ГАЗ | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
ГАЗ - Нижний Новгород, Горький, Арзамас; СССР, Россия, 1932...
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) стал первым отечественным предприятием,
наладившим массовое производство легковых и грузовых машин, которые во все
времена широко использовались в вооруженных силах страны. За основу будущих
советских автомобилей ГАЗ была принята продукция американского концерна Ford
Motor Co. - легковая машина Ford-A и 1,5-тонный грузовик Ford-AA. В процессе
строительства ГАЗа их сборка осуществлялась на московском заводе КИМ и
нижегородском заводе Гудок Октября. Изготовленные там машины послужили базой
первых советских бронеавтомобилей, собиравшихся на Ижорском заводе в городе
Колпино близ Ленинграда.
В 1931-34 гг. на легковом шасси Ford-A советской сборки были построены легкие
бронемашины БА-Ф, Д-8, Д-12 и ФАИ с пулеметным вооружением, Ford-AA стал базой
опытного бронеавтомобиля Д-37 и боевой автодрезины БАД-1, а на 3-осных шасси
Ford-Timken 6x4 собрали небольшую партию бронемашин БА-27М, Д-13 и БАИ с одной
или двумя башнями и разным вооружением. В 1931 г. завод Большевик под
Ленинградом на этом шасси построил оригинальную плавающую бронеавтодрезину БАД-2
с 37-мм пушкой и 4 пулеметами. С началом серийного производства автомобилей ГАЗ
традиция создания на их шасси легкой и средней бронетехники была продолжена.
Выпускавшийся с декабря 1932 г. легковой автомобиль ГАЗ-А с 40-сильным мотором
сразу же поступил на вооружение РККА, где был оборудован коротковолновой
войсковой радиостанцией 5АК. В армии применялись построенные на его шасси пикапы
ГАЗ-4 и санитарные машины, а также пулеметный бронеавтомобиль ФАИ и вариант
ФАИ-ЖД, способный двигаться по железнодорожным рельсам со скоростью 85 км/ч. В
1934-36 гг. эти бронемашины собирал Завод дробильно-размолочного оборудования
(ДРО) в г. Выкса Горьковской области. С организацией в 1936 г. серийного
производства нового 50-сильного легкового автомобиля ГАЗ М-1, легендарной эмки,
на его шасси выпускались не только пикапы ГАЗ-415, но и модернизированные
бронеавтомобили ФАИ-М, отличавшиеся удлиненной базой и установкой топливного
бака и запасного колеса в заднем свесе рамы за бронекорпусом. До 1941 г. на
Ижорском заводе машин серии ФАИ было собрано 676 экземпляров. В 1936-42 гг.
выксинский Завод дробильно-размолочного оборудования (ДРО) на шасси М-1
изготовлял собственный бронеавтомобиль БА-20 с более вместительным корпусом,
пулеметной башней и пулестойкими шинами, а также железнодорожный вариант
БА-20ЖД. В 1939 г. к ним добавился модернизированный вариант БА-20М с более
высокой конической башней, двумя пулеметами и радиостанцией.
Бронеавтомобилей серии БА-20, самых массовых советских бронемашин довоенного
времени, построили 2013 экземпляров. Первенцем Горьковского автозавода,
называвшегося тогда Нижегородским, стал 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА, сошедший с
конвейера 29 января 1932 г. и переименованный в ГАЗ-АА после присвоения городу
имени Максима Горького. В конце 1934 г. грузовую программу дополнил 2-тонный
автомобиль ГАЗ-ААА (6x4). Оба грузовика сыграли важнейшую роль в транспортном
обеспечении Красной армии: они служили не только для доставки солдат и перевозки
военных грузов, но и базой первых советских армейских машин с вооружением и
различным специальным оснащением.
Самым массовым советским грузовиком довоенного периода стала легендарная
полуторка ГАЗ-АА, оснащенная 4-цилиндровым мотором с алюминиевыми поршнями (3285
см3, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, передней подвеской на поперечной
рессоре и задней на двух продольных кантилеверных, простейшими системами питания
и электрооборудования. Автомобиль сразу же поступил в Красную армию и на параде
1 мая 1933 г. появился со спаренной зенитной пулеметной установкой. В 1938 г.
