KAELBLE
999111222333444555888
 

КЭЛБЛЕ

(KAELBLE)

Бакнанг, Германия, 1936-1987

Семейная немецкая фирма «Кэлбле», ведущая начало от моторо- и машиностроительной мастерской, существовавшей с 1884 г., занималась изготовлением самых разнообразных машин и оборудования, из которых главной продукцией была широкая гамма дорожно-строительной техники, а грузовики и тягачи всегда занимали второстепенное место.

Кэлбле Z6WA, 6X4, 1937 г.

Кэлбле KDV832S, 6X6, 1952 г.

Кэлбле KV410LF, 1951 г.

Кэлбле KDV833S, 6X4, 1960 г.

Кэлбле KDV832SF, 6X6, 1955 г.

Именно это обстоятельство привело к тому, что в автомобильной области на долю «Кэлбле» приходились в основном тяжелые тягачи и специальная колесная техника гражданского назначения, выпускавшаяся в единичных экземплярах. Все это наложило отпечаток и на деятельность фирмы в военной области: располагая серьезными конструктивными наработками, но ограниченными производственными возможностями, она так и не смогла получить крупные государственные заказы на армейскую автотехнику.

Первыми военными машинами «Кэлбле» в 1936 г. стали обычные 36-сильные колесные тракторы, переоборудованные в аэродромные тягачи Z2S для Люфтваффе. Так военно-воздушные силы Германии на короткое время стали основным заказчиком автомобилей-тягачей «Кэлбле», выполненных на шасси стандартных грузовиков. В 1936-37 гг. фирма изготовила 30 короткобазных аэродромных тягачей Z6WA (6x4) со 100-сильным дизелем, 5-ступенчатой коробкой передач, лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс и двумя задними местами для сцепщиков. За два последующих года было построено еще 120 балластных машин Z8V2A со 130-сильным двигателем и 6-ступенчатой коробкой передач. Главной же техникой для Вермахта были гусеничные бульдозеры, скреперы, электрогенераторы, моторы для легких судов.

В послевоенное время, в условиях острой нехватки грузового автотранспорта в ФРГ, фирма «Кэлбле» начала выпуск машин для перевозки грузов. В вооруженных силах они почти не использовались, а тягачи новых моделей изготовлялись в основном по заказу германских железных дорог. Вместе с тем в первой половине 50-х гг. фирма «Кэлбле» оказалась единственным немецким изготовителем специальных военных автомобилей, поставлявшихся в единичных количествах в оккупационные силы. Среди них были аэродромные топливозаправщики вместимостью 6 тыс. л на 80-сильном бескапотном шасси KV410LF и 125-сильные крановые шасси KV625. Гамму тягачей для буксировки тяжелого оборудования и гусеничной бронетехники составляли 22-тонные капотные седельные автомобили KDV833S (6x4) и KDV832S (6х6), а также бескапотные балластные машины KDV631SF, KDV680SF и KDV832SF (6х6) с дизельными двигателями (14,3 и 19,1 л, 150-200 л.с.). С 1955 г. они служили в подразделениях Бундесвера и НАТО, но разгоревшаяся к тому времени борьба за военные заказы вновь отодвинула «Кэлбле» на второй план. В 50-60-е гг. фирма принимала участие в конкурсах на создание 15- и 25-тонных седельных тягачей, 10-тонных армейских грузовиков, но лидерство в этой области уже прочно утвердилось за компанией ФАУН (FAUN). Лишь в 70-е гг. на «Кэлбле» изготовили несколько тяжелых военных тягачей KDVW400S и KDVW500S (6х6) с дизелями мощностью 400 и 525 л.с. соответственно, предназначенных для буксировки полуприцепов грузоподъемностью 60-80 т и работы в составе автопоездов полной массой 140-250 т. Они оказались одними из последних автомобилей марки «Кэлбле». До конца 80-х гг. основной военной продукцией «Кэлбле» оставались карьерные самосвалы, бульдозеры, автогрейдеры и пневмоколесные погрузчики, применявшиеся в строительных и инженерных частях Бундесвера.

