KAISER/KAISER JEEP
777111222333444555000
 

КАЙЗЕР/КАЙЗЕР ДЖИП

(KAISER/KAISER JEEP)

Уиллоу Ран/Толидо/Саус Бенд, США, 1943, 1963-1970

Во время Второй мировой войны Генри Джон Кайзер (Henry John Kaiser, 1882-1967), выходец из семьи немецких эмигрантов, подрядившись выполнить крупный заказ американского правительства на изготовление судов-сухогрузов для ленд-лизовских конвоев, нажил огромное состояние, позволившее основать корпорацию «Кайзер Индастриз» (Kaiser Industries). С 1947 г. ее автомобильное отделение «Кайзер Моторс» (Kaiser Motors) или «Кайзер-Фрэйзер» (Kaiser-Frazer) стало одним из наиболее активных изготовителей легковых автомобилей, но смогло продержаться лишь 8 лет. Предвидя неминуемый крах своего предприятия, 28 апреля 1953 г. Генри Кайзер выкупил фирму «Виллис» (Willys) из Толидо, основав там свое отделение «Кайзер-Виллис» (Kaiser-Willys Division). Его главной продукцией были легкие многоцелевые полноприводные автомобили, известные под названием «Джип» (Jeep). Вскоре и оно оказалось в критическом состоянии и в 1963 г. было преобразовано в новую компанию «Кайзер Джип».

Кайзер-1160, 4х4, 1943 г.

Кайзер Джип М151А1, 4х4, 1969 г.

Кайзер Джип М606, 4х4, 1964 г.

Созданием автомобилей Генри Кайзер начал заниматься еще во времена, когда его компания изготовляла простые морские суда. В 1943 г., в рамках конкурса на сверхлегкий разведывательный джип, он построил 6 разных опытных машин 4х4 с колесной базой 1780-1830 мм, Х-образной лонжеронной рамой, независимой пружинной подвеской и 14-дюймовыми колесами. Наиболее удачный вариант «Кайзер-1160» снабжался мотором «Континентал» (Continental) воздушного охлаждения (2,3 л, 52 л.с.) и имел массу 640 кг. Самый маленький, шестой, вариант, весивший 590 кг, получил 1,4-литровый мотор мощностью 25 л.с.

После долгого перерыва, военные автомобили стали главной продукцией компании «Кайзер Джип». Потеря унаследованного от «Виллиса» джипа М38А1, не выдержавшего конкуренции со стороны более совершенной машины М151 компании «Форд» (Ford), была компенсирована организацией сборки в Толидо автомобилей М151 (1963-69 гг.) и М151А1 (1969-70 гг.). Единственным напоминанием о джипе М38А1 оставался длиннобазный санитарный автомобиль М170, предлагавшийся лишь до 1964 г. Для поставки в страны третьего мира и лицензионной сборки фирма до 1968 г. продолжала выпуск джипов М606 и М606А1, базировавшихся на гражданских шасси CJ3B и CJ5. В 1969 г. к ним добавился штабной вариант М606А2 с радиостанцией, внешне отличавшийся от М38А1 лишь отсутствием буксирных петель на переднем бампере. Наиболее кардинальные изменения компания «Кайзер Джип» внесла в конструкцию универсальной транспортной тележки М274 «Механический мул» (Mechanical Mule). Это были версии М274А2, М274АЗ и М274А4 с оппозитным 2-цилиндровым двигателем АО-42 воздушного охлаждения мощностью 12,5 л.с., установленным под задней частью грузовой платформы. В 1965 г. сборку 14-сильного варианта М274А5 передали фирме «Бэйлфилд Индастриз» (Bailfield Industries), а затем эту машину выпускали компании «Би-Эм-Уай» (BMY) и «Брансуик» (Brunswick).

Очередным важным приобретением стала покупка в начале 1964 г. завода обанкротившейся компании «Студебекер» (Studebaker) в Саус Бенде. В результате программа «Кайзер Джипа» пополнилась стандартизованной гаммой 2,5-тонных армейских грузовиков серии М35 (6х6) с обширным шлейфом модификаций.

Кайзер Джип М715 Гладиатор, 4х4, 1968 г.

Кайзер Джип М725, 4х4, 1968 г.

Кайзер Джип М726, 4х4, 1969 г.

Кайзер Джип М35А2, 6х6, 1969 г.

Кайзер Джип М51А2, 6х6, 1968 г.

В мае того же года фирма получила контракт и на 5-тонную серию М54 (6х6), выпускавшуюся фирмами «Интернэшнл» (International), «Даймонд Т» (Diamond Т), «Уайт» (White) и «Мак» (Mack). Первая 2,5-тонная гамма М35А1 получила многотопливный двигатель «Континентал LDS-427-2» (Continental) с турбонаддувом (7,0 л, 140 л.с.). В 1969 г. началось производство версии А2 со 140-сильным мотором LD-465-1 без наддува. На ее основе фирма приступила к созданию новой 2,5-тонной серии М600, выполненной в соответствии с требованиями НАТО. Вторая 5-тонная серия включала три базовых шасси М39А2, М40А2 и М61А2 с колесной базой 4240 и 4550 мм, бортовые грузовики М54А2, самосвалы М51А2, седельные тягачи М52А2, а также их многочисленные производные, оснащенные многотопливным двигателем LD-465-1A (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом.

