ZTS
777555444111222333000
 

ЗТС

(ZTS)

Дубница над Вахом/Детва/Мартин, Чехословакия/Словакия, 1970-

Чехословацкие заводы тяжелого машиностроения ЗТС (Zavody Tazkeho Strojarstva, ZTS), основанные в январе 1937 г., со временем превратились в одного из крупнейших в стране изготовителя различных видов вооружения и бронетанковой техники, входившего в состав Пльзеньского промышленного комбината. После распада Чехословакии эти предприятия, располагающиеся в небольших населенных пунктах на востоке страны, стали частью словацкого военно-промышленного концерна ДМД (DMD Group) из Тренчина.

ЗТС Аллигатор PVS, 4Х4, 2001 г.

ЗТС RM-70/85, 8X8, 1987 г.

ЗТС Татрапан-М, 6X6, 1999 г.

ЗТС Сусана, 8X8, 1992 г.

В конце 60-х гг. на головном заводе ЗТС в местечке Дубница над Вахом началось создание колесной боевой техники. Основой первых боевых машин послужили 3- и 4-осные полноприводные грузовики «Татра-813» (Tatra). В 1970 г. на 250-сильном шасси Т813 (8x8) с бронированной кабиной и турелью для 7,62-мм пулемета, лебедкой и передним бульдозерным отвалом началось изготовление 40-ствольной реактивной системы залпового огня RM-70 (Raketomet vz.70) калибра 122 мм, выпускавшейся по лицензии на советскую установку БМ-21 «Град». Боевая масса машины составляла 33,7 т, дальность стрельбы - 20,5 км, максимальная скорость движения - 80 км/ч. Впоследствии базой модернизированной установки RM-70/85 стало 360-сильное шасси Т815 с серийной кабиной. В 2002 г. завод представил новую 6-зарядную ракетную систему RM-70 «Модулар» (Modular), в 2003 г. - модернизированную машину RM-70/85M «Морак» (Morak).

С 1995 г. завод ЗТС «Подполянске Строярне» (Podpolianske Strojarne) из Детвы на шасси T815-VP21 (6х6) с 365-сильным дизелем воздушного охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач «Прага» (Praga) и двумя сближенными передними управляемыми мостами выпускает многоцелевой бронетранспортер «Татрапан T1/Z1» (Tatrapan) боевой массой 20,6 т, развивающий скорость 70 км/ч. Он снабжен сварным корпусом для доставки 10-12 человек десанта, внутри которого устанавливается электрогенератор, а на крыше - пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм. Модернизированный вариант «Татрапан-М» конца 90-х гг., выполненный на шасси Т816, оснащен зарубежными силовыми агрегатами жидкостного охлаждения, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и приспособлен для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Такие машины широко используются в армиях Чехии, Словакии и в войсках ООН.

В 1980 г. на военном параде в Праге впервые была продемонстрирована единственная в то время в мире колесная cамоходная 152-мм артиллерийская установка «vz.77 Дана» (Dana) с полноповоротной башней, смонтированная на низкорамном 345-сильном шасси T815-VP31 (8x8) с 5-местной бронированной кабиной без дверей и системой подкачки шин. Дополнительно она оснащалась 12,7-мм пулеметом имела габаритную длину 11,2 м, боевую массу 29,2 т, развивала скорость 80 км/ч и могла стрелять на расстояние до 20 км. Установок «Дана» собрано 750 экземпляров. В 1992 г. их сменила самоходная 155-мм гаубица «Сусана» (Zuzana), созданная на таком же шасси и соответствующая требованиям НАТО. Ее длина возросла до 13 м, масса составила 28,8 т, а дальность стрельбы - около 40 км. Для перевозки и перегрузки 120 снарядов служит вспомогательный грузовик «Сусана-MV» (8x8) полной массой 30,5 т на шасси Т816 с 460-сильным дизелем, бронированной кабиной и гидрокраном. Развитием этих систем в 1999-2002 гг. стали самоходная 152-мм гаубица «vz.77/99 Модан» (Modan) и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Брамс» (Brams) с двумя 30-мм пушками, одним пулеметом и 4 управляемыми ракетами.

