WHITE
999999999999999999999
 

УАЙТ

(WHITE)

Кливленд/Огден/Нью Ривер Вэлли, США, 1906-1988

Долгие годы компания «Уайт» была одним из наиболее известных американских изготовителей грузовых автомобилей. Столь же заметный след в истории фирма оставила и в военной области.

Уайт ТЕВО, 1918 г.

Уайт ТВС, 1917 г.

Уайт TAD, 1916 г.

Бронеавтомобиль на шасси «Уайт ТВС», 1915 г.

Российский броневик на шасси «Уайт», 1915 г.

Своим появлением она обязана изобретателю Томасу Говарду Уайту (Thomas Howard White), открывшему в середине XIX века мастерскую по выпуску домашних швейных машин. Затем фирма изготовляла велосипеды и паровые двигатели, а в 1900 г. сыновья ее хозяина построили легковой автомобиль с паровой силовой установкой. Именно такие машины впервые в 1906 г. поступили в вооруженные силы страны. Это были паровые штабные, санитарные и грузовые автомобили, построенные на легковом шасси F с 2-цилиндровым 18-сильным мотором. Их век оказался слишком коротким, и в 1909 г. в программе появились версии с 4-цилиндровыми двигателями внутреннего сгорания. В армии они служили с 1911 г. Сначала это были 3/4-тонные 30-сильные пикапы GBE, а в 1915 г. к ним добавились штабные и разведывательные автомобили на новом шасси модели «30».

Постепенно главной продукцией фирмы «Уайт» становились машины для перевозки грузов - сначала паровые, затем с бензиновыми двигателями собственного производства. В начале 1910-х гг. она предлагала целую гамму машин грузоподъемностью от 750 кг до 5 т, которые поступали в вооруженные силы США. Пик создания армейских грузовиков «Уайт» пришелся на годы Первой мировой войны, когда их в больших количествах экспортировали в союзные страны Европы. Наиболее распространенным было 1-тонное шасси ТЕВО, созданное на базе последнего легкового автомобиля «Уайт» и унаследовавшее от него оригинальный 16-клапанный бензиновый мотор 28,9НР и простую 3-ступенчатую коробку передач. На его базе изготовляли легкие грузовики и тягачи, машины связи и разведывательные исполнения на 9-12 человек, а также пулеметные броневики, весившие 2,4 т. С 1912 г. фирма выпускала свой самый известный 1,5-тонный грузовик ТВС с 30-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес. Впервые в 1914 г. он поступил на вооружение американских войск в Мексике, а во время Первой мировой войны использовался экспедиционным корпусом США во Франции. Его шасси служило для установки пулеметов и 76-мм зенитных пушек, для различных видов бронеавтомобилей с одной или двумя пулеметными башнями, развивавших скорость 65 км/ч. В России в 1915 г. под руководством штабс-капитана В. А. Мгеброва на таком шасси построили броневик с центральной башней с двумя пулеметами и одной кормовой с 37-мм пушкой, имевший экипаж из 7 человек. В 1917 г. автомобиль ТВС послужил прототипом первого американского стандартизованного грузовика «Либерти» (Liberty) стандарта А. Менее распространенным был 2-тонный длиннобазный вариант TDC, ставший базой первого военного пожарного автомобиля с водяным насосом. В армии использовались также тяжелые машины ТС, TAD, TCD и TDC грузоподъемностью 35 т с массивной рамой с полукруглой передней поперечиной, игравшей роль бампера, моноблочными 4-цилиндровыми моторами мощностью 40-45 л.с., цепным приводом и широкими стальными колесами. В общей сложности в те годы компания «Уайт» изготовила 18 тыс. военных автомобилей.

Уайт 64SW400 (T3), 6X4, 1930 г.

Уайт 620SW (Т6), 6X4, 1933 г.

Уайт-7045, 1939 г.

Уайт-920, 6X4, 1940 г.

Уайт-922, 6X4, 1939 г.