Считается, что единственной собственной разработкой фирмы «Кайзер Джип» в военной области была гамма многоцелевых 1,25-тонных машин серии М715 (4х4). На самом деле их основой являлся грузопассажирский «Виллис Стэйшн Вэгон» (Station Wagon). В 1963 г. его развитием стало семейство «Вэгонир» (Wagoneer), на шасси которого выпускали пикапы серии J10/J20 «Гладиатор» (Gladiator). Первые военные варианты ХМ715 были построены и испытаны в 196З-64 гг., став заменой известной серии М37. В январе 1967 г. началось серийное производство базового цельнометаллического пикапа М715 с открытой кабиной и характерной «хищной» облицовкой радиатора. Автомобиль получил рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель (4,2 л, 120 л.с.), механическую 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную, главные гипоидные передачи, рессорную подвеску неразрезных мостов, односкатные 16-дюймовые колеса, переднюю лебедку и дисковые колеса. С полной нагрузкой он развивал максимальную скорость 96 км/ч, отличался простотой и достаточно высокой проходимостью. Его вариантами стали шасси с кабиной М724, санитарная машина М725 с цельнометаллическим кузовом и передвижная мастерская М726. Среди опытных версий следует отметить пикап с четырьмя ведущими гусеницами «Уна-Трэк» (Una-Track) фирмы «Бауэр» (Bauer). До мая 1969 г. «Кайзер Джип» построил 30,5 тыс. машин серии М715.

