IVECO
555555555555555555555
 

ИВЕКО

(IVECO)

Турин/Больцано/Пьяченца, Италия, 1975-

В 70-е гг., во времена экономического и энергетического кризисов и обострения конкуренции на рынке грузовых автомобилей, многие разрозненные изготовители такой техники начали искать возможности объединения с другими компаниями для сплочения своих производственных и финансовых потенциалов.

ИВЕКО M40.10WM, 4X4, 1979 г.

ИВЕКО M40.10WM, 4X4, 1986 г.

ИВЕКО M40.13WM, 4X4, 1996 г.

ИВЕКО M40.13WM, 4X4, 2000 г.

ИВЕКО M40.10WM/P, 4X4, 1988 г.

Главным событием этого периода стало образование крупнейшего международного холдинга «Корпорация автомобилей промышленного назначения» (Industrial Vehicles Corporation, IVECO) со штаб-квартирой в Амстердаме, действовавшего с 1 января 1975 г. под аббревиатурой ИВЕКО. Соглашение о его образовании было подписано в ноябре 1974 г. итальянским концерном ФИАТ (FIAT) и немецкой машиностроительной корпорацией «Клёкнер-Хумбольдт-Дойц» (Klockner-Humboldt-Deutz), в которую входила известная автомобильная фирма «Магирус-Дойц» (Magirus-Deutz). Со стороны ФИАТа в состав ИВЕКО вошли принадлежавшие ему изготовители грузовых машин ОМ (ОМ) и «Лянча» (Lancia) из Больцано, а также французская фирма «Юник» (Unic). В период реорганизации производства переходные коммерческие и военные грузовики, выпускавшиеся на заводах в Турине, Ульме и Траппе, носили смешанные марки ИВЕКО-ФИАТ, «ИВЕКО-Магирус-Дойц» и «ИВЕКО-Юник». Формирование концерна ИВЕКО завершилось в 1983 г , когда 100% акций перешли к ФИАТу и все новые модели получили единую марку ИВЕКО. Вскоре было образовано военное отделение «Дифенс Вииклз Дивижн» (Defence Vehicles Division) с головным предприятием в Больцано. Основой большинства военных автомобилей ИВЕКО стали полноприводные варианты серийных грузовиков, доработанных в соответствии с требованиями НАТО.

Военную программу ИВЕКО возглавляют 1,5-тонные тактические автомобили M40.10WM (4x4), выполненные на базе коммерческих грузовиков «Дэйли» (Daily), выпускающихся с 1978 г. Сначала они оснащались 2,5-литровым дизельным двигателем мощностью 75 л.с. В 1985 г. их сменил «ТурбоДэйли» (TurboDaily) со 103-сильным предкамерным дизелем с турбонаддувом, а с 1996 г. третье поколение M40.12/13WM предлагается с 2,8-литровым мотором (122-125 л.с.). Армейские исполнения комплектуют 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, блокировкой всех дифференциалов, передней независимой торсионной подвеской, гидроусилителем рулевого механизма, 24-вольтовым электрооборудованием, передней лебедкой с тяговым усилием 2 тс, цельнометаллическим 4-дверным кузовом на 10 мест с брезентовым верхом или открытыми 2-местной кабиной и грузовой платформой. Они служат для перевозки грузов, буксировки орудий, установки различных кузовов, оборудования и легкого вооружения.

ИВЕКО M65E19WM Стелс (LMV), 4X4, 2001 г.

ИВЕКО M110E21WM (MMV), 4X4, 2000 г.

ИВЕКО M110.18WM, 4X4, 1995 г.

ИВЕКО А120Е23, 1984 г.

На их основе созданы авиатранспортабельные и авиадесантируемые исполнения, а также 10-местный 100-сильный бронетранспортер M40.10WM/Р полной массой 4,5 т с кузовом фирмы «Бонески» (Boneschi). В 2000 г. его сменил многоцелевой 8-местный M40.12WM/P «Терриер» (Terrier), способный развивать скорость 100 км/ч. Бронекорпус для него изготовляет немецкая компания «Краусс-Маффей Вегманн» (Krauss-Maffei Wegmann).

