VOLKSWAGEN
999999999999999999999
 

ФОЛЬКСВАГЕН

(VOLKSWAGEN)

Штутгарт/Вольфсбург/Ганновер/Ингольштадт, Германия, 1939-

В конце мая 1938 г. Адольф Гитлер заложил первый камень в основание автомобильного завода для массового производства простых и дешевых легковых машин, закономерно получивших название «Народный автомобиль» - «Фольксваген» (Volkswagen или VW). Средства на его возведение в виде специальных налогов и авансовых вкладов будущих покупателей собирала нацистская организация «Крафт дюрьх Фройде» (Kraft durch Freude) - «Сила через радость», аббревиатура которой КдФ (KdF) на несколько первых лет стала второй маркой всех автомобилей.

Фольксваген-82 (КдФ-82, К1), 4X2, 1942 г.

Фольксваген-82Е (Кдф-82Е), 4X2, 1943 г.

«Фольксваген-82» (КдФ-82, К1) для Африканского корпуса, 1943 г.

До конца года была собрана партия легковых машин «Фольксваген-38» (VW-38) с колесной базой 2400 мм, получивших прозвище «Жук». Над ними с конца 1934 г. в своем КБ в Штутгарте работал известный конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Главными особенностями легкового «Фольксвагена» были плоское штампованное несущее основание, почти симметричная форма кузова, заднее расположение 4-цилиндрового оппозитного двигателя (985 см3, 23,5 л.с.) воздушного охлаждения в блоке с 4-ступенчатой коробкой передач и независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес. С самого начала предусматривалась возможность его трансформации в легкие армейские варианты, которые в Германии составляли класс «кюбельвагенов» (Kubelwagen или Kubel-PKW) - «автомобилей-лоханок», получивших это название за характерную форму упрощенного открытого кузова. Наброски первого «кюбельвагена» V2 были сделаны в феврале 1936 г., а в конце следующего года в КБ Порше построили низкопрофильный прототип «Порше-30». В 1939 г. был испытан вариант «Порше-62» («Фольксваген-62») с 18-дюймовыми колесами и стальным кузовом на 3-4 места, обеспечивавшими дорожный просвет 260 мм. На следующий год появился модернизированный «Фольксваген-82», КдФ-82 или «Кюбельваген-1» (К1), максимально унифицированный с серийной легковой машиной. Он отличался задними колесными редукторами, межколесным самоблокирующимся дифференциалом, 16-дюймовыми колесами, увеличенным до 290 мм клиренсом и измененной формой 4-дверного кузова. Производство автомобиля началось на новом заводе в Вольфсбурге в ноябре 1940 г. С марта 1943 г. Кдф-82 оснащался 1,1-литровым мотором мощностью 25 л.с. До конца войны их собрали 50435 экземпляров. Это был тот самый знаменитый «кюбельваген», хорошо известный на всех фронтах Второй мировой войны и ставший самым массовым легким немецким армейским автомобилем - своеобразным аналогом американского джипа. Все машины предлагались в многоцелевом исполнении Kfz.1, с радиостанцией Kfz.2, разведывательном Kfz.3 и как полевая мастерская Kfz.2/40. Варианты для Африканского корпуса снабжались широкопрофильными 12-дюймовыми шинами. Базовый автомобиль весил 725 кг, имел полезную нагрузку 450 кг, преодолевал брод глубиной 45 см, развивал скорость 80 км/ч и на шоссе расходовал 8,5-9,0 л бензина на 100 км.

В 1943-45 гг. на 25-сильном шасси «82» выпускался штабной автомобиль КдФ-82Е с закрытым кузовом от легкового «Фольксвагена», весивший всего на 30 кг больше, а также специальный вариант «92» для войск СС. Шасси «83» снабжалось съемным деревянным санитарным кузовом. Всего их сделали 667 экземпляров.

Фольксваген-83 (КдФ-83), 4X2, 1945 г.

Фольксваген-128 (КдФ-128, К2), 4X4, 1941 г.

