УРАЛЗИС/УРАЛ
999999999999999999999
 

УралЗИС/Урал

(UralZIS/Ural)

Миасс, СССР/Россия, 1944-

Во время Великой Отечественной войны провинциальный уральский город Миасс стал одним из крупнейших советских центров по изготовлению грузовых автомобилей, поступавших прежде всего в Красную армию.

УралЗИС-355, 1956 г.

УралЗИС-381, 4X4, 1957 г.

Впоследствии он превратился в одного из важнейших поставщиков военной автотехники для Советских вооруженных сил и Российской армии. Строительство автомоторного завода в Миассе началось в декабре 1941 г. с монтажом оборудования, эвакуированного с московского автозавода имени И. В. Сталина (ЗИС). Весной 1942 г. он начал выпускать двигатели и коробки передач. 8 июля 1944 г. уральский филиал ЗИСа, получивший название УралЗИС, приступил к сборке 3-тонных грузовиков военного образца с условным индексом ЗИС-5В, известных как «УралЗИС-5В». Это были упрощенные машины с 6-цилиндровым 5,56-литровым двигателем мощностью 76 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, деревянной кабиной, прямоугольными сварными крыльями, бортовой платформой с задним откидным бортом, одной левой фарой и без передних тормозов. Улучшенной грузовик «УралЗИС-5М» с 86-сильным мотором выпускался до 1956 г., а его серьезная модернизация привела к выпуску модели «УралЗИС-355». Все эти машины традиционно поставлялись в Советскую армию. В отличие от них выпускавшийся с 1958 г. грузовик «УралЗИС-355М» с обновленной внешностью предназначался для работы в сельском хозяйстве, но в процессе работы над ним был создан опытный вариант «УралЗИС-381» (4x4), прошедший цикл военных испытаний.

Урал-375, 6X6, 1961 г.

Урал-375Д, 6X6, 1964 г.

Система залпового огня БМ-21 «Град» на шасси «Урал-375Д»

Шасси «Урал-375А» с кузовом К-375, 6X6, 1968 г.

Во второй половине 50-х гг. настоятельно встал вопрос об организации выпуска в Миассе принципиально нового многоцелевого 3-осного автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 4-5 т. Использовать его планировалось прежде всего в военных целях. В 1953 г. по заказу Министерства обороны СССР его разработкой начал заниматься московский Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ). Через три года там появился 5-тонный грузовик НАМИ-020 (6х6) с опытным 180-сильным бензиновым двигателем V8, гидроусилителем рулевого механизма, всеми односкатными колесами и централизованной системой регулирования давления в шинах на ходу. После испытаний его рекомендовали к серийному производству, которое предполагалось развернуть в Миассе, где под руководством главного конструктора С. А. Курова грузовик был доработан в соответствии с результатами испытаний и требованиями военных заказчиков. В мае 1958 г. появился первый опытный образец «УралЗИС-НАМИ-375», получивший новые переднюю облицовку и рулевой механизм, иную систему привода передних колес, усиленную раму, унифицированные редукторы главных передач, лебедку и кабину, аналогичную кабине грузовика ЗИЛ-131. Очередные испытания и доработки привели к созданию летом 1959 г. второго образца «Урал-375Т» с собственной 3-местной кабиной с брезентовым верхом и плоскими откидными лобовыми стеклами. Осенью 1960 г. в цехах опытного производства были собраны первые грузовики «Урал-375». Серийный выпуск начался 31 января 1961 г. на реконструированном предприятии, переименованном к тому времени в Уральский автомобильный завод (УралАЗ).