В 2001 г. фирма представила принципиально новое семейство быстроходных 2,5-тонных авиатранспортабельных автомобилей LMV (Light Multirole Vehicle) 4x4 модульной конструкции полной массой 6,7 т. Базовый вариант M65E19WM «Стелс» (Stealth), оснащенный 5-дверным грузопассажирским кузовом с мягким верхом, предлагается со 185-сильным дизелем, механической 5-ступенчатой или автоматической 6-ступенчатой коробкой передач, всеми дисковыми тормозами и двумя размерами колесной базы (3200 и 3500 мм). На коротком шасси выпускается многоцелевая полностью бронированная машина. Они развивают скорость свыше 130 км/ч и без специальной подготовки могут преодолевать броды глубиной до 1,5 м.

В начале 80-х гг. семейство средних тактических автомобилей ИВЕКО возглавляли модели M75.14WM и M90.17WM (4x4) грузоподъемностью 2,5 и 4 т, представлявшие собой переименованные грузовик «Лянча». Впоследствии к ним добавился 5-тонный вариант M110.18WM со 178-сильным дизелем и 6-ступенчатой коробкой передач, развивавший скорость 90 км/ч. В 2000 г. серия преобразована в новое семейство многоцелевых авиатранспортабельных автомобилей MMV (Medium Multirole Vehicle) 4x4 полной массой 11,0-13,5 т. Оно включает модели M110E21WM, M135E24WM и M135E27WM, оснащенные 6-цилиндровым 5,9-литровым мотором ИВЕКО с турбонаддувом, соответствующим нормам Euro-З и отрегулированным на мощности 210, 240 и 270 л.с. соответственно, механической 6-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением, мостами портального типа, всеми дисковыми тормозами и пневматической блокировкой дифференциалов.

В вооруженных силах европейских стран широко используются также серийные грузовые автомобили ИВЕКО, дооборудованные для перевозки по железной дороге и транспортировки по воздуху, оснащенные кабиной с дополнительной защитой и люком для наблюдения или установки пулемета, стандартизованным сцепным устройством и электрооборудованием напряжением 24 В. С начала 90-х гг. семейство «ЕвроКарго» (EuroCargo) предлагалось в нескольких исполнениях (от ML95E13W до ML135E28W) 4x2/4x4 полной массой 9,5-13,5 т с мощностью двигателей 129-275 л.с. Наибольшее количество военных вариантов насчитывала тяжелая строительная серия «ЕвроТраккер» (EuroTrakker), которая в середине 90-х гг. заменила прежние модели «230.35WM» и «260.35HWM».

ИВЕКО ЕвроТраккер Курсор MP190E35WP, 4Х4, 1998 г.

ИВЕКО ЕвроТраккер Курсор MP260E44W, 6X6, 2000 г.

ИВЕКО ЕвроТраккер MP410E42W, 8X8, 1998 г.

ИВЕКО ЕвроТраккер MP720E42WT, 6Х6, 1997 г.

ИВЕКО M320.45WM, 8X8, 1997 г.

Она включала бортовые грузовики, седельные тягачи, автоцистерны, контейнеровозы и специальные шасси (модели от MP190E35WP до MP410E42W, 4x2/8x8) с дизелями «Курсор» (Cursor) мощностью 352-470 л.с. В эту же гамму входили внедорожные седельные тягачи МР720Е37/47WT (6х6) и MP1200E80WT (8x8) с мощностью двигателей от 370 до 800 л.с., предназначенные для буксировки танковых полуприцепов полной массой 72-121 т. В 90-е гг. военную программу ИВЕКО дополнили «милитаризованные» гражданские грузовики и седельные тягачи «ЕвроТэк» (EuroTech) и «ЕвроСтар» (EuroStar), бронированные патрульные и штабные машины А80Е15Н и А120Е23, а также многоместные автобусы «ЕвроКласс» (EuroClass) и «ЕвроРэйдер» (EuroRaider). В начале 2000-х гг. им на смену пришло новое поколение грузовиков «Стралис» (Stralis), а в 2005 г. - тяжелое семейство «Траккер» (Trakker).

