FIAT | |
999999999999999999999
|
ФИАТ
(FIAT)
Турин/Больцано, Италия, 1906-
11 июля 1899 г. девять итальянских бизнесменов и финансистов из провинции
Пьемонт подписали соглашение об организации акционерного общества «Итальянская
автомобильная фабрика в Турине» (Societa Anonirna Fabbrica Italiana di
Automobili Torino), ставшего впоследствии одним из крупнейших в мире
автомобильных концернов ФИАТ.
ФИАТ-4, 1910 г.
ФИАТ-15Тер, 1913 г.
ФИАТ-15Тер, 1915 г.
ФИАТ-18ВL, 1914 г.
ФИАТ-18BLR, 1915 г.
Начав свою деятельность с изготовления простой машины с 3,5-сильным мотором, в
первые годы XX века компания ФИАТ уже предлагала целое семейство мощных и
престижных легковых автомобилей, а в 1903 г. ввела в программу грузовик 24CV с
местом водителя над моторным отсеком. В итальянской армии он не применялся, а
первыми в 1906-07 гг. туда поступили легковые модели 18/24CV и 28/40CV,
служившие как штабные и санитарные машины. В 1910-е гг к ним присоединились
популярная 18-сильная модель «Дзеро» (Zero) и 6-местный ФИАТ-4 с 45-сильным
мотором, которым во время Первой мировой войны пользовался последний итальянский
король Виктор Эммануил III. Легковое шасси 50/60CV или «Типо-6» (Tipo) с
9-литровым мотором мощностью 75 л.с. послужило базой для бронеавтомобилей,
которые в 1915-17 гг. строили в Италии, Англии и на российском Ижорском заводе.
Выпускать армейские грузовики Италия начала чуть раньше, чем большинство других
стран мира. Итало-турецкая или Триполитанская война в Ливии 1911-12 гг.
подтолкнула ФИАТ к созданию гаммы легких, средних и тяжелых военных машин
конструкции Карло Кавалли (Carlo Cavalli). Ее открывали легкие фургоны, пикапы и
санитарные машины «2F» на легковом шасси ФИАТ-2 с 20-сильным мотором. В 1911 г.
появился первый 1,5-тонный грузовик «ФИАТ-15Бис» (Bis), рассчитанный на
эксплуатацию в Северной Африке и оборудованный моноблочным 4-цилиндровым мотором
(3052 см3, 20 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, открытой кабиной и
пневматическими шинами. Следом за ним появился промежуточный вариант «ФИАТ-15Та»
с более мощным мотором (3967 см3, 25 л.с.), представленный в 1912 г. на
Всероссийском конкурсе военных автомобилей. В боевых действиях в Ливии
использовался усиленный вариант «ФИАТ-15Тер» (Тег) с колесной базой 3070 мм,
прежним 20-сильным двигателем и карданным приводом. С 1913 г. на нем
устанавливали новый мотор «53А» (4396 см3, 30 л.с.), мощность которого в 1915 г.
повысили до 36 л.с. Он весил 2150 кг, имел запас хода 250 км, развивал скорость
50 км/ч и расходовал 28 л бензина на 100 км. На его шасси предлагались
санитарные, штабные и пожарные машины, прожекторные и генераторные станции,
передвижные мастерские, аэростатные лебедки, пулеметные и зенитные установки. В
1917-19 гг. на пока еще не достроенном московском автозаводе АМО было собрано
более 1,3 тыс. таких машин. Простой, прочный и недорогой «ФИАТ-15Тер»,
изготовлявшийся в Италии до 1922 г., стал не только основным транспортным
средством национальной армии, но и прообразом первого советского грузовика
АМО-Ф-15.
ФИАТ-20В, 1915 г.
ФИАТ-30А, 1915 г.
ФИАТ-508СМ Балилла-1100 Колониале, 1939 г.
Для итальянских войск в Ливии ФИАТ выпускал также модели «17», «17А», «18А»,
«18Р» и«18ВС» грузоподъемностью 2-3 т, оснащенные 4-цилиндровыми двигателями
мощностью 20-36 л.с., цепным приводом, литыми или пневматическими шинами. На
таких шасси в 1912 г. были построены первые бронеавтомобили полной массой 5,5 т
с двумя пулеметами, корпуса для которых изготовляли в Туринском арсенале.
В 1914 г., в преддверии Первой мировой войны, в которую Италия вступила год
спустя, ФИАТ начал производство еще двух известных грузовиков. Первый 3,5-тонный
«18ВL» отличался новым двигателем «64СА» (5,7 л, 38 л.с.) с алюминиевым картером
и коробкой передач, отнесенной к промежуточной оси, от которой крутящий момент
подавался на задние колеса увеличенного диаметра посредством бортовых цепных
передач. Его развитием стал 4-тонный «18BLR» с 40-сильным мотором «64DA». Эти
машины развивали скорость 25 км/ч, имели расход топлива 50-55 л на 100 км. На
них устанавливали самые разнообразные кузова, хирургические кабинеты и
фотолаборатории, а совместно с фирмой «Ансальдо» (Ansaldo) выпускали
бронеавтомобили «ФИАТ-Ансальдо 921» или ФИАТ-3000. Грузовиков серии «18В» было
изготовлено около 20 тыс. штук.
В 1915 г. в программу ФИАТа вошли тяжелые артиллерийские тягачи для буксировки
орудий калибра 149-260 мм. Машины оснащали 4-цилиндровым 10,6-литровым
двигателем «67А» и цепными передачами в герметичных кожухах, а их характерными
особенностями стали мощные П-образные подрамники, укрепленные по обеим сторонам
лонжеронной рамы, и задние колеса диаметром более 1 м с массивными литыми шинами
и съемными гусеничными траками системы Бонадженте (Bonagente). Первый капотный
65-сильный тягач ФИАТ-20В имел колесную базу 3520 мм и полезную нагрузку 3,5 т.
Второй 60-сильный ФИАТ-30А был бескапотным и на открытой платформе мог перевезти
7 т грузов или балласта. Они весили 7,2-8,0 т, развивали скорость 11-12 км/ч и
использовались вплоть до 1940 г. В общей сложности во время Первой мировой войны
на ФИАТе построили 35 тыс. военных машин, из них лишь 155 тяжелых тягачей.
