WARD LAFRANCE
999999999999999999999
 

УОРД ЛаФРАНС

(WARD LaFRANCE)

Элмайра, США, 1940-1983

Фирма «Уорд ЛаФранс», ближайший родственник более известной компании «Америкэн Лафранс» (American LaFrance) по производству пожарных автомобилей, была основана Эддисоном Уордом ЛаФрансом (Addison Ward LaFrance) в последний год Первой мировой войны, но до конца 30-х гг. даже у себя на родине оставалась малоизвестным изготовителем грузовиков. Несмотря на многочисленные прогрессивные нововведения, ее автомобили так и не смогли конкурировать с продукцией более крупных американских компаний. Существенный прорыв фирма «Уорд ЛаФранс» совершила лишь в годы Второй мировой войны, став головным производителем полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса. Этому способствовало ее участие с середины 30-х гг. в программе военного ведомства по созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т.

Уорд ЛаФранс 1000 серия 1 (М1), 6Х6, 1941 г.

Уорд ЛаФранс 1000 серия 2 (М1), 6X6, 1942 г.

Уорд ЛаФранс 1000 серия 4 (М1), 6X6, 1943 г.

Уорд ЛаФранс 1000 серия 3 (М1), 6X6, 1942 г.

Уорд ЛаФранс 1000 серия 5 (М1А1), 6X6, 1944 г.

Сделав к тому времени своей специализацией тяжелые 3-осные грузовики и крановые шасси, в 1940 г. «Уорд ЛаФранс» представил на испытания опытный эвакуатор модели «106» (6х6) с цельнометаллической кабиной «Додж» (Dodge) и краном «Холмс» (Holms). После успешных испытаний фирма получила заказ на изготовление тяжелых стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин М1 (6х6) с закрытой кабиной, низкобортной грузовой платформой, двумя лебедками с общим тяговым усилием 27 тс и 5-тонным краном «Гар Вуд» (Gar Wood) с ручным управлением, способным поворачиваться на угол 180°.

Первый вариант «Уорд ЛаФранс 1000 серия 1» (1940-41 гг.) был выполнен на шасси с 6-цилиндровым верхнеклапанным 8,2-литровым двигателем «Континентал 22R» (Continental) мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым мостом и главными червячными передачами. Эвакуатор второй серии отличался 7,6-литровым 114-сильным мотором «Уокеша» (Waukesha), третьей вспомогательной лебедкой и турелью над кабиной для зенитного пулемета. Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и предлагались с правым или левым расположением органов управления. Четвертая серия со 133-сильным двигателем «Континентал 22R» комплектовалась усиленными мостами и удлиненным краном с «гуськом». В 1942 г. был изготовлен единственный бронированный эвакуатор М1Е1. В 1943-45 гг. фирма выпускала свой самый известный вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии отличалась простой облицовкой, широкой плоской решеткой радиатора, мощным V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии, способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, и установленными по бокам рабочей платформы запасными колесами. В 1943 г. появился длиннобазный 226-сильный бронированный вариант М1В, весивший 20,5 т, на 7 т больше базовой машины. Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на 100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма «Кенуорт» (Kenworth), а на долю «Уорд ЛаФранс» пришелся выпуск 4925 машин. В 1942-44 гг. она собрала также 589 армейских грузовиков «Уайт-666» (White), шасси которых под индексом F666 использовались для пожарных машин.

Крупные военные заказы позволили фирме достаточно благополучно существовать в первые послевоенные годы, но уже в конце 40-х гг. она оказалась в кризисном состоянии. К этому времени единственной военной продукцией остались 6-тонные седельные тягачи 6x6 для перевозки мостовых секций. В начале 60-х гг. компания «Уорд ЛаФранс» поставляла в армию свои стандартные седельные тягачи D450T (6x4) с 336-сильным дизелем. Еще в начале 50-х гг. она начала переход на выпуск мощных пожарных автомобилей, полноприводные варианты которых служили в охране крупных военных аэродромов и портов. К этому времени относится выпуск бескапотных военных пожарных машин CW750, МВ-5 и YDXP-2 (4x4) с бензиновыми двигателями (200-240 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач и закрытыми кузовами с насосами, запасом воды, пенообразователя и шлангов.