Существенное расширение военной программы концерна ИВЕКО произошло в конце 80-х гг. с присоединением итальянской фирмы «Астра» (Astra) из Пьяченцы, известной своими мощными и прочными грузовиками модульной конструкции, составившими гамму «ЕвроСпешиэл» (EuroSpecial). В последующие годы «Астра» создала три поколения тяжелых авиатранспортабельных тактических грузовиков и тягачей, носящих марки ИВЕКО или «Астра». Они получили 6-цилиндровые дизельные двигатели ИВЕКО, механическую или автоматическую коробку передач, удлиненную 5-местную кабину, дисковые тормоза с АБС. Третье поколение, выпускающееся с 1996 г., включает три базовых грузовика M170.31WM (4x4), M250.40WM (6x6), HM320.45WM (8x8), а также танковый тягач M1100.50WTM (8x8) с двигателем «Курсор-13» (310-500 л.с.).

В начале 80-х гг. на ИВЕКО разрабатывали новые бронеавтомобили «6634» (4x4) и «6636» (6х6), которые должны были сменить предыдущую серию «6614/6616». Изменившиеся условия военных действий заставили существенно доработать их с целью повышения огневой мощи и мобильности. Это привело к созданию принципиально новой колесной бронетехники. Все работы проводились в тесной кооперации с компанией «ОТО-Мелара» (OTO-Melara) по производству вооружения, с которой в конце 80-х гг. был образован военный консорциум «ИВЕКО-ФИАТ-ОТО-Мелара» (Consorzio IVECO-FIAT-OTO-Melara, CIO) со штаб-квартирой в Риме. Его главной задачей стало создание мощного «колесного танка» «Чентауро» (Centauro) 8x8 - «Кентавр», основой которого послужило опытное шасси «6638G». Первые прототипы В-1 были построены в 1987 г., испытаны и в 1991 г. стали поступать на вооружение итальянской армии. В 1988-90 гг. на базе прототипов «6634/6636» построили опытные образцы бронеавтомобиля «Пума» (Рита), а его серийное производство развернулось в 1997 г.

ИВЕКО Пума, 4Х4, 1996 г.

ИВЕКО Пума, 6X6, 1998 г.

ИВЕКО Чентауро В-1, 8X8, 1990 г.

ИВЕКО Чентауро-ІІ (105 мм), 8X8, 1998 г.

ИВЕКО Чентауро VBC (60 мм), 8X8, 2002 г.

