WARD LAFRANCE | |
999999999999999999999
|
УОРД ЛаФРАНС
(WARD LaFRANCE)
Элмайра, США, 1940-1983
Фирма «Уорд ЛаФранс», ближайший родственник более известной компании «Америкэн
Лафранс» (American LaFrance) по производству пожарных автомобилей, была основана
Эддисоном Уордом ЛаФрансом (Addison Ward LaFrance) в последний год Первой
мировой войны, но до конца 30-х гг. даже у себя на родине оставалась
малоизвестным изготовителем грузовиков. Несмотря на многочисленные прогрессивные
нововведения, ее автомобили так и не смогли конкурировать с продукцией более
крупных американских компаний. Существенный прорыв фирма «Уорд ЛаФранс»
совершила лишь в годы Второй мировой войны, став головным производителем
полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса. Этому
способствовало ее участие с середины 30-х гг. в программе военного ведомства по
созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 1 (М1), 6Х6, 1941 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 2 (М1), 6X6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 4 (М1), 6X6, 1943 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 3 (М1), 6X6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 5 (М1А1), 6X6, 1944 г.
Сделав к тому времени своей специализацией тяжелые 3-осные грузовики и крановые
шасси, в 1940 г. «Уорд ЛаФранс» представил на испытания опытный эвакуатор модели
«106» (6х6) с цельнометаллической кабиной «Додж» (Dodge) и краном «Холмс» (Holms).
После успешных испытаний фирма получила заказ на изготовление тяжелых
стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин М1 (6х6) с закрытой кабиной,
низкобортной грузовой платформой, двумя лебедками с общим тяговым усилием 27 тс
и 5-тонным краном «Гар Вуд» (Gar Wood) с ручным управлением, способным
поворачиваться на угол 180°.
Первый вариант «Уорд ЛаФранс 1000 серия 1» (1940-41 гг.) был выполнен на шасси с
6-цилиндровым верхнеклапанным 8,2-литровым двигателем «Континентал 22R» (Continental)
мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller),
2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым мостом и главными червячными
передачами. Эвакуатор второй серии отличался 7,6-литровым 114-сильным мотором «Уокеша»
(Waukesha), третьей вспомогательной лебедкой и турелью над кабиной для зенитного
пулемета. Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и
предлагались с правым или левым расположением органов управления. Четвертая
серия со 133-сильным двигателем «Континентал 22R» комплектовалась усиленными
мостами и удлиненным краном с «гуськом». В 1942 г. был изготовлен единственный
бронированный эвакуатор М1Е1. В 1943-45 гг. фирма выпускала свой самый известный
вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии
отличалась простой облицовкой, широкой плоской решеткой радиатора, мощным
V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии,
способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, и установленными по бокам
рабочей платформы запасными колесами. В 1943 г. появился длиннобазный
226-сильный бронированный вариант М1В, весивший 20,5 т, на 7 т больше базовой
машины. Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на
100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма «Кенуорт» (Kenworth), а на
долю «Уорд ЛаФранс» пришелся выпуск 4925 машин. В 1942-44 гг. она собрала также
589 армейских грузовиков «Уайт-666» (White), шасси которых под индексом F666
использовались для пожарных машин.
Крупные военные заказы позволили фирме достаточно благополучно существовать в
первые послевоенные годы, но уже в конце 40-х гг. она оказалась в кризисном
состоянии. К этому времени единственной военной продукцией остались 6-тонные
седельные тягачи 6x6 для перевозки мостовых секций. В начале 60-х гг. компания
«Уорд ЛаФранс» поставляла в армию свои стандартные седельные тягачи D450T (6x4)
с 336-сильным дизелем. Еще в начале 50-х гг. она начала переход на выпуск мощных
пожарных автомобилей, полноприводные варианты которых служили в охране крупных
военных аэродромов и портов. К этому времени относится выпуск бескапотных
военных пожарных машин CW750, МВ-5 и YDXP-2 (4x4) с бензиновыми двигателями
(200-240 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач и закрытыми кузовами с
насосами, запасом воды, пенообразователя и шлангов.
Уорд ЛаФранс МВ-5, 4X4, 1955 г.
