KENWORTH | |
777888999000111222333
|
КЕНУОРТ
(KENWORTH)
Сиэтл/Канзас-Сити, США, 1941
Сегодня компания «Кенуорт» остается одним из ведущих изготовителей тяжелых
грузовых автомобилей и магистральных тягачей, олицетворяющих высокие качество,
мощь, комфорт и долговечность. Создавая ее в 1923 г., предприниматели Гарри Кент
(Harry Kent) и Эдгар Уортингтон (Edgar Worthington) рассчитывали использовать
свои автомобили на наиболее тяжелых работах вдали от ремонтных баз, сделав их
особо прочными и простыми. С началом Второй мировой войны именно эти качества
привлекали внимание военного ведомства США, которому срочно потребовались новые
поставщики тяжелой автотехники.
Кенуорт-570 (М1), 6х6, 1941 г.
Кенуорт-580, 6х6, 1943 г.
Кенуорт-573 (М1А1), 6х6, 1943 г.
Первоначально специализацией «Кенуорта» была сборка тяжелых стандартизованных
ремонтно-эвакуационных машин М1 на полноприводном шасси 6х6, изготовлением
которых занималась также фирма «Уорд ЛаФранс» (Ward LaFrance). Так, в 1941 г.
программа «Кенуорта» пополнилась эвакуатором «570» с 6-цилиндровым бензиновым
двигателем «Континентал 22R» (Continental) мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой
коробкой передач «Фуллер» (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной и мостами «Тимкен»
(Timken), а также задним 5-тонным краном «Гар Вуд» (Gar Wood). «Кенуорт-570»
соответствовал машине «Уорд ЛаФранс 1000» серии 1, от которой внешне отличался
более округлой формой кабины гражданского образца, прямоугольной защитной
решеткой радиатора, отсутствием воздушных прорезей на боковинах капота и рядом
мелких деталей. В 1942-43 гг. выпускался вариант «571» с модернизированным
краном, в 1943 г. - модель «572» с 6-тонным краном, получившим механический
привод от трансмиссии. Таких машин изготовили 520 единиц. В 1943-45 гг. обе
фирмы собирали одинаковые эвакуаторы М1А1 - «Кенуорт-573» и «Уорд ЛаФранс» серии
5, получившие открытую кабину с мягким верхом и пулеметной турелью,
военизированную переднюю облицовку с угловатыми крыльями и широкой плоской
решеткой радиатора. В общей сложности на «Кенуорте» построили 840 эвакуаторов и
100 шасси для аэродромных пожарных машин. В мае 1943 г. фирма представила свой
10-тонный эвакуатор «580» (6х6) с полубронированной кабиной над двигателем и
стреловым краном «Холмс» (Holms). Автомобиль имел 202-сильный мотор «Геркулес» (Hercules),
5-ступенчатую коробку, две лебедки с общим тяговым усилием 40 тс и работал с
одноосным полуприцепом. Второй вариант был создан через год. В 1944-45 гг. фирма
собрала 1100 седельных тягачей «Интернэшнл Н-542-11» (International), а также
была подключена к изготовлению машин «Отокар U7144T» (Autocar). Одновременно она
изготовляла комплектующие изделия для бомбардировщиков «Боинг» (Boeing).
Транспортер «Кенуорт Т10» с «атомной пушкой» М65, 1953 г.
Кенуорт Т30, 6х6, 1946 г.
Кенуорт ХМ194Е4, 8х8, 1955 г.
Кенуорт ХМ523Е1, 6х6, 1962 г.
Кенуорт-953, 6х6, 1959 г.
После войны, войдя в состав промышленной корпорации «Паккар» (Paccar), компания
«Кенуорт» оказалась наследником разработанных ею тяжелых тягачей. Уже в конце
1945 г. фирма представила военному ведомству бескапотный 8-тонный седельный
тягач «Кенуорт T30» (6х6) для перевозки танков с двойной кабиной и 24-дюймовыми
колесами, к которому в июне 1946 г. присоединился балластный бортовой вариант.
Их силовой агрегат состоял из бензинового двигателя «Континентал» (12,3 л, 290
л.с.), 5-ступенчатой коробки «Фуллер» и 3-ступенчатой раздаточной «Тимкен».