Легкие машины «Пума», выполненные по классической компоновке, оснащены дизельными двигателями ИВЕКО, автоматическими 5-ступенчатыми коробками передач, независимой пневмогидравлической подвеской всех колес, дисковыми вентилируемыми тормозами, системой регулирования давления воздуха в шинах и несущими стальными корпусами с вооружением «ОТО-Мелара». Многофункциональный бронеавтомобиль АРС «Пума» предлагается в двух вариантах с колесными формулами 4x4 и 6х6 и боевой массой 5,7-7,5 т, оборудованных 4-цилиндровым двигателем «8042.45» с турбонаддувом мощностью 180 л.с. Их обтекаемый корпус с боковыми и задними дверями рассчитан на доставку 4-6 десантников и установку пулеметного вооружения. Вариант 6x6 снабжен двумя сближенными передними управляемыми мостами, причем управление машиной может осуществляться при помощи перископных устройств. Тяжелая многоцелевая боевая машина «Чентауро В-1» (8x8) полной массой 24-25 т для разведки и ведения боевых действий, оснащена мотором ИВЕКО TCA V6 (12,9 л, 520л.с.), расположенным в правой передней части корпуса, бортовой Н-образной трансмиссией, двумя передними и одной задней управляемыми осями, 3-местной башней со 105-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами. До 1996 г. было изготовлено 400 машин первой серии, и через два года началось изготовление второго поколения «Чентауро-ІІ». Входящие в него бронемашины отличаются удлиненным корпусом с дополнительной защитой бортов, в задней части которого размещен отсек для десантников и боекомплекта. Вариант «Чентауро VBC» предлагается с пушками калибра 25 или 60 мм и отделением на 6-8 солдат с климатической установкой. В исполнении «истребитель танков» бронеавтомобиль с экипажем из 4 человек оборудуют 105- или 120-мм пушками. На шасси «Чентауро» построены также 155-мм самоходная установка, штабная и санитарная машины. Скорость всех вариантов превышает 100 км/ч, запас хода - 700-800 км.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ИВЕКО
(IVECO)
Турин/Больцано/Пьяченца
Италия
1975-
В 70-е гг., во времена экономического и энергетического кризисов и обострения конкуренции на рынке грузовых автомобилей, многие разрозненные изготовители такой техники начали искать возможности объединения с другими компаниями для сплочения своих производственных и финансовых потенциалов. Главным событием этого периода стало образование крупнейшего международного холдинга "Корпорация автомобилей промышленного назначения" (Industrial Vehicles Corporation, IVECO) со штаб-квартирой в Амстердаме, действовавшего с 1 января 1975 г. под аббревиатурой ИВЕКО. Соглашение о его образовании было подписано в ноябре 1974 г. итальянским концерном ФИАТ (FIAT) и немецкой машиностроительной корпорацией "Клёкнер-Хумбольдт-Дойц" (Klockner-Humboldt-Deutz), в которую входила известная автомобильная фирма "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz). Со стороны ФИАТа в состав ИВЕКО вошли принадлежавшие ему изготовители грузовых машин ОМ (ОМ) и "Лянча" (Lancia) из Больцано, а также французская фирма "Юник" (Unic). В период реорганизации производства переходные коммерческие и военные грузовики, выпускавшиеся на заводах в Турине, Ульме и Траппе, носили смешанные марки ИВЕКО-ФИАТ, "ИВЕКО-Магирус-Дойц" и "ИВЕКО-Юник". Формирование концерна ИВЕКО завершилось в 1983 г., когда 100% акций перешли к ФИАТу и все новые модели получили единую марку ИВЕКО. Вскоре было образовано военное отделение "Дифенс Вииклз Дивижн" (Defence Vehicles Division) с головным предприятием в Больцано. Основой большинства военных автомобилей ИВЕКО стали полноприводные варианты серийных грузовиков, доработанных в соответствии с требованиями НАТО.