Последующее десятилетие фирма посвятила созданию обширной коммерческой программы, а первые военные варианты серийных автомобилей появились лишь в начале 30-х гг. Одним из первых армейских грузовиков в 1931 г. стала 1,5-тонная модель «61» с зенитной пулеметной установкой T2. В то время начала определяться военная специализация «Уайта», основанная на использовании тяжелых машин с колесной формулой 6x4. Первым в этой гамме был балластный артиллерийский тягач Т3 на 8-тонном грузовом шасси «64SW400» с верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с., 8-ступенчатой трансмиссией и барабанной лебедкой, расположенной за кабиной. В 1933 г. его развитием стало низкорамное 10-тонное 198-сильное шасси «620SW» с бронированной кабиной, на котором монтировали 76-мм зенитную установку Т6 и оборудование первой самоходной динамометрической станции М3 для испытания тяжелой техники, создававшей тормозное усилие около 12 тс. Сильный толчок развитию военной автотехники дало приобретение в 1932 г. фирмы «Индиана» (Indiana). В середине 30-х гг. она разработала гамму полноприводных грузовиков с колесными формулами 4x4 и 6x6, носивших марку «Уайт-Индиана», однако их серийное производство так и не удалось наладить. В 1940 г. марка «Индиана» была ликвидирована, но в распоряжении «Уайта» остались все ее самые прогрессивные разработки, позволившие вскоре организовать выпуск новой военной техники.

В середине 30-х гг. коммерческая программа «Уайта» состояла из двух десятков различных грузовиков, форму которых разрабатывал дизайнер русского происхождения граф Алексей Владимирович Сахновский (Alexis de Sakhnoffsky). С началом Второй мировой войны компания «Уайт» одной из первых получила заказы из Франции. В октябре 1939 г. она подписала контракт на поставку 1500 коммерческих 3-тонных грузовиков «704S» с 6-цилиндровым мотором мощностью 86 л.с. Второй контракт на 145 топливных автоцистерн емкостью 18 тыс. л на 134-сильном шасси «920» (6x4) остался невыполненным, и машины, предназначенные для Франции, оказавшейся к тому времени под немецкой оккупацией, были отгружены в Великобританию, где их переоборудовали в танковозы. Для буксировки тяжелых орудий и перевозки танков предлагали также длиннобазные балластные тягачи «922» (6x4) с 24-дюймовыми колесами и 10-тонной лебедкой, а в американских ВМС служили автобусы «Уайт» на 2,5-тонном шасси «706М» и пожарные машины «904» (6x4) пенного тушения.

Уайт-666, 6X6, 1942 г.

Автоцистерна «Уайт-666» с прицепом Т52, 1943 г.

Уайт-1064, 6X4, 1943 г.

В первые месяцы войны на «Уайте» вспомнили о 4-тонном армейском грузовике «Индиана 16х6» (6x6) с двигателем «Геркулес» (Hercules), не признанном в середине 30-х гг. С использованием заложенных в нем конструктивных идей в 1939 г. был создан собственный длиннобазный вариант «950x6» (6x6) с новыми 6-цилиндровым двигателем мощностью 115 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и лебедкой. Построенный всего в 86 экземплярах, он также не получил широкого распространения, однако послужил в свою очередь основой одного из наиболее популярных грузовиков Второй мировой войны - стандартизованной 6-тонной модели «666», собиравшейся в 1941-45 гг. не только на «Уайте», но и фирмами «Корбитт» (Corbitt), «Брокуэй» (Brockway), «Фор Уил Драйв» (FWD) и «Уорд ЛаФранс» (Ward LaFrance). Сначала «Уайт-666» (6х6) оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем «Геркулес НХС» (13,0 л, 165 л.с.), затем - мотором HXD (14,0 л, 202 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной «Висконсин» (Wisconsin), главными червячными передачами, пневматическим приводом тормозов, передней 12,5-тонной лебедкой и шинами размером 10.00-22. В 1943 г. к закрытой цельнометаллической кабине добавилась открытая с мягким верхом. В серию «666» входили также седельные тягачи, фургоны-мастерские, пожарные машины и шасси «666Е», а в 1943 г. внутри обычных бортовых кузовов с тентом стали устанавливать топливные цистерны вместимостью 7570 л, замаскированные под обычные грузовики. Они работали в сцепе с 2-осными прицепами-цистернами Т52 с брезентовым верхом. Все автомобили серии «666» имели колесную базу 4700 мм, дорожный просвет 250 мм, полную массу 19 т и развивали скорость 65 км/ч. На «Уайте» собрали 1152 таких машины. В 1942-45 гг. фирма выпустила 2500 экземпляров 10-тонных грузовиков «1064» (6x4) со 135-сильным дизелем «Камминс НВ600» (Cummins), 5-ступенчатой коробкой передач и всеми односкатными колесами. Индекс «444Т» носили седельные тягачи, собиравшиеся по лицензии фирмы «Отокар» (Autocar) на модель U7144T (4x4).

Уайт М2А1, 4X4, 1937 г.

Уайт М3, 4X4, 1938 г.

Уайт М3А1, 4X4, 1942 г.

Уайт М3А1Е1, 4X4, 1943 г.

