FORD
999999999999999999999
 

ФОРД

(FORD)

Дирборн/Детройт/Луисвилл, США, 1912-

Американская корпорация «Форд», основанная Генри Фордом (Henry Ford) в 1903 г., считавшим своим главным предназначением массовый выпуск простых и дешевых легковых машин, долгое время не занималась военной техникой, хотя марка «Форд» всегда присутствовала на самых различных автомобилях, состоявших на вооружении армий США и многих стран мира. Первым автомобилем, принесшим славу Генри Форду, был легковой «Форд-Т» с 20-сильным двигателем, серийно выпускавшийся с 1908 г. Именно ему и было суждено стать первым военным автомобилем, когда во время боевых действий в Мексике «Форд-Т» использовали для доставки солдат, перевозки раненых и установки пулеметов. Столь же широко он применялся и в европейских странах во время Первой мировой войны, в том числе и как легкий броневик.

Пулеметная тачанка на шасси «Форд-Т», 1914 г.

Форд-Т, 1918 г.

Санитарный «Форд-Т», 1917 г.

Бронеавтомобиль ФАИ на шасси «Форд-А», 1933 г.

В 20-е гг. на его базе выпускали штабные и патрульные машины с упрощенными открытыми кузовами без дверей и легким вооружением, а для разведки пытались использовать даже быстроходные спортивные версии «Спидстер» (Speedster). С 1917 г. для военных нужд применялся 1-тонный грузовик «Форд-ТТ» с задними двускатными колесами, служивший санитарной машиной, передвижной мастерской, легким тягачом, бронеавтомобилем и пулеметной тачанкой.

Между тем консервативная компания «Форд», увлеченная выпуском единственной модели Т, практически не принимала никакого участия в создании военных вариантов своих серийных автомобилей. Эта ситуация сохранялась и в конце 20-х гг., когда она перешла на массовое производство легковой модели А и унифицированного с нею 1,5-тонного грузовика АА, оснащенных 4-цилиндровым 3,3-литровым мотором мощностью 40 л.с. В различных исполнениях они применялись в вооруженных силах США и других стран, но конструктивно ничем не отличались от серийных образцов. Для их выпуска в мае 1930 г. в Советской России началось строительство нового предприятия, будущего Горьковского автозавода, а тем временем сборка машин «Форд-А» и «Форд-АА» из импортных узлов была организована на московском заводе КИМ и нижегородском предприятии «Гудок Октября». Именно эта продукция послужила базой первых советских бронеавтомобилей, корпуса для которых выпускал Ижорский завод из Колпино близ Ленинграда. В 1931-33 гг. на шасси «Форд-А» там изготовили легкие бронеавтомобили БА-Ф и ФАИ, а в 1932-34 гг. под руководством Н. И. Дыренкова выпустили партию из 50 машин Д-8 и Д-12 с одним или двумя пулеметами. Это были первые советские серийные бронеавтомобили, причем Д-12 впервые получил сварной бронекорпус. На шасси «Форд-АА» в СССР построили опытную безбашенную бронемашину Д-37 и «боевую автодрезину» БАД-1 с поворотной башней и 5 пулеметами, развивавшую на шоссе скорость 50 км/ч, а на рельсах - 100 км/ч. Трехосный «Форд-АА» (6x4) грузоподъемностью 1,5-2,5 т с задними мостами фирмы «Тимкен» (Timken) также не произвел переворота в армии США, зато в СССР, где его знали как «Форд-Тимкен», послужил базой первых безоткатных пушек Л. В. Курчевского и целого семейства бронеавтомобилей, построенных на Ижорском заводе в 1931-33 гг. В него вошли башенные машины БА-27М, Д-13 и БАИ с 37-мм пушками и пулеметами, а также оригинальный двухбашенный плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2.

Зенитная установка на легковом шасси «Форд V8-91А», 1939 г.

Штабной «Форд-Мармон-Херрингтон V8-77» (LD1-4), 4X4, 1937 г.

Форд-Мармон-Херрингтон V8 (С5-6), 4X4, 1937 г.

Тягач «Форд V8-51» с мостами «Традо», 6X4, 1936 г.

Форд Пигмей, 4X4, 1940 г.

В США со второй половины 30-х гг. основой военных машин служило обширное семейство массовых легковых и грузовых автомобилей «Форд V8», но постепенно их стали вытеснять полноприводные варианты стандартных моделей. Первый образец был построен в 1930 г. на шасси АА с передним ведущим мостом фирмы «Коулмэн» (Coleman), менеджером которой в то время был Артур Херрингтон (Arthur Herrington), один из основателей известной компании «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington). В 1931 г. появился «Форд-АА» с передним мостом инженера Ричарда Эсама (Richard Asam) с оригинальным, но сложным и тяжелым шестеренным приводом каждого колеса. Эту машину безуспешно модернизировали и испытывали до конца 1933 г.

Более продуктивная фаза создания военных автомобилей «Форд» наступила в середине 30-х гг. с запуском в серийное производство новой серии V8 и началом тесного сотрудничества с компанией «Мармон-Херрингтон», занимавшейся переделкой стандартных машин в полноприводные. В результате в 1935-42 гг. на «Форде» удалось создать обширное семейство армейских пикапов, легких штабных и санитарных машин, 1,5- и 3-тонных грузовиков и тягачей с колесными формулами 4x4 и 6х6, получивших марку «Форд-Мармон-Херрингтон». Машины оснащали двигателями V8 рабочим объемом 2,2, 3,6 и 3,9 л, развивавшими мощность от 60 до 100 л.с., 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, 2-ступенчатыми раздаточными и иногда передними двускатными колесами. Объем их производства был незначительным, и потому основными военными автомобилями «Форд» оставались серийные легковые модели, пикапы, фургоны и грузовики с колесными формулами 4x2 и 6x4, дополненные решетчатым ограждением радиатора. В армиях европейских стран использовали машины «Форд» с задними ведущими мостами «Традо» (Trado) и индивидуальным приводом каждого переднего колеса, которые выпускала голландская компания.

