УАЗ
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

УАЗ
(UAZ, Ульяновский Автомобильный Завод)
Ульяновск
СССР/Россия
1942–
Предшественником Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) был местный филиал № 4 частично эвакуированного в Ульяновск московского автозавода имени И. В. Сталина (ЗИС). Он получил название УльЗИС и начал свою деятельность 1 мая 1942 г., а 8 октября на нем был запущен главный конвейер. До сентября 1944 г. там изготовляли армейские грузовики ЗИС-5В и полевые мастерские на их шасси, причем с конца 1943 г. УльЗИС из поступавших по ленд-лизу деталей параллельно собирал военные машины "Студебекер" (Studebaker). Затем выпуск ЗИС-5В был передан на Уральский автозавод, а предприятие в Ульяновске превратилось в филиал Горьковского автозавода (ГАЗ), начав в октябре 1947 г. сборку грузовиков ГАЗ-ММ. В декабре 1954 г. из поступавших из Горького узлов были собраны первые легкие многоцелевые автомобили ГАЗ-69 повышенной проходимости, а в 1956 г. на УАЗе развернулось их серийное производство.
В 1954 г. на заводе был создан отдел главного конструктора, который под руководством П. И. Музюкина приступил к разработке собственного семейства малотоннажных машин УАЗ-450 (4x4) вагонной компоновки, выпускавшегося с октября 1958 г. Их создавали для эксплуатации в сельской местности, но со временем они стали широко использоваться в Советской, а затем и в Российской армии. Первые же прототипы санитарных машин "450А" поступили в вооруженные силы, а цельнометаллические фургоны "450" использовались как штабные машины, передвижные радарные установки и радиостанции. Их комплектовали 2,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 62 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, неразрезными ведущими мостами на рессорной подвеске и тормозами от ГАЗ-69. Второе полноприводное семейство УАЗ-452, появившееся в середине 60-х гг., оснащалось новыми мотором (2445 см3, 70 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Для армии предлагались фургоны "452Э", 1-тонные бортовые грузовики "452ДЭ" и санитарные машины "452АЭ" с экранированным электрооборудованием. Все они в модернизированных исполнениях выпускаются до сих пор и применяются в вооруженных силах многих стран мира. В середине 80-х гг. им были присвоены новые индексы: фургон "3741", грузовик "3303", санитарная машина "3962", грузопассажирские варианты "3909" и "39099".
Важнейшим вкладом Ульяновского автозавода в развитие военной техники стало создание массового советского армейского джипа УАЗ-469 (4x4), созданного по заказу Министерства обороны СССР. Его проектирование началось в 1959 г., а в 1960–62 гг. появились прототипы УАЗ-460Б с 70-сильным мотором и колесными редукторами, УАЗ-471 с независимой подвеской и несущим кузовом, а также фургон УАЗ-468 и санитарная машина УАЗ-468А. По результатам испытаний в 1964 г. за основу приняли первый вариант, но из-за отсутствия средств и технических возможностей следующие испытания состоялись только весной 1971 г., а 15 декабря 1972 г. производственное объединение "АвтоУАЗ" имени В. И. Ленина приступило к выпуску универсального варианта УАЗ-469Б, унифицированного с грузовой серией "452". Автомобиль с колесной базой 2380 мм и цельнометаллическим 4-дверным кузовом с тентом и задним откидным бортом получил 2,4-литровый двигатель мощностью 72 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач, имел полезную нагрузку 600 кг, мог перевозить от двух до семи человек, развивал максимальную скорость 100 км/ч и буксировал прицеп массой 850 кг. В 1973 г. началось изготовление армейского варианта УАЗ-469, отличавшегося от гражданского установкой мостов с цилиндрическими колесными редукторами с внутренним зацеплением и экранированного электрооборудования.
При этом его снаряженная масса возросла с 1540 до 1650 кг, а дорожный просвет — с 220 до 300 мм. УАЗ-469 сразу же стал основным легким многоцелевым автомобилем Советской армии и вооруженных сил братских стран, где использовался как командирская и штабная машина, полевая радиостанция, артиллерийский тягач, носитель инженерного оснащения или легкого вооружения, в том числе противотанкового ракетного комплекса "Шмель", а при работе с индукционным миноискателем ДИМ шасси снабжалось двумя постами управления. В начале 80-х гг. мощность двигателя была повышена до 77 л.с., а рычажные амортизаторы уступили место телескопическим.
