ЯГАЗ/ЯАЗ | |
999111222333444555777
|
ЯГАЗ/ЯАЗ
(YaGAZ/YaAZ)
Ярославль, СССР, 1925-1959
В рамках правительственного проекта о создании в царской России новых
автомобильных предприятий военного профиля в 1916 г. в Ярославле началось
строительство завода, где по образцу английских машин «Кроссли 20/25НР» (Crossley)
предполагалось выпускать легкие армейские автомобили «Лебедь», но сделать это
так и не успели.
ЯГ-6, 1941 г.
Артиллерийский тягач ЯСП, 1934 г.
Лишь 7 ноября 1925 г. там был собран первый 3-тонный грузовик Я-3, с началом
выпуска которого предприятие переименовали в Ярославский государственный
автомобильный завод (ЯГАЗ). В 1928 г. он освоил производство 4-тонного
автомобиля Я-4 с 70-сильным двигателем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz), который
первым стал поступать в Красную армию. Впоследствии большинство ярославских
грузовиков, собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого распространения
не получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73-сильным мотором ЗИС-5,
количество которых в Красной армии к началу Великой Отечественной войны
составило 1,6 тыс. единиц. В начале 1934 г. грузовое шасси Я-5 послужило базой
опытного 2-тонного полугусеничного артиллерийского тягача ЯСП, собранного на
ленинградском заводе «Красный путиловец». Он был оборудован движителями от
французского тягача СОМЮА MCG4 (SOMUA), мог буксировать прицепы массой 5-7 т и
на шоссе развивал скорость 34 км/ч.
Зенитная пушка «3К» на шасси ЯГ-10, 6X4, 1937 г.
ЯАЗ-210Г, 6X4, 1951 г.
ЯАЗ-214 (6X6) с ракетным комплексом 2К5 «Коршун», 1957 г.
Седельный тягач ЯАЗ-214, 6X6, 1958 г.
Создание 3-осного семейства началось в конце 1931 г. с выпуском 8-тонного
автомобиля ЯГ-10 (6x4), который в отличие от базового шасси Я-5 получил
дополнительный 2-ступенчатый редуктор-демультипликатор в трансмиссии и
балансирную подвеску задних мостов. На нем монтировали 76,2-мм зенитные пушки «ЗК»
образца 1931 г. с зарядными ящиками и местами для орудийного расчета. Для
военных целей предназначался и наиболее оригинальный советский грузовик ЯГ-12
(8x8) массой 20 т, построенный в 1932 г. в одном экземпляре. Его оборудовали
американским 120-сильным мотором «Континентал» (Continental), сложной
8-ступенчатой трансмиссией «Браун-Лайп» (Brown-Lipe), задней подвеской от ЯГ-10,
передней типа «Де Дион» (De Dion) и лебедкой. К началу войны предприятие,
переименованное в Ярославский автозавод (ЯАЗ), могло предложить армии лишь
грузовик ЯГ-6 и 4-тонный самосвал ЯС-3, остававшиеся в производстве до начала
1942 г. В военное время завод освоил выпуск гусеничных артиллерийских тягачей
Я-11, Я-12 и Я-13 с разными двигателями.
В 1947 г. в Ярославле началось производство 2-осного грузовика ЯАЗ-200, которое
через три года передали на Минский автомобильный завод (МАЗ). С 1951 г. ЯАЗ
специализировался на изготовлении 12-тонных машин ЯАЗ-210 (6x4), для которых
предназначался 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-206 (7,0 л, 165 л.с.),
аналогичный американскому мотору «Джи-Эм-Си 6-71» (GMC). Грузовик оснащался
5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором,
карданным приводом каждого заднего моста, двойными главными передачами,
межосевым блокируемым дифференциалом, грузовой платформой с металлическим полом
и деревянными бортами. В армии применялся вариант ЯАЗ-210А с цельнометаллическим
кузовом и лебедкой. Одновременно завод собирал единственный в то время
балластный тягач ЯАЗ-210Г для буксировки прицепов и артиллерийских орудий массой
до 40 т. По сравнению с базовым грузовиком он имел укороченную почти на 1 м
колесную базу, снабжался установленной за кабиной механической лебедкой и
цельнометаллическим кузовом с задним откидным бортом, куда для повышения
тягово-сцепных качеств загружалось до 8 т балласта. В составе автопоезда полной
массой 50,6 т он развивал скорость 45 км/ч.