В период Второй мировой войны компания «Уайт» стала монополистом в области легких многоцелевых колесных бронетранспортеров с колесной формулой 4x4, принадлежавших к группе бронемашин «Скаут Кар» (Scout Car) с открытыми сверху корпусами для перевозки солдат и установки вооружения. Их история началась в середине 30-х гг., когда появились машины «Корбитт М2» и «Мармон-Херрингтон Т13» (Marmon-Herrington), но первой вновь оказалась «Индиана», построившая в 1934 г. бронеавтомобиль Т7 (М1). В сентябре 1937 г. под маркой «Уайт» на испытания поступил его вариант М2А1 (4x4) с колесной базой 3327 мм и низким бронекорпусом, собранным на винтах из катаных стальных листов толщиной 6,4-12,7 мм. Он получил 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Геркулес JXD» (5,2 л, 95 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную, барабанные тормоза с гидроприводом, рессорную подвеску и все односкатные 20-дюймовые колеса. Одновременно был построен бронеавтомобиль М3 с радиостанцией, у которого по периметру открытого корпуса установили монорельс для перемещения вдоль него 2-3 пулеметов «Браунинг» (Browning) калибра 7,62 или 12,7 мм. Машины имели дорожный просвет 270 мм и боевую массу 3,5 т, преодолевали брод глубиной 71 см и достигали скорости 100 км/ч. До 1939 г. их собрали 64 экземпляра, ставших прототипами самого известного бронетранспортера М3А1. От прежних моделей он отличался лишь увеличенной до 110 л.с. мощностью двигателя и усиленным корпусом с турелью над местом командира экипажа, что привело к повышению боевой массы до 3,9 т. В ходе войны выпускали варианты М3А1Е1, Е2 и ЕЗ с разным вооружением, включая 37-мм пушку, и бронированным навесом над боевым отсеком. В 1941 г. была построена опытная партия бронеавтомобилей М3А2 с дизельными двигателями «Буда» (Buda) мощностью 78 и 103 л.с. В 1939-44 гг. компания «Уайт» изготовила 20918 машин серии М3А1, из них 3340 было поставлено в СССР по ленд-лизу.

Уайт Т14, 1938 г.

Уайт М2, 1941 г.

Уайт M3, 1942 г.

Уайт М2А1, 1943 г.

Более известной сферой деятельности компании «Уайт» во время войны был серийный выпуск семейства 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Первый прототип Т7 в 1937 г. разработали военные специалисты арсенала Рок Айленд, взяв за основу шасси бронеавтомобиля М2А1 (4x4) и установив вместо заднего моста гусеничный движитель Джеймса Каннингхэма (James Cunningham) с передней ведущей звездочкой, резинометаллической лентой шириной 305 мм со стальной арматурой и четырьмя опорными катками на балансирной подвеске. В 1938-40 гг. на «Уайте» совместно с фирмой «Даймонд Т» (Diamond Т) собирали бронетранспортеры Т14 с открытым сверху корпусом, 3-местной кабиной, двумя передними дверями и 4,5-тонной лебедкой. Они стали базой серийной модели М2, выпускавшейся в 1940-43 гг. Это была универсальная машина для перевозки 8 солдат, амуниции и установки вооружения, оборудованная 6-цилиндровым бензиновым двигателем «Уайт-160АХ» (6,3 л, 147 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым ведущим мостом на рессорной подвеске, гидропневматической тормозной системой, турелью над кабиной, передней лебедкой или полым стальным катком для повышения проходимости на местности. Одновременно появился 10-местный бронетранспортер М3 с удлиненным на 250 мм корпусом и дополнительной задней дверью, вдоль которого крепились ящики для боеприпасов. В 1943-45 гг. на «Уайте» изготовляли варианты М2А1 и М3А1 с радиостанцией и бронированным ограждением турели для 1-2 пулеметов, известным как «пульпит». Все они имели боевую массу 8-9 т и дорожный просвет 270 мм, преодолевали брод глубиной 81 см, развивали скорость 65-72 км/ч, по шоссе расходовали в среднем 69 л бензина на 100 км, на местности - до 130 л. Одновременно такие машины собирали фирмы «Даймонд Т», «Отокар» и «Интернэшнл» (International).

Уайт М3А2, 1944 г.

Уайт Т29, 1943 г.

Уайт Т28, 1942 г.

Уайт Т28, 1942 г.

Уайт Т12, 1941 г.