Автомобильная промышленность США вяло отреагировала на начало Второй мировой войны в Европе, а Генри Форд, слывший поклонником нацистов, даже передал Германии документацию на свои 3-тонные грузовики, вызвав к себе враждебное отношение в среде американских промышленников. Его «оригинальный» подход ко многим проблемам вновь сослужил плохую службу, когда в июне 1940 г. он получил предложение управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США на разработку легкого полноприводного разведывательного автомобиля. Форд просто не среагировал на него. В результате его разработкой занимались две небольшие фирмы «Виллис-Оверленд» (Willys-Overland) и «Бантам» (Bantam). Только в ноябре компания «Форд» представила на испытания свой 4-местный прототип «Пигмей» (Pygmy) или «Блиц-Багги» (Blitz-Buggy), собранный на скорую руку и оснащенный 4-цилиндровым двигателем «Форд-NNA» (1958 см3, 42 л.с.), ведущими мостами от трактора «Фордзон» (Fordson), 3-ступенчатой коробкой передач от модели А и шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa). В соответствии с техническим заданием он имел колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и при полезной нагрузке 320 кг весил 953 кг - намного меньше, чем главный конкурент «Виллис Куод» (Quad).

Форд GPW, 4X4, 1942 г.

Форд GP, 4X4, 1941 г.

Самоходная установка Т47 на шасси «Форд GPW», 1944 г.

Форд GPA, 4X4, 1943 г.

После испытаний 23 ноября 1940 г. «Пигмей» был признан победителем, а в начале 1941 г. «Форд» представил модернизированный вариант GP с более надежными карданными шарнирами «Спайсер» (Spicer). Тем временем фирма «Виллис», существенно облегчив свой автомобиль, представила модель МА, а затем улучшенный вариант MB. В июле 1941 г. его признали наиболее приемлемым к эксплуатации и рекомендовали для серийного производства. Нанесенный авторитету «Форда» удар был усугублен иском фирмы «Бантам», обвинившей его в незаконном приобретении новых шарниров у компании «Спайсер». Разгоревшийся спор разрешила президентская комиссия под председательством Ф. Д. Рузвельта, предложившая всем трем фирмам изготовить пробную партию по 1500 машин, и впоследствии «Форд» выпустил 4456 машин GP. Перспектива вступления США в войну потребовала ускорения организации серийного производства автомобилей MB, которое на «Виллисе» началось в ноябре 1941 г. Но сил у фирмы оказалось недостаточно, и военное ведомство решило развернуть параллельный выпуск этих машин на заводе «Форда» в Ривер Руж. Так в начале 1942 г. «Виллис-МВ» стали выпускать под маркой «Форд GPW» (GP-Willys). Он отличался П-образной поперечиной рамы под радиатором (на «Виллисе» она была трубчатой), литыми педалями вместо штампованных, креплением запасного колеса и рядом мелких деталей. По версии компании «Форд», прославленное название «Джип» было образовано от маркировки ее автомобилей и является произношением аббревиатуры GP (джи-пи), которая расшифровывалась как Government Passenger - «правительственный пассажирский», то есть автомобиль, выпускавшийся под правительственные (государственные) заказы. По сравнению с «Виллисом» автомобиль «Форд GPW» изготовляли в ограниченном количестве вариантов, среди которых были в основном исполнения Т47 с 12,7-мм пулеметом и зенитные комплексы SAS. В 1943 г. «Форд» построил прототип сверхлегкого джипа с 1,2-литровым мотором, а «Супер-Джип» (Super Jeep) в исполнении «Форда» представлял шасси 6x4 с 37-мм зенитной пушкой. Главной же заслугой американского «Форда» стал выпуск легкой амфибии GPA, разработанной в 1941-42 гг. компаниями «Мармон-Херрингтон» и «Спаркман энд Стефенс» (Sparkman & Stephens) на шасси GPW с колесной базой, удлиненной до 2134 мм. Она снабжалась водоизмещающим корпусом, валом отбора мощности на гребной винт, водяным рулем с тросовым приводом от рулевой колонки и лебедкой-кабестаном с тяговым усилием 1,6 тс. Машина длиной 4623 мм весила 1662 кг, развивала на шоссе скорость 80 км/ч и на воде - 8,8 км/ч, расходуя на плаву 187 л бензина на 100 км. По аналогии с джипом амфибия получила собственное имя «Сип» (Seep) - Seagoing Jeep («Водоплавающий джип»), а в СССР была известна как «Форд-4». В 1942-43 гг. их изготовили 12774 единицы, а до августа 1945 г. «Форд» и «Виллис» выпустили 626727 «нормальных» джипов, из которых 277878 экземпляров пришлись на «Форд», а с учетом других поставок он изготовил 281578 автомобилей.

Форд 2G8T, 1942 г.

Самоходная установка Т44 на шасси «Форд GLJ», 4X4, 1941 г.

Форд GAJ, 4X4, 1942 г.

Форд GTBA, 4X4, 1943 г.

