ЯГАЗ/ЯАЗ
999111222333444555777
 

ЯГАЗ/ЯАЗ

(YaGAZ/YaAZ)

Ярославль, СССР, 1925-1959

В рамках правительственного проекта о создании в царской России новых автомобильных предприятий военного профиля в 1916 г. в Ярославле началось строительство завода, где по образцу английских машин «Кроссли 20/25НР» (Crossley) предполагалось выпускать легкие армейские автомобили «Лебедь», но сделать это так и не успели.

ЯГ-6, 1941 г.

Артиллерийский тягач ЯСП, 1934 г.

Лишь 7 ноября 1925 г. там был собран первый 3-тонный грузовик Я-3, с началом выпуска которого предприятие переименовали в Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ). В 1928 г. он освоил производство 4-тонного автомобиля Я-4 с 70-сильным двигателем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz), который первым стал поступать в Красную армию. Впоследствии большинство ярославских грузовиков, собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого распространения не получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73-сильным мотором ЗИС-5, количество которых в Красной армии к началу Великой Отечественной войны составило 1,6 тыс. единиц. В начале 1934 г. грузовое шасси Я-5 послужило базой опытного 2-тонного полугусеничного артиллерийского тягача ЯСП, собранного на ленинградском заводе «Красный путиловец». Он был оборудован движителями от французского тягача СОМЮА MCG4 (SOMUA), мог буксировать прицепы массой 5-7 т и на шоссе развивал скорость 34 км/ч.

Зенитная пушка «3К» на шасси ЯГ-10, 6X4, 1937 г.

ЯАЗ-210Г, 6X4, 1951 г.

ЯАЗ-214 (6X6) с ракетным комплексом 2К5 «Коршун», 1957 г.

Седельный тягач ЯАЗ-214, 6X6, 1958 г.

Создание 3-осного семейства началось в конце 1931 г. с выпуском 8-тонного автомобиля ЯГ-10 (6x4), который в отличие от базового шасси Я-5 получил дополнительный 2-ступенчатый редуктор-демультипликатор в трансмиссии и балансирную подвеску задних мостов. На нем монтировали 76,2-мм зенитные пушки «ЗК» образца 1931 г. с зарядными ящиками и местами для орудийного расчета. Для военных целей предназначался и наиболее оригинальный советский грузовик ЯГ-12 (8x8) массой 20 т, построенный в 1932 г. в одном экземпляре. Его оборудовали американским 120-сильным мотором «Континентал» (Continental), сложной 8-ступенчатой трансмиссией «Браун-Лайп» (Brown-Lipe), задней подвеской от ЯГ-10, передней типа «Де Дион» (De Dion) и лебедкой. К началу войны предприятие, переименованное в Ярославский автозавод (ЯАЗ), могло предложить армии лишь грузовик ЯГ-6 и 4-тонный самосвал ЯС-3, остававшиеся в производстве до начала 1942 г. В военное время завод освоил выпуск гусеничных артиллерийских тягачей Я-11, Я-12 и Я-13 с разными двигателями.

В 1947 г. в Ярославле началось производство 2-осного грузовика ЯАЗ-200, которое через три года передали на Минский автомобильный завод (МАЗ). С 1951 г. ЯАЗ специализировался на изготовлении 12-тонных машин ЯАЗ-210 (6x4), для которых предназначался 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-206 (7,0 л, 165 л.с.), аналогичный американскому мотору «Джи-Эм-Си 6-71» (GMC). Грузовик оснащался 5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, карданным приводом каждого заднего моста, двойными главными передачами, межосевым блокируемым дифференциалом, грузовой платформой с металлическим полом и деревянными бортами. В армии применялся вариант ЯАЗ-210А с цельнометаллическим кузовом и лебедкой. Одновременно завод собирал единственный в то время балластный тягач ЯАЗ-210Г для буксировки прицепов и артиллерийских орудий массой до 40 т. По сравнению с базовым грузовиком он имел укороченную почти на 1 м колесную базу, снабжался установленной за кабиной механической лебедкой и цельнометаллическим кузовом с задним откидным бортом, куда для повышения тягово-сцепных качеств загружалось до 8 т балласта. В составе автопоезда полной массой 50,6 т он развивал скорость 45 км/ч.

