GMC
555444777888999111222
 

Джи-Эм-Си

(GMC)

Ошава/Уокервилл/Реджина/Лондон, Канада, 1939-

В сентябре 1939 г. совместно с компанией «Форд» (Ford) канадское отделение американского концерна «Дженерал Моторс» (General Motors) приступило к разработке семейства стандартизованных военных автомобилей с общим индексом СМР - «Канадская военная модель» (Canadian Military Pattern). В рамках концерна изготовлением большинства машин занимался канадский филиал «Шевроле» (Chevrolet), а марку «Джи-Эм-Си» носили только их специализированные исполнения. Они отличались усиленным шасси и использованием рядного 6-цилиндрового верхнеклапанного бензинового двигателя «Джи-Эм 270» (4,4 л, 100 л.с.).

Джи-Эм-Си С15ТА (8449), 4X4, 1942 г.

В 1943-44 гг. на шасси «Шевроле С15А» (4x4) выпускался полубронированный артиллерийский тягач «Джи-Эм-Си С15ТА» (заводской индекс - «8449») с 8-местным бронированным корпусом с брезентовым верхом. В 1942-44 гг. эту марку носил полноприводный 3-тонный грузовик С60Х (8660) 6х6, выполненный на базе «Шевроле C60L». Он служил в основном для установки различных кузовов и использовался в армиях Канады и Австралии. Их сделали 2710 экземпляров.

С 1942 г. на специальном заднемоторном шасси «8446» (4x4) канадский «Дженерал Моторс» в небольших количествах собирал башенные разведывательные бронеавтомобили «Фокс Mk-l/ll» (Fox) и «Оттер Mk-l» (Otter) 4x4 с пулеметным вооружением, идентичные по общей конструкции машинам британской компании «Хамбер» (Humber). Они оснащались двигателем «Джи-Эм 270», 4-ступенчатой коробкой передач, 16- или 20-дюймовыми шинами и сварными корпусами с толщиной брони 8-12 мм, которые изготовляла фирма «Хэмилтон Бридж» (Hamilton Bridge Co.). В общей сложности их сделали около 3,3 тыс. экземпляров.

С 1951 г. под маркой «Джи-Эм-Си» в Канаде производилась сборка стандартизованного армейского 2,5-тонного 130-сильного грузовика М135 (6x6), серийным выпуском которого занималось головное американское отделение «Дженерал Моторс». Грузовик имел индекс M135CDN и от своего прототипа отличался гидропневматическим отключением привода переднего моста, увеличенной полной массой и рядом деталей. В 80-е гг. его сменил грузовик M35CDN - канадский вариант серии М35, выпускавшейся фирмой «АМ Дженерал» (AM General).

Джи-Эм-Си С60Х (8660), 6X6, 1942 г.

Джи-Эм-Си Фокс Mk-I (САС), 4X4, 1942 г.

Джи-Эм-Си M135CDN, 6X6, 1952 г.

Джи-Эм-Си Оттер Mk-I (CRAC), 4X4, 1943 г.

Джи-Эм-Си Гризли, 6X6, 1979 г.

В начале 80-х гг. канадский «Дженерал Моторс» превратился в головного северо-американского изготовителя многоцелевых колесных бронемашин, входившего в состав американской компании «Джи-Эм Дифенс» (GM Defense), военно-промышленного отделения корпорации «Дженерал Моторс». Все началось в 1977 г., когда на вооружение канадской армии поступили швейцарские колесные машины «МОВАГ Пиранья» (MOWAG Piranha) 6x6/8x8, а в 1979-82 гг. отделение «Дизель Дивижн» (Diesel Division) канадского филиала «Дженерал Моторс» на своем заводе в городе Лондон, провинция Онтарио, собрало бронемашины «Пиранья» в количестве 491 экземпляр, соответствовавшие требованиям США и Канады. Бронетранспортеры имели название «Гризли» (Grizzly), бронеавтомобили с 76-мм пушкой - «Кугар» (Cougar), ремонтно-эвакуационные машины - «Хаски» (Husky). В 1980 г. командование корпуса морской пехоты объявило конкурс на новое мобильное авиатранспортабельное плавающее и хорошо защищенное боевое колесное средство с мощным вооружением для сил быстрого развертывания. Для этого было создано управление по разработке легкой бронемашины, известное под аббревиатурой LAV (Light Armored Vehicle). Вскоре этот индекс превратился в обозначение всей гаммы выпускавшейся в Канаде колесной бронетехники. Ее основой стала проверенная в Америке швейцарская «Пиранья». Уже в октябре 1983 г. на вооружение канадской армии стали поступать бронемашины нового семейства LAV, собиравшиеся в Лондоне на шасси «Пиранья» (8x8) с американскими 275-сильным мотором «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V6, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison), вооружением и оборудованием. По сравнению с оригиналом они получили обновленный корпус чуть увеличенных габаритов с усиленным бронированием и иное вооружение. В результате в разных исполнениях боевая масса машин LAV возросла на 400-900 кг, максимальная скорость составила 95 км/ч (на воде - 9,5 км/ч), а запас хода сократился до 670 км. Серия LAV состоит из многочисленных исполнений, которые постоянно модернизируются и оснащаются разным вооружением. Базовыми являются башенные разведывательные бронеавтомобили LAV-25 и LAV-105 «Койот» (Coyote) с пушками калибра 25 или 105 мм, бронетранспортеры LAV «Бизон» (Bison) с 7,62-мм пулеметом и «Кодьяк» (Kodiak) с 25-мм пушкой, шасси с минометами, противотанковыми и зенитными комплексами, транспортные, ремонтно-эвакуационные, штабные и санитарные варианты.

