GKN
555444777888999111000
 

Джи-Кей-Эн

(GKN)

Тилфорд, Великобритания, 1972-1998

Компания «Джи-Кей-Эн» по производству автомобильных узлов сформировалась в середине 60-х гг. после приобретения фирм «Бирфилд» (Birfield) и «Вандервэлл» (Vandervell), выпускавших коробки передач, ведущие мосты, подшипники и литье. Присоединение фирмы «Джозеф Сэнки» (Joseph Sankey Ltd.) из Гилфорда, известной еще в начале XX века своими дисковыми колесами, а затем изготовлявшей бронированные кузова, позволило ей в начале 70-х гг. открыть военное отделение «Джи-Кей-Эн-Сэнки» (GKN-Sankey Ltd.), переименованное в 1981 г. в «Джи-Кей-Эн Дифенс» (GKN Defence).

В 1972 г. компания «Джи-Кей-Эн-Сэнки» представила два опытных бронетранспортера АТ-100 (4x2) и АТ-104 (4x4) для внутренних войск и полиции, базировавшихся на 100-сильном шасси «Бедфорд ТК/МК» (Bedford).

Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-104, 4X4, 1972 г.

Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4X4, 1976 г.

Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4X4, 1977 г.

Джи-Кей-Эн Тактика, 4X4, 1989 г.

Первый получил высокий кузов вагонного типа, второй с более приземистым корпусом был выполнен по капотной схеме. Развитием модели АТ-100 стал известный многоцелевой бронетранспортер АТ-105 «Саксон» (Saxon) 4x4 с боевой массой 10,7 т, получивший признание во внутренних силах безопасности Великобритании, стран Азии, Африки, Латинской Америки и использовавшийся английскими войсками в ФРГ. Его прототип появился в 1973 г., производство началось через два года. «Саксон» снабжался вместительным сварным корпусом, имевшим передние окна с бронированными стеклами и 6 амбразур, отделение на 8-10 десантников с боковыми и задними дверями, наблюдательным куполом или башней с пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм, V-образным днищем для ослабления взрывной волны противотанковых мин. Башенный патрульный вариант для сил безопасности Ирландии носил марку «Пэтрол» (Patrol). Бронетранспортер оснащался 6-цилиндровым дизелем «Бедфорд-500» (8,2 л, 150 л.с.) или 6,5-литровым бензиновым мотором «Роллс-Ройс В81» (Rolls-Royce) мощностью 164 л.с. и автоматической 4-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison). Он развивал максимальную скорость 96 км/ч, имел запас хода 510 км, преодолевал подъемы крутизной 60% и броды глубиной 1,1 м. Машину выпускали также в штабном, санитарном, полицейском и ремонтно-эвакуационном исполнениях. До сих пор они остаются на вооружении стран Британского содружества.

В 1986 г. началось производство многоцелевой машины «Симба FS100» (Simba) 4x4 с боевой массой 11,2 т, оснащенной 210-сильным дизелем «Перкинс» (Perkins). Она предлагалась как 12-местный бронетранспортер или бронеавтомобиль с двумя видами корпусов и различным вооружением - от 7,62-мм пулемета до 90-мм пушки. В конце 80-х гг. совместно с кузовной фирмой «Глоувер Уэбб» (Glover Webb) из Хэмбла компания «Джи-Кей-Эн» разработала семейство многофункциональных бронемашин «Тактика» (Tactica) 4x4 для армии и полиции. Их предлагали в капотном и бескапотном исполнениях как бронеавтомобили с различным вооружением, патрульные транспортеры для доставки от 10 до 22 солдат, штабные, санитарные и пожарные машины. Общими конструктивными решениями были независимая подвеска, самоблокирующиеся дифференциалы, гидроусилитель рулевого механизма, двойное кондиционирование воздуха с противодымными фильтрами и автоматическая система пожаротушения.

Джи-Кей-Эн Симба FS100, 4X4, 1986 г.

Джи-Кей-Эн Симба-II, 4X4, 1995 г.

В состав силовых агрегатов входили дизели «Перкинс», «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz), «Рено» (Renault) и МАН (MAN) мощностью 150-210 л.с., механические и автоматические коробки передач. Машины «Тактика» полной массой 10 т развивали скорость 120 км/ч и преодолевали подъемы крутизной 60%.

С середины 90-х гг. выпускался патрульный авиатранспортабельный 10-местный бронетранспортер «Симба-II» (4x2/4x4), унифицированный с серией «Тактика». Он получил башню с 7,62-мм пулеметом, гранатометами, водяным лафетом или пушкой калибра 25 мм. Базовыми являлись 210-сильный дизель «Перкинс» и полуавтоматическая 4-ступенчатая коробка передач «Кларк» (Clark). «Симба» с боевой массой 11,6 т развивала скорость 100 км/ч и имела запас хода 660 км. По лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) компания «Джи-Кей-Эн» собирала несколько вариантов бронетранспортеров «Пиранья» (Piranha) 6x6/8x8 с 275-сильным мотором «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison), а также изготовляла гусеничные боевые машины «Уорриор» (Warrior) и 8-тонные амфибии «Акуатрэк» (Aquatrack). В конце XX века бронемашины фирмы «Джи-Кей-Эн» составляли 2/3 парка британской армии и поставлялись в десятки стран мира. В 1998 г. она вошла в состав военно-промышленной группы «Алвис» (Alvis), которая перевела в Тилфорд все свое производство колесной бронетехники.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

