WARD LAFRANCE
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

УОРД ЛаФРАНС
(WARD LaFRANCE)
Элмайра
США
1940–1983
Фирма "Уорд ЛаФранс", ближайший родственник более известной компании "Америкэн ЛаФранс" (American LaFrance) по производству пожарных автомобилей, была основана Эддисоном Уордом ЛаФрансом (Addison Ward LaFrance) в последний год Первой мировой войны, но до конца 30-х гг. даже у себя на родине оставалась малоизвестным изготовителем грузовиков. Несмотря на многочисленные прогрессивные нововведения, ее автомобили так и не смогли конкурировать с продукцией более крупных американских компаний. Существенный прорыв фирма "Уорд ЛаФранс" совершила лишь в годы Второй мировой войны, став головным производителем полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса. Этому способствовало ее участие с середины 30-х гг. в программе военного ведомства по созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т. Сделав к тому времени своей специализацией тяжелые 3-осные грузовики и крановые шасси, в 1940 г. "Уорд ЛаФранс" представил на испытания опытный эвакуатор модели "106" (6x6) с цельнометаллической кабиной "Додж" (Dodge) и краном "Холмс" (Holms). После успешных испытаний фирма получила заказ на изготовление тяжелых стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин М1 (6x6) с закрытой кабиной, низкобортной грузовой платформой, двумя лебедками с общим тяговым усилием 27 тс и 5-тонным краном "Гар Вуд" (Gar Wood) с ручным управлением, способным поворачиваться на угол 180°.
Первый вариант "Уорд ЛаФранс 1000 серия 1" (1940–41 гг.) был выполнен на шасси с 6-цилиндровым верхнеклапанным 8,2-литровым двигателем "Континентал 22R" (Continental) мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым мостом и главными червячными передачами. Эвакуатор второй серии отличался 7,6-литровым 114-сильным мотором "Уокеша" (Waukesha), третьей вспомогательной лебедкой и турелью над кабиной для зенитного пулемета. Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и предлагались с правым или левым расположением органов управления. Четвертая серия со 133-сильным двигателем "Континентал 22R" комплектовалась усиленными мостами и удлиненным краном с "гуськом". В 1942 г. был изготовлен единственный бронированный эвакуатор М1Е1. В 1943–45 гг. фирма выпускала свой самый известный вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии отличалась простой облицовкой, широкой плоской решеткой радиатора, мощным V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии, способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, и установленными по бокам рабочей платформы запасными колесами. В 1943 г. появился длиннобазный 226-сильный бронированный вариант М1В, весивший 20,5 т, на 7 т больше базовой машины. Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на 100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма "Кенуорт" (Kenworth), а на долю "Уорд ЛаФранс" пришелся выпуск 4925 машин. В 1942–44 гг. она собрала также 589 армейских грузовиков "Уайт-666" (White), шасси которых под индексом F666 использовались для пожарных машин.
Крупные военные заказы позволили фирме достаточно благополучно существовать в первые послевоенные годы, но уже в конце 40-х гг. она оказалась в кризисном состоянии. К этому времени единственной военной продукцией остались 6-тонные седельные тягачи 6x6 для перевозки мостовых секций. В начале 60-х гг. компания "Уорд ЛаФранс" поставляла в армию свои стандартные седельные тягачи D450T (6x6) с 336-сильным дизелем. Еще в начале 50-х гг. она начала переход на выпуск мощных пожарных автомобилей, полноприводные варианты которых служили в охране крупных военных аэродромов и портов. К этому времени относится выпуск бескапотных военных пожарных машин CW750, MB-5 и YDXP-2 (4x4) с бензиновыми двигателями (200–240 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач и закрытыми кузовами с насосами, запасом воды, пенообразователя и шлангов. В 60-е гг. к ним добавились низкопрофильные аэродромные тягачи МВ-2 (4x4) с 200-сильным дизелем, автоматической коробкой передач, всеми управляемыми колесами и двумя кабинами.
В середине 60-х гг. в соответствии с требованиями командования сухопутных сил США компания "Уорд ЛаФранс" начала разработку перспективного тягача НЕТ (Heavy Equipment Transporter) для перевозки танков МТВ-70. Эта попытка сразу же оказалась неудачной: коммерческий седельный тягач D650T (6x6) на первом же этапе был отвергнут комиссией. В конкурсе приняло участие также военное отделение концерна "Крайслер" (Chrysler), построившее в 1968 г. прототип бескапотного тягача ХМ746 (8x8) для работы с 60-тонным полуприцепом ХМ747. В начале 70-х гг. заказ на изготовление доработанных тягачей М746 был выдан компании "Уорд ЛаФранс". В 1972–73 гг. она выпустила 120 машин, в основном для американских частей в Западной Европе и вооруженных сил НАТО, а в 1978 г. — еще 68 для Марокко. Тягач оснащался двухтактным двигателем "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V12 с турбонаддувом (14,0 л, 600 л.с.), гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач "Твин Диск" (Twin Disc), одноступенчатой раздаточной, рессорной подвеской ведущих мостов "Рокуэлл" (Rockwell), широкопрофильными односкатными колесами с 22,5-дюймовыми шинами, 3-местной цельнометаллической кабиной и двумя лебедками "Пасифик" (Pacific) с тяговым усилием по 15 тс. Низкорамные 4-осные полуприцепы M747 с регулируемой гидропневматической подвеской всех колес собирала компания КОНДЭК (CONDEC). Автопоезд полной массой около 100 т имел длину 18,5 м и мог двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. В последующее время единственной продукцией компании "Уорд ЛаФранс" являлись пожарные автомобили.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 1 (М1), 6x6, 1941 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 3 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 2 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 4 (М1), 6x6, 1943 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 5 (М1А1), 6x6, 1944 г.
Уорд ЛаФранс МВ-5, 4x4, 1955 г.
Уорд ЛаФранс М746, 8x8, 1973 г.