Военную программу ИВЕКО возглавляют 1,5-тонные тактические автомобили M40.10WM (4x4), выполненные на базе коммерческих грузовиков "Дэйли" (Daily), выпускающихся с 1978 г. Сначала они оснащались 2,5-литровым дизельным двигателем мощностью 75 л.с. В 1985 г. их сменил "ТурбоДэйли" (TurboDaily) со 103-сильным предкамерным дизелем с турбонаддувом, а с 1996 г. третье поколение M40.12/13WM предлагается с 2,8-литровым мотором (122-125 л.с.). Армейские исполнения комплектуют 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, блокировкой всех дифференциалов, передней независимой торсионной подвеской, гидроусилителем рулевого механизма, 24-вольтовым электрооборудованием, передней лебедкой с тяговым усилием 2 тс, цельнометаллическим 4-дверным кузовом на 10 мест с брезентовым верхом или открытыми 2-местной кабиной и грузовой платформой. Они служат для перевозки грузов, буксировки орудий, установки различных кузовов, оборудования и легкого вооружения. На их основе созданы авиатранспортабельные и авиадесантируемые исполнения, а также 10-местный 100-сильный бронетранспортер M40.10WM/P полной массой 4,5 т с кузовом фирмы "Бонески" (Boneschi). В 2000 г. его сменил многоцелевой 8-местный M40.12WM/P "Терриер" (Terrier), способный развивать скорость 100 км/ч. Бронекорпус для него изготовляет немецкая компания "Краусс-Маффей Вегманн" (Krauss-Maffei Wegmann).
В 2001 г. фирма представила принципиально новое семейство быстроходных 2,5-тонных авиатранcпортабельных автомобилей LMV (Light Multirole Vehicle) 4x4 модульной конструкции полной массой 6,7 т. Базовый вариант M65E19WM "Стелс" (Stealth), оснащенный 5-дверным грузопассажирским кузовом с мягким верхом, предлагается со 185-сильным дизелем, механической 5-ступенчатой или автоматической 6-ступенчатой коробкой передач, всеми дисковыми тормозами и двумя размерами колесной базы (3200 и 3500 мм). На коротком шасси выпускается многоцелевая полностью бронированная машина. Они развивают скорость свыше 130 км/ч и без специальной подготовки могут преодолевать броды глубиной до 1,5 м.
В начале 80-х гг. семейство средних тактических автомобилей ИВЕКО возглавляли модели М75.14WM и М90.17WM (4x4) грузоподъемностью 2,5 и 4 т, представлявшие собой переименованные грузовики "Лянча". Впоследствии к ним добавился 5-тонный вариант М110.18WM со 178-сильным дизелем и 6-ступенчатой коробкой передач, развивавший скорость 90 км/ч. В 2000 г. эта серия преобразована в новое семейство многоцелевых авиатранспортабельных автомобилей MMV (Medium Multirole Vehicle) 4x4 полной массой 11,0-13,5 т. Оно включает модели M110E21WM, M135E24WM и M135E27WM, оснащенные 6-цилиндровым 5,9-литровым мотором ИВЕКО с турбонаддувом, соответствующим нормам Euro-3 и отрегулированным на мощности 210, 240 и 270 л.с. соответственно, механической 6-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением, мостами портального типа, всеми дисковыми тормозами и пневматической блокировкой дифференциалов.
В вооруженных силах европейских стран широко используются также серийные грузовые автомобили ИВЕКО, дооборудованные для перевозки по железной дороге и транспортировки по воздуху, оснащенные кабиной с дополнительной защитой и люком для наблюдения или установки пулемета, стандартизованным сцепным устройством и электрооборудованием напряжением 24 В. С начала 90-х гг. семейство "ЕвроКарго" (EuroCargo) предлагалось в нескольких исполнениях (от ML95E13W до ML135E28W) 4x4/4x4 полной массой 9,5-13,5 т с мощностью двигателей 129-275 л.с. Наибольшее количество военных вариантов насчитывала тяжелая строительная серия "ЕвроТраккер" (EuroTrakker), которая в середине 90-х гг. заменила прежние модели "230.35WM" и "260.35HWM". Она включала бортовые грузовики, седельные тягачи, автоцистерны, контейнеровозы и специальные шасси (модели от МР190E35WP до MP410E42W, 4x4/8x8) с дизелями "Курсор" (Cursor) мощностью 352-470 л.с. В эту же гамму входили внедорожные седельные тягачи MP720E37/47WT (6x6) и MP1200E80WT (8x8) с мощностью двигателей от 370 до 800 л.с., предназначенные для буксировки танковых полуприцепов полной массой 72-121 т. В 90-е гг. военную программу ИВЕКО дополнили "милитаризованные" гражданские грузовики и седельные тягачи "ЕвроТэк" (EuroTech) и "ЕвроСтар" (EuroStar), бронированные патрульные и штабные машины А80Е15Н и А120Е23, а также многоместные автобусы "ЕвроКласс" (EuroClass) и "ЕвроРэйдер" (EuroRaider). В начале 2000-х гг. им на смену пришло новое поколение грузовиков "Стралис" (Stralis), а в 2005 г. - тяжелое семейство "Траккер" (Trakker).