На долгие годы «Урал-375» (6х6) стал основным многоцелевым 5-тонным грузовиком Советской армии, выпуск которого в модернизированных исполнениях продолжается до сих пор. Его наиболее перспективными конструктивными особенностями в свое время считались новая концепция трансмиссии с постоянным приводом всех колес с использованием в переднем приводе более надежных дисковых шарниров равных угловых скоростей, средним мостом проходного типа и несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом. На нем устанавливали верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 V8 (6962 см3, 180 л.с.) с алюминиевыми головками блока и поршнями, сухое 2-дисковое сцепление, механическую 5-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную, подвеску на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза с гидропневматическим приводом и односкатные колеса с регулируемым давлением в шинах (0,5-3,2 кгс/см2). Цельнометаллическая грузовая платформа с задним откидным бортом снабжалась тентом и съемными скамьями. В 1964 г. начался выпуск наиболее известного варианта «Урал-375Д» с цельнометаллической кабиной и седельного тягача «375С» для буксировки полуприцепов массой 19,5 т. В 1966 г. к ним присоединилось многоцелевое шасси «Урал-375А» для установки кузовов-фургонов. Параллельно выпускали военное шасси «375Е» с удлиненной рамой, тропический вариант «375Ю» и северный «375К» для работы при температурах до -60 °С. При оборудовании 7-тонной лебедкой заднего расположения грузоподъемность автомобилей серии «375» составляла 4,5 т. «Уралы» имели полную массу 13,3 т, развивали максимальную скорость 75 км/ч, могли буксировать прицепы и орудия массой до 10 т и расходовали в среднем 46-48 л бензина на 100 км.

Удлиненное шасси «Урал-375Е» для ракетного оборудования

Урал-4320, 6X6, 1977 г.

Метеокомплекс «Улыбка» на шасси «Урал-4320», 6X6, 1982 г.

Эвакуатор КТ-ЛМ с бронезащитой на шасси «Урал-4320», 1988 г.

В армиях СССР и социалистических стран «Урал-375Д» стал основным грузовиком среднего класса, служившим для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки артиллерийских систем и установки всевозможных кузовов, военного оснащения и вооружения. В советских вооруженных силах шасси «375А» использовались для монтажа типовых фургонов К-375 Шумерлинского завода, известных под аббревиатурой КУНГ - кузов универсальный нормальных габаритов (позднее - унифицированный герметизированный). В них монтировали оборудование штабных пунктов, передвижных радиостанций, радиолокационных систем, войсковых мастерских, средств технического обслуживания, генераторных установок, метеостанций, лабораторий и т. д. На базе грузовиков 375-й серии выпускали автоцистерны, топливо- и маслозаправщики, транспортно-заряжающие машины, стреловые автокраны 8Т-210 и 9Т-31/31М грузоподъемностью 6,3-8,5 т для перегрузки амуниции и вооружения. Удлиненное шасси «375Е» использовалось для перевозки и монтажа крупногабаритного военного оснащения, в том числе транспортно-перегрузочного оборудования ракетных систем и средств их обслуживания. На нем выпускали также легкий колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Л (КТ-Л) с подъемной буксирной балкой, 1,5-тонным краном и двумя лебедками с тяговым усилием 5 и 15 тс. В 1963 г. на вооружение была принята 122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град». Впервые она появилась на юбилейном параде 7 ноября 1967 г. в Москве. Пусковая установка 9К51, разработанная головным предприятием ГНПП «Сплав» под руководством А. Н. Ганичева и выпускавшаяся с 1965 г. Мотовилихинскими заводами, была смонтирована на шасси «Урал-375Д». Она имела пакет из 40 трубчатых направляющих длиной 3 м, установленных на поворотном круге с подъемными и поворотными механизмами. При одновременном запуске 40 неуправляемых ракет она обеспечивала поражение живой силы и техники на расстоянии до 21 км и на площади свыше 1000 кв. м. Боевые машины «Град» признаны одними из наиболее удачных и поставлялись в 40 стран мира.

Следующий этап развития военных автомобилей Уральского автозавода связан с выпуском в 1977 г. нового 5-тонного армейского грузовика «Урал-4320» (6x6), представлявшего собой дизельный вариант 375-й серии, оснащенный более экономичным двигателем КамАЗ-740 V8 (10852 см3, 210 л.с.). Внешне он отличался измененной формой решетки радиатора с широкими вертикальными прорезями, а также получил усиленную трансмиссию, модернизированные агрегаты шасси, лебедку с тяговым усилием 9 тс и 24-вольтовое электрооборудование. Более мощный «Урал-4320» с возросшей до 13,8 т полной массой мог работать на высоте более 4500 м над уровнем моря, преодолевал подъем в 31° и 1,5-метровый брод, развивал максимальную скорость 85 км/ч. С 1978 г. на его базе выпускали седельный тягач «4420». Как и предшественник, «Урал-4320» снабжался разнообразным военным оборудованием. На нем монтировали унифицированные фургоны КЦ-4320 с различным оснащением и изотермические АФИ-5, кухни-столовые КСА-200, топливо- и маслозаправщики, инженерное имущество и т. д.

