FODEN
999999999999999999999
 

ФОДЕН

(FODEN)

Сэндбеч, Великобритания, 1900-

Несмотря на высокие достижения компании «Фоден» в области коммерческих грузовиков и тягачей, в военной сфере ей так и не удалось занять лидирующего положения. Еще в начале XX века британское военное ведомство обратило внимание на первые же выпущенные фирмой паровые тягачи и в декабре 1901 г. провело отборочные испытания, которые выиграл 3-тонный паровик - четвертый прототип образца 1900 г. Несмотря на успех, первый небольшой заказ на 5-тонные паровые грузовики, самосвалы и тягачи для ВМФ страны поступил лишь в 1914 г. Они напоминали небольшие паровозы с горизонтальным водяным котлом и высокой дымовой трубой, поставленные на чугунные колеса с массивными резиновыми шинами. Над котлом располагалась одноцилиндровая паровая машина, которая при помощи кривошипно-шатунного механизма приводила промежуточную ось с огромным маховиком, от которой крутящий момент подавался цепной передачей на задние колеса. Такие паровики развивали скорость 58 км/ч, запаса воды им хватало всего на 25-30 км пробега.

Паровой самосвал «Фоден 5t», 1918 г.

Фоден DG6/12, 6X4, 1941 г.

Фоден ТЕ, 6X4, 1967 г.

Фоден MMV, 6X6, 1978 г.

В 20-30-е гг. «Фоден» выпускал исключительно гражданскую продукцию, переключившись в 1931 г. на дизельные грузовики с кабиной над двигателем. В начале Второй мировой войны он получил контракт на изготовление 770 танков «Крусейдер» (Crusader) и «Центавр» (Centaur), а также снарядов для авиационных пушек. В 1940 г. поступил первый заказ на армейские грузовики. Это были военизированные бескапотные машины DG4/6, DG5/7,5 (4x2) и DG6/12 (6x4) из гражданской серии S образца 1936 г. грузоподъемностью 6,0, 7,5 и 10 т соответственно, оснащавшиеся дизельными двигателями «Гарднер» (Gardner) и съемными кабинами S10 с алюминиевой облицовкой и наблюдательным люком. На первой машине использовались мотор «Гарднер 4LW» (5,5 л, 68 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, главная червячная передача, гидропривод тормозов и рессорная подвеска. На двух других устанавливался дизель 6LW (8,2 л, 102 л.с.). Таких машин было изготовлено 1750 экземпляров, которые поступали в британские войска в Северной Африке.

После войны вновь наступило длительное затишье, когда «Фоден», не принимавший участия ни в одном военном проекте, надолго лишился крупных заказов на армейские автомобили. Вместе с тем в небольших количествах в вооруженные силы страны поступали доработанные коммерческие грузовики и тягачи «Фоден» для доставки танков и тяжелых военных грузов. Среди них были балластный тягач FE6/70 (6x4) для буксировки 70-тонных прицепов (1953-54 гг.), партия бортовых автомобилей ТЕ (6x4) с кабиной S21 (1967 г.) и седельный тягач «Супер Холмастер» (Super Haulmaster) 6x4 с 4-местной кабиной (1977-79 гг.), рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 150 т. Последний получил американский 400-сильный дизель «Камминс» (Cummins) и 9-ступенчатую коробку передач.

Критическое положение фирмы «Фоден», оказавшейся к началу 70-х гг. на грани банкротства, заставило ее вновь предложить свои услуги Министерству обороны.

Фоден LMV, 8X4, 1979 г.

Фоден IMMLC, 8X6, 1993 г.

Фоден MMV, 6X6, 1985 г.

Фоден MMV, 6X6, 2001 г.

Учитывая огромный опыт компании в создании тяжелой автомобильной техники, летом 1973 г. оно выдало заказ на 1000 многоцелевых авиатранспортабельных шасси грузоподъемностью 10-16 т и полной массой 22-32 т, выполненных по требованиям НАТО и получивших кодовое наименование «Юнивёрсал» (Universal). Эта гамма включала две серии - «автомобили ограниченной проходимости» LMV (Low Mobility Vehicles) и «автомобили средней проходимости» MMV (Medium Mobility Vehicles). В первую входили дорожные машины с колесными формулами 6x4 и 8x4, во вторую - вседорожные модели 6x6. Прототипы оснащались 14-литровым дизелем «Камминс» мощностью 323 л.с., но в производство пошли автомобили с английским 6-цилиндровым 12,2-литровым дизельным двигателем «Роллс-Ройс Игл» (Rolls-Royce Eagle) мощностью 220 и 305 л.с. На них использовались 9-ступенчатая коробка передач «Фуллер» (Fuller), мосты «Киркстолл» (Kirkstall) с главной червячной передачей, гидроусилитель рулевого управления, двухконтурный пневмопривод тормозов, рессорная подвеска, 24-вольтовое электрооборудование и цельнометаллическая кабина 590. Их максимальная скорость составляла 76-87 км/ч, запас хода - 500 км. В серию LMV входили также 16-тонные шасси FV-11701/02 (6х6) с правым или левым расположением органов управления и перегружателем стандартных контейнеров «Эмплиролл» (Ampliroll), 11-кубовые самосвалы FV-11703 и цистерны-топливозаправщики. Артиллерийские тягачи серии MMV (6х6) для буксировки 155-мм гаубиц FH70 оборудовали специальными надстройками с помещением для 9 человек орудийного расчета, кассетами для перевозки амуниции и 6-тонным гидрокраном для перегрузки боеприпасов. На этих шасси выпускались также ремонтно-эвакуационные машины. Крупный военный заказ позволил «Фодену» ввести в строй второй конвейер и до конца 1979 г. собрать 1200 автомобилей.