Фольксваген-166 (КдФ-166, K2s), 4X4, 1943 г.

Фольксваген-166 (КдФ-166, K2s), 4X4, 1944 г.

В годы войны в КБ Фердинанда Порше на базе «кюбельвагена» КдФ-82 построили несколько опытных вариантов: «177» и «178» с 5-ступенчатыми коробками передач, «179» с системой впрыска топлива, газогенераторный «230», с бензоэлектрическим приводом «235», полугусеничный «155», на железнодорожном ходу «157», машины с широкими снегоходными колесами и лыжами, легкий тягач «276», пикап «825», фургон «826» и несколько имитировавших легкие танки учебных бронеавтомобилей «823» с пулеметной башней и съемными бутафорскими гусеницами.

Работы над плавающим полноприводным «кюбельвагеном» оказались более долгими и трудоемкими. Они начались в КБ Порше весной 1940 г. с создания опытного шасси КдФ-86 (4x4), оснащенного новым двигателем (1131 см3, 25 л.с.), приводом на передние колеса, 2-ступенчатой раздаточной коробкой и межколесными дифференциалами. Летом того же года приступили к испытаниям прототипов «Порше-128» со стальными 5-местными несущими кузовами в виде ванны и разными системами подвода воздуха для охлаждения двигателя. Для движения на плаву служил трехлопастной гребной винт диаметром 330 мм, установленный сзади корпуса на шарнирном кронштейне, откидывавшемся на угол 180°. При его фиксировании в нижнем положении привод винта осуществлялся непосредственно от коленчатого вала двигателя через муфту и тройную цепную передачу. Он не имел механизма реверса, и потому все амфибии комплектовали веслами. Последний пятый прототип «128/5», испытанный летом 1941 г., стал основой амфибии «Фольксваген-128», КдФ-128 или «Кюбельваген-2» (К2), выпущенной в 30 экземплярах. На практике она оказалась слишком громоздкой и неустойчивой. На ее базе успели сделать опытные машины «129» с зарядом для подрыва мостов и «138» с усиленным корпусом, а в 1942-44 г. изготовлялся неплавающий штабной вариант «87» (4x4) с закрытым кузовом. В феврале 1942 г. под руководством главного конструктора Франца Раймшписса (Franz Reimspiess) был спроектирован более компактный 4-местный вариант «Порше-166» с укороченной до 2000 мм колесной базой и более узкой колеей, по общей конструкции не отличавшийся от серии «128». В марте он появился в металле, а в мае-июне на опытном производстве КБ собрали пробную партию из 100 машин. В конце 1942 г. в Вольфсбурге началось серийное изготовление самой известной немецкой амфибии «Фольксваген-166» (Kfz.1/20), КдФ-166 или «Кюбельваген-25» (K2s). Автомобиль имел полезную нагрузку 435 кг, на шоссе развивал скорость 80 км/ч, на воде - 10 км/ч, расходуя 10 л бензина в час, что соответствовало запасу хода 50 км на плаву. До конца 1944 г. было построено 14283 экземпляра амфибий.

Фольксваген-1200/18А, 1948 г.

Фольксваген Транспортер-1/221, 1956 г.

Фольксваген-181, 4X2, 1969 г.

Фольксваген-183 Ильтис, 4X4, 1979 г.

«Фольксваген-183 Ильтис» (4X4) военной полиции, 1981 г.

Бомбардировками союзнических сил завод «Фольксваген» был разрушен на 60%, но в июне 1945 г. там возобновился выпуск армейских «кюбельвагенов» и санитарных машин «83» для Красного креста. В июне 1948 г. на базе серийного автомобиля «Фольксваген-1200» для военной полиции и пограничной охраны началось изготовление патрульной машины «18А» с открытым кузовом без дверей (за полтора года их собрали 482 штуки). Вступление ФРГ в блок НАТО и образование Бундесвера не стимулировали фирму расширить военное производство. Она стабильно поставляла в вооруженные силы свои стандартные «жуки», а с 1950 г. - легкие бескапотные грузовики «Транспортер» (Transporter) или Т1 с задним 25-сильным мотором, несущим штампованным основанием и независимой подвеской. В армии использовались все базовые исполнения (фургоны, пикапы, микроавтобусы, санитарные и др.), а также варианты со специальными кузовами. В 1968-80 гг. выпускался «Транспортер-2» (Т2) с разными двигателями (47-70 л.с.).

