WILLÈME | |
555444555444555333555
|
ВИЛЛЕМ
(WILLÈME)
Нейи/Нантерр, Франция, 1919-1978
Первыми автомобилями марки «Виллем» были списанные после Первой мировой войны
американские 3- и 5-тонные армейские грузовики «Либерти» (Liberty),
отремонтированные и переделанные в мастерской Луи Виллема (Louis Willème) в Нейи
близ Парижа. Они имели высокую прочность, оснащались карданным приводом задних
колес, двойным зажиганием и электрическими фарами. Вскоре Виллем получил
лицензию на их самостоятельное производство и до конца 20-х гг. изготовлял
модернизированные машины грузоподъемностью 6,0-7,5 т. В то время столь тяжелые
грузовики были редкостью, и потому военное руководство заинтересовалось ими,
приняв на вооружение для доставки тяжелых орудий и легких танков.
Виллем DW-12A, 6X2, 1937 г.
Виллем R-15, 6X2, 1940 г.
Виллем LD-610N, 1956 г.
Виллем RD, 6Х6, 1958 г.
Виллем CG, 8X4, 1968 г.
Виллем TG-100, 6X4, 1971 г.
С 1928 г. «Виллем» предлагал специальный автомобиль-танковоз D-9 (6x2). Эта
специализация сохранилась за фирмой до начала Второй мировой войны, хотя на
вооружение армии Франции и ее колоний поступали также доработанные 2- и 3-осные
гражданские капотные машины грузоподъемностью 7,5-15 т. В основном это были 10-
и 12-тонные грузовики DU-10 (4x2) и DU-12 (6x2), а также автоцистерны DG-12 и
R-15 (6x2) на 13-20 тыс. л топлива с дизельными двигателями мощностью 100-150
л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматическим приводом тормозов,
особо прочными рамами и мостами. В 1937 г. в армию стал поступать новый
110-сильный танковоз DW-12A (6x2) с погрузочной аркой для доставки танков D-1.
Свою послевоенную деятельность «Виллем» начал в 1946 г. с создания для армии
седельного тягача 6x4, работавшего с 50-тонным танковым полуприцепом, но затем
фирма переключилась на гражданскую продукцию. Она вновь привлекла внимание
руководства французских сухопутных войск только с выпуском новой серии тяжелых
машин, изначально предназначенных для эксплуатации в песчаных районах Северной
Африки. Их создание началось в 1952 г. с серии гражданских 2- и 3-осных
грузовиков LC-610 и RC-615 полной массой 19-26 т, которые после модификации в
1955 г. дали жизнь новым вариантам LD-610 и RD-615 с дизельными двигателями
мощностью 120-190 л.с. Автомобили для строительства, выполнения тяжелых работ и
эксплуатации в Африке получили более скромную кабину ZA или «Сахара» (Sahara) и
упрощенную плоскую облицовку радиатора. Они оказались настолько прочными и
неприхотливыми, что в 1956 г. бортовой 10-тонный вариант LD-610N (4x2) был
принят на вооружение. Он получил верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (13,5 л,
175 л.с.), 6-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов,
рессорную подвеску и выпускался до 1959 г. На его базе изготовили партию
седельных тягачей L-6DAT (4x4), а на основе серии RD для ВВС Франции выпускали
самосвал RD-615D (6x6) и 175-сильный седельный тягач W-6DAT (6x6) для работы в
составе автопоездов полной массой 65 т. Созданный в 1954 г. для работы в песках
Сахары 35-тонный грузовик W-8SA (6x6), оборудованный 8-цилиндровым дизелем
мощностью 250 л.с., 12-ступенчатой трансмиссией, кабиной с кондиционером и
легким краном, служил ремонтно-эвакуационной машиной. На строительстве крупных
военных объектов использовали также 25-тонные самосвалы ТЕ-25.