Собственная военная программа «Форда» периода Второй мировой войны состояла в основном из доработанных вариантов довоенной серийной техники. Для штабных целей использовались обычные седаны серий «1GA» и «2GA» образца 1941-42 гг. с рядным 6-цилиндровым мотором (3,7 л, 90 л.с.), а на общих перевозках применяли пикапы, фургоны, капотные и бескапотные грузовики с двигателями V8 (85-95 л.с.). Основным же грузовиком военного времени стала упрощенная 1,5-тонная коммерческая машина «2G8T» с 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и 4-метровой колесной базой. С конца 1942 г. автомобиль выпускался в модернизированном исполнении G8T и оснащался вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов, дополнительным топливным баком, ограждением фар, сцепными приспособлениями. В СССР эти машины носили марку «Форд-6» и имели грузоподъемность 2 т. Этот один из наиболее известных грузовиков военного времени имел характерную непритязательную внешность с цельнометаллической кабиной, широкими крыльями, передней облицовкой из вертикальных прутков, стальным или деревометаллическим кузовом с тентом, продольными скамьями или решетчатыми бортами. На его базе выпускали седельные тягачи, санитарные и пожарные автомобили, фургоны и автобусы для ВМФ США.

Несмотря на разработку упомянутых выше автомобилей, во время войны американский «Форд» крупных технических достижений в этой области так и не добился. Более всего преуспел его канадский филиал, быстро перестроившийся на выпуск целой гаммы специальных военных грузовиков и тягачей, а все попытки американского концерна самостоятельно создавать военную автотехнику заканчивались неудачей. В 1940-41 г. он проиграл сразу три конкурса военного ведомства на многоцелевые автомобили грузоподъемностью 1/2, 3/4 и 1,5 т. Построенные на «Форде» варианты GC (4x4) с 95-сильным мотором V8 и разными кузовами уступили машинам фирм «Додж» (Dodge) и «Шевроле» (Chevrolet), составившим потом известные семейства Т207/Т215, Т214 и G7100. В результате неудавшийся 3/4-тонный «Форд GC» превратился в опытный низкопрофильный многоцелевой 10-местный автомобиль GCA со всеми односкатными колесами, получивший 6-цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. и переднюю лебедку. Он весил всего 2400 кг, имел габаритную высоту 2020 мм и мог форсировать 1-метровый брод, а внешне его трудно было отличить от серийной машины «Додж WC52».

К наиболее оригинальным разработкам «Форда» периода 1941-44 гг. относятся опытные компактные низкорамные многоцелевые автомобили, являвшиеся развитием серии GCA. Самым низким из них был 3/4-тонный вариант GLJ, построенный в августе 1941 г. и служивший базой самоходных орудий ТЗЗ и Т44 с пушками калибра 37 и 57 мм на поворотном лафете. Перемещение места водителя вперед на 250 мм и вертикальная установка запасного колеса в кузове позволили сократить габаритную длину машины до 4145 мм, а с откинутым лобовым стеклом и снятым тентом ее высота определялась лишь расположением рулевого колеса и не превышала 1,5 м. На построенном в 1942 г. 1,5-тонном варианте GAJ место водителя, максимально сдвинутое влево, позволило разместить рядом с ним еще двух человек и запасное колесо, а сзади установить продольные скамьи на 8 солдат. Длину машины сократили до 4090 мм, но масса возросла с 2340 до 2500 кг. Длительная работа наконец принесла свои плоды: в том же году «Форд» начал мелкосерийное производство компактного 1,5-тонного грузовика GTB с открытой кабиной, металлическим кузовом с решетчатыми бортами, передней лебедкой, задними двускатными колесами и коротким капотом, под которым располагался не только 90-сильный мотор, максимально передвинутый вправо, но и вместительный ящик для инструментов с дверцей в передней панели облицовки радиатора. С откинутым лобовым стеклом его высота составляла 2083 мм, собственная масса - 3300 кг. Автомобиль предлагался как бортовой вариант GTBA, ремонтно-эвакуационная машина GTBB и шасси GTBC и GTBS для установщиков мин. До конца войны в ВМС США «Форд» поставил 2,2 тыс. таких машин.

Форд Т17, 6X6, 1941 г.

Форд М8 Грейхаунд (Т22Е2), 6X6, 1943 г.

Форд М20 (Т26), 6X6, 1943 г.

Форд F5, 1949 г.

Более существенными оказались достижения концерна в области колесной бронетехники. Одной из первых попыток их создания в 1941 г. был так называемый наблюдательный бронеавтомобиль Т2 (4x4) с открытым верхом, задним 90-сильным мотором и 20-дюймовыми односкатными колесами. Он послужил базой низкорамного шасси Т8 для противотанковой пушки калибра 37 мм, известной как «Истребитель танков» (Tank-killer). Одновременно на «Форде» разработали тяжелый бронеавтомобиль Т17 (6х6) с боевой массой 12,7 т, оснащенный 37-мм пушкой и двумя 6-цилиндровыми 5,2-литровыми двигателями «Геркулес JXD» мощностью по 110 л.с. Эти машины, построенные в количестве 250 единиц, получили в армии название «Дирхаунд» (Deerhound). Добившись определенного успеха в военной области, в 1942 г. «Форд» изготовил еще более низкий облегченный бронеавтомобиль Т22 (6x6) с несущим корпусом и одним 110-сильным мотором заднего расположения, весивший 6,8 т. Его развитием стал усиленный вариант Т22Е2, который с марта 1943 г. выпускался под стандартизованным индексом М8, однако более всего эта бронемашина известна под названием «Грейхаунд» (Greyhound), которое ей присвоили в британских войсках. Она получила прежний силовой агрегат, 4-ступенчатую коробку передач, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем, рессорную подвеску всех односкатных 20-дюймовых колес и поворотную башню с 37-мм пушкой и пулеметом. «Форд М8», ставший одним из самых распространенных бронеавтомобилей своего времени, имел габаритную длину ровно 5 м, весил 7,5 т и достигал скорости 90 км/ч. На его базе создали штабную машину Т26 с 12,7-мм пулеметом на турели, выпускавшуюся под индексом М20, а также счетверенную зенитную установку Т69. В общей сложности до конца войны их сделали 12314 экземпляров. В период Второй мировой «Форд» собирал также танки «Шерман» (Sherman), танкетки, гусеничные тягачи и бомбардировщики В24.

