УАЗ | |
777888999555333444555
|
УАЗ
(UAZ)
Ульяновск, СССР/Россия, 1942-
Предшественником Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) был местный филиал № 4
частично эвакуированного в Ульяновск московского автозавода имени И. В. Сталина
(ЗИС). Он получил название УльЗИС и начал свою деятельность 1 мая 1942 г., а 8
октября на нем был запущен главный конвейер. До сентября 1944 г. там изготовляли
армейские грузовики ЗИС-5В и полевые мастерские на их шасси, причем с конца 1943
г. УльЗИС из поступавших по ленд-лизу деталей параллельно собирал военные машины
«Студебекер» (Studebaker). Затем выпуск ЗИС-5В был передан на Уральский
автозавод, а предприятие в Ульяновске превратилось в филиал Горьковского
автозавода (ГАЗ), начав в октябре 1947 г. сборку грузовиков ГАЗ-ММ. В декабре
1954 г. из поступавших из Горького узлов были собраны первые легкие многоцелевые
автомобили ГАЗ-69 повышенной проходимости, а в 1956 г. на УАЗе развернулось их
серийное производство.
УАЗ-450А первой серии, 4X4, 1958 г.
УАЗ-39099 (4X4) с системой радиоконтроля «Охота»
В 1954 г. на заводе был создан отдел главного конструктора, который под
руководством П. И. Музюкина приступил к разработке собственного семейства
малотоннажных машин УАЗ-450 (4x4) вагонной компоновки, выпускавшегося с октября
1958 г. Их создавали для эксплуатации в сельской местности, но со временем они
стали широко использоваться в Советской, а затем и в Российской армии. Первые же
прототипы санитарных машин «450А» поступили в вооруженные силы, а
цельнометаллические фургоны «450» использовались как штабные машины, передвижные
радарные установки и радиостанции. Их комплектовали 2,4-литровым бензиновым
двигателем мощностью 62 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой
раздаточной, неразрезными ведущими мостами на рессорной подвеске и тормозами от
ГАЗ-69. Второе полноприводное семейство УАЗ-452, появившееся в середине 60-х
гг., оснащалось новыми мотором (2445 см3, 70 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой
передач. Для армии предлагались фургоны «452Э», 1-тонные бортовые грузовики
«452ДЭ» и санитарные машины «452АЭ» с экранированным электрооборудованием. Все
они в модернизированных исполнениях выпускаются до сих пор и применяются в
вооруженных силах многих стран мира. В середине 80-х гг. им были присвоены новые
индексы: фургон «3741», грузовик «3303», санитарная машина «3962»,
грузопассажирские варианты «3909» и «39099».
Важнейшим вкладом Ульяновского автозавода в развитие военной техники стало
создание массового советского армейского джипа УАЗ-469 (4x4), созданного по
заказу Министерства обороны СССР. Его проектирование началось в 1959 г., а в
1960-62 гг. появились прототипы УАЗ-460Б с 70-сильным мотором и колесными
редукторами, УАЗ-471 с независимой подвеской и несущим кузовом, а также фургон
УАЗ-468 и санитарная машина УАЗ-468А.
УАЗ-469, 4X4, 1977 г.
УАЗ-471, 4X4, 1961 г.
УАЗ-469 (4X4) с миноискателем ДИМ, 1973 г.
УАЗ-3151 ВАИ, 4X4, 1985 г.
УАЗ-31519, 4X4, 1993 г.
По результатам испытаний в 1964 г. за основу приняли первый вариант, но из-за
отсутствия средств и технических возможностей следующие испытания состоялись
только весной 1971 г., а 15 декабря 1972 г. производственное объединение «АвтоУАЗ»
имени В. И. Ленина приступило к выпуску универсального варианта УАЗ-469Б,
унифицированного с грузовой серией «452». Автомобиль с колесной базой 2380 мм и
цельнометаллическим 4-дверным кузовом с тентом и задним откидным бортом получил
2,4-литровый двигатель мощностью 72 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач, имел
полезную нагрузку 600 кг, мог перевозить от двух до семи человек, развивал
максимальную скорость 100 км/ч и буксировал прицеп массой 850 кг. В 1973 г.
