GMC
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Джи-Эм-Си
(GMC)
Понтиак/Флинт/Джейнсвилл/Трой
США
1913–
Аббревиатура GMC (Джи-Эм-Си) имеет двойное значение: это сокращенное наименование крупнейшего в мире американского автомобильного концерна "Дженерал Моторс Корпорэйшн" (General Motors Corporation) и марка выпускаемых им гражданских и военных автомобилей. Впервые она появилась в 1908 г., когда на базе фирмы "Бьюик" (Buick) предприниматель Уильям Крапо Дюрант (William Crapo Durant) создал компанию "Дженерал Моторс" (General Motors Company). Впоследствии к ней присоединились фирмы "Олдсмобил" (Oldsmobile), "Кадиллак" (Cadillac), "Шевроле" (Chevrolet) и ряд мелких изготовителей грузовых машин, которые затем в большей или меньшей степени участвовали в создании автомобилей для вооруженных сил США и других стран. 1 июля 1916 г. завершилось образование концерна "Дженерал Моторс", в котором производством грузовиков марки "Джи-Эм-Си" на заводе в городе Понтиак, штат Мичиган, с 1911 г. занималось отделение "Дженерал Моторс Трак Компани" (General Motors Truck Company). По стечению обстоятельств первыми военными грузовиками "Джи-Эм-Си" в 1913 г. стали 1-тонные электромобили с цепным приводом, работавшие на армейских складах. В период Первой мировой войны в вооруженных силах США применяли пикапы и санитарные машины модели "16" и несколько типов грузовиков "Джи-Эм-Си" с полезной нагрузкой до 2 т, имевших классическую компоновку и оборудованных бензиновыми двигателями мощностью 24–40 л.с.
В 30-е гг. "Джи-Эм-Си" стал крупнейшим поставщиком своей продукции в вооруженные силы США, где использовались в основном стандартные коммерческие машины с колесными формулами 4x4 и 6x6 грузоподъемностью от 500 кг до 10 т (модели от Т14 до Т95), служившие для доставки различных грузов и установки оборудования. Создание специальных военных автомобилей относится к началу 30-х гг., когда на 175-сильном шасси Т95 (6x6) с 6-ступенчатой коробкой передач и задней тележкой "Тимкен" (Timken) была изготовлена партия артиллерийских тягачей Т4. В 1933–34 гг. компания построила первые артиллерийские полугусеничные тягачи Т1 и Т4 с резинометаллическим движителем Каннингхэма (Cunningham), а с 1935 г. выпускала модель Т5 для буксировки пушек калибра 75–155 мм, оснащенную 125-сильным мотором, 5-ступенчатой коробкой передач и развивавшую скорость 48 км/ч.
Работы в военной области второй половины 30-х гг. были связаны с переходом на полноприводные автомобили собственной конструкции. Базовыми среди них являлись разработанные на "Шевроле" 1,5-тонные капотные машины "4272" и "4930" (4x4) и 3-тонные "4929" (6x6/6x6) с серийными моторами "Шевроле" или "Олдсмобил" мощностью 72 и 90 л.с., причем последняя модель послужила базой артиллерийских тягачей Т16 и ТК. Новое грузовое семейство, включавшее капотную гамму АС и бескапотную AF, появилось буквально накануне Второй мировой войны, поэтому в течение 1939 г. в армию США стали поступать их многочисленные военные исполнения, единственным внешним отличием которых были защитные решетки перед радиатором. В 1939–41 гг. их основу составляли гражданские капотные автомобили с колесными формулами 4x4 и 6x6 — от пикапов АС101 до 4-тонных грузовиков АС504, а также еще более многочисленные бескапотные модели — от 1,5-тонных AF361 до 10-тонных AFWX-853 (6x6). Их комплектовали собственными верхнеклапанными 6-цилиндровыми моторами мощностью 80–153 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматической или пневмогидравлической тормозной системой "Вестингауз" (Westinghouse). В конце 1939 г. на их базе началось формирование широкой полноприводной военной гаммы, во главе которой стоял легкий открытый штабной автомобиль АСК-101 (4x4). Базовыми 1,5-тонными машинами стали капотные модели АСКX353 и бескапотные AFKX-352 (4x4) с двигателями мощностью 88–93 л.с., изготовленные в количестве свыше 2 тыс. экземпляров и предназначенные для монтажа различных кузовов. В 1940–42 гг. выпускали также унифицированные 4-тонные варианты ACKX-853 и AFKX-804 (4x4) со 177-сильным двигателем, применявшиеся в основном в ВВС США для организации аэродромных командных пунктов.
