WILLÈME
555444555444555333555
 

ВИЛЛЕМ

(WILLÈME)

Нейи/Нантерр, Франция, 1919-1978

Первыми автомобилями марки «Виллем» были списанные после Первой мировой войны американские 3- и 5-тонные армейские грузовики «Либерти» (Liberty), отремонтированные и переделанные в мастерской Луи Виллема (Louis Willème) в Нейи близ Парижа. Они имели высокую прочность, оснащались карданным приводом задних колес, двойным зажиганием и электрическими фарами. Вскоре Виллем получил лицензию на их самостоятельное производство и до конца 20-х гг. изготовлял модернизированные машины грузоподъемностью 6,0-7,5 т. В то время столь тяжелые грузовики были редкостью, и потому военное руководство заинтересовалось ими, приняв на вооружение для доставки тяжелых орудий и легких танков.

Виллем DW-12A, 6X2, 1937 г.

Виллем R-15, 6X2, 1940 г.

Виллем LD-610N, 1956 г.

Виллем RD, 6Х6, 1958 г.

Виллем CG, 8X4, 1968 г.

Виллем TG-100, 6X4, 1971 г.

С 1928 г. «Виллем» предлагал специальный автомобиль-танковоз D-9 (6x2). Эта специализация сохранилась за фирмой до начала Второй мировой войны, хотя на вооружение армии Франции и ее колоний поступали также доработанные 2- и 3-осные гражданские капотные машины грузоподъемностью 7,5-15 т. В основном это были 10- и 12-тонные грузовики DU-10 (4x2) и DU-12 (6x2), а также автоцистерны DG-12 и R-15 (6x2) на 13-20 тыс. л топлива с дизельными двигателями мощностью 100-150 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматическим приводом тормозов, особо прочными рамами и мостами. В 1937 г. в армию стал поступать новый 110-сильный танковоз DW-12A (6x2) с погрузочной аркой для доставки танков D-1.

Свою послевоенную деятельность «Виллем» начал в 1946 г. с создания для армии седельного тягача 6x4, работавшего с 50-тонным танковым полуприцепом, но затем фирма переключилась на гражданскую продукцию. Она вновь привлекла внимание руководства французских сухопутных войск только с выпуском новой серии тяжелых машин, изначально предназначенных для эксплуатации в песчаных районах Северной Африки. Их создание началось в 1952 г. с серии гражданских 2- и 3-осных грузовиков LC-610 и RC-615 полной массой 19-26 т, которые после модификации в 1955 г. дали жизнь новым вариантам LD-610 и RD-615 с дизельными двигателями мощностью 120-190 л.с. Автомобили для строительства, выполнения тяжелых работ и эксплуатации в Африке получили более скромную кабину ZA или «Сахара» (Sahara) и упрощенную плоскую облицовку радиатора. Они оказались настолько прочными и неприхотливыми, что в 1956 г. бортовой 10-тонный вариант LD-610N (4x2) был принят на вооружение. Он получил верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 175 л.с.), 6-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов, рессорную подвеску и выпускался до 1959 г. На его базе изготовили партию седельных тягачей L-6DAT (4x4), а на основе серии RD для ВВС Франции выпускали самосвал RD-615D (6x6) и 175-сильный седельный тягач W-6DAT (6x6) для работы в составе автопоездов полной массой 65 т. Созданный в 1954 г. для работы в песках Сахары 35-тонный грузовик W-8SA (6x6), оборудованный 8-цилиндровым дизелем мощностью 250 л.с., 12-ступенчатой трансмиссией, кабиной с кондиционером и легким краном, служил ремонтно-эвакуационной машиной. На строительстве крупных военных объектов использовали также 25-тонные самосвалы ТЕ-25.

В 1961-68 гг. «Виллем» изготовил 12 оригинальных автомобилей CG (8x4), работавших на военных аэродромах в качестве эвакуационных машин. Они имели хребтовую лонжеронную раму, на которой сзади устанавливался 18-тонный гидрокран, а спереди - 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 220 л.с.) в блоке с 6-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором. «Виллем GC» оборудовали двумя передними управляемыми мостами и двумя задними ведущими с двускатными колесами диаметром 24 дюйма, подвешенными на продольных балансирах. Он имел снаряженную массу 40,5 т, а полная масса автопоезда с поврежденным самолетом на буксире достигала 80 т. Длина машины составляла 12,6 м, ширина - 3650 мм, поэтому для движения по шоссе внешние колеса задней тележки снимали и подвешивали по краям центральной части рамы.