началось изготовление армейского варианта УАЗ-469, отличавшегося от гражданского
установкой мостов с цилиндрическими колесными редукторами с внутренним
зацеплением и экранированного электрооборудования. При этом его снаряженная
масса возросла с 1540 до 1650 кг, а дорожный просвет - с 220 до 300 мм. УАЗ-469
сразу же стал основным легким многоцелевым автомобилем Советской армии и
вооруженных сил братских стран, где использовался как командирская и штабная
машина, полевая радиостанция, артиллерийский тягач, носитель инженерного
оснащения или легкого вооружения, в том числе противотанкового ракетного
комплекса «Шмель», а при работе с индукционным миноискателем ДИМ шасси
снабжалось двумя постами управления. В начале 80-х гг. мощность двигателя была
повышена до 77 л.с. , а рычажные амортизаторы уступили место телескопическим.
В 1985 г. в производство пошел модернизированный армейский вариант УАЗ-3151
(4x4) с 80-сильным мотором, двухконтурным гидроприводом тормозов,
модернизированными узлами шасси и электрооборудования, что привело к увеличению
его массы до 1700 кг и максимальной скорости - до 110 км/ч. Внешне он отличался
более крупными подфарниками и задними фонарями, повторителями указателей
поворота на боковинах капота. Соответственно модернизированный гражданский
УАЗ-469Б сменил индекс на «31512». В последующее время машины получили двигатели
мощностью 90-100 л.с., полностью синхронизированную коробку передач, вакуумный
усилитель тормозного привода, переднюю пружинную подвеску, цельное лобовое
стекло и радиальные шины. С 1993 г. выпускался военный вариант «31519» с
цельнометаллическим 5-дверным кузовом и 2,9-литровым мотором мощностью 84 л.с.
На шасси «3151» монтировали различное легкое вооружение, безоткатные орудия и
противотанковый ракетный комплекс 9П148 «Конкурс-М». Для ВДВ был создан
облегченный авиадесантируемый вариант.
УАЗ-3907 Ягуар, 4X4, 1985 г.
УАЗ-3172, 4X4, 1991 г.
УАЗ-2966, 4X4, 2001 г.
УАЗ-3159-11, 4X4, 2003 г.
УАЗ-31622-075, 4X4, 2004 г.
В середине 70-х гг. завод приступил к разработке нового поколения легких
армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов только через 10
лет. В 1983 г. появился оригинальный плавающий многоцелевой
авиатранспортабельный джип УАЗ-3907 «Ягуар» (4x4) для армии и пограничников,
снабженный герметичным цельнометаллическим 2-дверным кузовом, в котором
размещалось до 7 солдат или груз массой 600 кг, а также легкое вооружение.
Унифицированный с серией «469», он оснащался 77-сильным двигателем, лебедкой,
одним или двумя гребными винтами, обеспечивавшими ему скорость на плаву 9 км/ч.
Во второй половине 80-х гг. УАЗ построил 14 опытных амфибий, удачно прошедших
испытания, но в 1991 г., с началом конверсии и экономических реформ, все работы
в этом направлении были заморожены. Вторым перспективным автомобилем в 1991 г.
стал армейский 1-тонный джип УАЗ-3172, предназначенный для замены серии «3151» и
способный работать при температурах от -50 до +50 °C на высоте до 4500 м над
уровнем моря. Он снабжался бензиновым двигателем (2,9 л, 105 л.с.), пружинной
подвеской обоих мостов и колесными редукторами с внешним зацеплением,
позволявшими увеличить дорожный просвет до 315 мм. Автомобиль имел удлиненную до
2700 мм базу и увеличенных размеров кузов на 9-10 человек с упрощенной передней
облицовкой. Он развивал скорость 115 км/ч, преодолевал 1-метровый брод,
буксировал прицеп массой 1,2 т. После испытаний в 1992-93 гг. машина стала
очередной жертвой конверсии.
