GMC | |
777888999000444555333
|
Джи-Эм-Си
(GMC)
Понтиак/Флинт/Джейнсвилл/Трой, США, 1913
Аббревиатура GMC (Джи-Эм-Си) имеет двойное значение: это сокращенное
наименование крупнейшего в мире американского автомобильного концерна «Дженерал
Моторс Корпорэйшн» (General Motors Corporation) и марка выпускаемых им
гражданских и военных автомобилей. Впервые она появилась в 1908 г., когда на
базе фирмы «Бьюик» (Buick) предприниматель Уильям Крапо Дюрант (William Crapo
Durant) создал компанию «Дженерал Моторс» (General Motors Company). Впоследствии
к ней присоединились фирмы «Олдсмобил» (Oldsmobile), «Кадиллак» (Cadillac), «Шевроле»
(Chevrolet) и ряд мелких изготовителей грузовых машин, которые затем в большей
или меньшей степени участвовали в создании автомобилей для вооруженных сил США и
других стран.
Джи-Эм-Си 16, 1918 г.
Джи-Эм-Си 4272, 4X4, 1936 г.
Джи-Эм-Си 4929 (Т16), 6X4, 1938 г.
Джи-Эм-Си Т5, 1935 г.
1 июля 1916 г. завершилось образование концерна «Дженерал Моторс», в котором
производством грузовиков марки «Джи-Эм-Си» на заводе в городе Понтиак, штат
Мичиган, с 1911 г. занималось отделение «Дженерал Моторс Трак Компани» (General
Motors Truck Company). По стечению обстоятельств первыми военными грузовиками «Джи-Эм-Си»
в 1913 г. стали 1-тонные электромобили с цепным приводом, работавшие на
армейских складах. В период Первой мировой войны в вооруженных силах США
применяли пикапы и санитарные машины модели «16» и несколько типов грузовиков «Джи-Эм-Си»
с полезной нагрузкой до 2 т, имевших классическую компоновку и оборудованных
бензиновыми двигателями мощностью 24-40 л.с.
В 30-е гг. «Джи-Эм-Си» стал крупнейшим поставщиком своей продукции в вооруженные
силы США, где использовались в основном стандартные коммерческие машины с
колесными формулами 4x2 и 6x4 грузоподъемностью от 500 кг до 10 т (модели от Т14
до Т95), служившие для доставки различных грузов и установки оборудования.
Создание специальных военных автомобилей относится к началу 30-х гг., когда на
175-сильном шасси Т95 (6x4) с 6-ступенчатой коробкой передач и задней тележкой «Тимкен»
(Timken) была изготовлена партия артиллерийских тягачей Т4. В 1933-34 гг.
компания построила первые артиллерийские полугусеничные тягачи Т1 и Т4 с
резинометаллическим движителем Каннингхэма (Cunningham), а с 1935 г. выпускала
модель Т5 для буксировки пушек калибра 75-155 мм, оснащенную 125-сильным мотором, 5-ступенчатой коробкой передач и развивавшую скорость 48 км/ч.
Работы в военной области второй половины 30-х гг. были связаны с переходом на
полноприводные автомобили собственной конструкции. Базовыми среди них являлись
разработанные на «Шевроле» 1,5-тонные капотные машины «4272» и «4930» (4x4) и
3-тонные «4929» (6x4, 6x6) с серийными моторами «Шевроле» или «Олдсмобил»
мощностью 72 и 90 л.с., причем последняя модель послужила базой артиллерийских
тягачей Т16 и ТК. Новое грузовое семейство, включавшее капотную гамму АС и
бескапотную AF, появилось буквально накануне Второй мировой войны, поэтому в
течение 1939 г. в армию США стали поступать их многочисленные военные исполнения,
единственным внешним отличием которых были защитные решетки перед радиатором. В
1939-41 гг. их основу составляли гражданские капотные автомобили с колесными
формулами 4x2 и 6x4 - от пикапов АС101 до 4-тонных грузовиков АС504, а также еще
более многочисленные бескапотные модели - от 1,5-тонных AF361 до 10-тонных
AFWX-853 (6x4). Их комплектовали собственными верхнеклапанными 6-цилиндровыми
моторами мощностью 80-153 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач,
пневматической или пневмогидравлической тормозной системой «Вестингауз»
(Westinghouse). В конце 1939 г. на их базе началось формирование широкой
полноприводной военной гаммы, во главе которой стоял легкий открытый штабной
автомобиль АСК-101 (4x4). Базовыми 1,5-тонными машинами стали капотные модели
АСКХ-353 и бескапотные AFKX-352 (4x4) с двигателями мощностью 88-93 л.с.,
изготовленные в количестве свыше 2 тыс. экземпляров и предназначенные для
монтажа различных кузовов. В 1940-42 гг. выпускали также унифицированные
4-тонные варианты АСКХ-853 и AFKX-804 (4x4) со 177-сильным двигателем,
применявшиеся в основном в ВВС США для организации аэродромных командных пунктов.
Джи-Эм-Си АСКХ-353, 4X4, 1940 г.