Джи-Эм LAV-25 Койот, 8Х8, 1993 г.

Джи-Эм LAV Бизон, 8X8, 1988 г.

Джи-Эм LAV-III (LAV-120), 8Х8, 2002 г.

В США они носят индекс М1047. Одновременно фирма МОВАГ поставляет в Северную Америку свои бронемашины «Пиранья» всех четырех семейств, которые имеют там обозначения LAV-I, II, III, IV и оснащаются американскими башнями «Делко» (Delco) с пушками калибра 25, 30 и 105 мм, а также 120-мм минометами. В конце 2000 г. канадское отделение «Дженерал Моторс» получило от вооруженных сил США контракт на 2131 бронемашину нового семейства М1126 или «Страйкер» (Stryker) с боевой массой 19 т, созданного на основе серии LAV-III (8x8). В апреле 2002 г. их сборка началась в Лондоне и на двух заводах в штатах Алабама и Огайо (США). С февраля 2003 г. это производство контролируется американской военно-промышленной компанией «Дженерал Дайнэмикс» (General Dynamics).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

Джи-Эм-Си
(GMC)
Ошава/Уокервилл/Реджина/Лондон
Канада
1939-
В сентябре 1939 г. совместно с компанией "Форд" (Ford) канадское отделение американского концерна "Дженерал Моторс" (General Motors) приступило к разработке семейства стандартизованных военных автомобилей с общим индексом СМР - "Канадская военная модель" (Canadian Military Pattern). В рамках концерна изготовлением большинства машин занимался канадский филиал "Шевроле" (Chevrolet), а марку "Джи-Эм-Си" носили только их специализированные исполнения. Они отличались усиленным шасси и использованием рядного 6-цилиндрового верхнеклапанного бензинового двигателя "Джи-Эм 270" (4,4 л, 100 л.с.). В 1943-44 гг. на шасси "Шевроле С15А" (4x4) выпускался полубронированный артиллерийский тягач "Джи-Эм-Си С15ТА" (заводской индекс - "8449") с 8-местным бронированным корпусом с брезентовым верхом. В 1942-44 гг. эту марку носил полноприводный 3-тонный грузовик С60Х (8660) 6x6, выполненный на базе "Шевроле C60L". Он служил в основном для установки различных кузовов и использовался в армиях Канады и Австралии. Их сделали 2710 экземпляров.
С 1942 г. на специальном заднемоторном шасси "8446" (4x4) канадский "Дженерал Моторс" в небольших количествах собирал башенные разведывательные бронеавтомобили "Фокс Mk-I/II" (Fox) и "Оттер Mk-I" (Otter) 4x4 с пулеметным вооружением, идентичные по общей конструкции машинам британской компании "Хамбер" (Humber). Они оснащались двигателем "Джи-Эм 270", 4-ступенчатой коробкой передач, 16- или 20-дюймовыми шинами и сварными корпусами с толщиной брони 8-12 мм, которые изготовляла фирма "Хэмилтон Бридж" (Hamilton Bridge Co.). В общей сложности их сделали около 3,3 тыс. экземпляров.
С 1951 г. под маркой "Джи-Эм-Си" в Канаде производилась сборка стандартизованного армейского 2,5-тонного 130-сильного грузовика М135 (6x6), серийным выпуском которого занималось головное американское отделение "Дженерал Моторс". Грузовик имел индекс M135CDN и от своего прототипа отличался гидропневматическим отключением привода переднего моста, увеличенной полной массой и рядом деталей. В 80-е гг. его сменил грузовик M35CDN - канадский вариант серии М35, выпускавшейся фирмой "АМ Дженерал" (AM General).