В послевоенное время концерн «Форд» отошел от изготовления военной продукции, хотя в конце 40-х гг. для американских оккупационных войск в Западной Европе поставлял армейские варианты своих серийных грузовиков F5 и F6. Помня о крупном провале, постигшим его с первым джипом, в 1951 г. «Форд» немедленно откликнулся на предложение командования сухопутных войск США разработать новый 1/2-тонный «военный многоцелевой тактический грузовик» (Military Utility Tactical Truck, MUTT).

Форд М151А1, 4X4, 1965 г.

«Форд М151А1С» (4X4) с безоткатным орудием, 1967 г.

Форд М151А2, 4X4, 1972 г.

Форд ХМ408, 6X6, 1958 г.

Форд ХМ384, 8X8, 1956 г.

He имея на этот раз практически никакой конкуренции, в 1952 г. «Форд» изготовил первый образец, а в 1954-56 гг. еще несколько опытных машин ХМ151 с разными открытыми 4-местными кузовами. После долгих испытаний в 1959 г. последний вариант ХМ151Е2 с несущим стальным основанием и алюминиевым кузовом был выбран для серийного производства, начавшегося со следующего года. Новый стандартный джип М151 получил название «Матт» (Mutt), но оно так и не привилось. При весовых параметрах, близких к серии МВ/М38А1, он был более приземистым, имел колесную базу 2159 мм и увеличенные габаритные размеры. На нем использовали 4-цилиндровые бензиновые двигатели «Континентал» (Continental) или «Геркулес» (Hercules) рабочим объемом 2,3 и 2,5 л мощностью 60 и 50 л.с. соответственно, синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач, гипоидные главные передачи, барабанные тормоза с гидроприводом, независимую пружинную подвеску всех колес с гидроамортизаторами и дисковые колеса с шинами размером 7.00-16. Автомобиль полной массой 1535 кг развивал максимальную скорость 106 км/ч. Его задняя подвеска на качающихся А-образных рычагах оказалась самым слабым местом, поэтому две модернизации этого узла стали поводом для запуска в производство в 1964 и 1970 гг. новых модификаций М151А1 и М151А2, причем последняя внешне отличалась габаритными фонарями, встроенными в выемки передних крыльев, и цельным лобовым стеклом. Помимо «Форда» выпуском джипов М151 занимались компании «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep) и «АМ Дженерал» (AM General). На базе М151 выпускали штабные машины М107 и М108 и санитарные М718 с удлиненными кузовами, а на шасси М151А1С монтировалось 106-мм безоткатное орудие. Джип служил также для установки различных пулеметов и противотанковых ракет, на нем испытывали комплекты для преодоления водных преград, четырехгусеничный движитель «Уна-Трэк» (Una-Track) и 75-сильный газотурбинный мотор «Уильямс» (Williams). В 1956-59 гг. было построено несколько экспериментальных джипов ХМ408 (6х6) и ХМ384 (8x8) с алюминиевыми кузовами и плавающий вариант с водоизмещающим кузовом. До 1978 г. все изготовители собрали свыше 150 тыс. машин серии М151. Последний джип модели М151А2 в 1988 г. для Пакистана собрала компания «АМ Дженерал».

Форд ХМ434Е2, 6X6, 1959 г.

Форд F600, 4X4, 1973 г.

Пусковой комплекс на шасси «Форд М757», 8X8, 1964 г.

Форд F350SD/SPV, 4X4, 2004 г.

В 1957 г. военное ведомство США объявило конкурс на гамму бескапотных авиатранспортабельных плавающих тактических грузовиков с полезной нагрузкой 2-5 т. «Форд» совместно с компаниями РИО (REO) и «Джи-Эм-Си» (GMC) принял в нем активное участие, построив в 1959-60 гг. опытные образцы ХМ434Е2 (6x6) и ХМ453Е2 (8x8) грузоподъемностью 3,5 и 5 т, имевшие собственную массу 4830 и 5630 кг соответственно. Они получили алюминиевые кабины и кузова на 10-16 солдат, многотопливный двигатель «Форд» V8 (8,75 л, 195 л.с.), 2-дисковое сцепление, 6-ступенчатую коробку передач и балансирную рессорную подвеску. По результатам их испытаний был создан 5-тонный вариант ХМ656 (8x8), рекомендованный к производству. Он оснащался многотопливным двигателем «Континентал LDS-465-2» с турбонаддувом (7,8 л, 210 л.с.), автоматической 6-ступенчатой коробкой, гидроусилителем рулевого механизма, развивал скорость на шоссе 80 км/ч и по воде за счет вращения колес - 2,5 км/ч. С 1964 г. его выпускали как шасси М656 для командного пункта управления баллистическими ракетами «Першинг-1А» (Pershing), седельный тягач М757 для буксировки пусковой установки и фургон связи М791. Эти машины оказались слишком дорогими, и вскоре их изготовление было прекращено.

