JELCZ
999777999888111222444
 

ЕЛЬЧ

(JELCZ)

Ельч-Ласковице, Польша, 1968-2004

В конце 50-х гг. в небольшом городке Ельч-Ласковице на месте недостроенного во время войны немецкого артиллерийского предприятия был образован Ельченский автомобильный завод (Jelczanskie Zaklady Samochodowe, JZS), который стал крупнейшим польским изготовителем тяжелых грузовиков. В конце 1959 г. там начался выпуск 8-тонного автомобиля «Жубр» (Zubr) - «Зубр», а через год из его ворот вышли первые автобусы. В 1968 г. появился новый грузовик «Ельч-315М» с 200-сильным дизельным двигателем SW680, выпускавшимся по лицензии английской компании «Лейланд» (Leyland). Одновременно на его базе создали полноприводный вариант «315TW» (4x4) для Войска польского. В 70-е гг. ориентация польской экономики на преимущественное использование западного опыта привела к лицензионной сборке австрийских грузовиков «Штайр» (Steyr).

Водомёт СХЛ А3-515 на шасси «Ельч Р420», 1983 г.

Ельч P662D34/320R6, 6X6, 1998 г.

Ельч P662D43/345R6, 6X6, 2000 г.

Ельч Р842К, 8X4, 2001 г.

Введенное 13 декабря 1981 г. в ПНР военное положение послужило поводом для появления бронированных водомётов А3-515 Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL), широко применявшихся внутренними силами безопасности. Их оборудование, смонтированное на 240-сильном шасси «Ельч Р420», включало цистерну на 8 тыс. л воды, насос производительностью 2000 л/мин с приводом от собственного мотора и два лафетных ствола, подававших жидкость под давлением до 20 бар. Последовавшие затем трудные времена заставили «Ельч» отказаться от иностранной помощи, и в середине 90-х гг. завод оказался на грани банкротства. Приватизация предприятия и крупные инвестиции частного капитала позволили не только вдохнуть в него жизнь, но и заметно расширить производственную программу. В конце 90-х гг. она включала обширную гамму гражданских грузовиков полной массой 16-42 т, а также первую за всю историю «Ельча» серию специальных военных автомобилей, удовлетворявших требованиям НАТО. Все они были созданы собственными силами, но в качестве основных агрегатов на них использовали 6-цилиндровые дизельные двигатели ИВЕКО (IVECO) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, немецкую 16-ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с гидродинамическим замедлителем и 2-ступенчатую раздаточную коробку «Штайр» с пневматическим механизмом блокировки дифференциала. Машины комплектовались двухконтурной пневматической тормозной системой с АБС, рулевым механизмом с гидроусилителем, подвеской на полуэллиптических рессорах и лебедкой с гидроприводом. Для армейских грузовиков общего назначения служили многоцелевые шасси P442DS (4Х4) и P662D34 (6x6) грузоподъемностью 8-12 т с дизелями ИВЕКО-8460 или «Курсор-8» (Cursor) мощностью 345-352 л.с. и удлиненными обтекаемыми кабинами над двигателем гражданского образца. Семейство тактических автомобилей было выполнено на трех базовых шасси P662D43 (6x6), Р842К (8x4) и P862D43 (8x6) грузоподъемностью от 12 до 26 т и полной массой 23-42 т, оснащенных 430-сильным мотором «Курсор-10» и новой 2-местной цельнометаллической кабиной «134WP» со спальным местом или 6-местной «134MWP» собственной разработки. На их базе разработали бортовые грузовики S442D и S662D, топливозаправщики, мостоукладчики, контейнеровозы, танковые тягачи и носители вооружения, находившиеся на уровне лучших мировых образцов. Они могли двигаться по шоссе со скоростью до 95 км/ч, преодолевать подъемы крутизной 60% и работать в составе автопоездов полной массой 40-60 т. В Войске польском использовались также автобусы «Ельч», доработанные в соответствии с военными нормами. В условиях свободного рынка новые коммерческие и армейские автомобили так и не смогли спасти предприятие. В 2001 г. его вновь реорганизовали, а в 2004 г. грузовое отделение «Ельч» было признано банкротом.

