FORD
999999999999999999999
 

ФОРД

(FORD)

Виндзор, Канада, 1939-

Канадское отделение американской компании «Форд», основанное в 1918 г., разработкой военных автомобилей занялось осенью 1939 г., когда в Западной Европе разразилась Вторая мировая война. Все работы проводились по заказу военного ведомства страны совместно с канадским отделением концерна «Дженерал Моторс» (General Motors). За короткое время обе фирмы создали обширное семейство унифицированных армейских автомобилей разных классов с многочисленными типами кузовов, несколькими видами кабин и формой передней облицовки, базировавшихся на агрегатах серийных машин, выпускавшихся в Канаде и США.

«Форд F15A» с кабиной No.12, 4X4, 1941 г.

«Форд F15A» с кабиной No.13, 4X4, 1943 г.

Форд F30, 4X4, 1943 г.

Форд F60L, 4X4, 1944 г.

Так весной 1940 г. появилась так называемая «Канадская военная модель» (Canadian Military Pattern, CMP) - типовой образец армейского грузовика канадского производства. Машины предназначались в первую очередь для поставки в вооруженные силы Великобритании и стран британского содружества. Их выпускали на заводах обеих фирм в Канаде, а также в Австралии, Новой Зеландии, Индии и Египте, причем некоторые модели и кузова для них собирались в Англии. Автомобили «Форд» и машины компании «Дженерал Моторс», носившие марку «Шевроле» (Chevrolet), внешне были почти одинаковыми, не считая эмблем и ряда деталей, но снабжались разными агрегатами. Помимо них канадский «Форд» выпускал доработанные варианты гражданских машин: штабные и патрульные легковые автомобили, пикапы и грузопассажирские модели «01AF-73» и C11ADF с моторами V8 (85-95 л.с.), а также «милитаризованные» грузовики С098Т и С298Т.

Основную долю военной продукции составляло семейство СМР, состоявшее из 5 базовых шасси с колесными формулами 4x2, 4x4 и 6x4. Все они комплектовались бензиновым двигателем V8 (3924 см3, 95 л.с.), сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом всех колесных тормозов, рессорной подвеской неразрезных мостов, односкатными шинами и 6-вольтовым электрооборудованием. На моделях 1940-42 гг. устанавливали открытые кабины No.11 и No.12 (со съемным верхом), имевшие достаточно сложную конфигурацию короткого капота и передней облицовки, выполненную в стиле аналогичных британских машин. Автомобили 1942-45 гг. получили упрощенную закрытую кабину No.13 с плоскими передними панелями и характерным обратным наклоном лобового стекла. На ряде грузовиков использовались еще 4 типа кабин.

Программу СМР компании «Форд» возглавляла легкая многоцелевая модель F8 (заводской индекс C011DF) с полезной нагрузкой 400 кг и 13-дюймовыми колесами. Машину успели поставить в британские ВВС, но вскоре ее сменил полноприводный вариант «Шевроле С8А». С 1940 г. выпускалась вторая серия грузоподъемностью 750 кг, включавшая модели F15 (4x2) и F15A (C011WQF) 4x4 с 16-дюймовыми шинами, причем последняя машина получила одноступенчатую раздаточную коробку и передний отключаемый мост системы «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington). На этих шасси устанавливали различные бортовые кузова, фургоны и оборудование всевозможного назначения. До конца 1945 г. «Форд» и «Шевроле» изготовили 103422 машины серии F15. Намного меньше потребовалось 1,5-тонных грузовиков F30 (C29GF) с колесной базой 3410 мм: в 1942-45 гг. их было выпущено 19319 единиц. Самой массовой в гамме СМР стала серия 3-тонных автомобилей F60, изготовленная обеими фирмами в количестве 209004 экземпляров. С 1940 г. выпускался первый короткобазный вариант F60S (C01QF) 4x4 с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, вакуумным усилителем привода тормозов и 20-дюймовыми колесами, к которому через год добавился автомобиль F60L (C298QF) с колесной базой 4020 мм. Они послужили основой седельного тягача F60T (C395Q) и открытого шасси F60B (C39Q8) с выносными опорами и 4-местной кабиной No.43S, на котором монтировали 40-мм зенитную пушку «Бофорс» (Bofors). Параллельно выпускали многоцелевые заднеприводные грузовики F602S (C29WFS) и F602L (C298WFS) с двойной главной передачей и кабинами No.13 и No.43.