В 1985 г. в производство пошел модернизированный армейский вариант УАЗ-3151 (4x4) с 80-сильным мотором, двухконтурным гидроприводом тормозов, модернизированными узлами шасси и электрооборудования, что привело к увеличению его массы до 1700 кг и максимальной скорости — до 110 км/ч. Внешне он отличался более крупными подфарниками и задними фонарями, повторителями указателей поворота на боковинах капота. Соответственно модернизированный гражданский УАЗ-469Б сменил индекс на "31512". В последующее время машины получили двигатели мощностью 90–100 л.с., полностью синхронизированную коробку передач, вакуумный усилитель тормозного привода, переднюю пружинную подвеску, цельное лобовое стекло и радиальные шины. С 1993 г. выпускался военный вариант "31519" с цельнометаллическим 5-дверным кузовом и 2,9-литровым мотором мощностью 84 л.с. На шасси "3151" монтировали различное легкое вооружение, безоткатные орудия и противотанковый ракетный комплекс 9П148 "Конкурс-М". Для ВДВ был создан облегченный авиадесантируемый вариант.
В середине 70-х гг. завод приступил к разработке нового поколения легких армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов только через 10 лет. В 1983 г. появился оригинальный плавающий многоцелевой авиатранспортабельный джип УАЗ-3907 "Ягуар" (4x4) для армии и пограничников, снабженный герметичным цельнометаллическим 2-дверным кузовом, в котором размещалось до 7 солдат или груз массой 600 кг, а также легкое вооружение. Унифицированный с серий "469", он оснащался 77-сильным двигателем, лебедкой, двумя гребными винтами под кузовом, обеспечивавшими ему скорость на плаву 9 км/ч. Во второй половине 80-х гг. УАЗ построил 14 опытных амфибий, удачно прошедших испытания, но в 1991 г., с началом конверсии и экономических реформ, все работы в этом направлении были заморожены. Вторым перспективным автомобилем в 1991 г. стал армейский 1-тонный джип УАЗ-3172, предназначенный для замены серии "3151" и способный работать при температурах от –50 до +50 °С на высоте до 4500 м над уровнем моря. Он снабжался бензиновым двигателем (2,9 л, 105 л.с.), пружинной подвеской обоих мостов и колесными редукторами с внешним зацеплением, позволявшими увеличить дорожный просвет до 315 мм. Автомобиль имел удлиненную до 2700 мм базу и увеличенных размеров кузов на 9–10 человек с упрощенной передней облицовкой. Он развивал скорость 115 км/ч, преодолевал 1-метровый брод, буксировал прицеп массой 1,2 т. После испытаний в 1992–93 гг. машина стала очередной жертвой конверсии.
К этому времени, практически полностью лишившись военных заказов, ОАО УАЗ оказалось на грани банкротства. В его распоряжении оставались давно устаревшие серии легких вездеходов и небольших грузовиков, а на разработку новых моделей средств уже не осталось. Постепенно выбравшись из кризисного состояния, завод смог не только модернизировать почти всю свою гамму, но и создать ряд новых моделей. Развитие вседорожников шло по пути использования новых агрегатов, удлинения и расширения старых конструкций. Так, в 1996 г. появился многоцелевой закрытый 9-местный вариант "3153" с удлиненной до 2760 мм колесной базой, послуживший базой 11-местного автомобиля УАЗ-3159 "Барс" двойного назначения с колесными редукторами, 16-клапанным мотором с впрыском топлива (2,7 л, 136 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, передней пружинной подвеской и колеей, увеличенной с 1445 до 1600 мм. При полной массе 2,7 т он развивал скорость 150 км/ч. Новое семейство грузопассажирских вседорожников УАЗ-3160/3162 "Симбир" использовалось миротворческими силами и войсками ООН, а в 2004 г. появился 9-местный армейский вариант "31622-075" с колесными редукторами и 133-сильным бензиновым мотором. В начале 2000-х гг. начались испытания перспективных армейских джипов "29661" и "2966" с колесной базой 2380 и 2760 мм соответственно, открытыми или закрытыми кузовами с полезной нагрузкой 800–1000 кг и возможностью установки легкого вооружения, оснащенных бензиновым 100-сильным мотором или дизелем мощностью 98 л.с., гидроусилителем рулевого механизма и скрытым локальным бронированием. В конце 2003 г. гамму "3151" сменило семейство "Хантер" (Hunter). К тому времени машин семейства "3151" было изготовлено 1,8 млн экземпляров.
УАЗ-450А первой серии, 4x4, 1958 г.
УАЗ-471, 4x4, 1961 г.
Опытный армейский пикап на шасси УАЗ-452, 4x4, 1969 г.
УАЗ-469 (4x4) с миноискателем ДИМ, 1973 г.
УАЗ-469, 4x4, 1977 г.
УАЗ-3907 Ягуар, 4x4, 1983 г.
УАЗ-3151 ВАИ, 4x4, 1985 г.
УАЗ-3172, 4x4, 1991 г.
УАЗ-31519, 4x4, 1993 г.
УАЗ-2966, 4x4, 2001 г.
УАЗ-3159-11, 4x4, 2003 г.
УАЗ-31622-075, 4x4, 2004 г.