Машины развивали скорость 80 км/ч и могли работать в составе автопоездов полной
массой до 75 т.
Тесное сотрудничество с Детройтским арсеналом в 50-е гг. позволило «Кенуорту»
постоянно получать государственные заказы на создание опытных тяжелых машин. Так
в 1950-51 гг. в мастерских арсенала были построены первые 15-тонные танковые
тягачи ХМ194 (8х8) в нескольких исполнениях. Для доводки и модернизации вариант
ХМ194Е2 был передан на «Кенуорт», где в 1955 г. появились седельные тягачи
ХМ194ЕЗ и ХМ194Е4 с перспективными для того времени многотопливными двигателями
«Континентал» воздушного охлаждения с впрыском топлива, установленными за
кабиной, а также с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison)
и 25-дюймовыми колесами. На первом использовался мотор V8 (19,6 л, 530 л.с.), на
втором - V12 (29,3 л, 825 л.с.). Тягачи работали в составе 70-тонных автопоездов
и развивали скорость 72 км/ч. В начале 50-х гг. компания «Кенуорт» занималась
также реализацией идеи сочлененных танковых транспортеров, выдвинутой братьями
Кук (Cook) во время войны. В 1952-53 гг. она построила 66 транспортеров Т10
длиной 25,6 м, состоявших из двух короткобазных седельных тягачей А (М249) и В
(М250) 4х4, между которыми подвешивалась низкорамная 85-тонная платформа для
перевозки танков или 280-мм гаубицы М65, известной как «атомная пушка». Каждый
тягач оснащался 6-цилиндровым оппозитным двигателем «Континентал» (14,7 л, 375
л.с.) воздушного охлаждения и полуавтоматической коробкой передач. Этим
транспортером с колесной формулой 8х8 управляли два человека - водитель,
располагавшийся в кабине первой машины, и оператор заднего тягача.
Последние опытные военные машины «Кенуорт» появились в начале 60-х гг. Это были
25-тонные капотные седельные тягачи ХМ523 (6х6) для доставки основных танков. Их
построили на коммерческом шасси «552», созданном для работы в пустынных районах.
Вариант ХМ523 оборудовали дизельным двигателем «Камминс» (Cummins) мощностью 380
л.с., механической 5-ступенчатой коробкой передач, 3-ступенчатой раздаточной «Спайсер»
(Spicer) и ведущими мостами «Кларк» (Clark). Тягач ХМ523Е1 с увеличенной
площадью радиатора работавший с полуприцепом ХМ524Е1, получил полуавтоматическую
4-ступенчатую коробку «Кларк» и моторный тормоз-замедлитель.
Кенуорт T800B, 6x4, 1997 г.
Обе машины остались в опытных образцах, подведя черту под военными разработками
«Кенуорта». В середине 60-х гг. в Саудовскую Аравию и американские войска во
Вьетнаме поступали «пустынные» 25-тонные грузовики «552» (6х6) с дизелями «Камминс»
или «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), гидромеханическими коробками передач и
широкопрофильными односкатными колесами от транспортного самолета С46.
Централизация производства военной автотехники, проведенная в 70-е гг.,
полностью лишила компанию «Кенуорт» крупных заказов. К этому времени она могла
предложить вооруженным силам США и других стран только свои наиболее тяжелые и
крупные коммерческие грузовики - 15-тонные капотные «953» и бескапотные «993»
(6х6), рассчитанные на работу в экстремальных дорожных и климатических условиях.
На них устанавливали разные дизельные двигатели мощностью от 304 до 700 л.с.,
механические или автоматические коробки передач, планетарные колесные редукторы,
дополнительные радиаторы и топливные баки емкостью до 1200 л. Машины
использовались для перевозки танков и тяжелых неделимых грузов, монтажа
специального оборудования и 40-тонных ремонтно-эвакуационных кранов «Холмс».