Уорд ЛаФранс МВ-5, 4X4, 1955 г.

Уорд ЛаФранс M746, 8X8, 1973 г.

В 60-е гг. к ним добавились низкопрофильные аэродромные тягачи МВ-2 (4x4) с 200-сильным дизелем, автоматической коробкой передач, всеми управляемыми колесами и двумя кабинами.

В середине 60-х гг. в соответствии с требованиями командования сухопутных сил США компания «Уорд ЛаФранс» начала разработку перспективного тягача НЕТ (Heavy Equipment Transporter) для перевозки танков МТВ-70. Эта попытка сразу же оказалась неудачной: коммерческий седельный тягач D650T (6x4) на первом же этапе был отвергнут комиссией. В конкурсе приняло участие также военное отделение концерна «Крайслер» (Chrysler), построившее в 1968 г. прототип бескапотного тягача ХМ746 (8x8) для работы с 60-тонным полуприцепом ХМ747. В начале 70-х гг. заказ на изготовление доработанных тягачей М746 был выдан компании «Уорд ЛаФранс». В 1972-73 гг. она выпустила 120 машин, в основном для американских частей в Западной Европе и вооруженных сил НАТО, а в 1978 г. - еще 68 для Марокко. Тягач оснащался двухтактным двигателем «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V12 с турбонаддувом (14,0 л, 600 л.с.), гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач «Твин Диск» (Twin Disc), одноступенчатой раздаточной, рессорной подвеской ведущих мостов «Рокуэлл» (Rockwell), широкопрофильными односкатными колесами с 22,5-дюймовыми шинами, 3-местной цельнометаллической кабиной и двумя лебедками «Пасифик» (Pacific) с тяговым усилием по 15 тс. Низкорамные 4-осные полуприцепы М747 с регулируемой гидропневматической подвеской всех колес собирала компания КОНДЭК (CONDEC). Автопоезд полной массой около 100 т имел длину 18,5 м и мог двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. В последующее время единственной продукцией компании «Уорд ЛаФранс» являлись пожарные автомобили.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