Их продукция различалась деталями корпуса и формой крыльев, расположением фар на боковинах капота или на крыльях, установкой на бампере стального катка или 5-тонной лебедки и т. д. На долю «Уайта» пришлось изготовление обширного семейства боевых машин, насчитывавшего около пяти десятков вариантов с разными корпусами и вооружением. Стандартизованную маркировку М2А3, М3А2, М3А3 и М3Е1 носили серийные бронетранспортеры с пулеметами, минометами и пушками калибра 37 и 75 мм. Варианты М4 и М4А1 соответствовали моделям М2/М2А1, на которых монтировали 81-мм миномет, а М8 был универсальным авиадесантируемым исполнением. Больше всего на «Уайте» построили опытных образцов на шасси М2/М3, собиравшихся в 1940-43 гг. небольшими партиями: бронетранспортеры Т28, Т29 и Т60 со спаренными или строенными зенитными пулеметами и пушками калибра 37 или 40 мм, Т58 со счетверенной пулеметной установкой, Т10 и Т68 со спаренными 20- и 40-мм зенитными пушками, самоходные артиллерийские установки Т12, Т19, Т30, Т48 и Т59 с пушками калибра 40, 57, 75 и 105 мм. В серийном производстве находились зенитные системы М13, М15, М15А1, М16 и М16А1/А2 с двумя, тремя или четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм на поворотной платформе, выпускавшиеся до марта 1944 г., а также самоходный миномет М21 и санитарный вариант.

Уайт М16А2, 1944 г.

Уайт Т17, 1943 г.

Уайт Роуд Коммандер-2, 6X4, 1985 г.

В СССР поставляли в основном бронетранспортеры М2 и 57-мм артиллерийские установки Т48. В 1943 г. фирма «Уайт» построила прототип 2,5-тонного бронетранспортера Т17, сходный с машиной «Отокар Т17». Он получил оппозитный 12-цилиндровый мотор «Уайт» мощностью 210 л.с., усиленный гусеничный движитель с задними ведущими звездочками и 7-тонную лебедку. В общей сложности до конца войны на «Уайте» построили 41170 различных полугусеничных машин.

В последующие годы активность компании «Уайт» в военной области заметно снизилась. В 40-50-е гг. в вооруженные силы страны она поставляла в основном серийные коммерческие грузовики - машины капотного семейства WC «Супер Пауэр» (Super Power) и бескапотные серии «3000», служившие прежде всего в ВВС и ВМС США. В 1955 г. эту гамму пополнили аэродромные тягачи и снегоочистители CF-55AF (4x4) со всеми управляемыми колесами и 203-сильные пожарные машины 0-6 (6х6) химического тушения. В 1957 г. с присоединением компании РИО (REO) в программу «Уайта» автоматически вошло семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков М35 (6х6). Когда же через 10 лет фирмы РИО и «Даймонд Т» объединились в группу «Даймонд РИО», компания «Уайт», сохранив при себе это производство, попыталась самостоятельно их модернизировать. Летом 1967 г. она представила прототип ХМ778 с новыми тормозами и всеми односкатными колесами. В начале 70-х гг., в процессе концентрации американской военной промышленности, выпуск армейских машин перешел к военно-промышленной группе «АМ Дженерал» (AM General). В 1980 г. на «Уайте» предприняли последнюю попытку утвердиться на военном рынке, предложив опытный образец стандартизованного 5-тонного грузовика M813A1SX (6х6) с 250-сильным дизелем «Камминс». В 70-е гг. группа «Уайт», или «Большая четверка», состоявшая в то время из четырех фирм, поставляла в американские вооруженные силы свои доработанные серийные грузовики и седельные тягачи «Роуд Коммандер» (Road Commander) и «Роуд Босс» (Road Boss) с несколькими типами дизельных двигателей мощностью до 450 л.с. В конце 70-х гг. сбыт автомобилей «Уайт» начал быстро снижаться, а сам мини-концерн стал постепенно разваливаться, превратившись в 1981 г. в собственность шведской корпорации «Вольво» (Volvo). К этому времени относится выпуск последних грузовиков «Уайт», поступивших в армию США. Это были тяжелые тягачи и шасси «Роуд Босс-2» и «Роуд Коммандер-2» с 400-сильным дизелем «Камминс» и автоматической коробкой передач «Эллисон» (Allison), применявшиеся для перевозки 20-футовых контейнеров и установки тяжелого оборудования. В начале 1988 г. корпорации «Вольво» и «Дженерал Моторс» (General Motors) создали новую компанию «Вольво-Джи-Эм» (Volvo-GM), которая выпускала коммерческие машины марки «Уайт-Джи-Эм-Си» (White-GMC). В 1995 г. ее заменили на «Вольво», поставив точку в долгой истории «Уайта».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

