FORD/FORDSON/THAMES
999999999999999999999
 

ФОРД/ФОРДЗОН/ТЭМЗ

(FORD/FORDSON/THAMES)

Манчестер/Дэгенхэм/Лэнгли, Великобритания, 1914-1986

Первым зарубежным сборочным филиалом американского концерна «Форд» стало британское отделение в Манчестере, с 1911 г. выпускавшее легковые автомобили серии Т, которые во время Первой мировой войны применялись в британской армии как штабные и шасси для броневиков. В конце 20-х гг. за ними последовали легковые машины и пикапы «Форд-А» и 1,5-тонные грузовики АА. В октябре 1931 г. был введен в строй новый завод в Дэгенхэме, приступивший к выпуску моделей ВВ и BBF грузоподъемностью 1,5-3,0 т, носивших собственную марку «Фордзон». С 1935 г. британский «Форд» уже предлагал обширную и ежегодно обновлявшуюся программу пикапов и грузовиков серии V8 с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, бензиновым мотором V8 (3622 см3, 60-75 л.с.), передней подвеской на поперечной рессоре и характерной облицовкой радиатора овальной формы.

Фордзон-7V, 1939 г.

Форд WОА2А, 1941 г.

Форд WОТ2, 1940 г.

Пожарный автомобиль на шасси «Форд WOT2», 1942 г.

Форд WOT1A, 6X4, 1944 г.

Единственной собственной разработкой в 1937 г. стала полукапотная гамма «Фордзон-7V» грузоподъемностью 2-5 т, базировавшаяся на шасси серии ВВ. В вооруженных силах страны все они использовались на общих транспортных операциях и для установки военного оснащения, а создание специальных армейских автомобилей в Великобритании началось лишь с приближением новой войны. Первым военным грузовиком считается «Форд Сассекс» (Sussex) 6x4 - 3-осный вариант стандартного 3-тонного автомобиля Е817Т образца 1938 г., доработанный фирмой «Каунти» (County) и оснащенный стандартной 4-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и всеми односкатными колесами. В 1939 г. его базой стал 85-сильный грузовик Е917Т. По заказу британских ВВС изготовили 24 таких машины.

Во время Второй мировой войны легковой 4-дверный седан «Форд Х/8-62» с 85-сильным двигателем, 3-ступенчатой коробкой передач и 13-дюймовыми колесами был преобразован в штабной вариант WOA1, отличавшийся плоской облицовкой радиатора с защитным ограждением и багажником на крыше. Модель WOA1A получила широкие шины размером 16 дюймов. На их базе выпускали 5-дверные грузопассажирские штабные машины WOA2 и WOA2A, известные также как «Хэви Ютилити» (Heavy Utility). В 1941-47 гг. их было изготовлено 11754 экземпляра. В условиях нехватки легких армейских автомобилей в декабре 1939 г. в Дэгенхэме из американских деталей наладили сборку военных пикапов WOC1 грузоподъемностью 400 кг, аналогов гражданской 85-сильной модели V8-01C, оборудованных 4-ступенчатой коробкой, открытой кабиной и гидравлическим приводом тормозов вместо механического. Они отличались типичной для всех американских автомобилей того времени V-образной облицовкой радиатора. За 8 месяцев их было выпущено 2 тыс. экземпляров. Кроме того, в 1940-41 гг. из привозных узлов завод собрал 1384 бортовых автомобиля E01Y и Е018Т грузоподъемностью 750-800 кг и 1,5 т соответственно. Некоторые из них служили для установки 20-мм зенитных орудий. Из коммерческой гаммы для монтажа передвижных кухонь использовали также легкие шасси E83W (10HP).

Наиболее распространенным английским военным грузовиком «Форд» стала многоцелевая машина WOT2 с колесной базой 2692 мм, выпущенная в 1939-45 гг. под марками «Форд» и «Фордзон» в количестве 60 тыс. экземпляров. Ее разработка началась в 1933 г. в рамках конкурса, проведенного военным ведомством на создание армейского автомобиля общего назначения с полезной нагрузкой 750 кг. Это была утилитарная машина с плоским радиатором и трубчатым ограждением, небольшими крыльями, одиночными 16-дюймовыми колесами, открытой кабиной с брезентовыми дверями и тентом. На ней устанавливали 60-сильный мотор V8, 4-ступенчатую коробку передач, механический привод тормозов и рессорную подвеску. Автомобиль предлагался в 7 вариантах, в том числе WOT2A общего назначения, WOT2B с тентованным кузовом, радиостанция WOT2E, а также исполнения с разной длиной педалей управления, приспособленные для водителей различного роста. Военным вариантом серийного 1,5-тонного грузовика был 85-сильный автомобиль WOT3, построенный в 1939-44 гг. для британских ВВС в количестве 18 тыс. штук. Выпускался он в нескольких версиях с различными кузовами, одним или двумя топливными баками, а шасси использовалось для аэродромных тягачей и ремонтных мастерских. С января 1942 г. по сентябрь 1945 г. по заказу ВВС «Форд» выпустил 9154 трехтонных грузовика WOT1 (6x4), ставших развитием серии «Сассекс». В разных вариантах эти шасси имели колесную базу 4166 мм (WOT1) или 4521 мм (WOT1A), снабжались вакуумным усилителем тормозов (WOT1A/1) и использовались для установки кузовов-фургонов, сменных контейнеров, прожекторов, аэростатных лебедок, цистерн-заправщиков, пожарного оснащения и т. д.

