HUMMER
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ХАММЕР
(HUMMER, HMMWV/HUMVEE)
Саут Бенд/Мишэуока
США
1981–
Сегодня многоцелевые автомобили "Хаммер" (4x4) являются одними из наиболее распространенных в мире военных машин 1,25-тонного класса, находящихся на вооружении более 50 стран мира. Они считаются прямыми наследниками легендарного джипа "ВиллисМВ" (Willys), хотя более универсальный "Хаммер" в свое время заменил сразу несколько видов легких армейских автомобилей. Его концепция заимствована у полноприводных спортивных багги, выпускавшихся для соревнований по песчаной и пустынной местности. Впервые реализовать эту идею для военных целей удалось американской компании "Эф-Эм-Си" (FMC), построившей в 1970 г. прототип XR311 с двигателем заднего расположения. В 1978 г. военное ведомство США разработало требования к перспективному "боевому автомобилю поддержки" (Combat Support Vehicle), в соответствии с которыми опытные образцы военных багги построили фирмы "Эф-Эм-Си", "Крайслер" (Chrysler), "Теледайн" (Teledyne) и другие. Образованная в 1971 г. компания "АМ Дженерал" (AM General) из Саут Бенда, не имевшая никакого опыта в этой области, приобрела у "Эф-Эм-Си" лицензию на ее последний вариант XR311 и на его базе построила заднемоторный бронеавтомобиль ХМ966 в двух исполнениях с разным вооружением. Он оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. В сентябре 1979 г. по требованиям Автобронетанкового управления сухопутных сил США (ТАСОМ) на "АМ Дженерал" разработали второй прототип ХМ998, в основу которого легла конструкция машины "Крайслер EMV" со 160-сильным дизелем "Дойц" (Deutz) V8, расположенным в передней части шасси. В июле 1981 г. ТАСОМ выдал техническое задание на разработку авиатранспортабельного 1,25-тонного "многоцелевого высокомобильного колесного транспортного средства" (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Так впервые появилась аббревиатура HMMWV, от произношения которой родилось неофициальное название этих машин — "Хаммер" ("Молот").
В апреле 1982 г. компания "АМ Дженерал" представила новый прототип ХМ998 с закрытым 4-дверным кузовом, короткой грузовой платформой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора, получивший 130-сильный мотор "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) и гидромеханическую коробку передач. Проведя долгие сравнительные испытания, 22 марта 1983 г. военное ведомство выдало компании "АМ Дженерал" контракт на сумму 1,2 млрд долларов, предусматривавший поставку 55 тыс. таких машин в течение 5 лет. Им присвоили индекс М998 и официальную марку HMMWV (произносится "Хамви"). Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но в июне 1984 г. решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку "Хаммера" и подготовить к его серийному производству бывший автобусный завод в Мишэуоке, штат Индиана. Зимой 1985 г. там развернулся выпуск базового варианта М998, предлагавшегося сразу в 20 исполнениях.
Все они были рассчитаны на выполнение широкого комплекса военных задач — от общих транспортных до выполнения боевых операций, обладали высокой проходимостью и устойчивостью, были пригодны для доставки по воздуху и десантирования, а по прочности в два раза превосходили нормативные требования армии США. "Хаммер" сменил сразу 4 серии находившихся к тому времени на вооружении легких машин: джипы М151, 1,25-тонные пикапы М715, грузопассажирские М880 фирмы "Додж" (Dodge) и плавающие М561 "Гама Гоут" (Gama Goat).
Автомобиль HMMWV М998 (4x4) оснащался прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались двигатель "Детройт Дизель" V8 (6217 см3, 130 л.с.), автоматическая 3-ступенчатая коробка передач "Хайдра-Мэтик" (HydraMatic) и 2-ступенчатая раздаточная "Нью Просесс" (New Process) с блокируемым межосевым дифференциалом. Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами (12.50x06.5) подвешены на поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. "Хаммер" получил оригинальную централизованную систему вентиляции всех агрегатов трансмиссии, рулевой механизм "Сагино" (Saginaw) с гидроусилителем и 24-вольтовое электрооборудование. Его колесная база составила 3302 мм, обе колеи — по 1819 мм, дорожный просвет — 406 мм, габаритные размеры — 4700x0126x6753 мм. Грузопассажирский 4-местный М998 с алюминиевым 4-дверным кузовом с мягким верхом весил 2855 кг и имел полную массу 3990 кг. Он предлагался также как пикап с 2-дверной кабиной, буксировавший одноосный прицеп М116А2, а вариант с лебедкой получил индекс М1038. Им соответствовали шасси М966 и М1025 без лебедок с 4-дверными полностью закрытыми кузовами для установки на крыше вооружения и М1026/М1036 с лебедками, которые с усиленной защитой носили индексы М1043/М1045 и М1044/М1046 соответственно. Для перевозки мини-контейнеров использовались низкорамные шасси М1037 и М1042. Программа санитарных машин включала стандартный вариант М1035 с брезентовым верхом и М966 и М997 с цельнометаллическими кузовами "мини" и "макси" на 2–4 раненых на носилках. Позднее появились легкий тягач М1069 для буксировки 105-мм пушек и носитель более тяжелого вооружения М1097 с 4-тонной лебедкой. К середине 80-х гг. общее число модификаций "Хаммера" достигло 50 вариантов. Все машины развивали скорость 105–112 км/ч, имели запас хода 520 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и брод глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой — более 1,5 м). В начале 90-х гг. был разработан бескапотный вариант армейского "Хаммера" — COHHV, представлявший собой 2-тонный тактический грузовик полной массой 5,5 т, построенный на стандартном шасси М1097 со 170-сильным дизелем с турбонаддувом.