УАЙТ
(WHITE)
Кливленд/Огден/Нью Ривер Вэлли
США
1906-1988
Долгие годы компания "Уайт" была одним из наиболее известных американских изготовителей грузовых автомобилей. Столь же заметный след в истории фирма оставила и в военной области. Своим появлением она обязана изобретателю Томасу Говарду Уайту (Thomas Howard White), открывшему в середине XIX века мастерскую по выпуску домашних швейных машин. Затем фирма изготовляла велосипеды и паровые двигатели, а в 1900 г. сыновья ее хозяина построили легковой автомобиль с паровой силовой установкой. Именно такие машины впервые в 1906 г. поступили в вооруженные силы страны. Это были паровые штабные, санитарные и грузовые автомобили, построенные на легковом шасси F с 2-цилиндровым 18-сильным мотором. Их век оказался слишком коротким, и в 1909 г. в программе появились версии с 4-цилиндровыми двигателями внутреннего сгорания. В армии они служили с 1911 г. Сначала это были 3/4-тонные 30-сильные пикапы GBE, а в 1915 г. к ним добавились штабные и разведывательные автомобили на новом шасси модели "30".
Постепенно главной продукцией фирмы "Уайт" становились машины для перевозки грузов - сначала паровые, затем с бензиновыми двигателями собственного производства. В начале 1910-х гг. она предлагала целую гамму машин грузоподъемностью от 750 кг до 5 т, которые поступали в вооруженные силы США. Пик создания армейских грузовиков "Уайт" пришелся на годы Первой мировой войны, когда их в больших количествах экспортировали в союзные страны Европы. Наиболее распространенным было 1-тонное шасси ТЕВО, созданное на базе последнего легкового автомобиля "Уайт" и унаследовавшее от него оригинальный 16-клапанный бензиновый мотор 28,9НР и простую 3-ступенчатую коробку передач. На его базе изготовляли легкие грузовики и тягачи, машины связи и разведывательные исполнения на 9-12 человек, а также пулеметные броневики, весившие 2,4 т. С 1912 г. фирма выпускала свой самый известный 1,5-тонный грузовик ТВС с 30-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес. Впервые в 1914 г. он поступил на вооружение американских войск в Мексике, а во время Первой мировой войны использовался экспедиционным корпусом США во Франции. Его шасси служило для установки пулеметов и 76-мм зенитных пушек, для различных видов бронеавтомобилей с одной или двумя пулеметными башнями, развивавших скорость 65 км/ч. В России в 1915 г. под руководством штабс-капитана В. А. Мгеброва на таком шасси построили броневик с центральной башней с двумя пулеметами и одной кормовой с 37-мм пушкой, имевший экипаж из 7 человек. В 1917 г. автомобиль ТВС послужил прототипом первого американского стандартизованного грузовика "Либерти" (Liberty) стандарта А. Менее распространенным был 2-тонный длиннобазный вариант TDC, ставший базой первого военного пожарного автомобиля с водяным насосом. В армии использовались также тяжелые машины ТС, TAD, TCD и TDC грузоподъемностью 3-5 т с массивной рамой с полукруглой передней поперечиной, игравшей роль бампера, моноблочными 4-цилиндровыми моторами мощностью 40-45 л.с., цепным приводом и широкими стальными колесами. В общей сложности в те годы компания "Уайт" изготовила 18 тыс. военных автомобилей.
Последующее десятилетие фирма посвятила созданию обширной коммерческой программы, а первые военные варианты серийных автомобилей появились лишь в начале 30-х гг. Одним из первых армейских грузовиков в 1931 г. стала 1,5-тонная модель "61" с зенитной пулеметной установкой Т2. В то время начала определяться военная специализация "Уайта", основанная на использовании тяжелых машин с колесной формулой 6x6. Первым в этой гамме был балластный артиллерийский тягач Т3 на 8-тонном грузовом шасси "64SW400" с верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с., 8-ступенчатой трансмиссией и барабанной лебедкой, расположенной за кабиной. В 1933 г. его развитием стало низкорамное 10-тонное 198-сильное шасси "620SW" с бронированной кабиной, на котором монтировали 76-мм зенитную установку Т6 и оборудование первой самоходной динамометрической станции М3 для испытания тяжелой техники, создававшей тормозное усилие около 12 тс. Сильный толчок развитию военной автотехники дало приобретение в 1932 г. фирмы "Индиана" (Indiana). В середине 30-х гг. она разработала гамму полноприводных грузовиков с колесными формулами 4x4 и 6x6, носивших марку "Уайт-Индиана", однако их серийное производство так и не удалось наладить. В 1940 г. марка "Индиана" была ликвидирована, но в распоряжении "Уайта" остались все ее самые прогрессивные разработки, позволившие вскоре организовать выпуск новой военной техники.