Джи-Эм-Си АСК-101, 1939 г.
Джи-Эм-Си ACKWX-353, 6X6, 1939 г.
Передвижная кухня на шасси «Джи-Эм-Си AFKWX-353», 1939 г.
Мастерская на шасси «Джи-Эм-Си AFKX-352», 4Х4, 1940 г.
Джи-Эм-Си AFKWX-353, 6X6, 1940 г.
Главным достижением «Джи-Эм-Си» во время Второй мировой войны стало создание
самого массового армейского 2,5-тонного капотного семейства CCKW. Его разработка
по заказу Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США началась в середине
1939 г. с использованием довоенного шасси «4929». Первыми в сентябре 1939 г.
появились капотный автомобиль ACKWX-353 и бескапотные AFKWX-352/353 (6х6) с
89-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, гражданской
цельнометаллической кабиной, округлыми крыльями и облицовкой радиатора,
выпущенные в количестве около 10 тыс. экземпляров. В октябре 1940 г. началось
производство первого армейского грузовика CCKWX-353 (6х6) с крыльями упрощенной
формы, плоским радиатором и двумя размерами колесной базы (3683 и 4166 мм). Он
оснащался рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем «Джи-Эм
270» (4417 см3, 91 л.с.) с достаточно высокой степенью сжатия 6,75, алюминиевыми
поршнями, карбюратором «Зенит» (Zenith) с падающим потоком и сухим однодисковым
сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной,
отключаемым приводом передних колес и картерами ведущих мостов «Тимкен» с
вертикальным разъемом, барабанными тормозами с гидроприводом, 6-вольтовым
электрооборудованием и шинами размером 7,50-20. До февраля 1941 г. таких машин
собрали 13,2 тыс. экземпляров.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6X6, 1941 г.
Джи-Эм-Си CCKW-352, 6X6, 1943 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6X6, 1943 г.
«Джи-Эм-Си CCKW-353» с пушкой «Бофорс», 1944 г.
«Джи-Эм-Си CCKW-353» с зенитной установкой, 1943 г.
Им соответствовал бескапотный 3-тонный вариант AFWX-354 (6x4) с 88-сильным
мотором. В 1939-40 гг. их изготовили 792 экземпляра и поставляли в основном в
Великобританию и Францию. В это количество вошли и 149 машин с двойной 5-местной
кабиной для частей береговой охраны и инженерных войск США. В феврале 1941 г. на
заводе автобусного отделения «Йеллоу Коуч» (Yellow Coach) началось серийное
изготовление самой известной 2,5-тонной капотной серии CCKW-352/353 (6x6), у
которой цифровые индексы указывали на разную величину колесной базы. Главным
техническим отличием от машин первого выпуска было использование как ведущих
мостов «Тимкен», так и собственных типа «банджо» с продольным разъемом картера.
В зависимости от них и установки передней лебедки с тяговым усилием 5 тс модели
носили дополнительную маркировку от А1/А2 до H2/L1. Они имели собственную массу
4990-5110 кг, полную - до 9,3 т, дорожный просвет - 250 мм, средний расход
топлива - 38 л на 100 км и развивали скорость 80 км/ч. Помимо основного
исполнения с бортовой платформой и тентом, на таких шасси монтировали
самосвальные кузова, топливозаправщики, мастерские, компрессорные станции,
фургоны 20 типов, пожарные машины, зенитные установки, в том числе 40-мм пушки «Бофорс»
(Bofors), специальное оборудование и краны. Машины известны также в
газогенераторном, северном и тропическом исполнениях, авиатранспортабельном
варианте и на железнодорожном ходу. С мая 1941 г. на них устанавливался
вакуумный усилитель привода тормозов «Хайдровак» (Hydrovac), с 1943 г. использовались открытая кабина с тентом и турелью для пулемета и деревянные
бортовые кузова, в 1944 г. кузова стали комбинированными (пол деревянный, борта
металлические). Максимум выпуска грузовиков (по 15 тыс. штук в месяц) пришелся
на июль-сентябрь 1942 г., а в общей сложности до конца войны было изготовлено
562750 автомобилей серии CCKW, в том числе 231352 машины без лебедок. Они
применялись прежде всего американскими сухопутными силами, а по ленд-лизу
поступали в основном в британскую армию.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6X6, 1945 г.
Тропический вариант «Джи-Эм-Си CCKW-353», 6X6, 1943 г.
Топливозаправщик на шасси «Джи-Эм-Си CCKW-353», 1944 г.
Ремонтная машина на шасси «Джи-Эм-Си CCKW-352», 1945 г.
Фургон-мастерская на шасси «Джи-Эм-Си CCKW-353», 1943 г.
