войны. По ее окончании небольшой австро-венгерский городок Нессельсдорф оказался на территории Чехословацкой республики и был переименован в Копрживнице, а вся продукция располагавшегося там вагонного завода стала носить марку "Татра".
Благодаря работам конструктора Ганса Ледвинки (Hans Ledwinka, 1878–1967), уже в 20-е гг. простые и надежные автомобили "Татра" завоевали высокий авторитет в Центральной Европе. С появлением весной 1923 г. легковой модели "Татра-11" (Т11), а затем ее многочисленных наследников, главными конструктивными особенностями большинства машин марки "Татра" являются центральная несущая рама в виде трубы, использование более простых двигателей воздушного охлаждения и независимой рессорной подвески задних колес. Внешне от автомобилей классической конструкции они отличались углом развала задних ведущих колес в порожнем состоянии (до 12°). Эта концепция обеспечила высокую прочность рамы на скручивание, приспособляемость колес к неровностям местности и защиту от повреждений и грязи трансмиссионного вала, проходившего внутри рамытрубы, что предопределило широкое использование машин "Татра" в военных целях. Первым армейским автомобилем, выполненным по этой схеме, в 1925 г. стал легкий грузовичок Т13 на 12-сильном шасси Т11 с оппозитным 2-цилиндровым мотором. Созданный через два года грузопассажирский вариант Т26/30 (6x6) с рядным 4-цилиндровым двигателем (1,7 л, 24 л.с.) послужил основой быстроходных штабных и санитарных машин, достигавших скорости 70 км/ч. В 1929 г. для польской армии была собрана партия бортовых версий Т26/30, а также изготовлен бронеавтомобиль Т34.
Наиболее интересными поисковыми разработками 20-х гг. стали армейские грузовики и тягачи с продольной рамойтрубой, рядными верхнеклапанными бензиновыми двигателями водяного охлаждения и всеми односкатными колесами. Первым в 1926 г. появился 4-тонный грузовик Т23 (4x4) с угловатой кабиной и коротким капотом, за свою характерную внешность с приплюснутым "носом" и специфическую "косолапую" установку задних колес получивший прозвище "Бульдог". В отличие от большинства своих преемников, он имел сухое 6-дисковое сцепление, переднюю пружинную подвеску, задние рессоры диагонального расположения и две ножные тормозные педали, воздействовавшие на все колеса и трансмиссию. На первом варианте Т23/65 были установлены 65-сильный мотор и 4-ступенчатая коробка передач, а на модели Т23/80 (1930–33 гг.) использовался двигатель мощностью 80 л.с. Наибольшее количество модификаций претерпел 6-тонный автомобильтягач Т24 (6x6), выпускавшийся в 1928–39 гг. Он известен в капотном и бескапотном исполнениях Т24/65, Т24/58 и Т6/24/58 с разными двигателями (65, 105 и 110 л.с.), работавшими на бензине или на его смеси с бензолом, а 80-сильный вариант Т24/59 (1932–35 гг.) оснащался дизелем с непосредственным впрыском. Последний 10-тонный грузовик-тягач Т24/67 (1937–39 гг.) получил 140-сильный дизельный мотор с 4 клапанами на цилиндр. За 12 лет грузовиков серии Т24 сделали 337 экземпляров. В 1926 г. "Татра" построила свой первый полноприводный 4-тонный бескапотный автомобиль Т25 — один из первых в мире с колесной формулой 6x6, оснащенный бензиновыми двигателями мощностью 105 или 110 л.с., задней подвеской на продольных полуэллиптических рессорах и ручной блокировкой дифференциалов задних мостов. После долгих доводочных работ в 1933–34 гг. собрали 28 машин для буксировки тяжелых орудий. В декабре 1930 г. на шасси Т25 был построен единственный прототип оригинального колесно-гусеничного тягача V377 со 120-сильным мотором, двумя короткими гусеничными движителями и 4 опускающимися колесами, установленными на продольных балансирах по обе стороны от него.