В начале 80-х гг. канадский "Дженерал Моторс" превратился в головного северо-американского изготовителя многоцелевых колесных бронемашин, входившего в состав американской компании "Джи-Эм Дифенс" (GM Defense), военно-промышленного отделения корпорации "Дженерал Моторс". Все началось в 1977 г., когда на вооружение канадской армии поступили швейцарские колесные машины "МОВАГ Пиранья" (MOWAG Piranha) 6x6/8x8, а в 1979-82 гг. отделение "Дизель Дивижн" (Diesel Division) канадского филиала "Дженерал Моторс" на своем заводе в городе Лондон, провинция Онтарио, собрало бронемашины "Пиранья" в количестве 491 экземпляр, соответствовавшие требованиям США и Канады. Бронетранспортеры имели название "Гризли" (Grizzly), бронеавтомобили с 76-мм пушкой - "Кугар" (Cougar), ремонтно-эвакуационные машины - "Хаски" (Husky). В 1980 г. командование корпуса морской пехоты объявило конкурс на новое мобильное авиатранспортабельное плавающее и хорошо защищенное боевое колесное средство с мощным вооружением для сил быстрого развертывания. Для этого было создано управление по разработке легкой бронемашины, известное под аббревиатурой LAV (Light Armored Vehicle). Вскоре этот индекс превратился в обозначение всей гаммы выпускавшейся в Канаде колесной бронетехники. Ее основой стала проверенная в Америке швейцарская "Пиранья". Уже в октябре 1983 г. на вооружение канадской армии стали поступать бронемашины нового семейства LAV, собиравшиеся в Лондоне на шасси "Пиранья" (8x8) с американскими 275-сильным мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), вооружением и оборудованием. По сравнению с оригиналом они получили обновленный корпус чуть увеличенных габаритов с усиленным бронированием и иное вооружение. В результате в разных исполнениях боевая масса машин LAV возросла на 400-900 кг, максимальная скорость составила 95 км/ч (на воде - 9,5 км/ч), а запас хода сократился до 670 км. Серия LAV состоит из многочисленных исполнений, которые постоянно модернизируются и оснащаются разным вооружением. Базовыми являются башенные разведывательные бронеавтомобили LAV-25 и LAV-105 "Койот" (Coyote) с пушками калибра 25 или 105 мм, бронетранспортеры LAV "Бизон" (Bison) с 7,62-мм пулеметом и "Кодьяк" (Kodiak) с 25-мм пушкой, шасси с минометами, противотанковыми и зенитными комплексами, транспортные, ремонтно-эвакуационные, штабные и санитарные варианты. В США они носят индекс М1047. Одновременно фирма МОВАГ поставляет в Северную Америку свои бронемашины "Пиранья" всех четырех семейств, которые имеют там обозначения LAV-I, II, III, IV и оснащаются американскими башнями "Делко" (Delco) с пушками калибра 25, 30 и 105 мм, а также 120-мм минометами. В конце 2000 г. канадское отделение "Дженерал Моторс" получило от вооруженных сил США контракт на 2131 бронемашину нового семейства М1126 или "Страйкер" (Stryker) с боевой массой 19 т, созданного на основе серии LAV-III (8x8). В апреле 2002 г. их сборка началась в Лондоне и на двух заводах в штатах Алабама и Огайо (США). С февраля 2003 г. это производство контролируется американской военно-промышленной компанией "Дженерал Дайнэмикс" (General Dynamics).
Джи-Эм-Си С15ТА (8449), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си С60Х (8660), 6x6, 1942 г.
Джи-Эм-Си Фокс Mk-I (CAC), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си Оттер Mk-I (CRAC), 4x4, 1943 г.
Джи-Эм-Си M135CDN, 6x6, 1952 г.
Джи-Эм-Си Гризли, 6x6, 1979 г.
Джи-Эм LAV Бизон, 8x8, 1988 г.
Джи-Эм LAV-25 Койот, 8x8, 1993 г.
Джи-Эм LAV-III (LAV-120), 8x8, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с