Ельч P862D43, 8X6, 2001 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЕЛЬЧ
(JELCZ)
Ельч-Ласковице
Польша
1968-
В конце 50-х гг. в небольшом городке Ельч-Ласковице на месте не достроенного во время войны немецкого артиллерийского предприятия был образован Ельченский автомобильный завод (Jelczanskie Zaklady Samochodowe, JZS), который стал крупнейшим польским изготовителем тяжелых грузовиков. В конце 1959 г. там начался выпуск 8-тонного автомобиля "Жубр" (Zubr) - "Зубр", а через год из его ворот вышли первые автобусы. В 1968 г. появился новый грузовик "Ельч-315М" c 200-сильным дизельным двигателем SW680, выпускавшимся по лицензии английской компании "Лейланд" (Leyland). Одновременно на его базе создали полноприводный вариант "315TW" (4x4) для Войска польского. В 70-е гг. ориентация польской экономики на преимущественное использование западного опыта привела к лицензионной сборке австрийских грузовиков "Штайр" (Steyr). Введенное 13 декабря 1981 г. в ПНР военное положение послужило поводом для появления бронированных водомётов А3-515 Келецкого завода специальных автомобилей СХЛ (SHL), широко применявшихся внутренними силами безопасности. Их оборудование, смонтированное на 240-сильном шасси "Ельч Р420", включало цистерну на 8 тыс. л воды, насос производительностью 2000 л/мин с приводом от собственного мотора и два лафетных ствола, подававших жидкость под давлением до 20 бар. Последовавшие затем трудные времена заставили "Ельч" отказаться от иностранной помощи, и в середине 90-х гг. завод оказался на грани банкротства. Приватизация предприятия и крупные инвестиции частного капитала позволили не только вдохнуть в него жизнь, но и заметно расширить производственную программу. В конце 90-х гг. она включала обширную гамму гражданских грузовиков полной массой 16-42 т, а также первую за всю историю "Ельча" серию специальных военных автомобилей, удовлетворявших требованиям НАТО. Все они были созданы собственными силами, но в качестве основных агрегатов на них использовали 6-цилиндровые дизельные двигатели ИВЕКО (IVECO) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, немецкую 16-ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с гидродинамическим замедлителем и 2-ступенчатую раздаточную коробку "Штайр" с пневматическим механизмом блокировки дифференциала. Машины комплектовались двухконтурной пневматической тормозной системой с АБС, рулевым механизмом с гидроусилителем, подвеской на полуэллиптических рессорах и лебедкой с гидроприводом. Для армейских грузовиков общего назначения служили многоцелевые шасси Р442DS (4x4) и Р662D34 (6x6) грузоподъемностью 8-12 т с дизелями ИВЕКО-8460 или "Курсор-8" (Cursor) мощностью 345-352 л.с. и удлиненными обтекаемыми кабинами над двигателем гражданского образца. Семейство тактических автомобилей было выполнено на трех базовых шасси P662D43 (6x6), P842K (8x8) и P862D43 (8x8) грузоподъемностью от 12 до 26 т и полной массой 23-42 т, оснащенных 430-сильным мотором "Курсор-10" и новой 2-местной цельнометаллической кабиной "134WP" со спальным местом или 6-местной "134MWP" собственной разработки. На их базе разработали бортовые грузовики S442D и S662D, топливозаправщики, мостоукладчики, контейнеровозы, танковые тягачи и носители вооружения, находившиеся на уровне лучших мировых образцов. Они могли двигаться по шоссе со скоростью до 95 км/ч, преодолевать подъемы крутизной 60% и работать в составе автопоездов полной массой 40-60 т. В Войске польском использовались также автобусы "Ельч", доработанные в соответствии с военными нормами. В условиях свободного рынка новые коммерческие и армейские автомобили так и не смогли спасти предприятие. В 2001 г. его вновь реорганизовали, а в 2004 г. грузовое отделение "Ельч" было признано банкротом.
Водомёт СХЛ А3-515 на шасси "Ельч Р420", 1983 г.
Ельч P662D34/320R6, 6x6, 1998 г.
Ельч P662D43/345R6, 6x6, 2000 г.
Ельч P862D43, 8x8, 2001 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с