К середине 60-х гг. поставлявшиеся в Бундесвер джипы ДКВ (DKW) явно устарели, а совместные работы над «Евро-джипом» затягивались, поэтому фирме «Фольксваген» был выдан крупный заказ на новый легкий многоцелевой армейский автомобиль. Являясь правопреемником «кюбельвагена» КдФ-82, она создала не что иное, как его модернизированную копию со схожими агрегатами и параметрами. Главными отличиями нового «Фольксвагена-181» были оппозитные двигатели рабочим объемом 1,5 и 1,6 л мощностью 44-48 л.с., двухконтурный гидропривод тормозов вместо прежнего механического, отсутствие колесных редукторов и более современный открытый 4-местный кузов. Машина массой 1340 кг достигала скорости 115 км/ч. В 1969-79 гг. для Бундесвера их собрали 15275 экземпляров.

Военный заднеприводный джип с дорожным просветом всего 205 мм так и не получил признания в войсках. Учтя свой промах, в ноябре 1975 г. Федеральное управление военных поставок (BWB) выдало фирме «Фольксваген» заказ на 8,8 тыс. полноприводных джипов с полезной нагрузкой 500 кг. Прототип появился ровно через год, а в 1978 г. на заводе «Ауди» (Audi) в Ингольштадте начался выпуск армейского джипа «Фольксваген-183 Ильтис» (litis) 4x4, не имевшего ничего общего со своими предшественниками. Он получил лонжеронную раму, рядный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения (1714 см3, 75 л.с.), расположенный перед передней осью с небольшим наклоном вбок, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, независимую подвеску на поперечных параболических рессорах, отключаемый задний мост и новый 4-местный кузов с тентом и боковыми пластиковыми стеклами, пристегивавшимися при помощи «молний». С 1985 г. джип комплектовали также дизелем (1,6 л, 70 л.с.). «Ильтис» имел колесную базу 2017 мм, полную массу 2050 кг, мог преодолевать подъемы крутизной до 77% и двигаться со скоростью от 3 до 130 км/ч. На нем монтировали радиостанции, санитарные кузова и легкое вооружение. В конце 1981 г. лицензию на «Ильтис» приобрела канадская компания «Бомбардье» (Bombardier), что привело к резкому сокращению его выпуска в ФРГ, где до 1988 г. в общей сложности построили около 10 тыс. «ильтисов».

Фольксваген Транспортер-3/255, 1982 г.

Фольксваген Транспортер-3/247 Синкро, 4X4, 1988 г.

Фольксваген LT35, 1993 г.