В 30-е гг. "Татра" переживала самый плодотворный период своего развития. Тогда была сформирована обширная гамма армейских автомобилей, сохранивших главные конструктивные принципы, заложенные в предыдущие времена. Развитию военного производства способствовали тесные связи Чехословакии с Германией, воплотившиеся в 1935 г. в совместную Программу строительства Германского рейха. За два года до этого в Копрживнице для замены серии Т26/30 начался выпуск 1,5-тонной гаммы Т72 (6x6) с оппозитным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения (1,9 л, 30–32 л.с.), которая применялась в армии как бортовой грузовик, штабная машина и носитель легкого вооружения. В 1933–34 гг. на этом шасси собрали 75 пулеметных бронеавтомобилей ОА30 (OA vz.30). В середине 30-х гг. "Татра" приступила к изготовлению новой серии 3-осных армейских автомобилей грузоподъемностью 2 т. Для перевозки мелких грузов и штабных целей применялось универсальное шасси Т82 (6x6) с 2,5-литровым мотором мощностью 55 л.с., одно- или двускатными задними колесами, лебедкой, дополнительными опорными катками и характерным широким покатым "носом". В 1935–38 гг. их сделали 322 экземпляра. В 1938–39 гг. в производстве находились также два других 2-тонных грузовика с мотором V8 (4,0 л, 74 л.с.), которые использовались как бортовые машины и для установки разных кузовов. В отличие от первого варианта Т92 (6x6) второй автомобиль Т93 был полноприводным и предназначался для румынской армии. В целом их собрали более 1,3 тыс. единиц. В 1931 г. начался выпуск простого 3-тонного коммерческого грузовика Т27 (4x4), который оставался в производстве 15 лет и занял прочное место в армии. Машины первой партии оборудовались 52-сильным мотором водяного охлаждения, последующие модели Т27А и Т27В (1937–46 гг.) получили новые двигатели (63–65 л.с.). Вариант Т28 (6x6) в 1932–35 гг. был собран лишь в 12 экземплярах.
В 1934 г. появились армейские тягачи Т22 и Т29 (6x6) с бензиновыми двигателями мощностью 60–65 л.с., развивавшие скорость 50–55 км/ч. В национальной армии тяжелый вариант Т29 использовался для перевозки легких танков, орудий, боеприпасов и установки полевых мастерских. За два года их успели собрать 134 штуки, после чего патент на серию Т22/29 был продан французской фирме "Лоррэн" (Lorraine). В 1936 г. началось производство 4-тонного капотного грузовика Т85 (6x6) с 4-цилиндровым бензиновым мотором (8,1 л, 80 л.с.), пневматической тормозной системой и механической блокировкой дифференциалов задних мостов. В Чехословакии это шасси применялось в основном для цистерн-топливозаправщиков. С 1939 г. бескапотная модель Т85/91 (Т98) комплектовалась дизелем жидкостного охлаждения (7,3 л, 85 л.с.). В первый год войны "Татра" приступила к выпуску своего самого тяжелого 6,5-тонного грузовика Т81 (6x6) с новым дизельным двигателем V8 (12,5 л, 160 л.с.), ставшим предшественником более совершенных конструкций. Среди прототипов военных машин середины 30-х гг. следует отметить бескапотный тягач Т84 (6x6), у которого 65-сильный мотор помещался в особом отсеке за кабиной. К концу 30-х гг. серийные легковые автомобили Т57А и Т75 служили в чехословацкой армии как штабные и санитарные машины. Стоит еще раз напомнить, что все это многообразие автотехники составляло лишь военную программу "Татры" и было выполнено по единой конструктивной концепции.
В Чехословакии дыхание новой войны почувствовали уже в октябре 1938 г., когда к Германии отошла северная Судетская область, а в марте 1939 г. Чехия оказалась под немецкой оккупацией. В результате контроль надо всеми крупными промышленными предприятиями перешел к немецкой администрации и вскоре их деятельность была переориентирована на военные рельсы. К этому времени "Татра" выпускала обширную гамму армейских автомобилей от легких штабных до тяжелых грузовиков, однако объемы их производства совершенно не устраивали оккупационные власти. В конце 1939 г. на "Татре" развернулись работы по созданию новой военной автотехники для поставки в немецкие и чехословацкие войска, а также в ряд стран-сателлитов фашистской Германии. В рамках этих работ было собрано два опытных экземпляра полугусеничных шасси Т71 с хребтовой рамой, а также несколько легких полноприводных штабных машин. Опытный 30-сильный образец первого чехословацкого джипа V750 (4x4) построили еще в 1937 г., а в 1938–42 гг. в нескольких экземплярах были собраны машины V799 и V809. Их оснащали рядными и оппозитными 4-цилиндровыми моторами, а также двигателями V4 и V8 воздушного охлаждения мощностью 30 и 50 л.с., 4- или 8-ступенчатой трансмиссией, блокировкой межколесных дифференциалов и свободно вращавшимися запасными колесами, установленными по бокам открытого кузова.
