HUMBER
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ХАМБЕР
(HUMBER)
Ковентри
Великобритания
1933–1969
Первые штабные варианты легковых автомобилей "Хамбер" появились в британской армии в начале 30-х гг., а в годы войны эта компания стала одним из главных поставщиков обширной гаммы военной автотехники. Основой большинства машин являлись надежные и прочные серийные легковые шасси "Снайп" (Snipe) с 6-цилиндровым бензиновым двигателем (4086 см3, 85 л.с.), механической 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и рессорной подвеской (передняя — независимая на поперечной рессоре). Для штабных целей и перевозки важных персон с декабря 1939 г. выпускались 5-местные седан и кабриолет "Снайп Mk-II", отличавшиеся от гражданских машин откидным лобовым стеклом, багажником на крыше, шинами размером 13 дюймов вместо обычных 16-дюймовых и маскировочными световыми приборами. Их развитием стали 5-дверный грузопассажирский вариант "Хэви Ютилити" (Heavy Utility) с радиостанцией и универсальный пикап "8cwt" грузоподъемностью 400 кг с открытой кабиной, легким навесом и трубчатым ограждением радиатора. Все они оставались в производстве до конца 1944 г.
Самым известным армейским автомобилем "Хамбер" стала 6-местная грузопассажирская машина "Хэви Ютилити FWD" (4x4), выпущенная в 1940–45 гг. в количестве 6,5 тыс. штук. Она снабжалась 2-ступенчатой раздаточной коробкой, передним отключаемым неразрезным мостом, 16-дюймовыми шинами и защитой радиатора. Основным вариантом был пикап "8cwt FWD" (4x4) с открытой кабиной. На таком шасси выпускались санитарные машины, радиостанции и мастерские. "Хэви Ютилити FWD" считается идейным прообразом известного вездехода "Ленд Ровер" (Land Rover). Наиболее оригинальной военной разработкой фирмы стала легкая 1-тонная авиатранспортабельная плавающая машина "Гексонот" (Hexonaut) 6x6, построенная в 1940 г. в трех экземплярах. Ее оборудовали бортовой системой поворота и двумя 50-сильными двигателями "Хиллман" (Hillman), каждый из которых приводил колеса одной из сторон автомобиля. При габаритной длине 3400 мм он имел ширину всего 1300 мм и весил около 3 т. "Гексонот" получился слишком сложным и тяжелым и в производство не пошел.
Важной сферой деятельности "Хамбера" стало создание трех семейств бронеавтомобилей с агрегатами от моделей "Снайп" и "Хэви Ютилити". В первую группу вошли 87-сильные безбашенные разведывательные машины "Скаут Кар" (Scout Car) 4x4 с задним расположением мотора и передней независимой подвеской. Базовой была модель Mk-I, вариант Mk-II отличался конструкцией коробки передач и элементами корпуса. Облегченные безбашенные бронеавтомобили "Айронсайд" (Ironside) Mk-I и Mk-II на шасси "Снайп" относились к классу легких разведывательных машин LRC (Light Reconnaissance Car), а также служили для перевозки членов королевской семьи. Модель Mk-III снабжалась небольшой пулеметной башней. До 1945 г. их было собрано около 8 тыс. единиц. Третью группу составили башенные бронеавтомобили "Армурд Кар" (Armoured Car) 4x4 боевой массой до 7,2 т. Основой варианта Mk-I стала бронемашина "Гай" (Guy), базировавшаяся на грузовом шасси "Кэрриер КТ4" (Karrier) с задним 90-сильным мотором "Хамбер" и 8-ступенчатой трансмиссией. Вариант Mk-II получил усиленное бронирование моторного отсека. Они имели толщину брони 8–15 мм и экипаж из трех человек, вооружение включало 1–2 пулемета, максимальная скорость составляла 75 км/ч. Экипаж модели Mk-III с более широкой башней состоял из 4 человек, а на 90-сильный бронеавтомобиль "Хамбер Mk-IV" устанавливалась 37-мм пушка. Таких машин было выпущено 5,4 тыс. штук. В конце войны фирма участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля "Ковентри" (Coventry).
Развивая свой успех в военной области, в 1952 г. компания "Хамбер" представила низкорамный 1-тонный грузовик FV-1601A (4x4) с цельнометаллическими кабиной и коротким кузовом. Он получил 6-цилиндровый двигатель "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) модели В60 (2,8 л, 120 л.с.), синхронизированную коробку с одноступенчатой раздаточной, обеспечивавших по 5 передач вперед и назад; независимую торсионную подвеску всех колес, валы отбора мощности и централизованную систему подкачки шин. Его первым вариантом стала полевая радиостанция FV-1604A, в 1956 г. появились пусковая установка противотанковых ракет FV-1621 и командный пункт FV-1622 с генератором и компрессором. Машин этой серии изготовили 3,7 тыс. экземпляров. В 1955 г. шасси FV-1601А послужило базой семейства полубронированных автомобилей, за свою специфическую форму с удлиненным широким капотом и плоской облицовкой радиатора получивших прозвище "Пиг" (Pig) — "Поросёнок". Первый 1-тонный транспортный вариант Mk-I (FV-1609A) имел открытые кабину и высокий кузов с брезентовым верхом и задней дверью, защищенные с боков бронелистами толщиной до 10 мм. При полной массе машины 5640 кг ее высота составляла всего 2120 мм, максимальная скорость — 64 км/ч. Для перевозки десанта из 8 человек со штатным оружием служил транспортер Mk-II (FV-1611A) с полностью бронированной кабиной, оборудованной двумя люками в крыше для зенитных пулеметов, и съемными бронещитами над задним отсеком. Их развитием стали радиостанция FV-1612, санитарная машина FV-1613 и бронированная авиатранспортабельная установка FV-1620 "Хорнет" (Hornet) для запуска двух противотанковых ракет. В общей сложности машин этой серии было изготовлено 1700 штук. Многие из них до недавнего времени использовались войсками и полицией в Северной Ирландии. Легковые автомобили "Хамбер" поставлялись в вооруженные силы страны до конца 60-х гг.
Седан "Хамбер Снайп Mk-II", 1940 г.
Кабриолет "Хамбер Снайп Mk-II", 1940 г.
Хамбер Гексонот, 6x6, 1940 г.
Хамбер Армурд Кар Mk-I, 4x4, 1940 г.
Хамбер Хэви Ютилити FWD, 4x4, 1941 г.
Хамбер LRC Mk-III, 4x4, 1941 г.
Хамбер Снайп Mk-II 8cwt, 1942 г.
Хамбер Скаут Кар Mk-I, 4x4, 1942 г.
Хамбер Армурд Кар Mk-IV, 4x4, 1943 г.
Хамбер FV-1601А, 4x4, 1952 г.
Хамбер Mk-II (FV-1611А) "Пиг", 4x4, 1960 г.
"Хамбер Mk-II (FV-1611А)" для сил безопасности, 1969/78 гг.