FBW
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ФБВ
(FBW)
Ветцикон
Швейцария
1935–1985
Небольшая семейная фирма ФБВ, третий по величине швейцарский изготовитель грузовых автомобилей, приобрела известность благодаря нетрадиционным конструктивным решениям коммерческих машин, но в военную область внесла более скромный вклад. Свою историю она ведет от основанной в Цюрихе в 1908 г. мастерской механика Франца Брозинчевича (Franz Brozincevic), выходца из Хорватии, собиравшей простые грузовики марки "Франц" (Franz). После того как ее выкупила фирма "Берна" (Berna), Брозинчевич переехал в городок Ветцикон, где приобрел помещение бывшей текстильной фабрики и разместил там свою новую фирму "Франц Брозинчевич, Ветцикон" (Franz Brozincevic, Wetzikon) с известной аббревиатурой ФБВ. Грузовики она выпускала с 1919 г., а первым армейским автомобилем в 1935 г. стала простая 5-тонная машина L50 на литых шинах. В середине 30-х гг. для военно-воздушных сил Швейцарии фирма изготовила 6 тяжелых грузовиков "60-6R" (6x6) с 90-сильным двигателем и двойной кабиной, в кузовах которых размещался дополнительный 12-цилиндровый 365-сильный авиамотор для привода аэростатной лебедки. С началом Второй мировой войны на ФБВ наладили выпуск 3,5-тонного армейского грузовика АМ40, идентичного машинам "Заурер 2LC" (Saurer) и "Берна 2U", но оснащенного собственными 5,7-литровым дизелем мощностью 70 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач. Внешне он отличался защитной решеткой радиатора с выгнутыми вверх поперечинами. Военные заказы позволили фирме в 1940 г. изготовить рекордное количество автотехники — 156 грузовиков плюс 262 прицепа. До 1950 г. машин серии АМ40 было собрано 262 экземпляра.
В рамках послевоенной программы переоснащения швейцарских вооруженных сил ФБВ совместно с фирмами "Заурер" и "Берна" участвовала в разработке нового семейства бескапотных грузовиков с колесной формулой 4x4. Ее роль ограничилась выпуском в 1951–60 гг. 171 экземпляра 5-тонной серии АХ40, включавшей бортовые грузовики, самосвалы и цельнометаллические штабные фургоны. В отличие от идентичных автомобилей "Заурер 4СМ" и "Берна 4UM" грузовик ФБВ получил собственные 6-цилиндровый дизель DD (8,6 л, 110 л.с.) с непосредственным впрыском, камерами сгорания в головках поршней и 4-ступенчатую коробку передач. В 1957–58 г. фирма построила небольшую партию 3,5-тонных машин АХ35 (4x4) с 4-цилиндровым 80-сильным двигателем и 5-ступенчатой коробкой. В 60–70-е гг. в национальных вооруженных силах в небольших количествах использовались также доработанные коммерческие автомобили ФБВ: бескапотные грузовики L50V с 210-сильным дизелем и удлиненной кабиной фирмы "Хесс" (Hess), капотные самосвалы и топливозаправщики на шасси L50/70 (4x4), LX50/70 (4x4), "80N" (6x6) и "80Х" (6x6), оборудованные собственными дизельными моторами мощностью 200–320 л.с., механическими коробками передач или автоматической "Эллисон" (Allison). В 1982 г. фирма ФБВ была включена в состав концерна "Даймлер-Бенц" (DaimlerBenz), который на базе заводов ФБВ и "Заурер" образовал свое швейцарское отделение НАВ (NAW). Последней продукцией ФБВ военного назначения были планетарные коробки передач для армейских грузовиков "Заурер 6DM/10DM".
ФБВ АМ40, 1940 г.
ФБВ АХ40, 4x4, 1955 г.
ФБВ АХ35, 4x4, 1958 г.
ФБВ L50/70, 1967 г.
ФБВ L50V-E3, 1972 г.