«Форд F602S» (4X4) с кабиной No.43 и 75-мм пушкой, 1942 г.

Форд F60H, 6X4, 1942 г.

Форд Линкс-II, 4X4, 1943 г.

Бронеавтомобиль «Форд Mk-IIА» (4X4) индийской сборки, 1943 г.

В небольших объемах «Форд» собирал 3-тонный вариант F60H (C010QF) 6x4 полной массой около 9 т, созданный на удлиненном шасси 4x4 с дополнительным третьим неведущим мостом. Он служил в основном для установки разных фургонов и ремонтного оборудования. В 1941-45 гг. на шасси 4x4 с 2,5-метровой базой изготовлялся легкий артиллерийский тягач FGT (C291Q), FAT или «Куод» (Quad), оснащенный лебедкой, 20-дюймовыми шинами и разными открытыми сверху грузопассажирскими кузовами, которые собирало канадское отделение компании «Готфредсон» (Gotfredson). «Форд» совместно с «Шевроле» изготовил 22891 тягач. В Австралии и Индии на поставленных туда грузовых шасси монтировали бронекорпуса и самоходные артиллерийские установки «Борбетт» (Borbette) с бронированием из прочной древесины.

В 1942 г. в программу канадского «Форда» вошли легкие разведывательные бронеавтомобили «Линкс-I» (Lynx) и «Линкс-II» («Форд-II» или C29SR) 4x4, выполненные по образцу британской машины «Дэймлер Динго» (Daimler Dingo) и различавшиеся полностью или частично бронированными корпусами с толщиной листа до 30 мм. Они имели колесную базу 2057 мм, снабжались 95-сильным мотором заднего расположения и развивали скорость 90 км/ч. В Индии на шасси «Форд» (4x4) создали гамму из четырех типов пулеметных бронеавтомобилей (от Mk-II до Mk-IV), весивших до 5,3 т. С 1943 г. канадский «Форд» собирал джипы «Форд GPW» (4x4) с деревянным кузовом местной фирмы «Алма Трейлер» (Alma Trailer), весившим всего 122 кг, которые известны под названием «Файрвуд» (Firewood). В послевоенное время для канадской армии там выпускали джипы М38, М38А1 и М151, пикапы и грузовики, аналогичные американским моделям.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФОРД
(FORD)
Виндзор
Канада
1939-
Канадское отделение американской компании "Форд", основанное в 1918 г., разработкой военных автомобилей занялось осенью 1939 г., когда в Западной Европе разразилась Вторая мировая война. Все работы проводились по заказу военного ведомства страны совместно с канадским отделением концерна "Дженерал Моторс" (General Motors). За короткое время обе фирмы создали обширное семейство унифицированных армейских автомобилей разных классов с многочисленными типами кузовов, несколькими видами кабин и формой передней облицовки, базировавшихся на агрегатах серийных машин, выпускавшихся в Канаде и США. Так весной 1940 г. появилась так называемая "Канадская военная модель" (Canadian Military Pattern, СМР) - типовой образец армейского грузовика канадского производства. Машины предназначались в первую очередь для поставки в вооруженные силы Великобритании и стран британского содружества. Их выпускали на заводах обеих фирм в Канаде, а также в Австралии, Новой Зеландии, Индии и Египте, причем некоторые модели и кузова для них собирались в Англии. Автомобили "Форд" и машины компании "Дженерал Моторс", носившие марку "Шевроле" (Chevrolet), внешне были почти одинаковыми, не считая эмблем и ряда деталей, но снабжались разными агрегатами. Помимо них канадский "Форд" выпускал доработанные варианты гражданских машин: штабные и патрульные легковые автомобили, пикапы и грузопассажирские модели "01AF-73" и C11ADF с моторами V8 (85-95 л.с.), а также "милитаризованные" грузовики C098T и С298Т.
Основную долю военной продукции составляло семейство СМР, состоявшее из 5 базовых шасси с колесными формулами 4x4, 4x4 и 6x6. Все они комплектовались бензиновым двигателем V8 (3924 см3, 95 л.с.), сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом всех колесных тормозов, рессорной подвеской неразрезных мостов, односкатными шинами и 6-вольтовым электрооборудованием. На моделях 1940-42 гг. устанавливали открытые кабины No.11 и No.12 (со съемным верхом), имевшие достаточно сложную конфигурацию короткого капота и передней облицовки, выполненную в стиле аналогичных британских машин. Автомобили 1942-45 гг. получили упрощенную закрытую кабину No.13 с плоскими передними панелями и характерным обратным наклоном лобового стекла. На ряде грузовиков использовались еще 4 типа кабин.
