КАМАЗ | |
444555444555444555000
|
КамАЗ
(KamAZ)
Набережные Челны, СССР/Россия, 1976-
Сегодня грузовики Камского автомобильного завода (КамАЗ) широко используются в
Российской армии. Строительство КамАЗа началось в декабре 1969 г. в Набережных
Челнах Татарской АССР (в 1984-90 гг. - город Брежнев). В феврале 1976 г. с его
конвейера сошли первые грузовики, считавшиеся одним из наиболее крупных
достижений советской автомобильной промышленности. В первую партию входил
8-тонный бортовой автомобиль КамАЗ-5320 (6x4) и его разновидности, рассчитанные
в первую очередь для эксплуатации в народном хозяйстве СССР. Через несколько лет
в программу вошли их модернизированные версии, выполненные на основе базового
10-тонного грузовика 53212, а в 1983 г. с вводом в строй второй очереди завода
началось изготовление 6-тонного армейского автомобиля КамАЗ-4310 (6х6) с
постоянным приводом всех колес с односкатной ошиновкой. От серийной продукции он
отличался передним ведущим мостом, 2-х ступенчатой раздаточной коробкой,
межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой, лебедкой с тяговым
усилием 6-8 тс, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
(в пределах 0,7-3,0 кгс/см2), двумя топливными баками общей емкостью 240 л и
металлической грузовой платформой с откидными скамейками на 30 солдат и тентом.
КамАЗ-4310, 6х6, 1983 г.
КамАЗ-43101 с перегружателем сменных кузовов, 1995/2003 г.
Топливная цистерна АЦ-10 на шасси КамАЗ-53212-1310, 6x4
Машина технической помощи МТП-А2 на шасси КамАЗ-43101
Как и гражданские машины, армейский вариант комплектовали дизельным двигателем
КамАЗ-740 (10,8 л, 210 л.с.) V8 с тороидальными камерами сгорания и отдельными
головками блока на каждый цилиндр, сухим 2-дисковым сцеплением, 5-ступенчатой
коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, барабанными тормозами с
пневмоприводом, рессорной подвеской и откидывающейся 3-местной кабиной. В 1989
г. его сменил 220-сильный КамАЗ-43101. Эти машины развивали максимальную
скорость 85 км/ч, преодолевали подъем крутизной 31° и брод глубиной 1,5 м. Их
принципиальная конструкция сохраняется на всех современных военных автомобилях
КамАЗ. В Советской армии их использовали для доставки личного состава и воинских
грузов, буксировки артиллерийских систем массой до 7 т. На таких шасси
устанавливались типовые кузова-фургоны К-4310 Шумерлинского завода с различным
оснащением, топливо- и маслозаправщики АТЗ-7 и АТМЗ-5,5, радиолокационные
комплексы «Каста», установки перекачки горючего ПСГ-300, системы
радиоэлектронной борьбы и шумовых помех, контейнерные перегружатели и т.д.
Седельный тягач «4410» служил для буксировки 15-тонных полуприцепов со
специальным оборудованием, а машина технической помощи МТП-А2 применялась для
вывоза поврежденной колесной техники в полупогруженном положении.
С началом перестройки и появлением в СССР большого количества импортных
грузовиков положение Камского объединения по производству большегрузных
автомобилей «КамАЗ» пошатнулось. В августе 1990 г. КамАЗ стал акционерным
обществом. Разработка нового поколения гражданских грузовиков началась на
переломе 80-90-х гг., но в апреле 1993 г. к многочисленным техническим и
финансовым проблемам прибавился сильный пожар, уничтоживший моторное
производство КамАЗа. Все эти проблемы на несколько лет отодвинули внедрение
третьего поколения грузовиков, выпуск которых начался только в середине 90-х гг.
Его основой по-прежнему оставались гражданские автомобили, среди которых
базовыми считались новый 6,5-тонный грузовик «4325» (4x2) и 11-тонный «53215»
(6x4).