В 1997 г. танкостроительный завод ЗТС из Мартина представил плавающий бронеавтомобиль «Аллигатор» (Aligator) 4x4 со 183-сильным дизелем «Дойц» (Deutz) и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач «Ренк» (Renk), разработанный совместно с немецкими и швейцарскими фирмами. С 2000 г. он выпускается в многоцелевом исполнении PVS, разведывательном ORP с башней МОВАГ (MOWAG), штабном МСР и как шасси для установки различного вооружения.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЗТС
(ZTS)
Дубница над Вахом/Детва/Мартин
Чехословакия/Словакия
1970-
Чехословацкие заводы тяжелого машиностроения ЗТС (Zavody Tazkeho Strojarstva, ZTS), основанные в январе 1937 г., со временем превратились в одного из крупнейших в стране изготовителя различных видов вооружения и бронетанковой техники, входившего в состав Пльзеньского промышленного комбината. После распада Чехословакии эти предприятия, располагающиеся в небольших населенных пунктах на востоке страны, стали частью словацкого военно-промышленного концерна ДМД (DMD Group) из Тренчина.
В конце 60-х гг. на головном заводе ЗТС в местечке Дубница над Вахом началось создание колесной боевой техники. Основой первых боевых машин послужили 3- и 4-осные полноприводные грузовики "Татра-813" (Tatra). В 1970 г. на 250-сильном шасси Т813 (8x8) с бронированной кабиной и турелью для 7,62-мм пулемета, лебедкой и передним бульдозерным отвалом началось изготовление 40-ствольной реактивной системы залпового огня RM-70 (Raketomet vz.70) калибра 122 мм, выпускавшейся по лицензии на советскую установку БМ-21 "Град". Боевая масса машины составляла 33,7 т, дальность стрельбы - 20,5 км, максимальная скорость движения - 80 км/ч. Впоследствии базой модернизированной установки RM-70/85 стало 360-сильное шасси Т815 с серийной кабиной. В 2002 г. завод представил новую 6-зарядную ракетную систему RM-70 "Модулар" (Modular), в 2003 г. - модернизированную машину RM-70/85M "Морак" (Morak).
С 1995 г. завод ЗТС "Подполянске Строярне" (Podpolianske Strojarne) из Детвы на шасси T815-VP21 (6x6) с 365-сильным дизелем воздушного охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач "Прага" (Praga) и двумя сближенными передними управляемыми мостами выпускает многоцелевой бронетранспортер "Татрапан T1/Z1" (Tatrapan) боевой массой 20,6 т, развивающий скорость 70 км/ч. Он снабжен сварным корпусом для доставки 10-12 человек десанта, внутри которого устанавливается электрогенератор, а на крыше - пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм. Модернизированный вариант "Татрапан-М" конца 90-х гг., выполненный на шасси Т816, оснащен зарубежными силовыми агрегатами жидкостного охлаждения, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и приспособлен для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Такие машины широко используются в армиях Чехии, Словакии и в войсках ООН.
В 1980 г. на военном параде в Праге впервые была продемонстрирована единственная в то время в мире колесная самоходная 152-мм артиллерийская установка "vz.77 Дана" (Dana) с полноповоротной башней, смонтированная на низкорамном 345-сильном шасси T815-VP31 (8x8) с 5-местной бронированной кабиной без дверей и системой подкачки шин. Дополнительно она оснащалась 12,7-мм пулеметом, имела габаритную длину 11,2 м, боевую массу 29,2 т, развивала скорость 80 км/ч и могла стрелять на расстояние до 20 км. Установок "Дана" собрано 750 экземпляров. В 1992 г. их сменила самоходная 155-мм гаубица "Сусана" (Zuzana), созданная на таком же шасси и соответствующая требованиям НАТО. Ее длина возросла до 13 м, масса составила 28,8 т, а дальность стрельбы - около 40 км. Для перевозки и перегрузки 120 снарядов служит вспомогательный грузовик "Сусана-MV" (8x8) полной массой 30,5 т на шасси Т816 с 460-сильным дизелем, бронированной кабиной и гидрокраном. Развитием этих систем в 1999-2002 гг. стали самоходная 152-мм гаубица "vz.77/99 Модан" (Modan) и зенитный ракетно-пушечный комплекс "Брамс" (Brams) с двумя 30-мм пушками, одним пулеметом и 4 управляемыми ракетами.
В 1997 г. танкостроительный завод ЗТС из Мартина представил плавающий бронеавтомобиль "Аллигатор" (Aligator) 4x4 со 183-сильным дизелем "Дойц" (Deutz) и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Ренк" (Renk), разработанный совместно с немецкими и швейцарскими фирмами. С 2000 г. он выпускается в многоцелевом исполнении PVS, разведывательном ORP с башней МОВАГ (MOWAG), штабном MCP и как шасси для установки различного вооружения.
ЗТС RM-70/85, 8x8, 1987 г.
ЗТС Сусана, 8x8, 1992 г.
ЗТС Татрапан-М, 6x6, 1999 г.
ЗТС Аллигатор PVS, 4x4, 2001 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с