В 1942 г. для фельдмаршала Роммеля, командующего германскими экспедиционными войсками в Северной Африке, "Татра" собрала штабной автомобиль V809 "Тропенваген" (Tropenwagen) с закрытым обтекаемым 4-дверным кузовом и 75-сильным двигателем V8 от легковой модели Т87. В 1941 г. на "Татре" начался выпуск легких командирских автомобилей Т57К (в немецкой индексации — Kfz.1 и Kfz.4) — чехословацких "кюбельвагенов" с упрощенными открытыми 4-местными кузовами с плоскими боковыми панелями, способных развивать скорость 90 км/ч. Они также были выполнены по классической "татровской" схеме с двигателем воздушного охлаждения (1,3 л, 23 л.с.), центральной трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес. До конца войны собрали около 6 тыс. таких машин, а затем их выпуск продолжался до 1948 г. Легендарная легковая "Татра-87" с "аэродинамичным" цельнометаллическим кузовом, развивавшая скорость 152 км/ч, использовалась командным составом Вермахта.
Одной из главных вех в истории "Татры" является создание в разгар Второй мировой войны известного 8-тонного грузовика Т8000 или Т111 (6x6), рассчитанного тогда на поставку в армии Венгрии и Румынии. Его разработали в конце 1941 г. на шасси Т81 и оборудовали дизельным двигателем Т103 V12 (14825 см3, 210 л.с.) воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива. Грузовик, выполненный по традиционной для "Татры" схеме, получил 2-дисковое сцепление, блокировку дифференциалов задних мостов с двускатной ошиновкой, пневматическую тормозную систему, 4-ступенчатую коробку передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и раздаточной коробкой, обеспечивавшими 16 передач вперед и две назад. Он весил 8,5 т и достигал скорости 75 км/ч. В 1942–43 гг. построили 1445 машин Т111 с цельнометаллической или упрощенной деревометаллической кабиной. С марта 1943 г. выпускался 6,5-тонный облегченный бортовой вариант Т6500. По приказу немецкой администрации на заводе "Татра" собирали также полугусеничные транспортеры, разработанные немецкими фирмами ФАМО (FAMO) и "БюссингНАГ" (Bussing-NAG), — 18-тонный грузопассажирский F3 (V926) со 180-сильным мотором "Татра" и "тяжелый тягач Вермахта" SWS с бензиновым мотором "Майбах" (Maybach) мощностью 100 л.с. Кроме того, с 1943 г. 210-сильный дизель Т103 устанавливался на немецких бронеавтомобилях ARK (Sd.Kfz.234) 8x8.
Через несколько лет по окончании войны, когда завод "Татра" стал государственным предприятием социалистической Чехословакии, начался второй, очень короткий период его плодотворной деятельности в военной области. В начале 50-х гг. появилось много оригинальных конструкций военных машин "Татра" с традиционными двигателями воздушного охлаждения, однако большинство разработок так и не вышли из стадии прототипов. Среди них было армейское семейство Т800 (4x4), в которое вошли штабные машины Т803 и Т804 с 75-сильным двигателем V8 от известной легковой модели Т603, а также амфибия Т801 с 4-цилиндровым оппозитным мотором (2,4 л, 55 л.с.) заднего расположения. Более удачной оказалась судьба грузовиков "Татра-805" (4x4) двойного назначения с цельнометаллической кабиной над двигателем. В 1953–55 гг. пробная партия этих автомобилей была собрана на заводах "Татра" и "Шкода" (Skoda) в городе Млада Болеслав, а серийное производство в 1955–60 гг. осуществлялось на предприятии "Шкода" в Пльзене. Грузовик Т805 получил верхнеклапанный двигатель Т603А V8 (2,5 л, 75 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную, колесные планетарные редукторы и переднюю независимую торсионную подвеску. Он стал стандартизованным многоцелевым 1,5-тонным автомобилем чехословацких вооруженных сил, который выпускался с бортовым кузовом, различными надстройками и в авиатранспортабельном исполнении с открытой кабиной и откидным лобовым стеклом. В общей сложности машин этой серии изготовили 13625 экземпляров.