В разгар войны на шасси CCKW были разработаны опытные образцы компактных
низкопрофильных грузовиков. Двухосные 3-тонные машины DAK и DOK (4x4) с колесной
базой 3048 и 3759 мм соответственно, оснащенные 160-сильным мотором и
5-ступенчатой коробкой «Кларк» (Clark), отличались расположением рабочего места
водителя, размещавшегося рядом с двигателем или в крайней левой части кузова,
что позволяло рядом с ним установить 2-местное сиденье и еще два запасных колеса,
поставленных вертикально. Авиатранспортабельный вариант DCKW (6x6) отличался от
серии CCKW промежуточным размером колесной базы (3835 мм), а на построенных
весной 1943 г. 3-тонных грузовиках DAKW и DOKW место водителя размещалось рядом
с силовым агрегатом или у левого борта кузова, что позволило удлинить грузовую
платформу почти на полметра. В 1942-45 гг. на «Джи-Эм-Си» было построено 21147
амфибий DUKW-353 (6x6) грузоподъемностью 2,5 т, разработанных на шасси CCKW-353
фирмой «Спаркмэн энд Стефенс» (Sparkman & Stephens). Они снабжались стальным
водоизмещающим корпусом длиной 9,5 м, вмещавшим 25 десантников, гребным винтом,
односкатными 18-дюймовыми колесами, водооткачивающими насосами и задней
барабанной лебедкой, а последние партии получили систему централизованной
подкачки шин. На шоссе машина развивала скорость 81 км/ч, на воде - 9,5 км/ч.
Произношение аббревиатуры DUKW послужило поводом возникновения ее неофициального
названия - Duck («Утка»). В общей сложности за время войны на заводах концерна
было собрано 600 тыс. колесных армейских машин.
После войны компания «Дженерал Моторс» продолжила активную деятельность в
военном секторе.
Джи-Эм-Си DUKW-353, 6X6, 1945 г.
Джи-Эм-Си DAK, 4X4, 1942 г.
Джи-Эм-Си DAKW, 6X6, 1943 г.
Джи-Эм-Си Т51Е1, 6X6, 1950 г.
Параллельно с насыщением вооруженных сил США различными автомобилями
гражданского образца она приступила к разработкам принципиально новых
тактических машин. В 1948-50 гг. были созданы опытные 5-тонные бескапотные
грузовики Т51 (6x6) с оппозитным 8-цилиндровым двигателем «Континентал OA-536-2»
(Continental) воздушного охлаждения мощностью 176 л.с., расположенным
вертикально в передней части кабины, полуавтоматической 3-ступенчатой коробкой
передач «Эллисон» (Allison), независимой торсионной подвеской, двумя парами
передних управляемых колес, самоблокирующимися межколесными дифференциалами и
системой подкачки шин. Вариант Т51Е1 получил 200-сильный мотор и переднюю лебедку.
В 1957-60 гг. в рамках программы военного ведомства США по созданию нового
семейства тактических авиатранспортабельных плавающих грузовиков «Джи-Эм-Си»
представила 3,5- и 5-тонные бескапотные версии ХМ434Е1 (6x6) и ХМ453Е1 (8x8),
укомплектованные многотопливным двухтактным двигателем «Джи-Эм-Си» V6 (5,25 л,
190 л.с.), двухдисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач с
2-ступенчатым планетарным редуктором и одноступенчатой раздаточной, открытой
алюминиевой кабиной с вертикальным воздухозаборным кожухом в передней панели и
цельнометаллическим бортовым кузовом. На шоссе грузовики развивали скорость 90
км/ч, на воде за счет вращения колес - 3,4 км/ч. Эти образцы оказалась самыми
тяжелыми среди конкурентов, разработанных фирмами РИО (REO) и «Форд» (Ford),
однако выпуск ни одной из этих оригинальных машин так и не был налажен.
Развитием военной модели CCKW стала собственная стандартизованная серия
2,5-тонных капотных тактических грузовиков 6х6 с характерным коротким пологим
капотом, выпускавшихся с 1952 г. и впервые использованных во время Корейской
войны. Базовыми были бортовые машины М135 со всеми односкатными колесами и М211
с задними двускатными. Их оборудовали верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым
двигателем «302М» (4,9 л, 130 л.с.), гидромеханической 4-ступенчатой коробкой
передач «Хайдрамэтик» (Hydramatic), одноступенчатой раздаточной с автоматическим
механизмом включения привода переднего моста, гидропневматической тормозной
системой, классической рессорной подвеской, 24-вольтовым электрооборудованием и
20-дюймовыми шинами. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. В серию М211
входили шасси с кабиной М207, ремонтно-эвакуационные машины М214 и М218,
самосвалы М215, топливозаправщики М217, фургоны М220, седельные тягачи М221 и
цистерны М222 для воды. Эти автомобили оставались в производстве лишь до 1957
г., пока на вооружение американской армии в больших количествах не начала
поступать 2,5-тонная серия М34/М35 фирмы РИО.
Джи-Эм-Си ХМ434Е1, 6X6, 1959 г.
Джи-Эм-Си ХМ453Е1, 8X8, 1960 г.
Джи-Эм-Си ХМ157 Дрейк, 8X8, 1956 г.
Джи-Эм-Си М135, 6X6, 1953 г.
Джи-Эм-Си М211, 6X6, 1955 г.