Уорд ЛаФранс M746, 8X8, 1973 г.
В 60-е гг. к ним добавились низкопрофильные аэродромные тягачи МВ-2 (4x4) с
200-сильным дизелем, автоматической коробкой передач, всеми управляемыми
колесами и двумя кабинами.
В середине 60-х гг. в соответствии с требованиями командования сухопутных сил
США компания «Уорд ЛаФранс» начала разработку перспективного тягача НЕТ (Heavy
Equipment Transporter) для перевозки танков МТВ-70. Эта попытка сразу же
оказалась неудачной: коммерческий седельный тягач D650T (6x4) на первом же этапе
был отвергнут комиссией. В конкурсе приняло участие также военное отделение
концерна «Крайслер» (Chrysler), построившее в 1968 г. прототип бескапотного
тягача ХМ746 (8x8) для работы с 60-тонным полуприцепом ХМ747. В начале 70-х гг.
заказ на изготовление доработанных тягачей М746 был выдан компании «Уорд ЛаФранс».
В 1972-73 гг. она выпустила 120 машин, в основном для американских частей в
Западной Европе и вооруженных сил НАТО, а в 1978 г. - еще 68 для Марокко. Тягач
оснащался двухтактным двигателем «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V12 с
турбонаддувом (14,0 л, 600 л.с.), гидромеханической 5-ступенчатой коробкой
передач «Твин Диск» (Twin Disc), одноступенчатой раздаточной, рессорной
подвеской ведущих мостов «Рокуэлл» (Rockwell), широкопрофильными односкатными
колесами с 22,5-дюймовыми шинами, 3-местной цельнометаллической кабиной и двумя
лебедками «Пасифик» (Pacific) с тяговым усилием по 15 тс. Низкорамные 4-осные
полуприцепы М747 с регулируемой гидропневматической подвеской всех колес
собирала компания КОНДЭК (CONDEC). Автопоезд полной массой около 100 т имел
длину 18,5 м и мог двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. В последующее время
единственной продукцией компании «Уорд ЛаФранс» являлись пожарные автомобили.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
УОРД ЛаФРАНС
(WARD LaFRANCE)
Элмайра
США
1940-1983
Фирма "Уорд ЛаФранс", ближайший родственник более известной компании "Америкэн
ЛаФранс" (American LaFrance) по производству пожарных автомобилей, была основана
Эддисоном Уордом ЛаФрансом (Addison Ward LaFrance) в последний год Первой
мировой войны, но до конца 30-х гг. даже у себя на родине оставалась
малоизвестным изготовителем грузовиков. Несмотря на многочисленные прогрессивные
нововведения, ее автомобили так и не смогли конкурировать с продукцией более
крупных американских компаний. Существенный прорыв фирма "Уорд ЛаФранс"
совершила лишь в годы Второй мировой войны, став головным производителем
полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса. Этому
способствовало ее участие с середины 30-х гг. в программе военного ведомства по
созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т. Сделав к
тому времени своей специализацией тяжелые 3-осные грузовики и крановые шасси, в
1940 г. "Уорд ЛаФранс" представил на испытания опытный эвакуатор модели "106"
(6x6) с цельнометаллической кабиной "Додж" (Dodge) и краном "Холмс" (Holms).
После успешных испытаний фирма получила заказ на изготовление тяжелых
стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин М1 (6x6) с закрытой кабиной,
низкобортной грузовой платформой, двумя лебедками с общим тяговым усилием 27 тс
и 5-тонным краном "Гар Вуд" (Gar Wood) с ручным управлением, способным
поворачиваться на угол 180°.