Единственным армейским грузовиком, выпуск которого продолжался и по окончании войны, был автомобиль "Татра-111" (6x6). Его главными отличиями от предшественника образца 1942 г. были увеличенная до 10 т грузоподъемность и модернизированный дизель Т111А V12 мощностью 180 л.с. В вооруженных силах Чехословакии служил бортовой вариант Т111NR с задней 6-тонной барабанной лебедкой, развивавший скорость 62 км/ч. На его шасси выпускались цистерны-топливозаправщики Т111C, самосвалы Т111S/S2, понтоновозы, мостоукладчики, краны, экскаваторы и т. д. До 1962 г. была изготовлена 33691 машина серии Т111. С использованием этого шасси в 1951–52 гг. "Татра" собрала 4 тыс. армейских 3-тонных грузовиков Т128 (4x4) со 125-сильным дизелем Т108, но построенный в ноябре 1951 г. вариант Т130 (6x6) с односкатными колесами остался опытным образцом. В 1954 г. на шасси Т111 был создан балластный тягач Т141 (6x6) с двойной 8-местной кабиной, предназначенной для перевозки тяжелой бронетехники. От базового грузовика он отличался укороченной колесной базой (с 4785 до 4110 мм), установкой бортовых планетарных редукторов и механизмов блокировки всех дифференциалов. Тягачи работали на скоростях от 2,5 до 45 км/ч в составе автопоездов полной массой до 100 т. В 1957–70 гг. на заводе в городе Бановце их изготовили около 5 тыс. единиц, причем мощность двигателя на модели Т141А была доведена до 185 л.с.
В 1949 г. на основе оставшейся с военных времен технической документации на немецкие полугусеничные тягачи был построен вариант V966, представлявший собой транспортер серии Hkl6, оснащенный собственным 75-сильным бензиновым мотором и бортовым кузовом. В 1952–53 гг. появились опытные тягачи Т809 с дизелем от грузовика Т128 и облицовкой от Т111. На их основе разработали 12-местный бронетранспортер Т810 (ОТ-810) с дизелем Т928 V8 (11,8 л, 130 л.с.), модернизированным гусеничным движителем и 1–2 пулеметами. За исключением чуть измененной формы корпуса и крыльев внешне он не отличался от немецкого варианта Sd.Kfz.251/1. Его производство продолжалось до 1972 г.
В конце 50-х гг. в рамках социалистической интеграции и специализации начался процесс превращения завода "Татра" в головного изготовителя большегрузных полноприводных автомобилей с дизельными двигателями воздушного охлаждения, что заставило его отказаться от продолжения работ над машинами других классов. Политика выпуска одной модели в многочисленных исполнениях привела к расширению экспорта гражданской техники в СССР и страны соцлагеря, но военные грузовики поступали только в армии ЧССР и ГДР. В 1959 г. на смену автомобилю Т111 пришла 12-тонная серия Т138 (6x6) с характерными обтекаемыми формами кабины и передней облицовки. На ней использовались дизель Т928 V8 (11762 см3, 180 л.с.) с осевым вентилятором, 2-дисковое сцепление с гидроприводом, 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная, передняя независимая торсионная подвеска и блокировка дифференциалов всех мостов. Сначала в армию поступал 8-тонный вариант Т138V с деревометаллическим кузовом и кабиной с наблюдательным люком, а в 1963–72 гг. — грузовик Т138VN с лебедкой. В 1969–82 гг. "Татра" собирала серию Т148 (6x6) с новым дизелем Т2-928 V8 (12667 см3, 212 л.с.) и межосевым блокируемым дифференциалом. В армии использовались бортовой грузовик T148VN, самосвалы и седельные тягачи на его шасси.
В 1961–64 гг. на "Татре" были разработаны и испытаны прототипы принципиально новых тяжелых вседорожных машин с колесной формулой 8x8. В 1967 г. начался выпуск базового 8-тонного бортового автомобиля Т813 с двухрядной цельнометаллической кабиной над двигателем, имевшего неофициальные названия "Колосс" (Kolos) и "Левиафан" (Leviathan). Он получил двигатель Т930-3 V12 (17640 см3, 250 л.с.), 20-ступенчатую трансмиссию с 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатыми редуктором и раздаточной коробкой, независимую подвеску всех колес с 21-дюймовыми односкатными шинами, блокировку всех дифференциалов, систему подкачки шин и лебедку. Автомобиль развивал скорость 80 км/ч и мог работать в составе 100-тонного автопоезда. Он обладал недостижимыми для многих военных машин того времени показателями: преодолевал подъемы до 100%, вертикальные препятствия высотой 60 см, брод глубиной 1,4 м и траншеи шириной до 1,6 м. Его шасси использовалось для мостоукладчиков АМ50, понтоновозов, инженерных машин, самоходных 40-ствольных систем залпового огня RM70 (RM vz.70) калибра 122 мм с бульдозерным отвалом и бронированной кабиной, соответствовавших советским "катюшам" БМ-21 "Град", а также для армейских тягачей Т4-813Т-2 (4x4) и Т4-813Т-3 (6x6). На агрегатах грузовиков Т138 и Т813 было создано семейство бронетранспортеров ОТ-64 (8x8) или СКОТ (SKOT).