Боевая машина БМ-21ПД «Дамба» на шасси «Урал-4320», 1990 г.

Урал-43223, 6X6, 1992 г.

Урал-43206-0651, 4X4, 2004 г.

Урал-43206-47, 4X4, 2004 г.

Урал-4320-31, 6X6, 1995 г.

«Урал-4320Б» с локальной бронезащитой, 6X6, 1998 г.

Это шасси стало базой машины технической помощи МТП-А1 с лебедкой, гидрокраном, набором специального инструмента, заправочных жидкостей, а также модернизированного колесного эвакуатора КТ-ЛМ с локальной бронезащитой. Последний служил для буксировки неисправной колесной техники массой до 15,2 т в полупогруженном положении, для чего снабжался буксирным устройством, толкающим бампером для расчистки пути, 7-тонной лебедкой и такелажными приспособлениями. На шасси «4320» устанавливали модернизированную систему залпового огня БМ-21-1 «Град» с дальностью стрельбы 40 км, опытную 50-зарядную пусковую установку 9К59 «Прима» (1988 г.), а также 40-зарядную систему БМ-21ПД «Дамба» (ДП-62) для охраны военно-морских баз, сооружений и морских границ от диверсионных сил и средств противника, позволяя уничтожать их на расстоянии до 5 км и на глубине 200 м. Усиленное шасси «Урал-5557», унифицированное с серией «4320», использовалось для монтажа автокранов, экскаваторов, инженерной техники и перевозки тяжелого оборудования.

Перестройка и экономические реформы 80-90-х гг., когда поток военных заказов практически иссяк, привели к переориентации АО «УралАЗ» на преимущественный выпуск гражданской продукции, однако, в отличие от большинства других автозаводов бывшего СССР, специалисты из Миасса продолжали активно заниматься созданием модернизированных и принципиально новых образцов военных грузовиков. В июне 1992 г. начался выпуск 6-тонного бортового автомобиля «Урал-43223» (6x6), выделявшегося новой прямоугольной передней облицовкой и кабиной с увеличенным лобовым стеклом. Его особенностью был двигатель «Урал-744» V8 воздушного охлаждения мощностью 234 л.с., собиравшийся Кустанайским дизельным заводом (КДЗ) по лицензии немецкой фирмы «Дойц» (Deutz). Вскоре после распада СССР это предприятие прекратило свою деятельность, но в вооруженные силы поступила партия 6,5-тонных шасси «43223» с 8-тонной лебедкой, на которых монтировали типовые фургоны.

Шасси «Урал-43203-31» (6X6) со сменным контейнером, 2003 г.

Урал-4320-0911-30, 6X6, 1996 г.

Шасси «Урал-5557» (6X6) с армейским краном КС-2573, 1985 г.

«Урал-379» (6X6) и «Урал-395» (8X8), 1972 г.