Джи-Кей-Эн
(GKN)
Тилфорд
Великобритания
1972-1998
Компания "Джи-Кей-Эн" по производству автомобильных узлов сформировалась в середине 60-х гг. после приобретения фирм "Бирфилд" (Birfield) и "Вандервэлл" (Vandervell), выпускавших коробки передач, ведущие мосты, подшипники и литье. Присоединение фирмы "Джозеф Сэнки" (Joseph Sankey Ltd.) из Тилфорда, известной еще в начале ХХ века своими дисковыми колесами, а затем изготовлявшей бронированные кузова, позволило ей в начале 70-х гг. открыть военное отделение "Джи-Кей-Эн-Сэнки" (GKN-Sankey Ltd.), переименованное в 1981 г. в "Джи-Кей-Эн Дифенс" (GKN Defence).
В 1972 г. компания "Джи-Кей-Эн-Сэнки" представила два опытных бронетранспортера АТ-100 (4x4) и АТ-104 (4x4) для внутренних войск и полиции, базировавшихся на 100-сильном шасси "Бедфорд TK/MK" (Bedford). Первый получил высокий кузов вагонного типа, второй с более приземистым корпусом был выполнен по капотной схеме. Развитием модели АТ-100 стал известный многоцелевой бронетранспортер АТ-105 "Саксон" (Saxon) 4x4 с боевой массой 10,7 т, получивший признание во внутренних силах безопасности Великобритании, стран Азии, Африки, Латинской Америки и использовавшийся английскими войсками в ФРГ. Его прототип появился в 1973 г., производство началось через два года. "Саксон" снабжался вместительным сварным корпусом, имевшим передние окна с бронированными стеклами и 6 амбразур, отделение на 8-10 десантников с боковыми и задними дверями, наблюдательным куполом или башней с пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм, V-образным днищем для ослабления взрывной волны противотанковых мин. Башенный патрульный вариант для сил безопасности Ирландии носил марку "Пэтрол" (Patrol). Бронетранспортер оснащался 6-цилиндровым дизелем "Бедфорд-500" (8,2 л, 150 л.с.) или 6,5-литровым бензиновым мотором "Роллс-Ройс В81" (Rolls-Royce) мощностью 164 л.с. и автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison). Он развивал максимальную скорость 96 км/ч, имел запас хода 510 км, преодолевал подъемы крутизной 60% и броды глубиной 1,1 м. Машину выпускали также в штабном, санитарном, полицейском и ремонтно-эвакуационном исполнениях. До сих пор они остаются на вооружении стран Британского содружества.
В 1986 г. началось производство многоцелевой машины "Симба FS100" (Simba) 4x4 с боевой массой 11,2 т, оснащенной 210-сильным дизелем "Перкинс" (Perkins). Она предлагалась как 12-местный бронетранспортер или бронеавтомобиль с двумя видами корпусов и различным вооружением - от 7,62-мм пулемета до 90-мм пушки. В конце 80-х гг. совместно с кузовной фирмой "Глоувер Уэбб" (Glover Webb) из Хэмбла компания "Джи-Кей-Эн" разработала семейство многофункциональных бронемашин "Тактика" (Tactica) 4x4 для армии и полиции. Их предлагали в капотном и бескапотном исполнениях как бронеавтомобили с различным вооружением, патрульные транспортеры для доставки от 10 до 22 солдат, штабные, санитарные и пожарные машины. Общими конструктивными решениями были независимая подвеска, самоблокирующиеся дифференциалы, гидроусилитель рулевого механизма, двойное кондиционирование воздуха с противодымными фильтрами и автоматическая система пожаротушения. В состав силовых агрегатов входили дизели "Перкинс", "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz), "Рено" (Renault) и МАН (MAN) мощностью 150-210 л.с., механические и автоматические коробки передач. Машины "Тактика" полной массой 10 т развивали скорость 120 км/ч и преодолевали подъемы крутизной 60%.
С середины 90-х гг. выпускался патрульный авиатранспортабельный 10-местный бронетранспортер "Симба-II" (4x2/4x4), унифицированный с серией "Тактика". Он получил башню с 7,62-мм пулеметом, гранатометами, водяным лафетом или пушкой калибра 25 мм. Базовыми являлись 210-сильный дизель "Перкинс" и полуавтоматическая 4-ступенчатая коробка передач "Кларк" (Clark). "Симба" с боевой массой 11,6 т развивала скорость 100 км/ч и имела запас хода 660 км. По лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) компания "Джи-Кей-Эн" собирала несколько вариантов бронетранспортеров "Пиранья" (Piranha) 6x6/8x8 с 275-сильным мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), а также изготовляла гусеничные боевые машины "Уорриор" (Warrior) и 8-тонные амфибии "Акуатрэк" (Aquatrack). В конце ХХ века бронемашины фирмы "Джи-Кей-Эн" составляли 2/3 парка британской армии и поставлялись в десятки стран мира. В 1998 г. она вошла в состав военно-промышленной группы "Алвис" (Alvis), которая перевела в Тилфорд все свое производство колесной бронетехники.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-104, 4x4, 1972 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4x4, 1976 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4x4, 1977 г.
Джи-Кей-Эн Симба FS100, 4x4, 1986 г.
Джи-Кей-Эн Тактика, 4x4, 1989 г.
Джи-Кей-Эн Симба-II, 4x4, 1995 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с