КамАЗ-4326, 4х4, 1995 г.
Боевая машина БПМ-2000, 4х4, 2001 г.
КамАЗ-43114, 6х6, 1996 г.
КамАЗ-43118, 6х6, 1998 г.
Седельный тягач КамАЗ-44118 с бронированной кабиной, 2003 г.
Вслед за новыми гражданскими машинами появилась более совершенная гамма
армейских автомобилей с одинарной ошиновкой, лебедкой и 24-вольтовым
электрооборудованием, способных работать при температурах от -50 до +50 °C,
сильной запыленности и относительной влажности 98%, на высоте до 4650 м над
уровнем моря. Они получили обновленную кабину увеличенной высоты, систему
подкачки шин в диапазоне давления от 0,8 до 4,5 кгс/см2, топливные баки
вместимостью 250-290 л и герметизацию основных узлов, позволившую преодолевать
водные преграды глубинной до 1,75 м. В 1995 г. был представлен 4-тонный военный
грузовик КамАЗ-4326 (4х4), унифицированный с машинами 6х6 и оснащенный
220-сильным дизелем (впоследствии - 240- и 260-сильными двигателями с
турбонаддувом). В 2000-е гг. появился КамАЗ-43261 с колесной базой, укороченной
с 4200 до 3670 мм. Первый 6-тонный автомобиль семейства КамАЗ-43114 (6х6)
двойного назначения, выпускающийся с 1996 г., представлял модернизацию серии
«43101» с 260-сильным дизельным двигателем КамАЗ-7403 V8. За ним последовал
10-тонный вариант КамАЗ-43118 с удлиненной на 353 мм колесной базой, чуть
расширенной колеёй и 10-ступенчатой коробкой передач. Все они развивали
максимальную скорость 90 км/ч, преодолевали подъемы крутизной 53-60%, могли
буксировать прицепные системы массой 7-12 т и служили базой для многочисленных
специальных исполнений. В 1997 г. на 220-сильном шасси «4326» (4х4) была
построена опытная бронированная машина БПМ-97 для пограничной службы,
разработанная при участии НПЦ МГТУ имени Н. Э. Баумана и НИИ стали. Она
снабжалась стальным несущим корпусом Курганского машзавода, в котором
размещалось отделение на 8 человек личного состава, а на поворотной башне с
12,7-мм пулеметом можно было установить гранатомет или противотанковые ракетные
комплексы. Вариант БПМ-2000 оборудовали моторами мощностью 240-260 л.с. и
14,5-мм пулеметом. В начале 2000-х гг. для Федеральной погранслужбы России завод
изготовил партию таких машин, а в мае 2003 г. получил заказ на поставку
240-сильных бронеавтомобилей «КамАЗ-43269 Выстрел» (4х4). Эта модель станет
основой бронемашин 6х6 и 8х8. Грузовики серий «43114» и «43118» (6х6) и
седельные тягачи «44108/44118» предлагаются с локальным бронированием кабин и
жизненно важных узлов и систем. Новые машины унаследовали от прежней серии
«43101» все ее военные профессии. На шасси КамАЗ-43114 Шумерлинский завод
специализированных автомобилей предлагает многоцелевой фургон КМ-43114, систему
сменных контейнеров КК4 и машину технической помощи МТП-А2.М. На шасси
КамАЗ-43118 устанавливаются секции нового понтонного парка ПП-91.
Работы над новым семейством тактических грузовиков начались еще в конце 70-х гг.
в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1976 г.,
которым был присвоен военный код «Мустанг». Лишь в 1997 г. КамАЗ завершил
разработку унифицированной гаммы многоцелевых армейских машин «Мустанг» для
работы в наиболее неблагоприятных условиях, перевозки 30-40 человек личного
состава, буксировки прицепов массой до 15 т и монтажа вооружения, военной
техники и контейнеров массой 5,1-11,6 т.