Работа над этими грузовиками фактически завершила деятельность «Форда» в военной сфере. Тем не менее в послевоенные времена в вооруженных силах многих стран мира широко использовались его полноприводные вседорожники - от модели «Бронко» (Bronco) 60-х гг. до современных машин «Эксплорер» (Explorer), а также безграничное семейство пикапов и грузовиков серий F и L. Сегодня для сил быстрого реагирования компания предлагает быстроходный открытый вариант SPV на шасси F350SD (4x4) с 325-сильным дизелем V8, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и различным вооружением от 7,62-мм пулемета до пушки калибра 40 мм.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФОРД
(FORD)
Дирборн/Детройт/Луисвилл
США
1912-
Американская корпорация "Форд", основанная Генри Фордом (Henry Ford) в 1903 г., считавшим своим главным предназначением массовый выпуск простых и дешевых легковых машин, долгое время не занималась военной техникой, хотя марка "Форд" всегда присутствовала на самых различных автомобилях, состоявших на вооружении армий США и многих стран мира. Первым автомобилем, принесшим славу Генри Форду, был легковой "Форд-Т" с 20-сильным двигателем, серийно выпускавшийся с 1908 г. Именно ему и было суждено стать первым военным автомобилем, когда во время боевых действий в Мексике "Форд-Т" использовали для доставки солдат, перевозки раненых и установки пулеметов. Столь же широко он применялся и в европейских странах во время Первой мировой войны, в том числе и как легкий броневик. В 20-е гг. на его базе выпускали штабные и патрульные машины с упрощенными открытыми кузовами без дверей и легким вооружением, а для разведки пытались использовать даже быстроходные спортивные версии "Спидстер" (Speedster). С 1917 г. для военных нужд применялся 1-тонный грузовик "Форд-ТТ" с задними двускатными колесами, служивший санитарной машиной, передвижной мастерской, легким тягачом, бронеавтомобилем и пулеметной тачанкой.
Между тем консервативная компания "Форд", увлеченная выпуском единственной модели Т, практически не принимала никакого участия в создании военных вариантов своих серийных автомобилей. Эта ситуация сохранялась и в конце 20-х гг., когда она перешла на массовое производство легковой модели А и унифицированного с нею 1,5-тонного грузовика АА, оснащенных 4-цилиндровым 3,3-литровым мотором мощностью 40 л.с. В различных исполнениях они применялись в вооруженных силах США и других стран, но конструктивно ничем не отличались от серийных образцов. Для их выпуска в мае 1930 г. в Советской России началось строительство нового предприятия, будущего Горьковского автозавода, а тем временем сборка машин "Форд-А" и "Форд-АА" из импортных узлов была организована на московском заводе КИМ и нижегородском предприятии "Гудок Октября". Именно эта продукция послужила базой первых советских бронеавтомобилей, корпуса для которых выпускал Ижорский завод из Колпино близ Ленинграда. В 1931-33 гг. на шасси "Форд-А" там изготовили легкие бронеавтомобили БА-Ф и ФАИ, а в 1932-34 гг. под руководством Н. И. Дыренкова выпустили партию из 50 машин Д-8 и Д-12 с одним или двумя пулеметами. Это были первые советские серийные бронеавтомобили, причем Д-12 впервые получил сварной бронекорпус. На шасси "Форд-АА" в СССР построили опытную безбашенную бронемашину Д-37 и "боевую автодрезину" БАД-1 с поворотной башней и 5 пулеметами, развивавшую на шоссе скорость 50 км/ч, а на рельсах - 100 км/ч. Трехосный "Форд-АА" (6x6) грузоподъемностью 1,5-2,5 т с задними мостами фирмы "Тимкен" (Timken) также не произвел переворота в армии США, зато в СССР, где его знали как "Форд-Тимкен", послужил базой первых безоткатных пушек Л. В. Курчевского и целого семейства бронеавтомобилей, построенных на Ижорском заводе в 1931-33 гг. В него вошли башенные машины БА-27М, Д-13 и БАИ с 37-мм пушками и пулеметами, а также оригинальный двухбашенный плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2.
В США со второй половины 30-х гг. основой военных машин служило обширное семейство массовых легковых и грузовых автомобилей "Форд V8", но постепенно их стали вытеснять полноприводные варианты стандартных моделей. Первый образец был построен в 1930 г. на шасси АА с передним ведущим мостом фирмы "Коулмэн" (Coleman), менеджером которой в то время был Артур Херрингтон (Arthur Herrington), один из основателей известной компании "Мармон-Херрингтон" (Marmon-Herrington). В 1931 г. появился "Форд-АА" с передним мостом инженера Ричарда Эсама (Richard Asam) с оригинальным, но сложным и тяжелым шестеренным приводом каждого колеса. Эту машину безуспешно модернизировали и испытывали до конца 1933 г.
Более продуктивная фаза создания военных автомобилей "Форд" наступила в середине 30-х гг. с запуском в серийное производство новой серии V8 и началом тесного сотрудничества с компанией "Мармон-Херрингтон", занимавшейся переделкой стандартных машин в полноприводные. В результате в 1935-42 гг. на "Форде" удалось создать обширное семейство армейских пикапов, легких штабных и санитарных машин, 1,5- и 3-тонных грузовиков и тягачей с колесными формулами 4x4 и 6x6, получивших марку "Форд-Мармон-Херрингтон". Машины оснащали двигателями V8 рабочим объемом 2,2, 3,6 и 3,9 л, развивавшими мощность от 60 до 100 л.с., 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, 2-ступенчатыми раздаточными и иногда передними двускатными колесами. Объем их производства был незначительным, и потому основными военными автомобилями "Форд" оставались серийные легковые модели, пикапы, фургоны и грузовики с колесными формулами 4x4 и 6x6, дополненные решетчатым ограждением радиатора. В армиях европейских стран использовали машины "Форд" с задними ведущими мостами "Традо" (Trado) и индивидуальным приводом каждого переднего колеса, которые выпускала голландская компания ДАФ (DAF).
