GMC
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Джи-Эм-Си
(GMC)
Ошава/Уокервилл/Реджина/Лондон
Канада
1939–
Всентябре 1939 г. совместно с компанией "Форд" (Ford) канадское отделение американского концерна "Дженерал Моторс" (General Motors) приступило к разработке семейства стандартизованных военных автомобилей с общим индексом СМР — "Канадская военная модель" (Canadian Military Pattern). В рамках концерна изготовлением большинства машин занимался канадский филиал "Шевроле" (Chevrolet), а марку "Джи-Эм-Си" носили только их специализированные исполнения. Они отличались усиленным шасси и использованием рядного 6-цилиндрового верхнеклапанного бензинового двигателя "Джи-Эм 270" (4,4 л, 100 л.с.). В 1943–44 гг. на шасси "Шевроле С15А" (4x4) выпускался полубронированный артиллерийский тягач "Джи-Эм-Си С15ТА" (заводской индекс — "8449") с 8-местным бронированным корпусом с брезентовым верхом. В 1942– 44 гг. эту марку носил полноприводный 3-тонный грузовик С60Х (8660) 6x6, выполненный на базе "Шевроле C60L". Он служил в основном для установки различных кузовов и использовался в армиях Канады и Австралии. Их сделали 2710 экземпляров.
С 1942 г. на специальном заднемоторном шасси "8446" (4x4) канадский "Дженерал Моторс" в небольших количествах собирал башенные разведывательные бронеавтомобили "Фокс Mk-I/II" (Fox) и "Оттер Mk-I" (Otter) 4x4 с пулеметным вооружением, идентичные по общей конструкции машинам британской компании "Хамбер" (Humber). Они оснащались двигателем "Джи-Эм 270", 4-ступенчатой коробкой передач, 16- или 20-дюймовыми шинами и сварными корпусами с толщиной брони 8–12 мм, которые изготовляла фирма "Хэмилтон Бридж" (Hamilton Bridge Co.). В общей сложности их сделали около 3,3 тыс. экземпляров.
С 1951 г. под маркой "Джи-Эм-Си" в Канаде производилась сборка стандартизованного армейского 2,5-тонного 130-сильного грузовика М135 (6x6), серийным выпуском которого занималось головное американское отделение "Дженерал Моторс". Грузовик имел индекс M135CDN и от своего прототипа отличался гидропневматическим отключением привода переднего моста, увеличенной полной массой и рядом деталей. В 80-е гг. его сменил грузовик M35CDN — канадский вариант серии М35, выпускавшейся фирмой "АМ Дженерал" (AM General).
В начале 80-х гг. канадский "Дженерал Моторс" превратился в головного североамериканского изготовителя многоцелевых колесных бронемашин, входившего в состав американской компании "Джи-Эм Дифенс" (GM Defense), военно-промышленного отделения корпорации "Дженерал Моторс". Все началось в 1977 г., когда на вооружение канадской армии поступили швейцарские колесные машины "МОВАГ Пиранья" (MOWAG Piranha) 6x6/8x8, а в 1979–82 гг. отделение "Дизель Дивижн" (Diesel Division) канадского филиала "Дженерал Моторс" на своем заводе в городе Лондон, провинция Онтарио, собрало бронемашины "Пиранья" в количестве 491 экземпляр, соответствовавшие требованиям США и Канады. Бронетранспортеры имели название "Гризли" (Grizzly), бронеавтомобили с 76-мм пушкой — "Кугар" (Cougar), ремонтно-эвакуационные машины — "Хаски" (Husky). В 1980 г. командование корпуса морской пехоты объявило конкурс на новое мобильное авиатранспортабельное плавающее и хорошо защищенное боевое колесное средство с мощным вооружением для сил быстрого развертывания. Для этого было создано управление по разработке легкой бронемашины, известное под аббревиатурой LAV (Light Armored Vehicle). Вскоре этот индекс превратился в обозначение всей гаммы выпускавшейся в Канаде колесной бронетехники. Ее основой стала проверенная в Америке швейцарская "Пиранья". Уже в октябре 1983 г. на вооружение канадской армии стали поступать бронемашины нового семейства LAV, собиравшиеся в Лондоне на шасси "Пиранья" (8x8) с американскими 275-сильным мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), вооружением и оборудованием. По сравнению с оригиналом они получили обновленный корпус чуть увеличенных габаритов с усиленным бронированием и иное вооружение. В результате в разных исполнениях боевая масса машин LAV возросла на 400–900 кг, максимальная скорость составила 95 км/ч (на воде — 9,5 км/ч), а запас хода сократился до 670 км. Серия LAV состоит из многочисленных исполнений, которые постоянно модернизируются и оснащаются разным вооружением.
Базовыми являются башенные разведывательные бронеавтомобили LAV-25 и LAV-105 "Койот" (Coyote) с пушками калибра 25 или 105 мм, бронетранспортеры LAV "Бизон" (Bison) с 7,62-мм пулеметом и "Кодьяк" (Kodiak) с 25-мм пушкой, шасси с минометами, противотанковыми и зенитными комплексами, транспортные, ремонтно-эвакуационные, штабные и санитарные варианты. В США они носят индекс М1047. Одновременно фирма МОВАГ поставляет в Северную Америку свои бронемашины "Пиранья" всех четырех семейств, которые имеют там обозначения LAV-I, II, III, IV и оснащаются американскими башнями "Делко" (Delco) с пушками калибра 25, 30 и 105 мм, а также 120-мм минометами. В конце 2000 г. канадское отделение "Дженерал Моторс" получило от вооруженных сил США контракт на 2131 бронемашину нового семейства М1126 или "Страйкер" (Stryker) с боевой массой 19 т, созданного на основе серии LAV-III (8x8). В апреле 2002 г. их сборка началась в Лондоне и на двух заводах в штатах Алабама и Огайо (США). С февраля 2003 г. это производство контролируется американской военно-промышленной компанией "Дженерал Дайнэмикс" (General Dynamics).
Джи-Эм-Си С15ТА (8449), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си С60Х (8660), 6x6, 1942 г.
Джи-Эм-Си Фокс Mk-I (CAC), 4x4, 1942 г.
Джи-Эм-Си Оттер Mk-I (CRAC), 4x4, 1943 г.
Джи-Эм-Си M135CDN, 6x6, 1952 г.
Джи-Эм-Си Гризли, 6x6, 1979 г.
Джи-Эм LAV Бизон, 8x8, 1988 г.
Джи-Эм LAV-25 Койот, 8x8, 1993 г.
Джи-Эм-Си К-25903HD, 2001 г.
Джи-Эм LAV-III (LAV-120), 8x8, 2002 г.
Джи-Эм-Си К-25953HD СОМВАТТ, 4x4, 2003 г.