ему на смену пришел 50-сильный ГАЗ-ММ с усиленной подвеской и новыми рулевым
механизмом и карданным валом. В кузовах этих машин устанавливали
крупнокалиберные пулеметы ДШК, счетверенные зенитные установки 4М, первые
системы запуска турбореактивных снарядов МТВ, а шасси использовались для полевых
ремонтных мастерских-летучек типа А (ПМ-3), топливозаправщиков БЗ-42,
бензоперекачивающих станций БПС, систем радиообнаружения РУС-1, электростанций,
аэродромных стартеров, аэростатных лебедок и др. На вооружение поступали также
выпускавшиеся на этих шасси газогенераторный грузовик ГАЗ-42, 1,2-тонный
самосвал ГАЗ-410 и санитарный автомобиль ГАЗ-55 (М-55) с удлиненными рессорами и
4 задними гидроамортизаторами, снабженный кузовом на 8 сидячих раненых или на
четырех человек на носилках.
Все тяготы Великой Отечественной войны легли на плечи машин ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ,
которых на 20 июня 1941 г. в РККА насчитывалось свыше 150 тыс. единиц. С 1941 г.
ГАЗ-ММ и его варианты выпускались в упрощенном исполнении (условный индекс ММВ)
без передних тормозов, с прямоугольными сварными крыльями, двумя или одной
фарой, деревянной кабиной с треугольными боковыми загородками, брезентовыми
дверями и тентом, задними одно- или двускатными колесами и грузовой платформой с
неоткидными боковыми бортами.
Большое распространение в Красной армии получил 3-осный грузовик ГАЗ-AAA,
разработанный в 1932 г. на шасси Ford-AA в Научном автотракторном институте
(НАТИ) и доработанный в КБ спецмашин ГАЗа при участии известного в будущем
конструктора Виталия Андреевича Грачева. В отличие от ГАЗ-АА он получил
дополнительный 2-ступенчатый редуктор в трансмиссии, главные червячные передачи
и балансирную подвеску задних мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах.
На автомобилях первой партии использовался 40-сильный мотор, в 1937 г. его
мощность возросла до 50 л.с.
На шасси ГАЗ-ААА монтировали различные радиостанции и мастерские,
бензозаправщики и маслозаправщики МЗ-38, радиосистемы дальнего обнаружения
РУС-2, БМ-8-48 - легендарную катюшу, самоходную установку СУ-12 с 76,2-мм
полковой пушкой и др. С 1936 г. выпускался автобус ГАЗ-05-193, служивший в армии
как санитарная или штабная машина, гигиеническая и бактериологическая
автолаборатория АЛ.
ГАЗ-ААА стал основой обширного семейства бронеавтомобилей среднего класса,
весивших в боевом состоянии 4,8-5,9 т. В июне 1934 г. появился первый опытный
40-сильный образец БА-3 с башней от легкого танка Т-26 и тремя пулеметами
калибра 7,62 мм. До 1936 г. было собрано 168 машин БА-3, а в 1935-36 гг.
изготовлено еще 386 бронеавтомобилей серии БА-6. Первый вариант БА-6 отличался
от БА-3 усиленной броней и пулестойкими шинами с губчатыми камерами, БА-6М
получил 50-сильный мотор и новую башню конической формы. Вариант БА-6ЖД на
рельсах развивал скорость 55 км/ч, а машина БА-9 снабжалась 12,7-мм зенитным
пулеметом. Наиболее известным стало семейство БА-10, разработанное Ижорским
заводом в 1938 г. и выпущенное в Выксе в 1939-41 гг. в количестве 3291
экземпляр.
Вариант БА-10 оснащался новой башней с 45-мм пушкой и пулеметом, радиостанцией и
съемными гусеницами на задних колесах, имел броню толщиной до 10 мм и развивал
скорость 53 км/ч. БА-10М получил модернизированный рулевой механизм и
дополнительную защиту радиатора. В 1935-37 гг. на шасси ГАЗ-ААА построили боевую
химическую машину БХМ-1 и санитарный бронеавтомобиль БА-22 с высоким корпусом
для перевозки 10 раненых, фактически ставший первым советским
бронетранспортером.
К другим интересным разработкам на агрегатах ГАЗ-ААА относятся опытные плавающие
бронеавтомобили ПБ-4 (1935 г.) с 45-мм пушкой и ПБ-7 (1936 г.) с пулеметной
башней, развивавшие на шоссе скорость 60 км/ч и на плаву - 5 км/ч. С началом
войны ГАЗ-ААА и его варианты претерпели те же изменения, что и полуторка ГАЗ-ММ.
До июля 1943 г., когда Горьковский автозавод серьезно пострадал от бомбежки,
было построено 37373 грузовика ГАЗ-ААА. Выпуск санитарных машин ГАЗ-55 и
ГАЗ-05-193 продолжался до конца войны, а самосвалы ГАЗ-410 собирали до 1946 г.