В последующие годы компания «Кенуорт» поставляла в вооруженные силы США и других
стран мира в основном свои доработанные серийные грузовики, специальные шасси и
седельные тягачи серий W900 и Т800 (6x4), оборудованные агрегатами разных фирм и
предназначенные для работы в составе автопоездов полной массой до 125 т.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
КЕНУОРТ
(KENWORTH)
Сиэтл/Канзас-Сити
США
1941-
Сегодня компания "Кенуорт" остается одним из ведущих изготовителей тяжелых
грузовых автомобилей и магистральных тягачей, олицетворяющих высокие качество,
мощь, комфорт и долговечность. Создавая ее в 1923 г., предприниматели Гарри Кент
(Harry Kent) и Эдгар Уортингтон (Edgar Worthington) рассчитывали использовать
свои автомобили на наиболее тяжелых работах вдали от ремонтных баз, сделав их
особо прочными и простыми. С началом Второй мировой войны именно эти качества
привлекали внимание военного ведомства США, которому срочно потребовались новые
поставщики тяжелой автотехники.
Первоначально специализацией "Кенуорта" была сборка тяжелых стандартизованных
ремонтно-эвакуационных машин М1 на полноприводном шасси 6x6, изготовлением
которых занималась также фирма "Уорд ЛаФранс" (Ward LaFrance). Так, в 1941 г.
программа "Кенуорта" пополнилась эвакуатором "570" с 6-цилиндровым бензиновым
двигателем "Континентал 22R" (Continental) мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой
коробкой передач "Фуллер" (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной и мостами "Тимкен"
(Timken), а также задним 5-тонным краном "Гар Вуд" (Gar Wood). "Кенуорт-570"
соответствовал машине "Уорд ЛаФранс 1000" серии 1, от которой внешне отличался
более округлой формой кабины гражданского образца, прямоугольной защитной
решеткой радиатора, отсутствием воздушных прорезей на боковинах капота и рядом
мелких деталей. В 1942-43 гг. выпускался вариант "571" с модернизированным
краном, в 1943 г. - модель "572" с 6-тонным краном, получившим механический
привод от трансмиссии. Таких машин изготовили 520 единиц. В 1943-45 гг. обе
фирмы собирали одинаковые эвакуаторы М1А1 - "Кенуорт-573" и "Уорд ЛаФранс" серии
5, получившие открытую кабину с мягким верхом и пулеметной турелью,
военизированную переднюю облицовку с угловатыми крыльями и широкой плоской
решеткой радиатора. В общей сложности на "Кенуорте" построили 840 эвакуаторов и
100 шасси для аэродромных пожарных машин. В мае 1943 г. фирма представила свой
10-тонный эвакуатор "580" (6x6) с полубронированной кабиной над двигателем и
стреловым краном "Холмс" (Holms). Автомобиль имел 202-сильный мотор "Геркулес" (Hercules),
5-ступенчатую коробку, две лебедки с общим тяговым усилием 40 тс и работал с
одноосным полуприцепом. Второй вариант был создан через год. В 1944-45 гг. фирма
собрала 1100 седельных тягачей "Интернэшнл Н-542-11" (International), а также
была подключена к изготовлению машин "Отокар U7144T" (Autocar). Одновременно она
изготовляла комплектующие изделия для бомбардировщиков "Боинг" (Boeing).
После войны, войдя в состав промышленной корпорации "Паккар" (Paccar), компания
"Кенуорт" оказалась наследником разработанных ею тяжелых тягачей. Уже в конце
1945 г. фирма представила военному ведомству бескапотный 8-тонный седельный
тягач "Кенуорт Т30" (6x6) для перевозки танков с двойной кабиной и 24-дюймовыми
колесами, к которому в июне 1946 г. присоединился балластный бортовой вариант.
Их силовой агрегат состоял из бензинового двигателя "Континентал" (12,3 л, 290
л.с.), 5-ступенчатой коробки "Фуллер" и 3-ступенчатой раздаточной "Тимкен".
Машины развивали скорость 80 км/ч и могли работать в составе автопоездов полной
массой до 75 т.
