GKN | |
555444777888999111000
|
Джи-Кей-Эн
(GKN)
Тилфорд, Великобритания, 1972-1998
Компания «Джи-Кей-Эн» по производству автомобильных узлов сформировалась в
середине 60-х гг. после приобретения фирм «Бирфилд» (Birfield) и «Вандервэлл» (Vandervell),
выпускавших коробки передач, ведущие мосты, подшипники и литье. Присоединение
фирмы «Джозеф Сэнки» (Joseph Sankey Ltd.) из Гилфорда, известной еще в начале XX
века своими дисковыми колесами, а затем изготовлявшей бронированные кузова,
позволило ей в начале 70-х гг. открыть военное отделение «Джи-Кей-Эн-Сэнки» (GKN-Sankey
Ltd.), переименованное в 1981 г. в «Джи-Кей-Эн Дифенс» (GKN Defence).
В 1972 г. компания «Джи-Кей-Эн-Сэнки» представила два опытных бронетранспортера
АТ-100 (4x2) и АТ-104 (4x4) для внутренних войск и полиции, базировавшихся на
100-сильном шасси «Бедфорд ТК/МК» (Bedford).
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-104, 4X4, 1972 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4X4, 1976 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4X4, 1977 г.
Джи-Кей-Эн Тактика, 4X4, 1989 г.
Первый получил высокий кузов вагонного типа, второй с более приземистым корпусом
был выполнен по капотной схеме. Развитием модели АТ-100 стал известный
многоцелевой бронетранспортер АТ-105 «Саксон» (Saxon) 4x4 с боевой массой 10,7
т, получивший признание во внутренних силах безопасности Великобритании, стран
Азии, Африки, Латинской Америки и использовавшийся английскими войсками в ФРГ.
Его прототип появился в 1973 г., производство началось через два года. «Саксон»
снабжался вместительным сварным корпусом, имевшим передние окна с бронированными
стеклами и 6 амбразур, отделение на 8-10 десантников с боковыми и задними
дверями, наблюдательным куполом или башней с пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм,
V-образным днищем для ослабления взрывной волны противотанковых мин. Башенный
патрульный вариант для сил безопасности Ирландии носил марку «Пэтрол» (Patrol).
Бронетранспортер оснащался 6-цилиндровым дизелем «Бедфорд-500» (8,2 л, 150 л.с.)
или 6,5-литровым бензиновым мотором «Роллс-Ройс В81» (Rolls-Royce) мощностью 164
л.с. и автоматической 4-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison). Он
развивал максимальную скорость 96 км/ч, имел запас хода 510 км, преодолевал
подъемы крутизной 60% и броды глубиной 1,1 м. Машину выпускали также в штабном,
санитарном, полицейском и ремонтно-эвакуационном исполнениях. До сих пор они
остаются на вооружении стран Британского содружества.
В 1986 г. началось производство многоцелевой машины «Симба FS100» (Simba) 4x4 с
боевой массой 11,2 т, оснащенной 210-сильным дизелем «Перкинс» (Perkins). Она
предлагалась как 12-местный бронетранспортер или бронеавтомобиль с двумя видами
корпусов и различным вооружением - от 7,62-мм пулемета до 90-мм пушки. В конце
80-х гг. совместно с кузовной фирмой «Глоувер Уэбб» (Glover Webb) из Хэмбла
компания «Джи-Кей-Эн» разработала семейство многофункциональных бронемашин «Тактика»
(Tactica) 4x4 для армии и полиции. Их предлагали в капотном и бескапотном
исполнениях как бронеавтомобили с различным вооружением, патрульные транспортеры
для доставки от 10 до 22 солдат, штабные, санитарные и пожарные машины. Общими
конструктивными решениями были независимая подвеска, самоблокирующиеся
дифференциалы, гидроусилитель рулевого механизма, двойное кондиционирование
воздуха с противодымными фильтрами и автоматическая система пожаротушения.
Джи-Кей-Эн Симба FS100, 4X4, 1986 г.
Джи-Кей-Эн Симба-II, 4X4, 1995 г.
В состав силовых агрегатов входили дизели «Перкинс», «Мерседес-Бенц»
(Mercedes-Benz), «Рено» (Renault) и МАН (MAN) мощностью 150-210 л.с.,
механические и автоматические коробки передач. Машины «Тактика» полной массой 10
т развивали скорость 120 км/ч и преодолевали подъемы крутизной 60%.
С середины 90-х гг. выпускался патрульный авиатранспортабельный 10-местный
бронетранспортер «Симба-II» (4x2/4x4), унифицированный с серией «Тактика». Он
получил башню с 7,62-мм пулеметом, гранатометами, водяным лафетом или пушкой
калибра 25 мм. Базовыми являлись 210-сильный дизель «Перкинс» и
полуавтоматическая 4-ступенчатая коробка передач «Кларк» (Clark). «Симба» с
боевой массой 11,6 т развивала скорость 100 км/ч и имела запас хода 660 км. По
лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) компания «Джи-Кей-Эн» собирала
несколько вариантов бронетранспортеров «Пиранья» (Piranha) 6x6/8x8 с 275-сильным
мотором «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) и автоматической 5-ступенчатой
коробкой передач «Эллисон» (Allison), а также изготовляла гусеничные боевые
машины «Уорриор» (Warrior) и 8-тонные амфибии «Акуатрэк» (Aquatrack). В конце XX
века бронемашины фирмы «Джи-Кей-Эн» составляли 2/3 парка британской армии и
поставлялись в десятки стран мира. В 1998 г. она вошла в состав
военно-промышленной группы «Алвис» (Alvis), которая перевела в Тилфорд все свое
производство колесной бронетехники.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
Джи-Кей-Эн
(GKN)
Тилфорд
Великобритания
1972-1998
Компания "Джи-Кей-Эн" по производству автомобильных узлов сформировалась в
середине 60-х гг. после приобретения фирм "Бирфилд" (Birfield) и "Вандервэлл" (Vandervell),
выпускавших коробки передач, ведущие мосты, подшипники и литье. Присоединение
фирмы "Джозеф Сэнки" (Joseph Sankey Ltd.) из Тилфорда, известной еще в начале ХХ
века своими дисковыми колесами, а затем изготовлявшей бронированные кузова,
позволило ей в начале 70-х гг. открыть военное отделение "Джи-Кей-Эн-Сэнки" (GKN-Sankey
Ltd.), переименованное в 1981 г. в "Джи-Кей-Эн Дифенс" (GKN Defence).
