WILLÈME
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ВИЛЛЕМ
(WILLÈME)
Нейи/Нантерр
Франция
1919–1978
Первыми автомобилями марки "Виллем" были списанные после Первой мировой войны американские 3- и 5-тонные армейские грузовики "Либерти" (Liberty), отремонтированные и переделанные в мастерской Луи Виллема (Louis Willeme) в Нейи близ Парижа. Они имели высокую прочность, оснащались карданным приводом задних колес, двойным зажиганием и электрическими фарами. Вскоре Виллем получил лицензию на их самостоятельное производство и до конца 20-х гг. изготовлял модернизированные машины грузоподъемностью 6,0–7,5 т. В то время столь тяжелые грузовики были редкостью, и потому военное руководство заинтересовалось ими, приняв на вооружение для доставки тяжелых орудий и легких танков. С 1928 г. "Виллем" предлагал специальный автомобиль-танковоз D-9 (6x6). Эта специализация сохранилась за фирмой до начала Второй мировой войны, хотя на вооружение армии Франции и ее колоний поступали также доработанные 2- и 3-осные гражданские капотные машины грузоподъем-ностью 7,5–15 т. В основном это были 10- и 12-тонные грузовики DU-10 (4x4) и DU-12 (6x6), а также автоцистерны DG-12 и R-15 (6x6) на 13–20 тыс. л топлива с дизельными двигателями мощностью 100–150 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматическим приводом тормозов, особо прочными рамами и мостами. В 1937 г. в армию стал поступать новый 110-сильный танковоз DW-12A (6x6) с погрузочной аркой для доставки танков D-1.
Свою послевоенную деятельность "Виллем" начал в 1946 г. с создания для армии седельного тягача 6x6, работавшего с 50-тонным танковым полуприцепом, но затем фирма переключилась на гражданскую продукцию. Она вновь привлекла внимание руководства французских сухопутных войск только с выпуском новой серии тяжелых машин, изначально предназначенных для эксплуатации в песчаных районах Северной Африки. Их создание началось в 1952 г. с серии гражданских 2- и 3-осных грузовиков LC-610 и RC-615 полной массой 19–26 т, которые после модификации в 1955 г. дали жизнь новым вариантам LD-610 и RD-615 с дизельными двигателями мощностью 120–190 л.с. Автомобили для строительства, выполнения тяжелых работ и эксплуатации в Африке получили более скромную кабину ZA или "Сахара" (Sahara) и упрощенную плоскую облицовку радиатора. Они оказались настолько прочными и неприхотливыми, что в 1956 г. бортовой 10-тонный вариант LD-610N (4x4) был принят на вооружение. Он получил верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 175 л.с.), 6-ступенчатую коробку передач, пневматический привод тормозов, рессорную подвеску и выпускался до 1959 г. На его базе изготовили партию седельных тягачей L-6DAT (4x4), а на основе серии RD для ВВС Франции выпускали самосвал RD-615D (6x6) и 175-сильный седельный тягач W-6DAT (6x6) для работы в составе автопоездов полной массой 65 т. Созданный в 1954 г. для работы в песках Сахары 35-тонный грузовик W-8SA (6x6), оборудованный 8-цилиндровым дизелем мощностью 250 л.с., 12-ступенчатой трансмиссией, кабиной с кондиционером и легким краном, служил ремонтно-эвакуационной машиной. На строительстве крупных военных объектов использовали также 25-тонные самосвалы ТЕ-25.
В 1961–68 гг. "Виллем" изготовил 12 оригинальных автомобилей CG (8x8), работавших на военных аэродромах в качестве эвакуационных машин. Они имели хребтовую лонжеронную раму, на которой сзади устанавливался 18-тонный гидрокран, а спереди — 6-цилиндровый дизель (13,5 л, 220 л.с.) в блоке с 6-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором. "Виллем GC" оборудовали двумя передними управляемыми мостами и двумя задними ведущими с двускатными колесами диаметром 24 дюйма, подвешенными на продольных балансирах. Он имел снаряженную массу 40,5 т, а полная масса автопоезда с поврежденным самолетом на буксире достигала 80 т. Длина машины составляла 12,6 м, ширина — 3650 мм, поэтому для движения по шоссе внешние колеса задней тележки снимали и подвешивали по краям центральной части рамы.
В условиях обострившейся конкуренции и отсутствия военных заказов фирма "Виллем" пыталась найти выход в кооперации с английскими компаниями, но в 1970 г. ее приобрела французская фирма "Перез э Раймон" (Perez et Raymond). После реорганизации производства под маркой "Виллем" она начала единичное изготовление тяжелых седельных и балластных тягачей. Это были модели TG-100 и TG-150 (6x6), TG-200 (8x8) и TG-300 (8x8), оборудованные американскими двухтактными дизельными двигателями "Джи-Эм" (GM) и "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8, V12 и V16 мощностью 240–516 л.с., 13-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller) или автоматическими 4-ступенчатыми "Эллисон" (Allison) и "Кларк" (Clark), тройными главными передачами и задней подвеской на консольных (кантилеверных) рессорах. Формально они не были приняты на вооружение, но эпизодически применялись для доставки тяжелых военных грузов и перевозки танков. В зависимости от типа тягача полная масса автопоезда колебалась от 120 до 1000 т. Такие машины изготовляли по заказам до 1978 г., пока фирма "Перез э Раймон" не обанкротилась. После этого тяжелые тягачи "Виллем" стали основой гражданской и военной программы бельгийской компании "Моль" (Mol).
Виллем DW-12A, 6x6, 1937 г.
Виллем R-15, 6x6, 1940 г.
Виллем LD-610N, 1956 г.
Виллем RD, 6x6, 1958 г.
Виллем CG, 8x8, 1968 г.
Виллем TG-100, 6x6, 1971 г.