КамАЗ-6350, 8х8, 2002 г.
КамАЗ-4911, 4х4, 2003 г.
В нее вошли бортовые грузовики «4350» (4х4), «5350» (6х6) и «6350» (8х8)
грузоподъемностью 4, 6 и 10 т, оснащенные дизельными двигателями КамАЗ мощностью
240, 260 и 360 л.с. соответственно, лебедками с тяговым усилием 7,7-8,0 тс и
топливными баками вместимостью от 295 до 560 л. По общей конструкции все они
унифицированы с описанными выше машинами, но 4-осный вариант вначале оснащался
гидротрансформатором с механизмом блокировки и механической 8-ступенчатой
коробкой передач, затем - российской автоматической 6-ступенчатой коробкой, по
заказу - немецким 16-ступенчатым агрегатом ЦФ (ZF), которые используются также
на созданных на его базе седельном тягаче «6450» и 16-тонном шасси «63501».
Машины семейства «Мустанг» развивают максимальную скорость 95-100 км/ч, имеют
запас хода до 1100 км и могут преодолевать 60-процентные подъемы. По заказу они
комплектуются бронированными кабинами. Их выпуск начался в 2003 г., а в 2005 г.
появился 400-сильный КамАЗ-6560 (8х8).
Постоянное участие Камского автозавода в межконтинентальных ралли-марафонах
привело к тому, что созданная для них уникальная спортивно-гоночная машина
КамАЗ-4911 (4х4) в 2003 г. была представлена в военном исполнении, аналогов
которому в мире пока нет. Этот скоростной тактический 5-тонный грузовик-тягач с
бортовым кузовом оснащен новым дизельным двигателем ЯМЗ-7Э846 V8 (17,2 л, 730
л.с.) с турбонаддувом, 16-ступенчатой коробкой передач ЦФ и баками на 800 л
топлива. При сравнительно небольшой полной массе 15,6 т он способен развить
скорость 165 км/ч и разогнаться до 100 км/ч всего за 16 с.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
КамАЗ
(KamAZ)
Набережные Челны
СССР/Россия
1976-
Сегодня грузовики Камского автомобильного завода (КамАЗ) широко используются в
Российской армии. Строительство КамАЗа началось в декабре 1969 г. в Набережных
Челнах Татарской АССР (в 1984-90 гг. - город Брежнев). В феврале 1976 г. с его
конвейера сошли первые грузовики, считавшиеся одним из наиболее крупных
достижений советской автомобильной промышленности. В первую партию входил
8-тонный бортовой автомобиль КамАЗ-5320 (6x6) и его разновидности, рассчитанные
в первую очередь для эксплуатации в народном хозяйстве СССР. Через несколько лет
в программу вошли их модернизированные версии, выполненные на основе базового
10-тонного грузовика "53212", а в 1983 г., с вводом в строй второй очереди
завода, началось изготовление 6-тонного армейского автомобиля КамАЗ-4310 (6x6) с
постоянным приводом всех колес с односкатной ошиновкой. От серийной продукции он
отличался передним ведущим мостом, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, межосевым
дифференциалом с электропневматической блокировкой, лебедкой с тяговым усилием
6-8 тс, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах (в
пределах 0,7-3,0 кгс/см2), двумя топливными баками общей емкостью 240 л и
металлической грузовой платформой с откидными скамейками на 30 солдат и тентом.