Крупный пожар, случившийся весной 1993 г. на моторном производстве Камского автозавода, заставил специалистов УралАЗа срочно искать замену выпускавшимся там дизельным двигателям, что неожиданно привело к расширению производственной программы. Уже в 1993 г. появились машины с дополнительным индексом «10», оснащенные дизелем ЯМЗ-236М2 V6 (11,2 л, 180 л.с.) Ярославского моторного завода, - 5-тонный грузовик «Урал-4320-10», седельный тягач «44202-10», шасси «43203-10» и длиннобазное исполнение «4320-0911-10». В 1995 г. на их основе был создан 4-тонный двухосный армейский грузовик «Урал-43206» (4x4), унифицированный с 3-осными машинами и ставший базой для полевых радиостанций, цистерн и специального оснащения. С установкой на шасси «4320» (6х6) нового дизеля ЯМЗ-238М2 V8 (14,9 л, 240 л.с.) автомобили получили индекс «31» и внешне отличались удлиненным капотом. Главным представителем этой серии стал 6-тонный армейский грузовик «4320-31» полной массой 15,2 т, развивающий максимальную скорость 82 км/ч. С 1995 г. он находится на вооружении Российской армии. Впоследствии в военной программе завода появились седельный тягач «44202-31» и многоцелевые шасси «5557-10/31» с расстоянием между передней и средней осями 3525 мм, а также длиннобазные 10-тонные модели «4320-0911/0919-30» и 12-тонные «4320-1911/1912-10/30», у которых этот показатель достигал 4555 мм. На шасси «43203-31» предлагаются машина технической помощи МТП-А2.1 и контейнерные перегружатели, а длиннобазные шасси стали базой для тяжелого военного оборудования и топливозаправщиков. Армейские автомобили «Урал» имеют специальную окраску, кронштейны для крепления стрелкового оружия в кабине, комплект светомаскировочных устройств и приборов ночного видения, фонарь подкузовной подсветки. С конца 90-х гг. на основе серии «4320» было создано несколько вариантов с бронированными кабинами, моторным отсеком и капсулами на грузовой платформе. В 2006 г. представлен 400-сильный грузовик «Урал-6320» (6x6) нового модульного семейства.

Еще в середине 60-х гг. в НАМИ и на Уральском автозаводе началась разработка перспективного бескапотного семейства унифицированных многоцелевых автомобилей высокой проходимости с кабиной над двигателем. Первые грузовики «Урал-379» (6x6) и «Урал-395» (8x8) появились в 1972-74 гг., причем наиболее перспективным был признан второй вариант с опытным дизелем ЯМЗ-741 V10. Продолжение этих работ относится уже к середине 80-х гг., когда Министерство обороны СССР разработало техническое задание на 4-осные армейские машины. В 1989 г. завод представил 9-тонный грузовик «Урал-5323» (8x8) с 260-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач и кабиной от автомобилей КамАЗ, собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, системой подкачки шин, передней и задней балансирной подвеской.

Урал-5323-20, 8X8, 1993 г.

Урал-5423-20, 8X8, 1994 г.

Зенитный комплекс «Панцирь-С1» на шасси «Урал-53234», 1995 г.

Урал-532301, 8X8, 2003 г.

В середине 90-х гг. на модели «53232» этот силовой агрегат заменили 290-сильным дизелем «Урал-745» воздушного охлаждения, а затем на грузовике «5323-20» появился 300-сильный ЯМЗ-238Б V8 с турбонаддувом, работавший с 8-ступенчатой коробкой передач, что позволило повысить грузоподъемность до 10 т и довести крутизну преодолеваемого подъема до 58%. С 1995 г. устанавливается кабина, которую собирают в Миассе по лицензии корпорации ИВЕКО (IVECO). В конце 90-х гг. для вооруженных сил серия «5323» предлагалась в бортовых вариантах «532301/02» с металлической грузовой платформой и тентом, короткой или удлиненной кабиной со спальным местом, а также как 15-тонные инженерные шасси «532361/62». Эту серию дополняли седельный тягач «5423-20» для буксировки полуприцепов массой до 40 т и несколько вариантов с локальным бронированием. В 1995 г. на шасси «53234» был создан образец зенитного ракетно-пушечного комплекса ближнего действия «Панцирь-С1» для защиты стратегически важных объектов от высокоточного оружия, способный поражать одновременно до 12 целей на расстоянии от 200 м до 12 км и на высоте 8 км. Его вооружение состояло из двух пушек калибра 30 мм и 12 зенитных управляемых ракет, установленных в башенной надстройке. В 1998 г. за создание и внедрение семейства автомобилей двойного назначения УралАЗ был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Начало XXI века для предприятия, переименованного в ОАО «Автомобильный завод «Урал» (AЗ «Урал»), связано с созданием и внедрением новых образцов военной и гражданской полноприводной автотехники. В 2002 г. началось конвейерное изготовление серии «5323» с кабиной ИВЕКО, а в рамках работ по внедрению силовых агрегатов, удовлетворяющих нормам Euro-2, завод представил машины новой гаммы «40/41» с дизелем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, в том числе армейские грузовики «43206-41» (4x4) и «4320-41» (6х6), шасси «43203-1911-40» и «5557-40» (6x6), а также многоцелевые 300-сильные шасси «5323-41» и «5323-42» (8x8) с короткой и удлиненной кабинами. Все они прошли испытания в Министерстве обороны для принятия на вооружение Российской армии. В начале 2000-х гг. завод «Урал» представил также ряд новых армейских машин: бортовой грузовик «43206-47» (4x4) с кабиной ИВЕКО и 250-сильным дизелем ЯМЗ-236БЕ2 (Euro-2), капотный вариант «4320-45» (6х6) с новыми кабиной и оперением, шасси «632361» (10x10) и «692341» (10x8) с 300-сильным дизелем и перегружателем легкой бронетехники.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