Межвоенный период стал для компании ФИАТ достаточно плодотворным. В 1926 г. она
приобрела контрольный пакет акций фирмы СПА (SPA), что позволило в 1929 г.
образовать грузовой консорциум «ФИАТ Вэиколи Индустриали» (FIAT Veicoli
Industriali), в который в 1931 г. вошла фирма «Чейрано» (Ceirano). Объединение
их технических и финансовых возможностей дало возможность приступить к
формированию нового поколения военной автотехники. Основой штабных и санитарных
машин, легких военных фургонов и пикапов послужили серийные легковые автомобили
«ФИАТ-508 Балилла» (Balilla) и «518 Ардита» (Ardita), получившие в маркировке
дополнительную букву М (Militare). С середины 30-х гг. для итальянских войск,
расквартированных в Африке, ФИАТ изготовлял особые штабные варианты «Колониале»
(Coloniale) с упрощенными открытыми кузовами, дополнительными аккумуляторами,
емкостями для топлива и воды, размещенными на подножках. Наиболее известными
стали 30-сильные штабные машины «508СМ Балилла-1100», пикапы «508LRM» с 20-мм
зенитной пушкой и самый вместительный 5-местный вариант «2800СМС» с 2,8-литровым
85-сильным бензиновым мотором, весивший 2,4 т и развивавший скорость 115 км/ч.
ФИАТ-633NM, 1933 г.
ФИАТ-Ансальдо АВ611, 6X4, 1934 г.
ФИАТ-626ММ, 1939 г.
ФИАТ-666, 1940 г.
Основателем нового семейства военных грузовиков считается 3,5-тонный автомобиль
«621PN» (6x4) со всеми односкатными колесами, созданный на базе гражданского
грузовика «621N», на котором в конце 1930 г. установили первый предкамерный
4-цилиндровый дизельный двигатель ФИАТ (4,6 л, 53 л.с.). Для буксировки 75-мм
пушек, использовался тягач «621PNM» с задними двускатными колесами. Первым
специальным армейским грузовиком считается 5-тонный ФИАТ-633ММ, выпускавшийся в
1932-38 гг. Он получил новый 4-цилиндровый дизель (5,6 л, 50 л.с.),
4-ступенчатую коробку передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, главную
червячную передачу, механический привод тормозов, литые или пневматические шины.
В 1935 г. к нему присоединился вариант «633ВМ» с 80-сильным бензиновым
двигателем, задним блокируемым дифференциалом и вакуумным усилителем в тормозном
приводе. В 1933-39 гг. ФИАТ изготовлял 6,5-тонный «колониальный» грузовик
«634NM», оборудованный предкамерным 6-цилиндровым дизелем (8,4 л, 80 л.с.) с
раздельными головками на каждый цилиндр, сухим многодисковым сцеплением и
тормозной системой с тремя вакуумными усилителями. При буксировке 10-тонного
прицепа он развивал скорость 40 км/ч. В 30-е гг. в армии применялся также
1,2-тонный вариант «618М», а в 1934-35 гг. для участия в итало-эфиопской войне в
Сомали и Эритрее на шасси ФИАТ-611 (6x4) с 2,5-литровым 45-сильным бензиновым
мотором было построено 46 бронеавтомобилей «ФИАТ-Ансальдо АВ611» полной массой 7
т, оснащенных двумя пулеметами и 37-мм пушкой.
Следующий этап создания военных автомобилей относится к периоду Второй мировой
войны, когда Италия воевала не только в Европе, но и сражалась с британскими
войсками в Африке. К этому времени концерн ФИАТ совместно с фирмой СПА стал
главным итальянским изготовителем военной автотехники. В 1939 г. основным был
3-тонный грузовик ФИАТ-626NM с простой металлической кабиной над двигателем,
6-цилиндровым дизелем «326» (5,7 л, 65-70 л.с.) с непосредственным впрыском
топлива и камерами сгорания в поршнях, 5-ступенчатой коробкой передач,
гидропневматическим приводом тормозов и блокировкой заднего дифференциала. Его
вариантами стали ФИАТ-626BL с 75-сильным бензиновым мотором и полноприводный
«625NM» (4x4), остававшийся в производстве до 1950 г. В 1937 г. появился
бескапотный 6-тонный ФИАТ-666NM, который с 1939 г. серийно выпускался на новом
заводе в Мирафьори и стал первым итальянским стандартизованным армейским
грузовиком. На нем установили 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95-105 л.с.)
с четырьмя клапанами на цилиндр и 8-ступенчатую трансмиссию. Автомобиль развивал
скорость 48 км/ч и мог буксировать прицепы и пушки полной массой 12 т. Он
применялся на европейских фронтах, включая Восточный, и под индексом «666N7»
выпускался до 1948 г. Для Африки в 1942-44 гг. изготовляли его 5-тонный
110-сильный вариант «665NM» (4x4). Некоторые грузовики серии «666» снабжались
бронированными кабинами и кузовами.
ФИАТ SC727, 1943 г.
ФИАТ-1100BLR, 1949 г.
ФИАТ AR51 Кампаньола, 4X4, 1951 г.
В это же время ФИАТ собирал полугусеничный тягач SC727 для буксировки пушек
калибра 75-105 мм, аналогичный немецкой машине Sd.Kfz.11 фирмы «Ганомаг» (Hanomag).
Итальянский вариант получил верхнеклапанный 6-цилиндровый бензиновый мотор ФИАТ
(5,75 л, 100 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым редуктором и
8-местный грузопассажирский кузов с тентом, выпускавшийся на СПА. Кроме них
заводы ФИАТ, СПА и «Ансальдо» выпускали бронеавтомобили, танки и самоходные
артиллерийские установки. Падение фашистского режима в Италии в 1943 г.
позволило сохранить все крупные предприятия, которые продолжали стабильно
работать.