Эта серия принесла фирме новые преобразования. В 1967 г. в Саус Бенде было сформировано Отделение военной техники и выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division). Когда же зимой 1970 г. компанию «Кайзер Джип» выкупила корпорация «Америкэн Моторс» (American Motors Corporation, АМС), оно поначалу стало ее военным отделением, а весной 1971 г. превратилось в самостоятельную военно-промышленную компанию «АМ Дженерал» (AM General). Наследником второго гражданского отделения «Кайзер Джип» в Толидо сегодня остается компания «Джип» (Jeep).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КАЙЗЕР/КАЙЗЕР ДЖИП
(KAISER/KAISER JEEP)
Уиллоу Ран/Толидо/Саус Бенд
США
1943, 1963-1970
Во время Второй мировой войны Генри Джон Кайзер (Henry John Kaiser, 1882-1967), выходец из семьи немецких эмигрантов, подрядившись выполнить крупный заказ американского правительства на изготовление судов-сухогрузов для ленд-лизовских конвоев, нажил огромное состояние, позволившее основать корпорацию "Кайзер Индастриз" (Kaiser Industries). С 1947 г. ее автомобильное отделение "Кайзер Моторс" (Kaiser Motors) или "Кайзер-Фрэйзер" (Kaiser-Frazer) стало одним из наиболее активных изготовителей легковых автомобилей, но смогло продержаться лишь 8 лет. Предвидя неминуемый крах своего предприятия, 28 апреля 1953 г. Генри Кайзер выкупил фирму "Виллис" (Willys) из Толидо, основав там свое отделение "Кайзер-Виллис" (Kaiser-Willys Division). Его главной продукцией были легкие многоцелевые полноприводные автомобили, известные под названием "Джип" (Jeep). Вскоре и оно оказалось в критическом состоянии и в 1963 г. было преобразовано в новую компанию "Кайзер Джип".
Созданием автомобилей Генри Кайзер начал заниматься еще во времена, когда его компания изготовляла простые морские суда. В 1943 г., в рамках конкурса на сверхлегкий разведывательный джип, он построил 6 разных опытных машин 4x4 с колесной базой 1780-1830 мм, Х-образной лонжеронной рамой, независимой пружинной подвеской и 14-дюймовыми колесами. Наиболее удачный вариант "Кайзер-1160" снабжался мотором "Континентал" (Continental) воздушного охлаждения (2,3 л, 52 л.с.) и имел массу 640 кг. Самый маленький, шестой, вариант, весивший 590 кг, получил 1,4-литровый мотор мощностью 25 л.с.
После долгого перерыва, военные автомобили стали главной продукцией компании "Кайзер Джип". Потеря унаследованного от "Виллиса" джипа М38А1, не выдержавшего конкуренции со стороны более совершенной машины М151 компании "Форд" (Ford), была компенсирована организацией сборки в Толидо автомобилей М151 (1963-69 гг.) и М151А1 (1969-70 гг.). Единственным напоминанием о джипе М38А1 оставался длиннобазный санитарный автомобиль М170, предлагавшийся лишь до 1964 г. Для поставки в страны третьего мира и лицензионной сборки фирма до 1968 г. продолжала выпуск джипов М606 и М606А1, базировавшихся на гражданских шасси CJ3B и CJ5. В 1969 г. к ним добавился штабной вариант М606А2 с радиостанцией, внешне отличавшийся от M38A1 лишь отсутствием буксирных петель на переднем бампере. Наиболее кардинальные изменения компания "Кайзер Джип" внесла в конструкцию универсальной транспортной тележки М274 "Механический мул" (Mechanical Mule). Это были версии М274А2, М274А3 и М274А4 с оппозитным 2-цилиндровым двигателем АО-42 воздушного охлаждения мощностью 12,5 л.с., установленным под задней частью грузовой платформы. В 1965 г. сборку 14-сильного варианта М274А5 передали фирме "Бэйлфилд Индастриз" (Bailfield Industries), а затем эту машину выпускали компании "Би-Эм-Уай" (BMY) и "Брансуик" (Brunswick).
Очередным важным приобретением стала покупка в начале 1964 г. завода обанкротившейся компании "Студебекер" (Studebaker) в Саус Бенде. В результате программа "Кайзер Джипа" пополнилась стандартизованной гаммой 2,5-тонных армейских грузовиков серии М35 (6x6) с обширным шлейфом модификаций. В мае того же года фирма получила контракт и на 5-тонную серию М54 (6x6), выпускавшуюся фирмами "Интернэшнл" (International), "Даймонд Т" (Diamond T), "Уайт" (White) и "Мак" (Mack). Первая 2,5-тонная гамма М35А1 получила многотопливный двигатель "Континентал LDS-427-2" (Continental) с турбонаддувом (7,0 л, 140 л.с.). В 1969 г. началось производство версии А2 со 140-сильным мотором LD-465-1 без наддува. На ее основе фирма приступила к созданию новой 2,5-тонной серии М600, выполненной в соответствии с требованиями НАТО. Вторая 5-тонная серия включала три базовых шасси М39А2, М40А2 и М61А2 с колесной базой 4240 и 4550 мм, бортовые грузовики М54А2, самосвалы М51А2, седельные тягачи М52А2, а также их многочисленные производные, оснащенные многотопливным двигателем LD-465-1A (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом.
Считается, что единственной собственной разработкой фирмы "Кайзер Джип" в военной области была гамма многоцелевых 1,25-тонных машин серии М715 (4x4). На самом деле их основой являлся грузопассажирский "Виллис Стэйшн Вэгон" (Station Wagon). В 1963 г. его развитием стало семейство "Вэгонир" (Wagoneer), на шасси которого выпускали пикапы серии J10/J20 "Гладиатор" (Gladiator). Первые военные варианты ХМ715 были построены и испытаны в 1963-64 гг., став заменой известной серии М37. В январе 1967 г. началось серийное производство базового цельнометаллического пикапа М715 с открытой кабиной и характерной "хищной" облицовкой радиатора. Автомобиль получил рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель (4,2 л, 120 л.с.), механическую 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную, главные гипоидные передачи, рессорную подвеску неразрезных мостов, односкатные 16-дюймовые колеса, переднюю лебедку и дисковые колеса. С полной нагрузкой он развивал максимальную скорость 96 км/ч, отличался простотой и достаточно высокой проходимостью. Его вариантами стали шасси с кабиной М724, санитарная машина М725 с цельнометаллическим кузовом и передвижная мастерская М726. Среди опытных версий следует отметить пикап с четырьмя ведущими гусеницами "Уна-Трэк" (Una-Track) фирмы "Бауэр" (Bauer). До мая 1969 г. "Кайзер Джип" построил 30,5 тыс. машин серии М715.
Эта серия принесла фирме новые преобразования. В 1967 г. в Саус Бенде было сформировано Отделение военной техники и выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division). Когда же зимой 1970 г. компанию "Кайзер Джип" выкупила корпорация "Америкэн Моторс" (American Motors Corporation, AMC), оно поначалу стало ее военным отделением, а весной 1971 г. превратилось в самостоятельную военно-промышленную компанию "АМ Дженерал" (AM General). Наследником второго гражданского отделения "Кайзер Джип" в Толидо сегодня остается компания "Джип" (Jeep).
Кайзер-1160, 4x4, 1943 г.
Кайзер Джип М606, 4x4, 1964 г.
Кайзер Джип М54А2, 6x6, 1968 г.
Кайзер Джип М715 Гладиатор, 4x4, 1968 г.
Кайзер Джип М725, 4x4, 1968 г.
Кайзер Джип М35А2, 6x6, 1969 г.
Кайзер Джип М151А1, 4x4, 1969 г.
Кайзер Джип М726, 4x4, 1969 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с