GMC | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
Джи-Эм-Си
(GMC)
Ошава/Уокервилл/Реджина/Лондон
Канада
1939–
Всентябре 1939 г. совместно с компанией "Форд" (Ford) канадское отделение
американского концерна "Дженерал Моторс" (General Motors) приступило к
разработке семейства стандартизованных военных автомобилей с общим индексом СМР
— "Канадская военная модель" (Canadian Military Pattern). В рамках концерна
изготовлением большинства машин занимался канадский филиал "Шевроле" (Chevrolet),
а марку "Джи-Эм-Си" носили только их специализированные исполнения. Они
отличались усиленным шасси и использованием рядного 6-цилиндрового
верхнеклапанного бензинового двигателя "Джи-Эм 270" (4,4 л, 100 л.с.). В 1943–44
гг. на шасси "Шевроле С15А" (4x4) выпускался полубронированный артиллерийский
тягач "Джи-Эм-Си С15ТА" (заводской индекс — "8449") с 8-местным бронированным
корпусом с брезентовым верхом. В 1942– 44 гг. эту марку носил полноприводный
3-тонный грузовик С60Х (8660) 6x6, выполненный на базе "Шевроле C60L". Он служил
в основном для установки различных кузовов и использовался в армиях Канады и
Австралии. Их сделали 2710 экземпляров.
С 1942 г. на специальном заднемоторном шасси "8446" (4x4) канадский "Дженерал
Моторс" в небольших количествах собирал башенные разведывательные
бронеавтомобили "Фокс Mk-I/II" (Fox) и "Оттер Mk-I" (Otter) 4x4 с пулеметным
вооружением, идентичные по общей конструкции машинам британской компании "Хамбер"
(Humber). Они оснащались двигателем "Джи-Эм 270", 4-ступенчатой коробкой
передач, 16- или 20-дюймовыми шинами и сварными корпусами с толщиной брони 8–12
мм, которые изготовляла фирма "Хэмилтон Бридж" (Hamilton Bridge Co.). В общей
сложности их сделали около 3,3 тыс. экземпляров.
С 1951 г. под маркой "Джи-Эм-Си" в Канаде производилась сборка
стандартизованного армейского 2,5-тонного 130-сильного грузовика М135 (6x6),
серийным выпуском которого занималось головное американское отделение "Дженерал
Моторс". Грузовик имел индекс M135CDN и от своего прототипа отличался
гидропневматическим отключением привода переднего моста, увеличенной полной
массой и рядом деталей. В 80-е гг. его сменил грузовик M35CDN — канадский
вариант серии М35, выпускавшейся фирмой "АМ Дженерал" (AM General).
В начале 80-х гг. канадский "Дженерал Моторс" превратился в головного
североамериканского изготовителя многоцелевых колесных бронемашин, входившего в
состав американской компании "Джи-Эм Дифенс" (GM Defense), военно-промышленного
отделения корпорации "Дженерал Моторс". Все началось в 1977 г., когда на
вооружение канадской армии поступили швейцарские колесные машины "МОВАГ Пиранья"
(MOWAG Piranha) 6x6/8x8, а в 1979–82 гг. отделение "Дизель Дивижн" (Diesel
Division) канадского филиала "Дженерал Моторс" на своем заводе в городе Лондон,
провинция Онтарио, собрало бронемашины "Пиранья" в количестве 491 экземпляр,
соответствовавшие требованиям США и Канады. Бронетранспортеры имели название
"Гризли" (Grizzly), бронеавтомобили с 76-мм пушкой — "Кугар" (Cougar),
ремонтно-эвакуационные машины — "Хаски" (Husky). В 1980 г. командование корпуса
морской пехоты объявило конкурс на новое мобильное авиатранспортабельное
плавающее и хорошо защищенное боевое колесное средство с мощным вооружением для
сил быстрого развертывания. Для этого было создано управление по разработке
легкой бронемашины, известное под аббревиатурой LAV (Light Armored Vehicle).
Вскоре этот индекс превратился в обозначение всей гаммы выпускавшейся в Канаде
колесной бронетехники. Ее основой стала проверенная в Америке швейцарская
"Пиранья". Уже в октябре 1983 г. на вооружение канадской армии стали поступать
бронемашины нового семейства LAV, собиравшиеся в Лондоне на шасси "Пиранья"
(8x8) с американскими 275-сильным мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6,
автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), вооружением и
оборудованием. По сравнению с оригиналом они получили обновленный корпус чуть
увеличенных габаритов с усиленным бронированием и иное вооружение. В результате
в разных исполнениях боевая масса машин LAV возросла на 400–900 кг, максимальная
скорость составила 95 км/ч (на воде — 9,5 км/ч), а запас хода сократился до 670
км. Серия LAV состоит из многочисленных исполнений, которые постоянно
модернизируются и оснащаются разным вооружением.
Базовыми являются башенные разведывательные бронеавтомобили LAV-25 и LAV-105
"Койот" (Coyote) с пушками калибра 25 или 105 мм, бронетранспортеры LAV "Бизон"
(Bison) с 7,62-мм пулеметом и "Кодьяк" (Kodiak) с 25-мм пушкой, шасси с
минометами, противотанковыми и зенитными комплексами, транспортные,
ремонтно-эвакуационные, штабные и санитарные варианты. В США они носят индекс
М1047. Одновременно фирма МОВАГ поставляет в Северную Америку свои бронемашины
"Пиранья" всех четырех семейств, которые имеют там обозначения LAV-I, II, III,
IV и оснащаются американскими башнями "Делко" (Delco) с пушками калибра 25, 30 и
105 мм, а также 120-мм минометами. В конце 2000 г. канадское отделение "Дженерал
Моторс" получило от вооруженных сил США контракт на 2131 бронемашину нового
семейства М1126 или "Страйкер" (Stryker) с боевой массой 19 т, созданного на
основе серии LAV-III (8x8). В апреле 2002 г. их сборка началась в Лондоне и на
двух заводах в штатах Алабама и Огайо (США). С февраля 2003 г. это производство
контролируется американской военно-промышленной компанией "Дженерал Дайнэмикс"
(General Dynamics).
Джи-Эм-Си С15ТА (8449), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си С60Х (8660), 6x6, 1942 г.
Джи-Эм-Си Фокс Mk-I (CAC), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си Оттер Mk-I (CRAC), 4x4, 1943 г.
Джи-Эм-Си M135CDN, 6x6, 1952 г.
Джи-Эм-Си Гризли, 6x6, 1979 г.
Джи-Эм LAV Бизон, 8x8, 1988 г.
Джи-Эм LAV-25 Койот, 8x8, 1993 г.
Джи-Эм-Си К-25903HD, 2001 г.
Джи-Эм LAV-III (LAV-120), 8x8, 2002 г.
Джи-Эм-Си К-25953HD СОМВАТТ, 4x4, 2003 г.