В первое послевоенное время в итальянскую армию стали поступать новые штабные и
санитарные машины на легковых шасси ФИАТ-1100Е и «1100BLR», грузопассажирские
автомобили «500С Тополино» (Topolino), фургоны «Мультипла» (Multipla) и пикапы
«1100Т». Главной новинкой начала 50-х гг. стал легкий многоцелевой
грузопассажирский автомобиль «Кампаньола» (Campagnola) 4x4, представлявший собой
итальянское видение идеи армейского джипа. Его разрабатывал известный
конструктор и дизайнер Данте Джакоза (Dante Giacosa), в то время главный инженер
ФИАТа. Впервые новая машина была представлена в сентябре 1951 г. на ярмарке в
Бари, а в декабре развернулось ее серийное производство. Разведывательный
6-местный автомобиль с колесной базой 2250 мм и полезной нагрузкой 500 кг
получил индекс AR51. Как и гражданский, он оснащался бензиновым 4-цилиндровым
двигателем ФИАТ-1900 (1901 см3, 59 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с
2-ступенчатой раздаточной, главными гипоидными передачами, передней независимой
рычажно-пружинной подвеской и механическим приводом барабанных тормозов. Его
особенностями были 3-местное переднее сиденье и открывавшиеся на 180° боковые
двери. Автомобиль полной массой 1720 кг развивал максимальную скорость 102 км/ч
и имел расход топлива 14 л на 100 км. С 1955 г. выпускали модернизированный
вариант AR55. Через четыре года появился усиленный 56-сильный джип AR59 полной
массой 1925 кг с гидроприводом тормозов и 24-вольтовым электрооборудованием,
выполненный по нормам НАТО и приспособленный для несения вооружения. Его
предлагали также с 1,9-литровым дизелем мощностью 47 л.с. До конца 1973 г.
армейских машин AR51/59 изготовили 39076 экземпляров. В 1974-79 гг. выпускался
джип AR73 или «Нуова Кампаньола» (Nuova Campagnola) с полезной нагрузкой 750 кг
и полной массой до 2420 кг. От прежних машин он отличался бензиновым 2-литровым
80-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой торсионной
подвеской, несущим цельнометаллическим открытым или закрытым кузовом на 6-9 мест
с новой передней облицовкой. Колесная база составляла 2300 или 2550 мм,
максимальная скорость - 115-120 км/ч. В 1979-87 гг. ФИАТ предлагал его вариант
«1107» с дизелем СОФИМ (SOFIM) мощностью 60-72 л.с. Новая «Кампаньола»
применялась в армии, подразделениях внутренней безопасности и Красного креста.
ФИАТ ТМ48, 4X4, 1948 г.
ФИАТ Довункуэ-50 (ТР50), 6X6, 1950 г.
ФИАТ-6601 (СМ52), 4X4, 1952 г.
ФИАТ-6602 (СР70), 4X4, 1970 г.
На переломе 40-50-х гг. ФИАТ приступил к замене своих довоенных армейских
грузовиков новыми, выполненными на серийных гражданских шасси. В 1948 г. на
смену серии «666» пришел 5-тонный ФИАТ-680NM, получивший военный индекс СР48 и
новый 6-цилиндровый дизель ФИАТ-368 (10,2 л, 110 л.с.). Через два года серию
«625/626» заменил вариант «639NM» (СМ50) 4x2 или 4x4 с дизельным двигателем
ФИАТ-364 (6,0 л, 65 л.с.). Первым специально разработанным в 1952 г. армейским
грузовиком считается 4-тонный ФИАТ-6601 (4х4) или СМ52 с задними двускатными
колесами, созданный на гражданском шасси «639N2» с 7,3-литровым дизелем
мощностью 89-92 л.с. В 50-е гг. он был основным стандартизованным автомобилем
итальянской армии, который известен в многочисленных исполнениях, а также
поставлялся в бывшие итальянские колонии в Африке, Мексику и Венесуэлу.
В послевоенное время компания СПА, некогда головной изготовитель армейских
грузовиков, оказалась на грани банкротства. В ноябре 1947 г. она окончательно
вошла в состав концерна ФИАТ и ее завод в Турине превратился в отделение
грузовых автомобилей ФИАТа. Так его программа пополнилась оригинальными военными
грузовиками и грузопассажирскими тягачами с открытыми кабинами, выполненными в
характерном итальянском стиле. В 1948 г. средний артиллерийский тягач СПА ТМ40
продолжил свою жизнь в модернизированном исполнении ФИАТ ТМ48 (4х4) для
буксировки пушек калибра 76-155 мм. Он получил дизель ФИАТ-368 мощностью 110
л.с., позволявший разгоняться до скорости 50 км/ч, и обновленный 8-местный кузов
с более вместительным задним грузовым отсеком и боковыми дверями. 140-сильный
вариант этого мотора установили на тяжелый тягач ТР50 для буксировки гаубиц. В
1950-53 гг. известный грузовик «СПА Довункуэ» (Dovunque) получил вторую жизнь
под маркой «ФИАТ Довункуэ-50» (6х6) или ТР50. Его оборудовали 132-сильным
вариантом мотора ФИАТ-368, 10-ступенчатой трансмиссией и новыми 12-местной
кабиной и бортовой платформой. Наиболее известным исполнением стала
ремонтно-эвакуационная машина с американским 10-тонным краном «Холмс» (Holmes),
находившаяся в эксплуатации до 70-х гг.
В конце 50-х гг. конструкторы ФИАТа приступили к созданию семейства
унифицированных авиатранспортабельных тактических грузовиков, удовлетворявших
требованиям НАТО и не имевших аналогов в гражданской программе. Новая серия
«6600» включала одни из наиболее оригинальных и передовых военных машин своего
времени, рассчитанных на установку различного вооружения и перспективу
длительной модернизации, однако просуществовала она лишь около 25 лет. Ее
родоначальниками стали грузовик ОМ-6600 (6х6), аналогичный американской машине
М54, и уже упомянутый ФИАТ-6601. В 1962 г. ФИАТ представил бескапотные прототипы
СР62 базовых автомобилей нового поколения с открытыми кабинами и откидным
лобовым стеклом, позволявшими сократить габаритную высоту до 2130 мм. Это были
4,5-тонный грузовик-тягач ФИАТ-6602 (4x4) с задними двускатными колесами и
5-тонный ФИАТ-6607 (6x6) со всеми односкатными, оснащенные 6-цилиндровым
бензиновым двигателем ФИАТ-219В (8,0 л, 162 л.с.), 8-ступенчатой коробкой
передач и гидроусилителем рулевого механизма.