В 30-е гг. на ГАЗе проводились опытно-конструкторские работы по переоснащению
Красной армии новыми видами колесной техники повышенной проходимости. В 1933 г.
в СКБ инженера Л.В. Курчевского было создано легкое многоцелевое шасси ГАЗ-ТК
(6x4) для монтажа 76,2-мм газо-динамической (безоткатной) пушки. Машина
оказалась неудачной, и в 1936 г. КБ Грачева разработало вариант ГАЗ-АААА,
который через год послужил основой многоцелевого пикапа ГАЗ-21 (6x4) с
оригинальной задней подвеской. В начале 1938 г. на его базе был собран башенный
бронеавтомобиль БА-21 с двумя пулеметами, развитием которого стала
разведывательная бронемашина ЛБ-23 на шасси ГАЗ-22 (6x4) с 72-сильным мотором
Dodge и башней от модели БА-20М.
Вторым направлением опытных работ ГАЗа стало создание полугусеничных
автомобилей-тягачей. В 1938 г. после испытания разных гусеничных движителей к
производству приняли 1,2-тонный грузовик ГАЗ-В, представлявший собой опытный
вариант НАТИ-ВГ (вездеход ГАЗ) или НАТИ-В, построенный на 50-сильном шасси
ГАЗ-АА в Научном автотракторном институте под руководством Г.А. Сонкина. Его
оборудовали движителями на балансирной подвеске с резиновыми лентами шириной 390
мм и металлическими грунтозацепами, приводившимися в движение передними и
задними двускатными фрикционными катками с цепным приводом от автомобильного
ведущего моста.
Осенью 1938 г. был испытан модернизированный вариант ГАЗ-60, развивавший
скорость 35 км/ч. К середине 1940 г. завод выпустил около 900 таких машин,
оказавшихся сложными, тяжелыми и ненадежными, а осенью собрал опытный экземпляр
ГАЗ-60П с передним ведущим зубчатым катком. В попытках предоставить армии
полноценные надежные вездеходы в начале 1940 г. завод изготовил 1800 грузовиков
ГАЗ-65 с упрощенными съемными гусеничными движителями с задней ведущей
звездочкой, приводившейся цепной передачей непосредственно от задних колес
автомобиля. Они оказались неработоспособными и развития не получили.
В 1938 г. КБ Грачева приступило к проектированию легких командирских автомобилей
4x4, приняв за основу приобретенный в США вездеход Marmon-Herrington LD2.
Результатом этих работ стали первые советские полноприводные седаны ГАЗ-61-73,
фаэтон ГАЗ-61-40, пикап ГАЗ-61-415 и малый артиллерийский тягач ГАЗ-61-417
(4x4), созданные на агрегатах легковой модели ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым
двигателем ГАЗ-11 (76-85 л.с.), коробкой передач от ГАЗ-АА и передним ведущим
мостом с шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa, позднее - Bendix-Weiss.
С начала 1941 г. и до конца войны было собрано 194 седана ГАЗ-61-73, служивших
штабными машинами высшего командования РККА. В канун Великой Отечественной войны
ГАЗ-61 стал базой первого советского джипа, появившегося 25 марта 1941 г. под
индексом ГАЗ-64. После испытаний он был выбран для серийного производства,
развернувшегося в конце того же года. К моменту начала работы над ГАЗ-64
подобную машину построила только американская фирма Bantam, сведения о которой
Нарком тяжелого машиностроения В.А. Малышев получил из популярного американского
автомобильного журнала Automotive Industries и тут же распорядился сделать
советский Bantam.
На ГАЗ-64 с колесной базой 2100 мм использовались 50-сильный двигатель,
4-ступенчатая коробка передач и передняя подвеска на продольных
четвертьэллиптических рессорах. Весной 1942 г. на его шасси началась сборка
бронеавтомобиля БА-64 со сварным корпусом с наклонными стальными листами,
пуленепробиваемыми стеклами, башней с 7,62-мм пулеметом, центральным местом
водителя и губчатыми пулестойкими шинами. Слишком узкая колея (передняя - 1278
мм, задняя -1245 мм) и недостаточная устойчивость стали причиной появления
осенью 1943 г. нового 54-сильного джипа ГАЗ-67 с увеличенной до 1446 мм колеей и
расширенными крыльями. Он послужил основой бронеавтомобиля БА-64Б, развивавшего
скорость 80 км/ч.
В эту серию входили железнодорожные варианты БА-64В и БА-64Г, бронемашина БА-64Д
с 12,7-мм пулеметом, 6-местный бронетранспортер БА-64Е с задним входом,
безбашенный штабной БАШ-64 и опытный лыжно-гусеничный БА-643 с движителем С.С.