Кэлбле KDVW500S, 6X6, 1977 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КЭЛБЛЕ
(KAELBLE)
Бакнанг
Германия
1936-1987
Семейная немецкая фирма "Кэлбле", ведущая начало от моторо- и машиностроительной мастерской, существовавшей с 1884 г., занималась изготовлением самых разнообразных машин и оборудования, из которых главной продукцией была широкая гамма дорожно-строительной техники, а грузовики и тягачи всегда занимали второстепенное место. Именно это обстоятельство привело к тому, что в автомобильной области на долю "Кэлбле" приходились в основном тяжелые тягачи и специальная колесная техника гражданского назначения, выпускавшаяся в единичных экземплярах. Все это наложило отпечаток и на деятельность фирмы в военной области: располагая серьезными конструктивными наработками, но ограниченными производственными возможностями, она так и не смогла получить крупные государственные заказы на армейскую автотехнику.
Первыми военными машинами "Кэлбле" в 1936 г. стали обычные 36-сильные колесные тракторы, переоборудованные в аэродромные тягачи Z2S для Люфтваффе. Так военно-воздушные силы Германии на короткое время стали основным заказчиком автомобилей-тягачей "Кэлбле", выполненных на шасси стандартных грузовиков. В 1936-37 гг. фирма изготовила 30 короткобазных аэродромных тягачей Z6WA (6x6) со 100-сильным дизелем, 5-ступенчатой коробкой передач, лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс и двумя задними местами для сцепщиков. За два последующих года было построено еще 120 балластных машин Z8V2A со 130-сильным двигателем и 6-ступенчатой коробкой передач. Главной же техникой для Вермахта были гусеничные бульдозеры, скреперы, электрогенераторы, моторы для легких судов.
В послевоенное время, в условиях острой нехватки грузового автотранспорта в ФРГ, фирма "Кэлбле" начала выпуск машин для перевозки грузов. В вооруженных силах они почти не использовались, а тягачи новых моделей изготовлялись в основном по заказу германских железных дорог. Вместе с тем в первой половине 50-х гг. фирма "Кэлбле" оказалась единственным немецким изготовителем специальных военных автомобилей, поставлявшихся в единичных количествах в оккупационные силы. Среди них были аэродромные топливозаправщики вместимостью 6 тыс. л на 80-сильном бескапотном шасси KV410LF и 125-сильные крановые шасси KV625. Гамму тягачей для буксировки тяжелого оборудования и гусеничной бронетехники составляли 22-тонные капотные седельные автомобили KDV833S (6x6) и KDV832S (6x6), а также бескапотные балластные машины KDV631SF, KDV680SF и KDV832SF (6x6) с дизельными двигателями (14,3 и 19,1 л, 150-200 л.с.). С 1955 г. они служили в подразделениях Бундесвера и НАТО, но разгоревшаяся к тому времени борьба за военные заказы вновь отодвинула "Кэлбле" на второй план. В 50-60-е гг. фирма принимала участие в конкурсах на создание 15- и 25-тонных седельных тягачей, 10-тонных армейских грузовиков, но лидерство в этой области уже прочно утвердилось за компанией ФАУН (FAUN). Лишь в 70-е гг. на "Кэлбле" изготовили несколько тяжелых военных тягачей KDVW400S и KDVW500S (6x6) с дизелями мощностью 400 и 525 л.с. соответственно, предназначенных для буксировки полуприцепов грузоподъемностью 60-80 т и работы в составе автопоездов полной массой 140-250 т. Они оказались одними из последних автомобилей марки "Кэлбле". До конца 80-х гг. основной военной продукцией "Кэлбле" оставались карьерные самосвалы, бульдозеры, автогрейдеры и пневмоколесные погрузчики, применявшиеся в строительных и инженерных частях Бундесвера.
Кэлбле Z6WA, 6x6, 1937 г.
Кэлбле KV410LF, 1951 г.
Кэлбле KDV832S, 6x6, 1952 г.
Кэлбле KDV832SF, 6x6, 1955 г.
Кэлбле KDV833S, 6x6, 1960 г.
Кэлбле KDVW500S, 6x6, 1977 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с