В середине 30-х гг. коммерческая программа "Уайта" состояла из двух десятков различных грузовиков, форму которых разрабатывал дизайнер русского происхождения граф Алексей Владимирович Сахновский (Alexis de Sakhnoffsky). С началом Второй мировой войны компания "Уайт" одной из первых получила заказы из Франции. В октябре 1939 г. она подписала контракт на поставку 1500 коммерческих 3-тонных грузовиков "704S" с 6-цилиндровым мотором мощностью 86 л.с. Второй контракт на 145 топливных автоцистерн емкостью 18 тыс. л на 134-сильном шасси "920" (6x6) остался невыполненным, и машины, предназначенные для Франции, оказавшейся к тому времени под немецкой оккупацией, были отгружены в Великобританию, где их переоборудовали в танковозы. Для буксировки тяжелых орудий и перевозки танков предлагали также длиннобазные балластные тягачи "922" (6x6) с 24-дюймовыми колесами и 10-тонной лебедкой, а в американских ВМС служили автобусы "Уайт" на 2,5-тонном шасси "706М" и пожарные машины "904" (6x6) пенного тушения.
В первые месяцы войны на "Уайте" вспомнили о 4-тонном армейском грузовике "Индиана 16x6" (6x6) с двигателем "Геркулес" (Hercules), не признанном в середине 30-х гг. С использованием заложенных в нем конструктивных идей в 1939 г. был создан собственный длиннобазный вариант "950x0" (6x6) с новыми 6-цилиндровым двигателем мощностью 115 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и лебедкой. Построенный всего в 86 экземплярах, он также не получил широкого распространения, однако послужил в свою очередь основой одного из наиболее популярных грузовиков Второй мировой войны - стандартизованной 6-тонной модели "666", собиравшейся в 1941-45 гг. не только на "Уайте", но и фирмами "Корбитт" (Corbitt), "Брокуэй" (Brockway), "Фор Уил Драйв" (FWD) и "Уорд ЛаФранс" (Ward LaFrance). Сначала "Уайт-666" (6x6) оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем "Геркулес НХС" (13,0 л, 165 л.с.), затем - мотором HXD (14,0 л, 202 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной "Висконсин" (Wisconsin), главными червячными передачами, пневматическим приводом тормозов, передней 12,5-тонной лебедкой и шинами размером 10.00-22. В 1943 г. к закрытой цельнометаллической кабине добавилась открытая с мягким верхом. В серию "666" входили также седельные тягачи, фургоны-мастерские, пожарные машины и шасси "666Е", а в 1943 г. внутри обычных бортовых кузовов с тентом стали устанавливать топливные цистерны вместимостью 7570 л, замаскированные под обычные грузовики. Они работали в сцепе с 2-осными прицепами-цистернами Т52 с брезентовым верхом. Все автомобили серии "666" имели колесную базу 4700 мм, дорожный просвет 250 мм, полную массу 19 т и развивали скорость 65 км/ч. На "Уайте" собрали 1152 таких машины. В 1942-45 гг. фирма выпустила 2500 экземпляров 10-тонных грузовиков "1064" (6x6) со 135-сильным дизелем "Камминс HB600" (Cummins), 5-ступенчатой коробкой передач и всеми односкатными колесами. Индекс "444Т" носили седельные тягачи, собиравшиеся по лицензии фирмы "Отокар" (Autocar) на модель U7144Т (4x4).