В 1992 г. компания "АМ Дженерал" ввела в программу грузопассажирскую машину Н1 — более удобный гражданский вариант армейского автомобиля, получивший официально зарегистрированную марку "Хаммер", которая имела уже иной смысл — "высокая универсальность, максимальная мобильность, легкое управление" (High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding, HUMMER). 11 января 2000 г. корпорация "Дженерал Моторс" (General Motors) выкупила права на производство и сбыт модели Н1, а осенью 2002 г. параллельно начался выпуск более комфортного варианта Н2, созданного на агрегатах вседорожников "Шевроле" (Chevrolet) и "Джи-Эм-Си" (GMC). С этого времени всему военному семейству была присвоена новая аббревиатура HUMVEE ("Хамви"), произношение которой не отличается от предыдущей HMMWV.
В 1994 г. компания "АМ Дженерал" приступила к выпуску модернизированной армейской серии А1 с новой раздаточной коробкой, усиленными агрегатами ходовой части и улучшенным интерьером. Вместе с ней появился вариант М1109 с бронированным салоном, представленный компанией "О Гэра-Хэсс энд Эйзенхардт" (O Gara-Hess & Eisenhardt). Уже на следующий год ее сменила серия А2, оборудованная новым вихрекамерным дизелем V8 (6483 см3, 160 л.с.) с непосредственным впрыском собственного производства, автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "ХайдраМэтик" и системой централизованной регулировки давления в шинах. В этом семействе на первое место стали выходить варианты повышенной защищенности с локальным бронированием, оснащенные 190-сильным вариантом двигателя с турбонаддувом, способные нести на себе разнообразное вооружение от пулеметов до ракетных систем и развивавшие скорость до 135 км/ч. По заказу машины снабжались войсковыми складными велосипедами, также носившими марку "Хаммер". В 1995 г. был представлен открытый боевой автомобиль для сил быстрого реагирования М1097А2 "Спешиэл Форс" (Special Force) полной массой 4,7 т, укомплектованный пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. В том же году появилось 2,3-тонное универсальное шасси М1113 для сменных контейнеров, а фирма "О Гэра" представила закрытый 4-дверный бронированный автомобиль М1114 полной массой 5,5 т. Их развитием в 1998 г. стал авиатранспортабельный вариант М1116 с поворотной башней.
В начале 2000-х гг. на смену серии М966 пришел носитель вооружения М1121, модель М1114 для морской пехоты получила индекс М1145, появился облегченный 2-тонный вариант М1123 с 4-тонной лебедкой. В реальных боевых действиях в Ираке даже бронированные "хаммеры" оказались неспособными защитить экипаж от воздействия стрелкового оружия и мин. В конце 2005 г. после долгой разработки началось серийное производство 4-дверной машины М1151А1 с более мощным бронированием боковин корпуса, крыши, днища и сменными бронещитами, усиленной подвеской и 190-сильным двигателем. Пикап М1152А1 с клиренсом 430 мм снабжается съемной многоцелевой бронекапсулой в кузове. Их развитием стал вариант М1165 с еще более надежной защитой. В конце 2006 г. начались разработка принципиально нового "Хаммера" с противоминным бронированием. На сегодня изготовлено около 180 тыс. военных "хаммеров". С октября 2001 г. компания занимается также модернизацией ранее выпущенных машин. В современных военных конфликтах "хаммеры" стали основными легкими многоцелевыми транспортными и боевыми машинами подразделений США и союзных стран.
ХМ966 — первый прототип "Хаммера", 4x4, 1978 г.
ХМ998 — второй прототип "Хаммера", 4x4, 1981 г.
Последний прототип "Хаммер ХМ998", 4x4, 1982 г.
Хаммер HMMWV М998, 4x4, 1983 г.
Хаммер HMMWV М1038, 4x4, 1984 г.
Хаммер HMMWV М997А1, 4x4, 1994 г.
Хаммер HUMVEE М1025А1, 4x4, 1995 г.
Хаммер HUMVEE М1097А2, 4x4, 1996 г.
Хаммер HUMVEE М1114, 4x4, 1996 г.
Хаммер HUMVEE М1116, 4x4, 1999 г.
Хаммер HUMVEE М1151А1, 4x4, 2005 г.
Хаммер HUMVEE М1152А1, 4x4, 2006 г.