Главным достижением "Джи-Эм-Си" во время Второй мировой войны стало создание самого массового армейского 2,5-тонного капотного семейства CCKW. Его разработка по заказу Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США началась в середине 1939 г. с использованием довоенного шасси "4929". Первыми в сентябре 1939 г. появились капотный автомобиль ACKWX-353 и бескапотные AFKWX-352/353 (6x6) с 89-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, гражданской цельнометаллической кабиной, округлыми крыльями и облицовкой радиатора, выпущенные в количестве около 10 тыс. экземпляров. В октябре 1940 г. началось производство первого армейского грузовика CCKWX-353 (6x6) с крыльями упрощенной формы, плоским радиатором и двумя размерами колесной базы (3683 и 4166 мм). Он оснащался рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем "Джи-Эм 270" (4417 см3, 91 л.с.) с достаточно высокой степенью сжатия 6,75, алюминиевыми поршнями, карбюратором "Зенит" (Zenith) с падающим потоком и сухим однодисковым сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, отключаемым приводом передних колес и картерами ведущих мостов "Тимкен" с вертикальным разъемом, барабанными тормозами с гидроприводом, 6-вольтовым электрооборудованием и шинами размером 7.50–20. До февраля 1941 г. таких машин собрали 13,2 тыс. экземпляров. Им соответствовал бескапотный 3-тонный вариант AFWX-354 (6x6) с 88-сильным мотором. В 1939–40 гг. их изготовили 792 экземпляра и поставляли в основном в Великобританию и Францию. В это количество вошли и 149 машин с двойной 5-местной кабиной для частей береговой охраны и инженерных войск США. В феврале 1941 г. на заводе автобусного отделения "Йеллоу Коуч" (Yellow Coach) началось серийное изготовление самой известной 2,5-тонной капотной серии CCKW-352/ 353 (6x6), у которой цифровые индексы указывали на разную величину колесной базы. Главным техническим отличием от машин первого выпуска было использование как ведущих мостов "Тимкен", так и собственных типа "банджо" с продольным разъемом картера.
В зависимости от них и установки передней лебедки с тяговым усилием 5 тс модели носили дополнительную маркировку от А1/А2 до Н2/L1. Они имели собственную массу 4990–5110 кг, полную — до 9,3 т, дорожный просвет — 250 мм, средний расход топлива — 38 л на 100 км и развивали скорость 80 км/ч. Помимо основного исполнения с бортовой платформой и тентом, на таких шасси монтировали самосвальные кузова, топливозаправщики, мастерские, компрессорные станции, фургоны 20 типов, пожарные машины, зенитные установки, в том числе 40-мм пушки "Бофорс" (Bofors), специальное оборудование и краны. Машины известны также в газогенераторном, северном и тропическом исполнениях, авиатранспортабельном варианте и на железнодорожном ходу. С мая 1941 г. на них устанавливался вакуумный усилитель привода тормозов "Хайдровак" (Hydrovac), с 1943 г. использовались открытая кабина с тентом и турелью для пулемета и деревянные бортовые кузова, в 1944 г. кузова стали комбинированными (пол деревянный, борта металлические). Максимум выпуска грузовиков (по 15 тыс. штук в месяц) пришелся на июль–сентябрь 1942 г., а в общей сложности до конца войны было изготовлено 562750 автомобилей серии CCKW, в том числе 231352 машины без лебедок. Они применялись прежде всего американскими сухопутными силами, а по лендлизу поступали в основном в британскую армию.
В разгар войны на шасси CCKW были разработаны опытные образцы компактных низкопрофильных грузовиков. Двухосные 3-тонные машины DAK и DOK (4x4) с колесной базой 3048 и 3759 мм соответственно, оснащенные 160-сильным мотором и 5-ступенчатой коробкой "Кларк" (Clark), отличались расположением рабочего места водителя, размещавшегося рядом с двигателем или в крайней левой части кузова, что позволяло рядом с ним установить 2-местное сиденье и еще два запасных колеса, поставленных вертикально. Авиатранспортабельный вариант DCKW (6x6) отличался от серии CCKW промежуточным размером колесной базы (3835 мм), а на построенных весной 1943 г. 3-тонных грузовиках DAKW и DOKW место водителя размещалось рядом с силовым агрегатом или у левого борта кузова, что позволило удлинить грузовую платформу почти на полметра. В 1942–45 гг. на "Джи-Эм-Си" было построено 21147 амфибий DUKW-353 (6x6) грузоподъемностью 2,5 т, разработанных на шасси CCKW-353 фирмой "Спаркмэн энд Стефенс" (Sparkman & Stephens). Они снабжались стальным водоизмещающим корпусом длиной 9,5 м, вмещавшим 25 десантников, гребным винтом, односкатными 18-дюймовыми колесами, водооткачивающими насосами и задней барабанной лебедкой, а последние партии получили систему централизованной подкачки шин. На шоссе машина развивала скорость 81 км/ч, на воде — 9,5 км/ч. Произношение аббревиатуры DUKW послужило поводом возникновения ее неофициального названия — Duck ("Утка"). В общей сложности за время войны на заводах концерна было собрано 600 тыс. колесных армейских машин.