Изготовление серий Т148 и Т813 завершилось в июле 1982 г., и вскоре на реконструированном заводе развернулся серийный выпуск новой гаммы Т815 с традиционной хребтовой рамой и независимой подвеской, которая стала базой обширного ряда унифицированных многоцелевых автомобилей с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8. На 10-тонных военных грузовиках T815VV, шасси T815VP и тягачах T815VT (8x8) использовали дизель Т3-930-51 V12 (19000,4 см3, 360 л.с.), 20-ступенчатую трансмиссию, 3-контурную пневматическую тормозную систему, откидывающуюся вперед двойную 6-местную кабину и лебедку с тяговым усилием 12 тс. Они могли преодолевать 2-метровые траншеи, продольные подъемы крутизной до 37° и имели запас хода 1000 км. С 1986 г. выпускалась 3-осная гамма 6x6, в которую со временем вошли 320-сильные бортовые грузовики T815VV и тягачи Т815VТ. В 1991 г. она пополнилась автомобилями T815VV (4x4), получившими новый мотор Т3-928-33 V8 (12,7 л, 231 л.с.). Все они служили основой для монтажа различных кузовов, оборудования военного назначения и тяжелой боевой техники. На шасси T815-VP21 (6x6) с двумя передними управляемыми мостами выпускался бронетранспортер "Татрапан" (Tatrapan) для доставки 10 человек десанта. Низкопрофильное 345-сильное шасси T815-VP31 (8x8) с бронированной кабиной стало базой 152-мм самоходной артиллерийской установки "vz.77 Дана" (Dana) полной массой 29 т, которую в 1992 г. заменила 155-мм гаубица "Сусана" (Zuzana), созданная на предприятии ЗТС (ZTS) в соответствии с требованиями НАТО. На 4-осных шасси предлагались мостоукладчики АМ50В, передвижные командные пункты, радиолокационные станции "Тамара", миноукладчик vz.92, бронированный грузовик "Сусана-MV" для доставки амуниции и новая 40-ствольная система залпового огня RM-70M.
В последнее десятилетие ХХ века базовое семейство Т815 получило обновленную кабину "Терр № 1" (TerrNo1) и экологически более чистые двигатели, а в 1991–95 гг. в рамках крупного контракта с военным ведомством ОАЭ была разработана новая армейская серия Т816. В 1999 г. вся военная гамма "Татра" была выделена в особую группу, состоявшую из двух семейств. Первое "Армакс" (Armax) представляло собой серийные коммерческие грузовики Т815, доработанные в соответствии с военными требованиями и оборудованные 12,7-литровыми дизелями Т3В или Т3С-928 V8 с турбонаддувом мощностью 313–410 л.с. и 10-ступенчатыми коробками передач собственного производства. В нее входили многочисленные тактические грузовики, тягачи и специальные шасси с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8 полной массой 14–32 т, стандартной, открытой или полубронированной кабиной с люком в крыше и турелью для пулемета. Первая партия машин Т816, поставленных в 1996–98 гг. в ОАЭ под общим индексом LIWA в количестве 1127 единиц, составила новую гамму "Форс" (Force).
Она включала особо мощные грузовики, автоцистерны, тягачи и шасси с колесными формулами 6x6 и 8x8 полной массой до 36 т, оснащенные двигателями "Камминс" (Cummins), МТУ (MTU) или "Дойц" (Deutz) жидкостного охлаждения мощностью 405–830 л.с., американской автоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Твин Диск" (Twin Disc), пневматической двухконтурной тормозной системой с АБС и тормозомзамедлителем, а с 2002 г. — новой комбинированной подвеской "Кинг Фрейм" (King Frame) с дополнительными пневматическими баллонами, впервые за 80 лет позволившей устранить характерную "косолапость" задних колес машин "Татра". Эти автомобили способны развивать скорость до 120 км/ч, имеют запас хода 1000 км и могут преодолевать подъемы крутизной до 45°. В конце 90-х гг. эту гамму замыкал 610-сильный танковый тягач Т816-6VWN9T (8x8) для работы в составе автопоездов полной массой 120 т, оснащенный двойной кабиной на 6–8 человек и двумя лебедками с тяговым усилием по 25 тс. В начале XXI века на 4-осных шасси начался выпуск 152-мм самоходной гаубицы "Модан" (Modan) и зенитного ракетнопушечного комплекса "Брамс" (Brams). В 2001 г. серия "Форс" пополнилась 5-осным шасси T816-6ZVR8T (10x00) полной массой 43 т с дизелем "Дойц" (16,0 л, 610 л.с.), двумя парами передних и двумя задними односкатными управляемыми колесами. Через год появилось 6-осное шасси T816-6MWR8T (12x22) с 440-сильным дизелем "Камминс". Они служат для установки командных и ракетных комплексов, оборудования связи и систем залпового огня "Смерч".
