HENSCHEL
999999999999999999999
 

ХЕНШЕЛЬ

(HENSCHEL)

Кассель, Германия, 1933-1968

Свою историю одна из крупнейших германских военно-промышленных корпораций «Хеншель» ведет от Гессенской литейной мастерской, основанной в 1705 г. в Касселе. Через 80 лет ее выкупил Георг Кристиан Карл Хеншель (Georg Christian Carl Henschel), а в 1810 г. небольшая мастерская превратилась в «Машиностроительный завод Хеншеля» (Maschinenfabrik Henschel), который выпускал паровозы, железнодорожное оборудование и металлоконструкции. Вскоре после Первой мировой войны новый владелец фирмы Оскар Роберт Хеншель (Oscar Robert Henschel) основал крупный многопрофильный машиностроительный концерн «Хеншель и сын» (Henschel und Sohn).

Появление в 1925 г. первых грузовиков «Хеншель» пришлось на времена застоя в военной промышленности Германии. Крупные государственные заказы фирма получила лишь с установлением в стране фашистского режима и переводом всей экономики на военные рельсы. В 1933 г. «Хеншель» начал выпуск стандартизованного 3-тонного армейского грузовика «33D1» (6x4), оснащенного 100-сильным бензиновым двигателем. В 1937 г. программу пополнил вариант «33G1» с 9,1-литровым дизелем системы «Ланова» (Lanova) той же мощности. В остальном обе модели были идентичны: снабжались 5-ступенчатой коробкой передач, главными червячными передачами, неразрезными мостами на поперечных рессорах, пневматическим приводом тормозов, деревянными бортовыми кузовами с тентом и боковой 6-тонной лебедкой-шпилем под кабиной.

Хеншель 33D1, 6X4, 1933 г.

Хеншель 6J1, 1939 г.

Хеншель HS115A, 4X4, 1956 г.

Хеншель HS3-160A, 6X6, 1963 г.

Они служили артиллерийскими тягачами и базой для различных фургонов и спецмашин, могли буксировать 3,5-тонные прицепы и достигали скорости 52 км/ч. Эти машины стали самыми распространенными грузовиками Вермахта в своем классе: до 1942 г. их изготовили 22 тыс. штук. В 1938-41 гг. модель «33G1» по лицензии собирала фирма «Магирус» (Маgirus). «Хеншель» в 1937-40 гг. выпустил 1,5 тыс. стандартизованных 2,5-тонных грузовиков «Айнхайтс-Дизель» (Einheits-Diesel) 6х6. В Вермахте служили также доработанные коммерческие дизельные грузовики - 4,5-тонные «Меркур» (Merkur), 6,5-тонные 125-сильные «6J1» и шасси KS15 для пожарных машин. С середины 30-х гг. и до конца войны на заводах «Хеншеля» собирали почти все типы германских танков, самолеты и авиамоторы.

Активная военная деятельность группы «Хеншель» привела к практически полному разрушению ее предприятий авиацией союзников. Оскар Хеншель был интернирован, а 8 мая 1945 г. ставшее одиозным название фирмы заменили на более пространное - «Гессенское промышленное и торговое общество» (Hessische Industrie- und Handels GmbH), сохранявшееся до 1948 г. К первым послевоенным годам относятся работы по созданию нового типового ряда экономичных дизелей, которыми стали заменять бензиновые моторы американских армейских грузовиков. Первые военные поставки машин «Хеншель» относятся к началу 50-х гг., когда Германия получила разрешение оккупационных властей на оснащение своих сил охраны границ и полиции. Первыми туда поступили коммерческие 4,5-тонные грузовики HS100 (4x2) и HS100A (4x4), а в погранслужбе применялся 6,5-тонный HS140 со 140-сильным дизелем. С образованием Бундесвера и блока НАТО они поступали и в эти формирования, причем тяжелые машины на короткое время стали основой инженерных войск ФРГ. Единственным специальным армейским грузовиком 50-х гг. считается 5-тонная бескапотная модель HS115A (4x4) с вынесенной вперед округлой цельнометаллической кабиной с люком в крыше, всеми односкатными колесами и деревометаллическим кузовом с тентом, применявшаяся в основном для буксировки легких пушек. Грузовик получил многотопливный 6-цилиндровый двигатель (6,2 л, 125 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, неразрезные мосты с блокируемыми дифференциалами и пневмопривод тормозов. В 1956-58 гг. их построили 400 экземпляров.