Несмотря на это, положение «Фодена» оставалось критическим, и в 1980 г. фирма вошла в состав транснационального концерна «Паккар» (Paccar), который стал определять всю ее дальнейшую деятельность. В сентябре 1984 г., после крупных организационных перемен и сокращения программы, «Фоден» получил заказ на 333 ремонтно-эвакуационные машины MMV (6х6) на 290-сильном шасси с новой кабиной S106 и 12,5-тонным гидрокраном. Для ВВС была построена партия аэродромных топливных цистерн 8x4 вместимостью 12,5 тыс л. В 1988 г. последовал новый заказ на 400 «грузовых шасси средней проходимости» MMLC (Medium Mobility Load Carrier) на новом шасси «Фоден-4000» (8x6) с 340-сильным двигателем «Роллс-Ройс Игл», автоматической коробкой передач «Эллисон» (Allison), 25-дюймовыми односкатными шинами и перегрузочным устройством «Мультилифт» (Multilift) для сменных контейнеров. В специальном внедорожном исполнении IMMLC автомобиль имел габаритную ширину 2880 мм и оснащался шинами размером 20.5x20. Этот контракт был выполнен в 1993-97 гг., а в мае 2001 г. фирма получила заказ военного ведомства на 55 самосвалов MMV (6х6) полной массой 31 т с 10-кубовым кузовом, предназначенных для работы в странах с экстремальными климатическими условиями. Их базой стал новый коммерческий автомобиль «Альфа-3000» (Alpha), унифицированный с голландским ДАФ-85СР (DAF). Он представлял собой интернациональную конструкцию с 380-сильным дизелем «Камминс», 12-ступенчатой коробкой передач «Итон» (Eaton), раздаточной «Штайр» (Steyr), мостами «Сису» (Sisu) и шинами «Мишлен» (Michelin), в которой на долю «Фодена» приходились лишь рама да задняя подвеска.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФОДЕН
(FODEN)
Сэндбеч
Великобритания
1900-2006
Несмотря на высокие достижения компании "Фоден" в области коммерческих грузовиков и тягачей, в военной сфере ей так и не удалось занять лидирующего положения. Еще в начале ХХ века британское военное ведомство обратило внимание на первые же выпущенные фирмой паровые тягачи и в декабре 1901 г. провело отборочные испытания, которые выиграл 3-тонный паровик - четвертый прототип образца 1900 г. Несмотря на успех, первый небольшой заказ на 5-тонные паровые грузовики, самосвалы и тягачи для ВМФ страны поступил лишь в 1914 г. Они напоминали небольшие паровозы с горизонтальным водяным котлом и высокой дымовой трубой, поставленные на чугунные колеса с массивными резиновыми шинами. Над котлом располагалась одноцилиндровая паровая машина, которая при помощи кривошипно-шатунного механизма приводила промежуточную ось с огромным маховиком, от которой крутящий момент подавался цепной передачей на задние колеса. Такие паровики развивали скорость 5-8 км/ч, запаса воды им хватало всего на 25-30 км пробега.
В 20-30-е гг. "Фоден" выпускал исключительно гражданскую продукцию, переключившись в 1931 г. на дизельные грузовики с кабиной над двигателем. В начале Второй мировой войны он получил контракт на изготовление 770 танков "Крусейдер" (Crusader) и "Центавр" (Centaur), а также снарядов для авиационных пушек. В 1940 г. поступил первый заказ на армейские грузовики. Это были военизированные бескапотные машины DG4/6, DG5/7,5 (4x4) и DG6/12 (6x6) из гражданской серии S образца 1936 г. грузоподъемностью 6,0, 7,5 и 10 т соответственно, оснащавшиеся дизельными двигателями "Гарднер" (Gardner) и съемными кабинами S10 с алюминиевой облицовкой и наблюдательным люком. На первой машине использовались мотор "Гарднер 4LW" (5,5 л, 68 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, главная червячная передача, гидропривод тормозов и рессорная подвеска. На двух других устанавливался дизель 6LW (8,2 л, 102 л.с.). Таких машин было изготовлено 1750 экземпляров, которые поступали в британские войска в Северной Африке.
После войны вновь наступило длительное затишье, когда "Фоден", не принимавший участия ни в одном военном проекте, надолго лишился крупных заказов на армейские автомобили. Вместе с тем в небольших количествах в вооруженные силы страны поступали доработанные коммерческие грузовики и тягачи "Фоден" для доставки танков и тяжелых военных грузов. Среди них были балластный тягач FE6/70 (6х4) для буксировки 70-тонных прицепов (1953-54 гг.), партия бортовых автомобилей ТЕ (6x6) с кабиной S21 (1967 г.) и седельный тягач "Супер Холмастер" (Super Haulmaster) 6x6 с 4-местной кабиной (1977-79 гг.), рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 150 т. Последний получил американский 400-сильный дизель "Камминс" (Cummins) и 9-ступенчатую коробку передач.