Как и гражданские машины, армейский вариант комплектовали дизельным двигателем
КамАЗ-740 (10,8 л, 210 л.с.) V8 с тороидальными камерами сгорания и отдельными
головками блока на каждый цилиндр, сухим 2-дисковым сцеплением, 5-ступенчатой
коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, барабанными тормозами с
пневмоприводом, рессорной подвеской и откидывающейся 3-местной кабиной. В 1989
г. его сменил 220-сильный КамАЗ-43101. Эти машины развивали максимальную
скорость 85 км/ч, преодолевали подъем крутизной 31° и брод глубиной 1,5 м. Их
принципиальная конструкция сохраняется на всех современных военных автомобилях
КамАЗ. В Советской армии их использовали для доставки личного состава и воинских
грузов, буксировки артиллерийских систем массой до 7 т. На таких шасси
устанавливались типовые кузова-фургоны К-4310 Шумерлинского завода с различным
оснащением, топливо- и маслозаправщики АТЗ-7 и АТМЗ-5,5, радиолокационные
комплексы "Каста", установки перекачки горючего ПСГ-300, системы
радиоэлектронной борьбы и шумовых помех, контейнерные перегружатели и т.д.
Седельный тягач "4410" служил для буксировки 15-тонных полуприцепов со
специальным оборудованием, а машина технической помощи МТП-А2 применялась для
вывоза поврежденной колесной техники в полупогруженном положении.
С началом перестройки и появлением в СССР большого количества импортных
грузовиков положение Камского объединения по производству большегрузных
автомобилей "КамАЗ" пошатнулось. В августе 1990 г. КамАЗ стал акционерным
обществом. Разработка нового поколения гражданских грузовиков началась на
переломе 80-90-х гг., но в апреле 1993 г. к многочисленным техническим и
финансовым проблемам прибавился сильный пожар, уничтоживший моторное
производство КамАЗа. Все эти проблемы на несколько лет отодвинули внедрение
третьего поколения грузовиков, выпуск которых начался только в середине 90-х гг.
Его основой по-прежнему оставались гражданские автомобили, среди которых
базовыми считались новый 6,5-тонный грузовик "4325" (4x4) и 11-тонный "53215"
(6x6).
Вслед за новыми гражданскими машинами появилась более совершенная гамма
армейских автомобилей с одинарной ошиновкой, лебедкой и 24-вольтовым
электрооборудованием, способных работать при температурах от -50 до +50 °С,
сильной запыленности и относительной влажности 98%, на высоте до 4650 м над
уровнем моря. Они получили обновленную кабину увеличенной высоты, систему
подкачки шин в диапазоне давления от 0,8 до 4,5 кгс/см2, топливные баки
вместимостью 250-290 л и герметизацию основных узлов, позволившую преодолевать
водные преграды глубинной до 1,75 м. В 1995 г. был представлен 4-тонный военный
грузовик КамАЗ-4326 (4x4), унифицированный с машинами 6x6 и оснащенный
220-сильным дизелем (впоследствии - 240- и 260-сильными двигателями с
турбонаддувом). В 2000-е гг. появился КамАЗ-43261 с колесной базой, укороченной
с 4200 до 3670 мм. Первый 6-тонный автомобиль семейства КамАЗ-43114 (6x6)
двойного назначения, выпускающийся с 1996 г., представлял модернизацию серии
"43101" с 260-сильным дизельным двигателем КамАЗ-7403 V8. За ним последовал
10-тонный вариант КамАЗ-43118 с удлиненной на 353 мм колесной базой, чуть
расширенной колеёй и 10-ступенчатой коробкой передач. Все они развивали
максимальную скорость 90 км/ч, преодолевали подъемы крутизной 53-60%, могли
буксировать прицепные системы массой 7-12 т и служили базой для многочисленных
специальных исполнений. В 1997 г. на 220-сильном шасси "4326" (4x4) была
построена опытная бронированная машина БПМ-97 для пограничной службы,
разработанная при участии НПЦ МГТУ имени Н. Э. Баумана и НИИ стали. Она
снабжалась стальным несущим корпусом Курганского машзавода, в котором
размещалось отделение на 8 человек личного состава, а на поворотной башне с
12,7-мм пулеметом можно было установить гранатомет или противотанковые ракетные
комплексы. Вариант БПМ-2000 оборудовали моторами мощностью 240-260 л.с. и
14,5-мм пулеметом. Эта машина стала базой бронетранспортера "КамАЗ-43269
Выстрел" с боевой массой 12 т, мелкосерийный выпуск которого налажен на заводе "Ремдизель"
в Набережных Челнах. Он снабжен 10-местным корпусом с возможностью установки
башен для вооружения калибра до 30 мм и системой подкачки шин. Грузовики серий
"43114" и "43118" (6x6) и седельные тягачи "44108/44118" предлагаются с
локальным бронированием кабин и жизненно важных узлов и систем. Новые машины
унаследовали от прежней серии "43101" все ее военные профессии. На шасси
КамАЗ-43114 Шумерлинский завод специализированных автомобилей предлагает
многоцелевой фургон КМ-43114, систему сменных контейнеров КК4 и машину
технической помощи МТП-А2.М. На шасси КамАЗ-43118 устанавливаются секции нового
понтонного парка ПП-91.