В 1953 г. на шасси М135 была построена опытная 27-местная плавающая машина ХМ147
«Супердак» (Superduck) с автоматической коробкой передач «Эллисон» и поворотным
гребным винтом, а через три года появился 8-тонный вариант ХМ157 «Дрейк» (Drake)
8x8 с алюминиевым корпусом. Его оборудовали двумя дизельными двигателями «Джи-Эм»,
автоматическими коробками передач «Эллисон», двумя раздаточными и двумя гребными
валами, пневматической подвеской и широкопрофильными шинами размером 14.75-20.
При габаритной длине около 13 м он весил 14,5 т, развивал скорость по шоссе 72
км/ч, на воде - 14 км/ч.
60-70-е гг. оказались временем застоя в развитии военной продукции концерна «Дженерал
Моторс», причем в 1969 г. все коммерческие автомобили «Джи-Эм-Си» были
унифицированы с продукцией компании «Шевроле». В 1967 г. на «Джи-Эм-Си»
построили опытный образец 2,5-тонного бескапотного грузовика AGL-6 (6x6) со
155-сильным дизелем V6 и шарнирно-сочлененной рамой. В 1965 г. был изготовлен
низкорамный седельный тягач A/S32A-20 (8x4) с 275-сильным бензиновым мотором
V12, полуавтоматической 5-ступенчатой коробкой «Кларк» и 3-ступенчатой
раздаточной, до 1982 г. служивший для транспортировки межконтинентальных
стратегических ракет «Минитмэн» (Minuteman).
Положение существенно изменилось в начале 80-х гг., когда по заказу военного
ведомства США компания включилась в создание нового поколения легких «многоцелевых
коммерческих грузовиков» CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicles) 4x4,
выпускавшихся в 1983-86 гг. под маркой «Шевроле» на базе серийных грузопассажирских вседорожников «Блейзер» (Blazer) и пикапов S10. В 1981-86 гг. на «Джи-Эм-Си»
переоснащали часть тяжелых армейских грузовиков МАН (MAN) 8x8 из поставленной в
США партии (469 машин). Грузовики марки «Джи-Эм-Си-МАН» (GMC-MAN) с 365-сильным
дизелем использовались в США и американскими подразделениями в Западной Европе
как седельные тягачи М1001 для буксировки баллистических ракет «Першинг»
(Pershing) и ремонтно-эвакуационные машины серии М1002. В 1989 г. для участия в
конкурсе на тяжелый перегружатель контейнеров PLS было представлено шасси «Джи-Эм-Си»
(8x8) - копия грузовика МАН SX90, оборудованного мотором «Детройт Дизель»
(Detroit Diesel) мощностью 500 л.с. и автоматической коробкой «Эллисон». Кроме
того, в 1983 г. канадский филиал «Дженерал Моторс» по лицензии швейцарской фирмы
МОВАГ (МОWAG) начал выпуск обширного семейства колесных бронемашин LAV.
Активизация деятельности концерна «Дженерал Моторс» в военной сфере стала
причиной создания собственной военно-промышленной корпорации «Джи-Эм Дифенс» (GM
Defense) со штаб-квартирой в Вашингтоне. Сегодня в нее входят филиалы в США,
Канаде и Австралии, а также фирма МОВАГ. Изготовлением военных автомобилей
занимается американское отделение «Джи-Эм Милитари Тракс» (GM Military Trucks) с
главной конторой в городе Трой, штат Мичиган. Его продукция представляет собой
доработанные в соответствии с требованиями НАТО серийные вседорожники, пикапы и
грузовые автомобили, собирающиеся на различных предприятиях концерна. В 90-е гг.
компания «Джи-Эм Дифенс» выпускала второе поколение CUCV-II (4x4), включавшее
пикапы и санитарные автомобили с бензиновым мотором V8 (5,7 л, 180 л.с.).
Шасси «Джи-Эм-Си-МАН» с перегружателем PLS, 8Х8, 1989 г.
Джи-Эм-Си K-25953HD СОМВАТТ, 4Х4, 2003 г.
С 1999 г. выпускается новое поколение CUCV-III, получившее новую аббревиатуру
LSSV (Light Service Support Vehicles) - «легкие вспомогательные автомобили». В
него входят машины для доставки грузов, солдат или раненых, установки
контейнеров и ремонтного оборудования. Они выполнены на усиленных шасси пикапов
«Джи-Эм-Си» моделей K-25903HD, K-25943HD и K-25953HD (4x4) с короткой,
удлиненной и двойной кабинами соответственно, оснащенные дизелем V8 (6,6 л, 300
л.с.) и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач. На базе пикапа K-25953HD
предлагается «тактический грузовик на коммерческом шасси» СОМВАТТ (Commercial
Based Tactical Truck) с лебедкой и 5-местной кабиной с кевларовой защитой и
турелью для пулемета. Многоцелевые военные машины выпускаются также на базе
серийных вседорожников «Шевроле Тахо» (Таhoe), «Силверадо» (Silverado) и
«Сабурбэн» (Suburban).