К этому времени, практически полностью лишившись военных заказов, ОАО УАЗ
оказалось на грани банкротства. В его распоряжении оставались давно устаревшие
серии легких вездеходов и небольших грузовиков, а на разработку новых моделей
средств уже не осталось. Постепенно выбравшись из кризисного состояния, завод
смог не только модернизировать почти всю свою гамму, но и создать ряд новых
моделей. Развитие вседорожников шло по пути использования новых агрегатов,
удлинения и расширения старых конструкций. Так, в 1996 г. появился многоцелевой
закрытый 9-местный вариант «3153» с удлиненной до 2760 мм колесной базой,
послуживший базой 11-местного автомобиля УАЗ-3159 «Барс» двойного назначения с
колесными редукторами, 16-клапанным мотором с впрыском топлива (2,7 л, 136
л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, передней пружинной подвеской и колеей,
увеличенной с 1445 до 1600 мм. При полной массе 2,7 т он развивал скорость 150
км/ч. Новое семейство грузопассажирских вседорожников УАЗ-3160/3162 «Симбир»
использовалось миротворческими силами и войсками ООН, а в 2004 г. появился
9-местный армейский вариант «31622-075» с колесными редукторами и 133-сильным
бензиновым мотором. В начале 2000-х гг. начались испытания перспективных
армейских джипов «29661» и «2966» с колесной базой 2380 и 2760 мм
соответственно, открытыми или закрытыми кузовами с полезной нагрузкой 800-1000
кг и возможностью установки легкого вооружения, оснащенных бензиновым
100-сильным мотором или дизелем мощностью 98 л.с., гидроусилителем рулевого
механизма и скрытым локальным бронированием. В конце 2003 г. гамму «3151»
сменило семейство «Хантер» (Hunter). К тому времени машин семейства «3151» было
изготовлено 1,8 млн экземпляров.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
УАЗ (Ульяновский Автомобильный Завод)
(UAZ)
Ульяновск
СССР/Россия
1942-
Предшественником Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) был местный филиал № 4
частично эвакуированного в Ульяновск московского автозавода имени И. В. Сталина
(ЗИС). Он получил название УльЗИС и начал свою деятельность 1 мая 1942 г., а 8
октября на нем был запущен главный конвейер. До сентября 1944 г. там изготовляли
армейские грузовики ЗИС-5В и полевые мастерские на их шасси, причем с конца 1943
г. УльЗИС из поступавших по ленд-лизу деталей параллельно собирал военные машины
"Студебекер" (Studebaker). Затем выпуск ЗИС-5В был передан на Уральский
автозавод, а предприятие в Ульяновске превратилось в филиал Горьковского
автозавода (ГАЗ), начав в октябре 1947 г. сборку грузовиков ГАЗ-ММ. В декабре
1954 г. из поступавших из Горького узлов были собраны первые легкие многоцелевые
автомобили ГАЗ-69 повышенной проходимости, а в 1956 г. на УАЗе развернулось их
серийное производство.
В 1954 г. на заводе был создан отдел главного конструктора, который под
руководством П. И. Музюкина приступил к разработке собственного семейства
малотоннажных машин УАЗ-450 (4x4) вагонной компоновки, выпускавшегося с октября
1958 г. Их создавали для эксплуатации в сельской местности, но со временем они
стали широко использоваться в Советской, а затем и в Российской армии. Первые же
прототипы санитарных машин "450А" поступили в вооруженные силы, а
цельнометаллические фургоны "450" использовались как штабные машины, передвижные
радарные установки и радиостанции. Их комплектовали 2,4-литровым бензиновым
двигателем мощностью 62 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой
раздаточной, неразрезными ведущими мостами на рессорной подвеске и тормозами от
ГАЗ-69. Второе полноприводное семейство УАЗ-452, появившееся в середине 60-х
гг., оснащалось новыми мотором (2445 см3, 70 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой
передач. Для армии предлагались фургоны "452Э", 1-тонные бортовые грузовики
"452ДЭ" и санитарные машины "452АЭ" с экранированным электрооборудованием. Все
они в модернизированных исполнениях выпускаются до сих пор и применяются в
вооруженных силах многих стран мира. В середине 80-х гг. им были присвоены новые
индексы: фургон "3741", грузовик "3303", санитарная машина "3962",
грузопассажирские варианты "3909" и "39099".