ФИАТ-6607 (CP70), 6X6, 1970 г.
ФИАТ-6605AG (TM69FM), 6X6, 1974 г.
ФИАТ-6615АМ (BLC-124), 4X4, 1975 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ VCL, 4X4, 1972 г.
ФИАТ-6640А, 4X4, 1973 г.
Выпускавшиеся серийно с 1970 г. варианты СР70 (4x4/6x6) комплектовались
9,8-литровым дизелем в 193 л.с., имели колесную базу 3570 и 4195 мм, весили
7,5-8,8 т и развивали скорость до 75 км/ч. В декабре 1973 г. на вооружение был
принят также 6-тонный грузовик ФИАТ-6607СМ (6x6) полной массой 15 т. В 1965 г.
ФИАТ представил два опытных артиллерийских тягача с колесной формулой 6х6 и
открытой двухрядной кабиной на 6-10 мест - легкий 162-сильный TL65 (последняя
модернизация «Довункуэ») и средний ТМ65 с 6-цилиндровым бензиновым мотором
ФИАТ-203В (10,7 л, 206 л.с.), выполненный на шасси «6607». Первый вошел в серию
«6606», но так и остался опытным образцом. Второй через четыре года появился в
исполнении ТМ69 с новым 6-цилиндровым дизельным двигателем ФИАТ-8210 (13,8 л,
220 л.с.), образовав последнюю военную гамму ФИАТ-6605. Он имел колесную базу
3901 мм, собственную массу 11,9 т, развивал скорость 91 км/ч и мог буксировать
орудия массой до 17 т. В начале 70-х гг. эту серию пополнили 7,5-тонный
тактический грузовик ФИАТ-6605А с 260-сильным двигателем и 2-местной кабиной,
тягач «6605FH» для буксировки стандартизованной 155-мм гаубицы FH70 и перевозки
амуниции, а также эвакуационная машина «6605AG» (TM69FM) с 5-тонным краном.
В 1973-75 гг. в серию «6600» вошли еще две оригинальные машины, совершенно не
характерные для ФИАТа. Первым был опытный авиатранспортабельный плавающий джип
ФИАТ-6615AM (BLC-124) 4x4 грузоподъемностью до 750 кг с несущим
цельнометаллическим кузовом длиной 3237 мм, в центральной части которого
установили мотор ФИАТ-124 (1,2 л, 40 л.с.) и 5-ступенчатую коробку передач. Свое
стремление создавать легкие военные машины ФИАТ продемонстрировал еще в 60-е
гг., участвуя в проекте «Европейский джип», который он разрабатывал совместно с
фирмами МАН (MAN) и САВИЭМ (SAVIEM). В 1972 г. были созданы опытные образцы
плавающего автомобиля VCL (4x4), известного под маркой ФИАТ-МАН-САВИЭМ или ФМС
(FMS). Он имел несущий 6-местный водоизмещающий корпус с задним расположением
силового агрегата и трехлопастным гребным винтом, который в итальянском варианте
оснащался 2-литровым бензиновым двигателем и трансмиссией от автомобиля
«Кампаньола». На шоссе джип развивал скорость 100 км/ч, на воде - 7,5 км/ч.
Первоначальный заказ на такие машины достигал 30 тыс. штук, но ни одну из них
серийно не выпускали. Более удачной оказалась судьба 2-тонной амфибии ФИАТ-6640А
(4x4), созданной в 1973 г. и применявшейся в инженерных войсках, подразделениях
гражданской обороны и Красного креста. Она снабжалась несущим сварным
алюминиевым кузовом, 117-сильным дизелем ФИАТ-8060, 10-ступенчатой трансмиссией,
независимой подвеской, 4-лопастным гребным винтом, на шоссе развивала 90 км/ч и
на воде - 11 км/ч. Одновременно был создан прототип тяжелого 450-сильного
танкового тягача ФИАТ-6623С (6x6), выпускавшегося затем под индексом «320РТМ45».
ФИАТ-6614ВМ, 4X4, 1975 г.
ФИАТ-6616А, 4X4, 1976 г.
С середины 60-х гг. ФИАТ совместно с военно-промышленной компанией «ОТО-Мелара»
(OTO-Melara) занимался созданием плавающих бронированных машин 4x4 боевой массой
8,0-8,5 т, также входивших в семейство «6600». В 1970 г. был представлен первый
образец бронеавтомобиля ФИАТ-6616, известного также как «ФИАТ-ОТО-Мелара» и
принятого на вооружение в 1976 г. под индексом «6616А». Он снабжался задним
многотопливным дизелем ФИАТ-8062 (5,2 л, 145 л.с.) с турбонаддувом,
5-ступенчатой коробкой передач, передней лебедкой и башней с 20-мм пушкой и
пулеметом. С ним были унифицированы 10-местные бронетранспортеры «6614ВМ/СМ» с
двигателями мощностью 117 и 128 л.с. в правой передней части корпуса. Эти машины
развивали максимальную скорость по шоссе 95 км/ч, на воде - 5,0 км/ч. До 1984 г.
их собрали около 400 единиц.
Превратившись в один из крупнейших в мире автомобильных концернов, в 60-е гг.