УОРД ЛаФРАНС
(WARD LaFRANCE)
Элмайра
США
1940-1983
Фирма "Уорд ЛаФранс", ближайший родственник более известной компании "Америкэн ЛаФранс" (American LaFrance) по производству пожарных автомобилей, была основана Эддисоном Уордом ЛаФрансом (Addison Ward LaFrance) в последний год Первой мировой войны, но до конца 30-х гг. даже у себя на родине оставалась малоизвестным изготовителем грузовиков. Несмотря на многочисленные прогрессивные нововведения, ее автомобили так и не смогли конкурировать с продукцией более крупных американских компаний. Существенный прорыв фирма "Уорд ЛаФранс" совершила лишь в годы Второй мировой войны, став головным производителем полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса. Этому способствовало ее участие с середины 30-х гг. в программе военного ведомства по созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т. Сделав к тому времени своей специализацией тяжелые 3-осные грузовики и крановые шасси, в 1940 г. "Уорд ЛаФранс" представил на испытания опытный эвакуатор модели "106" (6x6) с цельнометаллической кабиной "Додж" (Dodge) и краном "Холмс" (Holms). После успешных испытаний фирма получила заказ на изготовление тяжелых стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин М1 (6x6) с закрытой кабиной, низкобортной грузовой платформой, двумя лебедками с общим тяговым усилием 27 тс и 5-тонным краном "Гар Вуд" (Gar Wood) с ручным управлением, способным поворачиваться на угол 180°.
Первый вариант "Уорд ЛаФранс 1000 серия 1" (1940-41 гг.) был выполнен на шасси с 6-цилиндровым верхнеклапанным 8,2-литровым двигателем "Континентал 22R" (Continental) мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым мостом и главными червячными передачами. Эвакуатор второй серии отличался 7,6-литровым 114-сильным мотором "Уокеша" (Waukesha), третьей вспомогательной лебедкой и турелью над кабиной для зенитного пулемета. Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и предлагались с правым или левым расположением органов управления. Четвертая серия со 133-сильным двигателем "Континентал 22R" комплектовалась усиленными мостами и удлиненным краном с "гуськом". В 1942 г. был изготовлен единственный бронированный эвакуатор М1Е1. В 1943-45 гг. фирма выпускала свой самый известный вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии отличалась простой облицовкой, широкой плоской решеткой радиатора, мощным V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии, способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, и установленными по бокам рабочей платформы запасными колесами. В 1943 г. появился длиннобазный 226-сильный бронированный вариант М1В, весивший 20,5 т, на 7 т больше базовой машины. Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на 100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма "Кенуорт" (Kenworth), а на долю "Уорд ЛаФранс" пришелся выпуск 4925 машин. В 1942-44 гг. она собрала также 589 армейских грузовиков "Уайт-666" (White), шасси которых под индексом F666 использовались для пожарных машин.
Крупные военные заказы позволили фирме достаточно благополучно существовать в первые послевоенные годы, но уже в конце 40-х гг. она оказалась в кризисном состоянии. К этому времени единственной военной продукцией остались 6-тонные седельные тягачи 6x6 для перевозки мостовых секций. В начале 60-х гг. компания "Уорд ЛаФранс" поставляла в армию свои стандартные седельные тягачи D450T (6x6) с 336-сильным дизелем. Еще в начале 50-х гг. она начала переход на выпуск мощных пожарных автомобилей, полноприводные варианты которых служили в охране крупных военных аэродромов и портов. К этому времени относится выпуск бескапотных военных пожарных машин CW750, MB-5 и YDXP-2 (4x4) с бензиновыми двигателями (200-240 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач и закрытыми кузовами с насосами, запасом воды, пенообразователя и шлангов. В 60-е гг. к ним добавились низкопрофильные аэродромные тягачи МВ-2 (4x4) с 200-сильным дизелем, автоматической коробкой передач, всеми управляемыми колесами и двумя кабинами.
В середине 60-х гг. в соответствии с требованиями командования сухопутных сил США компания "Уорд ЛаФранс" начала разработку перспективного тягача НЕТ (Heavy Equipment Transporter) для перевозки танков МТВ-70. Эта попытка сразу же оказалась неудачной: коммерческий седельный тягач D650T (6x6) на первом же этапе был отвергнут комиссией. В конкурсе приняло участие также военное отделение концерна "Крайслер" (Chrysler), построившее в 1968 г. прототип бескапотного тягача ХМ746 (8x8) для работы с 60-тонным полуприцепом ХМ747. В начале 70-х гг. заказ на изготовление доработанных тягачей М746 был выдан компании "Уорд ЛаФранс". В 1972-73 гг. она выпустила 120 машин, в основном для американских частей в Западной Европе и вооруженных сил НАТО, а в 1978 г. - еще 68 для Марокко. Тягач оснащался двухтактным двигателем "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V12 с турбонаддувом (14,0 л, 600 л.с.), гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач "Твин Диск" (Twin Disc), одноступенчатой раздаточной, рессорной подвеской ведущих мостов "Рокуэлл" (Rockwell), широкопрофильными односкатными колесами с 22,5-дюймовыми шинами, 3-местной цельнометаллической кабиной и двумя лебедками "Пасифик" (Pacific) с тяговым усилием по 15 тс. Низкорамные 4-осные полуприцепы M747 с регулируемой гидропневматической подвеской всех колес собирала компания КОНДЭК (CONDEC). Автопоезд полной массой около 100 т имел длину 18,5 м и мог двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. В последующее время единственной продукцией компании "Уорд ЛаФранс" являлись пожарные автомобили.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 1 (М1), 6x6, 1941 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 2 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 3 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 4 (М1), 6x6, 1943 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 5 (М1А1), 6x6, 1944 г.
Уорд ЛаФранс МВ-5, 4x4, 1955 г.
Уорд ЛаФранс М746, 8x8, 1973 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с