Форд WOT8, 4X4, 1942 г.

Форд WOT6, 4X4, 1943 г.

Форд Тэмз Е4, 4X4, 1952 г.

Наиболее интересными автомобилями «Форд» военного времени стали 85-сильные модели 4x4 с 4-ступенчатыми коробками передач и 2-ступенчатыми раздаточными, отключаемым передним мостом, механическим приводом тормозов и односкатными 20-дюймовыми колесами. Характерную внешность им придавали цельнометаллические кабины над двигателем клиновидной формы, оборудованные люком в крыше для зенитного пулемета, откидной защитной панелью радиатора и трубчатым ограждением. Съемные бортовые деревометаллические кузова общего назначения снабжались откидными скамейками и брезентовым тентом. Короткое 1,5-тонное шасси WOT8 с колесной базой 2997 мм использовалось в основном для буксировки легких орудий, 3-тонный вариант WOT6 (база 3645 мм) служил для установки кузовов и оборудования. Среди них были авиатранспортабельные исполнения и генераторные станции с собственной силовой установкой. Их дорожный просвет составлял 300 мм, максимальная скорость - 70 км/ч, запас хода достигал 600 км. Из 2,5 тыс. короткобазных машин, выпущенных в 1941-42 гг., некоторые поставлялись в СССР по ленд-лизу. Трехтонных шасси с января 1941 по сентябрь 1945 г. было собрано 30 тыс. экземпляров. На их основе в начале войны была построена партия башенных бронеавтомобилей боевой массой 5,5 т с 2 пулеметами. На британских предприятиях «Форд» собирали также канадские 3-тонные грузовики, полноприводные шасси и тягачи, гусеничные транспортеры и авиационные моторы. В целом за годы войны там изготовили 145 тыс. различных машин.

С наступлением мира британский «Форд» практически полностью отошел от военной продукции, занявшись созданием гражданских автомобилей, причем с марта 1949 г. грузовики предлагались под маркой «Тэмз» (Thames), которой придали статус самостоятельной фирмы. Первыми военными автомобилями «Тэмз» стали полноприводные исполнения новой 2,5-тонной капотной серии ЕТ, сменившей гамму «7V» и оснащенной новым более мощным двигателем V8 (3924 см3, 90-92 л.с.). В 1952 г. на ее основе разработали единственную послевоенную гамму армейских 3-тонных тактических грузовиков «Тэмз» 4x4, получивших цельнометаллическую кабину над двигателем фирмы «Коммер» (Commer), съемный деревометаллический бортовой кузов на трубчатой раме, 8-ступенчатую трансмиссию, главные гипоидные передачи и гидропневматический тормозной привод. Базовое шасси имело фирменные обозначения Е2 или 2Е и военный индекс FV-13301, грузовик с лебедкой назывался «Тэмз Е4» или 4Е (FV-13303), санитарные фургоны для перевозки 4 раненых на носилках - ЕЗ или ЗЕ (FV-13302/04/05). До 1956 г. было собрано около 5 тыс. машин этой серии.