Тесное сотрудничество с Детройтским арсеналом в 50-е гг. позволило "Кенуорту"
постоянно получать государственные заказы на создание опытных тяжелых машин. Так
в 1950-51 гг. в мастерских арсенала были построены первые 15-тонные танковые
тягачи ХМ194 (8x8) в нескольких исполнениях. Для доводки и модернизации вариант
ХМ194Е2 был передан на "Кенуорт", где в 1955 г. появились седельные тягачи
ХМ194Е3 и ХМ194Е4 с перспективными для того времени многотопливными двигателями
"Континентал" воздушного охлаждения с впрыском топлива, установленными за
кабиной, а также с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison)
и 25-дюймовыми колесами. На первом использовался мотор V8 (19,6 л, 530 л.с.), на
втором - V12 (29,3 л, 825 л.с.). Тягачи работали в составе 70-тонных автопоездов
и развивали скорость 72 км/ч. В начале 50-х гг. компания "Кенуорт" занималась
также реализацией идеи сочлененных танковых транспортеров, выдвинутой братьями
Кук (Cook) во время войны. В 1952-53 гг. она построила 66 транспортеров Т10
длиной 25,6 м, состоявших из двух короткобазных седельных тягачей А (М249) и В
(М250) 4x4, между которыми подвешивалась низкорамная 85-тонная платформа для
перевозки танков или 280-мм гаубицы М65, известной как "атомная пушка". Каждый
тягач оснащался 6-цилиндровым оппозитным двигателем "Континентал" (14,7 л, 375
л.с.) воздушного охлаждения и полуавтоматической коробкой передач. Этим
транспортером с колесной формулой 8x8 управляли два человека - водитель,
располагавшийся в кабине первой машины, и оператор заднего тягача.
Последние опытные военные машины "Кенуорт" появились в начале 60-х гг. Это были
25-тонные капотные седельные тягачи ХМ523 (6x6) для доставки основных танков. Их
построили на коммерческом шасси "552", созданном для работы в пустынных районах.
Вариант ХМ523 оборудовали дизельным двигателем "Камминс" (Cummins) мощностью 380
л.с., механической 5-ступенчатой коробкой передач, 3-ступенчатой раздаточной "Спайсер"
(Spicer) и ведущими мостами "Кларк" (Clark). Тягач ХМ523Е1 с увеличенной
площадью радиатора, работавший с полуприцепом ХМ524Е1, получил
полуавтоматическую 4-ступенчатую коробку "Кларк" и моторный тормоз-замедлитель.
Обе машины остались в опытных образцах, подведя черту под военными разработками
"Кенуорта". В середине 60-х гг. в Саудовскую Аравию и американские войска во
Вьетнаме поступали "пустынные" 25-тонные грузовики "552" (6x6) с дизелями "Камминс"
или "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce), гидромеханическими коробками передач и
широкопрофильными односкатными колесами от транспортного самолета С46.
Централизация производства военной автотехники, проведенная в 70-е гг.,
полностью лишила компанию "Кенуорт" крупных заказов. К этому времени она могла
предложить вооруженным силам США и других стран только свои наиболее тяжелые и
крупные коммерческие грузовики - 15-тонные капотные "953" и бескапотные "993"
(6x6), рассчитанные на работу в экстремальных дорожных и климатических условиях.
На них устанавливали разные дизельные двигатели мощностью от 304 до 700 л.с.,
механические или автоматические коробки передач, планетарные колесные редукторы,
дополнительные радиаторы и топливные баки емкостью до 1200 л. Машины
использовались для перевозки танков и тяжелых неделимых грузов, монтажа
специального оборудования и 40-тонных ремонтно-эвакуационных кранов "Холмс".
В последующие годы компания "Кенуорт" поставляла в вооруженные силы США и других
стран мира в основном свои доработанные серийные грузовики, специальные шасси и
седельные тягачи серий W900 и Т800 (6x6), оборудованные агрегатами разных фирм и
предназначенные для работы в составе автопоездов полной массой до 125 т.
Кенуорт-570 (М1), 6x6, 1941 г.
Кенуорт-573 (М1А1), 6x6, 1943 г.
Кенуорт-580, 6x6, 1943 г.
Кенуорт Т30, 6x6, 1946 г.
Транспортер "Кенуорт Т10" с "атомной пушкой" М65, 1953 г.
Кенуорт ХМ194Е4, 8x8, 1955 г.
Кенуорт-953, 6x6, 1959 г.
Кенуорт ХМ523Е1, 6x6, 1962 г.
Кенуорт Т800В, 6x6, 1997 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с