HUMBER | |
999999999999999999999
|
ХАМБЕР
(HUMBER)
Ковентри, Великобритания, 1933-1969
Первые штабные варианты легковых автомобилей «Хамбер» появились в британской
армии в начале 30-х гг., а в годы войны эта компания стала одним из главных
поставщиков обширной гаммы военной автотехники. Основой большинства машин
являлись надежные и прочные серийные легковые шасси «Снайп» (Snipe) с
6-цилиндровым бензиновым двигателем (4086 см3, 85 л.с.), механической
4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и рессорной подвеской
(передняя - независимая на поперечной рессоре). Для штабных целей и перевозки
важных персон с декабря 1939 г. выпускались 5-местные седан и кабриолет «Снайп
Mk-II», отличавшиеся от гражданских машин откидным лобовым стеклом, багажником
на крыше, шинами размером 13 дюймов вместо обычных 16-дюймовых и маскировочными
световыми приборами. Их развитием стали 5-дверный грузопассажирский вариант «Хэви
Ютилити» (Heavy Utility) с радиостанцией и универсальный пикап «8cwt»
грузоподъемностью 400 кг с открытой кабиной, легким навесом и трубчатым
ограждением радиатора. Все они оставались в производстве до конца 1944 г.
Седан «Хамбер Снайп Mk-II», 1940 г.
Кабриолет «Хамбер Снайп Mk-II», 1940 г.
Хамбер Снайп Mk-II 8cwt, 1942 г.
Хамбер Хэви Ютилити FWD, 4X4, 1941 г.
Хамбер Гексонот, 6X6, 1940 г.
Хамбер Скаут Кар Mk-I, 4X4, 1942 г.
Хамбер LRC Mk-III, 4X2, 1941 г.
Самым известным армейским автомобилем «Хамбер» стала 6-местная грузопассажирская
машина «Хэви Ютилити FWD» (4x4), выпущенная в 1940-45 гг. в количестве 6,5 тыс.
штук. Она снабжалась 2-ступенчатой раздаточной коробкой, передним отключаемым
неразрезным мостом, 16-дюймовыми шинами и защитой радиатора. Основным вариантом
был пикап «8cwt FWD» (4x4) с открытой кабиной. На таком шасси выпускались
санитарные машины, радиостанции и мастерские. «Хэви Ютилити FWD» считается
идейным прообразом известного вездехода «Ленд Ровер» (Land Rover). Наиболее
оригинальной военной разработкой фирмы стала легкая 1-тонная
авиатранспортабельная плавающая машина «Гексонот» (Hexonaut) 6x6, построенная в
1940 г. в трех экземплярах. Ее оборудовали бортовой системой поворота и двумя
50-сильными двигателями «Хиллман» (Hillman), каждый из которых приводил колеса
одной из сторон автомобиля. При габаритной длине 3400 мм он имел ширину всего
1300 мм и весил около 3 т. «Гексонот» получился слишком сложным и тяжелым и в
производство не пошел.
Важной сферой деятельности «Хамбера» стало создание трех семейств
бронеавтомобилей с агрегатами от моделей «Снайп» и «Хэви Ютилити». В первую
группу вошли 87-сильные безбашенные разведывательные машины «Скаут Кар» (Scout
Car) 4x4 с задним расположением мотора и передней независимой подвеской. Базовой
была модель Mk-I, вариант Mk-II отличался конструкцией коробки передач и
элементами корпуса. Облегченные безбашенные бронеавтомобили «Айронсайд» (Ironside)
Mk-I и Mk-II на шасси «Снайп» относились к классу легких разведывательных машин
LRC (Light Reconnaissance Car), а также служили для перевозки членов королевской
семьи. Модель Mk-III снабжалась небольшой пулеметной башней. До 1945 г. их было
собрано около 8 тыс. единиц. Третью группу составили башенные бронеавтомобили «Армурд
Кар» (Armoured Car) 4x4 боевой массой до 7,2 т. Основой варианта Mk-I стала
бронемашина «Гай» (Guy), базировавшаяся на грузовом шасси «Кэрриер КТ4» (Karrier)
с задним 90-сильным мотором «Хамбер» и 8-ступенчатой трансмиссией. Вариант Mk-II
получил усиленное бронирование моторного отсека. Они имели толщину брони 815 мм
и экипаж из трех человек , вооружение включало 1-2 пулемета, максимальная
скорость составляла 75 км/ч. Экипаж модели Mk-III с более широкой башней состоял
из 4 человек, а на 90-сильный бронеавтомобиль «Хамбер Mk-IV» устанавливалась
37-мм пушка. Таких машин было выпущено 5,4 тыс. штук. В конце войны фирма
участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля «Ковентри» (Coventry).
Хамбер Армурд Кар Mk-I, 4X4, 1940 г.