Автомобильная промышленность США вяло отреагировала на начало Второй мировой войны в Европе, а Генри Форд, слывший поклонником нацистов, даже передал Германии документацию на свои 3-тонные грузовики, вызвав к себе враждебное отношение в среде американских промышленников. Его "оригинальный" подход ко многим проблемам вновь сослужил плохую службу, когда в июне 1940 г. он получил предложение управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США на разработку легкого полноприводного разведывательного автомобиля. Форд просто не среагировал на него. В результате его разработкой занимались две небольшие фирмы "Виллис-Оверленд" (Willys-Overland) и "Бантам" (Bantam). Только в ноябре компания "Форд" представила на испытания свой 4-местный прототип "Пигмей" (Pygmy) или "Блиц-Багги" (Blitz-Buggy), собранный на скорую руку и оснащенный 4-цилиндровым двигателем "Форд-NNA" (1958 см3, 42 л.с.), ведущими мостами от трактора "Фордзон" (Fordson), 3-ступенчатой коробкой передач от модели А и шарнирами равных угловых скоростей "Рцеппа" (Rzeppa). В соответствии с техническим заданием он имел колесную базу 80 дюймов (2032 мм) и при полезной нагрузке 320 кг весил 953 кг - намного меньше, чем главный конкурент "Виллис Куод" (Quad). После испытаний 23 ноября 1940 г. "Пигмей" был признан победителем, а в начале 1941 г. "Форд" представил модернизированный вариант GP с более надежными карданными шарнирами "Спайсер" (Spicer). Тем временем фирма "Виллис", существенно облегчив свой автомобиль, представила модель МА, а затем улучшенный вариант МВ. В июле 1941 г. его признали наиболее приемлемым к эксплуатации и рекомендовали для серийного производства. Нанесенный авторитету "Форда" удар был усугублен иском фирмы "Бантам", обвинившей его в незаконном приобретении новых шарниров у компании "Спайсер". Разгоревшийся спор разрешила президентская комиссия под председательством Ф. Д. Рузвельта, предложившая всем трем фирмам изготовить пробную партию по 1500 машин, и впоследствии "Форд" выпустил 4456 машин GP. Перспектива вступления США в войну потребовала ускорения организации серийного производства автомобилей МВ, которое на "Виллисе" началось в ноябре 1941 г. Но сил у фирмы оказалось недостаточно, и военное ведомство решило развернуть параллельный выпуск этих машин на заводе "Форда" в Ривер Руж. Так в начале 1942 г. "Виллис-МВ" стали выпускать под маркой "Форд GPW" (GP-Willys). Он отличался П-образной поперечиной рамы под радиатором (на "Виллисе" она была трубчатой), литыми педалями вместо штампованных, креплением запасного колеса и рядом мелких деталей. По версии компании "Форд", прославленное название "Джип" было образовано от маркировки ее автомобилей и является произношением аббревиатуры GP (джи-пи), которая расшифровывалась как Government Passenger - "правительственный пассажирский", то есть автомобиль, выпускавшийся под правительственные (государственные) заказы. По сравнению с "Виллисом" автомобиль "Форд GPW" изготовляли в ограниченном количестве вариантов, среди которых были в основном исполнения Т47 с 12,7-мм пулеметом и зенитные комплексы SAS. В 1943 г. "Форд" построил прототип сверхлегкого джипа с 1,2-литровым мотором, а "Супер-Джип" (Super Jeep) в исполнении "Форда" представлял шасси 6x6 с 37-мм зенитной пушкой. Главной же заслугой американского "Форда" стал выпуск легкой амфибии GPA, разработанной в 1941-42 гг. компаниями "Мармон-Херрингтон" и "Спаркман энд Стефенс" (Sparkman & Stephens) на шасси GPW с колесной базой, удлиненной до 2134 мм. Она снабжалась водоизмещающим корпусом, валом отбора мощности на гребной винт, водяным рулем с тросовым приводом от рулевой колонки и лебедкой-кабестаном с тяговым усилием 1,6 тс. Машина длиной 4623 мм весила 1662 кг, развивала на шоссе скорость 80 км/ч и на воде - 8,8 км/ч, расходуя на плаву 187 л бензина на 100 км. По аналогии с джипом амфибия получила собственное имя "Сип" (Seep) - Seagoing Jeep ("Водоплавающий джип"), а в СССР была известна как "Форд-4". В 1942-43 гг. их изготовили 12774 единицы, а до августа 1945 г. "Форд" и "Виллис" выпустили 626727 "нормальных" джипов, из которых 277878 экземпляров пришлись на "Форд", а с учетом других поставок он изготовил 281578 автомобилей.
Собственная военная программа "Форда" периода Второй мировой войны состояла в основном из доработанных вариантов довоенной серийной техники. Для штабных целей использовались обычные седаны серий "1GA" и "2GA" образца 1941-42 гг. с рядным 6-цилиндровым мотором (3,7 л, 90 л.с.), а на общих перевозках применяли пикапы, фургоны, капотные и бескапотные грузовики с двигателями V8 (85-95 л.с.). Основным же грузовиком военного времени стала упрощенная 1,5-тонная коммерческая машина "2G8T" с 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и 4-метровой колесной базой. С конца 1942 г. автомобиль выпускался в модернизированном исполнении G8T и оснащался вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов, дополнительным топливным баком, ограждением фар, сцепными приспособлениями. В СССР эти машины носили марку "Форд-6" и имели грузоподъемность 2 т. Этот один из наиболее известных грузовиков военного времени имел характерную непритязательную внешность с цельнометаллической кабиной, широкими крыльями, передней облицовкой из вертикальных прутков, стальным или деревометаллическим кузовом с тентом, продольными скамьями или решетчатыми бортами. На его базе выпускали седельные тягачи, санитарные и пожарные автомобили, фургоны и автобусы для ВМФ США.