После войны компания "Дженерал Моторс" продолжила активную деятельность "Джи-Эм-Си" в военном секторе. Параллельно с насыщением вооруженных сил США различными автомобилями гражданского образца она приступила к разработкам принципиально новых тактических машин. В 1948–50 гг. были созданы опытные 5-тонные бескапотные грузовики Т51 (6x6) с оппозитным 8-цилиндровым двигателем "Континентал ОА-536-2" (Continental) воздушного охлаждения мощностью 176 л.с., расположенным вертикально в передней части кабины, полуавтоматической 3-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), независимой торсионной подвеской, двумя парами передних управляемых колес, самоблокирующимися межколесными дифференциалами и системой подкачки шин. Вариант Т51Е1 получил 200-сильный мотор и переднюю лебедку. В 1957–60 гг. в рамках программы военного ведомства США по созданию нового семейства тактических авиатранспортабельных плавающих грузовиков "Джи-Эм-Си" представила 3,5- и 5-тонные бескапотные версии ХМ434Е1 (6x6) и ХМ453Е1 (8x8), укомплектованные многотопливным двухтактным двигателем "Джи-Эм-Си" V6 (5,25 л, 190 л.с.), двухдисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым планетарным редуктором и одноступенчатой раздаточной, открытой алюминиевой кабиной с вертикальным воздухозаборным кожухом в передней панели и цельнометаллическим бортовым кузовом. На шоссе грузовики развивали скорость 90 км/ч, на воде за счет вращения колес — 3,4 км/ч. Эти образцы оказалась самыми тяжелыми среди конкурентов, разработанных фирмами РИО (REO) и "Форд" (Ford), однако выпуск ни одной из этих оригинальных машин так и не был налажен.
Развитием военной модели CCKW стала собственная стандартизованная серия 2,5-тонных капотных тактических грузовиков 6x6 с характерным коротким пологим капотом, выпускавшихся с 1952 г. и впервые использованных во время Корейской войны. Базовыми были бортовые машины М135 со всеми односкатными колесами и М211 с задними двускатными. Их оборудовали верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым двигателем "302М" (4,9 л, 130 л.с.), гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач "Хайдрамэтик" (Hydramatic), одноступенчатой раздаточной с автоматическим механизмом включения привода переднего моста, гидропневматической тормозной системой, классической рессорной подвеской, 24-вольтовым электрооборудованием и 20-дюймовыми шинами. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. В серию М211 входили шасси с кабиной М207, ремонтно-эвакуационные машины М214 и М218, самосвалы М215, топливозаправщики М217, фургоны М220, седельные тягачи М221 и цистерны М222 для воды. Эти автомобили оставались в производстве лишь до 1957 г., пока на вооружение американской армии в больших количествах не начала поступать 2,5-тонная серия М34/М35 фирмы РИО. В 1953 г. на шасси М135 была построена опытная 27-местная плавающая машина ХМ147 "Супердак" (Superduck) с автоматической коробкой передач "Эллисон" и поворотным гребным винтом, а через три года появился 8-тонный вариант ХМ157 "Дрейк" (Drake) 8x8 с алюминиевым корпусом. Его оборудовали двумя дизельными двигателями "Джи-Эм", автоматическими коробками передач "Эллисон", двумя раздаточными и двумя гребными валами, пневматической подвеской и широкопрофильными шинами размером 14.75–20. При габаритной длине около 13 м он весил 14,5 т, развивал скорость по шоссе 72 км/ч, на воде — 14 км/ч.
60–70-е гг. оказались временем застоя в развитии военной продукции концерна "Дженерал Моторс", причем в 1969 г. все коммерческие автомобили "Джи-Эм-Си" были унифицированы с продукцией компании "Шевроле". В 1967 г. на "Джи-Эм-Си" построили опытный образец 2,5-тонного бескапотного грузовика AGL-6 (6x6) со 155-сильным дизелем V6 и шарнирно-сочлененной рамой. В 1965 г. был изготовлен низкорамный седельный тягач A/S32A-20 (8x8) с 275-сильным бензиновым мотором V12, полуавтоматической 5-ступенчатой коробкой "Кларк" и 3-ступенчатой раздаточной, до 1982 г. служивший для транспортировки межконтинентальных стратегических ракет "Минитмэн" (Minuteman).