В 1956 г. Ярославский автомобильный завод приступил к изготовлению 7-тонного армейского грузовика ЯАЗ-214 (6x6) со всеми односкатными колесами и единой колеей - первой модели нового поколения. Он получил 205-сильный дизель ЯАЗ-М206Б, отключаемый передний мост, пневматический усилитель рулевого механизма, лебедку и металлическую грузовую платформу с тентом. Внешне автомобиль отличался формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора. С 1957 г. на нем стали устанавливать инженерное оборудование и тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» с 6 ракетами длиной 5,5 м, а седельный тягач применялся для перевозки длинномерных деталей ракет. За три года машин 214-й серии было собрано 1265 единиц. К концу 50-х гг. на заводе разработали новое поколение 225-сильных грузовиков, включая армейский вариант ЯАЗ-230 (6x6). Этот проект остался неосуществленным: в 1959 г. производство автомобилей из Ярославля перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ, переименованный в Ярославский моторный завод (ЯМЗ), с тех пор специализируется на выпуске дизельных двигателей.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЯГАЗ/ЯАЗ - Ярославль; СССР, 1925-1959
В рамках правительственного проекта о создании в царской России новых автомобильных предприятий военного профиля в 1916 г. в Ярославле началось строительство завода, где по образцу английских машин Crossley 20/25НР предполагалось выпускать легкие армейские автомобили Лебедь, но сделать это так и не успели. Лишь 7 ноября 1925 г. там был собран первый 3-тонный грузовик Я-3, с началом выпуска которого предприятие переименовали в Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ). В 1928 г. он освоил производство 4-тонного автомобиля Я-4 с 70-сильным двигателем Mercedes-Benz, который первым стал поступать в Красную армию. Впоследствии большинство ярославских грузовиков, собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого распространения не получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73-сильным мотором ЗИС-5, количество которых в Красной армии к началу Великой Отечественной войны составило 1,6 тыс. единиц. В начале 1934 г. грузовое шасси Я-5 послужило базой опытного 2-тонного полугусеничного артиллерийского тягача ЯСП, собранного на ленинградском заводе Красный путиловец. Он был оборудован движителями от французского тягача SOMUA MCG4, мог буксировать прицепы массой 5-7 т и на шоссе развивал скорость 34 км/ч.
Создание 3-осного семейства началось в конце 1931 г. с выпуском 8-тонного автомобиля ЯГ-10 (6x4), который в отличие от базового шасси Я-5 получил дополнительный 2-ступенчатый редуктор-демультипликатор в трансмиссии и балансирную подвеску задних мостов. На нем монтировали 76,2-мм зенитные пушки ЗК образца 1931 г. с зарядными ящиками и местами для орудийного расчета. Для военных целей предназначался и наиболее оригинальный советский грузовик ЯГ-12 (8x8) массой 20 т, построенный в 1932 г. в одном экземпляре. Его оборудовали американским 120-сильным мотором Continental, сложной 8-ступенчатой трансмиссией Brown-Lipe, задней подвеской от ЯГ-10, передней типа De Dion и лебедкой. К началу войны предприятие, переименованное в Ярославский автозавод (ЯАЗ), могло предложить армии лишь грузовик ЯГ-6 и 4-тонный самосвал ЯС-3, остававшиеся в производстве до начала 1942 г. В военное время завод освоил выпуск гусеничных артиллерийских тягачей Я-11, Я-12 и Я-13 с разными двигателями.
В 1947 г. в Ярославле началось производство 2-осного грузовика ЯАЗ-200, которое через три года передали на Минский автомобильный завод (МАЗ). С 1951 г. ЯАЗ специализировался на изготовлении 12-тонных машин ЯАЗ-210 (6x4), для которых предназначался 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-206 (7,0 л, 165 л.с.), аналогичный американскому мотору GMC 6-71. Грузовик оснащался 5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, карданным приводом каждого заднего моста, двойными главными передачами, межосевым блокируемым дифференциалом, грузовой платформой с металлическим полом и деревянными бортами. В армии применялся вариант ЯАЗ-210А с цельнометаллическим кузовом и лебедкой. Одновременно завод собирал единственный в то время балластный тягач ЯАЗ-210Г для буксировки прицепов и артиллерийских орудий массой до 40 т. По сравнению с базовым грузовиком он имел укороченную почти на 1 м колесную базу, снабжался установленной за кабиной механической лебедкой и цельнометаллическим кузовом с задним откидным бортом, куда для повышения тягово-сцепных качеств загружалось до 8 т балласта. В составе автопоезда полной массой 50,6 т он развивал скорость 45 км/ч.
В 1956 г. Ярославский автомобильный завод приступил к изготовлению 7-тонного армейского грузовика ЯАЗ-214 (6x6) со всеми односкатными колесами и единой колеей - первой модели нового поколения. Он получил 205-сильный дизель ЯАЗ-М206Б, отключаемый передний мост, пневматический усилитель рулевого механизма, лебедку и металлическую грузовую платформу с тентом. Внешне автомобиль отличался формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора. С 1957 г. на нем стали устанавливать инженерное оборудование и тактический ракетный комплекс 2К5 Коршун с 6 ракетами длиной 5,5 м, а седельный тягач применялся для перевозки длинномерных деталей ракет. За три года машин 214-й серии было собрано 1265 единиц. К концу 50-х гг. на заводе разработали новое поколение 225-сильных грузовиков, включая армейский вариант ЯАЗ-230 (6x6). Этот проект остался неосуществленным: в 1959 г. производство автомобилей из Ярославля перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ, переименованный в Ярославский моторный завод (ЯМЗ), с тех пор специализируется на выпуске дизельных двигателей.

ЯСП (артиллерийский тягач) (1934)
Зенитная пушка ЗК на шасси ЯГ-10 6x4 (1937)
Зенитная пушка ЗК на шасси ЯГ-10 6x6 (1937)
ЯГ-6 (1941)
ЯАЗ-210Г 6x4 (1951)
ЯАЗ-214 6x6 с ракетным комплексом 2К5 Коршун (1957)
ЯАЗ-214 (седельный тягач) 6x6 (1958)

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)