В период Второй мировой войны компания "Уайт" стала монополистом в области легких многоцелевых колесных бронетранспортеров с колесной формулой 4x4, принадлежавших к группе бронемашин "Скаут Кар" (Scout Car) с открытыми сверху корпусами для перевозки солдат и установки вооружения. Их история началась в середине 30-х гг., когда появились машины "Корбитт М2" и "Мармон-Херрингтон Т13" (Marmon-Herrington), но первой вновь оказалась "Индиана", построившая в 1934 г. бронеавтомобиль Т7 (М1). В сентябре 1937 г. под маркой "Уайт" на испытания поступил его вариант М2А1 (4x4) с колесной базой 3327 мм и низким бронекорпусом, собранным на винтах из катаных стальных листов толщиной 6,4-12,7 мм. Он получил 6-цилиндровый бензиновый двигатель "Геркулес JXD" (5,2 л, 95 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную, барабанные тормоза с гидроприводом, рессорную подвеску и все односкатные 20-дюймовые колеса. Одновременно был построен бронеавтомобиль М3 с радиостанцией, у которого по периметру открытого корпуса установили монорельс для перемещения вдоль него 2-3 пулеметов "Браунинг" (Browning) калибра 7,62 или 12,7 мм. Машины имели дорожный просвет 270 мм и боевую массу 3,5 т, преодолевали брод глубиной 71 см и достигали скорости 100 км/ч. До 1939 г. их собрали 64 экземпляра, ставших прототипами самого известного бронетранспортера М3А1. От прежних моделей он отличался лишь увеличенной до 110 л.с. мощностью двигателя и усиленным корпусом с турелью над местом командира экипажа, что привело к повышению боевой массы до 3,9 т. В ходе войны выпускали варианты М3А1Е1, Е2 и Е3 с разным вооружением, включая 37-мм пушку, и бронированным навесом над боевым отсеком. В 1941 г. была построена опытная партия бронеавтомобилей М3А2 с дизельными двигателями "Буда" (Buda) мощностью 78 и 103 л.с. В 1939-44 гг. компания "Уайт" изготовила 20918 машин серии М3А1, из них 3340 было поставлено в СССР по ленд-лизу.
Более известной сферой деятельности компании "Уайт" во время войны был серийный выпуск семейства 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Первый прототип Т7 в 1937 г. разработали военные специалисты арсенала Рок Айленд, взяв за основу шасси бронеавтомобиля М2А1 (4x4) и установив вместо заднего моста гусеничный движитель Джеймса Каннингхэма (James Cunningham) с передней ведущей звездочкой, резинометаллической лентой шириной 305 мм со стальной арматурой и четырьмя опорными катками на балансирной подвеске. В 1938-40 гг. на "Уайте" совместно с фирмой "Даймонд Т" (Diamond T) собирали бронетранспортеры Т14 с открытым сверху корпусом, 3-местной кабиной, двумя передними дверями и 4,5-тонной лебедкой. Они стали базой серийной модели М2, выпускавшейся в 1940-43 гг. Это была универсальная машина для перевозки 8 солдат, амуниции и установки вооружения, оборудованная 6-цилиндровым бензиновым двигателем "Уайт-160АХ" (6,3 л, 147 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, передним отключаемым ведущим мостом на рессорной подвеске, гидропневматической тормозной системой, турелью над кабиной, передней лебедкой или полым стальным катком для повышения проходимости на местности. Одновременно появился 10-местный бронетранспортер М3 с удлиненным на 250 мм корпусом и дополнительной задней дверью, вдоль которого крепились ящики для боеприпасов. В 1943-45 гг. на "Уайте" изготовляли варианты М2А1 и М3А1 с радиостанцией и бронированным ограждением турели для 1-2 пулеметов, известным как "пульпит". Все они имели боевую массу 8-9 т и дорожный просвет 270 мм, преодолевали брод глубиной 81 см, развивали скорость 65-72 км/ч, по шоссе расходовали в среднем 69 л бензина на 100 км, на местности - до 130 л. Одновременно такие машины собирали фирмы "Даймонд Т", "Отокар" и "Интернэшнл" (International). Их продукция различалась деталями корпуса и формой крыльев, расположением фар на боковинах капота или на крыльях, установкой на бампере стального катка или 5-тонной лебедки и т. д. На долю "Уайта" пришлось изготовление обширного семейства боевых машин, насчитывавшего около пяти десятков вариантов с разными корпусами и вооружением. Стандартизованную маркировку М2А3, М3А2, М3А3 и М3Е1 носили серийные бронетранспортеры с пулеметами, минометами и пушками калибра 37 и 75 мм. Варианты М4 и М4А1 соответствовали моделям М2/М2А1, на которых монтировали 81-мм миномет, а М8 был универсальным авиадесантируемым исполнением. Больше всего на "Уайте" построили опытных образцов на шасси М2/М3, собиравшихся в 1940-43 гг. небольшими партиями: бронетранспортеры Т28, Т29 и Т60 со спаренными или строенными зенитными пулеметами и пушками калибра 37 