В 1961-68 гг. «Виллем» изготовил 12 оригинальных автомобилей CG (8x4),
работавших на военных аэродромах в качестве эвакуационных машин. Они имели
хребтовую лонжеронную раму, на которой сзади устанавливался 18-тонный гидрокран,
а спереди - 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 220 л.с.) в блоке с 6-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором. «Виллем GC» оборудовали двумя
передними управляемыми мостами и двумя задними ведущими с двускатными колесами
диаметром 24 дюйма, подвешенными на продольных балансирах. Он имел снаряженную
массу 40,5 т, а полная масса автопоезда с поврежденным самолетом на буксире
достигала 80 т. Длина машины составляла 12,6 м, ширина - 3650 мм, поэтому для
движения по шоссе внешние колеса задней тележки снимали и подвешивали по краям
центральной части рамы.
В условиях обострившейся конкуренции и отсутствия военных заказов фирма «Виллем»
пыталась найти выход в кооперации с английскими компаниями, но в 1970 г. ее
приобрела французская фирма «Перез э Раймон» (Perez et Raymond). После
реорганизации производства под маркой «Виллем» она начала единичное изготовление
тяжелых седельных и балластных тягачей. Это были модели TG-100 и TG-150 (6X4),
TG-200 (8x4) и TG-300 (8x8), оборудованные американскими двухтактными дизельными
двигателями «Джи-Эм» (GM) и «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V8, V12 и V16
мощностью 240-516 л.с., 13-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller) или
автоматическими 4-ступенчатыми «Эллисон» (Allison) и «Кларк» (Clark), тройными
главными передачами и задней подвеской на консольных (кантилеверных) рессорах.
Формально они не были приняты на вооружение, но эпизодически применялись для
доставки тяжелых военных грузов и перевозки танков. В зависимости от типа тягача
полная масса автопоезда колебалась от 120 до 1000 т. Такие машины изготовляли по
заказам до 1978 г., пока фирма «Перез э Раймон» не обанкротилась. После этого
тяжелые тягачи «Виллем» стали основой гражданской и военной программы
бельгийской компании «Моль» (Mol).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ВИЛЛЕМ
(WILLÈME)
Нейи/Нантерр
Франция
1919-1978
Первыми автомобилями марки "Виллем" были списанные после Первой мировой войны
американские 3- и 5-тонные армейские грузовики "Либерти" (Liberty),
отремонтированные и переделанные в мастерской Луи Виллема (Louis Willème) в Нейи
близ Парижа. Они имели высокую прочность, оснащались карданным приводом задних
колес, двойным зажиганием и электрическими фарами. Вскоре Виллем получил
лицензию на их самостоятельное производство и до конца 20-х гг. изготовлял
модернизированные машины грузоподъемностью 6,0-7,5 т. В то время столь тяжелые
грузовики были редкостью, и потому военное руководство заинтересовалось ими,
приняв на вооружение для доставки тяжелых орудий и легких танков. С 1928 г.
"Виллем" предлагал специальный автомобиль-танковоз D-9 (6x6). Эта специализация
сохранилась за фирмой до начала Второй мировой войны, хотя на вооружение армии
Франции и ее колоний поступали также доработанные 2- и 3-осные гражданские
капотные машины грузоподъемностью 7,5-15 т. В основном это были 10- и 12-тонные
грузовики DU-10 (4x4) и DU-12 (6x6), а также автоцистерны DG-12 и R-15 (6x6) на
13-20 тыс. л топлива с дизельными двигателями мощностью 100-150 л.с., 4- или
5-ступенчатыми коробками передач, пневматическим приводом тормозов, особо
прочными рамами и мостами. В 1937 г. в армию стал поступать новый 110-сильный
танковоз DW-12A (6x6) с погрузочной аркой для доставки танков D-1.