В 1956 г. Ярославский автомобильный завод приступил к изготовлению 7-тонного
армейского грузовика ЯАЗ-214 (6x6) со всеми односкатными колесами и единой
колеей - первой модели нового поколения. Он получил 205-сильный дизель
ЯАЗ-М206Б, отключаемый передний мост, пневматический усилитель рулевого
механизма, лебедку и металлическую грузовую платформу с тентом. Внешне
автомобиль отличался формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора. С
1957 г. на нем стали устанавливать инженерное оборудование и тактический
ракетный комплекс 2К5 «Коршун» с 6 ракетами длиной 5,5 м, а седельный тягач
применялся для перевозки длинномерных деталей ракет. За три года машин 214-й
серии было собрано 1265 единиц. К концу 50-х гг. на заводе разработали новое
поколение 225-сильных грузовиков, включая армейский вариант ЯАЗ-230 (6x6). Этот
проект остался неосуществленным: в 1959 г. производство автомобилей из Ярославля
перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ, переименованный в Ярославский
моторный завод (ЯМЗ), с тех пор специализируется на выпуске дизельных
двигателей.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ЯГАЗ/ЯАЗ - Ярославль; СССР, 1925-1959
В рамках правительственного проекта о создании в царской России новых
автомобильных предприятий военного профиля в 1916 г. в Ярославле началось
строительство завода, где по образцу английских машин Crossley 20/25НР
предполагалось выпускать легкие армейские автомобили Лебедь, но сделать это так
и не успели. Лишь 7 ноября 1925 г. там был собран первый 3-тонный грузовик Я-3,
с началом выпуска которого предприятие переименовали в Ярославский
государственный автомобильный завод (ЯГАЗ). В 1928 г. он освоил производство
4-тонного автомобиля Я-4 с 70-сильным двигателем Mercedes-Benz, который первым
стал поступать в Красную армию. Впоследствии большинство ярославских грузовиков,
собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого распространения не
получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73-сильным мотором ЗИС-5,
количество которых в Красной армии к началу Великой Отечественной войны
составило 1,6 тыс. единиц. В начале 1934 г. грузовое шасси Я-5 послужило базой
опытного 2-тонного полугусеничного артиллерийского тягача ЯСП, собранного на
ленинградском заводе Красный путиловец. Он был оборудован движителями от
французского тягача SOMUA MCG4, мог буксировать прицепы массой 5-7 т и на шоссе
развивал скорость 34 км/ч.
Создание 3-осного семейства началось в конце 1931 г. с выпуском 8-тонного
автомобиля ЯГ-10 (6x4), который в отличие от базового шасси Я-5 получил
дополнительный 2-ступенчатый редуктор-демультипликатор в трансмиссии и
балансирную подвеску задних мостов. На нем монтировали 76,2-мм зенитные пушки ЗК
образца 1931 г. с зарядными ящиками и местами для орудийного расчета. Для
военных целей предназначался и наиболее оригинальный советский грузовик ЯГ-12
(8x8) массой 20 т, построенный в 1932 г. в одном экземпляре. Его оборудовали
американским 120-сильным мотором Continental, сложной 8-ступенчатой трансмиссией
Brown-Lipe, задней подвеской от ЯГ-10, передней типа De Dion и лебедкой. К
началу войны предприятие, переименованное в Ярославский автозавод (ЯАЗ), могло
предложить армии лишь грузовик ЯГ-6 и 4-тонный самосвал ЯС-3, остававшиеся в
производстве до начала 1942 г. В военное время завод освоил выпуск гусеничных
артиллерийских тягачей Я-11, Я-12 и Я-13 с разными двигателями.
В 1947 г. в Ярославле началось производство 2-осного грузовика ЯАЗ-200, которое
через три года передали на Минский автомобильный завод (МАЗ). С 1951 г. ЯАЗ
специализировался на изготовлении 12-тонных машин ЯАЗ-210 (6x4), для которых
предназначался 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-206 (7,0 л, 165 л.с.),
аналогичный американскому мотору GMC 6-71. Грузовик оснащался 5-ступенчатой
коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, карданным приводом
каждого заднего моста, двойными главными передачами, межосевым блокируемым
дифференциалом, грузовой платформой с металлическим полом и деревянными бортами.
В армии применялся вариант ЯАЗ-210А с цельнометаллическим кузовом и лебедкой.
Одновременно завод собирал единственный в то время балластный тягач ЯАЗ-210Г для
буксировки прицепов и артиллерийских орудий массой до 40 т. По сравнению с
базовым грузовиком он имел укороченную почти на 1 м колесную базу, снабжался
установленной за кабиной механической лебедкой и цельнометаллическим кузовом с
задним откидным бортом, куда для повышения тягово-сцепных качеств загружалось до
8 т балласта. В составе автопоезда полной массой 50,6 т он развивал скорость 45
км/ч.
В 1956 г. Ярославский автомобильный завод приступил к изготовлению 7-тонного
армейского грузовика ЯАЗ-214 (6x6) со всеми односкатными колесами и единой
колеей - первой модели нового поколения. Он получил 205-сильный дизель
ЯАЗ-М206Б, отключаемый передний мост, пневматический усилитель рулевого
механизма, лебедку и металлическую грузовую платформу с тентом. Внешне
автомобиль отличался формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора. С
1957 г. на нем стали устанавливать инженерное оборудование и тактический
ракетный комплекс 2К5 Коршун с 6 ракетами длиной 5,5 м, а седельный тягач
применялся для перевозки длинномерных деталей ракет. За три года машин 214-й
серии было собрано 1265 единиц. К концу 50-х гг. на заводе разработали новое
поколение 225-сильных грузовиков, включая армейский вариант ЯАЗ-230 (6x6). Этот
проект остался неосуществленным: в 1959 г. производство автомобилей из Ярославля
перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ, переименованный в Ярославский
моторный завод (ЯМЗ), с тех пор специализируется на выпуске дизельных
двигателей.
ЯСП (артиллерийский тягач) (1934)
Зенитная пушка ЗК на шасси ЯГ-10 6x4 (1937)
Зенитная пушка ЗК на шасси ЯГ-10 6x6 (1937)
ЯГ-6 (1941)
ЯАЗ-210Г 6x4 (1951)
ЯАЗ-214 6x6 с ракетным комплексом 2К5 Коршун (1957)
ЯАЗ-214 (седельный тягач) 6x6 (1958)
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)