В 90-е гг., преодолев распад Чехословакии, потерю рынка бывших стран социализма и приватизацию, завод "Татра" превратился в акционерное общество. В первое время его главным акционером было государство, но осенью 2003 г. единоличным владельцем завода стал американский концерн дорожно-строительного оборудования "Терекс" (Terex), выкупивший свыше 70% акций предприятия. Так в конце 2003 г. появилась новая компания "Терекс-Татра", продукция которой сохранила известную торговую марку "Татра".
В начале 2002 г. завод "Татра" приобрел у чешской фирмы РОСС (ROSS) права на выпуск грузовика R210.12VV (6x6). Он был доработан, переименован в Т810 и вошел в обновленную военную программу. В июне 2004 г. появился родоначальник перспективного модульного авиатранспортабельного семейства тактических грузовиков Т817, соответствующих требованиям НАТО. Это был 7-тонный вариант T817-7BOR72 (4x4) с центральной трубчатой рамой и низкопрофильной цельнометаллической кабиной. В 2006 г. расширенное семейство получило индекс Т815-7. Оно включает грузовики, тягачи и шасси с колесными формулами от 4x4 до 10x00 грузоподъемностью до 45 т, оснащенные двигателями "Катерпиллар" (Caterpillar) или "Камминс" (275–640 л.с.), механическими или автоматическими коробками передач с электронным управлением, пневматической подвеской с регулировкой дорожного просвета.
Татра-25, 6x6, 1928 г.
Татра-23/65, 1928 г.
Татра-26/30, 6x6, 1929 г.
Татра-24/65, 6x6, 1929 г.
Татра V377, 1930 г.
Татра ОА30, 6x6, 1933 г.
Татра-25, 6x6, 1934 г.
Татра-72, 6x6, 1934 г.
Татра-22, 6x6, 1934 г.
Мастерская на шасси "Татра-29", 6x6, 1934 г.
Татра-84, 6x6, 1935 г.
Татра-82, 6x6, 1936 г.
Татра-93, 6x6, 1938 г.
Татра-85, 6x6, 1938 г.
Татра V799, 4x4, 1938 г.
Татра-93, 6x6, 1939 г.
Татра-27В, 1940 г.
Татра V809, 4x4, 1940 г.
Татра-57К, 1941 г.
Татра-87, 1942 г.
Татра-111 (Т8000), 6x6, 1943 г.
Татра-128, 4x4, 1951 г.
Татра-111NR, 6x6, 1952 г.
Татра-805, 4x4, 1953 г.
Татра-809, 1953 г.
Авиатранспортабельный грузовик "Татра-805", 4x4, 1955 г.
Татра-810 (ОТ-59/ОТ-810), 1959 г.
Татра-141А, 6x6, 1964 г.
Татра-813 Колосс, 8x8, 1967 г.
Татра-148VN, 6x6, 1969 г.
Система залпового огня RM70 на шасси "Татра-813", 8x8, 1972 г.
Самоходная установка "Сусана" на шасси "Татра T815-VP31", 8x8, 1993 г.
Татра T815-24EN34 Терр № 1, 6x6, 1993 г.
Татра T815VT-26.265.1R, 8x8, 1996 г.
Бронетранспортер "Татрапан" на шасси "Татра Т815-VP21, 1996 г.
Татра T816-6VWN9T Форс, 8x8, 1998 г.
Татра T815-63VR41 Армакс, 4x4, 1999 г.
Татра T816-6ZVR8T Форс, 10x10, 2001 г.
Татра T816-6MWR8T Форс, 12x12, 2002 г.
Татра T810-1ROR26.13.177, 6x6, 2006 г.
Татра T815-7MPR89.38.306, 8x8, 2006 г.