ФИАТ присоединил к себе французскую фирму «Юник» (Unic), а также итальянские ОМ
и «Лянча» (Lancia) из Больцано, от которой ему достались армейские машины
«65РМ», «75РМ» и «80РМ» (4x4) грузоподъемностью 1,5-4,0 т. В ноябре 1974 г. ФИАТ
подписал соглашение с немецким концерном «Клёкнер-Хумбольдт-Дойц»
(Klockner-Humboldt-Deutz) об образовании с 1 января 1975 г. транснационального
изготовителя грузовиков ИВЕКО (IVECO). После этого немногие сохранившиеся
военные модели были модернизированы и выпускались под маркой ИВЕКО-ФИАТ. С тех
пор для вооруженных сил Италии и других стран ФИАТ предлагает свои серийные
легковые автомобили, пикапы и легкие фургоны.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ФИАТ
(FIAT)
Турин/Больцано
Италия
1906-
11 июля 1899 г. девять итальянских бизнесменов и финансистов из провинции
Пьемонт подписали соглашение об организации акционерного общества "Итальянская
автомобильная фабрика в Турине" (Societa Anonima Fabbrica Italiana di Automobili
Torino), ставшего впоследствии одним из крупнейших в мире автомобильных
концернов ФИАТ. Начав свою деятельность с изготовления простой машины с
3,5-сильным мотором, в первые годы ХХ века компания ФИАТ уже предлагала целое
семейство мощных и престижных легковых автомобилей, а в 1903 г. ввела в
программу грузовик 24CV с местом водителя над моторным отсеком. В итальянской
армии он не применялся, а первыми в 1906-07 гг. туда поступили легковые модели
18/24CV и 28/40CV, служившие как штабные и санитарные машины. В 1910-е гг. к ним
присоединились популярная 18-сильная модель "Дзеро" (Zero) и 6-местный ФИАТ-4 с
45-сильным мотором, которым во время Первой мировой войны пользовался последний
итальянский король Виктор Эммануил III. Легковое шасси 50/60CV или "Типо-6" (Tipo)
с 9-литровым мотором мощностью 75 л.с. послужило базой для бронеавтомобилей,
которые в 1915-17 гг. строили в Италии, Англии и на российском Ижорском заводе.
Выпускать армейские грузовики Италия начала чуть раньше, чем большинство других
стран мира. Итало-турецкая или Триполитанская война в Ливии 1911-12 гг.
подтолкнула ФИАТ к созданию гаммы легких, средних и тяжелых военных машин
конструкции Карло Кавалли (Carlo Cavalli). Ее открывали легкие фургоны, пикапы и
санитарные машины "2F" на легковом шасси ФИАТ-2 с 20-сильным мотором. В 1911 г.
появился первый 1,5-тонный грузовик "ФИАТ-15Бис" (Bis), рассчитанный на
эксплуатацию в Северной Африке и оборудованный моноблочным 4-цилиндровым мотором
(3052 см3, 20 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, открытой кабиной и
пневматическими шинами. Следом за ним появился промежуточный вариант "ФИАТ-15Та"
с более мощным мотором (3967 см3, 25 л.с.), представленный в 1912 г. на
Всероссийском конкурсе военных автомобилей. В боевых действиях в Ливии
использовался усиленный вариант "ФИАТ-15Тер" (Ter) с колесной базой 3070 мм,
прежним 20-сильным двигателем и карданным приводом. С 1913 г. на нем
устанавливали новый мотор "53А" (4396 см3, 30 л.с.), мощность которого в 1915 г.
повысили до 36 л.с. Он весил 2150 кг, имел запас хода 250 км, развивал скорость
50 км/ч и расходовал 28 л бензина на 100 км. На его шасси предлагались
санитарные, штабные и пожарные машины, прожекторные и генераторные станции,
передвижные мастерские, аэростатные лебедки, пулеметные и зенитные установки. В
1917-19 гг. на пока еще не достроенном московском автозаводе АМО было собрано
более 1,3 тыс. таких машин. Простой, прочный и недорогой "ФИАТ-15Тер",
изготовлявшийся в Италии до 1922 г., стал не только основным транспортным
средством национальной армии, но и прообразом первого советского грузовика
АМО-Ф-15. Для итальянских войск в Ливии ФИАТ выпускал также модели "17", "17А",
"18А", "18Р" и "18ВС" грузоподъемностью 2-3 т, оснащенные 4-цилиндровыми
двигателями мощностью 20-36 л.с., цепным приводом, литыми или пневматическими
шинами. На таких шасси в 1912 г. были построены первые бронеавтомобили полной
массой 5,5 т с двумя пулеметами, корпуса для которых изготовляли в Туринском
арсенале.
В 1914 г., в преддверии Первой мировой войны, в которую Италия вступила год
спустя, ФИАТ начал производство еще двух известных грузовиков. Первый 3,5-тонный
"18BL" отличался новым двигателем "64СА" (5,7 л, 38 л.с.) с алюминиевым картером
и коробкой передач, отнесенной к промежуточной оси, от которой крутящий момент
подавался на задние колеса увеличенного диаметра посредством бортовых цепных
передач. Его развитием стал 4-тонный "18BLR" с 40-сильным мотором "64DA". Эти
машины развивали скорость 25 км/ч, имели расход топлива 50-55 л на 100 км. На
них устанавливали самые разнообразные кузова, хирургические кабинеты и
фотолаборатории, а совместно с фирмой "Ансальдо" (Ansaldo) выпускали
бронеавтомобили "ФИАТ-Ансальдо 921" или ФИАТ-3000. Грузовиков серии "18В" было
изготовлено около 20 тыс. штук.
В 1915 г. в программу ФИАТа вошли тяжелые артиллерийские тягачи для буксировки
орудий калибра 149-260 мм. Машины оснащали 4-цилиндровым 10,6-литровым
двигателем "67А" и цепными передачами в герметичных кожухах, а их характерными
особенностями стали мощные П-образные подрамники, укрепленные по обеим сторонам
лонжеронной рамы, и задние колеса диаметром более 1 м с массивными литыми шинами
и съемными гусеничными траками системы Бонадженте (Bonagente). Первый капотный
65-сильный тягач ФИАТ-20В имел колесную базу 3520 мм и полезную нагрузку 3,5 т.
Второй 60-сильный ФИАТ-30А был бескапотным и на открытой платформе мог перевезти
7 т грузов или балласта. Они весили 7,2-8,0 т, развивали скорость 11-12 км/ч и
использовались вплоть до 1940 г. В общей сложности во время Первой мировой войны
на ФИАТе построили 35 тыс. военных машин, из них лишь 155 тяжелых тягачей.
Межвоенный период стал для компании ФИАТ достаточно плодотворным. В 1926 г. она
приобрела контрольный пакет акций фирмы СПА (SPA), что позволило в 1929 г.
