FN | |
999999999999999999999
|
ФН
(FN)
Льеж-Эрсталь/Брюгге, Бельгия, 1914-1968
Легковые автомобили, выпускавшиеся Бельгийской национальной оружейной фабрикой
ФН (Fabrique National d'Armes de Guerre, FN), применялись во время Первой
мировой войны, а к изготовлению армейских грузовиков фирма приступила лишь в
начале 30-х гг. Первым специальным военным автомобилем ФН считается 8-местный
грузопассажирский вариант «Колониаль» (Coloniale) с рядным 8-цилиндровым
60-сильным мотором, передней независимой подвеской и колесами большого диаметра,
созданный на шасси 2,5-тонного грузовика для армий африканских колоний Бельгии.
По соглашению с фирмой «Ситроен» (Citroen) в 1934-40 гг. было изготовлено 130
полугусеничных артиллерийских тягачей «ФН-Кегресс», основой которых послужил
грузовик «Минерва» (Minerva) с 6-цилиндровым мотором (4,0 л, 55-60 л.с.) или
8-цилиндровым двигателем ФН.
ФН-Кегресс, 1934 г.
ФН-63Р, 4X4, 1938 г.
ФН Трикар Т3, 3X2, 1940 г.
ФН-Броссель-Мьессе 62C4RM, 4X4, 1954 г.
ФН-62Р-АВ, 4X4, 1966 г.
ФН AS24, 3X2, 1964 г.
В 1936 г. фирма разработала первый бескапотный 5-тонный полноприводный армейский
грузовик «63С» (4x4) с 4,0-литровым силовым агрегатом, который в варианте
легкого тягача «63Р» предполагалось поставлять в польскую армию. До оккупации
Бельгии в 1940 г. машин серии «63» удалось построить 500 экземпляров.
Одновременно на базе своих серийных мотоциклов компания ФН выпускала
универсальное 3-колесное шасси «Трикар» (Tricar) грузоподъемностью 550-675 кг,
служившее в бельгийской армии для доставки мелких грузов, разведки, установки
пулеметов и 20-мм зенитных орудий. Базовый вариант Т3 (12Т3) оснащался
оппозитным 2-цилиндровым мотоциклетным мотором (992 см3, 22 л.с.), 3- или
4-ступенчатой коробкой с 2-ступенчатым редуктором и передачей заднего хода,
механическим приводом тормозов и задним мостом автомобильного типа на рессорной
подвеске. Длиннобазная модель имела индекс Т8. В 1939-40 гг. был собран 331
экземпляр «Трикара».
В 1947-49 гг. фирмы ФН, «Броссель» (Brossel) и «Мьессе» (Miesse) разработали
проект стандартизованного бельгийского армейского грузовика с полезной нагрузкой
3,0-4,5 т. Первый заднеприводный вариант ФН-62С был собран в 1949-50 гг. для
бельгийских ВВС в количестве 80 экземпляров, но наиболее успешным оказался
полноприводный грузовик «62C4RM» (4x4), известный под маркой «ФН-Броссель-Мьессе».
Он был оборудован 6-цилиндровым бензиновым двигателем (4,3 л, 80-92 л.с.),
4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и рессорной подвеской
обоих неразрезных мостов. Цельнометаллическую кабину для него разработала и
выпускала бельгийская автобусная фирма «Йонкхеере» (Jonckheere). Автомобиль имел
полную массу 9,5 т и достигал скорости 76 км/ч. В 1952-59 гг. на оружейном
заводе ФН в Брюгге таких машин было изготовлено 4050 единиц, прослуживших в
бельгийской армии до середины 90-х гг. В рамках программы создания новой техники
для НАТО в 1951 г. ФН разработала проект 1-тонного многоцелевого автомобиля
«62F» (4x4), единственного бельгийского джипа, а в период 1955-63 гг. в
небольших количествах собирала армейские тягачи, передвижные радиостанции и
пожарные машины «Арденн» (Ardennes) с многотопливным мотором ФН-652 (125-135
л.с.). На их шасси с 1957 г. выпускался бронеавтомобиль «62F-AB» полной массой
7,4-8,3 т, вооруженный 1-2 пулеметами, минометом и пушками калибра 60 или 90 мм.
До 1968 г. их собрали всего 61 экземпляр. Эта машина стала последним
представителем военной автотехники марки ФН.
С прекращением новых военных заказов компания ФН оказалась на грани банкротства,
но жизнь ее автомобильного отделения на короткое время продлил выпуск
оригинального 4-местного авиадесантного мини-транспортера AS24 (3x2) с колесной
базой 1270 мм и полезной нагрузкой 250 кг, разработанного инженером Штраусслером
(Straussler). Это была легкая 3-колесная складная тележка с трубчатой рамой и
тремя колесами с миниатюрными арочными шинами, оснащенная 2-цилиндровым
мотоциклетным мотором (243,5 см3, 15 л.с.), смонтированным над неразрезной
задней осью, 4-ступенчатой коробкой без заднего хода, обычным рулевым колесом,
воздействовавшим на одиночное переднее колесо, и механическим приводом двух
задних тормозов. В боевом положении габаритные размеры составляли 1890x1640x890
мм, в сложенном состоянии - 1040x1640x750 мм. Машина весила всего 224 кг, могла
буксировать прицеп грузоподъемностью 250 кг, развивала скорость 57 км/ч и имела
запас хода 200 км. Время ее развертывания после приземления не превышало одной
минуты. AS24 предлагали в различных транспортных, штабных, санитарных, пожарных
и боевых исполнениях. В 1961-66 гг. было собрано 300 тележек, которые до сих пор
состоят на вооружении бельгийских ВВС. В настоящее время компания ФН остается
авторитетным изготовителем различного вооружения.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ФН
(FN) (Fabrique National Armes de Guerre)
Льеж-Эрсталь/Брюгге
Бельгия
1914-1968
Легковые автомобили, выпускавшиеся Бельгийской национальной оружейной фабрикой
ФН (Fabrique National d'Armes de Guerre, FN), применялись во время Первой
мировой войны, а к изготовлению армейских грузовиков фирма приступила лишь в
начале 30-х гг. Первым специальным военным автомобилем ФН считается 8-местный
грузопассажирский вариант "Колониаль" (Coloniale) с рядным 8-цилиндровым
60-сильным мотором, передней независимой подвеской и колесами большого диаметра,
созданный на шасси 2,5-тонного грузовика для армий африканских колоний Бельгии.