Положение существенно изменилось в начале 80-х гг., когда по заказу военного ведомства США компания включилась в создание нового поколения легких "многоцелевых коммерческих грузовиков" CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicles) 4x4, выпускавшихся в 1983– 86 гг. под маркой "Шевроле" на базе серийных грузопассажирских вседорожников "Блейзер" (Blazer) и пикапов S10. В 1981–86 гг. на "Джи-Эм-Си" переоснащали часть тяжелых армейских грузовиков МАН (MAN) 8x8 из поставленной в США партии (469 машин). Грузовики марки "Джи-Эм-Си-МАН" (GMC-MAN) с 365-сильным дизелем использовались в США и американскими подразделениями в Западной Европе как седельные тягачи М1001 для буксировки баллистических ракет "Першинг" (Pershing) и ремонтно-эвакуационные машины серии М1002. В 1989 г. для участия в конкурсе на тяжелый перегружатель контейнеров PLS было представлено шасси "Джи-Эм-Си" (8x8) — копия грузовика МАН SX90, оборудованного мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) мощностью 500 л.с. и автоматической коробкой "Эллисон". Кроме того, в 1983 г. канадский филиал "Дженерал Моторс" по лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) начал выпуск обширного семейства колесных бронемашин LAV.
Активизация деятельности концерна "Дженерал Моторс" в военной сфере стала причиной создания собственной военно-промышленной корпорации GM Defense со штаб-квартирой в Вашингтоне. Сегодня в нее входят филиалы в США, Канаде и Австралии, а также фирма MOWAG. Изготовлением военных автомобилей занимается американское отделение GM Military Trucks с главной конторой в городе Трой, штат Мичиган. Его продукция представляет собой доработанные в соответствии с требованиями НАТО серийные вседорожники, пикапы и грузовые автомобили, собирающиеся на различных предприятиях концерна. В 90-е гг. компания GM Defense выпускала второе поколение CUCV-II (4x4), включавшее пикапы и санитарные автомобили с бензиновым мотором V8 (5,7 л, 180 л.с.).
С 1999 г. выпускается новое поколение CUCV-III, получившее новую аббревиатуру LSSV (Light Service Support Vehicles) - "легкие вспомогательные автомобили". В него входят машины для доставки грузов, солдат или раненых, установки контейнеров и ремонтного оборудования. Они выполнены на усиленных шасси пикапов GMC моделей K-25903HD, K-25943HD и K-25953HD (4x4) с короткой, удлиненной и двойной кабинами соответственно, оснащенные дизелем V8 (6,6 л, 300 л.с.) и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач. На базе пикапа K-25953HD предлагается "тактический грузовик на коммерческом шасси" СОМ-ВАТТ (Commercial Based Tactical Truck) с лебедкой и 5-местной кабиной с кевларовой защитой и турелью для пулемета. Многоцелевые военные машины выпускаются также на базе серийных вседорожников Chevrolet Таhoe, Silverado и Suburban.
Джи-Эм-Си 16, 1918 г.
Джи-Эм-Си Т5, 1935 г.
Джи-Эм-Си 4272, 4x4, 1936 г.
Джи-Эм-Си 4929 (Т16), 6x6, 1938 г.
Передвижная кухня на шасси "Джи-Эм-Си AFKWX-353", 1939 г.
Джи-Эм-Си ACKWX-353, 6x6, 1939 г.
Джи-Эм-Си АСК-101, 1939 г.
Мастерская на шасси "Джи-Эм-Си AFKX-352", 4x4, 1940 г.
Джи-Эм-Си AFKWX-353, 6x6, 1940 г.
Джи-Эм-Си ACKX-353, 4x4, 1940 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1941 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1941 г.
Джи-Эм-Си DAK, 4x4, 1942 г.
"Джи-Эм-Си CCKW-353" с зенитной установкой, 1943 г.
Джи-Эм-Си CCKW-352, 6x6, 1943 г.
Фургон-мастерская на шасси "Джи-Эм-Си CCKW-353", 1943 г.
Тропический вариант "Джи-Эм-Си CCKW-353", 6x6, 1943 г.
Джи-Эм-Си DAKW, 6x6, 1943 г.
"Джи-Эм-Си CCKW-353" с пушкой "Бофорс", 1944 г.
Топливозаправщик на шасси "Джи-Эм-Си CCKW-353", 1944 г.
Тягач инженерных войск "Джи-Эм-Си CCKW-353", 6x6, 1944 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1945 г.
Джи-Эм-Си DUKW-353, 6x6, 1945 г.
Джи-Эм-Си Т51Е1, 6x6, 1950 г.
Джи-Эм-Си М135, 6x6, 1953 г.
Джи-Эм-Си М211, 6x6, 1955 г.
Джи-Эм-Си ХМ157 Дрейк, 8x8, 1956 г.
Джи-Эм-Си ХМ434Е1, 6x6, 1959 г.
Джи-Эм-Си ХМ453Е1, 8x8, 1960 г.
Шасси "Джи-Эм-Си-МАН" с перегружателем PLS, 8x8, 1989 г.