Неждановского.
До 1946 г. было построено около 9 тыс. бронемашин серии БА-64. Модернизация этой
гаммы привела к появлению в 1944 г. джипа ГАЗ-67Б с усиленным передним мостом и
улучшенным зажиганием, получившего вскоре штампованную облицовку радиатора
вместо прежней сварной. После войны на его шасси была создана амфибия НАМИ-011,
которую собирали с 1952 г. под маркой ГАЗ-011. До 1953 г. машин серии 64/67
построили 92,8 тыс. единиц, в том числе в годы войны - около 5,5 тыс.
автомобилей, включая 672 джипа ГАЗ-64.
Работа над полноприводными грузовиками началась в апреле 1938 г., но
производственные и технические трудности позволили собрать лишь опытные образцы
ГАЗ-62 и ГАЗ-63 (4x4) с мотором ГАЗ-11 и разной колесной базой, а также 3-осные
ГАЗ-33 и ГАЗ-34 (6x6). На шасси 4x4 были изготовлены опытные пулеметный
бронеавтомобиль ЛБ-62 (1940 г.) и низкопрофильная бронированная самоходная
установка КСП-76 (1944 г.) с 76,2-мм пушкой ЗИС-3. В общей сложности за время
войны ГАЗ выпустил 176221 автомобиль, включая сборку американских грузовиков
Ford G8T и Chevrolet G7107. Он изготовлял также танки Т-60 и Т-70, самоходные
установки СУ-76, аэросани, двигатели, минометы, мины и снаряды.
В конце 1947 г. коллектив конструкторов под руководством Г.М. Вассермана
представил прототип легкого многоцелевого автомобиля повышенной проходимости
ГАЗ-69 (4x4), ставшего вскоре основным джипом вооруженных сил СССР и братских
стран.
В августе 1953 г. в Горьком начался выпуск трехдверного варианта ГАЗ-69 с
запасным колесом на левом борту, откидным лобовым стеклом и грузовым отсеком с
продольными скамьями и тентом. Предназначенный прежде всего для Советской армии,
он был рассчитан на доставку отделения из 6 солдат или 500 кг груза. В кузове
предусматривались крепления для шанцевого инструмента, оружия и носилок, а также
место для съемных верхних частей боковых дверей. Для сельского хозяйства
предназначалась 5-местная модель ГАЗ-69А. Автомобили выпускались до 1972 г., но
с конца 1954 г. их производство начали переводить на Ульяновский автозавод
(УАЗ). На ГАЗ-69 применялся двигатель от легковой Победы М-20 (52-55 л.с),
3-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Автомобиль развивал
скорость 90 км/ч. С 1970 г. выпускался ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452.
В армии ГАЗ-69 выполнял функции штабного автомобиля, снабжался различными
вездеходными движителями, специальным оборудованием и вооружением, в том числе
установкой 2П26 для пуска 4 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) комплекса
2К15 Шмель.
В 1952 г. начался выпуск легкой 5-местной армейской амфибии ГАЗ-46 или МАВ
(малый автомобиль водоплавающий), являвшейся развитием модели ГАЗ-011,
снабженной агрегатами от серии ГАЗ-69. Машина массой 1850 кг развивала на шоссе
скорость 90 км/ч, на плаву при помощи гребного винта - до 10 км/ч. Оригинальным
техническим развитием ГАЗ-69 считается 1,2-тонный капотный грузовик ГАЗ-62 (4x4)
с колесной базой 2850 мм, разработанный в 1952 г. Он получил 3,5-литровый
двигатель мощностью 76 л.с., герметизированные тормозные барабаны, дифференциалы
повышенного трения и шины большого сечения (10-16). В ходе его модернизации было
построено несколько опытных вариантов, оснащенных грузо-пассажирским кузовом и
боковыми запасными колесами, грузовой платформой, кабиной с мягким верхом и
горизонтальным расположением запасных колес, лебедкой, а также прототип с
колесной формулой 8x8 (1956 г.).
Основы второго поколения грузовых автомобилей, заложенные в конце 30-х гг.,
позволили Горьковскому автозаводу по окончании войны одним из первых в стране
освоить новые образцы машин. Уже в июне 1946 г. начался выпуск достаточно
совершенного для своего времени 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 с 6-цилиндровым
двигателем (3,5 л, 70 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидравлическим
тормозным приводом и передними гидроамортизаторами. Все автомобили этой серии и
их производные широко использовались в Советской армии, но только на общих
транспортных операциях. К специальным военным исполнениям относятся грузовики
ГАЗ-51СЭ с экранированным электрооборудованием и шасси ГАЗ-51И для санитарных
машин ПАЗ-653 и автобуса АС-3 на 7 сидячих раненых или двух человек на носилках,
а также различные фургоны, топливозаправщики и маслозаправщики. Специально для
армии под руководством конструктора П.И. Музюкина был разработан полноприводный
1,5-тонный грузовик ГАЗ-63 (4x4). Его проектирование началось еще в апреле 1938
г.