или 40 мм, Т58 со счетверенной пулеметной установкой, Т10 и Т68 со спаренными 20- и 40-мм зенитными пушками, самоходные артиллерийские установки Т12, Т19, Т30, Т48 и Т59 с пушками калибра 40, 57, 75 и 105 мм. В серийном производстве находились зенитные системы М13, М15, М15А1, М16 и М16А1/А2 с двумя, тремя или четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм на поворотной платформе, выпускавшиеся до марта 1944 г., а также самоходный миномет М21 и санитарный вариант. В СССР поставляли в основном бронетранспортеры М2 и 57-мм артиллерийские установки Т48. В 1943 г. фирма "Уайт" построила прототип 2,5-тонного бронетранспортера Т17, сходный с машиной "Отокар Т17". Он получил оппозитный 12-цилиндровый мотор "Уайт" мощностью 210 л.с., усиленный гусеничный движитель с задними ведущими звездочками и 7-тонную лебедку. В общей сложности до конца войны на "Уайте" построили 41170 различных полугусеничных машин.
В последующие годы активность компании "Уайт" в военной области заметно снизилась. В 40-50-е гг. в вооруженные силы страны она поставляла в основном серийные коммерческие грузовики - машины капотного семейства WC "Супер Пауэр" (Super Power) и бескапотные серии "3000", служившие прежде всего в ВВС и ВМС США. В 1955 г. эту гамму пополнили аэродромные тягачи и снегоочистители CF-55AF (4x4) со всеми управляемыми колесами и 203-сильные пожарные машины 0-6 (6x6) химического тушения. В 1957 г. с присоединением компании РИО (REO) в программу "Уайта" автоматически вошло семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков М35 (6x6). Когда же через 10 лет фирмы РИО и "Даймонд Т" объединились в группу "Даймонд РИО", компания "Уайт", сохранив при себе это производство, попыталась самостоятельно их модернизировать. Летом 1967 г. она представила прототип ХМ778 с новыми тормозами и всеми односкатными колесами. В начале 70-х гг., в процессе концентрации американской военной промышленности, выпуск армейских машин перешел к военно-промышленной группе "АМ Дженерал" (AM General). В 1980 г. на "Уайте" предприняли последнюю попытку утвердиться на военном рынке, предложив опытный образец стандартизованного 5-тонного грузовика М813А1SX (6x6) с 250-сильным дизелем "Камминс". В 70-е гг. группа "Уайт", или "Большая четверка", состоявшая в то время из четырех фирм, поставляла в американские вооруженные силы свои доработанные серийные грузовики и седельные тягачи "Роуд Коммандер" (Road Commander) и "Роуд Босс" (Road Boss) с несколькими типами дизельных двигателей мощностью до 450 л.с. В конце 70-х гг. сбыт автомобилей "Уайт" начал быстро снижаться, а сам мини-концерн стал постепенно разваливаться, превратившись в 1981 г. в собственность шведской корпорации "Вольво" (Volvo). К этому времени относится выпуск последних грузовиков "Уайт", поступивших в армию США. Это были тяжелые тягачи и шасси "Роуд Босс-2" и "Роуд Коммандер-2" с 400-сильным дизелем "Камминс" и автоматической коробкой передач "Эллисон" (Allison), применявшиеся для перевозки 20-футовых контейнеров и установки тяжелого оборудования. В начале 1988 г. корпорации "Вольво" и "Дженерал Моторс" (General Motors) создали новую компанию "Вольво-Джи-Эм" (Volvo-GM), которая выпускала коммерческие машины марки "Уайт-Джи-Эм-Си" (White-GMC). В 1995 г. ее заменили на "Вольво", поставив точку в долгой истории "Уайта".
Бронеавтомобиль на шасси "Уайт ТВС", 1915 г.
Российский броневик на шасси "Уайт", 1915 г.
Уайт TAD, 1916 г.
Уайт ТВС, 1917 г.
Уайт ТЕВО, 1918 г.
Уайт 64SW400 (Т3), 6x6, 1930 г.
Уайт 620SW (Т6), 6x6, 1933 г.
Уайт М2А1, 4x4, 1937 г.
Уайт М3, 4x4, 1938 г.
Уайт Т14, 1938 г.
Уайт-704S, 1939 г.
Уайт-922, 6x6, 1939 г.
Уайт-920, 6x6, 1940 г.
Уайт М2, 1941 г.
Уайт Т12, 1941 г.
Уайт М3, 1942 г.
Уайт М3А1, 4x4, 1942 г.
Уайт Т28, 1942 г.
Уайт Т48, 1942 г.
Уайт-666, 6x6, 1942 г.
Автоцистерна "Уайт-666" с прицепом Т52, 1943 г.
Уайт М2А1, 1943 г.
Уайт М3А1Е1, 4x4, 1943 г.
Уайт Т29, 1943 г.
Уайт Т17, 1943 г.
Уайт-1064, 6x6, 1943 г.
Уайт М3А2, 1944 г.
Уайт М16А2, 1944 г.
Уайт Роуд Коммандер-2, 6x6, 1985 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с