Работы над новым семейством тактических грузовиков начались еще в конце 70-х гг.
в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1976 г.,
которым был присвоен военный код "Мустанг". Лишь в 1997 г. КамАЗ завершил
разработку унифицированной гаммы многоцелевых армейских машин "Мустанг" для
работы в наиболее неблагоприятных условиях, перевозки 30-40 человек личного
состава, буксировки прицепов массой до 15 т и монтажа вооружения, военной
техники и контейнеров массой 5,1-11,6 т. В нее вошли бортовые грузовики "4350"
(4x4), "5350" (6x6) и "6350" (8x8) грузоподъемностью 4, 6 и 10 т, оснащенные
дизельными двигателями КамАЗ мощностью 240, 260 и 360 л.с. соответственно,
лебедками с тяговым усилием 7,7-8,0 тс и топливными баками вместимостью от 295
до 560 л. По общей конструкции все они унифицированы с описанными выше машинами,
но 4-осный вариант вначале оснащался гидротрансформатором с механизмом
блокировки и механической 8-ступенчатой коробкой передач, затем - российской
автоматической 6-ступенчатой коробкой, по заказу - немецким 16-ступенчатым
агрегатом ЦФ (ZF), которые используются также на созданных на его базе седельном
тягаче "6450" и 16-тонном шасси "63501". Машины семейства "Мустанг" развивают
максимальную скорость 95-100 км/ч, имеют запас хода до 1100 км и могут
преодолевать 60-процентные подъемы. По заказу они комплектуются бронированными
кабинами. Их выпуск начался в 2003 г., а в 2005 г. появился 400-сильный
КамАЗ-6560 (8x8).
Постоянное участие Камского автозавода в межконтинентальных ралли-марафонах
привело к тому, что созданная для них уникальная спортивно-гоночная машина
КамАЗ-4911 (4x4) в 2003 г. была представлена в военном исполнении, аналогов
которому в мире пока нет. Этот скоростной тактический 5-тонный грузовик-тягач с
бортовым кузовом оснащен новым дизельным двигателем ЯМЗ-7Э846 V8 (17,2 л, 730
л.с.) с турбонаддувом, 16-ступенчатой коробкой передач ЦФ и баками на 800 л
топлива. При сравнительно небольшой полной массе 15,6 т он способен развить
скорость 165 км/ч и разогнаться до 100 км/ч всего за 16 с.
КамАЗ-4310, 6x6, 1983 г.
КамАЗ-4326, 4x4, 1995 г.
КамАЗ-43101 с перегружателем сменных кузовов, 1995/2003 г.
КамАЗ-43114, 6x6, 1996 г.
КамАЗ-43118, 6x6, 1998 г.
КамАЗ-6350, 8x8, 2002 г.
КамАЗ-4911, 4x4, 2003 г.
Авиадесантируемый КамАЗ-43501, 4x4, 2006 г.
КамАЗ-43269 Выстрел, 4x4, 2006 г.
Машина технической помощи МТП-А2 на шасси КамАЗ-43101
Топливная цистерна АЦ-10 на шасси КамАЗ-53212-1310, 6x6
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с