В конце следующего года появилось несколько опытных образцов с задними
двускатными колесами, а в конце 1943 г. - с односкатными и оперением в стиле
американских военных машин. В окончательном варианте ГАЗ-63 с колесной базой
3300 мм был максимально унифицирован с ГАЗ-51, от которого отличался в основном
передним отключаемым ведущим мостом с шариковыми шарнирами Bendix-Weiss и
2-ступенчатой раздаточной коробкой. Это был первый советский автомобиль со всеми
односкатными 18-дюймовыми колесами и одинаковыми передней и задней колеями, что
позволило повысить его проходимость. Выпуск ГАЗ-631 начался осенью 1948 г., а
затем к нему присоединился вариант ГАЗ-63А с лебедкой, развивавшей тяговое
усилие 4,5 тс.
Опытный низкопрофильный вариант ГАЗ-6ЗАВ получил открытую кабину и расширенную
колею. Автомобили имели грузоподъемность на шоссе 2 т и дорожный просвет 270 мм,
развивали скорость 70 км/ч, могли преодолевать подъемы крутизной до 28 градусов,
форсировать брод глубиной 80 см и буксировать 2-тонный прицеп.
В 50-е гг. они являлись основой многочисленных вариантов армейской автотехники.
Их шасси стали базой седельного тягача ГАЗ-6ЗД, цистерны АЦ-2-63,
топливозаправщика ТЗ-63, маслозаправщика МЗ-3904, санитарных автобусов АС-1 и
АС-3. Машины ГАЗ-63 служили для перевозки различного военного имущества и
оборудования, в том числе секций легкого понтонного парка ЛПП, установки системы
залпового огня БМ-14-17 с пакетом из 17 трубчатых направляющих для
турбореактивных 140-мм осколочно-фугасных снарядов М-14-ОФ с дальностью полета
до 10 км. Шасси ГАЗ-63Э и ГАЗ-63АЭ с экранированным электрооборудованием
использовались для радиостанций. Выпуск серии ГАЗ-63 продолжался до 1968 г.
Еще в 1947 г. группа инженеров ОКБ спецмашин ГАЗа во главе с В.К. Рубцовым на
агрегатах ГАЗ-63 начала разработку бронетранспортера Проект 141 или ГАЗ-40 с
несущим 8-местным корпусом, который изготовлял Муромский паровозоремонтный
завод. В 1950 г. его приняли на вооружение под индексом БТР-40. В отличие от
базового автомобиля его колесную базу сократили до 2700 мм, в подвеску ввели
дополнительные гидроамортизаторы, а мощность двигателя увеличили до 78 л.с., что
позволяло бронемашине массой 5,3 т двигаться со скоростью 80 км/ч. Первый
вариант с открытым верхом оснащался лебедкой, радиостанцией и станковым
пулеметом калибра 7,62 мм. БТР-40А образца 1951 г. получил спаренную 14,5-мм
зенитную установку. С 1956 г. на опытном БТР-40В монтировали самоблокирующиеся
дифференциалы и централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах,
а с 1958 г. изготовлялся полностью бронированный вариант БТР-40Б. Машины этой
серии выпускались до 1960 г. и поступали на вооружение армий социалистических
стран. В конце 60-х гг. некоторые из них были переоборудованы в железнодорожное
исполнение БТР-40ЖД для передвижения по рельсам.
Третий этап развития военных автомобилей ГАЗ, начавшийся на рубеже 50-60-х гг.,
не принес существенного пополнения в ряды такой техники. В то время в Советской
армии для доставки мелких грузов использовались серийные грузовики ГАЗ-52 и
ГАЗ-53 и созданные на их базе фургоны, самосвалы и цистерны. В 1958 г.
неожиданное развитие вновь получил автомобиль ГАЗ-62 (4x4), периодически
появлявшийся под этим индексом с конца 30-х гг. Это был бескапотный 1,1-тонный
авиатранспортабельный вариант с колесной базой 2700 мм, получивший
верхнеклапанный 80-сильный мотор с системой форкамерно-факельного зажигания,
гипоидные главные передачи и блокируемые дифференциалы. ГАЗ-62А отличался
лебедкой переднего расположения. В небольших количествах для военных целей эти
машины собирали до 1962 г.