Несмотря на разработку упомянутых выше автомобилей, во время войны американский "Форд" крупных технических достижений в этой области так и не добился. Более всего преуспел его канадский филиал, быстро перестроившийся на выпуск целой гаммы специальных военных грузовиков и тягачей, а все попытки американского концерна самостоятельно создавать военную автотехнику заканчивались неудачей. В 1940-41 г. он проиграл сразу три конкурса военного ведомства на многоцелевые автомобили грузоподъемностью 1/2, 3/4 и 1,5 т. Построенные на "Форде" варианты GC (4x4) с 95-сильным мотором V8 и разными кузовами уступили машинам фирм "Додж" (Dodge) и "Шевроле" (Chevrolet), составившим потом известные семейства Т207/Т215, Т214 и G7100. В результате неудавшийся 3/4-тонный "Форд GC" превратился в опытный низкопрофильный многоцелевой 10-местный автомобиль GCA со всеми односкатными колесами, получивший 6-цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. и переднюю лебедку. Он весил всего 2400 кг, имел габаритную высоту 2020 мм и мог форсировать 1-метровый брод, а внешне его трудно было отличить от серийной машины "Додж WC52".
К наиболее оригинальным разработкам "Форда" периода 1941-44 гг. относятся опытные компактные низкорамные многоцелевые автомобили, являвшиеся развитием серии GCA. Самым низким из них был 3/4-тонный вариант GLJ, построенный в августе 1941 г. и служивший базой самоходных орудий Т33 и Т44 с пушками калибра 37 и 57 мм на поворотном лафете. Перемещение места водителя вперед на 250 мм и вертикальная установка запасного колеса в кузове позволили сократить габаритную длину машины до 4145 мм, а с откинутым лобовым стеклом и снятым тентом ее высота определялась лишь расположением рулевого колеса и не превышала 1,5 м. На построенном в 1942 г. 1,5-тонном варианте GAJ место водителя, максимально сдвинутое влево, позволило разместить рядом с ним еще двух человек и запасное колесо, а сзади установить продольные скамьи на 8 солдат. Длину машины сократили до 4090 мм, но масса возросла с 2340 до 2500 кг. Длительная работа наконец принесла свои плоды: в том же году "Форд" начал мелкосерийное производство компактного 1,5-тонного грузовика GTB с открытой кабиной, металлическим кузовом с решетчатыми бортами, передней лебедкой, задними двускатными колесами и коротким капотом, под которым располагался не только 90-сильный мотор, максимально передвинутый вправо, но и вместительный ящик для инструментов с дверцей в передней панели облицовки радиатора. С откинутым лобовым стеклом его высота составляла 2083 мм, собственная масса - 3300 кг. Автомобиль предлагался как бортовой вариант GTBA, ремонтно-эвакуационная машина GTBB и шасси GTBC и GTBS для установщиков мин. До конца войны в ВМС США "Форд" поставил 2,2 тыс. таких машин.
Более существенными оказались достижения концерна в области колесной бронетехники. Одной из первых попыток их создания в 1941 г. был так называемый наблюдательный бронеавтомобиль Т2 (4x4) с открытым верхом, задним 90-сильным мотором и 20-дюймовыми односкатными колесами. Он послужил базой низкорамного шасси Т8 для противотанковой пушки калибра 37 мм, известной как "Истребитель танков" (Tank-killer). Одновременно на "Форде" разработали тяжелый бронеавтомобиль Т17 (6x6) с боевой массой 12,7 т, оснащенный 37-мм пушкой и двумя 6-цилиндровыми 5,2-литровыми двигателями "Геркулес JXD" мощностью по 110 л.с. Эти машины, построенные в количестве 250 единиц, получили в армии название "Дирхаунд" (Deerhound). Добившись определенного успеха в военной области, в 1942 г. "Форд" изготовил еще более низкий облегченный бронеавтомобиль Т22 (6x6) с несущим корпусом и одним 110-сильным мотором заднего расположения, весивший 6,8 т. Его развитием стал усиленный вариант Т22Е2, который с марта 1943 г. выпускался под стандартизованным индексом М8, однако более всего эта бронемашина известна под названием "Грейхаунд" (Greyhound), которое ей присвоили в британских войсках. Она получила прежний силовой агрегат, 4-ступенчатую коробку передач, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем, рессорную подвеску всех односкатных 20-дюймовых колес и поворотную башню с 37-мм пушкой и пулеметом. "Форд М8", ставший одним из самых распространенных бронеавтомобилей своего времени, имел габаритную длину ровно 5 м, весил 7,5 т и достигал скорости 90 км/ч. На его базе создали штабную машину Т26 с 12,7-мм пулеметом на турели, выпускавшуюся под индексом М20, а также счетверенную зенитную установку Т69. В общей сложности до конца войны их сделали 12314 экземпляров. В период Второй мировой "Форд" собирал также танки "Шерман" (Sherman), танкетки, гусеничные тягачи и бомбардировщики В24.