Программу СМР компании "Форд" возглавляла легкая многоцелевая модель F8 (заводской индекс C011DF) с полезной нагрузкой 400 кг и 13-дюймовыми колесами. Машину успели поставить в британские ВВС, но вскоре ее сменил полноприводный вариант "Шевроле С8А". С 1940 г. выпускалась вторая серия грузоподъемностью 750 кг, включавшая модели F15 (4x4) и F15А (C011WQF) 4x4 с 16-дюймовыми шинами, причем последняя машина получила одноступенчатую раздаточную коробку и передний отключаемый мост системы "Мармон-Херрингтон" (Marmon-Herrington). На этих шасси устанавливали различные бортовые кузова, фургоны и оборудование всевозможного назначения. До конца 1945 г. "Форд" и "Шевроле" изготовили 103422 машины серии F15. Намного меньше потребовалось 1,5-тонных грузовиков F30 (C29GF) с колесной базой 3410 мм: в 1942-45 гг. их было выпущено 19319 единиц. Самой массовой в гамме СМР стала серия 3-тонных автомобилей F60, изготовленная обеими фирмами в количестве 209004 экземпляров. С 1940 г. выпускался первый короткобазный вариант F60S (C01QF) 4x4 с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, вакуумным усилителем привода тормозов и 20-дюймовыми колесами, к которому через год добавился автомобиль F60L (C298QF) с колесной базой 4020 мм. Они послужили основой седельного тягача F60T (C395Q) и открытого шасси F60В (C39Q8) с выносными опорами и 4-местной кабиной No.43S, на котором монтировали 40-мм зенитную пушку "Бофорс" (Bofors). Параллельно выпускали многоцелевые заднеприводные грузовики F602S (C29WFS) и F602L (C298WFS) с двойной главной передачей и кабинами No.13 и No.43. В небольших объемах "Форд" собирал 3-тонный вариант F60Н (C010QF) 6x6 полной массой около 9 т, созданный на удлиненном шасси 4x4 с дополнительным третьим неведущим мостом. Он служил в основном для установки разных фургонов и ремонтного оборудования. В 1941-45 гг. на шасси 4x4 с 2,5-метровой базой изготовлялся легкий артиллерийский тягач FGT (C291Q), FAT или "Куод" (Quad), оснащенный лебедкой, 20-дюймовыми шинами и разными открытыми сверху грузопассажирскими кузовами, которые собирало канадское отделение компании "Готфредсон" (Gotfredson). "Форд" совместно с "Шевроле" изготовил 22891 тягач. В Австралии и Индии на поставленных туда грузовых шасси монтировали бронекорпуса и самоходные артиллерийские установки "Борбетт" (Borbette) с бронированием из прочной древесины.
В 1942 г. в программу канадского "Форда" вошли легкие разведывательные бронеавтомобили "Линкс-I" (Lynx) и "Линкс-II" ("Форд-II" или C29SR) 4x4, выполненные по образцу британской машины "Дэймлер Динго" (Daimler Dingo) и различавшиеся полностью или частично бронированными корпусами с толщиной листа до 30 мм. Они имели колесную базу 2057 мм, снабжались 95-сильным мотором заднего расположения и развивали скорость 90 км/ч. В Индии на шасси "Форд" (4x4) создали гамму из четырех типов пулеметных бронеавтомобилей (от Mk-II до Mk-IV), весивших до 5,3 т. С 1943 г. канадский "Форд" собирал джипы "Форд GPW" (4x4) с деревянным кузовом местной фирмы "Алма Трейлер" (Alma Trailer), весившим всего 122 кг, которые известны под названием "Файрвуд" (Firewood). В послевоенное время для канадской армии там выпускали джипы М38, М38А1 и М151, пикапы и грузовики, аналогичные американским моделям.
"Форд F15A" с кабиной No.12, 4x4, 1941 г.
"Форд F602S" (4x4) с кабиной No.43 и 75-мм пушкой, 1942 г.
Форд F60H, 6x6, 1942 г.
"Форд F15A" с кабиной No.13, 4x4, 1943 г.
Бронеавтомобиль "Форд Mk-IIA" (4x4) индийской сборки, 1943 г.
Форд F30, 4x4, 1943 г.
Форд Линкс-II, 4x4, 1943 г.
Форд F60L, 4x4, 1944 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с