Хамбер Армурд Кар Mk-IV, 4X4, 1943 г.
Хамбер Mk-II (FV-1611A) «Пиг», 4X4, 1960 г.
«Хамбер Mk-II (FV-1611A)» для сил безопасности, 1969/78 гг.
Хамбер FV-1601A, 4X4, 1952 г.
Развивая свой успех в военной области, в 1952 г. компания «Хамбер» представила
низкорамный 1-тонный грузовик FV-1601A (4x4) с цельнометаллическими кабиной и
коротким кузовом. Он получил 6-цилиндровый двигатель «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce)
модели В60 (2,8 л, 120 л.с.), синхронизированную коробку с одноступенчатой
раздаточной, обеспечивавших по 5 передач вперед и назад; независимую торсионную
подвеску всех колес, валы отбора мощности и централизованную систему подкачки
шин. Его первым вариантом стала полевая радиостанция FV-1604A, в 1956 г.
появились пусковая установка противотанковых ракет FV-1621 и командный пункт
FV-1622 с генератором и компрессором. Машин этой серии изготовили 3,7 тыс.
экземпляров. В 1955 г. шасси FV-1601A послужило базой семейства
полубронированных автомобилей, за свою специфическую форму с удлиненным широким
капотом и плоской облицовкой радиатора получивших прозвище «Пиг» (Pig) -
«Поросёнок». Первый 1-тонный транспортный вариант Mk-I (FV-1609A) имел открытые
кабину и высокий кузов с брезентовым верхом и задней дверью, защищенные с боков
бронелистами толщиной до 10 мм. При полной массе машины 5640 кг ее высота
составляла всего 2120 мм, максимальная скорость - 64 км/ч. Для перевозки десанта
из 8 человек со штатным оружием служил транспортер Mk-II (FV-1611A) с полностью
бронированной кабиной, оборудованной двумя люками в крыше для зенитных
пулеметов, и съемными бронещитами над задним отсеком. Их развитием стали
радиостанция FV-1612, санитарная машина FV-1613 и бронированная
авиатранспортабельная установка FV-1620 «Хорнет» (Hornet) для запуска двух
противотанковых ракет. В общей сложности машин этой серии было изготовлено 1700
штук. Многие из них до недавнего времени использовались войсками и полицией в
Северной Ирландии. Легковые автомобили «Хамбер» поставлялись в вооруженные силы
страны до конца 60-х гг.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ХАМБЕР
(HUMBER)
Ковентри
Великобритания
1933-1969
Первые штабные варианты легковых автомобилей "Хамбер" появились в британской
армии в начале 30-х гг., а в годы войны эта компания стала одним из главных
поставщиков обширной гаммы военной автотехники. Основой большинства машин
являлись надежные и прочные серийные легковые шасси "Снайп" (Snipe) с
6-цилиндровым бензиновым двигателем (4086 см3, 85 л.с.), механической
4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и рессорной подвеской
(передняя - независимая на поперечной рессоре). Для штабных целей и перевозки
важных персон с декабря 1939 г. выпускались 5-местные седан и кабриолет "Снайп
Mk-II", отличавшиеся от гражданских машин откидным лобовым стеклом, багажником
на крыше, шинами размером 13 дюймов вместо обычных 16-дюймовых и маскировочными
световыми приборами. Их развитием стали 5-дверный грузопассажирский вариант "Хэви
Ютилити" (Heavy Utility) с радиостанцией и универсальный пикап "8cwt"
грузоподъемностью 400 кг с открытой кабиной, легким навесом и трубчатым
ограждением радиатора. Все они оставались в производстве до конца 1944 г.
Самым известным армейским автомобилем "Хамбер" стала 6-местная грузопассажирская
машина "Хэви Ютилити FWD" (4x4), выпущенная в 1940-45 гг. в количестве 6,5 тыс.
штук. Она снабжалась 2-ступенчатой раздаточной коробкой, передним отключаемым
неразрезным мостом, 16-дюймовыми шинами и защитой радиатора. Основным вариантом
был пикап "8cwt FWD" (4x4) с открытой кабиной. На таком шасси выпускались
санитарные машины, радиостанции и мастерские. "Хэви Ютилити FWD" считается
идейным прообразом известного вездехода "Ленд Ровер" (Land Rover). Наиболее
оригинальной военной разработкой фирмы стала легкая 1-тонная
авиатранспортабельная плавающая машина "Гексонот" (Hexonaut) 6x6, построенная в
1940 г. в трех экземплярах. Ее оборудовали бортовой системой поворота и двумя
50-сильными двигателями "Хиллман" (Hillman), каждый из которых приводил колеса
одной из сторон автомобиля. При габаритной длине 3400 мм он имел ширину всего
1300 мм и весил около 3 т. "Гексонот" получился слишком сложным и тяжелым и в
производство не пошел.