Важнейшим вкладом Ульяновского автозавода в развитие военной техники стало
создание массового советского армейского джипа УАЗ-469 (4x4), созданного по
заказу Министерства обороны СССР. Его проектирование началось в 1959 г., а в
1960-62 гг. появились прототипы УАЗ-460Б с 70-сильным мотором и колесными
редукторами, УАЗ-471 с независимой подвеской и несущим кузовом, а также фургон
УАЗ-468 и санитарная машина УАЗ-468А. По результатам испытаний в 1964 г. за
основу приняли первый вариант, но из-за отсутствия средств и технических
возможностей следующие испытания состоялись только весной 1971 г., а 15 декабря
1972 г. производственное объединение "АвтоУАЗ" имени В. И. Ленина приступило к
выпуску универсального варианта УАЗ-469Б, унифицированного с грузовой серией
"452". Автомобиль с колесной базой 2380 мм и цельнометаллическим 4-дверным
кузовом с тентом и задним откидным бортом получил 2,4-литровый двигатель
мощностью 72 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач, имел полезную нагрузку 600
кг, мог перевозить от двух до семи человек, развивал максимальную скорость 100
км/ч и буксировал прицеп массой 850 кг. В 1973 г. началось изготовление
армейского варианта УАЗ-469, отличавшегося от гражданского установкой мостов с
цилиндрическими колесными редукторами с внутренним зацеплением и экранированного
электрооборудования. При этом его снаряженная масса возросла с 1540 до 1650 кг,
а дорожный просвет - с 220 до 300 мм. УАЗ-469 сразу же стал основным легким
многоцелевым автомобилем Советской армии и вооруженных сил братских стран, где
использовался как командирская и штабная машина, полевая радиостанция,
артиллерийский тягач, носитель инженерного оснащения или легкого вооружения, в
том числе противотанкового ракетного комплекса "Шмель", а при работе с
индукционным миноискателем ДИМ шасси снабжалось двумя постами управления. В
начале 80-х гг. мощность двигателя была повышена до 77 л.с., а рычажные
амортизаторы уступили место телескопическим.
В 1985 г. в производство пошел модернизированный армейский вариант УАЗ-3151
(4x4) с 80-сильным мотором, двухконтурным гидроприводом тормозов,
модернизированными узлами шасси и электрооборудования, что привело к увеличению
его массы до 1700 кг и максимальной скорости - до 110 км/ч. Внешне он отличался
более крупными подфарниками и задними фонарями, повторителями указателей
поворота на боковинах капота. Соответственно модернизированный гражданский
УАЗ-469Б сменил индекс на "31512". В последующее время машины получили двигатели
мощностью 90-100 л.с., полностью синхронизированную коробку передач, вакуумный
усилитель тормозного привода, переднюю пружинную подвеску, цельное лобовое
стекло и радиальные шины. С 1993 г. выпускался военный вариант "31519" с
цельнометаллическим 5-дверным кузовом и 2,9-литровым мотором мощностью 84 л.с.
На шасси "3151" монтировали различное легкое вооружение, безоткатные орудия и
противотанковый ракетный комплекс 9П148 "Конкурс-М". Для ВДВ был создан
облегченный авиадесантируемый вариант.
В середине 70-х гг. завод приступил к разработке нового поколения легких
армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов только через 10
лет. В 1983 г. появился оригинальный плавающий многоцелевой
авиатранспортабельный джип УАЗ-3907 "Ягуар" (4x4) для армии и пограничников,
снабженный герметичным цельнометаллическим 2-дверным кузовом, в котором
размещалось до 7 солдат или груз массой 600 кг, а также легкое вооружение.