В условиях обострившейся конкуренции и отсутствия военных заказов фирма «Виллем» пыталась найти выход в кооперации с английскими компаниями, но в 1970 г. ее приобрела французская фирма «Перез э Раймон» (Perez et Raymond). После реорганизации производства под маркой «Виллем» она начала единичное изготовление тяжелых седельных и балластных тягачей. Это были модели TG-100 и TG-150 (6X4), TG-200 (8x4) и TG-300 (8x8), оборудованные американскими двухтактными дизельными двигателями «Джи-Эм» (GM) и «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V8, V12 и V16 мощностью 240-516 л.с., 13-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller) или автоматическими 4-ступенчатыми «Эллисон» (Allison) и «Кларк» (Clark), тройными главными передачами и задней подвеской на консольных (кантилеверных) рессорах. Формально они не были приняты на вооружение, но эпизодически применялись для доставки тяжелых военных грузов и перевозки танков. В зависимости от типа тягача полная масса автопоезда колебалась от 120 до 1000 т. Такие машины изготовляли по заказам до 1978 г., пока фирма «Перез э Раймон» не обанкротилась. После этого тяжелые тягачи «Виллем» стали основой гражданской и военной программы бельгийской компании «Моль» (Mol).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ВИЛЛЕМ
(WILLÈME)
Нейи/Нантерр
Франция
1919-1978
Первыми автомобилями марки "Виллем" были списанные после Первой мировой войны американские 3- и 5-тонные армейские грузовики "Либерти" (Liberty), отремонтированные и переделанные в мастерской Луи Виллема (Louis Willème) в Нейи близ Парижа. Они имели высокую прочность, оснащались карданным приводом задних колес, двойным зажиганием и электрическими фарами. Вскоре Виллем получил лицензию на их самостоятельное производство и до конца 20-х гг. изготовлял модернизированные машины грузоподъемностью 6,0-7,5 т. В то время столь тяжелые грузовики были редкостью, и потому военное руководство заинтересовалось ими, приняв на вооружение для доставки тяжелых орудий и легких танков. С 1928 г. "Виллем" предлагал специальный автомобиль-танковоз D-9 (6x6). Эта специализация сохранилась за фирмой до начала Второй мировой войны, хотя на вооружение армии Франции и ее колоний поступали также доработанные 2- и 3-осные гражданские капотные машины грузоподъемностью 7,5-15 т. В основном это были 10- и 12-тонные грузовики DU-10 (4x4) и DU-12 (6x6), а также автоцистерны DG-12 и R-15 (6x6) на 13-20 тыс. л топлива с дизельными двигателями мощностью 100-150 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматическим приводом тормозов, особо прочными рамами и мостами. В 1937 г. в армию стал поступать новый 110-сильный танковоз DW-12A (6x6) с погрузочной аркой для доставки танков D-1.
Свою послевоенную деятельность "Виллем" начал в 1946 г. с создания для армии седельного тягача 6x6, работавшего с 50-тонным танковым полуприцепом, но затем фирма переключилась на гражданскую продукцию. Она вновь привлекла внимание руководства французских сухопутных войск только с выпуском новой серии тяжелых машин, изначально предназначенных для эксплуатации в песчаных районах Северной Африки. Их создание началось в 1952 г. с серии гражданских 2- и 3-осных грузовиков LC-610 и RC-615 полной массой 19-26 т, которые после модификации в 1955 г. дали жизнь новым вариантам LD-610 и RD-615 с дизельными двигателями мощностью 120-190 л.с. Автомобили для строительства, выполнения тяжелых работ и эксплуатации в Африке получили более скромную кабину ZA или "Сахара" (Sahara) и упрощенную плоскую облицовку радиатора. Они оказались настолько прочными и неприхотливыми, что в 1956 г. бортовой 10-тонный вариант LD-610N (4x4) был принят на вооружение. Он получил верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 175 л.с.), 6-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов, рессорную подвеску и выпускался до 1959 г. На его базе изготовили партию седельных тягачей L-6DAT (4x4), а на основе серии RD для ВВС Франции выпускали самосвал RD-615D (6x6) и 175-сильный седельный тягач W-6DAT (6x6) для работы в составе автопоездов полной массой 65 т. Созданный в 1954 г. для работы в песках Сахары 35-тонный грузовик W-8SA (6x6), оборудованный 8-цилиндровым дизелем мощностью 250 л.с., 12-ступенчатой трансмиссией, кабиной с кондиционером и легким краном, служил ремонтно-эвакуационной машиной. На строительстве крупных военных объектов использовали также 25-тонные самосвалы ТЕ-25.
В 1961-68 гг. "Виллем" изготовил 12 оригинальных автомобилей CG (8x8), работавших на военных аэродромах в качестве эвакуационных машин. Они имели хребтовую лонжеронную раму, на которой сзади устанавливался 18-тонный гидрокран, а спереди - 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 220 л.с.) в блоке с 6-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором. "Виллем GC" оборудовали двумя передними управляемыми мостами и двумя задними ведущими с двускатными колесами диаметром 24 дюйма, подвешенными на продольных балансирах. Он имел снаряженную массу 40,5 т, а полная масса автопоезда с поврежденным самолетом на буксире достигала 80 т. Длина машины составляла 12,6 м, ширина - 3650 мм, поэтому для движения по шоссе внешние колеса задней тележки снимали и подвешивали по краям центральной части рамы.
В условиях обострившейся конкуренции и отсутствия военных заказов фирма "Виллем" пыталась найти выход в кооперации с английскими компаниями, но в 1970 г. ее приобрела французская фирма "Перез э Раймон" (Perez et Raymond). После реорганизации производства под маркой "Виллем" она начала единичное изготовление тяжелых седельных и балластных тягачей. Это были модели TG-100 и TG-150 (6x6), TG-200 (8x8) и TG-300 (8x8), оборудованные американскими двухтактными дизельными двигателями "Джи-Эм" (GM) и "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8, V12 и V16 мощностью 240-516 л.с., 13-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller) или автоматическими 4-ступенчатыми "Эллисон" (Allison) и "Кларк" (Clark), тройными главными передачами и задней подвеской на консольных (кантилеверных) рессорах. Формально они не были приняты на вооружение, но эпизодически применялись для доставки тяжелых военных грузов и перевозки танков. В зависимости от типа тягача полная масса автопоезда колебалась от 120 до 1000 т. Такие машины изготовляли по заказам до 1978 г., пока фирма "Перез э Раймон" не обанкротилась. После этого тяжелые тягачи "Виллем" стали основой гражданской и военной программы бельгийской компании "Моль" (Mol).
Виллем DW-12A, 6x6, 1937 г.
Виллем R-15, 6x6, 1940 г.
Виллем LD-610N, 1956 г.
Виллем RD, 6x6, 1958 г.
Виллем CG, 8x8, 1968 г.
Виллем TG-100, 6x6, 1971 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с