Важной сферой деятельности "Хамбера" стало создание трех семейств
бронеавтомобилей с агрегатами от моделей "Снайп" и "Хэви Ютилити". В первую
группу вошли 87-сильные безбашенные разведывательные машины "Скаут Кар" (Scout
Car) 4x4 с задним расположением мотора и передней независимой подвеской. Базовой
была модель Mk-I, вариант Mk-II отличался конструкцией коробки передач и
элементами корпуса. Облегченные безбашенные бронеавтомобили "Айронсайд" (Ironside)
Mk-I и Mk-II на шасси "Снайп" относились к классу легких разведывательных машин
LRC (Light Reconnaissance Car), а также служили для перевозки членов королевской
семьи. Модель Mk-III снабжалась небольшой пулеметной башней. До 1945 г. их было
собрано около 8 тыс. единиц. Третью группу составили башенные бронеавтомобили "Армурд
Кар" (Armoured Car) 4x4 боевой массой до 7,2 т. Основой варианта Mk-I стала
бронемашина "Гай" (Guy), базировавшаяся на грузовом шасси "Кэрриер КТ4" (Karrier)
с задним 90-сильным мотором "Хамбер" и 8-ступенчатой трансмиссией. Вариант Mk-II
получил усиленное бронирование моторного отсека. Они имели толщину брони 8-15 мм
и экипаж из трех человек, вооружение включало 1-2 пулемета, максимальная
скорость составляла 75 км/ч. Экипаж модели Mk-III с более широкой башней состоял
из 4 человек, а на 90-сильный бронеавтомобиль "Хамбер Mk-IV" устанавливалась
37-мм пушка. Таких машин было выпущено 5,4 тыс. штук. В конце войны фирма
участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля "Ковентри" (Coventry).
Развивая свой успех в военной области, в 1952 г. компания "Хамбер" представила
низкорамный 1-тонный грузовик FV-1601A (4x4) с цельнометаллическими кабиной и
коротким кузовом. Он получил 6-цилиндровый двигатель "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce)
модели В60 (2,8 л, 120 л.с.), синхронизированную коробку с одноступенчатой
раздаточной, обеспечивавших по 5 передач вперед и назад; независимую торсионную
подвеску всех колес, валы отбора мощности и централизованную систему подкачки
шин. Его первым вариантом стала полевая радиостанция FV-1604A, в 1956 г.
появились пусковая установка противотанковых ракет FV-1621 и командный пункт
FV-1622 с генератором и компрессором. Машин этой серии изготовили 3,7 тыс.
экземпляров. В 1955 г. шасси FV-1601А послужило базой семейства
полубронированных автомобилей, за свою специфическую форму с удлиненным широким
капотом и плоской облицовкой радиатора получивших прозвище "Пиг" (Pig) -
"Поросёнок". Первый 1-тонный транспортный вариант Mk-I (FV-1609A) имел открытые
кабину и высокий кузов с брезентовым верхом и задней дверью, защищенные с боков
бронелистами толщиной до 10 мм. При полной массе машины 5640 кг ее высота
составляла всего 2120 мм, максимальная скорость - 64 км/ч. Для перевозки десанта
из 8 человек со штатным оружием служил транспортер Mk-II (FV-1611A) с полностью
бронированной кабиной, оборудованной двумя люками в крыше для зенитных
пулеметов, и съемными бронещитами над задним отсеком. Их развитием стали
радиостанция FV-1612, санитарная машина FV-1613 и бронированная
авиатранспортабельная установка FV-1620 "Хорнет" (Hornet) для запуска двух
противотанковых ракет. В общей сложности машин этой серии было изготовлено 1700
штук. Многие из них до недавнего времени использовались войсками и полицией в
Северной Ирландии. Легковые автомобили "Хамбер" поставлялись в вооруженные силы
страны до конца 60-х гг.
Кабриолет "Хамбер Снайп Mk-II", 1940 г.
Седан "Хамбер Снайп Mk-II", 1940 г.
Хамбер Армурд Кар Mk-I, 4x4, 1940 г.
Хамбер Гексонот, 6x6, 1940 г.
Хамбер LRC Mk-III, 4x4, 1941 г.
Хамбер Хэви Ютилити FWD, 4x4, 1941 г.
Хамбер Скаут Кар Mk-I, 4x4, 1942 г.
Хамбер Снайп Mk-II 8cwt, 1942 г.
Хамбер Армурд Кар Mk-IV, 4x4, 1943 г.
Хамбер FV-1601А, 4x4, 1952 г.
Хамбер Mk-II (FV-1611А) "Пиг", 4x4, 1960 г.
"Хамбер Mk-II (FV-1611А)" для сил безопасности, 1969/78 гг.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с