Свою послевоенную деятельность "Виллем" начал в 1946 г. с создания для армии
седельного тягача 6x6, работавшего с 50-тонным танковым полуприцепом, но затем
фирма переключилась на гражданскую продукцию. Она вновь привлекла внимание
руководства французских сухопутных войск только с выпуском новой серии тяжелых
машин, изначально предназначенных для эксплуатации в песчаных районах Северной
Африки. Их создание началось в 1952 г. с серии гражданских 2- и 3-осных
грузовиков LC-610 и RC-615 полной массой 19-26 т, которые после модификации в
1955 г. дали жизнь новым вариантам LD-610 и RD-615 с дизельными двигателями
мощностью 120-190 л.с. Автомобили для строительства, выполнения тяжелых работ и
эксплуатации в Африке получили более скромную кабину ZA или "Сахара" (Sahara) и
упрощенную плоскую облицовку радиатора. Они оказались настолько прочными и
неприхотливыми, что в 1956 г. бортовой 10-тонный вариант LD-610N (4x4) был
принят на вооружение. Он получил верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (13,5 л,
175 л.с.), 6-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов,
рессорную подвеску и выпускался до 1959 г. На его базе изготовили партию
седельных тягачей L-6DAT (4x4), а на основе серии RD для ВВС Франции выпускали
самосвал RD-615D (6x6) и 175-сильный седельный тягач W-6DAT (6x6) для работы в
составе автопоездов полной массой 65 т. Созданный в 1954 г. для работы в песках
Сахары 35-тонный грузовик W-8SA (6x6), оборудованный 8-цилиндровым дизелем
мощностью 250 л.с., 12-ступенчатой трансмиссией, кабиной с кондиционером и
легким краном, служил ремонтно-эвакуационной машиной. На строительстве крупных
военных объектов использовали также 25-тонные самосвалы ТЕ-25.
В 1961-68 гг. "Виллем" изготовил 12 оригинальных автомобилей CG (8x8),
работавших на военных аэродромах в качестве эвакуационных машин. Они имели
хребтовую лонжеронную раму, на которой сзади устанавливался 18-тонный гидрокран,
а спереди - 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 220 л.с.) в блоке с 6-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором. "Виллем GC" оборудовали двумя
передними управляемыми мостами и двумя задними ведущими с двускатными колесами
диаметром 24 дюйма, подвешенными на продольных балансирах. Он имел снаряженную
массу 40,5 т, а полная масса автопоезда с поврежденным самолетом на буксире
достигала 80 т. Длина машины составляла 12,6 м, ширина - 3650 мм, поэтому для
движения по шоссе внешние колеса задней тележки снимали и подвешивали по краям
центральной части рамы.
В условиях обострившейся конкуренции и отсутствия военных заказов фирма "Виллем"
пыталась найти выход в кооперации с английскими компаниями, но в 1970 г. ее
приобрела французская фирма "Перез э Раймон" (Perez et Raymond). После
реорганизации производства под маркой "Виллем" она начала единичное изготовление
тяжелых седельных и балластных тягачей. Это были модели TG-100 и TG-150 (6x6),
TG-200 (8x8) и TG-300 (8x8), оборудованные американскими двухтактными дизельными
двигателями "Джи-Эм" (GM) и "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8, V12 и V16
мощностью 240-516 л.с., 13-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller) или
автоматическими 4-ступенчатыми "Эллисон" (Allison) и "Кларк" (Clark), тройными
главными передачами и задней подвеской на консольных (кантилеверных) рессорах.
Формально они не были приняты на вооружение, но эпизодически применялись для
доставки тяжелых военных грузов и перевозки танков. В зависимости от типа тягача
полная масса автопоезда колебалась от 120 до 1000 т. Такие машины изготовляли по
заказам до 1978 г., пока фирма "Перез э Раймон" не обанкротилась. После этого
тяжелые тягачи "Виллем" стали основой гражданской и военной программы
бельгийской компании "Моль" (Mol).
Виллем DW-12A, 6x6, 1937 г.
Виллем R-15, 6x6, 1940 г.
Виллем LD-610N, 1956 г.
Виллем RD, 6x6, 1958 г.
Виллем CG, 8x8, 1968 г.
Виллем TG-100, 6x6, 1971 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с