TFM
999999999999999999999
 

ТФМ

(TFM)

Олифантсфонтэйн/Орэндж Гроув, Южно-Африканская Республика, 1981-1998

В 1981 г. частная машиностроительная компания ТФМ приступила к производству колесной бронетехники, выполненной в характерном для ЮАР противоминном исполнении. Первоначально основой всей программы был модернизированный вариант патрульного бронетранспортера «Касспир Mk-II АРС» (Casspir) 4x4, разработанного фирмой «Сэндок-Острэл» (Sandock-Austral). В то время он олицетворял типичное южно-африканское направление в развитии бронетехники для поддержания правопорядка и ведения локальных боевых действий. Характерными особенностями «Касспира АРС» являлись 2-местная кабина с лобовыми бронестеклами толщиной 52 мм и 12-местный кузов бункерного типа, высоко установленные на раме шасси и снабженные V-образным днищем толщиной 6 мм для отражения энергии взрывной волны и осколков от разорвавшихся под машиной противотанковых мин и гранат. Кузов оборудовали задней двухстворчатой дверью, пуленепробиваемыми и зарешеченными боковыми стеклами, амбразурами, 200-литровым баком для питьевой воды и огнетушителями. Вдоль его боковых стенок располагались 6 откидных сидений, а в крыше над ними были сделаны 6 люков для наблюдения и ведения огня. На крыше можно было установить пулеметную башню или водяной лафет, а в распоряжении командира экипажа, сидящего в кабине, имелся пулемет.

ТФМ Касспир Mk-II АРС, 4X4, 1981 г.

ТФМ Касспир Mk-II Гемсбок, 4X4, 1984 г.

ТФМ Касспир Mk-II Дюйкер, 4X4, 1985 г.

ТФМ Касспир Mk-III АРС, 4X4, 1986 г.

Все двери кабины и кузова снабжались пневматическими приводами, обеспечивавшими полную герметичность запирания. «ТФМ Касспир» был оборудован 6-цилиндровым дизелем ADE-352T (5,7 л, 170 л.с.) с турбонаддувом, собиравшимся в ЮАР по лицензии немецкой компании «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz), 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, гидроусилителем рулевого механизма и односкатными колесами с пулестойкими 20-дюймовыми шинами. Выпускавшийся с 1986 г. «Касспир Mk-III» отличался усиленной ходовой частью и деталями кузова. Колесная база этих машин составляла 4200 мм, габаритная высота с башней - 3125 мм. На их шасси изготовляли 5-тонный бронированный грузовик «Блесбок» (Blesbok), автоцистерну «Дюйкер» (Duiker) вместимостью 5 тыс. л, ремонтно-эвакуационную машину «Гемсбок» (Gemsbok) с 5-тонным краном, штабные и санитарные версии, минный трал и установщик мин. Они развивали максимальную скорость 98 км/ч, преодолевали подъемы в 60% и брод глубиной 1 м, имели запас хода 850-1000 км. К настоящему времени их изготовили свыше 3 тыс. экземпляров.

В 1995 г. на ТФМ разработали 4-местный бронированный джип «RG-32 Скаут» (Scout) 4x4, сочетавший в себе свойства комфортного вседорожника и легкого бронеавтомобиля. На нем устанавливали 6-цилиндровый дизель (3,75 л, 150 л.с.) с турбонаддувом, автоматическую 3-ступенчатую коробку передач, неразрезные мосты с блокируемыми дифференциалами, рессорную подвеску, гидроусилитель рулевого механизма и пулестойкие шины с посадочным размером 14 или 15 дюймов. При полезной нагрузке всего 430-500 кг его полная масса достигала 3,7 т, максимальная скорость - 120 км/ч. С места до 80 км/ч «Скаут» разгонялся за 35 с и имел запас хода 600 км. До сих пор он широко применяется в войсках ООН и в миротворческих подразделениях.

В 1993 г. начался выпуск многоцелевого 11-местного автомобиля «RG-31 Чарджер» (Charger), лучше известного в экспортном исполнении «Найяла» (Nyala). Он оснащался бронированным кузовом с пуленепробиваемыми стеклами и V-образным днищем, был рассчитан на перевозку 9 человек десанта или установку на грузовой платформе двух 20-мм пушек «Браунинг» (Browning), 81-мм миномета, безоткатного орудия калибра 106 мм или системы залпового огня. В отличие от аналогичной машины «Рёймек Мамба» (Reumech Mamba) «Чарджер» имел усиленную броневую защиту и увеличенную до 3400 мм колесную базу, что привело к росту его полной массы до 8,4 т. На нем использовали более мощный 6-цилиндровый дизель ADE-366T (6,0 л, 170 л.с.), автоматическую 4-ступенчатую коробку передач и рессорную подвеску. Максимальная скорость машины - 105 км/ч.