УралЗИС/Урал
(UralZIS/Ural)
Миасс
СССР/Россия
1944-
Во время Великой Отечественной войны провинциальный уральский город Миасс стал одним из крупнейших советских центров по изготовлению грузовых автомобилей, поступавших прежде всего в Красную армию. Впоследствии он превратился в одного из важнейших поставщиков военной автотехники для Советских вооруженных сил и Российской армии. Строительство автомоторного завода в Миассе началось в декабре 1941 г. с монтажа оборудования, эвакуированного с московского автозавода имени И. В. Сталина (ЗИС). 8 июля 1944 г. уральский филиал ЗИСа, получивший название "УралЗИС", приступил к сборке 3-тонных грузовиков ЗИС-5 военного образца, впоследствии известных как "УралЗИС-5". Это были упрощенные машины с 76-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, деревянной кабиной, прямоугольными сварными крыльями, бортовой платформой с задним откидным бортом, одной левой фарой и без передних тормозов. Уральский ЗИС-5 поставлялся в Красную армию до лета 1945 г. Его эволюция привела к выпуску в 1958 г. грузовика "УралЗИС-355М" с обновленной внешностью. Разработанный для народного хозяйства, он послужил базой опытного варианта "УралЗИС-381" (4x4). Автомобиль прошел военные испытания, но до серийного производства не дошел.
Во второй половине 50-х гг. настоятельно встал вопрос об организации выпуска в Миассе принципиально нового 3-осного армейского автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 4-5 т. В 1953 г. по заказу Министерства обороны СССР его разработкой начал заниматься московский Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ). Через три года там появился 5-тонный грузовик НАМИ-020 (6x6) с опытным 180-сильным бензиновым двигателем V8 и гидроусилителем рулевого механизма, выпуск которого предполагалось развернуть в Миассе. В мае 1958 г. был создан первый совместный опытный образец "УралЗИС-НАМИ-375" с новой облицовкой, агрегатами и кабиной от грузовика ЗИЛ-131. Летом 1959 г. он стал базой прототипа второй серии с собственной 3-местной кабиной с мягким верхом и плоскими откидными лобовыми стеклами, который осенью 1960 г. под маркой "Урал-375" начали собирать на опытном производстве. Серийный выпуск грузовика начался 31 января 1961 г. на реконструированном предприятии, переименованном в Уральский автомобильный завод (УралАЗ).
На долгие годы "Урал-375" (6x6) стал основным многоцелевым 5-тонным грузовиком Советской армии, выпуск которого в многократно модернизированных исполнениях продолжается до сих пор. Его наиболее передовыми конструктивными особенностями считались постоянный привод всех колес, более надежные дисковые шарниры равных угловых скоростей, средний мост проходного типа и несимметричный межосевой блокируемый дифференциал. На нем устанавливались верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 V8 (6962 см3, 180 л.с.). Цельнометаллическая грузовая платформа с задним откидным бортом снабжалась тентом и съемными скамьями. На его базе был создан опытный седельный тягач "Урал-380C" с активным 10-тонным полуприцепом "Урал-862" с карданным приводом обоих мостов. В 1965 г. начался выпуск наиболее известного армейского варианта "Урал-375Д" (6x6) с цельнометаллической кабиной, седельного тягача "375С" для буксировки полуприцепов массой 12 т и 7,5-тонного грузовика "Урал-377" (6x6). Через год к ним присоединилось шасси "Урал-375А" для кузовов-фургонов, а затем вариант "375Е" с удлиненным задним свесом. При оборудовании 7-тонной лебедкой заднего расположения грузоподъемность серии "375" составляла 4,5 т, полная масса - 13,3 т, максимальная скорость - 75 км/ч. Автомобили могли буксировать прицепы массой до 10 т и имели контрольный расход бензина 46-48 л на 100 км.