По соглашению с фирмой "Ситроен" (Citroёn) в 1934-40 гг. было изготовлено 130
полугусеничных артиллерийских тягачей "ФН-Кегресс", основой которых послужил
грузовик "Минерва" (Minerva) c 6-цилиндровым мотором (4,0 л, 55-60 л.с.) или
8-цилиндровым двигателем ФН. В 1936 г. фирма разработала первый бескапотный
5-тонный полноприводный армейский грузовик "63С" (4x4) с 4,0-литровым силовым
агрегатом, который в варианте легкого тягача "63Р" предполагалось поставлять в
польскую армию. До оккупации Бельгии в 1940 г. машин серии "63" удалось
построить 500 экземпляров. Одновременно на базе своих серийных мотоциклов
компания ФН выпускала универсальное 3-колесное шасси "Трикар" (Tricar)
грузоподъемностью 550-675 кг, служившее в бельгийской армии для доставки мелких
грузов, разведки, установки пулеметов и 20-мм зенитных орудий. Базовый вариант
Т3 (12Т3) оснащался оппозитным 2-цилиндровым мотоциклетным мотором (992 см3, 22
л.с.), 3- или 4-ступенчатой коробкой с 2-ступенчатым редуктором и передачей
заднего хода, механическим приводом тормозов и задним мостом автомобильного типа
на рессорной подвеске. Длиннобазная модель имела индекс Т8. В 1939-40 гг. был
собран 331 экземпляр "Трикара".
В 1947-49 гг. фирмы ФН, "Броссель" (Brossel) и "Мьессе" (Miesse) разработали
проект стандартизованного бельгийского армейского грузовика с полезной нагрузкой
3,0-4,5 т. Первый заднеприводный вариант ФН-62С был собран в 1949-50 гг. для
бельгийских ВВС в количестве 80 экземпляров, но наиболее успешным оказался
полноприводный грузовик "62С4RM" (4x4), известный под маркой "ФН-Броссель-Мьессе".
Он был оборудован 6-цилиндровым бензиновым двигателем (4,3 л, 80-92 л.с.),
4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и рессорной подвеской
обоих неразрезных мостов. Цельнометаллическую кабину для него разработала и
выпускала бельгийская автобусная фирма "Йонкхеере" (Jonckheere). Автомобиль имел
полную массу 9,5 т и достигал скорости 76 км/ч. В 1952-59 гг. на оружейном
заводе ФН в Брюгге таких машин было изготовлено 4050 единиц, прослуживших в
бельгийской армии до середины 90-х гг. В рамках программы создания новой техники
для НАТО в 1951 г. ФН разработала проект 1-тонного многоцелевого автомобиля
"62F" (4x4), единственного бельгийского джипа, а в период 1955-63 гг. в
небольших количествах собирала армейские тягачи, передвижные радиостанции и
пожарные машины "Арденн" (Ardennes) с многотопливным мотором ФН-652 (125-135
л.с.). На их шасси с 1957 г. выпускался бронеавтомобиль "62F-AB" полной массой
7,4-8,3 т, вооруженный 1-2 пулеметами, минометом и пушками калибра 60 или 90 мм.
До 1968 г. их собрали всего 61 экземпляр. Эта машина стала последним
представителем военной автотехники марки ФН.
С прекращением новых военных заказов компания ФН оказалась на грани банкротства,
но жизнь ее автомобильного отделения на короткое время продлил выпуск
оригинального 4-местного авиадесантного мини-транспортера AS24 (3x3) с колесной
базой 1270 мм и полезной нагрузкой 250 кг, разработанного инженером Штраусслером
(Straussler). Это была легкая 3-колесная складная тележка с трубчатой рамой и
тремя колесами с миниатюрными арочными шинами, оснащенная 2-цилиндровым
мотоциклетным мотором (243,5 см3, 15 л.с.), смонтированным над неразрезной
задней осью, 4-ступенчатой коробкой без заднего хода, обычным рулевым колесом,
воздействовавшим на одиночное переднее колесо, и механическим приводом двух
задних тормозов. В боевом положении габаритные размеры составляли 1890x0640x090
мм, в сложенном состоянии - 1040x0640x050 мм. Машина весила всего 224 кг, могла
буксировать прицеп грузоподъемностью 250 кг, развивала скорость 57 км/ч и имела
запас хода 200 км. Время ее развертывания после приземления не превышало одной
минуты. AS24 предлагали в различных транспортных, штабных, санитарных, пожарных
и боевых исполнениях. В 1961-66 гг. было собрано 300 тележек, которые до сих пор
состоят на вооружении бельгийских ВВС. В настоящее время компания ФН остается
авторитетным изготовителем различного вооружения.
ФН-Кегресс, 1934 г.
ФН-63Р, 4x4, 1938 г.
ФН Трикар Т3, 3x3, 1940 г.
ФН-Броссель-Мьессе 62С4RM, 4x4, 1954 г.
ФН AS24, 3x3, 1964 г.
ФН-62F-AB, 4x4, 1966 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с