Свертывание работ по армейским джипам поставило точку в создании специальных военных машин марки «Фольксваген». С начала 80-х гг. в вооруженные силы Германии и других стран фирма поставляла только доработанные варианты своих серийных легковых, грузовых автомобилей, фургонов и микроавтобусов. С 1979 г. их основу составляло заднемоторное семейство «Транспортер-3» с разными силовыми агрегатами (50-90 л.с.), а с 1985 г. наибольшее распространение получил вариант «Синкро» (Syncro) 4x4. Главными исполнениями серии Т3 были пикапы «245» и «247» с короткой и двойной кабинами, а также микроавтобус «255». В 1990 г. им на смену пришло переднеприводное поколение Т4, а в 2004 г. пятое Т5. Большое распространение в Бундесвере и в войсках НАТО получили компактные задне- и полноприводные автомобили серии LT грузоподъемностью 1,2-3,0 т, применяющиеся в вооруженных силах для установки специального оборудования, систем разминирования, различных надстроек и легкого вооружения, включая ракетное.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФОЛЬКСВАГЕН
(VOLKSWAGEN)
Штутгарт/Вольфсбург/Ганновер/Ингольштадт
Германия
1939-
В конце мая 1938 г. Адольф Гитлер заложил первый камень в основание автомобильного завода для массового производства простых и дешевых легковых машин, закономерно получивших название "Народный автомобиль" - "Фольксваген" (Volkswagen или VW). Средства на его возведение в виде специальных налогов и авансовых вкладов будущих покупателей собирала нацистская организация "Крафт дюрьх Фройде" (Kraft durch Freude) - "Сила через радость", аббревиатура которой КдФ (KdF) на несколько первых лет стала второй маркой всех автомобилей. До конца года была собрана партия легковых машин "Фольксваген-38" (VW-38) с колесной базой 2400 мм, получивших прозвище "Жук". Над ними с конца 1934 г. в своем КБ в Штутгарте работал известный конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Главными особенностями легкового "Фольксвагена" были плоское штампованное несущее основание, почти симметричная форма кузова, заднее расположение 4-цилиндрового оппозитного двигателя (985 см3, 23,5 л.с.) воздушного охлаждения в блоке с 4-ступенчатой коробкой передач и независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес. С самого начала предусматривалась возможность его трансформации в легкие армейские варианты, которые в Германии составляли класс "кюбельвагенов" (Kubelwagen или Kubel-PKW) - "автомобилей-лоханок", получивших это название за характерную форму упрощенного открытого кузова. Наброски первого "кюбельвагена" V2 были сделаны в феврале 1936 г., а в конце следующего года в КБ Порше построили низкопрофильный прототип "Порше-30". В 1939 г. был испытан вариант "Порше-62" ("Фольксваген-62") с 18-дюймовыми колесами и стальным кузовом на 3-4 места, обеспечивавшими дорожный просвет 260 мм. На следующий год появился модернизированный "Фольксваген-82", КдФ-82 или "Кюбельваген-1" (К1), максимально унифицированный с серийной легковой машиной. Он отличался задними колесными редукторами, межколесным самоблокирующимся дифференциалом, 16-дюймовыми колесами, увеличенным до 290 мм клиренсом и измененной формой 4-дверного кузова. Производство автомобиля началось на новом заводе в Вольфсбурге в ноябре 1940 г. С марта 1943 г. КдФ-82 оснащался 1,1-литровым мотором мощностью 25 л.с. До конца войны их собрали 50435 экземпляров. Это был тот самый знаменитый "кюбельваген", хорошо известный на всех фронтах Второй мировой войны и ставший самым массовым легким немецким армейским автомобилем - своеобразным аналогом американского джипа. Все машины предлагались в многоцелевом исполнении Kfz.1, с радиостанцией Kfz.2, разведывательном Kfz.3 и как полевая мастерская Kfz.2/40. Варианты для Африканского корпуса снабжались широкопрофильными 12-дюймовыми шинами. Базовый автомобиль весил 725 кг, имел полезную нагрузку 450 кг, преодолевал брод глубиной 45 см, развивал скорость 80 км/ч и на шоссе расходовал 8,5-9,0 л бензина на 100 км.