Первый вариант "Уорд ЛаФранс 1000 серия 1" (1940-41 гг.) был выполнен на шасси с
6-цилиндровым верхнеклапанным 8,2-литровым двигателем "Континентал 22R" (Continental)
мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller),
2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым мостом и главными червячными
передачами. Эвакуатор второй серии отличался 7,6-литровым 114-сильным мотором "Уокеша"
(Waukesha), третьей вспомогательной лебедкой и турелью над кабиной для зенитного
пулемета. Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и
предлагались с правым или левым расположением органов управления. Четвертая
серия со 133-сильным двигателем "Континентал 22R" комплектовалась усиленными
мостами и удлиненным краном с "гуськом". В 1942 г. был изготовлен единственный
бронированный эвакуатор М1Е1. В 1943-45 гг. фирма выпускала свой самый известный
вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии
отличалась простой облицовкой, широкой плоской решеткой радиатора, мощным
V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии,
способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, и установленными по бокам
рабочей платформы запасными колесами. В 1943 г. появился длиннобазный
226-сильный бронированный вариант М1В, весивший 20,5 т, на 7 т больше базовой
машины. Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на
100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма "Кенуорт" (Kenworth), а на
долю "Уорд ЛаФранс" пришелся выпуск 4925 машин. В 1942-44 гг. она собрала также
589 армейских грузовиков "Уайт-666" (White), шасси которых под индексом F666
использовались для пожарных машин.
Крупные военные заказы позволили фирме достаточно благополучно существовать в
первые послевоенные годы, но уже в конце 40-х гг. она оказалась в кризисном
состоянии. К этому времени единственной военной продукцией остались 6-тонные
седельные тягачи 6x6 для перевозки мостовых секций. В начале 60-х гг. компания
"Уорд ЛаФранс" поставляла в армию свои стандартные седельные тягачи D450T (6x6)
с 336-сильным дизелем. Еще в начале 50-х гг. она начала переход на выпуск мощных
пожарных автомобилей, полноприводные варианты которых служили в охране крупных
военных аэродромов и портов. К этому времени относится выпуск бескапотных
военных пожарных машин CW750, MB-5 и YDXP-2 (4x4) с бензиновыми двигателями
(200-240 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач и закрытыми кузовами с
насосами, запасом воды, пенообразователя и шлангов. В 60-е гг. к ним добавились
низкопрофильные аэродромные тягачи МВ-2 (4x4) с 200-сильным дизелем,
автоматической коробкой передач, всеми управляемыми колесами и двумя кабинами.
В середине 60-х гг. в соответствии с требованиями командования сухопутных сил
США компания "Уорд ЛаФранс" начала разработку перспективного тягача НЕТ (Heavy
Equipment Transporter) для перевозки танков МТВ-70. Эта попытка сразу же
оказалась неудачной: коммерческий седельный тягач D650T (6x6) на первом же этапе
был отвергнут комиссией. В конкурсе приняло участие также военное отделение
концерна "Крайслер" (Chrysler), построившее в 1968 г. прототип бескапотного
тягача ХМ746 (8x8) для работы с 60-тонным полуприцепом ХМ747. В начале 70-х гг.
заказ на изготовление доработанных тягачей М746 был выдан компании "Уорд
ЛаФранс". В 1972-73 гг. она выпустила 120 машин, в основном для американских
частей в Западной Европе и вооруженных сил НАТО, а в 1978 г. - еще 68 для
Марокко. Тягач оснащался двухтактным двигателем "Детройт Дизель" (Detroit
Diesel) V12 с турбонаддувом (14,0 л, 600 л.с.), гидромеханической 5-ступенчатой
коробкой передач "Твин Диск" (Twin Disc), одноступенчатой раздаточной, рессорной
подвеской ведущих мостов "Рокуэлл" (Rockwell), широкопрофильными односкатными
колесами с 22,5-дюймовыми шинами, 3-местной цельнометаллической кабиной и двумя
лебедками "Пасифик" (Pacific) с тяговым усилием по 15 тс. Низкорамные 4-осные
полуприцепы M747 с регулируемой гидропневматической подвеской всех колес
собирала компания КОНДЭК (CONDEC). Автопоезд полной массой около 100 т имел
длину 18,5 м и мог двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. В последующее время
единственной продукцией компании "Уорд ЛаФранс" являлись пожарные автомобили.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 1 (М1), 6x6, 1941 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 2 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 3 (М1), 6x6, 1942 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 4 (М1), 6x6, 1943 г.
Уорд ЛаФранс 1000 серия 5 (М1А1), 6x6, 1944 г.
Уорд ЛаФранс МВ-5, 4x4, 1955 г.
Уорд ЛаФранс М746, 8x8, 1973 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с