В июле 1964 г. началось серийное производство самого известного и наиболее
удачного 2-тонного армейского грузовика ГАЗ-66 (4x4), отличавшегося пониженным
центром тяжести и самой высокой удельной мощностью на единицу полной массы (33
л.с./т). Он был оснащен бензиновым двигателем V8 (4254 см3, 115 л.с.),
4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, межколесными
кулачковыми самоблокирующимися дифференциалами, централизованной системой
регулирования давления в односкатных 18-дюймовых шинах, гидроусилителем рулевого
управления и цельнометаллическим кузовом с тентом и продольными скамьями на 18
солдат. Базовыми были автомобили ГАЗ-66 (впоследствии ГАЗ-66-01) и ГАЗ-66А
(ГАЗ-66-02) с передней 3,5-тонной лебедкой, развивавшие скорость 90 км/ч и
способные преодолевать подъемы в 30 градусов и снежную целину глубиной 80 см.
Для вооруженных сил СССР выпускались варианты ГАЗ-66Э (ГАЗ-66-03, ГАЗ-66-04) и
ГАЗ-66АЭ (ГАЗ-66-05) с экранированным электрооборудованием, шасси ГАЗ-66Д
(ГАЗ-66-14) с коробкой отбора мощности, санитарные автобусы ГАЗ-66С и ГАЗ-66АС
на 9 лежачих раненых и вариант ГАЗ-66Б со съемной верхней частью кабины и
телескопической рулевой колонкой, приспособленный для парашютного
десантирования. На экспорт поставляли тропические исполнения ГАЗ-66-51 и
ГАЗ-66-52. В 1985 г. начался выпуск модернизированного 120-сильного варианта
ГАЗ-66-11, в 90-е гг. на модели ГАЗ-66-40 использовались 116-сильный дизель
ГАЗ-5441 воздушного охлаждения и 5-ступенчатая коробка передач. На шасси ГАЗ-66
устанавливали типовые армейские кузова-фургоны К-66, топливозаправщики ТЗ-2-66,
маслозаправщики МЗ-66, 12-зарядную 122-мм установку залпового огня БМ-21В Град-В
(1967 г.), инженерное и специальное военное оснащение, выпускали санитарные
бескапотные автобусы ГАЗ-66-38АС и АПП-66. В середине 60-х гг. на агрегатах
ГАЗ-66 были построены два опытных грузовика - 7-тонный капотный ГАЗ-33 (6x4) с
облицовкой от серии ГАЗ-53 и бескапотный 3-тонный ГАЗ-34 (6x6) с кабиной от
модели ГАЗ-66. В 1987 г. попыткой создания нового армейского грузовика стал
2,5-тонный автомобиль ГАЗ-3301 (4x4) со 125-сильным мотором. Все они так и
остались в опытных образцах, а машин серии ГАЗ-66 до 1 июля 1999 г. изготовили
965941 экземпляр.
Пережив трудные времена перестройки и экономических реформ, за создание новой
военной автотехники ОАО ГАЗ смогло взяться лишь в середине 90-х гг. Первым в
1996 г. с конвейера сошел армейский 2-тонный капотный ГАЗ-33097 Садко (4x4),
созданный на дизельном шасси ГАЗ-3309 с агрегатами от ГАЗ-66-40. Через несколько
лет на базе гражданского грузовика ГАЗ-3307 появился военный ГАЗ-33082 Садко
(4x4) со 150-сильным дизелем ГАЗ-562, вариант ГАЗ-33081 получил 122-сильный
агрегат Минского моторного завода (ММЗ). В начале XXI века их шасси послужили
основой 1,5-тонных машин Егерь с двойной 5-местной кабиной и автобусов Вепрь с
цельнометаллическим кузовом. Доработанное серийное шасси ГАЗ-3307П используется
для монтажа специальных фургонов и военного оборудования.
В конце 1954 г. ОКБ ГАЗа приступило к разработке принципиально новой колесной
бронетехники. Это семейство возглавила легкая плавающая бронированная
разведывательно-дозорная машина БТР-40П (ГАЗ-40П) или БРДМ (4x4), производство
которой осуществлялось в 1958-66 гг. Она была снабжена несущим корпусом, в
передней части которого размещался 90-сильный мотор ГАЗ-12, приводивший через
8-ступенчатую трансмиссию не только 4 ведущих колеса с регулируемым давлением
воздуха в шинах, но еще и компактный водометный движитель и 4 небольших
опускавшихся катка диаметром 700 мм с индивидуальным цепным приводом,
расположенных попарно в пределах колесной базы.