В 1943-45 гг. на 25-сильном шасси "82" выпускался штабной автомобиль КдФ-82Е с закрытым кузовом от легкового "Фольксвагена", весивший всего на 30 кг больше, а также специальный вариант "92" для войск СС. Шасси "83" снабжалось съемным деревянным санитарным кузовом. Всего их сделали 667 экземпляров. В годы войны в КБ Фердинанда Порше на базе "кюбельвагена" КдФ-82 построили несколько опытных вариантов: "177" и "178" с 5-ступенчатыми коробками передач, "179" с системой впрыска топлива, газогенераторный "230", с бензоэлектрическим приводом "235", полугусеничный "155", на железнодорожном ходу "157", машины с широкими снегоходными колесами и лыжами, легкий тягач "276", пикап "825", фургон "826" и несколько имитировавших легкие танки учебных бронеавтомобилей "823" с пулеметной башней и съемными бутафорскими гусеницами.
Работы над плавающим полноприводным "кюбельвагеном" оказались более долгими и трудоемкими. Они начались в КБ Порше весной 1940 г. с создания опытного шасси КдФ-86 (4x4), оснащенного новым двигателем (1131 см3, 25 л.с.), приводом на передние колеса, 2-ступенчатой раздаточной коробкой и межколесными дифференциалами. Летом того же года приступили к испытаниям прототипов "Порше-128" со стальными 5-местными несущими кузовами в виде ванны и разными системами подвода воздуха для охлаждения двигателя. Для движения на плаву служил трехлопастной гребной винт диаметром 330 мм, установленный сзади корпуса на шарнирном кронштейне, откидывавшемся на угол 180°. При его фиксировании в нижнем положении привод винта осуществлялся непосредственно от коленчатого вала двигателя через муфту и тройную цепную передачу. Он не имел механизма реверса, и потому все амфибии комплектовали веслами. Последний пятый прототип "128/5", испытанный летом 1941 г., стал основой амфибии "Фольксваген-128", КдФ-128 или "Кюбельваген-2" (К2), выпущенной в 30 экземплярах. На практике она оказалась слишком громоздкой и неустойчивой. На ее базе успели сделать опытные машины "129" с зарядом для подрыва мостов и "138" с усиленным корпусом, а в 1942-44 г. изготовлялся неплавающий штабной вариант "87" (4x4) с закрытым кузовом. В феврале 1942 г. под руководством главного конструктора Франца Раймшписса (Franz Reimspiess) был спроектирован более компактный 4-местный вариант "Порше-166" с укороченной до 2000 мм колесной базой и более узкой колеей, по общей конструкции не отличавшийся от серии "128". В марте он появился в металле, а в мае-июне на опытном производстве КБ собрали пробную партию из 100 машин. В конце 1942 г. в Вольфсбурге началось серийное изготовление самой известной немецкой амфибии "Фольксваген-166" (Kfz.1/20), КдФ-166 или "Кюбельваген-2s" (К2s). Автомобиль имел полезную нагрузку 435 кг, на шоссе развивал скорость 80 км/ч, на воде - 10 км/ч, расходуя 10 л бензина в час, что соответствовало запасу хода 50 км на плаву. До конца 1944 г. было построено 14283 экземпляра амфибий.
Бомбардировками союзнических сил завод "Фольксваген" был разрушен на 60%, но в июне 1945 г. там возобновился выпуск армейских "кюбельвагенов" и санитарных машин "83" для Красного креста. В июне 1948 г. на базе серийного автомобиля "Фольксваген-1200" для военной полиции и пограничной охраны началось изготовление патрульной машины "18А" с открытым кузовом без дверей (за полтора года их собрали 482 штуки). Вступление ФРГ в блок НАТО и образование Бундесвера не стимулировали фирму расширить военное производство. Она стабильно поставляла в вооруженные силы свои стандартные "жуки", а с 1950 г. - легкие бескапотные грузовики "Транспортер" (Transporter) или Т1 с задним 25-сильным мотором, несущим штампованным основанием и независимой подвеской. В армии использовались все базовые исполнения (фургоны, пикапы, микроавтобусы, санитарные и др.), а также варианты со специальными кузовами. В 1968-80 гг. выпускался "Транспортер-2" (Т2) с разными двигателями (47-70 л.с.).