Хеншель SW-I, 4X4, 1961 г.

Хеншель HS-22HA-CH, 6X6, 1968 г.

Резкое сокращение спроса на паровозы, являвшиеся в то время главной продукцией «Хеншеля», чуть не привело к его банкротству в 1957 г. В результате фирма «Хеншель и сын» была преобразована в акционерное общество «Хеншель-Верке» (Henschel-Werke), а для поддержки ему выдали государственные заказы на дизельные локомотивы и бронетехнику. С 1959 г. для перевозки созданных отделением «Хеншель Вертехник» (Henschel Wehrtechnik) гусеничных бронетранспортеров HS-30 использовался 18-тонный грузовик HS3-160A (6х6) со 192-сильным дизелем и перегрузочной платформой. В 1960-63 гг. по лицензии фирмы МОВАГ (MOWAG) собирался бронетранспортер SW-I (4x4) для пограничных войск, не отличавшийся от швейцарского варианта MR8-01. Он оснащался 161-сильным бензиновым мотором, всеми управляемыми колесами, несущим 7-местным корпусом, наблюдательной башней и пулеметом. В составе межфирменного СКБ «Хеншель» принимал участие в разработке для Бундесвера новых поколений многоцелевых бронемашин и тактических грузовиков, а в начале 60-х гг. представил собственную гамму капотных машин с угловатыми формами передней облицовки и плоской передней панелью с мелкой сеткой. Для Бундесвера предназначался 8-тонный грузовик HS-22HA (6x6) со 192-сильным дизелем и задними двускатными колесами, развивавший скорость 75 км/ч. Вариант HS-22HA-CH с уменьшенной шириной поставлялся в швейцарскую армию до начала 70-х гг.