Джи-Эм-Си K-25903HD, 2001 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
Джи-Эм-Си
(GMC)
Понтиак/Флинт/Джейнсвилл/Трой
США
1913-
Аббревиатура GMC (Джи-Эм-Си) имеет двойное значение: это сокращенное
наименование крупнейшего в мире американского автомобильного концерна "Дженерал
Моторс Корпорэйшн" (General Motors Corporation) и марка выпускаемых им
гражданских и военных автомобилей. Впервые она появилась в 1908 г., когда на
базе фирмы "Бьюик" (Buick) предприниматель Уильям Крапо Дюрант (William Crapo
Durant) создал компанию "Дженерал Моторс" (General Motors Company). Впоследствии
к ней присоединились фирмы "Олдсмобил" (Oldsmobile), "Кадиллак" (Cadillac), "Шевроле"
(Chevrolet) и ряд мелких изготовителей грузовых машин, которые затем в большей
или меньшей степени участвовали в создании автомобилей для вооруженных сил США и
других стран. 1 июля 1916 г. завершилось образование концерна "Дженерал Моторс",
в котором производством грузовиков марки "Джи-Эм-Си" на заводе в городе Понтиак,
штат Мичиган, с 1911 г. занималось отделение "Дженерал Моторс Трак Компани"
(General Motors Truck Company). По стечению обстоятельств первыми военными
грузовиками "Джи-Эм-Си" в 1913 г. стали 1-тонные электромобили с цепным приводом,
работавшие на армейских складах. В период Первой мировой войны в вооруженных
силах США применяли пикапы и санитарные машины модели "16" и несколько типов
грузовиков "Джи-Эм-Си" с полезной нагрузкой до 2 т, имевших классическую
компоновку и оборудованных бензиновыми двигателями мощностью 24-40 л.с.
В 30-е гг. "Джи-Эм-Си" стал крупнейшим поставщиком своей продукции в вооруженные
силы США, где использовались в основном стандартные коммерческие машины с
колесными формулами 4x4 и 6x6 грузоподъемностью от 500 кг до 10 т (модели от Т14
до Т95), служившие для доставки различных грузов и установки оборудования.
Создание специальных военных автомобилей относится к началу 30-х гг., когда на
175-сильном шасси Т95 (6x6) с 6-ступенчатой коробкой передач и задней тележкой "Тимкен"
(Timken) была изготовлена партия артиллерийских тягачей Т4. В 1933-34 гг.
компания построила первые артиллерийские полугусеничные тягачи Т1 и Т4 с
резинометаллическим движителем Каннингхэма (Cunningham), а с 1935 г. выпускала
модель Т5 для буксировки пушек калибра 75-155 мм, оснащенную 125-сильным мотором,
5-ступенчатой коробкой передач и развивавшую скорость 48 км/ч.
Работы в военной области второй половины 30-х гг. были связаны с переходом на
полноприводные автомобили собственной конструкции. Базовыми среди них являлись
разработанные на "Шевроле" 1,5-тонные капотные машины "4272" и "4930" (4x4) и
3-тонные "4929" (6x6/6x6) с серийными моторами "Шевроле" или "Олдсмобил"
мощностью 72 и 90 л.с., причем последняя модель послужила базой артиллерийских
тягачей Т16 и ТК. Новое грузовое семейство, включавшее капотную гамму АС и
бескапотную AF, появилось буквально накануне Второй мировой войны, поэтому в
течение 1939 г. в армию США стали поступать их многочисленные военные исполнения,
единственным внешним отличием которых были защитные решетки перед радиатором. В
1939-41 гг. их основу составляли гражданские капотные автомобили с колесными
формулами 4x4 и 6x6 - от пикапов АС101 до 4-тонных грузовиков АС504, а также еще
более многочисленные бескапотные модели - от 1,5-тонных AF361 до 10-тонных
AFWX-853 (6x6). Их комплектовали собственными верхнеклапанными 6-цилиндровыми
моторами мощностью 80-153 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач,
пневматической или пневмогидравлической тормозной системой "Вестингауз"
(Westinghouse). В конце 1939 г. на их базе началось формирование широкой
полноприводной военной гаммы, во главе которой стоял легкий открытый штабной
автомобиль АСК-101 (4x4). Базовыми 1,5-тонными машинами стали капотные модели
АСКX-353 и бескапотные AFKX-352 (4x4) с двигателями мощностью 88-93 л.с.,
изготовленные в количестве свыше 2 тыс. экземпляров и предназначенные для
монтажа различных кузовов. В 1940-42 гг. выпускали также унифицированные
4-тонные варианты ACKX-853 и AFKX-804 (4x4) со 177-сильным двигателем,
применявшиеся в основном в ВВС США для организации аэродромных командных пунктов.
Главным достижением "Джи-Эм-Си" во время Второй мировой войны стало создание
самого массового армейского 2,5-тонного капотного семейства CCKW. Его разработка
по заказу Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США началась в середине
1939 г. с использованием довоенного шасси "4929". Первыми в сентябре 1939 г.