Критическое положение фирмы "Фоден", оказавшейся к началу 70-х гг. на грани банкротства, заставило ее вновь предложить свои услуги Министерству обороны. Учитывая огромный опыт компании в создании тяжелой автомобильной техники, летом 1973 г. оно выдало заказ на 1000 многоцелевых авиатранспортабельных шасси грузоподъемностью 10-16 т и полной массой 22-32 т, выполненных по требованиям НАТО и получивших кодовое наименование "Юнивёрсал" (Universal). Эта гамма включала две серии - "автомобили ограниченной проходимости" LMV (Low Mobility Vehicles) и "автомобили средней проходимости" MMV (Medium Mobility Vehicles). В первую входили дорожные машины с колесными формулами 6x6 и 8x8, во вторую - вседорожные модели 6x6. Прототипы оснащались 14-литровым дизелем "Камминс" мощностью 323 л.с., но в производство пошли автомобили с английским 6-цилиндровым 12,2-литровым дизельным двигателем "Роллс-Ройс Игл" (Rolls-Royce Eagle) мощностью 220 и 305 л.с. На них использовались 9-ступенчатая коробка передач "Фуллер" (Fuller), мосты "Киркстолл" (Kirkstall) c главной червячной передачей, гидроусилитель рулевого управления, двухконтурный пневмопривод тормозов, рессорная подвеска, 24-вольтовое электрооборудование и цельнометаллическая кабина S90. Их максимальная скорость составляла 76-87 км/ч, запас хода - 500 км. В серию LMV входили также 16-тонные шасси FV-11701/02 (6x6) с правым или левым расположением органов управления и перегружателем стандартных контейнеров "Эмплиролл" (Ampliroll), 11-кубовые самосвалы FV-11703 и цистерны-топливозаправщики. Артиллерийские тягачи серии MMV (6x6) для буксировки 155-мм гаубиц FH70 оборудовали специальными надстройками с помещением для 9 человек орудийного расчета, кассетами для перевозки амуниции и 6-тонным гидрокраном для перегрузки боеприпасов. На этих шасси выпускались также ремонтно-эвакуационные машины. Крупный военный заказ позволил "Фодену" ввести в строй второй конвейер и до конца 1979 г. собрать 1200 автомобилей.
Несмотря на это, положение "Фодена" оставалось критическим, и в 1980 г. фирма вошла в состав транснационального концерна "Паккар" (Paccar), который стал определять всю ее дальнейшую деятельность. В сентябре 1984 г., после крупных организационных перемен и сокращения программы, "Фоден" получил заказ на 333 ремонтно-эвакуационные машины MMV (6x6) на 290-сильном шасси с новой кабиной S106 и 12,5-тонным гидрокраном. Для ВВС была построена партия аэродромных топливных цистерн 8x8 вместимостью 12,5 тыс. л. В 1988 г. последовал новый заказ на 400 "грузовых шасси средней проходимости" MMLC (Medium Mobility Load Carrier) на новом шасси "Фоден-4000" (8x8) с 340-сильным двигателем "Роллс-Ройс Игл", автоматической коробкой передач "Эллисон" (Allison), 25-дюймовыми односкатными шинами и перегрузочным устройством "Мультилифт" (Multilift) для сменных контейнеров. В специальном внедорожном исполнении IMMLC автомобиль имел габаритную ширину 2880 мм и оснащался шинами размером 20.5x50. Этот контракт был выполнен в 1993-97 гг., а в мае 2001 г. фирма получила заказ военного ведомства на 55 самосвалов MMV (6x6) полной массой 31 т с 10-кубовым кузовом, предназначенных для работы в странах с экстремальными климатическими условиями. Их базой стал новый коммерческий автомобиль "Альфа-3000" (Alpha), унифицированный с голландским ДАФ-85CF (DAF). Он представлял собой интернациональную конструкцию с 380-сильным дизелем "Камминс", 12-ступенчатой коробкой передач "Итон" (Eaton), раздаточной "Штайр" (Steyr), мостами "Сису" (Sisu) и шинами "Мишлен" (Michelin), в которой на долю "Фодена" приходились лишь рама да задняя подвеска.
Паровой самосвал "Фоден 5t", 1918 г.
Фоден DG6/12, 6x6, 1941 г.
Фоден ТЕ, 6x6, 1967 г.
Фоден MMV, 6x6, 1978 г.
Фоден LMV, 8x8, 1979 г.
Фоден МMV, 6x6, 1985 г.
Фоден IMMLC, 8x8, 1993 г.
Фоден MMV, 6x6, 2001 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с