В армиях СССР и дружественных стран "Урал-375Д" стал основным грузовиком среднего класса для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки артиллерийских систем и установки всевозможных кузовов, военного оборудования и вооружения. В советских вооруженных силах шасси "375А" использовались для монтажа типовых фургонов К-375 Шумерлинского завода, известных под аббревиатурой КУНГ - кузов универсальный нормальных габаритов (позднее - унифицированный герметизированный) для размещения разнообразного войскового оснащения. На базе грузовиков 375-й серии выпускались различные цистерны, войсковые автокраны 8Т-210 и 9Т-31М, транспортнозаряжающие машины, легкий эвакуационный транспортер КЭТ-Л (КТ-Л). Шасси "375Е" использовалось для монтажа крупногабаритного перегрузочного, инженерного и ракетного оборудования. В 1963 г. на вооружение была принята 122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 "Град", выпускавшаяся с 1965 г. Пусковая установка 9К51 на шасси "Урал-375Д" снабжалась пакетом из 40 трубчатых направляющих длиной 3 м, установленных на поворотном круге с подъемными и поворотными механизмами. При одновременном запуске 40 неуправляемых ракет она обеспечивала поражение живой силы и техники на расстоянии до 21 км и на площади свыше 1000 кв. м. В дальнейшем система "Град" была признана одной из наиболее удачных и поставлялась в 40 стран мира.
Следующий этап развития военных автомобилей Уральского автозавода начался в 1977 г. с выпуском 5-тонного грузовика "Урал-4320" (6x6) полной массой 13,8 т. Это был дизельный вариант 375-й серии с более экономичным силовым агрегатом КамАЗ-740 V8 (10852 см3, 210 л.с.). Внешне он отличался измененной формой решетки радиатора с широкими прорезями, а также получил модернизированные агрегаты шасси и лебедку с тяговым усилием 9 тс. "Урал-4320" мог работать на высоте более 4500 м над уровнем моря, преодолевал 1,5-метровый брод и развивал скорость 85 км/ч. С 1978 г. на его базе выпускался активный 10-тонный армейский автопоезд 10x00, состоявший из седельного тягача "44201" и полуприцепа "Урал-862" для установки вооружения и кузовов-фургонов К-862. Как и предшественник, "Урал-4320" снабжался всевозможными военными надстройками. Среди них были унифицированные фургоны КЦ-4320 различного назначения, оборудование модернизированного эвакуатора КТ-ЛМ, транспортно-заряжающие машины для комплекса "Тор-М1", 30-местные армейские автобусы ТС-4221, топливо- и маслозаправщики, инженерное имущество и т. д. На шасси "4320" устанавливалась модернизированная система залпового огня БМ-21-1 "Град" с дальностью стрельбы 40 км, опытная 50-зарядная пусковая установка 9К59 "Прима" (1988 г.) и 40-зарядная система БМ-21ПД "Дамба" (ДП-62) для охраны военно-морских баз, сооружений и морских границ. Усиленное шасси "Урал-5557" для народного хозяйства, унифицированное с "4320", было принято на вооружение для перевозки тяжелого оборудования и установки инженерной техники.
Перестройка и экономические реформы 80-90-х гг., когда поток военных заказов практически иссяк, привели к переориентации АО "УралАЗ" на преимущественный выпуск гражданской продукции, однако, в отличие от большинства других автозаводов бывшего СССР, специалисты из Миасса продолжали активно заниматься созданием модернизированных и принципиально новых образцов военных грузовиков.