При их опускании машина могла преодолевать траншеи шириной 1,2 м и подъемы
крутизной 30 градусов, на шоссе развивала скорость 90 км/ч и на плаву - 9 км/ч.
Она выпускалась в нескольких исполнениях, в том числе штабном и как шасси для
установок 2П27, 2П32 и 9П110 для запуска ПТУР комплексов Шмель, Фаланга и
Малютка. В 1962 г. была создана бронемашина БРДМ-2 (ГАЗ-41) с мотором V8 (5529
см3, 140 л.с.) заднего расположения и несколькими видами корпусов с пулеметными
башнями, специальным оборудованием или пусковыми установками 9П133, 9П137 и
9П148 комплексов ПТУР Стрела, Малютка-2, Конкурс и Флейта.
Шасси 9П31 без дополнительных колес служило для монтажа зенитной системы
Стрела-1. Серия БРДМ выпускалась на ГАЗе в 1963-89 гг. и поступала в армии
братских стран.
В середине 90-х гг. в России, Чехии и Польше началось производство
реконструированных вариантов БРДМ-2 (БРДМ-2А, БРДМ-2В, БРДМ-2Д, БРДМ-2М и др.) с
новыми агрегатами. В 1995 г. с учетом опыта создания бронетехники завод
представил семейство многоцелевых высокомобильных автомобилей ГАЗ-3937 Водник
(4x4) с несущим водоизмещающим корпусом и двумя съемными модулями: в переднем
находились силовой агрегат и отделение управления, в заднем - отсек для личного
состава, грузов и вооружения.
Базовое шасси ГАЗ-3937 снабжено 175-сильным дизелем ГАЗ-5424 воздушного
охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой торсионной подвеской,
централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Производные
варианты оборудованы разными агрегатами и корпусами. В 2004 г. после
государственных испытаний начата процедура постановки их на вооружение.
Производство серии Водник налажено на ОАО Арзамасский машиностроительный завод
(АМЗ), бывшем заводе запчастей ГАЗа.
Оригинальной разработкой середины 90-х гг. был короткобазный 125-сильный
бронеавтомобиль ГАЗ-39344 для внутренних войск, оснащенный массивным
бронекорпусом и пулеметной башней. В 2001 г. появился 1,5-тонный многоцелевой
автомобиль Тигр (4x4) - своеобразный Русский HUMMER, созданный на агрегатах
машин Водник и впоследствии получивший индекс 2330. В 2003 г. началось
мелкосерийное производство машин этой серии, которые предлагаются с 5,9-литровым
дизелем Cummins мощностью 180 или 215 л.с., механической 6-ступенчатой или
автоматической 5-ступенчатой коробкой передач, независимой подвеской всех колес,
гидроусилителем рулевого управления, автоматической системой регулировки
давления в шинах и несколькими типами корпусов. Автомобили ГАЗ-2330 Тигр
способны развивать скорость 140 км/ч. В 2006 г. был создан 1-тонный вариант
ГАЗ-29651 Каратель.
В 1956 г. на ГАЗе началась работа над плавающим бронетранспортером БТР-60П (8x8)
или ГАЗ-49, который вскоре превратился в основную боевую единицу советских
мотострелковых подразделений и морской пехоты, а также состоял на вооружении 30
стран мира. Опытный образец появился в 1959 г., а год спустя началось его
серийное производство. БТР-60П имел компоновку с двумя независимыми силовыми
агрегатами и трансмиссиями, предоставлявшими возможность передвижения на одном
двигателе с двумя поврежденными колесами. В кормовой части открытого сварного
корпуса параллельно размещались два 90-сильных мотора, работавшие с собственными
4-ступенчатыми коробками передач. Правый двигатель приводил первый и третий
мосты, а также переднюю 4,5-тонную лебедку. Левый - второй и четвертый, а
водометный движитель мог работать от любого мотора. Односкатные колеса
снабжались вальными редукторами, герметичными тормозами, торсионной подвеской и
системой подкачки шин. Машина боевой массой 9,8 т развивала на шоссе скорость 80
км/ч, на плаву - 10 км/ч и преодолевала траншеи шириной до 2 м. В 1963 г. был
создан полностью бронированный БТР-60ПА (ГАЗ-49А) с люками в крыше, в 1966-76
гг. выпускался башенный вариант БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) с двумя пулеметами. На их
основе в ОКБ разработали бронемашины специального назначения, а в 1974 г. был
построен плавающий грузовик ГАЗ-44 (8x8). В 1976 г. завод наладил выпуск БТР-70
(ГАЗ-4905) с двумя двигателями V8 мощностью по 115-120 л.с. и низким корпусом с
новой башней.