образовать грузовой консорциум "ФИАТ Вэиколи Индустриали" (FIAT Veicoli
Industriali), в который в 1931 г. вошла фирма "Чейрано" (Ceirano). Объединение
их технических и финансовых возможностей дало возможность приступить к
формированию нового поколения военной автотехники. Основой штабных и санитарных
машин, легких военных фургонов и пикапов послужили серийные легковые автомобили
"ФИАТ-508 Балилла" (Balilla) и "518 Ардита" (Ardita), получившие в маркировке
дополнительную букву М (Militare). С середины 30-х гг. для итальянских войск,
расквартированных в Африке, ФИАТ изготовлял особые штабные варианты "Колониале"
(Coloniale) с упрощенными открытыми кузовами, дополнительными аккумуляторами,
емкостями для топлива и воды, размещенными на подножках. Наиболее известными
стали 30-сильные штабные машины "508СМ Балилла-1100", пикапы "508LRM" с 20-мм
зенитной пушкой и самый вместительный 5-местный вариант "2800СМС" с 2,8-литровым
85-сильным бензиновым мотором, весивший 2,4 т и развивавший скорость 115 км/ч.
Основателем нового семейства военных грузовиков считается 3,5-тонный автомобиль
"621PN" (6x6) со всеми односкатными колесами, созданный на базе гражданского
грузовика "621N", на котором в конце 1930 г. установили первый предкамерный
4-цилиндровый дизельный двигатель ФИАТ (4,6 л, 53 л.с.). Для буксировки 75-мм
пушек использовался тягач "621PNM" с задними двускатными колесами. Первым
специальным армейским грузовиком считается 5-тонный ФИАТ-633NM, выпускавшийся в
1932-38 гг. Он получил новый 4-цилиндровый дизель (5,6 л, 50 л.с.),
4-ступенчатую коробку передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, главную
червячную передачу, механический привод тормозов, литые или пневматические шины.
В 1935 г. к нему присоединился вариант "633ВМ" с 80-сильным бензиновым
двигателем, задним блокируемым дифференциалом и вакуумным усилителем в тормозном
приводе. В 1933-39 гг. ФИАТ изготовлял 6,5-тонный "колониальный" грузовик
"634NМ", оборудованный предкамерным 6-цилиндровым дизелем (8,4 л, 80 л.с.) с
раздельными головками на каждый цилиндр, сухим многодисковым сцеплением и
тормозной системой с тремя вакуумными усилителями. При буксировке 10-тонного
прицепа он развивал скорость 40 км/ч. В 30-е гг. в армии применялся также
1,2-тонный вариант "618М", а в 1934-35 гг. для участия в итало-эфиопской войне в
Сомали и Эритрее на шасси ФИАТ-611 (6x6) с 2,5-литровым 45-сильным бензиновым
мотором было построено 46 бронеавтомобилей "ФИАТ-Ансальдо АВ611" полной массой 7
т, оснащенных двумя пулеметами и 37-мм пушкой.
Следующий этап создания военных автомобилей относится к периоду Второй мировой
войны, когда Италия воевала не только в Европе, но и сражалась с британскими
войсками в Африке. К этому времени концерн ФИАТ совместно с фирмой СПА стал
главным итальянским изготовителем военной автотехники. В 1939 г. основным был
3-тонный грузовик ФИАТ-626NM с простой металлической кабиной над двигателем,
6-цилиндровым дизелем "326" (5,7 л, 65-70 л.с.) с непосредственным впрыском
топлива и камерами сгорания в поршнях, 5-ступенчатой коробкой передач,
гидропневматическим приводом тормозов и блокировкой заднего дифференциала. Его
вариантами стали ФИАТ-626BL с 75-сильным бензиновым мотором и полноприводный
"625NM" (4x4), остававшийся в производстве до 1950 г. В 1937 г. появился
бескапотный 6-тонный ФИАТ-666NM, который с 1939 г. серийно выпускался на новом
заводе в Мирафьори и стал первым итальянским стандартизованным армейским
грузовиком. На нем установили 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95-105 л.с.)
с четырьмя клапанами на цилиндр и 8-ступенчатую трансмиссию. Автомобиль развивал
скорость 48 км/ч и мог буксировать прицепы и пушки полной массой 12 т. Он
применялся на европейских фронтах, включая Восточный, и под индексом "666N7"
выпускался до 1948 г. Для Африки в 1942-44 гг. изготовляли его 5-тонный
110-сильный вариант "665NM" (4x4). Некоторые грузовики серии "666" снабжались
бронированными кабинами и кузовами. В это же время ФИАТ собирал полугусеничный
тягач SC727 для буксировки пушек калибра 75-105 мм, аналогичный немецкой машине
Sd.Kfz.11 фирмы "Ганомаг" (Hanomag). Итальянский вариант получил верхнеклапанный
6-цилиндровый бензиновый мотор ФИАТ (5,75 л, 100 л.с.), 5-ступенчатую коробку
передач с 2-ступенчатым редуктором и 8-местный грузопассажирский кузов с тентом,
выпускавшийся на СПА. Кроме них заводы ФИАТ, СПА и "Ансальдо" выпускали
бронеавтомобили, танки и самоходные артиллерийские установки. Падение
фашистского режима в Италии в 1943 г. позволило сохранить все крупные
предприятия, которые продолжали стабильно работать.
В первое послевоенное время в итальянскую армию стали поступать новые штабные и
санитарные машины на легковых шасси ФИАТ-1100Е и "1100BLR", грузопассажирские
автомобили "500С Тополино" (Topolino), фургоны "Мультипла" (Multipla) и пикапы
"1100Т". Главной новинкой начала 50-х гг. стал легкий многоцелевой
грузопассажирский автомобиль "Кампаньола" (Campagnola) 4x4, представлявший собой
итальянское видение идеи армейского джипа. Его разрабатывал известный
конструктор и дизайнер Данте Джакоза (Dante Giacosa), в то время главный инженер
ФИАТа. Впервые новая машина была представлена в сентябре 1951 г. на ярмарке в
Бари, а в декабре развернулось ее серийное производство. Разведывательный
6-местный автомобиль с колесной базой 2250 мм и полезной нагрузкой 500 кг
получил индекс AR51. Как и гражданский, он оснащался бензиновым 4-цилиндровым
двигателем ФИАТ-1900 (1901 см3, 59 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с
2-ступенчатой раздаточной, главными гипоидными передачами, передней независимой
рычажно-пружинной подвеской и механическим приводом барабанных тормозов. Его
особенностями были 3-местное переднее сиденье и открывавшиеся на 180° боковые
двери. Автомобиль полной массой 1720 кг развивал максимальную скорость 102 км/ч
и имел расход топлива 14 л на 100 км. С 1955 г. выпускали модернизированный
вариант AR55. Через четыре года появился усиленный 56-сильный джип AR59 полной
массой 1925 кг с гидроприводом тормозов и 24-вольтовым электрооборудованием,
выполненный по нормам НАТО и приспособленный для несения вооружения. Его
предлагали также с 1,9-литровым дизелем мощностью 47 л.с. До конца 1973 г.