ТФМ RG-32 Скаут, 4X4, 1995 г.

ТФМ RG-31 Чарджер/Найяла, 4X4, 1993 г.

ТФМ RG-12 Троян/Найяла, 4X4, 1991 г.

В конце 1990 г. для войск специального назначения и полиции фирма ТФМ начала выпуск низкопрофильного бронированного транспортера «RG-12 Троян» (Trojan) 4x4 вагонной компоновки с габаритной высотой всего 2640 мм, входившего в экспортную гамму «Найяла». Он предлагался в нескольких исполнениях для доставки от двух до 18 человек с вооружением, которые могли вести стрельбу через бойницы или люки в крыше, а также для установки различного вооружения или водометного лафета. В передней части шасси были установлены 170-сильный дизель ADE-366T и автоматическая коробка передач. Полная масса машины - 9,2-9,4 т, максимальная скорость - 104 км/ч, время разгона с места до скорости 80 км/ч - 33 с. К настоящему времени их изготовили более 500 экземпляров.

В 1985 г. фирма ТФМ на шасси стандартного армейского грузовика САМИЛ-50 (SAMIL) 4x4 построила бронированный санитарный автомобиль «Ринкхальс» (Rinkhals) со 146-сильным мотором V6 и пулеметным вооружением, который через несколько лет послужил основой бронетранспортера RG-60. Продолжением этих работ в 1995 г. стала «Кобра» (Kobra) с боевой массой 12,5 т, разработанная на ТФМ с использованием шасси «Унимог» (Unimog) 4x4 с 210-сильным дизелем и объемным 9-местным бронекорпусом, выполненным по образцу машин «Касспир». В программу ТФМ входило также бронированное шасси «Альджаба» (Aljaba) 8x8 для танковых тягачей и ремонтно-эвакуационного оборудования.

