FBW | |
999999999999999999999
|
ФБВ
(FBW)
Ветцикон, Швейцария, 1935-1985
Небольшая семейная фирма ФБВ, третий по величине швейцарский изготовитель
грузовых автомобилей, приобрела известность благодаря нетрадиционным
конструктивным решениям коммерческих машин, но в военную область внесла более
скромный вклад. Свою историю она ведет от основанной в Цюрихе в 1908 г.
мастерской механика Франца Брозинчевича (Franz Brozincevic), выходца из
Хорватии, собиравшей простые грузовики марки «Франц» (Franz). После того как ее
выкупила фирма «Берна» (Berna), Брозинчевич переехал в городок Ветцикон, где
приобрел помещение бывшей текстильной фабрики и разместил там свою новую фирму
«Франц Брозинчевич, Ветцикон» (Franz Brozincevic, Wetzikon) с известной
аббревиатурой ФБВ.
ФБВ АМ40, 1940 г.
ФБВ L50/70, 1967 г.
Грузовики она выпускала с 1919 г., а первым армейским автомобилем в 1935 г.
стала простая 5-тонная машина L50 на литых шинах. В середине 30-х гг. для
военно-воздушных сил Швейцарии фирма изготовила 6 тяжелых грузовиков «60-6R»
(6x4) с 90-сильным двигателем и двойной кабиной, в кузовах которых размещался
дополнительный 12-цилиндровый 365-сильный авиамотор для привода аэростатной
лебедки. С началом Второй мировой войны на ФБВ наладили выпуск 3,5-тонного
армейского грузовика АМ40, идентичного машинам «Заурер 2LC» (Saurer) и «Берна
2U», но оснащенного собственными 5,7-литровым дизелем мощностью 70 л.с. и
5-ступенчатой коробкой передач. Внешне он отличался защитной решеткой радиатора
с выгнутыми вверх поперечинами. Военные заказы позволили фирме в 1940 г.
изготовить рекордное количество автотехники - 156 грузовиков плюс 262 прицепа.
До 1950 г. машин серии АМ40 было собрано 262 экземпляра.
В рамках послевоенной программы переоснащения швейцарских вооруженных сил ФБВ
совместно с фирмами «Заурер» и «Берна» участвовала в разработке нового семейства
бескапотных грузовиков с колесной формулой 4x4. Ее роль ограничилась выпуском в
1951-60 гг. 171 экземпляра 5-тонной серии АХ40, включавшей бортовые грузовики,
самосвалы и цельнометаллические штабные фургоны. В отличие от идентичных
автомобилей «Заурер 4СМ» и «Берна 4UM» грузовик ФБВ получил собственные
6-цилиндровый дизель DD (8,6 л, 110 л.с.) с непосредственным впрыском, камерами
сгорания в головках поршней и 4-ступенчатую коробку передач. В 1957-58 г. фирма
построила небольшую партию 3,5-тонных машин АХ35 (4x4) с 4-цилиндровым
80-сильным двигателем и 5-ступенчатой коробкой. В 60-70-е гг. в национальных
вооруженных силах в небольших количествах использовались также доработанные
коммерческие автомобили ФБВ: бескапотные грузовики L50V с 210-сильным дизелем и
удлиненной кабиной фирмы «Хесс» (Hess), капотные самосвалы и топливозаправщики
на шасси L50/70 (4x2), LX50/70 (4x4), «80N» (6x4) и «80Х» (6х6), оборудованные
собственными дизельными моторами мощностью 200-320 л.с., механическими коробками
передач или автоматической «Эллисон» (Allison). В 1982 г. фирма ФБВ была
включена в состав концерна «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz), который на базе
заводов ФБВ и «Заурер» образовал свое швейцарское отделение НАВ (NAW). Последней
продукцией ФБВ военного назначения были планетарные коробки передач для
армейских грузовиков «Заурер 6DM/10DM».
ФБВ АХ40, 4X4, 1955 г.
ФБВ L50V-E3, 1972 г.