В 1964 г. автомобильную фирму «Хеншель» выкупил концерн «Райншталь-Унион» (Rheinstahl-Union) и переименовал в «Райншталь-Хеншель». В декабре 1968 г. ее объединили с отделением «Райншталь -Ганомаг» (Rheinstahl-Hanomag), образовав группу «Ганомаг-Хеншель», которую в 1973 г. приобрел «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). До 2000 г. марка «Хеншель» сохранялась на бронетехнике, которую с 1976 г. выпускала фирма «Тиссен-Хеншель» (Thyssen-Henschel).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ХЕНШЕЛЬ
(HENSCHEL)
Кассель
Германия
1933-1968
Свою историю одна из крупнейших германских военно-промышленных корпораций "Хеншель" ведет от Гессенской литейной мастерской, основанной в 1705 г. в Касселе. Через 80 лет ее выкупил Георг Кристиан Карл Хеншель (Georg Christian Carl Henschel), а в 1810 г. небольшая мастерская превратилась в "Машиностроительный завод Хеншеля" (Maschinenfabrik Henschel), который выпускал паровозы, железнодорожное оборудование и металлоконструкции. Вскоре после Первой мировой войны новый владелец фирмы Оскар Роберт Хеншель (Oscar Robert Henschel) основал крупный многопрофильный машиностроительный концерн "Хеншель и сын" (Henschel und Sohn).
Появление в 1925 г. первых грузовиков "Хеншель" пришлось на времена застоя в военной промышленности Германии. Крупные государственные заказы фирма получила лишь с установлением в стране фашистского режима и переводом всей экономики на военные рельсы. В 1933 г. "Хеншель" начал выпуск стандартизованного 3-тонного армейского грузовика "33D1" (6x6), оснащенного 100-сильным бензиновым двигателем. В 1937 г. программу пополнил вариант "33G1" с 9,1-литровым дизелем системы "Ланова" (Lanova) той же мощности. В остальном обе модели были идентичны: снабжались 5-ступенчатой коробкой передач, главными червячными передачами, неразрезными мостами на поперечных рессорах, пневматическим приводом тормозов, деревянными бортовыми кузовами с тентом и боковой 6-тонной лебедкой-шпилем под кабиной. Они служили артиллерийскими тягачами и базой для различных фургонов и спецмашин, могли буксировать 3,5-тонные прицепы и достигали скорости 52 км/ч. Эти машины стали самыми распространенными грузовиками Вермахта в своем классе: до 1942 г. их изготовили 22 тыс. штук. В 1938-41 гг. модель "33G1" по лицензии собирала фирма "Магирус" (Magirus). "Хеншель" в 1937-40 гг. выпустил 1,5 тыс. стандартизованных 2,5-тонных грузовиков "Айнхайтс-Дизель" (Einheits-Diesel) 6x6. В Вермахте служили также доработанные коммерческие дизельные грузовики - 4,5-тонные "Меркур" (Merkur), 6,5-тонные 125-сильные "6J1" и шасси KS15 для пожарных машин. С середины 30-х гг. и до конца войны на заводах "Хеншеля" собирали почти все типы германских танков, самолеты и авиамоторы.
Активная военная деятельность группы "Хеншель" привела к практически полному разрушению ее предприятий авиацией союзников. Оскар Хеншель был интернирован, а 8 мая 1945 г. ставшее одиозным название фирмы заменили на более пространное - "Гессенское промышленное и торговое общество" (Hessische Industrie- und Handels GmbH), сохранявшееся до 1948 г. К первым послевоенным годам относятся работы по созданию нового типового ряда экономичных дизелей, которыми стали заменять бензиновые моторы американских армейских грузовиков. Первые военные поставки машин "Хеншель" относятся к началу 50-х гг., когда Германия получила разрешение оккупационных властей на оснащение своих сил охраны границ и полиции. Первыми туда поступили коммерческие 4,5-тонные грузовики HS100 (4x4) и HS100A (4x4), а в погранслужбе применялся 6,5-тонный HS140 со 140-сильным дизелем. С образованием Бундесвера и блока НАТО они поступали и в эти формирования, причем тяжелые машины на короткое время стали основой инженерных войск ФРГ. Единственным специальным армейским грузовиком 50-х гг. считается 5-тонная бескапотная модель HS115A (4x4) с вынесенной вперед округлой цельнометаллической кабиной с люком в крыше, всеми односкатными колесами и деревометаллическим кузовом с тентом, применявшаяся в основном для буксировки легких пушек. Грузовик получил многотопливный 6-цилиндровый двигатель (6,2 л, 125 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, неразрезные мосты с блокируемыми дифференциалами и пневмопривод тормозов. В 1956-58 гг. их построили 400 экземпляров.
Резкое сокращение спроса на паровозы, являвшиеся в то время главной продукцией "Хеншеля", чуть не привело к его банкротству в 1957 г. В результате фирма "Хеншель и сын" была преобразована в акционерное общество "Хеншель-Верке" (Henschel-Werke), а для поддержки ему выдали государственные заказы на дизельные локомотивы и бронетехнику. С 1959 г. для перевозки созданных отделением "Хеншель Вертехник" (Henschel Wehrtechnik) гусеничных бронетранспортеров HS-30 использовался 18-тонный грузовик HS3-160A (6x6) со 192-сильным дизелем и перегрузочной платформой. В 1960-63 гг. по лицензии фирмы МОВАГ (MOWAG) собирался бронетранспортер SW-I (4x4) для пограничных войск, не отличавшийся от швейцарского варианта MR8-01. Он оснащался 161-сильным бензиновым мотором, всеми управляемыми колесами, несущим 7-местным корпусом, наблюдательной башней и пулеметом. В составе межфирменного СКБ "Хеншель" принимал участие в разработке для Бундесвера новых поколений многоцелевых бронемашин и тактических грузовиков, а в начале 60-х гг. представил собственную гамму капотных машин с угловатыми формами передней облицовки и плоской передней панелью с мелкой сеткой. Для Бундесвера предназначался 8-тонный грузовик HS-22HA (6x6) со 192-сильным дизелем и задними двускатными колесами, развивавший скорость 75 км/ч. Вариант HS-22HA-CH с уменьшенной шириной поставлялся в швейцарскую армию до начала 70-х гг.
В 1964 г. автомобильную фирму "Хеншель" выкупил концерн "Райншталь-Унион" (Rheinstahl-Union) и переименовал в "Райншталь-Хеншель". В декабре 1968 г. ее объединили с отделением "Райншталь-Ганомаг" (Rheinstahl-Hanomag), образовав группу "Ганомаг-Хеншель", которую в 1973 г. приобрел "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz). До 2000 г. марка "Хеншель" сохранялась на бронетехнике, которую с 1976 г. выпускала фирма "Тиссен-Хеншель" (Thyssen-Henschel).
Хеншель 33D1, 6x6, 1933 г.
Хеншель 6J1, 1939 г.
Хеншель HS115A, 4x4, 1956 г.
Хеншель SW-I, 4x4, 1961 г.
Хеншель HS3-160A, 6x6, 1963 г.
Хеншель HS-22НА-СН, 6x6, 1968 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с