JELCZ | |
999777999888111222444
|
ЕЛЬЧ
(JELCZ)
Ельч-Ласковице, Польша, 1968-2004
В конце 50-х гг. в небольшом городке Ельч-Ласковице на месте недостроенного во
время войны немецкого артиллерийского предприятия был образован Ельченский
автомобильный завод (Jelczanskie Zaklady Samochodowe, JZS), который стал
крупнейшим польским изготовителем тяжелых грузовиков. В конце 1959 г. там
начался выпуск 8-тонного автомобиля «Жубр» (Zubr) - «Зубр», а через год из его
ворот вышли первые автобусы. В 1968 г. появился новый грузовик «Ельч-315М» с
200-сильным дизельным двигателем SW680, выпускавшимся по лицензии английской
компании «Лейланд» (Leyland). Одновременно на его базе создали полноприводный
вариант «315TW» (4x4) для Войска польского. В 70-е гг. ориентация польской
экономики на преимущественное использование западного опыта привела к
лицензионной сборке австрийских грузовиков «Штайр» (Steyr).
Водомёт СХЛ А3-515 на шасси «Ельч Р420», 1983 г.
Ельч P662D34/320R6, 6X6, 1998 г.
Ельч P662D43/345R6, 6X6, 2000 г.
Ельч Р842К, 8X4, 2001 г.
Введенное 13 декабря 1981 г. в ПНР военное положение послужило поводом для
появления бронированных водомётов А3-515 Келецкого завода специальных
автомобилей СХЛ (SHL), широко применявшихся внутренними силами безопасности. Их
оборудование, смонтированное на 240-сильном шасси «Ельч Р420», включало цистерну
на 8 тыс. л воды, насос производительностью 2000 л/мин с приводом от
собственного мотора и два лафетных ствола, подававших жидкость под давлением до
20 бар. Последовавшие затем трудные времена заставили «Ельч» отказаться от
иностранной помощи, и в середине 90-х гг. завод оказался на грани банкротства.
Приватизация предприятия и крупные инвестиции частного капитала позволили не
только вдохнуть в него жизнь, но и заметно расширить производственную программу.
В конце 90-х гг. она включала обширную гамму гражданских грузовиков полной
массой 16-42 т, а также первую за всю историю «Ельча» серию специальных военных
автомобилей, удовлетворявших требованиям НАТО. Все они были созданы собственными
силами, но в качестве основных агрегатов на них использовали 6-цилиндровые
дизельные двигатели ИВЕКО (IVECO) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением,
немецкую 16-ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с гидродинамическим замедлителем
и 2-ступенчатую раздаточную коробку «Штайр» с пневматическим механизмом
блокировки дифференциала. Машины комплектовались двухконтурной пневматической
тормозной системой с АБС, рулевым механизмом с гидроусилителем, подвеской на
полуэллиптических рессорах и лебедкой с гидроприводом. Для армейских грузовиков
общего назначения служили многоцелевые шасси P442DS (4Х4) и P662D34 (6x6)
грузоподъемностью 8-12 т с дизелями ИВЕКО-8460 или «Курсор-8» (Cursor) мощностью
345-352 л.с. и удлиненными обтекаемыми кабинами над двигателем гражданского
образца. Семейство тактических автомобилей было выполнено на трех базовых шасси
P662D43 (6x6), Р842К (8x4) и P862D43 (8x6) грузоподъемностью от 12 до 26 т и
полной массой 23-42 т, оснащенных 430-сильным мотором «Курсор-10» и новой
2-местной цельнометаллической кабиной «134WP» со спальным местом или 6-местной
«134MWP» собственной разработки. На их базе разработали бортовые грузовики S442D
и S662D, топливозаправщики, мостоукладчики, контейнеровозы, танковые тягачи и
носители вооружения, находившиеся на уровне лучших мировых образцов. Они могли
двигаться по шоссе со скоростью до 95 км/ч, преодолевать подъемы крутизной 60% и
работать в составе автопоездов полной массой 40-60 т. В Войске польском
использовались также автобусы «Ельч», доработанные в соответствии с военными
нормами. В условиях свободного рынка новые коммерческие и армейские автомобили
так и не смогли спасти предприятие. В 2001 г. его вновь реорганизовали, а в 2004
г. грузовое отделение «Ельч» было признано банкротом.
