ВАЗ
555000000445455000000
 

ВАЗ

(VAZ)

Тольятти, СССР/Россия, 1970-

Большинство легковых машин Волжского автомобильного завода (ВАЗ) поступали в отечественные вооруженные силы и в армии многих стран мира, но их главной военной специализацией были штабные функции и работа в военной автоинспекции или военной полиции. Идея создания собственного плавающего армейского джипа возникла в начале 70-х гг. в процессе работы над вседорожником ВАЗ-2121 «Нива». Летом 1976 г. под руководством конструктора П. М. Прусова на агрегатах «Нивы» построили первую опытную амфибию ВАЗ-Э2122 (4x4) с мотором ВАЗ-2106 (1,6 л, 80 л.с.) и широкими 16-дюймовыми шинами. Она получила открытый герметичный 4-местный кузов с двумя боковыми дверями, откидным лобовым стеклом и мягким верхом. При снаряженной массе 1200 кг джип развивал скорость на шоссе 115 км/ч и на воде за счет вращения колес - 4,3 км/ч.

ВАЗ-2108 ВАИ, 1997 г.

На первых же испытаниях выявился главный недостаток автомобиля - перегрев силового агрегата и трансмиссии на плаву. Все последующие работы над машиной свелись к доработке системы охлаждения, в результате чего в 1978-83 гг. были построены и испытаны промежуточные варианты 2Э2122, 3Э2122 и 4Э2122 (серии 200, 300 и 400). Наиболее удачным в 1985 г. оказался пятый вариант ВАЗ-2122.500 «Река», на основе которого через два года появилась окончательно доработанная амфибия «2122.600» с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 60 л.с.). Ее масса не изменилась, габаритная высота составила 1680 мм, скорость на суше и воде - 110 и 4,0 км/ч соответственно. Несмотря на удачные приемочные испытания, военные не смогли профинансировать организацию серийного выпуска автомобиля, что предполагало создание самостоятельного производства. Тем временем началась перестройка, вместе с которой пришла разрушительная конверсия. Всего на ВАЗе построили 21 опытный джип серии «2122», и с тех пор завод созданием военных машин не занимался.

ВАЗ-2122.600, 4X4, 1987 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ВАЗ
(VAZ)
Тольятти
СССР/Россия
1970-
Большинство легковых машин Волжского автомобильного завода (ВАЗ) поступали в отечественные вооруженные силы и в армии многих стран мира, но их главной военной специализацией были штабные функции и работа в военной автоинспекции или военной полиции. Идея создания собственного плавающего армейского джипа возникла в начале 70-х гг. в процессе работы над вседорожником ВАЗ-2121 "Нива". Летом 1976 г. под руководством конструктора П. М. Прусова на агрегатах "Нивы" построили первую опытную амфибию ВАЗ-Э2122 (4x4) с мотором ВАЗ-2106 (1,6 л, 80 л.с.) и широкими 16-дюймовыми шинами. Она получила открытый герметичный 4-местный кузов с двумя боковыми дверями, откидным лобовым стеклом и мягким верхом. При снаряженной массе 1200 кг джип развивал скорость на шоссе 115 км/ч и на воде за счет вращения колес - 4,3 км/ч. На первых же испытаниях выявился главный недостаток автомобиля - перегрев силового агрегата и трансмиссии на плаву. Все последующие работы над машиной свелись к доработке системы охлаждения, в результате чего в 1978-83 гг. были построены и испытаны промежуточные варианты 2Э2122, 3Э2122 и 4Э2122 (серии 200, 300 и 400). Наиболее удачным в 1985 г. оказался пятый вариант ВАЗ-2122.500 "Река", на основе которого через два года появилась окончательно доработанная амфибия "2122.600" с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 60 л.с.). Ее масса не изменилась, габаритная высота составила 1680 мм, скорость на суше и воде - 110 и 4,0 км/ч соответственно. Несмотря на удачные приемочные испытания, военные не смогли профинансировать организацию серийного выпуска автомобиля, что предполагало создание самостоятельного производства. Тем временем началась перестройка, вместе с которой пришла разрушительная конверсия. Всего на ВАЗе построили 21 опытный джип серии "2122", и с тех пор завод созданием военных машин не занимался.
ВАЗ-2122.600, 4x4, 1987 г.
ВАЗ-2108 ВАИ, 1998 г.
ВАЗ-2114 ВАИ, 2002 г.
ВАЗ-2115 ВАИ, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с