В 1972 г. компания "Джи-Кей-Эн-Сэнки" представила два опытных бронетранспортера
АТ-100 (4x4) и АТ-104 (4x4) для внутренних войск и полиции, базировавшихся на
100-сильном шасси "Бедфорд TK/MK" (Bedford). Первый получил высокий кузов
вагонного типа, второй с более приземистым корпусом был выполнен по капотной
схеме. Развитием модели АТ-100 стал известный многоцелевой бронетранспортер
АТ-105 "Саксон" (Saxon) 4x4 с боевой массой 10,7 т, получивший признание во
внутренних силах безопасности Великобритании, стран Азии, Африки, Латинской
Америки и использовавшийся английскими войсками в ФРГ. Его прототип появился в
1973 г., производство началось через два года. "Саксон" снабжался вместительным
сварным корпусом, имевшим передние окна с бронированными стеклами и 6 амбразур,
отделение на 8-10 десантников с боковыми и задними дверями, наблюдательным
куполом или башней с пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм, V-образным днищем для
ослабления взрывной волны противотанковых мин. Башенный патрульный вариант для
сил безопасности Ирландии носил марку "Пэтрол" (Patrol). Бронетранспортер
оснащался 6-цилиндровым дизелем "Бедфорд-500" (8,2 л, 150 л.с.) или 6,5-литровым
бензиновым мотором "Роллс-Ройс В81" (Rolls-Royce) мощностью 164 л.с. и
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison). Он развивал
максимальную скорость 96 км/ч, имел запас хода 510 км, преодолевал подъемы
крутизной 60% и броды глубиной 1,1 м. Машину выпускали также в штабном,
санитарном, полицейском и ремонтно-эвакуационном исполнениях. До сих пор они
остаются на вооружении стран Британского содружества.
В 1986 г. началось производство многоцелевой машины "Симба FS100" (Simba) 4x4 с
боевой массой 11,2 т, оснащенной 210-сильным дизелем "Перкинс" (Perkins). Она
предлагалась как 12-местный бронетранспортер или бронеавтомобиль с двумя видами
корпусов и различным вооружением - от 7,62-мм пулемета до 90-мм пушки. В конце
80-х гг. совместно с кузовной фирмой "Глоувер Уэбб" (Glover Webb) из Хэмбла
компания "Джи-Кей-Эн" разработала семейство многофункциональных бронемашин "Тактика"
(Tactica) 4x4 для армии и полиции. Их предлагали в капотном и бескапотном
исполнениях как бронеавтомобили с различным вооружением, патрульные транспортеры
для доставки от 10 до 22 солдат, штабные, санитарные и пожарные машины. Общими
конструктивными решениями были независимая подвеска, самоблокирующиеся
дифференциалы, гидроусилитель рулевого механизма, двойное кондиционирование
воздуха с противодымными фильтрами и автоматическая система пожаротушения. В
состав силовых агрегатов входили дизели "Перкинс", "Мерседес-Бенц"
(Mercedes-Benz), "Рено" (Renault) и МАН (MAN) мощностью 150-210 л.с.,
механические и автоматические коробки передач. Машины "Тактика" полной массой 10
т развивали скорость 120 км/ч и преодолевали подъемы крутизной 60%.
С середины 90-х гг. выпускался патрульный авиатранспортабельный 10-местный
бронетранспортер "Симба-II" (4x2/4x4), унифицированный с серией "Тактика". Он
получил башню с 7,62-мм пулеметом, гранатометами, водяным лафетом или пушкой
калибра 25 мм. Базовыми являлись 210-сильный дизель "Перкинс" и
полуавтоматическая 4-ступенчатая коробка передач "Кларк" (Clark). "Симба" с
боевой массой 11,6 т развивала скорость 100 км/ч и имела запас хода 660 км. По
лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) компания "Джи-Кей-Эн" собирала
несколько вариантов бронетранспортеров "Пиранья" (Piranha) 6x6/8x8 с 275-сильным
мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) и автоматической 5-ступенчатой
коробкой передач "Эллисон" (Allison), а также изготовляла гусеничные боевые
машины "Уорриор" (Warrior) и 8-тонные амфибии "Акуатрэк" (Aquatrack). В конце ХХ
века бронемашины фирмы "Джи-Кей-Эн" составляли 2/3 парка британской армии и
поставлялись в десятки стран мира. В 1998 г. она вошла в состав
военно-промышленной группы "Алвис" (Alvis), которая перевела в Тилфорд все свое
производство колесной бронетехники.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-104, 4x4, 1972 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4x4, 1976 г.
Джи-Кей-Эн-Сэнки АТ-105 Саксон, 4x4, 1977 г.
Джи-Кей-Эн Симба FS100, 4x4, 1986 г.
Джи-Кей-Эн Тактика, 4x4, 1989 г.
Джи-Кей-Эн Симба-II, 4x4, 1995 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с