Временное прекращение поставок силовых агрегатов, связанное с пожаром на моторном производстве КамАЗа весной 1993 г., неожиданно привело к расширению программы. В том же 1993 г. появились автомобили с дополнительным индексом "10" - 5-тонный грузовик "Урал-4320-10", седельный тягач "44202-10", шасси "43203-10" и длиннобазный вариант "4320-0911-10", оснащенные дизелем ЯМЗ-236М2 V6 (11,2 л, 180 л.с.) Ярославского моторного завода. В 1995 г. на их основе был создан 4-тонный двухосный армейский грузовик "Урал-43206" (4x4), унифицированный с 3-осными машинами. Впоследствии он стал базой для полевых радиостанций, цистерн и специального оснащения, а вариант "43206-0651" снабжался двойной кабиной. С установкой на шасси "4320" (6x6) дизеля ЯМЗ-238М2 V8 (14,9 л, 240 л.с.) автомобили получили индекс "31" и внешне отличались удлиненным капотом. Главным представителем этой серии стал 6-тонный армейский грузовик "4320-31" полной массой 15,2 т, находящийся на вооружении Российской армии с 1995 г. Впоследствии на его базе появились все модификации, свойственные ранее серии "4320": седельный тягач "44202-31", спецшасси под армейские цистерны, автокраны, транспортно-заряжающие машины и т. д. С развалом СССР необходимость замены военных грузовиков КрАЗ привела к созданию машин "5557-31" с полезной нагрузкой 8,8 т, "55571-30" с колесной базой 3525 мм, а также длиннобазных 10- и 12-тонных версий "4320-0911/0919" и "4320-1911/1912" (4555 мм), многие из которых были приняты на вооружение. На различных шасси "Урал" предлагалась гамма из 300 видов военной техники. Армейские автомобили "Урал" имеет специальную окраску, кронштейны для крепления стрелкового оружия в кабине, комплект светомаскировочных устройств и приборов ночного видения, фонарь подкузовной подсветки. С конца 90-х гг. на основе серии "4320" было создано несколько вариантов с бронированными кабинами и моторным отсеком или с бронекапсулами на грузовой платформе для защиты личного состава от воздействия автоматического оружия и пехотных мин. В 70-80-е гг. в соответствии с техническим заданием Министерства обороны СССР на разработку семейства перспективных армейских машин завод построил ряд опытных 3-осных образцов. В развитие этих работ в июне 1992 г. начался выпуск 6-тонного грузовика "Урал-4322" (6x6) с новыми кабиной и оперением. Его главной особенностью был 234-сильный двигатель "Урал-744" V8 воздушного охлаждения Кустанайского дизельного завода (КДЗ), выпускавшийся по лицензии немецкой фирмы "Дойц" (Deutz). После распада СССР это предприятие прекратило свою деятельность, но в вооруженные силы поступила партия 6,5-тонных шасси "43223" с 8-тонной лебедкой, служивших в основном для проведения опытных работ по перспективным видам вооружения.
Начало XXI века для предприятия, переименованного в ОАО "Автомобильный завод "Урал" (АЗ "Урал"), связано с созданием и внедрением модернизированных образцов традиционной 3-осной военной гаммы. В рамках работ по внедрению силовых агрегатов, удовлетворяющих нормам Euro-2, завод представил машины серии "40/41" с 230-сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Базовые модификации прошли военные испытания для принятия на вооружение Российской армии. Для поиска новых путей развития армейской автотехники был собран и испытан опытный грузовик "4320Г" с 300-сильным дизелем ЯМЗ-7601 и пневматической тормозной системой с АБС. В первой половине 2000-х гг. завод "Урал" представил ряд новых капотных и бескапотных армейских машин: грузовик "43206-47" (4x4) с 250-сильным дизелем ЯМЗ-236БЕ2 (Euro-2) и кабиной ИВЕКО (IVECO), капотный "4320-45" (6x6) с новым оперением и "Урал-4320-0710-31" (6x6) со скрытым локальным бронированием. В 2006 г. в развитие модельного ряда был показан первый представитель принципиально нового перспективного семейства - 400-сильный грузовик "6320" (6x6) полной массой 24 т.