На том практически завершается история военных автомобилей британской компании «Форд». Их последними представителями стали варианты самого успешного гражданского автомобиля «Трейдер» (Trader) с колесными формулами 4x4 и 6x6, изготовлявшиеся на новом заводе в Лэнгли и на переломе 50-60-х гг. переоснащенные фирмой «Олл Уил Драйв» (AWD). Выпускавшиеся впоследствии в Великобритании грузовики «Форд-А», «Форд D», «Карго» (Cargo) и «Трансконтинентал» (Transcontinental) в вооруженных силах применяли эпизодически. В июле 1986 г. британский «Форд» был включен в состав транснационального концерна ИВЕКО (IVECO), что поставило конец на его собственных разработках. К настоящему времени единственными военными машинами, выпускающимися на английских заводах «Форд», остаются фургоны и грузовики известной марки «Транзит» (Transit) полной массой до 4,3 т, производство которых является частью общеевропейского отделения «Форд-Европа» (Ford-Europe).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ФОРД/ФОРДЗОН/ТЭМЗ
(FORD/FORDSON/THAMES)
Манчестер/Дэгенхэм/Лэнгли
Великобритания
1914-1986
Первым зарубежным сборочным филиалом американского концерна "Форд" стало британское отделение в Манчестере, с 1911 г. выпускавшее легковые автомобили серии Т, которые во время Первой мировой войны применялись в британской армии как штабные и шасси для броневиков. В конце 20-х гг. за ними последовали легковые машины и пикапы "Форд-А" и 1,5-тонные грузовики АА. В октябре 1931 г. был введен в строй новый завод в Дэгенхэме, приступивший к выпуску моделей BB и ВBF грузоподъемностью 1,5-3,0 т, носивших собственную марку "Фордзон". С 1935 г. британский "Форд" уже предлагал обширную и ежегодно обновлявшуюся программу пикапов и грузовиков серии V8 с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, бензиновым мотором V8 (3622 см3, 60-75 л.с.), передней подвеской на поперечной рессоре и характерной облицовкой радиатора овальной формы. Единственной собственной разработкой в 1937 г. стала полукапотная гамма "Фордзон-7V" грузоподъемностью 2-5 т, базировавшаяся на шасси серии ВВ. В вооруженных силах страны все они использовались на общих транспортных операциях и для установки военного оснащения, а создание специальных армейских автомобилей в Великобритании началось лишь с приближением новой войны. Первым военным грузовиком считается "Форд Сассекс" (Sussex) 6x6 - 3-осный вариант стандартного 3-тонного автомобиля Е817Т образца 1938 г., доработанный фирмой "Каунти" (County) и оснащенный стандартной 4-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и всеми односкатными колесами. В 1939 г. его базой стал 85-сильный грузовик Е917Т. По заказу британских ВВС изготовили 24 таких машины.
Во время Второй мировой войны легковой 4-дверный седан "Форд V8-62" с 85-сильным двигателем, 3-ступенчатой коробкой передач и 13-дюймовыми колесами был преобразован в штабной вариант WOA1, отличавшийся плоской облицовкой радиатора с защитным ограждением и багажником на крыше. Модель WOA1A получила широкие шины размером 16 дюймов. На их базе выпускали 5-дверные грузопассажирские штабные машины WOA2 и WOA2A, известные также как "Хэви Ютилити" (Heavy Utility). В 1941-47 гг. их было изготовлено 11754 экземпляра. В условиях нехватки легких армейских автомобилей в декабре 1939 г. в Дэгенхэме из американских деталей наладили сборку военных пикапов WOC1 грузоподъемностью 400 кг, аналогов гражданской 85-сильной модели V8-01C, оборудованных 4-ступенчатой коробкой, открытой кабиной и гидравлическим приводом тормозов вместо механического. Они отличались типичной для всех американских автомобилей того времени V-образной облицовкой радиатора. За 8 месяцев их было выпущено 2 тыс. экземпляров. Кроме того, в 1940-41 гг. из привозных узлов завод собрал 1384 бортовых автомобиля E01Y и E018T грузоподъемностью 750-800 кг и 1,5 т соответственно. Некоторые из них служили для установки 20-мм зенитных орудий. Из коммерческой гаммы для монтажа передвижных кухонь использовали также легкие шасси E83W (10НР).
Наиболее распространенным английским военным грузовиком "Форд" стала многоцелевая машина WOT2 с колесной базой 2692 мм, выпущенная в 1939-45 гг. под марками "Форд" и "Фордзон" в количестве 60 тыс. экземпляров. Ее разработка началась в 1933 г. в рамках конкурса, проведенного военным ведомством на создание армейского автомобиля общего назначения с полезной нагрузкой 750 кг. Это была утилитарная машина с плоским радиатором и трубчатым ограждением, небольшими крыльями, одиночными 16-дюймовыми колесами, открытой кабиной с брезентовыми дверями и тентом. На ней устанавливали 60-сильный мотор V8, 4-ступенчатую коробку передач, механический привод тормозов и рессорную подвеску. Автомобиль предлагался в 7 вариантах, в том