появились капотный автомобиль ACKWX-353 и бескапотные AFKWX-352/353 (6x6) с
89-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, гражданской
цельнометаллической кабиной, округлыми крыльями и облицовкой радиатора,
выпущенные в количестве около 10 тыс. экземпляров. В октябре 1940 г. началось
производство первого армейского грузовика CCKWX-353 (6x6) с крыльями упрощенной
формы, плоским радиатором и двумя размерами колесной базы (3683 и 4166 мм). Он
оснащался рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем "Джи-Эм
270" (4417 см3, 91 л.с.) с достаточно высокой степенью сжатия 6,75, алюминиевыми
поршнями, карбюратором "Зенит" (Zenith) с падающим потоком и сухим однодисковым
сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной,
отключаемым приводом передних колес и картерами ведущих мостов "Тимкен" с
вертикальным разъемом, барабанными тормозами с гидроприводом, 6-вольтовым
электрооборудованием и шинами размером 7.50-20. До февраля 1941 г. таких машин
собрали 13,2 тыс. экземпляров. Им соответствовал бескапотный 3-тонный вариант
AFWX-354 (6x6) с 88-сильным мотором. В 1939-40 гг. их изготовили 792 экземпляра
и поставляли в основном в Великобританию и Францию. В это количество вошли и 149
машин с двойной 5-местной кабиной для частей береговой охраны и инженерных войск
США. В феврале 1941 г. на заводе автобусного отделения "Йеллоу Коуч" (Yellow
Coach) началось серийное изготовление самой известной 2,5-тонной капотной серии
CCKW-352/353 (6x6), у которой цифровые индексы указывали на разную величину
колесной базы. Главным техническим отличием от машин первого выпуска было
использование как ведущих мостов "Тимкен", так и собственных типа "банджо" с
продольным разъемом картера. В зависимости от них и установки передней лебедки с
тяговым усилием 5 тс модели носили дополнительную маркировку от А1/А2 до Н2/L1.
Они имели собственную массу 4990-5110 кг, полную - до 9,3 т, дорожный просвет -
250 мм, средний расход топлива - 38 л на 100 км и развивали скорость 80 км/ч.
Помимо основного исполнения с бортовой платформой и тентом, на таких шасси
монтировали самосвальные кузова, топливозаправщики, мастерские, компрессорные
станции, фургоны 20 типов, пожарные машины, зенитные установки, в том числе
40-мм пушки "Бофорс" (Bofors), специальное оборудование и краны. Машины известны
также в газогенераторном, северном и тропическом исполнениях,
авиатранспортабельном варианте и на железнодорожном ходу. С мая 1941 г. на них
устанавливался вакуумный усилитель привода тормозов "Хайдровак" (Hydrovac), с
1943 г. использовались открытая кабина с тентом и турелью для пулемета и
деревянные бортовые кузова, в 1944 г. кузова стали комбинированными (пол
деревянный, борта металлические). Максимум выпуска грузовиков (по 15 тыс. штук в
месяц) пришелся на июль-сентябрь 1942 г., а в общей сложности до конца войны
было изготовлено 562750 автомобилей серии CCKW, в том числе 231352 машины без
лебедок. Они применялись прежде всего американскими сухопутными силами, а по
ленд-лизу поступали в основном в британскую армию.
В разгар войны на шасси CCKW были разработаны опытные образцы компактных
низкопрофильных грузовиков. Двухосные 3-тонные машины DAK и DOK (4x4) с колесной
базой 3048 и 3759 мм соответственно, оснащенные 160-сильным мотором и
5-ступенчатой коробкой "Кларк" (Clark), отличались расположением рабочего места
водителя, размещавшегося рядом с двигателем или в крайней левой части кузова,
что позволяло рядом с ним установить 2-местное сиденье и еще два запасных колеса,
поставленных вертикально. Авиатранспортабельный вариант DCKW (6x6) отличался от
серии CCKW промежуточным размером колесной базы (3835 мм), а на построенных
весной 1943 г. 3-тонных грузовиках DAKW и DOKW место водителя размещалось рядом
с силовым агрегатом или у левого борта кузова, что позволило удлинить грузовую
платформу почти на полметра. В 1942-45 гг. на "Джи-Эм-Си" было построено 21147
амфибий DUKW-353 (6x6) грузоподъемностью 2,5 т, разработанных на шасси CCKW-353
фирмой "Спаркмэн энд Стефенс" (Sparkman & Stephens). Они снабжались стальным
водоизмещающим корпусом длиной 9,5 м, вмещавшим 25 десантников, гребным винтом,
односкатными 18-дюймовыми колесами, водооткачивающими насосами и задней
барабанной лебедкой, а последние партии получили систему централизованной
подкачки шин. На шоссе машина развивала скорость 81 км/ч, на воде - 9,5 км/ч.
Произношение аббревиатуры DUKW послужило поводом возникновения ее неофициального
названия - Duck ("Утка"). В общей сложности за время войны на заводах концерна
было собрано 600 тыс. колесных армейских машин.