В послевоенное время концерн "Форд" отошел от изготовления военной продукции, хотя в конце 40-х гг. для американских оккупационных войск в Западной Европе поставлял армейские варианты своих серийных грузовиков F5 и F6. Помня о крупном провале, постигшим его с первым джипом, в 1951 г. "Форд" немедленно откликнулся на предложение командования сухопутных войск США разработать новый 1/2-тонный "военный многоцелевой тактический грузовик" (Military Utility Tactical Truck, MUTT). Не имея на этот раз практически никакой конкуренции, в 1952 г. "Форд" изготовил первый образец, а в 1954-56 гг. еще несколько опытных машин ХМ151 с разными открытыми 4-местными кузовами. После долгих испытаний в 1959 г. последний вариант ХМ151Е2 с несущим стальным основанием и алюминиевым кузовом был выбран для серийного производства, начавшегося со следующего года. Новый стандартный джип М151 получил название "Матт" (Mutt), но оно так и не привилось. При весовых параметрах, близких к серии МВ/М38А1, он был более приземистым, имел колесную базу 2159 мм и увеличенные габаритные размеры. На нем использовали 4-цилиндровые бензиновые двигатели "Континентал" (Continental) или "Геркулес" (Hercules) рабочим объемом 2,3 и 2,5 л мощностью 60 и 50 л.с. соответственно, синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач, гипоидные главные передачи, барабанные тормоза с гидроприводом, независимую пружинную подвеску всех колес с гидроамортизаторами и дисковые колеса с шинами размером 7.00-16. Автомобиль полной массой 1535 кг развивал максимальную скорость 106 км/ч. Его задняя подвеска на качающихся А-образных рычагах оказалась самым слабым местом, поэтому две модернизации этого узла стали поводом для запуска в производство в 1964 и 1970 гг. новых модификаций М151А1 и М151А2, причем последняя внешне отличалась габаритными фонарями, встроенными в выемки передних крыльев, и цельным лобовым стеклом. Помимо "Форда" выпуском джипов М151 занимались компании "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep) и "АМ Дженерал" (AM General). На базе М151 выпускали штабные машины М107 и М108 и санитарные М718 с удлиненными кузовами, а на шасси М151А1С монтировалось 106-мм безоткатное орудие. Джип служил также для установки различных пулеметов и противотанковых ракет, на нем испытывали комплекты для преодоления водных преград, четырехгусеничный движитель "Уна-Трэк" (Una-Track) и 75-сильный газотурбинный мотор "Уильямс" (Williams). В 1956-59 гг. было построено несколько экспериментальных джипов ХМ408 (6x6) и ХМ384 (8x8) с алюминиевыми кузовами и плавающий вариант с водоизмещающим кузовом. До 1978 г. все изготовители собрали свыше 150 тыс. машин серии М151. Последний джип модели М151А2 в 1988 г. для Пакистана собрала компания "АМ Дженерал".
В 1957 г. военное ведомство США объявило конкурс на гамму бескапотных авиатранспортабельных плавающих тактических грузовиков с полезной нагрузкой 2-5 т. "Форд" совместно с компаниями РИО (REO) и "Джи-Эм-Си" (GMC) принял в нем активное участие, построив в 1959-60 гг. опытные образцы ХМ434Е2 (6x6) и ХМ453Е2 (8x8) грузоподъемностью 3,5 и 5 т, имевшие собственную массу 4830 и 5630 кг соответственно. Они получили алюминиевые кабины и кузова на 10-16 солдат, многотопливный двигатель "Форд" V8 (8,75 л, 195 л.с.), 2-дисковое сцепление, 6-ступенчатую коробку передач и балансирную рессорную подвеску. По результатам их испытаний был создан 5-тонный вариант ХМ656 (8x8), рекомендованный к производству. Он оснащался многотопливным двигателем "Континентал LDS-465-2" с турбонаддувом (7,8 л, 210 л.с.), автоматической 6-ступенчатой коробкой, гидроусилителем рулевого механизма, развивал скорость на шоссе 80 км/ч и по воде за счет вращения колес - 2,5 км/ч. С 1964 г. его выпускали как шасси М656 для командного пункта управления баллистическими ракетами "Першинг-1А" (Pershing), седельный тягач М757 для буксировки пусковой установки и фургон связи М791. Эти машины оказались слишком дорогими, и вскоре их изготовление было прекращено.
Работа над этими грузовиками фактически завершила деятельность "Форда" в военной сфере. Тем не менее в послевоенные времена в вооруженных силах многих стран мира широко использовались его полноприводные вседорожники - от модели "Бронко" (Bronco) 60-х гг. до современных машин "Эксплорер" (Explorer), а также безграничное семейство пикапов и грузовиков серий F и L. Сегодня для сил быстрого реагирования компания предлагает быстроходный открытый вариант SPV на шасси F350SD (4x4) с 325-сильным дизелем V8, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и различным вооружением от 7,62-мм пулемета до пушки калибра 40 мм.
Пулеметная тачанка на шасси "Форд-Т", 1914 г.
Санитарный "Форд-Т", 1917 г.
Форд-Т, 1918 г.
Датский бронеавтомобиль на шасси "Форд-АА", 1931/45 гг.
Тягач "Форд V8-51" с мостами "Традо", 6x6, 1936 г.
Форд-Мармон-Херрингтон V8 (С5-6), 4x4, 1937 г.
Штабной "Форд-Мармон-Херрингтон V8-77" (LD1-4), 4x4, 1937 г.
Зенитная установка на легковом шасси "Форд V8-91A", 1939 г.
Форд Пигмей, 4x4, 1940 г.
Самоходная установка Т44 на шасси "Форд GLJ", 4x4, 1941 г.
Форд GP, 4x4, 1941 г.
Форд Т17, 6x6, 1941 г.
Форд 2G8T, 1942 г.
Форд GAJ, 4x4, 1942 г.
Форд GPW, 4x4, 1942 г.
Форд GPA, 4x4, 1943 г.
Форд GTBА, 4x4, 1943 г.
Форд М8 Грейхаунд (Т22Е2), 6x6, 1943 г.
Форд М20 (Т26), 6x6, 1943 г.
Самоходная установка Т47 на шасси "Форд GPW", 1944 г.
Форд F5, 1949 г.
Форд ХМ384, 8x8, 1956 г.
Форд ХМ408, 6x6, 1958 г.
Форд ХМ434Е2, 6x6, 1959 г.
Пусковой комплекс на шасси "Форд М757", 8x8, 1964 г.
Форд М151А1, 4x4, 1965 г.
"Форд М151А1С" (4x4) с безоткатным орудием, 1967 г.
Форд М151А2, 4x4, 1972 г.
Форд F600, 4x4, 1973 г.
Форд F350SD/SPV, 4x4, 2004 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с