Через 10 лет его развитием стал одномоторный БТР-80 (ГАЗ-5903) с боковыми
десантными люками, сборку которого перевели на Арзамасский машзавод. На первой
партии устанавливался 260-сильный двигатель КамАЗ-7403 V8, а с 1993 г.
использовался дизель ЯМЗ-238М2 (240 л.с.). Вариант БТР-80А Буйность (ГАЗ-59034)
оснащен автоматической 30-мм пушкой 2А72 со спаренным пулеметом и гранатометами.
На основе серии БТР-80/БТР-80А созданы БТР-80С для внутренних войск,
командирский БТР-80К (ГАЗ-59031), 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23
Нона-СВК, многоцелевое бронешасси ГАЗ-59032, ремонтно-эвакуационная машина
ГАЗ-59033, различные санитарные версии ГАЗ-59039, транспортный вариант ГАЗ-59037
и др.
В начале 1994 г. в Арзамасе был собран прототип бронетранспортера БТР-90 Росток
(ГАЗ-5923) полной массой 20,9 т, оснащенный 510-сильным дизелем,
гидромеханической коробкой передач, 10-местным корпусом с противоминным
бронированием, башней с 30-мм пушкой, пулеметами и ракетными комплексами. Он
способен двигаться передним или задним ходом со скоростью 100 км/ч, а также с 4
поврежденными колесами. В конце 2004 г. началась процедура постановки БТР-90 на
вооружение.
Бронеавтомобиль ФАИ на шасси ГАЗ-А '1933
БА-6 6x4 '1936
Опытный пикап ГАЗ-21 6x4 '1937
БА-10 6x4 '1938
Бронеавтомобиль ФАИ-М на шасси ГАЗ М-1 '1938
ГАЗ-60 '1938
ГАЗ-AAA с зенитной установкой 4М '1938
Бронеавтомобиль БА-20М на шасси ГАЗ М-1 '1939
ГАЗ-65 '1940
ГАЗ-61-73 4x4 '1941
ГАЗ-AAA 6x4 '1941
ГАЗ-ММВ '1941
ГАЗ-64 4x4 '1942
ГАЗ-410 '1942
Зарядная станция на шасси ГАЗ-ААА '1942
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (М-55) '1942
БА-64Б 4x4 '1943
БА-643 '1943
ГАЗ-67 4x4 '1943
Прототип ГАЗ-63 4x4 '1943
Штабной автобус ГАЗ-05-193 6x4 '1943
ГАЗ-46 (МАВ) '1950
БТР-40 (ГАЗ-40) 4x4 '1951
ГАЗ-62 4x4 '1952
ГАЗ-6ЗА с носовой секцией понтонного парка ЛПП '1953
ГАЗ-63АВ 4x4 '1954
Реактивная установка БМ-14-17 на шасси ГАЗ-6ЗА 4x4 '1956
ГАЗ-69 4x4 с радиостанцией Р-125 '1958
ГАЗ-62 4x4 '1959
ГАЗ-69 с пусковой установкой 2П26 комплекса Шмель '1960
Пусковая установка БРДМ (2П32) комплекса Фаланга '1960
БТР-60П (ГАЗ-49) 8x8 '1961
Опытный снегоход ГАЗ-69 с фрезерным движителем '1962
Авиадесантируемый ГАЗ-66Б 4x4 '1965
ГАЗ-66А 4x4 '1966
Пусковая установка БРДМ-2 (9П133) комплекса Малютка-2 '1969
Маслозаправщик МЗ-66 на шасси ГАЗ-66-14 4x4 '1973
ГАЗ-66-02 с кузовом К-66 (мастерская техобслуживания) '1982
ГАЗ-3301 4x4 '1987
Самоходное орудие Нона-СВК на шасси БТР-80 8x8 '1987
БТР-80А (ГАЗ-59034) 8x8 '1995
Хлебный фургон АФХ-3,5 на шасси ГАЗ-3307П '1995
Бронеавтомобиль ГАЗ-39344 4x4 '1996
Грузопассажирский ГАЗ-3937 Водник 4x4 '1996
ГАЗ-33082 Садко 4x4 '1999
Модернизированная бронемашина БРДМ-2М 4x4 '2000
ГАЗ-3308 Егерь-М 4x4 '2001
ГАЗ-39371 Водник с зенитным комплексом Феникс '2001
ГАЗ-233014 Тигр 4x4 '2003
БТР-90 (ГАЗ-5923) 8x8 '2004