армейских машин AR51/59 изготовили 39076 экземпляров. В 1974-79 гг. выпускался
джип AR73 или "Нуова Кампаньола" (Nuova Campagnola) с полезной нагрузкой 750 кг
и полной массой до 2420 кг. От прежних машин он отличался бензиновым 2-литровым
80-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой торсионной
подвеской, несущим цельнометаллическим открытым или закрытым кузовом на 6-9 мест
с новой передней облицовкой. Колесная база составляла 2300 или 2550 мм,
максимальная скорость - 115-120 км/ч. В 1979-87 гг. ФИАТ предлагал его вариант
"1107" с дизелем СОФИМ (SOFIM) мощностью 60-72 л.с. Новая "Кампаньола"
применялась в армии, подразделениях внутренней безопасности и Красного креста.
На переломе 40-50-х гг. ФИАТ приступил к замене своих довоенных армейских
грузовиков новыми, выполненными на серийных гражданских шасси. В 1948 г. на
смену серии "666" пришел 5-тонный ФИАТ 680NM, получивший военный индекс СР48 и
новый 6-цилиндровый дизель ФИАТ-368 (10,2 л, 110 л.с.). Через два года серию
"625/626" заменил вариант "639NM" (CM50) 4x4 или 4x4 с дизельным двигателем
ФИАТ-364 (6,0 л, 65 л.с.). Первым специально разработанным в 1952 г. армейским
грузовиком считается 4-тонный ФИАТ-6601 (4x4) или СМ52 с задними двускатными
колесами, созданный на гражданском шасси "639N2" с 7,3-литровым дизелем
мощностью 89-92 л.с. В 50-е гг. он был основным стандартизованным автомобилем
итальянской армии, который известен в многочисленных исполнениях, а также
поставлялся в бывшие итальянские колонии в Африке, Мексику и Венесуэлу.
В послевоенное время компания СПА, некогда головной изготовитель армейских
грузовиков, оказалась на грани банкротства. В ноябре 1947 г. она окончательно
вошла в состав концерна ФИАТ и ее завод в Турине превратился в отделение
грузовых автомобилей ФИАТа. Так его программа пополнилась оригинальными военными
грузовиками и грузопассажирскими тягачами с открытыми кабинами, выполненными в
характерном итальянском стиле. В 1948 г. средний артиллерийский тягач СПА ТМ40
продолжил свою жизнь в модернизированном исполнении ФИАТ ТМ48 (4x4) для
буксировки пушек калибра 76-155 мм. Он получил дизель ФИАТ-368 мощностью 110
л.с., позволявший разгоняться до скорости 50 км/ч, и обновленный 8-местный кузов
с более вместительным задним грузовым отсеком и боковыми дверями. 140-сильный
вариант этого мотора установили на тяжелый тягач ТР50 для буксировки гаубиц. В
1950-53 гг. известный грузовик "СПА Довункуэ" (Dovunque) получил вторую жизнь
под маркой "ФИАТ Довункуэ-50" (6x6) или ТР50. Его оборудовали 132-сильным
вариантом мотора ФИАТ-368, 10-ступенчатой трансмиссией и новыми 12-местной
кабиной и бортовой платформой. Наиболее известным исполнением стала
ремонтно-эвакуационная машина с американским 10-тонным краном "Холмс" (Holmes),
находившаяся в эксплуатации до 70-х гг.
В конце 50-х гг. конструкторы ФИАТа приступили к созданию семейства
унифицированных авиатранспортабельных тактических грузовиков, удовлетворявших
требованиям НАТО и не имевших аналогов в гражданской программе. Новая серия
"6600" включала одни из наиболее оригинальных и передовых военных машин своего
времени, рассчитанных на установку различного вооружения и перспективу
длительной модернизации, однако просуществовала она лишь около 25 лет. Ее
родоначальниками стали грузовик ОМ-6600 (6x6), аналогичный американской машине
М54, и уже упомянутый ФИАТ-6601. В 1962 г. ФИАТ представил бескапотные прототипы
СР62 базовых автомобилей нового поколения с открытыми кабинами и откидным
лобовым стеклом, позволявшими сократить габаритную высоту до 2130 мм. Это были
4,5-тонный грузовик-тягач ФИАТ-6602 (4x4) с задними двускатными колесами и
5-тонный ФИАТ-6607 (6x6) со всеми односкатными, оснащенные 6-цилиндровым
бензиновым двигателем ФИАТ-219В (8,0 л, 162 л.с.), 8-ступенчатой коробкой
передач и гидроусилителем рулевого механизма. Выпускавшиеся серийно с 1970 г.
варианты СР70 (4x4/6x6) комплектовались 9,8-литровым дизелем в 193 л.с., имели
колесную базу 3570 и 4195 мм, весили 7,5-8,8 т и развивали скорость до 75 км/ч.
В декабре 1973 г. на вооружение был принят также 6-тонный грузовик ФИАТ-6607СМ
(6x6) полной массой 15 т. В 1965 г. ФИАТ представил два опытных артиллерийских
тягача с колесной формулой 6x6 и открытой двухрядной кабиной на 6-10 мест -
легкий 162-сильный TL65 (последняя модернизация "Довункуэ") и средний ТМ65 с
6-цилиндровым бензиновым мотором ФИАТ-203В (10,7 л, 206 л.с.), выполненный на
шасси "6607". Первый вошел в серию "6606", но так и остался опытным образцом.