числе WOT2A общего назначения, WOT2B с тентованным кузовом, радиостанция WOT2E, а также исполнения с разной длиной педалей управления, приспособленные для водителей различного роста. Военным вариантом серийного 1,5-тонного грузовика был 85-сильный автомобиль WOT3, построенный в 1939-44 гг. для британских ВВС в количестве 18 тыс. штук. Выпускался он в нескольких версиях с различными кузовами, одним или двумя топливными баками, а шасси использовалось для аэродромных тягачей и ремонтных мастерских. С января 1942 г. по сентябрь 1945 г. по заказу ВВС "Форд" выпустил 9154 трехтонных грузовика WOT1 (6x6), ставших развитием серии "Сассекс". В разных вариантах эти шасси имели колесную базу 4166 мм (WOT1) или 4521 мм (WOT1A), снабжались вакуумным усилителем тормозов (WOT1A/1) и использовались для установки кузовов-фургонов, сменных контейнеров, прожекторов, аэростатных лебедок, цистерн-заправщиков, пожарного оснащения и т. д.
Наиболее интересными автомобилями "Форд" военного времени стали 85-сильные модели 4x4 с 4-ступенчатыми коробками передач и 2-ступенчатыми раздаточными, отключаемым передним мостом, механическим приводом тормозов и односкатными 20-дюймовыми колесами. Характерную внешность им придавали цельнометаллические кабины над двигателем клиновидной формы, оборудованные люком в крыше для зенитного пулемета, откидной защитной панелью радиатора и трубчатым ограждением. Съемные бортовые деревометаллические кузова общего назначения снабжались откидными скамейками и брезентовым тентом. Короткое 1,5-тонное шасси WOT8 с колесной базой 2997 мм использовалось в основном для буксировки легких орудий, 3-тонный вариант WOT6 (база 3645 мм) служил для установки кузовов и оборудования. Среди них были авиатранспортабельные исполнения и генераторные станции с собственной силовой установкой. Их дорожный просвет составлял 300 мм, максимальная скорость - 70 км/ч, запас хода достигал 600 км. Из 2,5 тыс. короткобазных машин, выпущенных в 1941-42 гг., некоторые поставлялись в СССР по ленд-лизу. Трехтонных шасси с января 1941 по сентябрь 1945 г. было собрано 30 тыс. экземпляров. На их основе в начале войны была построена партия башенных бронеавтомобилей боевой массой 5,5 т с 2 пулеметами. На британских предприятиях "Форд" собирали также канадские 3-тонные грузовики, полноприводные шасси и тягачи, гусеничные транспортеры и авиационные моторы. В целом за годы войны там изготовили 145 тыс. различных машин.
С наступлением мира британский "Форд" практически полностью отошел от военной продукции, занявшись созданием гражданских автомобилей, причем с марта 1949 г. грузовики предлагались под маркой "Тэмз" (Thames), которой придали статус самостоятельной фирмы. Первыми военными автомобилями "Тэмз" стали полноприводные исполнения новой 2,5-тонной капотной серии ЕТ, сменившей гамму "7V" и оснащенной новым более мощным двигателем V8 (3924 cм3, 90-92 л.с.). В 1952 г. на ее основе разработали единственную послевоенную гамму армейских 3-тонных тактических грузовиков "Тэмз" 4x4, получивших цельнометаллическую кабину над двигателем фирмы "Коммер" (Commer), съемный деревометаллический бортовой кузов на трубчатой раме, 8-ступенчатую трансмиссию, главные гипоидные передачи и гидропневматический тормозной привод. Базовое шасси имело фирменные обозначения Е2 или 2Е и военный индекс FV-13301, грузовик с лебедкой назывался "Тэмз Е4" или 4Е (FV-13303), санитарные фургоны для перевозки 4 раненых на носилках - Е3 или 3Е (FV-13302/04/05). До 1956 г. было собрано около 5 тыс. машин этой серии.
На том практически завершается история военных автомобилей британской компании "Форд". Их последними представителями стали варианты самого успешного гражданского автомобиля "Трейдер" (Trader) с колесными формулами 4x4 и 6x6, изготовлявшиеся на новом заводе в Лэнгли и на переломе 50-60-х гг. переоснащенные фирмой "Олл Уил Драйв" (AWD). Выпускавшиеся впоследствии в Великобритании грузовики "Форд-А", "Форд D", "Карго" (Cargo) и "Трансконтинентал" (Transcontinental) в вооруженных силах применяли эпизодически. В июле 1986 г. британский "Форд" был включен в состав транснационального концерна ИВЕКО (IVECO), что поставило конец на его собственных разработках. К настоящему времени единственными военными машинами, выпускающимися на английских заводах "Форд", остаются фургоны и грузовики известной марки "Транзит" (Transit) полной массой до 4,3 т, производство которых является частью общеевропейского отделения "Форд-Европа" (Ford-Europe).
Фордзон-7V, 1939 г.
Форд WOT2, 1940 г.
Форд WOA2A, 1941 г.
Пожарный автомобиль на шасси "Форд WOT2", 1942 г.
Форд WOT8, 4x4, 1942 г.
Форд WOT6, 4x4, 1943 г.
Форд WOT1А, 6x6, 1944 г.
Форд Тэмз Е4, 4x4, 1952 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с