Еще в середине 60-х гг. по заказу Министерства обороны в НАМИ и на Уральском автозаводе началась разработка перспективного семейства унифицированных многоцелевых автомобилей высокой проходимости с кабиной над двигателем. В 1969-72 гг. появились первые образцы "Урал-379" (6x6) и "Урал-395" (8x8) с оригинальной пластиковой кабиной. Работы были продолжены в конце 70-х и в середине 80-х гг., когда заказчик выдвинул требование о создании кабины, унифицированной с продукцией Камского автозавода. В 1989 г. началось изготовление 9-тонного бескапотного грузовика "Урал-5323" (8x8) с 260-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач и кабиной КамАЗ, собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, балансирной подвеской и системой подкачки шин. В начале 90-х гг. на модели "53232" этот силовой агрегат был заменен 290-сильным дизелем "Урал-745" воздушного охлаждения. Доведению этих работ до серийного производства помешал распад СССР, и потому на 10-тонном грузовике "5323-20" и седельном тягаче "5423" появились 300-сильный мотор ЯМЗ-238Б V8 с турбонаддувом и 8-ступенчатая коробка передач, позволившие увеличить тяговые возможности автомобиля и автопоезда. В 1995 г. был создан первый образец с кабиной, которую начали собирать в Миассе по лицензии корпорации ИВЕКО. Все эти работы, а также расширение гаммы 4-осных "уралов" в сторону увеличения полной массы, привели к принятию на вооружение к концу 90-х гг. серии "5323" в бортовых версиях "532301/02" с металлической грузовой платформой и тентом, короткой или удлиненной кабиной со спальным местом, многоцелевых шасси "532341/42" (8x8) под монтаж вооружения, а также 15-тонных шасси "532361/62" для установки инженерной техники и оборудования ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КЛ с тяговым усилием 20 тс. В 2002 г. многоцелевые автомобили серии "5323" с кабиной ИВЕКО были поставлены на конвейер. Эту серию дополняли седельные тягачи "542301/02" для буксировки полуприцепов массой до 40 т и первый в России грузовик "Урал-532303" (5323-23) со сварной цельнобронированной кабиной, способной выдерживать обстрел из стрелкового оружия. В 1998 г. за создание и внедрение семейства автомобилей двойного назначения УралАЗ был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Для изучения военными специалистами и оценки возможностей монтажа перспективных видов вооружения в середине 2000-х гг. были разработаны 300-сильные автомобильные шасси "692341/632341" (10x8) и "632361" (10x10) грузоподъемностью до 24 т, одно из которых снабжалось опрокидывающейся съемной платформой для перегрузки и перевозки легкой бронетехники.
Грузовик ЗИС-5 Уральского автозавода, 1944 г.
УралЗИС-381, 4x4, 1958 г.
Урал-375, 6x6, 1961 г.
Тягач "Урал-380C" с активным полуприцепом "Урал-862", 1963 г.
Урал-375Д, 6x6, 1965 г.
"Урал-379" (6x6) и "Урал-395" (8x8), 1972 г.
Урал-4320, 6x6, 1977 г.
Войсковой автокран 8Т-210 на шасси "Урал-375Д", 6x6, 1980 г.
Боевая машина БМ-21ПД "Дамба" на шасси "Урал-4320", 1990 г.
Урал-43223, 6x6, 1992 г.
Урал-4320-10, 6x6, 1993 г.
Урал-5323-20, 8x8, 1993 г.
Урал-5423, 8x8, 1994 г.
Урал-4320-31, 6x6, 1995 г.
Урал-4320-0911-30, 6x6, 1996 г.
"Урал-4320Б" с локальной бронезащитой, 6x6, 1998 г.
"Урал-532303" (5323-23) со сварной бронекабиной, 8x8, 2002 г.
Аэродромная машина АКПМ-3У на шасси "Урал-43206", 2003 г.
Шасси "Урал-43203-31" (6x6) со сменным контейнером, 2003 г.
Урал-43206-0651, 4x4, 2004 г.
"Урал-4320-0710-31" со скрытым бронированием, 6x6, 2005 г.
Перспективный армейский грузовик "Урал-6320", 6x6, 2006 г.
Шасси "Урал-692341" (632341) с перегрузочной платформой, 10x8, 2006 г.
Система залпового огня БМ-21 "Град" на шасси "Урал-375Д"
Удлиненное шасси "Урал-375Е" для ракетного оборудования

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с