Существенное расширение военной программы концерна ИВЕКО произошло в конце 80-х гг. с присоединением итальянской фирмы "Астра" (Astra) из Пьяченцы, известной своими мощными и прочными грузовиками модульной конструкции, составившими гамму "ЕвроСпешиэл" (EuroSpecial). В последующие годы "Астра" создала три поколения тяжелых авиатранспортабельных тактических грузовиков и тягачей, носящих марки ИВЕКО или "Астра". Они получили 6-цилиндровые дизельные двигатели ИВЕКО, механическую или автоматическую коробку передач, удлиненную 5-местную кабину, дисковые тормоза с АБС. Третье поколение, выпускающееся с 1996 г., включает три базовых грузовика M170.31WM (4x4), M250.40WM (6x6) и M320.45WM (8x8), а также танковый тягач M1100.50WTM (8x8) с двигателем "Курсор-13" (310-500 л.с.).
В начале 80-х гг. на ИВЕКО разрабатывали новые бронеавтомобили "6634" (4x4) и "6636" (6x6), которые должны были сменить предыдущую серию "6614/6616". Изменившиеся условия военных действий заставили существенно доработать их с целью повышения огневой мощи и мобильности. Это привело к созданию принципиально новой колесной бронетехники. Все работы проводились в тесной кооперации с компанией "ОТО-Мелара" (OTO-Melara) по производству вооружения, с которой в конце 80-х гг. был образован военный консорциум "ИВЕКО-ФИАТ-ОТО-Мелара" (Consorzio IVECO-FIAT-OTO-Melara, CIO) со штаб-квартирой в Риме. Его главной задачей стало создание мощного "колесного танка" "Чентауро" (Centauro) 8x8 - "Кентавр", основой которого послужило опытное шасси "6638G". Первые прототипы В-1 были построены в 1987 г., испытаны и в 1991 г. стали поступать на вооружение итальянской армии. В 1988-90 гг. на базе прототипов "6634/6636" построили опытные образцы бронеавтомобиля "Пума" (Puma), а его серийное производство развернулось в 1997 г.
Легкие машины "Пума", выполненные по классической компоновке, оснащены дизельными двигателями ИВЕКО, автоматическими 5-ступенчатыми коробками передач, независимой пневмогидравлической подвеской всех колес, дисковыми вентилируемыми тормозами, системой регулирования давления воздуха в шинах и несущими стальными корпусами с вооружением "ОТО-Мелара". Многофункциональный бронеавтомобиль АРС "Пума" предлагается в двух вариантах с колесными формулами 4x4 и 6x6 и боевой массой 5,7-7,5 т, оборудованных 4-цилиндровым двигателем "8042.45" с турбонаддувом мощностью 180 л.с. Их обтекаемый корпус с боковыми и задними дверями рассчитан на доставку 4-6 десантников и установку пулеметного вооружения. Вариант 6x6 снабжен двумя сближенными передними управляемыми мостами, причем управление машиной может осуществляться при помощи перископных устройств. Тяжелая многоцелевая боевая машина "Чентауро В-1" (8x8) полной массой 24-25 т для разведки и ведения боевых действий, оснащена мотором ИВЕКО ТСА V6 (12,9 л, 520 л.с.), расположенным в правой передней части корпуса, бортовой Н-образной трансмиссией, двумя передними и одной задней управляемыми осями, 3-местной башней со 105-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами. До 1996 г. было изготовлено 400 машин первой серии, и через два года началось изготовление второго поколения "Чентауро-II". Входящие в него бронемашины отличаются удлиненным корпусом с дополнительной защитой бортов, в задней части которого размещен отсек для десантников и боекомплекта. Вариант "Чентауро VBC" предлагается с пушками калибра 25 или 60 мм и отделением на 6-8 солдат с климатической установкой. В исполнении "истребитель танков" бронеавтомобиль с экипажем из 4 человек оборудуют 105- или 120-мм пушками. На шасси "Чентауро" построены также 155-мм самоходная установка, штабная и санитарная машины. Скорость всех вариантов превышает 100 км/ч, запас хода - 700-800 км.
ИВЕКО M40.10WM, 4x4, 1979 г.
ИВЕКО A120E23, 1984 г.
ИВЕКО M40.10WM, 4x4, 1986 г.
ИВЕКО M40.10WM/Р, 4x4, 1988 г.
ИВЕКО Чентауро В-1, 8x8, 1990 г.
ИВЕКО M110.18WM, 4x4, 1995 г.
ИВЕКО M40.13WM, 4x4, 1996 г.
ИВЕКО Пума, 4x4, 1996 г.
ИВЕКО M320.45WM, 8x8, 1997 г.
ИВЕКО ЕвроТраккер MP720E42WT, 6x6, 1997 г.
ИВЕКО ЕвроТраккер MP410E42W, 8x8, 1998 г.
ИВЕКО Пума, 6x6, 1998 г.
ИВЕКО Чентауро-II (105 мм), 8x8, 1998 г.
ИВЕКО M40.13WM, 4x4, 2000 г.
ИВЕКО M110E21WM (MMV), 4x4, 2000 г.
ИВЕКО M65E19WM Стелс (LMV), 4x4, 2001 г.
ИВЕКО ЕвроКарго Тектор ML140E24W, 4x4, 2002 г.
ИВЕКО Чентауро VBC (60 мм), 8x8, 2002 г.
ИВЕКО М250.40WM, 6x6, 2005 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с