FAMO | |
999999999999999999999
|
ФАМО
(FAMO)
Бреслау/Варшава, Германия, 1936-1944
Фирма ФАМО вела свою историю от паровозо- и вагоностроительного завода Готфрида
Линке (Gottfried Linke), основанного в 1839 г. и превратившегося в начале XX
века в машиностроительную группу «Линке-Гофманн-Буш» (Linke-Hofmann-Busch). В
ноябре 1935 г. авиационная компания «Юнкерс» (Junkers) приобрела ее транспортное
отделение, переименованное в Завод транспортных средств и моторов ФАМО (Fahrzeug-
und Motorenwerke, FAMO). Он собирал тракторы и дорожные тягачи, но во времена
бурной милитаризации экономики Германии приступил к производству военной
автотехники для Вермахта. В 1936 г. фирме ФАМО был поручен выпуск полугусеничных
транспортеров-тягачей 18-тонного класса для буксировки тяжелых гаубиц и
эвакуации поврежденных танков. В том же году появился первый опытный образец, а
через два года началось изготовление пробной серии F2 с 230-сильным бензиновым
двигателем «Майбах HL98» (Maybach) V12.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1940 г.
ФАМО F3 (V926) производства завода «Татра», 1943 г.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1944 г.
В 1939-44 гг. на заводах ФАМО в Бреслау (ныне - Вроцлав) и в Варшаве выпускалась
модель F3 (Sd.Kfz.9) с танковым мотором «Майбах HL108» V12 (10,8 л, 250 л.с.),
ставшая самым крупным и мощным полугусеничным тягачом Второй мировой войны. По
общей конструкции он не отличался от более легких машин 5 других классов: имел
сухое 2-дисковое сцепление, 4-ступенчатую коробку передач, гусеничный движитель
с характерным расположением в шахматном порядке 6 дисковых опорных катков на
рычажно-торсионной подвеске и систему поворота с механическим подтормаживанием
одной из гусениц. Машины длиной 8,3 м снабжались грузопассажирскими кузовами на
5-12 мест с задним отсеком для амуниции, под которым располагалась
горизонтальная лебедка с тяговым усилием 7 тс. Ремонтно-эвакуационные машины
Sd.Kfz.9/1 и Sd.Kfz.9/2 комплектовались кранами грузоподъемностью 6 и 10 т,
полубронированные шасси служили для установки 88-мм зенитной пушки. Все варианты
имели грузоподъемность 2,8 т и полную массу 15,2 т, на шоссе достигали скорости
50 км/ч и потребляли до 270 л бензина на 100 км. Их собирала также фирма ФОМАГ (VOMAG),
а завод «Татра» (Tatra) выпускал модель F3 в исполнении V926 с собственным
180-сильным дизелем V12 воздушного охлаждения. Всего было собрано 2,5 тыс.
тягачей серии F3. В 1944 г., незадолго до вступления Красной армии в Бреслау,
фирму перевели в Саксонию, где во времена ГДР она изготовляла тракторы.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ФАМО
(FAMO)
Бреслау/Варшава
Германия
1936-1944
Фирма ФАМО вела свою историю от паровозо- и вагоностроительного завода Готфрида
Линке (Gottfried Linke), основанного в 1839 г. и превратившегося в начале ХХ
века в машиностроительную группу "Линке-Гофманн-Буш" (Linke-Hofmann-Busch). В
ноябре 1935 г. авиационная компания "Юнкерс" (Junkers) приобрела ее транспортное
отделение, переименованное в Завод транспортных средств и моторов ФАМО (Fahrzeug-
und Motorenwerke, FAMO). Он собирал тракторы и дорожные тягачи, но во времена
бурной милитаризации экономики Германии приступил к производству военной
автотехники для Вермахта. В 1936 г. фирме ФАМО был поручен выпуск полугусеничных
транспортеров-тягачей 18-тонного класса для буксировки тяжелых гаубиц и
эвакуации поврежденных танков. В том же году появился первый опытный образец, а
через два года началось изготовление пробной серии F2 с 230-сильным бензиновым
двигателем "Майбах HL98" (Maybach) V12. В 1939-44 гг. на заводах ФАМО в Бреслау
(ныне - Вроцлав) и в Варшаве выпускалась модель F3 (Sd.Kfz.9) с танковым мотором
"Майбах HL108" V12 (10,8 л, 250 л.с.), ставшая самым крупным и мощным
полугусеничным тягачом Второй мировой войны. По общей конструкции он не
отличался от более легких машин 5 других классов: имел сухое 2-дисковое
сцепление, 4-ступенчатую коробку передач, гусеничный движитель с характерным
расположением в шахматном порядке 6 дисковых опорных катков на
рычажно-торсионной подвеске и систему поворота с механическим подтормаживанием
одной из гусениц. Машины длиной 8,3 м снабжались грузопассажирскими кузовами на
5-12 мест с задним отсеком для амуниции, под которым располагалась
горизонтальная лебедка с тяговым усилием 7 тс. Ремонтно-эвакуационные машины
Sd.Kfz.9/1 и Sd.Kfz.9/2 комплектовались кранами грузоподъемностью 6 и 10 т,
полубронированные шасси служили для установки 88-мм зенитной пушки. Все варианты
имели грузоподъемность 2,8 т и полную массу 15,2 т, на шоссе достигали скорости
50 км/ч и потребляли до 270 л бензина на 100 км. Их собирала также фирма ФОМАГ (VOMAG),
а завод "Татра" (Tatra) выпускал модель F3 в исполнении V926 с собственным
180-сильным дизелем V12 воздушного охлаждения. Всего было собрано 2,5 тыс.
тягачей серии F3. В 1944 г., незадолго до вступления Красной армии в Бреслау,
фирму перевели в Саксонию, где во времена ГДР она изготовляла тракторы.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1940 г.
ФАМО F3 (V926) производства завода "Татра", 1943 г.
ФАМО F3 (Sd.Kfz.9), 1944 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с