Со временем вся продукция ТФМ стала широко использоваться миротворческими миссиями во многих горячих точках планеты. Деятельность военного отделения ТФМ завершилась в 1998 г. присоединением к компании «Рёймек ОМК», которая продолжила изготовление практически всей гаммы ТФМ под маркой «Рёймек».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ТФМ
(TFM)
Олифантсфонтэйн/Орэндж Гроув
Южно-Африканская Республика
1981-1998
В 1981 г. частная машиностроительная компания ТФМ приступила к производству колесной бронетехники, выполненной в характерном для ЮАР противоминном исполнении. Первоначально основой всей программы был модернизированный вариант патрульного бронетранспортера "Касспир Mk-II АРС" (Casspir) 4x4, разработанного фирмой "Сэндок-Острэл" (Sandock-Austral). В то время он олицетворял типичное южно-африканское направление в развитии бронетехники для поддержания правопорядка и ведения локальных боевых действий. Характерными особенностями "Касспира АРС" являлись 2-местная кабина с лобовыми бронестеклами толщиной 52 мм и 12-местный кузов бункерного типа, высоко установленные на раме шасси и снабженные V-образным днищем толщиной 6 мм для отражения энергии взрывной волны и осколков от разорвавшихся под машиной противотанковых мин и гранат. Кузов оборудовали задней двухстворчатой дверью, пуленепробиваемыми и зарешеченными боковыми стеклами, амбразурами, 200-литровым баком для питьевой воды и огнетушителями. Вдоль его боковых стенок располагались 6 откидных сидений, а в крыше над ними были сделаны 6 люков для наблюдения и ведения огня. На крыше можно было установить пулеметную башню или водяной лафет, а в распоряжении командира экипажа, сидящего в кабине, имелся пулемет. Все двери кабины и кузова снабжались пневматическими приводами, обеспечивавшими полную герметичность запирания. "ТФМ Касспир" был оборудован 6-цилиндровым дизелем ADE-352T (5,7 л, 170 л.с.) с турбонаддувом, собиравшимся в ЮАР по лицензии немецкой компании "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, гидроусилителем рулевого механизма и односкатными колесами с пулестойкими 20-дюймовыми шинами. Выпускавшийся с 1986 г. "Касспир Mk-III" отличался усиленной ходовой частью и деталями кузова. Колесная база этих машин составляла 4200 мм, габаритная высота с башней - 3125 мм. На их шасси изготовляли 5-тонный бронированный грузовик "Блесбок" (Blesbok), автоцистерну "Дюйкер" (Duiker) вместимостью 5 тыс. л, ремонтно-эвакуационную машину "Гемсбок" (Gemsbok) с 5-тонным краном, штабные и санитарные версии, минный трал и установщик мин. Они развивали максимальную скорость 98 км/ч, преодолевали подъемы в 60% и брод глубиной 1 м, имели запас хода 850-1000 км. К настоящему времени их изготовили свыше 3 тыс. экземпляров.
В 1995 г. на ТФМ разработали 4-местный бронированный джип "RG-32 Скаут" (Scout) 4x4, сочетавший в себе свойства комфортного вседорожника и легкого бронеавтомобиля. На нем устанавливали 6-цилиндровый дизель (3,75 л, 150 л.с.) с турбонаддувом, автоматическую 3-ступенчатую коробку передач, неразрезные мосты с блокируемыми дифференциалами, рессорную подвеску, гидроусилитель рулевого механизма и пулестойкие шины с посадочным размером 14 или 15 дюймов. При полезной нагрузке всего 430-500 кг его полная масса достигала 3,7 т, максимальная скорость - 120 км/ч. С места до 80 км/ч "Скаут" разгонялся за 35 с и имел запас хода 600 км. До сих пор он широко применяется в войсках ООН и в миротворческих подразделениях.
В 1993 г. начался выпуск многоцелевого 11-местного автомобиля "RG-31 Чарджер" (Charger), лучше известного в экспортном исполнении "Найяла" (Nyala). Он оснащался бронированным кузовом с пуленепробиваемыми стеклами и V-образным днищем, был рассчитан на перевозку 9 человек десанта или установку на грузовой платформе двух 20-мм пушек "Браунинг" (Browning), 81-мм миномета, безоткатного орудия калибра 106 мм или системы залпового огня. В отличие от аналогичной машины "Рёймек Мамба" (Reumech Mamba) "Чарджер" имел усиленную броневую защиту и увеличенную до 3400 мм колесную базу, что привело к росту его полной массы до 8,4 т. На нем использовали более мощный 6-цилиндровый дизель ADE-366T (6,0 л, 170 л.с.), автоматическую 4-ступенчатую коробку передач и рессорную подвеску. Максимальная скорость машины - 105 км/ч.
В конце 1990 г. для войск специального назначения и полиции фирма ТФМ начала выпуск низкопрофильного бронированного транспортера "RG-12 Троян" (Trojan) 4x4 вагонной компоновки с габаритной высотой всего 2640 мм, входившего в экспортную гамму "Найяла". Он предлагался в нескольких исполнениях для доставки от двух до 18 человек с вооружением, которые могли вести стрельбу через бойницы или люки в крыше, а также для установки различного вооружения или водометного лафета. В передней части шасси были установлены 170-сильный дизель ADE-366T и автоматическая коробка передач. Полная масса машины - 9,2-9,4 т, максимальная скорость - 104 км/ч, время разгона с места до скорости 80 км/ч - 33 с. К настоящему времени их изготовили более 500 экземпляров.
В 1985 г. фирма ТФМ на шасси стандартного армейского грузовика САМИЛ-50 (SAMIL) 4x4 построила бронированный санитарный автомобиль "Ринкхальс" (Rinkhals) со 146-сильным мотором V6 и пулеметным вооружением, который через несколько лет послужил основой бронетранспортера RG-60. Продолжением этих работ в 1995 г. стала "Кобра" (Kobra) с боевой массой 12,5 т, разработанная на ТФМ с использованием шасси "Унимог" (Unimog) 4x4 с 210-сильным дизелем и объемным 9-местным бронекорпусом, выполненным по образцу машин "Касспир". В программу ТФМ входило также бронированное шасси "Альджаба" (Aljaba) 8x8 для танковых тягачей и ремонтно-эвакуационного оборудования.
Со временем вся продукция ТФМ стала широко использоваться миротворческими миссиями во многих горячих точках планеты. Деятельность военного отделения ТФМ завершилась в 1998 г. присоединением к компании "Рёймек ОМК", которая продолжила изготовление практически всей гаммы ТФМ под маркой "Рёймек".
ТФМ Касспир Mk-II АРС, 4x4, 1981 г.
ТФМ Касспир Mk-II Гемсбок, 4x4, 1984 г.
ТФМ Касспир Mk-II Дюйкер, 4x4, 1985 г.
ТФМ Касспир Mk-III АРС, 4x4, 1986 г.
ТФМ RG-12 Троян/Найяла, 4x4, 1991 г.
ТФМ RG-31 Чарджер/Найяла, 4x4, 1993 г.
ТФМ RG-32 Скаут, 4x4, 1995 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с