ФБВ АХ35, 4X4, 1958 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ФБВ
(FBW)
Ветцикон
Швейцария
1935-1985
Небольшая семейная фирма ФБВ, третий по величине швейцарский изготовитель
грузовых автомобилей, приобрела известность благодаря нетрадиционным
конструктивным решениям коммерческих машин, но в военную область внесла более
скромный вклад. Свою историю она ведет от основанной в Цюрихе в 1908 г.
мастерской механика Франца Брозинчевича (Franz Brozincevic), выходца из
Хорватии, собиравшей простые грузовики марки "Франц" (Franz). После того как ее
выкупила фирма "Берна" (Berna), Брозинчевич переехал в городок Ветцикон, где
приобрел помещение бывшей текстильной фабрики и разместил там свою новую фирму
"Франц Брозинчевич, Ветцикон" (Franz Brozincevic, Wetzikon) с известной
аббревиатурой ФБВ. Грузовики она выпускала с 1919 г., а первым армейским
автомобилем в 1935 г. стала простая 5-тонная машина L50 на литых шинах. В
середине 30-х гг. для военно-воздушных сил Швейцарии фирма изготовила 6 тяжелых
грузовиков "60-6R" (6x6) с 90-сильным двигателем и двойной кабиной, в кузовах
которых размещался дополнительный 12-цилиндровый 365-сильный авиамотор для
привода аэростатной лебедки. С началом Второй мировой войны на ФБВ наладили
выпуск 3,5-тонного армейского грузовика АМ40, идентичного машинам "Заурер 2LC" (Saurer)
и "Берна 2U", но оснащенного собственными 5,7-литровым дизелем мощностью 70 л.с.
и 5-ступенчатой коробкой передач. Внешне он отличался защитной решеткой
радиатора с выгнутыми вверх поперечинами. Военные заказы позволили фирме в 1940
г. изготовить рекордное количество автотехники - 156 грузовиков плюс 262
прицепа. До 1950 г. машин серии АМ40 было собрано 262 экземпляра.
В рамках послевоенной программы переоснащения швейцарских вооруженных сил ФБВ
совместно с фирмами "Заурер" и "Берна" участвовала в разработке нового семейства
бескапотных грузовиков с колесной формулой 4x4. Ее роль ограничилась выпуском в
1951-60 гг. 171 экземпляра 5-тонной серии АХ40, включавшей бортовые грузовики,
самосвалы и цельнометаллические штабные фургоны. В отличие от идентичных
автомобилей "Заурер 4СМ" и "Берна 4UM" грузовик ФБВ получил собственные
6-цилиндровый дизель DD (8,6 л, 110 л.с.) с непосредственным впрыском, камерами
сгорания в головках поршней и 4-ступенчатую коробку передач. В 1957-58 г. фирма
построила небольшую партию 3,5-тонных машин АХ35 (4x4) с 4-цилиндровым
80-сильным двигателем и 5-ступенчатой коробкой. В 60-70-е гг. в национальных
вооруженных силах в небольших количествах использовались также доработанные
коммерческие автомобили ФБВ: бескапотные грузовики L50V с 210-сильным дизелем и
удлиненной кабиной фирмы "Хесс" (Hess), капотные самосвалы и топливозаправщики
на шасси L50/70 (4x4), LX50/70 (4x4), "80N" (6x6) и "80Х" (6x6), оборудованные
собственными дизельными моторами мощностью 200-320 л.с., механическими коробками
передач или автоматической "Эллисон" (Allison). В 1982 г. фирма ФБВ была
включена в состав концерна "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), который на базе
заводов ФБВ и "Заурер" образовал свое швейцарское отделение НАВ (NAW). Последней
продукцией ФБВ военного назначения были планетарные коробки передач для
армейских грузовиков "Заурер 6DM/10DM".
ФБВ АМ40, 1940 г.
ФБВ АХ40, 4x4, 1955 г.
ФБВ АХ35, 4x4, 1958 г.
ФБВ L50/70, 1967 г.
ФБВ L50V-E3, 1972 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с