Унифицированный с серией "469", он оснащался 77-сильным двигателем, лебедкой,
двумя гребными винтами под кузовом, обеспечивавшими ему скорость на плаву 9
км/ч. Во второй половине 80-х гг. УАЗ построил 14 опытных амфибий, удачно
прошедших испытания, но в 1991 г., с началом конверсии и экономических реформ,
все работы в этом направлении были заморожены. Вторым перспективным автомобилем
в 1991 г. стал армейский 1-тонный джип УАЗ-3172, предназначенный для замены
серии "3151" и способный работать при температурах от -50 до +50 °С на высоте до
4500 м над уровнем моря. Он снабжался бензиновым двигателем (2,9 л, 105 л.с.),
пружинной подвеской обоих мостов и колесными редукторами с внешним зацеплением,
позволявшими увеличить дорожный просвет до 315 мм. Автомобиль имел удлиненную до
2700 мм базу и увеличенных размеров кузов на 9-10 человек с упрощенной передней
облицовкой. Он развивал скорость 115 км/ч, преодолевал 1-метровый брод,
буксировал прицеп массой 1,2 т. После испытаний в 1992-93 гг. машина стала
очередной жертвой конверсии.
К этому времени, практически полностью лишившись военных заказов, ОАО УАЗ
оказалось на грани банкротства. В его распоряжении оставались давно устаревшие
серии легких вездеходов и небольших грузовиков, а на разработку новых моделей
средств уже не осталось. Постепенно выбравшись из кризисного состояния, завод
смог не только модернизировать почти всю свою гамму, но и создать ряд новых
моделей. Развитие вседорожников шло по пути использования новых агрегатов,
удлинения и расширения старых конструкций. Так, в 1996 г. появился многоцелевой
закрытый 9-местный вариант "3153" с удлиненной до 2760 мм колесной базой,
послуживший базой 11-местного автомобиля УАЗ-3159 "Барс" двойного назначения с
колесными редукторами, 16-клапанным мотором с впрыском топлива (2,7 л, 136
л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, передней пружинной подвеской и колеей,
увеличенной с 1445 до 1600 мм. При полной массе 2,7 т он развивал скорость 150
км/ч. Новое семейство грузопассажирских вседорожников УАЗ-3160/3162 "Симбир"
использовалось миротворческими силами и войсками ООН, а в 2004 г. появился
9-местный армейский вариант "31622-075" с колесными редукторами и 133-сильным
бензиновым мотором. В начале 2000-х гг. начались испытания перспективных
армейских джипов "29661" и "2966" с колесной базой 2380 и 2760 мм
соответственно, открытыми или закрытыми кузовами с полезной нагрузкой 800-1000
кг и возможностью установки легкого вооружения, оснащенных бензиновым
100-сильным мотором или дизелем мощностью 98 л.с., гидроусилителем рулевого
механизма и скрытым локальным бронированием. В конце 2003 г. гамму "3151"
сменило семейство "Хантер" (Hunter). К тому времени машин семейства "3151" было
изготовлено 1,8 млн экземпляров.
УАЗ-450А первой серии, 4x4, 1958 г.
УАЗ-471, 4x4, 1961 г.
Опытный армейский пикап на шасси УАЗ-452, 4x4, 1969 г.
УАЗ-469 (4x4) с миноискателем ДИМ, 1973 г.
УАЗ-469, 4x4, 1977 г.
УАЗ-3907 Ягуар, 4x4, 1983 г.
УАЗ-3151 ВАИ, 4x4, 1985 г.
УАЗ-3172, 4x4, 1991 г.
УАЗ-31519, 4x4, 1993 г.
УАЗ-2966, 4x4, 2001 г.
УАЗ-3159-11, 4x4, 2003 г.
УАЗ-31622-075, 4x4, 2004 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с