Ельч P862D43, 8X6, 2001 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ЕЛЬЧ
(JELCZ)
Ельч-Ласковице
Польша
1968-
В конце 50-х гг. в небольшом городке Ельч-Ласковице на месте не достроенного во
время войны немецкого артиллерийского предприятия был образован Ельченский
автомобильный завод (Jelczanskie Zaklady Samochodowe, JZS), который стал
крупнейшим польским изготовителем тяжелых грузовиков. В конце 1959 г. там
начался выпуск 8-тонного автомобиля "Жубр" (Zubr) - "Зубр", а через год из его
ворот вышли первые автобусы. В 1968 г. появился новый грузовик "Ельч-315М" c
200-сильным дизельным двигателем SW680, выпускавшимся по лицензии английской
компании "Лейланд" (Leyland). Одновременно на его базе создали полноприводный
вариант "315TW" (4x4) для Войска польского. В 70-е гг. ориентация польской
экономики на преимущественное использование западного опыта привела к
лицензионной сборке австрийских грузовиков "Штайр" (Steyr). Введенное 13 декабря
1981 г. в ПНР военное положение послужило поводом для появления бронированных
водомётов А3-515 Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL), широко
применявшихся внутренними силами безопасности. Их оборудование, смонтированное
на 240-сильном шасси "Ельч Р420", включало цистерну на 8 тыс. л воды, насос
производительностью 2000 л/мин с приводом от собственного мотора и два лафетных
ствола, подававших жидкость под давлением до 20 бар. Последовавшие затем трудные
времена заставили "Ельч" отказаться от иностранной помощи, и в середине 90-х гг.
завод оказался на грани банкротства. Приватизация предприятия и крупные
инвестиции частного капитала позволили не только вдохнуть в него жизнь, но и
заметно расширить производственную программу. В конце 90-х гг. она включала
обширную гамму гражданских грузовиков полной массой 16-42 т, а также первую за
всю историю "Ельча" серию специальных военных автомобилей, удовлетворявших
требованиям НАТО. Все они были созданы собственными силами, но в качестве
основных агрегатов на них использовали 6-цилиндровые дизельные двигатели ИВЕКО (IVECO)
с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, немецкую 16-ступенчатую коробку
передач ЦФ (ZF) с гидродинамическим замедлителем и 2-ступенчатую раздаточную
коробку "Штайр" с пневматическим механизмом блокировки дифференциала. Машины
комплектовались двухконтурной пневматической тормозной системой с АБС, рулевым
механизмом с гидроусилителем, подвеской на полуэллиптических рессорах и лебедкой
с гидроприводом. Для армейских грузовиков общего назначения служили многоцелевые
шасси Р442DS (4x4) и Р662D34 (6x6) грузоподъемностью 8-12 т с дизелями
ИВЕКО-8460 или "Курсор-8" (Cursor) мощностью 345-352 л.с. и удлиненными
обтекаемыми кабинами над двигателем гражданского образца. Семейство тактических
автомобилей было выполнено на трех базовых шасси P662D43 (6x6), P842K (8x8) и
P862D43 (8x8) грузоподъемностью от 12 до 26 т и полной массой 23-42 т,
оснащенных 430-сильным мотором "Курсор-10" и новой 2-местной цельнометаллической
кабиной "134WP" со спальным местом или 6-местной "134MWP" собственной
разработки. На их базе разработали бортовые грузовики S442D и S662D,
топливозаправщики, мостоукладчики, контейнеровозы, танковые тягачи и носители
вооружения, находившиеся на уровне лучших мировых образцов. Они могли двигаться
по шоссе со скоростью до 95 км/ч, преодолевать подъемы крутизной 60% и работать
в составе автопоездов полной массой 40-60 т. В Войске польском использовались
также автобусы "Ельч", доработанные в соответствии с военными нормами. В
условиях свободного рынка новые коммерческие и армейские автомобили так и не
смогли спасти предприятие. В 2001 г. его вновь реорганизовали, а в 2004 г.
грузовое отделение "Ельч" было признано банкротом.
Водомёт СХЛ А3-515 на шасси "Ельч Р420", 1983 г.
Ельч P662D34/320R6, 6x6, 1998 г.
Ельч P662D43/345R6, 6x6, 2000 г.
Ельч P862D43, 8x8, 2001 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с