К середине 60-х гг. поставлявшиеся в Бундесвер джипы ДКВ (DKW) явно устарели, а совместные работы над "Евро-джипом" затягивались, поэтому фирме "Фольксваген" был выдан крупный заказ на новый легкий многоцелевой армейский автомобиль. Являясь правопреемником "кюбельвагена" КдФ-82, она создала не что иное, как его модернизированную копию со схожими агрегатами и параметрами. Главными отличиями нового "Фольксвагена-181" были оппозитные двигатели рабочим объемом 1,5 и 1,6 л мощностью 44-48 л.с., двухконтурный гидропривод тормозов вместо прежнего механического, отсутствие колесных редукторов и более современный открытый 4-местный кузов. Машина массой 1340 кг достигала скорости 115 км/ч. В 1969-79 гг. для Бундесвера их собрали 15275 экземпляров.
Военный заднеприводный джип с дорожным просветом всего 205 мм так и не получил признания в войсках. Учтя свой промах, в ноябре 1975 г. Федеральное управление военных поставок (BWB) выдало фирме "Фольксваген" заказ на 8,8 тыс. полноприводных джипов с полезной нагрузкой 500 кг. Прототип появился ровно через год, а в 1978 г. на заводе "Ауди" (Audi) в Ингольштадте начался выпуск армейского джипа "Фольксваген-183 Ильтис" (Iltis) 4x4, не имевшего ничего общего со своими предшественниками. Он получил лонжеронную раму, рядный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения (1714 см3, 75 л.с.), расположенный перед передней осью с небольшим наклоном вбок, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, независимую подвеску на поперечных параболических рессорах, отключаемый задний мост и новый 4-местный кузов с тентом и боковыми пластиковыми стеклами, пристегивавшимися при помощи "молний". С 1985 г. джип комплектовали также дизелем (1,6 л, 70 л.с.). "Ильтис" имел колесную базу 2017 мм, полную массу 2050 кг, мог преодолевать подъемы крутизной до 77% и двигаться со скоростью от 3 до 130 км/ч. На нем монтировали радиостанции, санитарные кузова и легкое вооружение. В конце 1981 г. лицензию на "Ильтис" приобрела канадская компания "Бомбардье" (Bombardier), что привело к резкому сокращению его выпуска в ФРГ, где до 1988 г. в общей сложности построили около 10 тыс. "ильтисов".
Свертывание работ по армейским джипам поставило точку в создании специальных военных машин марки "Фольксваген". С начала 80-х гг. в вооруженные силы Германии и других стран фирма поставляла только доработанные варианты своих серийных легковых, грузовых автомобилей, фургонов и микроавтобусов. С 1979 г. их основу составляло заднемоторное семейство "Транспортер-3" с разными силовыми агрегатами (50-90 л.с.), а с 1985 г. наибольшее распространение получил вариант "Синкро" (Syncro) 4x4. Главными исполнениями серии Т3 были пикапы "245" и "247" с короткой и двойной кабинами, а также микроавтобус "255". В 1990 г. им на смену пришло переднеприводное поколение Т4, а в 2004 г. - пятое Т5. Большое распространение в Бундесвере и в войсках НАТО получили компактные задне- и полноприводные автомобили серии LT грузоподъемностью 1,2-3,0 т, применяющиеся в вооруженных силах для установки специального оборудования, систем разминирования, различных надстроек и легкого вооружения, включая ракетное.
Фольксваген-128 (КдФ-128, К2), 4x4, 1941 г.
Фольксваген-82 (КдФ-82, К1), 4x4, 1942 г.
"Фольксваген-82" (КдФ-82, К1) для Африканского корпуса, 1943 г.
Фольксваген-82Е (КдФ-82Е), 4x4, 1943 г.
Фольксваген-166 (КдФ-166, К2s), 4x4, 1943 г.
Фольксваген-166 (КдФ-166, К2s), 4x4, 1944 г.
Фольксваген-83 (КдФ-83), 4x4, 1945 г.
Фольксваген-1200/18А, 1948 г.
Фольксваген Транспортер-1/221, 1956 г.
Фольксваген-181, 4x4, 1969 г.
Фольксваген-183 Ильтис, 4x4, 1979 г.
"Фольксваген-183 Ильтис" (4x4) военной полиции, 1981 г.
Фольксваген Транспортер-3/255, 1982 г.
Фольксваген Транспортер-3/247 Синкро, 4x4, 1988 г.
Фольксваген LT35, 1993 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с