Второй через четыре года появился в исполнении ТМ69 с новым 6-цилиндровым
дизельным двигателем ФИАТ-8210 (13,8 л, 220 л.с.), образовав последнюю военную
гамму ФИАТ-6605. Он имел колесную базу 3901 мм, собственную массу 11,9 т,
развивал скорость 91 км/ч и мог буксировать орудия массой до 17 т. В начале 70-х
гг. эту серию пополнили 7,5-тонный тактический грузовик ФИАТ-6605А с 260-сильным
двигателем и 2-местной кабиной, тягач "6605FH" для буксировки стандартизованной
155-мм гаубицы FH70 и перевозки амуниции, а также эвакуационная машина "6605AG"
(TM69FM) с 5-тонным краном.
В 1973-75 гг. в серию "6600" вошли еще две оригинальные машины, совершенно не
характерные для ФИАТа. Первым был опытный авиатранспортабельный плавающий джип
ФИАТ-6615АМ (BLC-124) 4x4 грузоподъемностью до 750 кг с несущим
цельнометаллическим кузовом длиной 3237 мм, в центральной части которого
установили мотор ФИАТ-124 (1,2 л, 40 л.с.) и 5-ступенчатую коробку передач. Свое
стремление создавать легкие военные машины ФИАТ продемонстрировал еще в 60-е
гг., участвуя в проекте "Европейский джип", который он разрабатывал совместно с
фирмами МАН (MAN) и САВИЭМ (SAVIEM). В 1972 г. были созданы опытные образцы
плавающего автомобиля VCL (4x4), известного под маркой ФИАТ-МАН-САВИЭМ или ФМС
(FMS). Он имел несущий 6-местный водоизмещающий корпус с задним расположением
силового агрегата и трехлопастным гребным винтом, который в итальянском варианте
оснащался 2-литровым бензиновым двигателем и трансмиссией от автомобиля
"Кампаньола". На шоссе джип развивал скорость 100 км/ч, на воде - 7,5 км/ч.
Первоначальный заказ на такие машины достигал 30 тыс. штук, но ни одну из них
серийно не выпускали. Более удачной оказалась судьба 2-тонной амфибии ФИАТ-6640А
(4x4), созданной в 1973 г. и применявшейся в инженерных войсках, подразделениях
гражданской обороны и Красного креста. Она снабжалась несущим сварным
алюминиевым кузовом, 117-сильным дизелем ФИАТ-8060, 10-ступенчатой трансмиссией,
независимой подвеской, 4-лопастным гребным винтом, на шоссе развивала 90 км/ч и
на воде - 11 км/ч. Одновременно был создан прототип тяжелого 450-сильного
танкового тягача ФИАТ-6623G (6x6), выпускавшегося затем под индексом "320РТМ45".
С середины 60-х гг. ФИАТ совместно с военно-промышленной компанией "ОТО-Мелара"
(OTO-Melara) занимался созданием плавающих бронированных машин 4x4 боевой массой
8,0-8,5 т, также входивших в семейство "6600". В 1970 г. был представлен первый
образец бронеавтомобиля ФИАТ-6616, известного также как "ФИАТ-ОТО-Мелара" и
принятого на вооружение в 1976 г. под индексом "6616А". Он снабжался задним
многотопливным дизелем ФИАТ-8062 (5,2 л, 145 л.с.) с турбонаддувом,
5-ступенчатой коробкой передач, передней лебедкой и башней с 20-мм пушкой и
пулеметом. С ним были унифицированы 10-местные бронетранспортеры "6614ВМ/СМ" с
двигателями мощностью 117 и 128 л.с. в правой передней части корпуса. Эти машины
развивали максимальную скорость по шоссе 95 км/ч, на воде - 5,0 км/ч. До 1984 г.
их собрали около 400 единиц.
Превратившись в один из крупнейших в мире автомобильных концернов, в 60-е гг.
ФИАТ присоединил к себе французскую фирму "Юник" (Unic), а также итальянские ОМ
и "Лянча" (Lancia) из Больцано, от которой ему достались армейские машины
"65РМ", "75РМ" и "80РМ" (4x4) грузоподъемностью 1,5-4,0 т. В ноябре 1974 г. ФИАТ
подписал соглашение с немецким концерном "Клёкнер-Хумбольдт-Дойц"
(Klockner-Humboldt-Deutz) об образовании с 1 января 1975 г. транснационального
изготовителя грузовиков ИВЕКО (IVECO). После этого немногие сохранившиеся
военные модели были модернизированы и выпускались под маркой ИВЕКО-ФИАТ. С тех
пор для вооруженных сил Италии и других стран ФИАТ предлагает свои серийные
легковые автомобили, пикапы и легкие фургоны.
ФИАТ-4, 1910 г.
ФИАТ-15Тер, 1913 г.
ФИАТ-18BL, 1914 г.
ФИАТ-15Тер, 1915 г.
ФИАТ-18BLR, 1915 г.
ФИАТ-20В, 1915 г.
ФИАТ-30А, 1915 г.
ФИАТ-633NM, 1933 г.
ФИАТ-Ансальдо АВ611, 6x6, 1934 г.
ФИАТ-508СМ Балилла-1100 Колониале, 1939 г.
ФИАТ-626NM, 1939 г.
ФИАТ-666NM, 1940 г.
ФИАТ SC727, 1943 г.
ФИАТ ТМ48, 4x4, 1948 г.
ФИАТ-1100BLR, 1949 г.
ФИАТ Довункуэ-50 (ТР50), 6x6, 1950 г.
ФИАТ-6601 (СM52), 4x4, 1952 г.
ФИАТ AR59 Кампаньола, 4x4, 1959 г.
ФИАТ-6605N (TM69), 6x6, 1969 г.
ФИАТ-6602 (СР70), 4x4, 1970 г.
ФИАТ-6607 (СР70), 6x6, 1970 г.
ФИАТ-МАН-САВИЭМ VCL, 4x4, 1972 г.
ФИАТ-6640А, 4x4, 1973 г.
ФИАТ-6614ВМ, 4x4, 1975 г.
ФИАТ-6615АМ (BLC-124), 4x4, 1975 г.
ФИАТ-6616А, 4x4, 1976 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с