FAMO
999999999999999999999
 

ФАМО

(FAMO)

Бреслау/Варшава, Германия, 1936-1944

Фирма ФАМО вела свою историю от паровозо- и вагоностроительного завода Готфрида Линке (Gottfried Linke), основанного в 1839 г. и превратившегося в начале XX века в машиностроительную группу «Линке-Гофманн-Буш» (Linke-Hofmann-Busch). В ноябре 1935 г. авиационная компания «Юнкерс» (Junkers) приобрела ее транспортное отделение, переименованное в Завод транспортных средств и моторов ФАМО (Fahrzeug- und Motorenwerke, FAMO). Он собирал тракторы и дорожные тягачи, но во времена бурной милитаризации экономики Германии приступил к производству военной автотехники для Вермахта. В 1936 г. фирме ФАМО был поручен выпуск полугусеничных транспортеров-тягачей 18-тонного класса для буксировки тяжелых гаубиц и эвакуации поврежденных танков. В том же году появился первый опытный образец, а через два года началось изготовление пробной серии F2 с 230-сильным бензиновым двигателем «Майбах HL98» (Maybach) V12.

ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1940 г.

ФАМО F3 (V926) производства завода «Татра», 1943 г.

ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1944 г.

В 1939-44 гг. на заводах ФАМО в Бреслау (ныне - Вроцлав) и в Варшаве выпускалась модель F3 (Sd.Kfz.9) с танковым мотором «Майбах HL108» V12 (10,8 л, 250 л.с.), ставшая самым крупным и мощным полугусеничным тягачом Второй мировой войны. По общей конструкции он не отличался от более легких машин 5 других классов: имел сухое 2-дисковое сцепление, 4-ступенчатую коробку передач, гусеничный движитель с характерным расположением в шахматном порядке 6 дисковых опорных катков на рычажно-торсионной подвеске и систему поворота с механическим подтормаживанием одной из гусениц. Машины длиной 8,3 м снабжались грузопассажирскими кузовами на 5-12 мест с задним отсеком для амуниции, под которым располагалась горизонтальная лебедка с тяговым усилием 7 тс. Ремонтно-эвакуационные машины Sd.Kfz.9/1 и Sd.Kfz.9/2 комплектовались кранами грузоподъемностью 6 и 10 т, полубронированные шасси служили для установки 88-мм зенитной пушки. Все варианты имели грузоподъемность 2,8 т и полную массу 15,2 т, на шоссе достигали скорости 50 км/ч и потребляли до 270 л бензина на 100 км. Их собирала также фирма ФОМАГ (VOMAG), а завод «Татра» (Tatra) выпускал модель F3 в исполнении V926 с собственным 180-сильным дизелем V12 воздушного охлаждения. Всего было собрано 2,5 тыс. тягачей серии F3. В 1944 г., незадолго до вступления Красной армии в Бреслау, фирму перевели в Саксонию, где во времена ГДР она изготовляла тракторы.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФАМО
(FAMO)
Бреслау/Варшава
Германия
1936-1944
Фирма ФАМО вела свою историю от паровозо- и вагоностроительного завода Готфрида Линке (Gottfried Linke), основанного в 1839 г. и превратившегося в начале ХХ века в машиностроительную группу "Линке-Гофманн-Буш" (Linke-Hofmann-Busch). В ноябре 1935 г. авиационная компания "Юнкерс" (Junkers) приобрела ее транспортное отделение, переименованное в Завод транспортных средств и моторов ФАМО (Fahrzeug- und Motorenwerke, FAMO). Он собирал тракторы и дорожные тягачи, но во времена бурной милитаризации экономики Германии приступил к производству военной автотехники для Вермахта. В 1936 г. фирме ФАМО был поручен выпуск полугусеничных транспортеров-тягачей 18-тонного класса для буксировки тяжелых гаубиц и эвакуации поврежденных танков. В том же году появился первый опытный образец, а через два года началось изготовление пробной серии F2 с 230-сильным бензиновым двигателем "Майбах HL98" (Maybach) V12. В 1939-44 гг. на заводах ФАМО в Бреслау (ныне - Вроцлав) и в Варшаве выпускалась модель F3 (Sd.Kfz.9) с танковым мотором "Майбах HL108" V12 (10,8 л, 250 л.с.), ставшая самым крупным и мощным полугусеничным тягачом Второй мировой войны. По общей конструкции он не отличался от более легких машин 5 других классов: имел сухое 2-дисковое сцепление, 4-ступенчатую коробку передач, гусеничный движитель с характерным расположением в шахматном порядке 6 дисковых опорных катков на рычажно-торсионной подвеске и систему поворота с механическим подтормаживанием одной из гусениц. Машины длиной 8,3 м снабжались грузопассажирскими кузовами на 5-12 мест с задним отсеком для амуниции, под которым располагалась горизонтальная лебедка с тяговым усилием 7 тс. Ремонтно-эвакуационные машины Sd.Kfz.9/1 и Sd.Kfz.9/2 комплектовались кранами грузоподъемностью 6 и 10 т, полубронированные шасси служили для установки 88-мм зенитной пушки. Все варианты имели грузоподъемность 2,8 т и полную массу 15,2 т, на шоссе достигали скорости 50 км/ч и потребляли до 270 л бензина на 100 км. Их собирала также фирма ФОМАГ (VOMAG), а завод "Татра" (Tatra) выпускал модель F3 в исполнении V926 с собственным 180-сильным дизелем V12 воздушного охлаждения. Всего было собрано 2,5 тыс. тягачей серии F3. В 1944 г., незадолго до вступления Красной армии в Бреслау, фирму перевели в Саксонию, где во времена ГДР она изготовляла тракторы.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1940 г.
ФАМО F3 (V926) производства завода "Татра", 1943 г.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1944 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с