После войны компания "Дженерал Моторс" продолжила активную деятельность "Джи-Эм-Си"
в военном секторе. Параллельно с насыщением вооруженных сил США различными
автомобилями гражданского образца она приступила к разработкам принципиально
новых тактических машин. В 1948-50 гг. были созданы опытные 5-тонные бескапотные
грузовики Т51 (6x6) с оппозитным 8-цилиндровым двигателем "Континентал ОА-536-2"
(Continental) воздушного охлаждения мощностью 176 л.с., расположенным
вертикально в передней части кабины, полуавтоматической 3-ступенчатой коробкой
передач "Эллисон" (Allison), независимой торсионной подвеской, двумя парами
передних управляемых колес, самоблокирующимися межколесными дифференциалами и
системой подкачки шин. Вариант Т51Е1 получил 200-сильный мотор и переднюю
лебедку. В 1957-60 гг. в рамках программы военного ведомства США по созданию
нового семейства тактических авиатранспортабельных плавающих грузовиков "Джи-Эм-Си"
представила 3,5- и 5-тонные бескапотные версии ХМ434Е1 (6x6) и ХМ453Е1 (8x8),
укомплектованные многотопливным двухтактным двигателем "Джи-Эм-Си" V6 (5,25 л,
190 л.с.), двухдисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач с
2-ступенчатым планетарным редуктором и одноступенчатой раздаточной, открытой
алюминиевой кабиной с вертикальным воздухозаборным кожухом в передней панели и
цельнометаллическим бортовым кузовом. На шоссе грузовики развивали скорость 90
км/ч, на воде за счет вращения колес - 3,4 км/ч. Эти образцы оказалась самыми
тяжелыми среди конкурентов, разработанных фирмами РИО (REO) и "Форд" (Ford),
однако выпуск ни одной из этих оригинальных машин так и не был налажен.
Развитием военной модели CCKW стала собственная стандартизованная серия
2,5-тонных капотных тактических грузовиков 6x6 с характерным коротким пологим
капотом, выпускавшихся с 1952 г. и впервые использованных во время Корейской
войны. Базовыми были бортовые машины М135 со всеми односкатными колесами и М211
с задними двускатными. Их оборудовали верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым
двигателем "302М" (4,9 л, 130 л.с.), гидромеханической 4-ступенчатой коробкой
передач "Хайдрамэтик" (Hydramatic), одноступенчатой раздаточной с автоматическим
механизмом включения привода переднего моста, гидропневматической тормозной
системой, классической рессорной подвеской, 24-вольтовым электрооборудованием и
20-дюймовыми шинами. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. В серию М211
входили шасси с кабиной М207, ремонтно-эвакуационные машины М214 и М218,
самосвалы М215, топливозаправщики М217, фургоны М220, седельные тягачи М221 и
цистерны М222 для воды. Эти автомобили оставались в производстве лишь до 1957
г., пока на вооружение американской армии в больших количествах не начала
поступать 2,5-тонная серия М34/М35 фирмы РИО. В 1953 г. на шасси М135 была
построена опытная 27-местная плавающая машина ХМ147 "Супердак" (Superduck) с
автоматической коробкой передач "Эллисон" и поворотным гребным винтом, а через
три года появился 8-тонный вариант ХМ157 "Дрейк" (Drake) 8x8 с алюминиевым
корпусом. Его оборудовали двумя дизельными двигателями "Джи-Эм", автоматическими
коробками передач "Эллисон", двумя раздаточными и двумя гребными валами,
пневматической подвеской и широкопрофильными шинами размером 14.75-20. При
габаритной длине около 13 м он весил 14,5 т, развивал скорость по шоссе 72 км/ч,
на воде - 14 км/ч.
60-70-е гг. оказались временем застоя в развитии военной продукции концерна "Дженерал
Моторс", причем в 1969 г. все коммерческие автомобили "Джи-Эм-Си" были
унифицированы с продукцией компании "Шевроле". В 1967 г. на "Джи-Эм-Си"
построили опытный образец 2,5-тонного бескапотного грузовика AGL-6 (6x6) со
155-сильным дизелем V6 и шарнирно-сочлененной рамой. В 1965 г. был изготовлен
низкорамный седельный тягач A/S32A-20 (8x8) с 275-сильным бензиновым мотором
V12, полуавтоматической 5-ступенчатой коробкой "Кларк" и 3-ступенчатой
раздаточной, до 1982 г. служивший для транспортировки межконтинентальных
стратегических ракет "Минитмэн" (Minuteman).
Положение существенно изменилось в начале 80-х гг., когда по заказу военного
ведомства США компания включилась в создание нового поколения легких "многоцелевых
коммерческих грузовиков" CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicles) 4x4,
выпускавшихся в 1983-86 гг. под маркой "Шевроле" на базе серийных
грузопассажирских вседорожников "Блейзер" (Blazer) и пикапов S10. В 1981-86 гг.
на "Джи-Эм-Си" переоснащали часть тяжелых армейских грузовиков МАН (MAN) 8x8 из
поставленной в США партии (469 машин). Грузовики марки "Джи-Эм-Си-МАН" (GMC-MAN)
с 365-сильным дизелем использовались в США и американскими подразделениями в
Западной Европе как седельные тягачи М1001 для буксировки баллистических ракет "Першинг"
(Pershing) и ремонтно-эвакуационные машины серии М1002. В 1989 г. для участия в
конкурсе на тяжелый перегружатель контейнеров PLS было представлено шасси "Джи-Эм-Си"
(8x8) - копия грузовика МАН SX90, оборудованного мотором "Детройт Дизель"
(Detroit Diesel) мощностью 500 л.с. и автоматической коробкой "Эллисон". Кроме
того, в 1983 г. канадский филиал "Дженерал Моторс" по лицензии швейцарской фирмы
МОВАГ (MOWAG) начал выпуск обширного семейства колесных бронемашин LAV.
Активизация деятельности концерна "Дженерал Моторс" в военной сфере стала
причиной создания собственной военно-промышленной корпорации "Джи-Эм Дифенс" (GM Defense) со
штаб-квартирой в Вашингтоне. Сегодня в нее входят филиалы в США, Канаде и
Австралии, а также фирма МОВАГ.MOWAG. Изготовлением военных автомобилей занимается
американское отделение "Джи-Эм Милитари Тракс" (GM Military Trucks) с главной конторой в городе Трой, штат
Мичиган. Его продукция представляет собой доработанные в соответствии с
требованиями НАТО серийные вседорожники, пикапы и грузовые автомобили,
собирающиеся на различных предприятиях концерна. В 90-е гг. компания "Джи-Эм
Дифенс".GM Defense
выпускала второе поколение CUCV-II (4x4), включавшее пикапы и санитарные
автомобили с бензиновым мотором V8 (5,7 л, 180 л.с.). С 1999 г. выпускается
новое поколение CUCV-III, получившее новую аббревиатуру LSSV (Light Service
Support Vehicles) - "легкие вспомогательные автомобили". В него входят машины
для доставки грузов, солдат или раненых, установки контейнеров и ремонтного
оборудования. Они выполнены на усиленных шасси пикапов "Джи-Эм-Си".GMC моделей K-25903HD,
K-25943HD и K-25953HD (4x4) с короткой, удлиненной и двойной кабинами
соответственно, оснащенные дизелем V8 (6,6 л, 300 л.с.) и автоматической
5-ступенчатой коробкой передач. На базе пикапа K-25953HD предлагается "тактический
грузовик на коммерческом шасси" СОМВАТТ (Commercial Based Tactical Truck) с
лебедкой и 5-местной кабиной с кевларовой защитой и турелью для пулемета.
Многоцелевые военные машины выпускаются также на базе серийных вседорожников "Шевроле
Тахо" (Таhoe), "Силверадо" (Silverado) и "Сабурбэн" (Suburban).
Джи-Эм-Си 16, 1918 г.
Джи-Эм-Си Т5, 1935 г.
Джи-Эм-Си 4272, 4x4, 1936 г.
Джи-Эм-Си 4929 (Т16), 6x6, 1938 г.
Джи-Эм-Си АСК-101, 1939 г.
Джи-Эм-Си ACKWX-353, 6x6, 1939 г.
Передвижная кухня на шасси "Джи-Эм-Си AFKWX-353", 1939 г.
Джи-Эм-Си ACKX-353, 4x4, 1940 г.
Джи-Эм-Си AFKWX-353, 6x6, 1940 г.
Мастерская на шасси "Джи-Эм-Си AFKX-352", 4x4, 1940 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1941 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1941 г.
Джи-Эм-Си DAK, 4x4, 1942 г.
"Джи-Эм-Си CCKW-353" с зенитной установкой, 1943 г.
Джи-Эм-Си CCKW-352, 6x6, 1943 г.
Джи-Эм-Си DAKW, 6x6, 1943 г.
Тропический вариант "Джи-Эм-Си CCKW-353", 6x6, 1943 г.
Фургон-мастерская на шасси "Джи-Эм-Си CCKW-353", 1943 г.
"Джи-Эм-Си CCKW-353" с пушкой "Бофорс", 1944 г.
Топливозаправщик на шасси "Джи-Эм-Си CCKW-353", 1944 г.
Тягач инженерных войск "Джи-Эм-Си CCKW-353", 6x6, 1944 г.
Джи-Эм-Си CCKW-353, 6x6, 1945 г.
Джи-Эм-Си DUKW-353, 6x6, 1945 г.
Джи-Эм-Си Т51Е1, 6x6, 1950 г.
Джи-Эм-Си М135, 6x6, 1953 г.
Джи-Эм-Си М211, 6x6, 1955 г.
Джи-Эм-Си ХМ157 Дрейк, 8x8, 1956 г.
Джи-Эм-Си ХМ434Е1, 6x6, 1959 г.
Джи-Эм-Си ХМ453Е1, 8x8, 1960 г.
Шасси "Джи-Эм-Си-МАН" с перегружателем PLS, 8x8, 1989 г.
Джи-Эм-Си К-25903HD, 2001 г.
Джи-Эм-Си К-25953HD СОМВАТТ, 4x4, 2003 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с
Chevrolet Таhoe / Chevrolet Silverado / Chevrolet Suburban